Соц отчисления в Казахстане сколько процентов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соц отчисления в Казахстане сколько процентов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(0)

Расчет налогов и платежей с ЗП в 2021 году

Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

[свернуть]

Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

  • форме 200, каждый квартал;
  • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
  • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

  • за 1 квартал 2021 года — до 15 мая 2021 года;
  • за 2 квартал 2021 года — до 15 августа 2021 года;
  • за 3 квартал 2021 года — до 15 ноября 2021 года;
  • за 4 квартал 2021 года — до 15 февраля 2022 года.

Система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) функционирует на территории РК с 2017 года. Именно с 2017 года началась уплата отчислений работодателями в данной системе.

Отчисления уплачиваются за счет работодателей в пользу работников по установленным ставкам в установленных пределах. Однако почти ежегодно меняются размеры ставок, либо вносятся иные изменения.

С 2020 года помимо уплаты отчислений за счет работодателя, в системе начинает участвовать и другая «сторона» плательщиков: работники, физ. лица по договорам ГПХ, ИП в свою пользу и другие – все эти категории начинают уплачивать медицинские взносы в свою пользу за счет собственных средств.

Разберемся подробнее, какие изменения произошли в системе ОСМС в 2020 году и как они влияют на порядок расчета заработной платы.

Еще одно значимое изменение в системе ОСМС этого года — начало осуществления взносов на ОСМС (ВОСМС) плательщиками в свою пользу.

Плательщиками взносов является утвержденный перечень категорий, одна из которых – это работники.
Работники уплачивают взносы за свой счет и в свою пользу, при этом исчислением и перечислением взносов занимается работодатель.

На 2020 год установлена ставка взносов – 1%. Объектом исчисления взносов являются доходы, начисленные работодателем, за исключением тех доходов, которые освобождены от уплаты ОСМС.

Для объекта исчисления взносов установлен верхний предел 10 МЗП (в 2020 году 425 000 тенге). Нижний предел отсутствует.

Расчет взносов на ОСМС в 2020 году происходит по формуле:

ВОСМС в 2020 году = Объект исчисления * 1%

Важно!

Для взносов и отчисления установлен единый перечень доходов, освобожденных от уплаты.

В случае если доход работника за месяц не превышает 25 МРП, 90% корректировка по ИПН, установленная в пп49) п1 статьи 341 НК РК применяется как при расчете ООСМС, так и при расчете ВОСМС.

В 2020 году в сравнении с 2019 годом изменений по освобожденным от уплаты доходам не было!

По взносам работников на ОСМС в дальнейшем также планируется увеличение ставки до 2% в 2021 году.

Полезно

Размер и периодичность пенсионных взносов влияют на стаж участия в пенсионной системе и на размер выплат из ЕНПФ. То есть в этом случае деньги выплачиваются из накоплений до их исчерпания.

Взносы и отчисления за обязательное социальное медицинское страхование влияют на статус работника – застрахован он или нет. Если обязательные платежи за ОСМС производятся, то работник имеет право бесплатно получать более широкий спектр медицинских услуг. Общая сумма взносов при этом не имеет значения.

Также не влияет на размер социальных выплат на случай потери дохода общий размер социальных отчислений работодателя. Влияние на соцвыплаты имеет только размер зарплаты, на основе которой были произведены эти отчисления.

Еще раз отметим, что социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования производит только работодатель.

Размер отчислений – 3,5% от оклада сотрудника. Максимальным объектом исчисления может быть доход, не превышающий семи минимальных зарплат (МЗП). Если оклад больше, то в расчет идут только семь МЗП.

Минимальная зарплата уже третий год составляет 42 500 тенге, поэтому максимальное социальное отчисление от работодателя равно 10 413 тенге в месяц.

По этой же причине максимальная зарплата, которая учитывается при начислении социальных выплат по потере дохода равна семи МЗП или 297 500 тенге.

Социальные выплаты оплачиваются работнику в следующих случаях:

  • утрата трудоспособности,
  • потеря работы,
  • беременность и роды,
  • уход за ребенком до года,
  • потеря кормильца – в этом случае выплаты производятся иждивенцам участника соцстрахования.

