Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административные правоотношения 2022 субъекты 3». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.
Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.
Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.
Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.
Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.
На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:
- вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
- горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
- диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.
По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:
- административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
- административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.
По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.
Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.
Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.
В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.
Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.
Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью. В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта. Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.
Административно-правовые отношения – правоотношения, которые возникают при осуществлении государством управленческой деятельности по правилам, прописанным в нормах административного права.
Они имеют общие черты с прочими правоотношениями, но отличаются присутствием властного (императивного) характера. Основные признаки:
- Сфера возникновения правоотношений – государственное управление. В этих связях есть все особенности характерные для исполнительной власти.
- Императивный характер, так как они складываются по формуле «власть – подчинение».
- Возможность возникновения правовых отношений без согласия одной из сторон.
- Споры, возникающие между субъектами этих отношений решаются без судебного разбирательства, то есть вынесением властного решения от уполномоченного органа (главного начальника, чьи решения подлежат обжалованию). Но случаются прецеденты, которые решаются в судебном порядке.
- Нарушение предписанных норм любой из сторон влечёт юридическую ответственность (административную, материальную, дисциплинарную, а в особенных ситуациях, уголовную) перед государством, то есть его органами.
Элементами правоотношений выступают субъекты, относящиеся к органам власти, их подразделениям, уполномоченным особам, служащим, учреждениям, предприятиям, гражданам. Один из субъектов правоотношений должен выступать от имени государства.
Объектом таких отношений считается всё, что может стать поводом к их началу. Это может быть действие или поведение лица, любой вид имущества, все права и обязанности, касающиеся взаимодействия человека и органов исполнительной власти.
Оба участника правоотношений имеют субъективные права и обязанности, которые обеспечены государственной защитой и правом применять административные санкции.
Административно-правовые отношения — это один из наиболее сложных институтов общей части административного права. К счастью, в науке административного права этот вопрос разработан достаточно полно. В работах таких ученых, как Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, Г.И. Петров отражены основные наработки административно-правовой теории по данному вопросу.
Определение административно-правовых отношений не вызывает сомнений у специалистов: административно-правовые отношения — это общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления) и урегулированные нормами административного права. Так, виднейший специалист в области административного права вообще и проблематики административных правоотношений в частности Ю.М. Козлов определял административно-правовое отношение как «урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой».
В многообразии административных правоотношений ученые пытаются по различным основаниям выделить те или иные группы, виды таких отношений, т.е. предпринимают попытки классифицировать административно-правовые отношения.
1. Самая распространенная классификация — по признаку характера отношений, возникающих между субъектами. Данный критерий обусловливает выделение горизонтальных и вертикальных административных правоотношений. Первые из них возникают, как правило, в ситуациях взаимодействия властных структур между собой в условиях, когда между ними отсутствует какая-либо соподчиненность или подконтрольность. Вторые же имеют место в ситуациях, когда одна сторона правоотношения организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта для управляемых субъектов государственного управления.
Как отмечает Д.Н. Бахрах горизонтальные административные правоотношения в 90-х годах ХХ века получили широкое распространение, что проявилось в том числе и в появлении новой разновидности источников административного права — административного договора.
Этот же классификационный критерий лежит в основе подразделения административных правоотношений на субординационные и координационные, получившего широкое распространение в 80-е гг. ХХ века. К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).
2. По целям административно-правовые отношения традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления, в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства. Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.
3. По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:
- административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории;
- административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;
- административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;
- административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
4. Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых отношений:
- отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект-объект»), в которой четко проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности;
- отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, органически связанные с его осуществлением.
В отношении предложенной классификации можно сказать, что, по нашему мнению, она поясняет и довольно удачно дополняет существующие концепции вертикально-горизонтальных и координационно-субординационных правоотношений, но самостоятельного значения не имеет.
5. Еще одна интересная авторская классификация приведена в учебнике Н.М. Конина, который подразделяет административные правоотношения на следующие группы:
а) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.
Субъекты административных правоотношений и особенности их правового статуса
Юридический факт — это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.
Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:
- юридические факты — это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;
- юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;
- в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;
- они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;
- по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:
- правообразующие — влекущие возникновение административных правоотношений;
- правоизменяющие — влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;
- правопрекращающие — влекущие прекращение административных правоотношений.
2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.
3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.
Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие — результат активного волеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие — волевое же несовершение предписываемых законом действий.
Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).
По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты — это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.
Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.
