Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стаж для пенсии в Беларуси в 2022 году для женщин». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:
- накопить минимальный страховой стаж;
- накопить минимальный общий трудовой стаж;
- достигнуть пенсионного возраста.
Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
В общий трудовой стаж включается не только рабочий период со страховыми выплатами, но и:
- обучение в техникуме или колледже, ВУЗе, послевузовское образование;
- декретный отпуск;
- уход за родственниками-инвалидами.
С 1 января 2020 года солдаты срочной службы включены в систему обязательного государственного социального страхования. Так как в это время будут поступать взносы в ФСЗН, то теперь срочная служба учитывается при учете страхового стажа.
Продолжительность трудового стажа для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет.
Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации учитывается при расчете трудового и страхового стажа для белорусов.
Пенсионный возраст с 2022 году для белорусских мужчин – 63 года, для женщин – 58 лет. Подробный график возрастного повышения пенсий в Беларуси составлен ниже. Расчет трудовых пенсий по возрасту зависит от средней заработной платы работников в стране.
Пенсии по возрасту – это как минимум 55% от средней зарплаты в стране. При этом сумма не может быть меньше, чем установленная законодательством минимальная пенсия.
В 2016 году в пенсионное законодательство в РБ были внесены значительные изменения. С этого года возраст выхода на пенсию постепенно увеличивается на 6 месяцев до достижения черты в 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.
Год | Пенсионный возраст для мужчин | Пенсионный возраст для женщин |
2016 | 60 лет | 55 лет |
2017 | 60 лет и 6 месяцев | 55 лет и 6 месяцев |
2018 | 61 год | 56 лет |
2019 | 61 год и 6 месяцев | 56 лет и 6 месяцев |
2020 | 62 года | 57 лет |
2021 | 62 года и 6 месяцев | 57 лет и 6 месяцев |
2022 и последующие годы | 63 года | 58 лет |
Законодательство РБ учитывает, что по объективным причинам можно не накопить достаточный стаж для получения трудовой пенсии, либо по объективным причинам люди имеют право выйти на пенсию раньше. Поэтому некоторые категории граждан имеют право получать льготную пенсию в Беларуси до наступления стандартного трудового стажа или пенсионного возраста.
Право на досрочное государственное пенсионное обеспечение имеют:
- родители детей-инвалидов с детства;
- сами инвалиды с детства;
- инвалиды войны;
- многодетные матери (от 5 детей);
- матери военнослужащих, погибших при исполнении;
- лилипуты и карлики;
- люди, чья работа связана с социально-значимыми видами деятельности;
- работники военизированных организаций, которые не имеют право на стандартную военную пенсию в Беларуси (не входят в перечень Закона РБ «О пенсионном обеспечении военнослужащих»);
- работники с вредными и опасными условиями труда и т.д.
Подробные условия назначения досрочной пенсии можно прочитать в Законе РБ «О пенсионном обеспечении».
- Пенсии в Беларуси делятся на трудовые и социальные.
- Трудовые пенсии – это пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, за особые заслуги перед государством.
- Социальные пенсии назначаются тем, кто не имеет право на трудовую.
- Трудовая пенсия по возрасту полагается тем, кто достиг пенсионного возраста и имеют достаточно трудового стажа. Возможны случаи досрочных пенсий.
- Пенсионный возраст в 2022 году – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.
- Социальные пенсии увеличиваются 4 раза в год вместе с БПМ.
- Трудовые пенсии увеличиваются, как минимум, 1 раз в год. Они зависят от средней зарплаты по стране.
Трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и накопившим страховой стаж.
Общеустановленный пенсионный возраст в 2022 г.:
– 63 года – для мужчин;
– 58 лет – для женщин.
Соответственно, право на пенсию получат
– мужчины 1959 (II полугодие) года рождения;
– женщины 1964 (II полугодие) года рождения.
Право на пенсию возникнет у «молодых» пенсионеров во второй половине 2022 г.
Трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа, в который включаются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН.
Страховой стаж в 2022 г. составляет 18 лет 6 месяцев.
Он будет расти ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет в 2025 г.
Есть категории получателей трудовых пенсий по возрасту, для которых страховой стаж составляет 5 лет (например, инвалиды с детства I и II группы) или 10 лет (например, матери четверых детей).
Напомним, что повышение пенсионного возраста на 3 года для мужчин и для женщин началось с 1 января 2017 г. и в 2022 г. заданная пенсионной реформой планка будет взята. Поднимать ее пока не планируют. Закончится также переходный период, особенностью которого было действие требований к пенсионному возрасту и стажу в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), на который они предусмотрены. Для пенсионеров очень важна была дата обращения за пенсией.
Например, если у женщины право на пенсию возникло в декабре 2021 г. (достигла в декабре общеустановленного пенсионного возраста 57 лет 6 месяцев и имеет страховой стаж, требуемый для назначения пенсии в 2021 г. (18 лет)), но она обратится в орган по труду, занятости и социальной защите за пенсией в январе 2022 г., то для определения ее права на пенсию будут применяться новые требования к пенсионному возрасту и страховому стажу, действующие с 1 января 2022 г. (58 лет и 18 лет 6 месяцев соответственно).