В каждом случае размер социальной выплаты определяется индивидуально. Для этого берется средняя зарплата, с которой работодателем были осуществлены социальные отчисления.

Поученный доход, который, напомним, не может быть более 297 500 тенге на данный момент, умножается на коэффициент замещения дохода, стажа участия в социальном страховании и так далее.

Статья 19. Обращение за назначением социальных выплат и сроки рассмотрения документов для назначения социальных выплат

1. Обращение за назначением социальных выплат осуществляется путем подачи заявления по форме, установленной центральным исполнительным органом, в соответствующие государственные органы или организации, предусмотренные пунктом 1 статьи 12 настоящего Закона, с документом, удостоверяющим личность заявителя. К заявлению прилагаются документы, перечень которых определяется центральным исполнительным органом.

Представление заявления о назначении социальных выплат не требуется при их назначении через проактивную услугу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных услугах».

2. При представлении государственными органами и (или) организациями электронных документов, подтверждающих отсутствие запрашиваемых сведений в информационных системах, государственный орган или организация, осуществившие запрос, уведомляет заявителя о необходимости представления оригиналов документов на бумажных носителях.

3. Государственная корпорация в течение четырех рабочих дней со дня принятия документов, необходимых для назначения социальных выплат, или со дня получения согласия на назначение социальных выплат через проактивную услугу передает их в фонд, за исключением документов, необходимых для назначения социальной выплаты на случай потери работы, срок передачи которых составляет не более двух рабочих дней.

4. Фонд в течение четырех рабочих дней со дня поступления документов рассматривает их и принимает решение о назначении или отказе в назначении социальных выплат.

В случае отказа в назначении социальных выплат фонд уведомляет заявителя о причинах отказа и возвращает представленные документы заявителю через Государственную корпорацию.

5. Фонд имеет право производить проверку достоверности документов (сведений), необходимых для назначения, перерасчета, приостановления, возобновления и прекращения социальных выплат. В этих целях фонд вправе направлять запросы в государственные органы и соответствующие организации, плательщику и заявителю. При этом о произошедшей задержке в принятии решения о назначении, перерасчете, приостановлении, возобновлении и прекращении социальных выплат и сроках продления принятия решения, но не более чем на один месяц, заявитель должен быть извещен в письменной и (или) электронной формах.

6. При последующих обращениях социальные выплаты назначаются в порядке и сроки, которые установлены пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи.

Решение фонда может быть обжаловано в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

7. Социальные выплаты из фонда назначаются со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда.

Право на социальные выплаты из фонда возникает:

на случай утраты трудоспособности – со дня установления подразделением МСЭ степени утраты общей трудоспособности участника системы обязательного социального страхования;

на случай потери кормильца – с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина – участника системы обязательного социального страхования умершим, либо с даты, указанной в решении суда о признании его безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;

на случай потери работы – со дня регистрации участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения;

на случай потери дохода в связи с беременностью и родами – с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности;

на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) – с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листе о временной нетрудоспособности;

на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года – с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка, в случаях усыновления (удочерения) ребенка (детей) и назначения опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до одного года – со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей) или со дня назначения опекуна.

Сроки обращения за назначением социальных выплат из фонда на случай потери работы, на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, а также за перерасчетом социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами при осложненных родах, рождении двух и более детей не могут превышать двенадцать месяцев со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда.

Статья 29. Статус фонда

Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

2) для главного бухгалтера:

образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) не имеющее безупречной деловой репутации.

Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Статья 31. Деятельность фонда

Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

Статья 32. Права и обязанности фонда

1. Фонд имеет право:

1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

Статья 37. Разрешение споров

Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 39. Переходные положения

1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

4. Приостановить до 1 января 2024 года действие:

1) подпункта 7) статьи 1 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный подпункт действует в следующей редакции:

«7) плательщик социальных отчислений (далее – плательщик) – работодатель, индивидуальный предприниматель, в том числе крестьянское или фермерское хозяйство, лицо, занимающееся частной практикой, а также физическое лицо, являющееся плательщиком единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования в порядке, установленном настоящим Законом;»;

2) абзаца первого пункта 2 статьи 13 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:

«2. Плательщик, за исключением физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), обязан:»;

3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

«В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

4) пункта 1 статьи 17 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

«1. Суммы социальных отчислений, неуплаченные своевременно и (или) в полном объеме, взыскиваются органами государственных доходов или подлежат перечислению плательщиком с начисленной пеней на счет фонда в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд), за исключением платежей физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).».

Сноска. Статья 39 с изменениями, внесенными Законом РК от 02.01.2021 № 399-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 40. Порядок введения в действие настоящего Закона

Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

Плательщиками социального налога не являются:

  1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
  2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
  3. ИП, работающие на основе патента.

Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

  1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
  2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
  3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
  4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.

По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.

Об обязательном социальном страховании

  • Как менялись размеры оплаты труда в последние годы
  • Цели увеличения МРОТ
  • Правила расчета МРОТ
  • Размеры базовых ставок на 2022 год
  • Ставка отчислений на ОСМС увеличивается до 3%
  • Примеры расчета налогов, взносов, отчислений с 2022 года
  • Расчет заработной платы во время ЧП, при переходе на дистанционную работу или комбинированную дистанционную работу

Минимальный размер оплаты труда — это минимально допустимая заработная плата, которая положена сотруднику при условии выработки всех рабочих часов. Цель определения минимального размера оплаты труда — обеспечение защиты сотрудников от неправомерно низкой оплаты труда.

Медианный доход — это величина денежного дохода, относительно которой половина граждан получают выплаты ниже этой величины, остальная половина — выше данного значения. Медиана рассчитывается с учетом собранных статистических данных. Медианный заработной показатель условно делит граждан на две группы. Одна половина имеет доход выше медианного показателя, вторая половина — ниже.

Более 20 изменений внесены в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». 1 января 2022 года повысился прожиточный минимум и месячный расчетный показатель. Это привело к увеличению доходов 5,1 млн. граждан, которые получают пенсию и пособия из бюджета. Увеличение показателя минимальной заработной платы обеспечило рост доходов 1,6 млн. граждан.

Размеры прожиточного минимума и месячного расчетного показателя устанавливаются ежегодно с учетом уровня инфляции. При этом в 2020 году, с учетом эпидемиологической и экономической ситуации, эти показатели были увеличены два раза и в сумме составили 10%. В 2022 году они были проиндексированы на 5%. В результате прожиточный минимум составил 36018 тенге, а месячный расчетный показатель — 3063 тенге.

С 1 января 2022 года размер МЗП увеличился с 42,5 тысяч тенге до 60 тысяч тенге. Таким образом увеличение размеров минимальной заработной платы составило 41%. С учетом этого, работодатели обязаны выплачивать сотрудникам заработную плату не ниже, чем величина МЗП. В первую очередь увеличение МЗП коснется низкооплачиваемых сфер труда. К примеру, зарплата педагогов постоянно повышается и к 2023 году она увеличится в два раза.

Изменения в расчете ЗП в 2022 году коснулись увеличения заработной платы таких сфер труда, как лесничие, музееведы, библиотекари, учителя.

За изменением МРП следуют и увеличения привязанных к нему выплат. К примеру, пособие по рождению ребенка с 110 846 тенге увеличилось до 116 394 тенге. С января 2022 года на 7% увеличились пенсионные выплаты по возрасту и за выслугу лет.

Интересным фактом является то, что размер минимальной заработной платы в Казахстане не повышался с 2018 года. Такое увеличение коснется одного миллиона трудящихся граждан, а косвенно затронет всех трудящихся в целом. Это уменьшит теневой зарплатный фонд, размер которого сейчас составляет 30%. Увеличение средней заработной платы положительно скажется не только на экономическом эффекте в виде роста внутреннего потребления, а и приведет к увеличению внутреннего валового продукта на полтора процента.