Другая разновидность юридических фактов в административном праве — события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.
Вопрос о суб объекты административного права является одним из важных, поскольку речь идет об участниках административно-правовых отношений, которые решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие распорядительные и контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о административных правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, финансовой, таможенной сферах, а также о нарушении общественного порядка [25, с.418].
В целях классификации административных правоотношений следует придерживаться логических критериев, которые ложатся в основу построения кодифицированных законодательных актов. Теория административного права использует такие классификационные критерии правоотношений:
- Характер, определяемый функцией права: регулятивный (охранительный, регулятивный динамический и регулятивно статический);
- Структуру, которая лежит в основе определения правовой подотрасли;
- Место и роль правоотношений в государственной системе власти;
- Уровень императивной выраженности.
Характер административных правоотношений является общетеоретическим критерием, остальные – отраслевыми. При этом регулятивный характер имеют правоотношения позитивного характера, устанавливающие порядок, а не освещающие вопросы деликтности. В отличие от них, охранительный характер имеют правоотношения, направленные на профилактику правонарушений, а также восстановление состояния законности после их совершения.
Таким образом, охранительные правоотношения связаны с деликтностью, а их реализация выражается в защите субъективного права с использованием средств правовой ответственности в случае совершения правонарушений в конкретной сфере.
Регулятивные правоотношения делятся на два вида: активные и пассивные. Первые выражают динамическую функцию и складываются на основании предписания. Их активность может быть обоснована субъективными положительными обязательствами.
Например. Физическое лицо обращается в регистрирующий орган в целях получения официального статуса предпринимателя. Никакого правонарушения не произошло, и регистрирующий орган рассматривает поступившее заявление гражданина, которое удовлетворяет при наличии оснований. Обязанная сторона в данных правоотношениях – государственный орган, реализующий свои обязанности путем удовлетворения интересов гражданина.
Административное право, как ни одно другое, породило массу подотраслей. В зависимости от регулирующего воздействия в той или иной сфере, существует отдельная подотраслевая классификация административных правоотношений.
Например. Управленческое право регулирует административно-управленческие отношения, служебное – административно-служебные в рамках специфической служебной деятельности. Полицейское право регулирует административно-полицейские правоотношения. Процессуальное право объединяет нормы, направленные на регулировку процедурных моментов, начиная от работы разрешительной системы до сложных судебно-правовых регулировок.
Наряду с процессуальными подотраслями существует обширная отрасль административного материального права. Оно формирует административно-правовой статус участников административных правоотношений: объем их прав и обязанностей. В наше время в правовой науке наметилось обособление процессуальных (юрисдикционных) и материальных правоотношений друг от друга, но окончательного их отделения, скорее всего, не произойдет. Классификация административных правоотношений ярко демонстрирует их неоднородность, поэтому отделить одни нормы от других полностью нельзя в силу их предметного единства.
Сугубо юрисдикционные (т.е. процессуальные, процедурные) правоотношения иногда можно распознать по слову «порядок» в названии того или иного нормативного акта, который их регулирует. Например, закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет процедурные моменты, связанные с рассмотрением обращений граждан органами власти, местного самоуправления и другими субъектами.
Процедурный характер этого порядка никто не будет отрицать, но он же содержит ряд материальных норм: права граждан на обращение и обязанности уполномоченных субъектов по их рассмотрению. Еще ярче демонстрируют картину процессуальные кодексы, в которых подробно описывается правовой статус участников судопроизводства, имеющий материально-правовую природу.
В зависимости от места и значения административных правоотношений они делятся на главные и второстепенные, внешние и внутренние.
Первые из них несут основную правовую нагрузку, определяя целевую сущность властных отношений. Они пронизывают всю систему государственной администрации, управленческую и регулирующую отрасль, отражая характер иерархических связей между разными звеньями административной системы, органов власти, чиновниками и теми, на кого оказывается регулирующее воздействие. Эта группа правоотношений может связывать органы власти, должностные лица и граждан, независимо от их правового статуса. Она определяет наличие властных полномочий у первых и отсутствие их у последних.
Второстепенные правовые отношения имеют вспомогательное значение и самостоятельной ценностью не обладают. Они же описывают правовые связи между субъектами административных правоотношений, не находящихся в соподчинении, независимо от наличия у них властных полномочий.
Например. Субъектам власти одного уровня приходится взаимодействовать друг с другом, причем ни один из них не имеет властного влияния на второй. Это наблюдается при взаимодействии двух министерств, которое называется координацией их деятельности в целях объединения усилий по реализации порученных заданий или преодолению организационных проблем.