Ежегодно также на 1 год увеличивается период, из заработка за который исчисляется пенсия. В 2022 г. пенсия будет рассчитываться из заработка за последние 28 лет подряд стажа работы.
С работниками-пенсионерами контракты заключаются и продлеваются по общим правилам. Однако в законодательстве о труде есть гарантии для тех, кому до пенсии не хватает двух лет – работникам предпенсионного возраста.
Контракты, заключенные с такими работниками, продлеваются (заключаются новые) с учетом общеустановленного пенсионного возраста, определенного на календарный год.
С работником предпенсионного возраста контракт продлевается (заключается новый) при условии, что сотрудник выполняет работу добросовестно, не нарушая производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину. Тогда в соответствии со ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с ним на срок до достижения общеустановленного (в текущем году) пенсионного возраста. Два обстоятельства – дисциплина и возраст – применяются в совокупности. Это означает, что дисциплинарные взыскания или меры правового воздействия (например, лишение/снижение премии) снимают с нанимателя обязанность продлевать контракт с предпенсионером.
Предпенсионный возраст в 2022 г. составит:
– 61 год для мужчин;
– 56 лет – для женщин.
Что касается прекращения контракта, то, достигнув пенсионного возраста, работник может потребовать прекратить трудовые отношения досрочно в любой момент, причем сам определить дату своего увольнения и указать ее в заявлении. Ссылка в приказе об увольнении по требованию работника в связи с достижением пенсионного возраста (выходом на пенсию по возрасту) производится на п. 3 ч. 2 ст. 35 ТК (а не на ст. 41 ТК).
04.03.2022 Дополнительные рейсы автобусов вводят на ближайшие выходные в Витебске 03.03.2022 В БЖД рассказали, как купить билеты из-за технических затруднений на онлайн-ресурсах 01.03.2022 Ставка рефинансирования с 1 марта повышается до 12% годовых 28.02.2022 Итоги работы Витебского городского исполнительного комитета в сфере защиты прав потребителей в 2021 году 28.02.2022 Ратуша в Витебске: историческая ценность и музей
- Новости
В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).
Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.
Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.
Если такого стажа не хватает, вместо пенсии по возрасту человек будет получать низкую социальную пенсию. Но есть и исключения (например, многодетные матери).
Продолжительность жизни увеличивается во всем мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодежи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.
С 1 октября 2022 года работники смогут отчислять до 10% заработка на формирование накопительной пенсии. Это было и раньше, но популярностью такой вариант не пользовался: на пенсии копили не более 5% работников. Сейчас такое решение останется добровольным, но с оговоркой: в этом случае работодатель должен будет также переводить деньги на пенсионный счет работника. Нагрузка для нанимателя не должна увеличиться: дополнительные проценты будут высчитывать из обязательных страховых взносов за работника (они составляют 28%).
Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при стаже работы не менее 25 лет, женщины при стаже работы не менее 20 лет по достижении общеустановленного пенсионного возраста:
в 2016 году: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет;
в 2017 году: мужчины — 60 лет 6 месяцев, женщины — 55 лет 6 месяцев;
в 2018 году: мужчины — 61 года, женщины — 56 лет;
в 2019 году: мужчины — 61 года 6 месяцев, женщины — 56 лет 6 месяцев;
в 2020 году: мужчины — 62 лет, женщины — 57 лет;
в 2021 году: мужчины — 62 лет 6 месяцев, женщины — 57 лет 6 месяцев;
в 2022 году и последующие годы: мужчины — 63 лет, женщины — 58 лет.
Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в периоды работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда, и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных настоящим Законом. При этом предоставляется право:
на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 11- 13и 15Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее –Закон) и за выслугу лет в соответствии со статьями 47- 49-2Закона — при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет;
на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями 17- 22 Закона — при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда не менее 5 лет.
Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют:
а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестациирабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет:
мужчины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах;
женщины — при стаже работы не менее 15 лет 6 месяцев, из них не менее 7 лет 6 месяцев (при этом не менее 3 лет 9 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах. Начиная с 1 января 2017 года указанные 15 лет 6 месяцев стажа работы ежегодно с 1 января увеличиваются на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;
б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, — по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестациирабочих мест со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:
мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на указанных работах;
женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет (при этом не менее 5 лет в период до 1 января 2009 года) на указанных работах.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда до 1 января 2009 года, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год — за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
в) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по спискупроизводств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе
д) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
е) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, — со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.
Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
ж) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет:
мужчины — при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;
женщины — при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.
В Беларуси с 1 января повысят пенсионный возраст. На сколько?
В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон) гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Таким образом, для назначения такой пенсии по возрасту необходимо наличие следующих условий:
ликвидация организации. Только увольнение работника по данному основанию дает право на досрочный выход на пенсию по возрасту (на 2 года или, может быть, менее). В трудовой книжке наряду со ссылкой на пункт 1 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь должна быть расшифровка «в связи с ликвидацией организации»;
достижение предпенсионного возраста,
наличие общего стажа работы для женщин – 20 лет, для мужчин – 25 лет;
признание гражданина безработным.