Немаловажным в расчете заработной платы является расчет в период ЧП и дистанционной работы.

  • Улучшение стандартов уровня жизни граждан Республики Казахстан и стабилизация экономической ситуации в стране
  • Сокращение социальных расходов государства за счет увеличения доходов бедных слоев населения
  • Стимулирование производительности труда. Работодатель также, как и сотрудник, напрямую заинтересован в получении большего выхода за большие деньги.
  • Мотивация сотрудников к улучшению работоспособности за счет увеличения оплаты их труда

Установка МРОТ происходит перед началом нового года. Эта величина зависит от размера заработной платы предыдущего года. Минимальная заработная плата рассчитывается за работу в нормальных условиях при выполнении работы за все календарные дни. По законодательству Республики Казахстан продолжительность рабочего времени должна быть не более 40 часов в неделю. Главным критерием расчета МРОТ является условие, когда минимальный размер выплат не может быть меньше величины прожиточного минимума населения Республики Казахстан.

Важность величины МРОТ определяется прежде всего из-за размера заработной платы. Работодатель обязан выплачивать своим сотрудникам заработную плату, которая будет не ниже значения МРОТ, при условии выработки работником календарных часов. Если же сотрудник работает неполный рабочий график, зарплата может быть ниже значения МРОТ. Стоит иметь ввиду, что помимо республиканского значения МРОТ, устанавливается и региональное значение. Оно фиксируется исходя из социальных и экономических условий проживания граждан в каждом конкретном регионе Республики Казахстан.

Для ведения взаиморасчетов с сотрудниками, исчисления налогов и взносов по закону рекомендуем установить программу 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.

Плательщиками отчислений на ОСМС по законодательству Казахстана являются:

  • Государство
  • Сотрудники (исключение составляют военнослужащие, сотрудники органов правоохранения)
  • Индивидуальные предприниматели
  • Граждане, которые занимаются частной практикой
  • Физические лица, которые получают заработную плату в связи с законодательством Республики Казахстан
  • Физические лица, которые самостоятельно уплачивают взносы. Сюда входят и граждане Республики Казахстан, которые выехали за территорию государства.

При этом плательщиками ОСМС являются и иностранные работодатели, которые осуществляют деятельность в Республике Казахстан.

Страховые отчисления и взносы не уплачиваются в Фонд со следующих видов дохода:

  • Компенсация во время служебных командировок
  • Полевое довольствие сотрудников
  • Расходы на транспортировку сотрудников и обеспечение обучения
  • Пособие к отпуску на оздоровление
  • Стипендия
  • Страховые премии

Работодатель также освобождается от выплат для социально уязвимых граждан, военнослужащих и сотрудников специальных государственных служб.

п.1 Ст.27 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК «Об обязательном социальном медицинском страховании»:

Отчисления работодателей, которые подлежат уплате в фонд, устанавливаются в следующем размере:

  • С 2017 года – 1% от объекта исчисления отчислений
  • С 2018 года – 1,5% от объекта исчисления отчислений
  • С 2020 года – 2% от объекта исчисления отчислений
  • С 2022 года – 3 % от объекта исчисления отчислений

При фиксировании работодателем заработной платы, которая будет ниже значения МРОТ, ему грозит административный штраф или предупреждение. А за повторное нарушение работодатель рискует получить дисквалификацию на свою деятельность сроком от 1 до 3 лет.

Для ведения взаиморасчетов с сотрудниками, исчисления налогов и взносов согласно законодательству рекомендуем установить программу 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.