Государственная власть строится на принципах саморегулирования, самоуправления и самоорганизации. Кадровые решения, распределение обязанностей, зоны ответственности в каждом органе решаются самостоятельно, что позволяет высвободить трудовой ресурс для участия в главных административных правоотношениях, без ущерба для порядка. Поэтому второстепенные правоотношения подобного типа еще зовутся внутриорганизационными (внутриаппаратными). По признаку направленности эти правоотношения относятся к внутренним.
Существуют второстепенные правоотношения, имеющие и внешнюю направленность. Они выходят за рамки государственного органа и его структурных элементов. Их задачей является регулировка взаимодействия с гражданами и прочими организациями, в т.ч. другими властными органами. Про критерию направленности эти правоотношения относятся к внешним.
Еще один критерий, по которому классифицируются административно-правовые нормы – это степень выраженности их властности.
Сложно разобраться самому?
Обществознание. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Административное право.
Административная правоспособность и административная дееспособность являются главными составляющими административно-правового статуса субъектов административных правоотношений.
1) административная правоспособность — способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.)[6];
Административная правоспособность — вид общей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований.
Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.
Каждый субъект административных правоотношений имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.
У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и заканчивается в связи со смертью, а у юридических лиц с момента регистрации и до ее прекращения в порядке, определенном законом. Специальная административная правоспособность у государственных и муниципальных служащих возникает с момента зачисления их на должность и прекращается с момента их увольнения.
Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.
Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административных правоотношений наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, то есть иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления.
2) административная дееспособность — способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении)[7].
Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.
Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность). В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности.
В административном праве существуют различные классификации субъектов административных правоотношений, например: а) в соответствии с общей теорией права выделяются граждане и организации; б) граждане, лица без гражданства и иностранные граждане; органы государственного управления и внутренние части их аппарата; государственные и общественные предприятия и учреждения и внутренние части их аппарата; органы общественных организаций и их внутренние части; служащие, являющиеся носителями административных прав и обязанностей.
В.С. Четвериков выделяет следующие субъекты административных правоотношений[8]:
• органы исполнительной власти;
• органы государственного управления;
• администрации органов местного самоуправления;
• их уполномоченные должностные лица;
• административные комиссии при органах местного самоуправления;
• предприятия, учреждения и организации государственной и муниципальной формы собственности, их должностные лица;
• государственные, муниципальные служащие, служащие негосударственных организаций и общественных объединений;
• негосударственные организации и общественные объединения;
• физические лица (в основном это граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства);
• представители общественных формирований и иных негосударственных организаций уполномоченные на основании закона осуществлять некоторые правоохранительные функции и задачи (например, ДНД, товарищеские суды, общественные пункты охраны правопорядка и др.).
Но традиционной считают классификацию, предложенную Д.Н. Бахрах, согласно которой выделяются следующие виды субъектов административных правоотношений — индивидуальные и коллективные.
Индивидуальными субъектами являются физические лица, к которым относят граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, с двойным гражданством и лиц, имеющих переходные статусы беженцев и вынужденных переселенцев, а также лица с двойным гражданством и почетные граждане. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.
Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).
К индивидуальным субъектам административных правоотношений относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).
Коллективные субъекты административных правоотношений — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы). В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.