Право на досрочную пенсию по возрасту в соответствии со статьей 22 Закона с согласия заявителя определяет управление по труду, занятости и социальной защите лишь при отсутствии возможности трудоустройства.
В соответствии со статьей 24 Закона безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Для назначения этой пенсии необходимо наличие следующих условий:
признание гражданина безработным и наличие права на получение пособия по безработице в течение не менее чем 52 календарных недель. Право на досрочную пенсию по возрасту в соответствии со статьей 24 Закона с согласия заявителя определяет управление по труду, занятости и социальной защите лишь при отсутствии возможности трудоустройства. Общий трудовой стаж, который дает право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, должен быть не менее 33 лет у женщин и не менее 38 лет у мужчин. Обращаем внимание читателей, что периоды получения пособия по безработице для определения права на пенсию включаются в трудовой стаж в общей сложности не более 6 месяцев;
достижение предпенсионного возраста.
Следует отметить, что пенсии по возрасту, назначенные в соответствии с данным Законом, в период работы не выплачиваются. После приобретения права на пенсию по другим основаниям выплата пенсии производится в общем порядке.
К пенсии по возрасту устанавливается надбавка на уход:
инвалидам I группы — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, а также другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий (МРЭК) или врачебно-консультационных комиссий (ВКК) в постоянной посторонней помощи, — 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
При наличии права на надбавку на уход по двум основаниям, надбавка начисляется по одному из них.
Инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
Статьей 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрены основания для повышения пенсии.
В статье 39 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» перечислены основания для получения надбавки к пенсии.
При обращении за назначением пенсии заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство (паспорт гражданина Республики Беларусь, справку установленной формы, выдаваемую органом внутренних дел по месту жительства в замен утерянного паспорта, вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства).
К заявлению о назначении пенсии по возрасту должны быть приложены:
документы, подтверждающие стаж работы: трудовая книжка, свидетельства о рождении детей, военный билет, документы об обучении в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре, справка о периоде получения пособия по безработице и т.д. (периоды, засчитываемые в стаж для назначения пенсии указаны в статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»);
справка о заработке за последние 23 года работы, для граждан, оформляющих пенсию в 2017 году (при этом за период работы с 01.01.2003 сведения о заработке запрашиваются специалистами отдела по назначению пенсий в Фонде социальной защиты населения). 23 – летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося стажа работы;
страховое свидетельство государственного социального страхования (для лиц, работавших после 1 января 2003 года).
В необходимых случаях представляются:
документы, подтверждающие стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда (справки установленной формы);
при назначении пенсии многодетным матерям — документы о рождении детей и воспитании их до 8-летнего (16-летнего) возраста;
документы, подтверждающие, что ребенок заявителя признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом, и о воспитании его не менее 8 лет в период до его совершеннолетия;
при назначении пенсии матерям военнослужащих — документ о смерти военнослужащего и о причинной связи смерти с исполнением обязанностей военной службы, а также документ, подтверждающий родственные отношения с умершим (если это не усматривается из документа о смерти);
при назначении пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» — документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на назначение пенсии по возрасту досрочно;
документы, удостоверяющие право заявителя на надбавку и (или) повышение пенсии;
документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);
документы о присвоении почетного звания «Мать-героиня».
В соответствии со ст. 22- 1, введенной Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 N 97-З, лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, не имеющие требуемого в соответствии с Законом стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда, имеют право на пенсию по возрасту:
а) мужчины — при стаже работы не менее 40 лет;
женщины — при стаже работы не менее 35 лет;
б) лица, проходившие военную службу (службу в военизированных организациях), — мужчины при стаже работы не менее 25 лет и женщины при стаже работы не менее 20 лет, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях), и отсутствии права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».
Примечание. Под военной службой (службой в военизированных организациях) для целей применения пункта «б» настоящей статьи понимаются периоды военной службы (службы в военизированных организациях), указанные в пункте «а» части второй статьи 51 Закона, за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.
В соответствии со ст. 23-1 Закона при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:
6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого в соответствии со статьей 56 Закона исчисляется пенсия, — соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка — за полный пятый и каждый последующий год работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой;
1 процент заработка, из которого в соответствии со статьей 56 Закона исчисляется пенсия, — за каждые полные два месяца неполного года работы. Данный размер увеличения пенсии суммируется с размерами увеличения пенсии, предусмотренными абзацем вторым настоящей части.
Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение пенсии в соответствии с частью первой настоящей статьи, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.
Увеличение размера назначенной пенсии по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи производится независимо от ограничения, установленного частью третьей статьи 23 настоящего Закона.
Периоды работы до 1 января 2017 года без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (кроме периодов работы до 1 сентября 1998 года, учтенных при назначении пенсий до указанной даты) учитываются для увеличения размера пенсии по возрасту в соответствии с настоящей статьей независимо от условия назначения пенсии.
