МРОТ в Саратовской области с 1 мая 2022 года бюджетникам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «МРОТ в Саратовской области с 1 мая 2022 года бюджетникам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Требования Соглашения не распространяются на организации, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.

Кроме того, его могут не исполнять работодатели из внебюджетного сектора, если подали мотивированный отказ от присоединения к Соглашению в установленный срок.

Для бюджетников в Саратовской области действует федеральный МРОТ, который с 1 января 2022 года равен 13 890 рублям (Закон от 6.12.2021 года № 406-ФЗ).

Минимальная зарплата в бюджетном секторе в регионе на 410 рублей ниже, чем в коммерческих предприятиях.

Минимальный размер оплаты труда для работников внебюджетного сектора в регионе составлял:

  • С 1 мая 2021 года — 13 500 руб. (согл. от 26.04.2021);
  • с 1 февраля 2020 года — 12 615 руб. (согл. от 27.12.2019);
  • с 1 января 2020 года — 12 130 руб. (федеральный МРОТ);
  • с 1 января 2019 года — 11280 руб. (федеральный МРОТ);
  • с 1 мая 2018 года — 11163 руб. (федеральный МРОТ);
  • с 1 января 2018 года — 9489 руб. (федеральный МРОТ);
  • с 27 мая 2016 года — 7900 руб. (согл. от 27.05.2016).

Для сотрудников бюджетных организаций действует федеральное значение МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Федеральный МРОТ был равен:

  • с 1 января 2021 года — 12 792 рублям.
  • с 1 января 2020 года — 12 130 рублям.
  • с 1 января 2019 года — 11280 рублей.
  • с 1 мая 2018 года — 11163 руб.
  • с 1 января 2018 года — 9 489 руб.

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) – это гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ утвержденный МРОТ действует на территории всей страны и не может быть менее прожиточного минимума трудоспособного населения.

Если ра­бот­ник пол­но­стью от­ра­бо­тал за месяц норму ра­бо­че­го вре­ме­ни, вы­пол­нил свои тру­до­вые обя­зан­но­сти, то его зар­пла­та за месяц не может быть менее МРОТ (ст. 133 ТК РФ).

Зар­пла­та – это (ст. 129 ТК РФ):

  • воз­на­граж­де­ние за труд в за­ви­си­мо­сти от усло­вий ра­бо­ты;
  • ком­пен­са­ци­он­ные вы­пла­ты (до­пла­ты и над­бав­ки ком­пен­са­ци­он­но­го ха­рак­те­ра, в том числе за ра­бо­ту в усло­ви­ях, от­кло­ня­ю­щих­ся от нор­маль­ных, за ра­бо­ту в осо­бых кли­ма­ти­че­ских усло­ви­ях и т.д.);
  • сти­му­ли­ру­ю­щие вы­пла­ты (пре­мии, до­пла­ты и над­бав­ки сти­му­ли­ру­ю­ще­го ха­рак­те­ра).

Зна­чит, если на­чис­лен­ный ра­бот­ни­ку оклад за месяц менее МРОТ, но вме­сте с пре­ми­ей вы­пла­та за месяц по­лу­ча­ет­ся более МРОТ, то до­пла­чивать до МРОТ не нужно (Пись­мо Мин­тр­у­да от 04.09.2018 № 14-1/ООГ-7353). Од­на­ко речь идет лишь о пре­ми­ях, ко­то­рые вхо­дят в си­сте­му опла­ты труда и ука­зы­ва­ют­ся в тру­до­вом до­го­во­ре. Пре­мии, не вхо­дя­щие в си­сте­му опла­ты труда, не яв­ля­ют­ся ча­стью зар­пла­ты и не долж­ны учи­ты­вать­ся при срав­не­нии за­ра­бот­ка со­труд­ни­ка с МРОТ.

Рай­он­ные ко­эф­фи­ци­ен­ты и про­цент­ные над­бав­ки, на­чис­ля­е­мые в связи с ра­бо­той в мест­но­стях с осо­бы­ми кли­ма­ти­че­ски­ми усло­ви­я­ми, так же не вклю­ча­ют­ся в рас­чет при срав­не­нии зар­пла­ты с МРОТ.

Если же че­ло­век ра­бо­та­ет непол­ное ра­бо­чее время, то его зар­пла­та может быть мень­ше МРОТ. В этом слу­чае ми­ни­мум нужно счи­тать про­пор­ци­о­наль­но выработанному вре­ме­ни (Пись­мо Мин­тр­у­да от 05.06.2018 № 14-0/10/В-4085). На­при­мер, человек ра­бо­та­ет на 0,5 став­ки (по­ло­ви­ну ра­бо­че­го вре­ме­ни). Тогда его зар­пла­та за пол­но­стью от­ра­бо­тан­ный месяц долж­на быть не ниже ½ МРОТ, то есть 6 945 руб. в 2022 году.

