Права и обязанности судебного пристава исполнителя в рамках исполнительного производства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности судебного пристава исполнителя в рамках исполнительного производства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Судебным приставам разрешается:

  • добывать информацию о должнике и его имуществе всеми законными способами (в том числе и путем обращения к сторонним организациям);
  • собирать необходимые для ведения дела справки, выписки, акты и другие бумаги;
  • иметь доступ к личным данным участников исполнительного производства;
  • получать сведения о финансовом состоянии должника через работодателя.

Судебные приставы имеют право находить информацию о вашем материальном положении любыми законными способами.

В ходе исполнительного производства они имеют право прийти к вам домой. Если в это время вы отсутствуете или просто не открываете дверь — они вправе взломать замки, чтобы войти внутрь.

Права и обязанности судебных приставов

В процессе взыскания задолженности судебный пристав имеет право:

  • разыскивать ваше имущество и банковские счета путем направления запросов в соответствующие организации;
  • арестовывать счета и списывать с них деньги;
  • изъять вашу личную собственность и продать ее на аукционе;
  • ограничить ваше право на выезд из России;
  • изъять водительское удостоверение (если общая сумма долга составляет от 10 тыс. руб. и выше).

Приставы наделены следующими полномочиями и вправе:

  • давать поручения участникам исполнительного производства;
  • проводить проверки у работодателей на предмет реализации последними судебных решений в отношении своих работников;
  • объявить должника или его имущество в розыск;
  • вызывать граждан, участвующих в исполнительном производстве, для беседы;
  • обращаться в суд за разъяснениями для правильного ведения исполнительного производства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ

Эта инструкция будет интересна, в первую очередь, кредиторам. Но ее полезно почитать и должникам — чтобы понять, как работает взыскание долга по кредиту. Итак, суд принял решение о взыскании с ответчика определенной суммы. Что дальше?

  1. Кредитор берет судебное решение и отправляется в ФССП писать заявление на возбуждение исполнительного производства. Инициировать это дело можно не только по решению суда, но и по судебному приказу, и по исполнительной надписи нотариуса.
  2. В заявлении указываются:

    • ФИО ответчика и данные о его собственности, если есть;
    • ФИО кредитора, реквизиты на оплату — на этот счет приставы будут перечислять полученные деньги;
    • Исполнительные меры, которые необходимо принять (по мнению заявителя);
    • Сумма задолженности.
  3. Далее пакет документов передается службой одному приставу, который и будет вести это производство. Он изучает документы 3 дня — если все они оформлены верно, то в течение последующих 3 дней возбуждается производство. Затем должник и кредитор получают постановление, что было возбуждено новое дело.
  4. Если в течение 30 дней не приходит подтверждение, что должник получил извещение, судебный пристав начинает свои действия.

Приставы могут применять различные меры, но обычно они начинают производство с самых легких процедур. Взыскание по исполнительному листу начинается с выяснения финансового положения должника. Пристав пытается выяснить, сколько денег есть у человека, сколько он зарабатывает.

Далее:

  • направляются запросы по месту работы (о заработной плате) и в банковские организации в отношении розыска накоплений такого человека;
  • при поступлении зарплаты или иных перечислений на счет банк, согласно предписанию пристава, автоматически снимает с карты должника 50% в пользу кредитора (если взыскиваются алименты — то и до 70%).

Пристав после открытия производства получает ровно 2 месяца, чтобы добиться определенного результата. Но на практике этот срок гораздо больше. Учитываются следующие факторы:

  • ожидание ответа от должника;
  • проведение поисков имущества или самого человека;
  • приостановления в ходе дела;
  • сроки реализации имущества. Есть и другие моменты, затягивающие сроки.

Максимальный срок производства составляет 3 года. Задолженность никуда не пропадает — по истечению полугода кредитор снова может инициировать процедуру взыскания долга по судебному листу.

Приставы должны организовать исполнение любых исполнительных документов, поэтому полномочий и функций у них много, при этом они регулируются разными документами. Мы с Вами разберем только те функции и права приставов, которые относятся к взысканию долгов и работе с должниками.