На 2022 год запланировано очередное повышение пенсионного возраста, которое началось в 2017 году. Со следующего года этот показатель составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин, сообщается на сайте Минтруда.
В этом году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.
Ранее чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но речь шла только о женщинах. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ.
— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — говорила ранее министр труда Ирина Костевич.
Напомним, в бюджете ФСЗН, из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета. Об этом ранее заявлял в том числе Александр Лукашенко. Минтруда и другим профильным ведомствам не удается решить эту проблему.
Со следующего года также повысят минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18 лет, с 1 января 2022 года он вырастет на полгода — до 18,5 года.
Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет (это произойдет в 2025 году). Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 141,73 рубля.
Ранее с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.
Ежегодное повышение страхового стража на полгода, начавшееся одновременно с повышением пенсионного возраста, продлится до 2025 года.
Для тех, кто выходит на пенсию в нынешнем году, страховой стаж составляет 18 лет. В следующем году он повысится до 18 с половиной лет, в 2023 году – до 19 лет, в 2024 году – до 19 с половиной лет.
К 2025 году страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту/за выслугу лет составит 20 лет.
Отдельные категории населения могут получать досрочную пенсию по возрасту, имея 5 лет страхового стажа.
Это матери 5 и более детей, родители детей-инвалидов с детства, инвалиды с детства, инвалиды войн, матери погибших при исполнении обязанностей военных, карлики и лилипуты, а также граждане, являвшиеся инвалидами первой/второй группы на протяжении не менее 21 года (до достижения ими пенсионного возраста).
Также ряд категорий населения может получать пенсию по возрасту, имея 10 лет страхового стажа.
Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.
Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:
- стаж работы;
- величина заработка;
- доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.
Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.
О стаже
Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:
- страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
- общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.
Минимально необходимый для начисления пенсии на общих основаниях трудовой стаж: 25 лет для мужчин, 20 лет – для женщин. Максимальный стаж, который учитывается для расчета пенсий – 45 лет для мужчин, 40 лет для женщин.
Требования к страховому стажу другие, в 2022 году нужно не менее 18,5 лет и для мужчин, и для женщин. Этот минимум растет каждые полгода, в 2025 году будет уже 20 лет, дальнейший рост не предусмотрен.
Это самый главный вопрос, и быстро в нем не разобраться.
Вот главные составляющие такого расчета:
- текущий средний заработок по стране;
- коэффициент конкретного пенсионера;
- минимально необходимый страховой стаж;
- общий стаж, в том числе, сверх минимально положенного;
- продолжает пенсионер работать или нет;
- особые условия расчета для отдельных категорий работников.
Заработок при расчете делится на части. До 130% от среднего учитывается полностью в пределах 10% от полученной суммы, дальше идет учет с уменьшением по 10%. Расчет идет до заработка в 500% от среднего, т. е. коэффициента 5.
Сразу понять сложно, поэтому приведем пример для расчета пенсии для мужчины, который имеет стаж 40 лет, коэффициент – 0,8, средняя зарплата, которую применяют для расчета пенсий сейчас, – 1 113,01 руб.
1 113,01 руб. х 0,8 = 890,41 руб. – осовремененный заработок пенсионера для расчета.
Берем 130% от среднего заработка, выходит 1 446,91 руб., от этой суммы берем 10%, получаем 144,69 руб.
Повторяем расчеты для каждых следующих 10%:
- 144,69 руб. х 0,9 (90%) = 130,22 руб.;
- 144,69 руб. х 0,8 (80%) = 115,75 руб.;
- 144,69 руб. х 0,7 (70%) = 101,28 руб.;
- 144,69 руб. х 0,6 (60%) = 86,81руб.;
- 144,69 руб. х 0,5 (50%) = 72,35 руб.;
- 22,27х 0,5 (40%) = 8,91 руб.
Последняя расчетная величина в 22,27 руб. получается после вычитания из осовремененной зарплаты 5 сумм по 144,69 руб.
Получаем сумму условного заработка для дальнейшего расчета:
- 144,69 + 130,22 + 115,75 + 101,28 + 86,81 + 8,91 = 660,01 руб.
При стаже в 25 лет пенсия должна быть не менее 55% от текущего среднего заработка. За каждый год стажа сверх 25 лет, до 35 лет, начисляется еще по 1%, а тем, кто уже достиг пенсионного возраста, за каждый год работы сверх 35 лет, добавляется еще 1%, но не менее 0,7% среднего заработка по стране:
- 660,01 * 0,65 (65% за стаж в 35 лет) + 1 113,01 * 0,7 / 100 (за стаж сверх 35 лет от средней по стране) = 467,96 руб.
Не каждый захочет делать подобные расчеты. А если вспомнить про другие нюансы начисления, то расчет выйдет заметно более громоздким. Однако на Портале социальной защиты, кроме другой полезной информации, есть программа-калькулятор предварительного расчета пенсии. Там достаточно ввести свой пенсионный коэффициент, пол и стаж.
На это счет однозначно отвечает статья 4 закона «О пенсионном обеспечении. Все пенсии делятся на трудовые и социальные.
