Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заявление в ФНС о проведении проверки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К переплате налогов могут привести различные обстоятельства. Чаще всего — банальные ошибки в документах. Но бывают и такие ситуации, когда, к примеру, дедушка из года в год платит транспортный налог в полном объёме и не знает, что ему как пенсионеру положена льгота.
Если вы столкнулись с путаницей и переплатили, напишите заявление на возврат или зачёт суммы излишне взысканного налога. При зачёте деньги перекинут на другой вид налога или на другой объект налогообложения.
Рекомендуемые формы заявлений и документов
Согласно налоговому законодательству, некоторые налогоплательщики имеют право на снижение или полную отмену земельного, транспортного и имущественного налога. К льготникам относятся военнослужащие, инвалиды I и II группы, пенсионеры, герои России. В отношении местных налогов регионы могут вводить дополнительные льготные категории, предоставляя налоговые послабления, например, многодетным семьям.
Узнайте в своей налоговой инспекции, подпадаете ли вы под «фискальную амнистию». Если да, подайте заявление о предоставлении льготы по имущественным налогам.
Заявление – это документ, позволяющий лицу воспользоваться конституционными правами и свободами. Его рассмотрение регулируется ФЗ №59 «О порядке рассмотрения граждан» от 2 мая 2006 года.
Налоговая – это госорган, а потому обращение в структуру отличается повышенным формализмом. Для заявления требуется бланк. Сведения вносятся в него на основании инструкции.
Как написать заявление в налоговую: общие правила и частные случаи
Иногда ФЛ или ЮЛ не могут уплатить налог своевременно. В этом случае они могут запросить рассрочку. Суммы, на которые оформляется рассрочка, не могут быть больше стоимости собственности должника, на которую уплачивается налог. Для получения льготы требуется составить заявление по форме, указанной в приложении №1, утвержденном приказом ФНС №ММВ-7-8/[email protected] от 28 сентября 2010 года.
ВНИМАНИЕ! Если оформляется рассрочка, происходит начисление процентов.
По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика:
- Исключение — можно провести проверку в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС), либо вручают лично.
- Часто проводимая процедура налогового контроля.
Запрос документов у контрагента позволяет проверить:
- реально ли существует этот контрагент;
- совершал ли контрагент сделку с проверяемым налогоплательщиком;
- совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.
Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговые органы вправе это сделать еще на стадии подготовки к ее проведению.
Истребование документов вне рамок выездной (камеральной) проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить документы (информацию) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
- Инспекция, проводящая выездную проверку, для получения документов и информации от контрагента направляет поручение инспекции, в которой состоит на учете контрагент (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
- Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4
ст. 93.1 НК РФ). - Контрагент должен в течение 5 рабочих дней представить информацию и документы (сообщить об их отсутствии) либо попросить увеличить этот срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
- Часто используется при выездном налоговом контроле.
Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов.
Нельзя допрашивать лиц, которые получили сведения, необходимые для налоговой проверки, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, например адвокатов и аудиторов.
Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний вследствие болезни, старости, инвалидности. В этом случае показания свидетеля могут получить по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ).
Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ:
- «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…».
Результаты допроса оформляют протоколом (п. 6 ст. 90 НК РФ).
Штрафы (ст. 128 НК РФ):
- 1 000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
- 3 000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний.
Налагать могут только эти штрафы. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрена (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/1283).
Как проводятся внеплановые налоговые проверки
- Крайняя мера.
Проводят в двух случаях:
- Если налогоплательщик отказывается представить документы, запрошенные в порядке ст. 93 НК РФ, или не представляет их в установленный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ). Могут изъять только те документы, которые указаны в требовании (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
- Если есть достаточные основания полагать, что документы, которые свидетельствуют о нарушениях налогового законодательства, могут уничтожить, сокрыть, изменить или заменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ). Документы могут изъять не только у проверяемой организации, но и у ее контрагента, если есть достаточные сведения о взаимозависимости налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 305-ЭС19-7994 по делу № А40-17635/18-140-1284, Письмо ФНС России от 17.09.2021 № СД-4-2/[email protected]).
Выемку производят в присутствии налогоплательщика и (или) его представителя (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Также при выемке должны присутствовать понятые (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).
При проведении выездной проверки можно осуществлять такое мероприятие, как осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (пп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).
Налоговые органы могут осматривать помещения:
- производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).
При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).
Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Несмотря на это, все же в отдельных случаях суды признают законными действия налоговиков по проведению осмотра помещений у контрагентов (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2021 № А36-540/2020).
Обязательные требования при проведении осмотра:
- присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ);
- участие налогоплательщика (его представителя) (п. 3 ст. 92 НК РФ);
- оформление результатов протоколом (п. 5 ст. 92 НК РФ);
- наличие подписей всех лиц, участвующих в осмотре (п. 4 ст. 99 НК РФ).
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Фактически проверка может затянуться:
- до 4 месяцев — если налоговая продлит проверку;
- до 6 месяцев — в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 НК РФ).
На срок проведения выездной проверки оказывает значительное влияние право налогового органа ее приостановить (п. 9 ст. 89 НК РФ):
- в этом случае приостанавливается течение срока проверки. Как только проверка возобновляется, ее срок начинает течь вновь.