Опла­та за пе­ре­ра­бот­ки также не учи­ты­ва­ет­ся при срав­не­нии зар­пла­ты с МРОТ. Речь идет сле­ду­ю­щих видах до­пла­ты (опла­ты): за сов­ме­ще­ние про­фес­сий, за сверх­уроч­ную ра­бо­ту, за ра­бо­ту в вы­ход­ные и празд­ни­ки, за ра­бо­ту в ноч­ное время.

Также учти­те, что ре­ги­о­наль­ным со­гла­ше­ни­ем о МРОТ могут быть уста­нов­ле­ны иные суммы, ко­то­рые не вклю­ча­ют­ся в со­став ми­ни­маль­ной зар­пла­ты. На­при­мер, в Москве не учи­ты­ва­ют­ся над­бав­ки за вред­ную (опас­ную) ра­бо­ту, до­пла­та за ра­бо­ту в вы­ход­ные и празд­ни­ки.

МРОТ — размер не только самой маленькой зарплаты, но и показатель, использующийся при назначении социальных выплат по беременности, материнству, болезни и по прочим случаям госстрахования. Это закреплено в ФЗ 82-ФЗ от 2000 года.

МРОТ — более реалистичный показатель уровня жизни населения, чем прожиточный минимум (ПМ). Хоть они и напрямую связаны указанием ст. 133 ТК РФ — МРОТ допустим не ниже ПМ. Но всё же эти показатели не равны. ПМ — это необходимая цена жизни. А МРОТ — зарабатываемая.

Государство стремится всеми способами довести МРОТ до ПМ. Например, в регионах власти могут самостоятельно устанавливать минимальную зарплату. Собирается Комиссия с участием госорганов, профсоюзов и ассоциации работодателей. Они голосуют за новую цифру минимальной з/п. Если все три стороны согласны большинством голосов, то Соглашение подписывается. У остальных компаний согласно ТК РФ есть 30 дней на то, чтобы добровольно присоединиться к документу.

Что будет, если минимальная зарплата не будет поднята на предприятии? Компании внесут административный штраф по ст. 5.27 КоАП РФ. Если же минималку подняли в 2 раза (к примеру с 2 до 4) и работодатель 3 месяца не доплачивает эту разницу, то грозит судимость и год тюрьмы по ст. 145.1 УК РФ.

В саратовскую трехстороннюю Комиссию по соцпартнерству входят 36 членов, по 12 от стороны. Решения ее публикуются для ознакомления остальных работодателей области в «Саратовской областной газете «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», на сайтах Правительства РФ, сетевых изданий «Новости Саратовской губернии» и «Регион 64».

Федеральным законом № 362-ФЗ от 09.11.2020 в ТК РФ внесены изменения, которые касаются формирования зарплат бюджетников. Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям. Результат: формально повышение зарплаты учителям (например) происходит, средняя з/п вписывается в необходимые рамки, а на деле ситуация все хуже и хуже.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки заработали с 01.01.2022, их внедрение в регионах пройдет поэтапно, до 2025 года.

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство.

Пример. Кроме роста окладов, повышение зарплаты госслужащим, и гражданским, и силовикам, предполагает регулярное увеличение надбавок за чины, звания, ранги и т. д. Так, гражданским служащим соответствующие доплаты на 2022 год установлены Указом президента от 31.12.2021 № 749.

Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий».

Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — Указ президента № 597. Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:

  • от 07.05.2012 № 597;
  • от 01.06.2012 № 761;
  • от 28.12.2012 № 1688.

Повышение является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Врачи

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

Социальные психологи

Юристы

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7%

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны повысить независимо от индексации. С 1 января увеличен минимальный уровень оплаты труда, что влияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2022 МРОТ равен 13 890 рубля. Такое повышение окладов затронет около 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

ВАЖНО! Никакое другое, единое для всех, постановление правительства об индексации зарплаты в 2022 году работникам бюджетной сферы не принималось, это совокупность федеральных и региональных нормативных актов.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры индексации по каждому году. Так, «дорожная карта» Свердловской области по повышению заработной платы 2021 года утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников составит не менее 100% от среднемесячных зарплат по Свердловской области. Проведенная индексация заработной платы бюджетникам с 01.10.2021 потребовала от правительства дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы учесть районные надбавки и северный коэффициент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.