Пределы по налогам, взносам и отчислениям в 2021 году

Доход за месяц 45 000 тенге

ОПВ: 45 000 * 10% = 4 500 тенге

ВОСМС: 45 000 * 2% = 900 тенге

ИПН: (45 000 – 4 500(ОПВ) – 900(ВОСМС) – 42 882(14МРП)) = 0 тенге (корректировка дохода менее 25 МРП)

ИПН: (45 000 –4 500(ОПВ) – 900(ВОСМС) – 42 882(14МРП)) * 10% = 0 тенге ( — 3 282 тенге переходит на след.месяц при расчете ИПН)

СО: (45 000 – 4 500) * 3,5% = 1 471,5 тенге (меньше установленного min.предела), значит расчет соц.отчислений: 60 000 * 3,5% = 2 100 тенге

СН: (45 000 – 4 500 – 900) = 39 600 тенге (меньше чем 14 МРП), значит расчет соц.налога: 42 882 * 9,5% = 4 073,79 – 2 100(СО) = 1 973,79 тенге

ООСМС: 45 000 * 3% = 1 350 тенге

Для автоматизаций рутинных задач отдела кадров: от планирования занятости сотрудников до подготовки отчетов в ЕНПФ приобретайте программу 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана. Обращайтесь к менеджерам Первого Бита.

Социальные отчисления платит ваш работодатель, то есть налоговый агент (в том числе ИП и лица, занимающиеся частной практикой). Он должен делать это за счёт собственных средств. Платежи должны поступать ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным. Например, СО за май 2019 года перечисляются не позднее 25 июня 2019 года.

Размер СО составляет 3,5% от зарплаты работника. Например, доход работника за май 2019 года составил 150 000 тенге. Для расчета СО необходимо из дохода вычесть обязательные пенсионные взносы (ОПВ) и умножить разность на 0,035. Получаем: СО = (150 000 – 15 000) * 3,5% = 4 725 тенге. Эту сумму из своих денег работодатель направляет на счёт своего работника в ГФСС.

текст

Суммы рассчитываются от размера вашей заработной платы (не вычитаются из неё). Максимум начисляется всем, у кого зарплата равна 7 МЗП (семь минимальных заработных плат) и выше. В 2019 году это 297 500 тенге: 3,5% * 7 * 42 500 тенге = 10 413 тенге в месяц за одного плательщика. Высчитываемый размер СО является фиксированным для всех, у кого зарплата начинается от 7 МЗП и выше.

Есть минимальная сумма СО, которую высчитывают на основе 1 МЗП (в 2019 году 42 500 тенге). Её размер определяется так: 3,5% * 42 500 = 1488 тенге в месяц. Меньше этого соцотчисления не могут быть.

текст

ГФСС осуществляет выплаты по 6 видам социального риска:

  • утрата трудоспособности;
  • потеря кормильца;
  • потеря работы;
  • по беременности и родам;
  • усыновление новорожденного ребенка;
  • по уходу за ребенком в возрасте до одного года.

Социальный налог в Казахстане. Кто, зачем и в каком размере обязан его платить?

Размер социальной выплаты зависит от вашей среднемесячной заработной платы и зачастую от стажа участия в системе обязательного социального страхования. Расчет размера выплат по каждому из рисков подробно описан на сайте «Электронного правительства для граждан».

Например, социальные выплаты по потере работы назначаются в связи со стажем. Так, выплаты назначаются на 1 месяц в случае, когда производились социальные отчисления от 6 до 12 месяцев; на 2 месяца – когда были соцотчисления от 12 до 24 месяцев; на 3 месяца – в случае, если СО производились от 24 до 36 месяцев; на 4 месяца – в случае, когда производились социальные отчисления более 36 месяцев. Максимальный срок назначения таких выплат – полгода. На него могут рассчитывать только те, кто потерял работу из-за сокращения или ликвидации компании.

текст

В отличие от социального налога движение социальных отчислений отследить легко. Для этого работник, за которого работодатель уплачивает отчисления в ГФСС, может запросить информацию на сайте ГФСС, через портал «Электронного правительства» или получить выписку в филиалах фонда. Услуга оказывается бесплатно.

Если вы обнаружили, что ваш работодатель не делает за вас социальных отчислений, можете сообщить об этом в налоговую службу либо трудовому инспектору.

текст

Нет. Делать социальные отчисления – обязанность работодателя. За уклонение от этой обязанности предусмотрено административное наказание в виде штрафов. Пеня начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК.