Оснований для приостановления проверки несколько (пп. 1– п.9 ст. 89 НК РФ). Чаще всего налоговые органы приостанавливают проверку на время истребования документов (информации) у контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). По этому основанию допускается приостанавливать проверку не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуют документы.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Продлить его еще на 3 месяца можно только, если налоговые органы не успели получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов. С момента завершения проверки (подтверждается справкой) до момента составления акта проверки может пройти два месяца, что также значительно увеличивает сроки.
Итого: несмотря на то что по общему правилу срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, фактически срок с момента вынесения решения о проведении проверки до момента составления акта может быть более года.
Жаловаться в вышестоящую налоговую инспекцию имеют возможность любые лица (физические, юридические, а включая ИП), чьи права нарушены ненормативными актами (касающимися конкретных лиц) либо действиями (бездействием) сотрудников нижестоящей ИФНС. С ней вправе обратиться и любой, кто выявил, что налоговое законодательство нарушено.
Конкретные причины для обжалования —- это ошибка в начислении налогов, штрафа, отказ в учете положенных льгот и т. п. Все это является поводом написать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя. Регламентируют этот вопрос отдельные положения гл. 19, 20 НК. В частности, это ст. 137 — 140 которые помогут сориентироваться в конкретной ситуации.
Структура письменной претензии с подписью обращающегося (его представителя) состоит из следующих элементов:
- Ф.И.О. и место жительства физлица, которое жалуется, либо наименование и адрес в случае с юридическим лицом.
- Действия (бездействие) сотрудников налоговой инстанции либо ее ненормативный акт, по поводу которых протестуют.
- Наименование органа — нарушителя прав налогоплательщика.
- Лицо, чьи права нарушены, указывает причины, по которым оно так считает.
- Запросы обратившегося.
- Как удобно получить результат разбора (бумажный почтой или электронный по интернету либо через личный кабинет налогоплательщика).
Кроме того, здесь прописывают контактные номера телефонов (факс), адрес электронной почты, иные данные, которые будут способствовать рассмотрению.
Приложениями здесь будут документы, которые подтверждают позицию автора и соответствующая доверенность при подаче через представителя. Вот так выглядит жалоба в налоговую инспекцию: образец можно использовать в качестве шаблона.
У вышестоящей организации на разрешение протестов есть месяц с момента их поступления, если они касаются решений налоговиков об ответственности за правонарушение или отказ в этом. По необходимости срок продлевают (максимум на 30 дней). Для других протестов подобный срок — 15 дней, аналогично пролонгируют. Если в указанные периоды реакции на претензию не последовало, ее обжалуют в суде. Напомним, что в ст. 139.3 НК отмечены случаи, когда протест не рассматривают.
При обжаловании акта или действия в вышестоящий орган они приостанавливаются (до принятия решения по претензии только по соответствующему заявлению). Причем такая приостановка возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Заявление подают вместе с петицией и банковской гарантией, которая должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК. По ней банк обязуется погасить обязательный платеж по спорному решению.
Место проведения выездной налоговой проверки
С жалобой на конкретную организацию к налоговикам есть возможность обратиться каждому, кто выявил нарушения. Правда, порядок оспаривания отличается от того, что предусмотрен НК (в гл. 19, 20), поскольку претензию вызвали действия организации, а не фискальщиков.
Ситуация регулируется ФЗ от 02.05.2006 № 59. Его ст. 7 устанавливает требования к такому обращению, ст. 10 говорит о его рассмотрении, а ст. 12 — о сроках этой процедуры. Общий срок рассмотрения такой петиции составляет 30 дней с момента ее регистрации. После рассмотрения обратившийся получит письменный ответ.
По ст. 1 и 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59, обратиться с претензией в режиме данного ФЗ может любой недовольный возникшей проблемой в своей организации. Например, такеи причины как:
- так называемая зарплата в конвертах;
- уклонение от уплаты налогов и т. п.
При написании непременно обозначается жалующийся (Ф. И. О. плюс место проживания), точное наименование ИФНС, куда подается документ. Допускается указать и конкретное должностное лицо. Потом отмечается почтовый адрес, куда направят ответ по итогам разбора. Следующий обязательный элемент — это опись сути ситуации: описание нарушения и итоговую просьбу. Заканчивается документ постановкой даты и подписи обращающегося. К жалобе следует приложить доказательства факта описанного нарушения. Если доказательства находятся у работодателя и доступа у сотрудника к ним нет, необходимо отразить это в тексте
Претензия составляется в двух экземплярах, поскольку после регистрации канцелярией ведомства один налоговая оставит у себя, а второй останется у обратившегося. На нем должна стоять отметка сотрудника инспекции о приеме документа, его подпись и дата. Все материалы подают, явившись лично в ИФНС или по почте (заказным письмом с уведомлением). В последнем случае обращение регистрируется в течение трех дней после поступления. Зарегистрированная жалоба анализируется 30 дней, по необходимости указанный срок удлиняют еще на 30 дней, после этого автор документа получает ответ.
Скачать образец жалобы в налоговую инспекцию