В число трудовых пенсий входят:
- пенсии по возрасту – основной вид, то, что получает большинство работников по достижении пенсионного возраста, эти пенсии прямо зависят от стажа и прошлых заработков;
- пенсии по инвалидности – эти пенсии тоже трудовые, назначают в связи с потерей трудоспособности, при наличии определенного рабочего стажа, согласно ст. 27 закона «О пенсионном обеспечении»;
- пенсии потерявшим кормильца – здесь тоже учитывается прошлый стаж, этому виду пенсий посвящен IV раздет закона «О пенсионном обеспечении»;
- пенсии за выслугу лет – эта категория подобна трудовым пенсиям, но назначается она работникам, связанным с авиацией, спортсменам, некоторым педагогам, артистам, подробней об этом написано в разделе V закона «О пенсионном обеспечении»
- пенсии за особые заслуги перед республикой – последний и самый редкий вид трудовых пенсий, назначается индивидуально.
Есть еще особые условия для назначение трудовых пенсий, например, снижение пенсионного возраста многодетным матерям и другие.
В Беларуси также существуют социальные пенсии, не связанные с трудовой деятельностью, социальные пенсии по возрасту назначают мужчинам с 65 лет, женщинам – с 60 лет.
Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.
Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:
- стаж работы;
- величина заработка;
- доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.
Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.
О стаже
Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:
- страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
- общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.
Минимально необходимый для начисления пенсии на общих основаниях трудовой стаж: 25 лет для мужчин, 20 лет – для женщин. Максимальный стаж, который учитывается для расчета пенсий – 45 лет для мужчин, 40 лет для женщин.
Требования к страховому стажу другие, в 2022 году нужно не менее 18,5 лет и для мужчин, и для женщин. Этот минимум растет каждые полгода, в 2025 году будет уже 20 лет, дальнейший рост не предусмотрен.
Это самый главный вопрос, и быстро в нем не разобраться.
Вот главные составляющие такого расчета:
- текущий средний заработок по стране;
- коэффициент конкретного пенсионера;
- минимально необходимый страховой стаж;
- общий стаж, в том числе, сверх минимально положенного;
- продолжает пенсионер работать или нет;
- особые условия расчета для отдельных категорий работников.
Заработок при расчете делится на части. До 130% от среднего учитывается полностью в пределах 10% от полученной суммы, дальше идет учет с уменьшением по 10%. Расчет идет до заработка в 500% от среднего, т. е. коэффициента 5.
Сразу понять сложно, поэтому приведем пример для расчета пенсии для мужчины, который имеет стаж 40 лет, коэффициент – 0,8, средняя зарплата, которую применяют для расчета пенсий сейчас, – 1 113,01 руб.
1 113,01 руб. х 0,8 = 890,41 руб. – осовремененный заработок пенсионера для расчета.
Берем 130% от среднего заработка, выходит 1 446,91 руб., от этой суммы берем 10%, получаем 144,69 руб.
Повторяем расчеты для каждых следующих 10%:
- 144,69 руб. х 0,9 (90%) = 130,22 руб.;
- 144,69 руб. х 0,8 (80%) = 115,75 руб.;
- 144,69 руб. х 0,7 (70%) = 101,28 руб.;
- 144,69 руб. х 0,6 (60%) = 86,81руб.;
- 144,69 руб. х 0,5 (50%) = 72,35 руб.;
- 22,27х 0,5 (40%) = 8,91 руб.
Последняя расчетная величина в 22,27 руб. получается после вычитания из осовремененной зарплаты 5 сумм по 144,69 руб.
Получаем сумму условного заработка для дальнейшего расчета:
- 144,69 + 130,22 + 115,75 + 101,28 + 86,81 + 8,91 = 660,01 руб.
При стаже в 25 лет пенсия должна быть не менее 55% от текущего среднего заработка. За каждый год стажа сверх 25 лет, до 35 лет, начисляется еще по 1%, а тем, кто уже достиг пенсионного возраста, за каждый год работы сверх 35 лет, добавляется еще 1%, но не менее 0,7% среднего заработка по стране:
- 660,01 * 0,65 (65% за стаж в 35 лет) + 1 113,01 * 0,7 / 100 (за стаж сверх 35 лет от средней по стране) = 467,96 руб.
Не каждый захочет делать подобные расчеты. А если вспомнить про другие нюансы начисления, то расчет выйдет заметно более громоздким. Однако на Портале социальной защиты, кроме другой полезной информации, есть программа-калькулятор предварительного расчета пенсии. Там достаточно ввести свой пенсионный коэффициент, пол и стаж.
Кому для выхода на пенсию в Беларуси достаточно 5 или 10 лет стажа
Если есть пробелы в трудовой деятельности у работника, который собирается выходить на пенсию (в трудовой книжке нет записи, а факт работы имел место), то отдел кадров предприятия обратится к работнику с соответствующими вопросами, чтобы тот эти пробелы восполнил: вспомнил, где и когда работал.