В случае непогашения задолженности по соцотчислениям, орган госдоходов приостанавливает расходные операции по банковским счетам и кассе плательщика, а затем взыскивает сумму этой задолженности в принудительном порядке. Если на банковском счёте плательщика в национальной валюте денег нет, иностранную валюту взыщут с соответствующих счетов на основании инкассовых распоряжений, выставленных в национальной валюте органами госдоходов.

текст

Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее.

Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.

На сегодняшний день ставка социального налога для юридических лиц составляет 9,5%. С января 2025 года ставка увеличится и будет составлять 11%.

Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать данный налог в размере 1 МРП за своих сотрудников и в размере 2 МРП – за себя.

Расчет заработной платы в 2022 году с примерами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата налога производится на ежемесячной основе.

Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.

За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).

Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?

Средства с соц. налога идут напрямую в государственный бюджет.

Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.

Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками. К числу таких относятся:

  • специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
  • работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента

Нужны деньги до зарплаты?

Более 15 предложений!

Социальные отчисления в Казахстане на 2022 год

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Зарплата работника складывается из оклада, установленного трудовым договором, и других выплат (премий, надбавок и т.д.).

Всё это называют доходом физического лица. В него также входят другие доходы, получаемые лицом в натуральной форме или в форме материальной выгоды (бесплатное питание, абонемент в спортзал и т.д.).

Доход работника = денежные выплаты + доход в натуральной форме + доход в виде материальной выгоды

Прежде чем правильно посчитать налоги и взносы с заработной платы (а именно подоходный налог), нужно изучить понятие «корректировка дохода».

Выплаты, признающиеся доходом физического лица, но исключающиеся из обложения при расчете подоходного налога (и других) называются корректировкой дохода.

К ним относятся расходы работодателя на медицинские услуги сотрудника, погребение, рождение ребенка, оплата декретного отпуска, а также экологические расходы и прочее.

Некоторые корректировки ограничены. Так, расходы работодателя на медицинские услуги не облагаются налогом только до 94 МРП. В случае превышения расходы не признаются корректировкой и облагаются налогом.

При расчете заработной платы важным этапом является вычет с неё налогов, взносов и отчислений.

На сегодняшний день с дохода работника рассчитываются 6 видов выплат и доходов, установленных законом:

  1. Подоходный налог (ИПН);
  2. Пенсионные взносы (ОПВ);
  3. Взносы на медицинское страхование (ВОСМС);
  4. Отчисления на медстрахование (ООСМС);
  5. Социальный налог (СН);
  6. Социальные отчисления (СО).

Ведите исчисления налогов и взносов, обязательных для уплаты работодателем по закону в 1С:Зарплата и управление персоналом для Казахстана.

Каждый вид налога и взноса имеет индивидуальные особенности при расчете (разные ставки, состав и пределы доходов, техника расчета, сроки перечисления и т.д.).

Одну долю налогов и взносов платит сотрудник, другую — работодатель.

В данной таблице представлены главные положения по каждому виду налога и взноса:

Вид налога, взноса, отчисления

Краткое обозначение

Ставка

Предел дохода

Формула расчета

«За чей счет?»

Подоходный налог

ИПН

10%

нет

(Доход работника – Корректировка дохода — Налоговые вычеты) *10%

Сотрудника

Пенсионные взносы

ОПВ

10%

До 50 МЗП

Доход работника * 10%

Сотрудника

Медицинские взносы

ВОСМС

2%

До 10 МЗП

Доход работника * 2%

Сотрудника

Медицинские отчисления

ООСМС

2%

До 10 МЗП

Доход работника * 2%

Работодателя

Социальные отчисления

СО

3,5%

Не менее 1 МЗП, не более 7 МЗП

(Доход работника – ОПВ) * 3,5%

Работодателя

Социальный налог

СН

9,5%

Не менее 1 МЗП

(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО

Работодателя

Профессиональные пенсионные взносы*

ОППВ

5%

нет

(Доход работника – ОПВ — ВОСМС) * 9,5% – СО

Работодателя

*ОППВ уплачиваются только за сотрудников, занятых на вредных условиях труда, профессии которых предусмотрены перечнем.