Судебные приставы

(ст. 12 закона об органах принудительного исполнения и ст. 64 закона об исполнительном производстве):

  • организуют исполнение решений судов и иных компетентных органов (на основании исполнительных документов);
  • осуществляют розыск должника;
  • осуществляют розыск имущества должника;
  • производят оценку имущества должника (с привлечением оценщика, ст. 85 закона об исполнительном производстве);
  • могут запрашивать из официальных банков данных информацию о гражданах и их имуществе;
  • могут осматривать и обследовать помещения, здания, участки местности, транспортные средства разыскиваемых лиц;
  • могут вскрывать помещения и хранилища должника, входить в них и осматривать;
  • могут арестовывать и изымать имущество;
  • могут реализовывать имущество и передавать его на хранение;
  • могут налагать арест на банковские счета и вклады должника.

Судебные приставы при взыскании долга. Чего бояться?

Обращение взыскания на зарплату происходит в следующих случаях:

  1. исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
  2. взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;
  3. отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Если зарплаты недостаточно для покрытия периодических платежей, то взыскание будет обращено на имущество должника.

При обращении взыскания на зарплату работодатель будет удерживать часть зарплаты, пока взыскание не будет отменено. На такие взыскания установлены ограничения: по общему правилу удержания не могут составлять более 50 процентов от зарплаты и иных доходов гражданина-должника.

Однако возможны удержания до 70 процентов зарплаты и иного дохода, если взыскания касаются:

  • алиментов на несовершеннолетних детей,
  • возмещения вреда, причиненного здоровью,
  • возмещения вреда в связи со смертью кормильца,
  • возмещения ущерба, причиненного преступлением.

Основная функция приставов по ОУПДС заключается в охране зданий и помещений судов, обеспечении безопасности их сотрудников и посетителей, предотвращении противоправных действий. Но задачи отделов ФССП по ОУПДС не сводится только к охране. В их составе, в частности, находятся группы быстрого реагирования, которые иногда не совсем правильно называют «судебным спецназом». ГБР обеспечивает силовую поддержку приставов исполнителей в случае конфликтов, особо сложных исполнительных действий, принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, в том числе из других регионов, при необходимости направляются на усиление в суды дополнительно к обычному составу приставов по ОУПДС.

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела — заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела — старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,

  • защищать права граждан и государства,

  • достойно переносить трудности профессии,

  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

На судебных приставов возлагаются задачи по:

  • по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

  • по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также

  • по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Что делает судебный пристав?

Судебный пристав имеет право:

  • Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;

  • Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;

  • Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;

  • Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;

  • Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.

  • Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;

  • Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;

  • Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.

  • Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;

  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;

  • Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;

  • Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Юридическое лицо
  • Оборотные активы
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Инфляция

(в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.03.2007 N 29-ФЗ, от 22.07.2008 N 132-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 19.07.2009 N 194-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 27.07.2010 N 213-ФЗ, от 11.07.2011 N 196-ФЗ, от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 388-ФЗ, от 03.02.2014 N 7-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ, от 12.03.2014 N 34-ФЗ, от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 22.12.2014 N 441-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 29.12.2017 N 478-ФЗ, от 01.05.2019 N 97-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 27.12.2019 N 487-ФЗ, от 30.12.2020 N 495-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
4 июня 1997 года

Одобрен
Советом федерации
3 июля 1997 года

Система принудительного исполнения Российской Федерации включает:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее — федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения;

научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее — подведомственные организации).

1. Положение о федеральном органе принудительного исполнения, его структура утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Руководитель федерального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом Российской Федерации.

3. В федеральном органе принудительного исполнения по решению руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

1. Территориальные органы принудительного исполнения создаются федеральным органом принудительного исполнения на территориях субъектов Российской Федерации. Федеральным органом принудительного исполнения могут создаваться территориальные органы принудительного исполнения межрегионального уровня.

2. Руководитель территориального органа принудительного исполнения является главным судебным приставом субъекта Российской Федерации (главным судебным приставом субъектов Российской Федерации).

3. В территориальном органе принудительного исполнения по ходатайству руководителя территориального органа принудительного исполнения на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения могут создаваться подразделения для выполнения задач органа принудительного исполнения.

1. К работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее — органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее — сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения. Предельная штатная численность работников органов принудительного исполнения (без рабочих и служащих по охране, обслуживанию зданий и транспортному обеспечению) утверждается Президентом Российской Федерации.

2. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.

4. Организация деятельности рабочих и служащих органов принудительного исполнения, их трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством и правилами внутреннего служебного распорядка в органах принудительного исполнения.

5. Сотрудники органов принудительного исполнения в зависимости от исполняемых ими обязанностей проходят службу в должностях судебных приставов-исполнителей при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, ведущих судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы-исполнители), судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), старших судебных приставов, ведущих дознавателей, дознавателей (далее — дознаватель). В соответствии с законодательством Российской Федерации могут учреждаться иные должности сотрудников органов принудительного исполнения.

6. Сотрудники органов принудительного исполнения обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

На органы принудительного исполнения возлагаются следующие задачи:

по организации обеспечения и непосредственному обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);

по организации и осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

по организации и исполнению межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

по организации исполнения и непосредственному исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа принудительного исполнения;

иные задачи в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и федерального органа принудительного исполнения.

Органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», Федеральным законом «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Эффективность отстаивания интересов должника зависит от нескольких факторов. Один из главных — как можно более раннее начало. Выделим три этапа отстаивания прав:

  1. Судебная защита. Подразделяется на два вида. Первый — участие ответчика в судебном разбирательстве, чтобы не допустить отрицательного решения. Второй — обращение в суд для обжалования судебного решения или приказа, отмены исполнительной надписи нотариуса или для признания незаконными действий сотрудников ФССП.
  2. Защита до начала производства. Законом установлено несколько оснований для отказа в открытии дела по отношению к должнику. В их числе:
    • нарушение трехлетнего срока исковой давности;
    • обращение к судебному приставу ненадлежащего лица (представителем взыскателя без доверенности, заверенной нотариально);
    • отмена судебного решения на момент обращения в ФССП с заявлением о принудительном взыскании долга.
  3. Защита должника в исполнительном производстве. Далее рассмотрим этот пункт.

Подача жалобы — непосредственному руководителю судебного пристава или сразу в суд — эффективная мера отстаивания интересов должника. Основанием для обращения в любую из указанных инстанций становятся:

  • неправомерные действия сотрудника ФССП (незаконное изъятие активов или силовые мероприятия);
  • оформленные им процессуальные документы (постановления, описи, другая подобная документация);
  • бездействие пристава (отсутствие решение о закрытии исполнительного производства при полном погашении долга).

Нужно соблюдать установленные для подачи жалобы сроки. Они составляют 10 дней, начиная с даты нарушения прав.

Проще всего добиться соблюдения законодательства с помощью квалифицированного юриста. Стоимость услуг специалиста из-за высокой конкуренции на рынке находится на доступном уровне. Поэтому сравнительно небольшие суммы потраченных средств окупятся эффективной защитой интересов должника. В том числе — освобождением из-под ареста денег и имущества.

Бесплатная консультация0 ₽

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.

Возбуждение исполнительного производства в ФССП возможно только после того, как в силу вступит судебное решение об рассматриваемом деле. Тогда судебный пристав получает специальный исполнительный документ, и первое что должен сделать специалист – убедиться, что есть основания для возбуждения дела. Когда есть четкая уверенность в целесообразности действий, можно возбуждать производство.

Если исполнительное производство пока не возбудили, принуждение невозможно. Юридические, физические, имущественные и другие права человека не должны быть ущемлены делом об исполнительном производстве. Но можно попросить наложить арест на имущество должника. Это позволит сохранить ценности.

Иногда исполнительное производство не возбуждают в связи с тем, что служба судебных приставов отказывается заниматься рассматриваемой процедурой. Отказ может поступить в течение трех дней с момента получения документов. Причем для отказа всегда должны быть весомые причины. Обычно такими причинами могут выступать:

Когда исполнительное производствопрекращается, для сторон дела это имеет определенные правовые последствия. На них указывает закон № 229- ФЗ, а точнее в статье 44. Если исполнительное производство прекратили по инициативе суда или исполнителя, последствия могут быть следующими:

  • Восстановить дело будет невозможно (исключая случаи доказанной ошибки по ФЗ 229);
  • Меры, что были назначены в рамках отмененного исполнительного производства, перестают действовать;
  • Документ, что использовался для активации отмененного исполнительного производства, нельзя будет использовать повторно (он остается в материалах уже отмененного производства);
  • Пристав может возбудить новое производство, если должник не исполнил погашение расходов на выполнение исполнительных процедур (долг за неисполненные постановления, сборы, штрафы и т.п. что наложены приставом).