— Такие ситуации тоже могут быть, но в любом случае сбором документов занимается представитель нанимателя. И все необходимые запросы, даже со слов человека, если человек работал и записи в трудовой книжке не было, но если он помнит, что это была такая-то организация, находилась по такому-то адресу, наниматель делает туда официальный запрос о предоставлении необходимых сведений для назначения пенсии, — поясняет Елена Пасюта.
— Не имеет значения. В Законе у нас прописано: наниматель предоставляет документы, форма собственности организации не указана: госпредприятие или предприятие частное. Если человек работает у ИП, всё равно наниматель обязан заниматься данными вопросами, — объясняет специалист.
К слову, «Закон РБ о пенсионном обеспечении от 17 апреля 1992 года» — основной Закон, регулирующий пенсионные вопросы, в который вносятся изменения и дополнения.
В таком случае будущий пенсионер обращается в Управление социальной защиты по месту регистрации, приходит туда вместе с трудовой книжкой. Специалист проанализирует трудовую деятельность человека, проконсультирует, какие документы нужны для назначения пенсии, в какой срок эти документы необходимо предоставить.
Документы, которые нужно иметь, обращаясь к специалисту для оформления пенсии в Беларуси
- Паспорт
— Это основной документ, по которому специалист видит регистрацию человека, по какому адресу будет назначаться пенсия, где мы можем видеть его возраст и другие данные о назначении пенсии, — поясняет Елена Пасюта.
- Трудовая книжка
— Где мы будем видеть его трудовую деятельность и также анализировать все документы, которые к нам предоставлены, потому что не каждый наниматель предоставляет нам документы в полном объёме: что-то не знают, что-то упустят из виду. По трудовой книжке мы видим, что необходимо.
-
Свидетельство о браке
- Свидетельство о рождении детей
- Диплом или Аттестат об образовании, если это дневная форма обучения
- Военный билет (для мужчин)
- Справки о заработной плате по состоянию на 2022 год за последние 28 лет трудовой деятельности
— При приёме документов специалист сразу даёт им юридическую оценку и может сразу для назначения пенсии указать, чего не хватает, что нужно заменить, что нужно донести.
Кстати, свидетельство социального страхования (зелёная карточка) специалисту не нужна.
Документы подаются не раньше даты возникновения права на пенсию. Право на пенсию возникает, когда человек достигает пенсионного возраста.
— Это связано с тем, что у нас вышла «Инструкция о порядке обращения для назначения пенсии» (от 8 июля 2019 года). В связи с этим мы начали принимать документы не раньше дня возникновения права на пенсию, — комментирует Елена Пасюта.
Если право на пенсию (день Х, когда пенсионный возраст по факту наступил) возникает в праздничные либо в выходные дни, документы на пенсию принимаются накануне. К примеру, если право на пенсию выпадает на субботу или воскресенье, специалист управления соцзащиты принимает документы в пятницу.
Если человек, чтобы оформиться, обратился к специалистам позже срока, когда возникло право на пенсию, он может потерять деньги.
— Например, у мужчины возникло право на пенсию 1 ноября 2021 года, в возрасте 62,6 лет. Если он обращается до 2022 года, но позже положенного срока (30 декабря), пенсия ему будет назначена с даты обращения. Если человек имел право на пенсию 1 ноября 2021 года, а обратился за назначением 4 января 2022 года, то в пенсии ему будет отказано в связи с недостижением общеустановленного пенсионного возраста, так как этот возраст в 2022 году составляет 63 года, — объясняет специалист.
В Беларуси повышают пенсионный возраст: когда и на сколько
Бывает и такое, когда человек пенсионного возраста достиг, но права на пенсию не имеет.
Разберёмся в общих понятиях:
-
Общий трудовой стаж — это армия, учёба, отпуск по уходу за ребёнком, период, когда человек состоял на учёте в Центре занятости (в данном случае в стаж засчитывается только последние полгода).
- Страховой стаж – это время работы человека в организациях, где выплачивались взносы ФСЗН.
В 2022 году страхового стажа у будущего пенсионера должно быть не менее 18,5 лет. Каждый год идёт увеличение страхового стажа на полгода. Порог – 20 лет страхового стажа.
Расчёт пенсии идёт от общего стажа. А возникновение права на пенсию зависит от страхового стажа.
— 18,5 – это возникновение права на пенсию. Бывают такие ситуации, когда у человека на момент выхода на пенсию по возрасту нету этих 18,5 лет страхового стажа, в таком случае женщина может уйти на пенсию в 60 лет, а мужчина в 65 лет. У них нет права на пенсию, — уточняет специалист.
Речь идёт о так называемых социальных пенсиях и пенсиях при неполном стаже. Социальная пенсия – это когда не всё в порядке со страховым стажем, когда нет необходимых 18,5 лет.
В случае «нехватки» лет по страховому стажу женщинам можно ещё поработать до 60, мужчинам до 65 лет, а можно и не работать это время. Но выходить на пенсию в таком случае придётся только по достижении данного возраста.