Автор вопроса: Максимова Е. Создано: 03.03.22
Догово́р (мн. ч. — догово́ры) — соглашение между собой двух или более сторон (субъектов), по какому-либо вопросу с целью установления, изменения или прекращения правовых отношений. Служит источником обязательств, нравственных или юридических. Договор является одной из древнейших правовых конструкций. Ответил(а): Нестеров Н. 06.03.22
Автор вопроса: Фролова И. Создано: 22.02.22
Особенностью административных правоотношений является и чрезвычайно обширная сфера возникновения таких отношений — это сфера государственного управления или сфера реализации исполнительной власти государства. Ответил(а): Новикова М. 23.02.22
Субъекты административно-правовых отношений
Автор вопроса: Кононов В. Создано: 24.02.22
Ряд ученых выделяют в качестве особенностей административно-правовых отношений следующие их черты: эти отношения возникают в процессе государственного управления; их обязательным субъектом выступает орган государственного управления; они характеризуются неравенством сторон правоотношения, т. е. Ответил(а): Котова Е. 26.02.22
Автор вопроса: Самойлов Б. Создано: 25.02.22
ГПК делит все гражданские дела, подведомственные суду, на четыре вида: I) дела искового производства; 2) дела, возникающие из административно-правовых отношений; 3) дела особого производства; 4) дела приказного производства. Ответил(а): Климова М. 27.02.22
Автор вопроса: Жданов Д. Создано: 03.03.22
Например, целями закона провозглашаются «установление правовых основ», «обеспечение правовых условий», «урегулирование отношений», каждое из которых не является самоцелью, а может быть лишь способом достижения той или иной цели закона. Ответил(а): Гущин Е. 03.03.22
Автор вопроса: Макаров Б. Создано: 25.02.22
В качестве оснований возникновения, изменения и прекращения административно-процессуальных отношений, как и любых других правоотношений, выступают юридические факты. Как известно, в общей теории права по волевому признаку выделяют два вида юридических фактов: юридические действия и юридические события. Ответил(а): Медведев В. 28.02.22
Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА
1. В отличие от гражданско-правовых административно-правовые отношения имеют односторонний, публичный, государственно-властный характер.
2. Административно-правовые отношения реализуются в обширных, комплексных управленческих отношениях в масштабе государства.
Напр., ФКЗ «О Правительстве РФ», в котором регламентированы управленческие отношения, реализуемые высшим органом исполнительной власти во всех сферах и областях государственного управления. Кроме того, административные правовые отношения возникают в процессе реализации управленческих отношений, возникающих в деятельности органов законодательной власти, судебной власти, их обслуживающих аппаратов, органов прокуратуры, контрольных органов, органов военного управления, негосударственных учреждений, уполномоченных осуществлять часть государственных функций и задач в сфере правоохранительной деятельности.
3. Общим объектом воздействия административно-правовых отношений являются общественные отношения или, точнее, поведение участников, обусловленные сознанием и волей каждой из сторон. Этому правилу есть и исключение. Объектом правоотношений может быть и предмет, напр. объект авторского права, а также нематериальный объект – честь и достоинство человека и гражданина.
4. Административно-правовые отношения регулируют и охраняют в основном публично-правовые интересы, возникающие в осуществлении деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Часто публичный интерес трактуется просто как государственный интерес. Однако это не совсем так, при осуществлении государственного управления это понимается как адекватная реакция государственных органов власти и управления на требования общества в создании надежной социально-экономической защиты или осуществлении эффективной правоохранительной деятельности.
5. Административно-правовые отношения возникают по инициативе уполномоченных властных субъектов управления по поводу осуществления функций государственного управления и правового регулирования, а также по инициативе подвластных субъектов управления в результате неудовлетворительной реализации управленческих отношений субъектом управления (в форме заявлений, предложений, жалоб физических и юридических лиц).
6. Административно-правовые отношения иногда характеризуются равноправием участников отношений. Напр., при заключении административных договоров между органами исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов РФ, при разрешении управленческих конфликтов и споров и др.
7. Административно-правовые отношения регламентируют управленческие отношения и по своей сути являются организационно-правовыми, т. е. с помощью норм права упорядочивается процесс организации управления с целью оптимального функционирования органов исполнительной власти, государственного управления.
1) Граждане и иностранные лица без гражданства;
2) Органы государственной власти, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность (правительство, министерства и ведомства, правоохранительные органы);
3) Государственные и муниципальные служащие;
4) Организации различных форм собственности, в том числе коммерческие и некоммерческие организации, а также политические партии и иные общественные объединения.
NB! Мы говорим о субъектах административных правоотношений, а не о субъектах административного права. Это не случайно, т. к. характеристика субъекта права – правосубъектность, а у нас здесь с ней проблемы.
1. В административном праве не существует общего понятия административной правосубъектности, все попытки выявить общие условия правосубъектности закончатся ничем т. к.
1. В настоящий период времени перечень видов административных наказаний значительно изменен (см. комментарий к ст. 3.12) и расширен (см. комментарий к ст. 3.12).
КоАП РФ устанавливается исчерпывающий перечень видов административных наказаний, которые могут быть применены к субъектам административной ответственности за совершение административного правонарушения.
При этом ряд наказаний, например административный штраф, имеет множественность санкций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации: за совершение преступлений (ст. 46 УК), налоговых проступков (п. 2 ст. 114 НК), правонарушений, определенных ГК (п. 1 ст. 330), а также нарушений бюджетного законодательства (ст. 282 БК).