Банки данных исполнительныхпроизводств содержат всю информацию о рассматриваемых делах. Чтобы не возникало никаких проблем, следует принимать во внимание указания приставов, даже если дело прекращается.

В статье 47 закона 229 ФЗ об исполнительном производстве указано, при каких исчерпывающих обстоятельствах дело может быть завершено. Например, дело завершат и закроют в банке данных, поскольку стороны выполнили все предусмотренные требования. Также дело завершат в других случаях:

  • Заинтересованное лицо получит исполнительный документ обратно;
  • Если лист возвращают по требованию органа, что его выдал;
  • Должник является юридическим лицом, что признано банкротом, потому исполнительный лист направляют арбитражному управляющему;
  • Компания ликвидирована, из-за чего исполнительный лист отправят на адрес ликвидационной комиссии;
  • Исполнительный лист направлен на адрес компании, где работает должник, и с его зарплаты будут отправляться деньги в качестве уплаты долга;
  • Истек срок исполнительного производства, судебного вердикта (фактическое исполнение требований не играет роли);

Когда производство окончено, копия постановления и исполнительный лист отправляется всем заинтересованным сторонам. В частности, свои копии получат обе стороны, суд, орган, что занимался поиском должника, в банк, которому задолжали и не только. Другими словами, во все органы, которые хоть как-то принимали участие в деле.

Но по ФЗ 229 отмену исполнительного производства можно и не допустить, если есть исполнительный лист. Постановление может перечеркнуть старший судебный пристав. Правда, для отмены завершения нужны основания, которыми может выступать заявление взыскателя, необходимость в повторном рассмотрении дела, привлечении дополнительных мер для взыскания с должника средств и т.п.

Кроме того, постановление о завершении исполнительногопроизводства можно оспорить пока оно не в банке данных. Особенно, если за судебными приставами были замечены незаконные действия, или наоборот, бездействие по отношению к направленному им делу. Причем обжаловать процедуру могут как лица, принимающие участие в деле и числящиеся в банке данных, так и те, чьи права были нарушены действиями судебных приставов.

Не помешает проверить исполнительное производство. Незакрытое исполнительное производство создает массу проблем. Начиная с невозможности взять кредит, заканчивая проблемами с поездками в другую страну. Потому проверка официальной информации становится полезной возможностью.

Также, проверка информации будет полезной, если хотите заключить договор с какой-то компанией. Если информация о ней есть, она будет внесена в банк данных. Желательно проверить, не возбуждено ли против неё исполнительногопроизводства. Это обезопасит от проблем, возникающих при сотрудничестве.

Навести справки довольно просто. Зайдите на платформу ФССП, перейти в режим поиска данных. Есть две формы – для физических и юридических лиц. А также можно вести поиск по номеру исполнительного производства (если он у вас имеется).

Для физического лица стоит указать ФИО, дату рождения, регион, где возбудили исполнительное производство об неуплаченных ими долгах. Также можно указать номер исполнительногопроизводства (под него выделена отдельная строка). Поиск на сайте ФССП бесплатен и не требует регистрации.

Если по указанной информации удалось найти обязательства, их можно проверить в новом окне. Там будут указаны данные исполнительногопроизводства, на основании какой задолженности лицо её получило и другими важными сведениями. Например, в какой банк следует пойти, чтобы внести долг, а также реквизиты рассматриваемого банка, для внесения средств. Если долг не ваш, но есть банк, куда задолжали деньги, следует обратиться в ФССП, чтобы прояснить ситуацию. Если все правильно, взять платежные реквизиты и погасить долг, чтобы больше не усугублять проблему.

А проблемы, если не проверить данные, могут быть довольно весомые. Например, по ФЗ, если сумма долга больше 10 тыс. рублей, человека могут на время ограничить в использовании водительских прав. Не говоря уже о других проблемах, о которых упоминалось ранее.