Или есть ещё вариант: выйти на пенсию по возрасту, но при неполном стаже (10 и более лет) (Согласно Закону РБ о пенсионном обеспечении, прим 24)
— Если у человека есть эти 18,5 лет страхового стажа, ему пенсия выплачивается за общий стаж, за всё, что человек наработал за всю свою жизнь, — объясняет Елена Пасюта.
— Все документы мы отправляем, как орган, выплачивающий пенсию, в другие государства. Когда к нам обращается пенсионер за назначением пенсии, работая за границей, опять же всё зависит от специфики договора и соглашения с той страной, с которой мы работаем.
Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.
Если такого стажа не хватает, вместо пенсии по возрасту человек будет получать низкую социальную пенсию. Но есть и исключения (например, многодетные матери).
Также с 2021 года вступил в силу указ, который уменьшил количество тех, кому не хватило стажа. Если мужчины старше 65 лет и женщины от 60 наработали не менее 10 лет страхового стажа, они получат право на трудовую пенсию по возрасту (а не социальную). Её размер составит 73% наибольшей величины БПМ пенсионера (сейчас это 218 рублей) плюс ещё по 3% за каждый дополнительный год страхового стажа. Но для этого пенсионерам нужно сходить и написать заявление в свой отдел ФСЗН.
Продолжительность жизни увеличивается во всём мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодёжи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.
Есть три типичных решения: менять пенсионную систему, увиливать пенсионный возраст или два варианта сразу.
Самое простое решение — повысить пенсионный возраст. Например, российская реформа продлится девять лет — к 2028-му возраст выхода на пенсию увеличат на пять лет для обоих полов. Мужчины пойдут на отдых в 65 лет, женщины — в 60. В Японии лишние пять лет пенсионного возраста растянули на 25-летнюю реформу. К 2025-му японцы обоих полов станут выходить на пенсию в 65 лет.
Другие страны (например, Литва и Польша) не только повысили пенсионный возраст, но и создали систему пенсионных накоплений, где работник обеспечивает не только сегодняшних пенсионеров, но и себя в будущем. Беларусь тоже пришла к этому: со следующего года вступит в силу указ «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».
С 1 октября 2022 года работники смогут отчислять до 10% заработка на формирование накопительной пенсии. Это было и раньше, но популярностью такой вариант не пользовался: на пенсии копили не более 5% работников. Сейчас такое решение останется добровольным, но с оговоркой: в этом случае работодатель должен будет также переводить деньги на пенсионный счёт работника. Нагрузка для нанимателя не должна увеличиться: дополнительные проценты будут высчитывать из обязательных страховых взносов за работника (они составляют 28%).
Ограничений для механизма всего три:
- до пенсии по возрасту вам должно оставаться не менее трёх лет;
- переводить можно не более 10% от заработка;
- работодатель в любом случае переводит не более 3% от зарплаты работника.
Величину платежей выбирает будущий пенсионер. Если эта сумма в общей сложности составит до 6% заработка, то работник и наниматель платят одинаково. Всё, что выше, платит сам работник. То есть если работник решил платить 4%, тогда наниматель платит 3%. Если работник платит 2%, то наниматель тоже платит 2%. Максимальная выплата будет такой: 10% от зарплаты — с работника, 3% — с нанимателя. Итого 13% от заработка.
По достижении пенсионного возраста застрахованное лицо получает вдобавок к основной пенсии ещё и дополнительную, однако не постоянно, а в течение 5 или 10 лет (на выбор).
В Беларуси повысят пенсионный возраст: на сколько и когда
- перетяжка мягкой мебели
- ремонт мягкой мебели: замена поролона, пружин и т. д,
- полное изменение дизайна: кровать в тахту, простой диван в угловой, кресло — в кресло-кровать и т. д.,
- реставрация и восстановление деревянных конструкций,
- изготовление новой мягкой мебели по дизайну заказчика,
- работа со сложными моделями мебели.
Телефон: (8029) 554 55 35, (8029) 138 68 49
Сайт: ditman.kraj.by
В 2016 году мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины — 55. В следующем, 2022 году белорусские женщины начнут уходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины — в 63 года. Это заключительный этап реформы по повышению пенсионного возраста, с 2023 года его увеличивать не будут (но это не точно).
Сейчас многие эксперты полагают, что с 2023 года начнется второй этап реформы, в результате которого пенсионный возраст для женщин сравняют с мужским. Такой вариант правительство Беларуси рассматривало еще на этапе реализации действующей реформы, но потом от него отказались.
Страховой стаж — это количество лет, за которые поступали взносы за работника в ФСЗН. До 2014 года он составлял 5 лет, в 2014-м вырос до 10 лет, в 2015-м — до 15. Его же стали ежегодно повышать на шесть месяцев во время реформы. К 2025 году он достигнет 20 лет.
Если такого стажа не хватает, вместо пенсии по возрасту человек будет получать низкую социальную пенсию. Но есть и исключения (например, многодетные матери).