В некоторых случаях с сотрудника рассчитываются не все налоги и взносы. К таким случаям можно отнести пенсионеров, инвалидов, иностранцев и др.

После расчета подоходного налога работникам выдаются налоговые вычеты. Не все вычеты предоставляются каждому сотруднику, для некоторых нужны определенные причины.

Например, если сотрудник уплачивает пенсионный взнос (ОПВ) и взнос на медицинское страхование (ВОСМС), то ему предоставляется вычет. Также всем сотрудникам ежемесячно предоставляется вычет в размере 1 МЗП.

К сотрудникам, имеющим право на другие налоговые вычеты, относятся:

  1. «Чернобылец», «Афганец»;
  2. Родитель или попечитель ребенка-инвалида;
  3. Родитель приемного ребенка;
  4. Уплачивающие добровольные пенсионные взносы (в ЕНПФ);
  5. Уплачивающие ипотеку в Жилстройсбербанк (Отбасы банк);
  6. В отчетном месяце получавшие платную медицинскую помощь.

Таблица налоговых вычетов при расчете подоходного налога:

Категория

Вычет

Размер вычета

Все сотрудники

ОПВ

ВОСМС

1 МЗП

Исходя из размера ОПВ за месяц

Исходя из размера ВОСМС за месяц

Фиксированная сумма 1 МЗП за месяц (в 2021 году 42 500 тенге)

«Чернобылец», «Афганец»;

Фиксированная сумма 882 МРП за год (в 2021 году 2 572 794 тенге)

Родитель или попечитель ребенка — инвалида

Фиксированная сумма 882 МРП за год (в 2021 году 2 572 794 тенге)

Родитель приемного ребенка

Социальные отчисления. Сколько, зачем и кому должны платить казахстанцы?

Согласно изменениям текущего года начиная с января и вплоть до 01.01.25, ставка НС будет равняться 9,5%. С 01.01.25 она будет увеличена до 11%. Данное требование не относится к ИП, которые работают по СНР. Эта категория рассчитывается с государством по отдельной формуле.

Плательщики СН, не являющиеся юридическими лицами, производят исчисления налога 1 МРП (месячный расчётный показатель) за каждого сотрудника и 2 МРП за себя.

В том случае, когда ИП в отчётный период не получал доходов, он освобождается от необходимости уплаты социального налога. Это же относится и к налогоплательщикам, приостановившим предоставление отчётности в налоговые органы.

Расчет социального налога производится следующим образом:

налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект

Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».

Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.

Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.

Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.

Юридические лица могут воспользоваться одним из 2 способов начислений СН:

  1. По СНР, когда составляется упрощённая декларация.
  2. По стандартной общепринятой схеме.

ИП также могут действовать по одной из 2-х предусмотренных для них схем:

  1. С упрощённой декларацией по СНР.
  2. Налоги начисляются по стандартным расчётам, предусмотренным для ИП.

Второй способ делает возможным использование коэффициентов МРП (если организация зарегистрирована как физическое лицо).

Для расчётов можно использовать онлайн-калькулятор, с помощью которого проще выбрать оптимальный вариант.

Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

Ставка социального налога – 9,5% согласно ст. 485 НК РК.

При этом согласно статье 486 НК РК сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленным социальным налогом и суммой социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы исчисленных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой исчисленного социального налога или равенстве их сумм сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, считается равной нулю.

Следует отметить, что обязательные пенсионные взносы не являются объектом обложения социальным налогом и не должны учитываться при его исчислении.

В случае если объект налогообложения СН составляет за календарный месяц сумму от одного тенге до минимального размера заработной платы (42 500 тенге на 2019 год), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число этого календарного месяца, то объект налогообложения определяется исходя из такого минимального размера заработной платы.

Социальный налог = (начисленный доход – ОПВ 10%) * 9,5% — СО 3,5%.

Подробнее о расчете Социального налога указано в ст.482 – 489 НК РК.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.