Служба, где действует судебный пристав, работает с соблюдением определенных стадий процесса, предусмотренных ФЗ 229, проверяяимущество должника, и заставляя его заплатить свои долги, прежде чем дело перейдет в банк данных в качестве закрытого. Каждая из них имеет определенную специфику и набор действий, которых ожидают от специалистов. Если исполнительное производство приостанавливают или заканчивают, об этом действии можно говорить, как о законном, если оно имеет под собой основания и не противоречит закону. Если же пристав делает что-то неправомерно, его действия необходимо оспаривать. Для этого можно обратиться к вышестоящей инстанции или в суд. Особенно если оказались в списке должников ошибочно, и не собираетесь выполнять предписания, что выставлены в вашу сторону незаконно.

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

Поступить на работу в ССП и занять должность судебного пристава, может любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, возрастом от 21 года. Будущий пристав не должен иметь судимости, в том числе и погашенной. У претендента на должность и его ближайших родственников не должно быть долгов.

Посмотреть квалификационные требования, предъявляемые ФССП к кандидатам на должность, можно на официальном сайте ФССП РФ, здесь же можно ознакомиться с иерархией должностей в ФССП.

Полномочия судебных приставов в отношении должников весьма широки, что позволяет им успешно добиваться реализации требований исполнительных документов. Полномочия это права, которыми наделено должностное лицо для исполнения возложенных на него обязанностей.

Права и обязанности судебного пристава-исполнителя регламентированы статьей 12 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

На основании статьи 19 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ, контроль и надзор за деятельностью приставов-исполнителей осуществляют вышестоящие должностные лица суд и прокуратура.

В адрес старшего судебного пристава (руководителя данного структурного подразделения ФССП) и суда можно обжаловать постановления пристава, его действия или бездействие. Причем, если вы уже написали жалобу в адрес вышестоящего должностного лица, это не препятствие для обращения в суд.

Прокуратура имеет право на осуществление надзора за исполнением законов при исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.

Можно много и долго рассказывать о судебных приставах, их обязанностях и правах, можно говорить и плохое и хорошее, но не нужно забывать, что каждый из нас может оказаться на месте должника и взыскателя. Можно попасть на должность, где вы будете обличены государственной властью, а можно скрываться от приставов, потому что по решению суда, он пытается арестовать у вас последний шкаф и любимую герань. Главное, в любой ситуации, кем бы мы ни были, и как бы не повернулась жизнь, оставаться человеком.

Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:

  1. В качестве исполнительного действия, например в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля должника.
  2. В качестве меры принудительного исполнения, например, когда арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика.

В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).

В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):

  • реализация, осуществляемая должником самостоятельно;
  • принудительная реализация;
  • передача арестованного имущества взыскателю.

Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).

Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:

  • реализация арестованного имущества на торгах;
  • реализация арестованного имущества на комиссионных началах.

Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.

Однако, основываясь на совокупности норм процессуального законодательства (ст. 446 ГПК РФ, ч. 4 ст. 4, ст. 99, 101, гл. 12.1 закона № 229-ФЗ) и обобщения судебной практики (п. 18 Обзора судебной практики, утв. президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021; п. 4 постановления КС РФ от 12.07.2007 № 10-П), исполнительский иммунитет можно назвать гарантией должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для их нормального существования и деятельности, в том числе профессиональной, посредством установления запрета на обращение взыскания на определенное имущество по обязательствам должника.

Нормы об исполнительском иммунитете содержатся в законодательстве о банкротстве (п. 3 постановления пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»), в бюджетном законодательстве (ст. 239 БК РФ), законодательстве о богослужении (п. 5 ст. 21 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») и т. д.

Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).

Прекращение ИП — это прекращение исполнения требований ИД без возможности повторного предъявления ИД к исполнению (ч. 1, 5 ст. 44 закона № 229-ФЗ).

Окончание ИП — это завершение исполнения исполнительного документа, при котором за взыскателем остается возможность повторного предъявления ИД и повторного инициирования совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 2, 9 ст. 47 закона № 229-ФЗ). Например, при окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации (ч. 5, 6 ст. 96, п. 6 ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ).

Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для окончания ИП (ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ), для прекращения ИП судом законодатель приводит незакрытый перечень оснований (п. 4 ч. 1 ст. 43 закона № 229-ФЗ), в то время как для судебного пристава-исполнителя перечень оснований окончания ИП закрыт (ч. 2 ст. 43 закона № 229-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.