Необходимо учитывать различия между установлением и применением административного наказания. Если установление подразумевает определение, утверждение и введение в действие какого-либо правила, порядка, в данном случае девять видов административных наказаний. То применение — это осуществление на деле, которое имеет целый ряд особенностей в зависимости от тех или иных обстоятельств: специфики административно-правового статуса (см. комментарий к ч. 2 ст. 2.3), фактических обстоятельств (см. комментарий к ст. 2.7), исключений из общего правила (см. комментарий к ст. 2.8) и т.д.
2. В отношении юридического лица в силу невозможности не применяются такие административные наказания, которые изначально имеют индивидуальный характер: лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.
3. Важным моментом является положение части 3 настоящей статьи о том, что административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП РФ.
Данное положение согласовано с пунктом «к» статьи 72 Конституции РФ, который утверждает, что административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В этой связи представляется необходимым учитывать положения статьи 1.3 КоАП РФ, где определяется, что к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Вследствие вышеизложенного расширяются права субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности за правонарушения, ответственность за которые не предусмотрена федеральным законодательством. Однако это возможно только в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ).
Установлением данных задач исключается возможность принятия субъектами РФ закона, выходящего за рамки законодательства России об административных правонарушениях, что, в свою очередь, является важной гарантией административной ответственности.
Тема 7. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
- Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 N 7-П «По делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Медэксперт»
- Федеральный закон от 28.01.2022 N 2-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 28.01.2022)
- Информация МВД России «В Госавтоинспекции разъяснили порядок прохождения технического осмотра и ответственности за управление транспортным средством без диагностической карты»
- Распоряжение Правительства РФ от 21.01.2022 N 53-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Коми о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность»
- Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2022 N АКПИ21-936 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. Приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16»
- Письмо ФНС России от 14.01.2022 N БВ-4-7/[email protected] «О внесении изменений в письмо ФНС России от 19.06.2019 N СА-4-7/11762»
- Письмо ФНС России от 19.06.2019 N СА-4-7/11762 (ред. от 14.01.2022) «Об административных штрафах»
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 3 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- 1 Административное право
- 2 Административные правонарушения.
- 3 Административное наказание и административная ответственность.
- 4 Производство по делу об административном правонарушении.
- 5 Обстоятельства, смягчающие/отягчающие административную ответственность.
В данном реферате раскрывается тема «Субъекты административных правоотношений». С нашей точки зрения данная тема является актуальной для изучения и исследования, так как важно, чтобы мы – студенты, работники различных учреждений, предприятий, граждане – были юридически грамотными. В частности, необходимо знать основы административного права, ведь мы все являемся субъектами административного права и в зависимости от юридических событий субъектами административных правоотношений.
Объектом исследования в нашем реферате являются субъекты административных правоотношений. Предмет исследования – это субъекты административного права как конкретные участники административных правоотношений, их особенности.
Целью данной работы является изучить субъекты административных правоотношений, выявить их особенности.
При написании данного реферата нами были поставлены следующие задачи:
— дать определение административного права и административных правоотношений;
— дать определение субъекта административных правоотношений;
— определить, в каких случаях субъект административного права является субъектом административных правоотношений;
— описать правоспособность и дееспособность субъектов;
— выделить виды субъектов.
- Журнал Международный журнал экспериментального образования. – 2016. –
№ 8 – С. 80-81 - Дата публикации 16.08.2016
- Раздел Юридические науки
- Страницы 80–81
Тема 8. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
- Споры по установлению обязательной доли в наследстве
- Споры о признании наследника недостойным
- Споры о недействительности завещания
- Право на наследство в гражданском браке
- Вступление в наследство на автомобиль
- Что делать, если пропущен срок вступления в наследство?
- Какие могут быть права опекуна на наследство
- Налог при продаже квартиры полученной по наследству
- Можно ли получить наследство по дарственной?