Также с 2021 года вступил в силу указ, который уменьшил количество тех, кому не хватило стажа. Если мужчины старше 65 лет и женщины от 60 наработали не менее 10 лет страхового стажа, они получат право на трудовую пенсию по возрасту (а не социальную). Ее размер составит 73% наибольшей величины БПМ пенсионера (сейчас это 218 рублей) плюс еще по 3% за каждый дополнительный год страхового стажа. Но для этого пенсионерам нужно сходить и написать заявление в свой отдел ФСЗН.
Продолжительность жизни увеличивается во всем мире, и Беларусь не исключение. Более четверти населения у нас — пожилые люди, на 100 работников приходится 61 пенсионер. По прогнозам, через 30 лет пенсионеров станет больше, чем трудоспособной молодежи. А учитывая, что теперешние выплаты работников идут на пенсии, большой вопрос, откуда предстоит брать деньги на пенсии сегодняшним 30-летним.
Есть три типичных решения: менять пенсионную систему, увеличивать пенсионный возраст или два варианта сразу.
Самое простое решение — повысить пенсионный возраст. Например, российская реформа продлится девять лет — к 2028-му возраст выхода на пенсию увеличат на пять лет для обоих полов. Мужчины пойдут на отдых в 65 лет, женщины — в 60. В Японии лишние пять лет пенсионного возраста растянули на 25-летнюю реформу. К 2025-му японцы обоих полов станут выходить на пенсию в 65 лет.
С 1 октября 2022 года работники смогут отчислять до 10% заработка на формирование накопительной пенсии. Это было и раньше, но популярностью такой вариант не пользовался: на пенсии копили не более 5% работников. Сейчас такое решение останется добровольным, но с оговоркой: в этом случае работодатель должен будет также переводить деньги на пенсионный счет работника. Нагрузка для нанимателя не должна увеличиться: дополнительные проценты будут высчитывать из обязательных страховых взносов за работника (они составляют 28%).
Ограничений для механизма всего три:
- до пенсии по возрасту вам должно оставаться не менее трех лет;
- переводить можно не более 10% от заработка;
- работодатель в любом случае переводит не более 3% от зарплаты работника.
Величину платежей выбирает будущий пенсионер. Если эта сумма в общей сложности составит до 6% заработка, то работник и наниматель платят одинаково. Все, что выше, платит сам работник. То есть если работник решил платить 4%, тогда наниматель платит 3%. Если работник платит 2%, то наниматель тоже платит 2%. Максимальная выплата будет такой: 10% от зарплаты — с работника, 3% — с нанимателя. Итого 13% от заработка.
По достижении пенсионного возраста застрахованное лицо получает вдобавок к основной пенсии еще и дополнительную, однако не постоянно, а в течение 5 или 10 лет (на выбор).
Источник информации: Таисия Воеводова, Onliner.
Как рассчитываются пенсии в Беларуси
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Пенсионный возраст в Беларуси в 2019 году составляет 61,5 года у сильной половины, 56,5 — у слабой.
К 2022 году пенсионный возраст для мужчин и женщин Белоруссии увеличится до 63 и 58 лет соответственно. Отдельные возрастные ограничения устанавливаются для тех, кто не отработал минимальный стаж, они смогут получить социальную пенсию в 65 лет — мужчины и в 60 лет — женщины.
Увеличение возраста выхода на пенсию в Беларуси затронуло и льготные категории населения, к которым относятся:
- сотрудники предприятий с вредными условиями;
- госслужащие;
- матери 5 детей;
- родители детей-инвалидов;
- инвалиды войны;
- матери военнослужащих;
- карлики и лилипуты;
- учителя.
Для них установлен пониженный страховой стаж — 5 лет. Для работников с вредными условиями труда — 12,5 лет, тогда их выход на пенсию в Белоруссии состоится в 58 лет, такой же пенсионный возраст установлен и для государственных служащих. Учителя должны отработать минимум 25 лет, чтобы рассчитывать на льготную категорию.
Наверное, каждый из нас хоть раз представлял себя на пенсии. Кто-то счастливый угощает внуков мороженным, кто-то путешествует, кто-то занимается цветами на даче или садит картошку. А также, наверное, каждый представлял, какого размера у него будет пенсия. Именно о пенсии, о ее видах и о другом, что с ней связано, мы сегодня и поговорим.
Пенсия – денежные выплаты, положенные людям, достигшим определенного законодательством возраста, а также – на основании других причин (наступление инвалидности, потеря трудоспособности и др.). Право на получение пенсии имеют граждане Беларуси и другие лица, проживающие на ее территории, а также граждане РБ, живущие за ее пределами (в отдельных случаях). Государственный бюджет и Фонд социальной защиты населения – основные источники денежных средств для выплаты пенсий.
Чтобы претендовать на получение пенсии по возрасту или за выслугу лет необходимо иметь достаточное количество общего и страхового стажа.
Общий стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Кстати, имейте ввиду, служба в армии, уход за ребенком, уход за инвалидом и пр. включаются в общий стаж.
Страховой же стаж (формируется в период работы, когда осуществляется уплата обязательных страховых взносов) по состоянию на 2019 год составляет 17 лет. Но, имейте ввиду, в 2025 году он уже будет составлять 20 лет.