Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «МРОТ в Саратовской области с 1 мая 2022 года бюджетникам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Требования Соглашения не распространяются на организации, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Кроме того, его могут не исполнять работодатели из внебюджетного сектора, если подали мотивированный отказ от присоединения к Соглашению в установленный срок.
Для бюджетников в Саратовской области действует федеральный МРОТ, который с 1 января 2022 года равен 13 890 рублям (Закон от 6.12.2021 года № 406-ФЗ).
Минимальная зарплата в бюджетном секторе в регионе на 410 рублей ниже, чем в коммерческих предприятиях.
Минимальный размер оплаты труда для работников внебюджетного сектора в регионе составлял:
- С 1 мая 2021 года — 13 500 руб. (согл. от 26.04.2021);
- с 1 февраля 2020 года — 12 615 руб. (согл. от 27.12.2019);
- с 1 января 2020 года — 12 130 руб. (федеральный МРОТ);
- с 1 января 2019 года — 11280 руб. (федеральный МРОТ);
- с 1 мая 2018 года — 11163 руб. (федеральный МРОТ);
- с 1 января 2018 года — 9489 руб. (федеральный МРОТ);
- с 27 мая 2016 года — 7900 руб. (согл. от 27.05.2016).
Для сотрудников бюджетных организаций действует федеральное значение МРОТ.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Федеральный МРОТ был равен:
- с 1 января 2021 года — 12 792 рублям.
- с 1 января 2020 года — 12 130 рублям.
- с 1 января 2019 года — 11280 рублей.
- с 1 мая 2018 года — 11163 руб.
- с 1 января 2018 года — 9 489 руб.
Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – это гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ утвержденный МРОТ действует на территории всей страны и не может быть менее прожиточного минимума трудоспособного населения.
Если работник полностью отработал за месяц норму рабочего времени, выполнил свои трудовые обязанности, то его зарплата за месяц не может быть менее МРОТ (ст. 133 ТК РФ).
Зарплата – это (ст. 129 ТК РФ):
- вознаграждение за труд в зависимости от условий работы;
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и т.д.);
- стимулирующие выплаты (премии, доплаты и надбавки стимулирующего характера).
Значит, если начисленный работнику оклад за месяц менее МРОТ, но вместе с премией выплата за месяц получается более МРОТ, то доплачивать до МРОТ не нужно (Письмо Минтруда от 04.09.2018 № 14-1/ООГ-7353). Однако речь идет лишь о премиях, которые входят в систему оплаты труда и указываются в трудовом договоре. Премии, не входящие в систему оплаты труда, не являются частью зарплаты и не должны учитываться при сравнении заработка сотрудника с МРОТ.
Районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, так же не включаются в расчет при сравнении зарплаты с МРОТ.
Если же человек работает неполное рабочее время, то его зарплата может быть меньше МРОТ. В этом случае минимум нужно считать пропорционально выработанному времени (Письмо Минтруда от 05.06.2018 № 14-0/10/В-4085). Например, человек работает на 0,5 ставки (половину рабочего времени). Тогда его зарплата за полностью отработанный месяц должна быть не ниже ½ МРОТ, то есть 6 945 руб. в 2022 году.
Оплата за переработки также не учитывается при сравнении зарплаты с МРОТ. Речь идет следующих видах доплаты (оплаты): за совмещение профессий, за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздники, за работу в ночное время.
Также учтите, что региональным соглашением о МРОТ могут быть установлены иные суммы, которые не включаются в состав минимальной зарплаты. Например, в Москве не учитываются надбавки за вредную (опасную) работу, доплата за работу в выходные и праздники.
МРОТ — размер не только самой маленькой зарплаты, но и показатель, использующийся при назначении социальных выплат по беременности, материнству, болезни и по прочим случаям госстрахования. Это закреплено в ФЗ 82-ФЗ от 2000 года.
МРОТ — более реалистичный показатель уровня жизни населения, чем прожиточный минимум (ПМ). Хоть они и напрямую связаны указанием ст. 133 ТК РФ — МРОТ допустим не ниже ПМ. Но всё же эти показатели не равны. ПМ — это необходимая цена жизни. А МРОТ — зарабатываемая.
Государство стремится всеми способами довести МРОТ до ПМ. Например, в регионах власти могут самостоятельно устанавливать минимальную зарплату. Собирается Комиссия с участием госорганов, профсоюзов и ассоциации работодателей. Они голосуют за новую цифру минимальной з/п. Если все три стороны согласны большинством голосов, то Соглашение подписывается. У остальных компаний согласно ТК РФ есть 30 дней на то, чтобы добровольно присоединиться к документу.
Что будет, если минимальная зарплата не будет поднята на предприятии? Компании внесут административный штраф по ст. 5.27 КоАП РФ. Если же минималку подняли в 2 раза (к примеру с 2 до 4) и работодатель 3 месяца не доплачивает эту разницу, то грозит судимость и год тюрьмы по ст. 145.1 УК РФ.
В саратовскую трехстороннюю Комиссию по соцпартнерству входят 36 членов, по 12 от стороны. Решения ее публикуются для ознакомления остальных работодателей области в «Саратовской областной газете «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», на сайтах Правительства РФ, сетевых изданий «Новости Саратовской губернии» и «Регион 64».
Федеральным законом № 362-ФЗ от 09.11.2020 в ТК РФ внесены изменения, которые касаются формирования зарплат бюджетников. Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям. Результат: формально повышение зарплаты учителям (например) происходит, средняя з/п вписывается в необходимые рамки, а на деле ситуация все хуже и хуже.
После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:
Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.
На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки заработали с 01.01.2022, их внедрение в регионах пройдет поэтапно, до 2025 года.
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство.
Пример. Кроме роста окладов, повышение зарплаты госслужащим, и гражданским, и силовикам, предполагает регулярное увеличение надбавок за чины, звания, ранги и т. д. Так, гражданским служащим соответствующие доплаты на 2022 год установлены Указом президента от 31.12.2021 № 749.
Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий».
Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — Указ президента № 597. Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.
Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:
- от 07.05.2012 № 597;
- от 01.06.2012 № 761;
- от 28.12.2012 № 1688.
Повышение является поэтапным. В конце концов:
- у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» | Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов» |
---|---|
Педагоги детских садов и общего образования Педагоги дополнительного образования Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования Преподаватели вузов Врачи Средний и младший медицинский персонал Социальные работники Работники культуры Научные сотрудники Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей |
Специалисты по кадрам Специалисты по комплексной реабилитации Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений Социальные психологи Юристы Бухгалтеры и экономисты Инженеры Программисты |
Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% | Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7% |
Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны повысить независимо от индексации. С 1 января увеличен минимальный уровень оплаты труда, что влияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2022 МРОТ равен 13 890 рубля. Такое повышение окладов затронет около 1,6 млн человек в бюджетной сфере.
ВАЖНО! Никакое другое, единое для всех, постановление правительства об индексации зарплаты в 2022 году работникам бюджетной сферы не принималось, это совокупность федеральных и региональных нормативных актов.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры индексации по каждому году. Так, «дорожная карта» Свердловской области по повышению заработной платы 2021 года утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников составит не менее 100% от среднемесячных зарплат по Свердловской области. Проведенная индексация заработной платы бюджетникам с 01.10.2021 потребовала от правительства дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы учесть районные надбавки и северный коэффициент.