- Наследование совместно нажитого в браке имущества
Часть А
A1. Предписания, содержащие нормы административного права, всегда носят:
1) рекомендательный характер
2) условный характер
3) императивный характер
4) моральный характер
А2. К административным правонарушениям против личности относится:
1) проведение агитации в период ее запрещения
2) мелкие хищения общественного имущества
3) азартные игры
4) появление в общественных местах в пьяном виде
А3. Верно ли, что:
а) субъектами административного права являются нормы-дозволения;
б) субъектами административного права являются только государственные организации и должностные лица этих организаций?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что:
а) нормы административного права являются социальными нормами;
б) основную часть административного права составляют нормы-запреты?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть B
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «административные наказания». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
1) предупреждение
2) дисквалификация
3) увольнение
4) конфискация
5) штраф
Часть А
A1. К административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок, относят:
1) нарушение прав государственной собственности
2) распитие спиртных напитков в общественных местах
3) нарушение правил охоты и рыбной ловли
4) нарушение правил пожарной безопасности
А2. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность:
1) 10 лет
2) 14 лет
3) 16 лет
4) 18 лет
А3. Верно ли, что:
а) самое строгое из всех административных наказаний — лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
б) административные наказания перечислены в КоАП РФ?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что:
а) административное правонарушение — это всегда определенное действие или бездействие;
б) административное правонарушение имеет антиобщественный и противоправный характер?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть B
B1. Что является административным правонарушением?
Административное право — отрасль права, рассматривающая отношения, связанные с государственным управлением, касающиеся организации и функционирования системы исполнительной власти в транспортной отрасли.
Особенностью административного правоотношения является участие в нем уполномоченного органа государственного управления и властного характера воздействия этого органа на субъекты автотранспортной деятельности.
Источник административного права:
- • Конституция РФ
- • Уставы субъектов (Устав Белгородской области)
- • Федеральные законы (Кодекс об Административных
правонарушениях в РФ)
• Законы субъектов РФ ((Кодекс об Административных
правонарушениях в Белгородской области)
• Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти.
Тема 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Способы защиты административно-правовых отношений
Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.
Административный способ защиты административно-правовых отношений осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановление или отмену незаконных или нецелесообразных актов управления, принятие к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия и т.д.
Судебный способ защиты административно-правовых отношений имеет место там, где вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников данного административно-правового отношения решается судом по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены четкие основания и сроки обращения в суд с жалобой, порядок и результаты ее рассмотрения.
Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы и т.д.) и использование разно образных согласительных процедур.
Президент РФ — говорится в ст. 85 Конституции РФ — может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Тема 19 Понятие и виды административно-правовых режимов Вопрос 1. Понятие административно-правовых режимовПравовые акты, относящиеся к тому или иному аспекту обеспечения безопасности, оснащаются, как правило, необходимым организационно-техническим механизмом их
21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений Муниципальные правовые отношения – специфические общественные отношения, которые выражаются в процессе реализации управленческой деятельности,
94. Производство по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих как из
95. Порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Судебная защита избирательных прав граждан, вытекающих из конституционных (публичных) правоотношений, направлена на охрану как активного (права избирать), так и пассивного
2. Способы защиты Под способами защиты гражданских прав обычно понимаются предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь,
Тема 2. Предмет административного права (области отношений административно-правового регулирования) 1. Предмет, область, сфера административно-правового регулирования (взаимосвязь и соотношение) Предмет административного права, как и любой другой отрасли, — это круг
1. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм Как и всякая правовая норма, административно-правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов
2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых
2. Понятие, особенности и виды административно-правовых статусов гражданина Административно-правовой статус гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых
Действие административно-правовых норм в пространстве и времени Действие административно-правовых норм в пространстве подразумевает ограничение территории, на которой распространяется юридическая сила АПН: а) вся территория государства; б) часть территории
Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере Государственное управление – это подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства
Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере Управление в социально-культурной сфере охватывает отрасли социального развития и социальной политики, культурного
- ВОПРОС 6 Понятие, особенности, структура и виды административно-правовых отношений
- Глава 5 Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права
- § 5. Административно-правовые отношения
- 4.1. Понятие административно-правовых отношений
- ГЛАВА 23. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- 3.3. Виды административно-правовых норм, действие административно-правовых норм
- 3.2. Виды административно-правовых норм
- 9.3. Виды административно-правовых актов управления
- § 3. Виды специальных административно-правовых режимов
- 19.2. Виды правовых отношений
- § 3. Виды мер административно-правового принуждения
- ВОПРОС 5 Виды административно-правовых норм
- 10.2. Виды административно-правовых методов
- Правовые отношения: понятие и виды
- § 1. Понятие, структура и виды правовых отношений
- ВОПРОС 17 Понятие и виды административно-правовых форм
- ВОПРОС 4 Понятие и структура административно-правовой нормы. Формы реализации административно-правовых норм
- ВОПРОС 19 Понятие и виды административно-правовых методов деятельности органов исполнительной власти.