Защита прав предпринимателей и юридических лиц в суде РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав предпринимателей и юридических лиц в суде РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:

  1. Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
  2. Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
  3. В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
  4. Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
  5. Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
  6. Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.

Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.

Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.

Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.

Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).

Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.

Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.

Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.

  1. Предприниматели (юридические лица и ИП), руководствуясь положениями ФЗ №294, могут эффективно отстаивать свои права перед органами контроля и надзора.
  2. Помощь бизнесу призваны оказать уполномоченные по правам предпринимателей в центральном аппарате этой структуры и в регионах.
  3. Защита прав предпринимателей осуществляется как в досудебном, так и в судебном порядке.

Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций

Ответ:

Определение термина «Потребитель» закреплено в частности в статье 1 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2005 года № 10 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

Так, Закон определяет этот термин следующим образом:

потребитель — гражданин (граждане), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Для разъяснения вопроса, является спор потребительским или нет, необходимо устанавливать следующие обстоятельства:

  • кто использует, заказывает или приобретает товары (работы, услуги) – далее «товар»;
  • в каких целях товар приобретается (используется);
  • кто реализовывает товар.

Достаточно частой является ситуация, когда физическое лицо приобретает товар не для личных, бытовых, семейных и иных нужд, а для использования в предпринимательской деятельности.

Соответственно, если будет установлена такая цель приобретения товара, то спор в данном случае к категории потребительских относиться не будет.

В качестве основного последствия того, что спор не будет относиться к категории потребительских можно выделить то, что к этому спору не будет применяться законодательство о защите прав потребителей (соответственно, лицо не сможет предъявлять требования, предусмотренные таким законодательством, не будут применяться нормы об ответственности за нарушение прав потребителей и т.д.).

Ответ:

Статья 162 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что сделки между юридическими лицами и физическими лицами должны совершаться в письменной форме. Исключения устанавливаются законодательством.

Правовые последствия несоблюдения письменной формы сделки предусмотрены статьей 163 ГК. Основное последствие заключается в том, что при возникновении спора в подтверждении сделки потребитель может ссылаться на показания свидетелей, а юридическое лицо – нет.

Соответственно, в рассматриваемой ситуации ответ на вопрос зависит от того, имеются ли документы, подтверждающие факт обращения потребителя в сервисный центр и заказа им определенных услуг.

Если такие документы есть, то есть вероятность взыскать с потребителя стоимость оказанных услуг.

Если документы отсутствуют, то практически нереально доказать факт заказа потребителем оказанных ему услуг и, соответственно, взыскать с него стоимость этих услуг.

Вывод — при заключении сделок с потребителями по телефону есть риск столкнуться с фактом отказа от оплаты заказанных услуг. Поэтому необходимо грамотно оформлять документы на прием инструмента в ремонт. К примеру, если сотрудники сервисного центра практикуют общение с потребителями по телефону, не желая каждый раз вызывать потребителя для подписания необходимых документов, то можно в бланке заказа (либо договора), оформляемого при сдаче инструмента в ремонт, указать, что потребитель дает свое согласие на проведение сервисным центром ремонтных работ стоимостью не более определенной суммы.

Наличие такой формулировки и подписи под ней потребителя позволит взыскать с потребителя стоимость проведенного ремонта (в пределах оговоренной в заказе (договоре) суммы) даже в случае отказа потребителя от добровольной оплаты.

Ответ:

Правила бытового обслуживания потребителей, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. N 1590 (далее – «Правила» либо «Правила бытового обслуживания потребителей») не требуют предоставления документов, удостоверяющих личность, при заключении договора (оформлении заказов).

Основания для отказа в оформлении заказа установлены в пункте 10 Правил. Отсутствие документа, удостоверяющего личность, к ним не относится.

Однако в силу пункта 13 Правил при утрате потребителем документа, подтверждающего заказ, изделие выдается потребителю на основании письменного заявления по предъявлению документа, удостоверяющего личность потребителя (в силу пункта 11 Правил в документе, которым оформляется заказ, указывается фамилия, имя, отчество и место жительства потребителя – имеется в виду те данные, которые потребитель указывает сам).

При этом, в части 2 пункта 13 Правил установлено, что исполнитель не несет ответственности за выдачу изделия другому лицу, предъявившему документ, подтверждающему заказ, если выдача произведена до поступления заявления потребителя об утрате этого документа.

Так что документ, удостоверяющий личность, потребитель должен предъявлять исполнителю лишь при утрате документа, подтверждающего заказ.

В случае указания потребителем недостоверной информации о себе риск негативных последствий этого должен нести сам потребитель. Если он укажет недостоверные фамилию, имя, отчество, то в случае утери документа, подтверждающего заказ, он не сможет получить переданный в ремонт товар по своему паспорту, поскольку фамилия, имя, отчество, указанные в заказе, будут отличаться от паспортных данных. Если будет указан недостоверный адрес, то направление сервисным центром уведомления потребителю по адресу, указанному при оформлении заказа, будет считаться надлежащим.

Ответ:

На практике вопрос может касаться, на наш взгляд, нескольких актов:

А) акта, подтверждающего передачу товара потребителем сервисному центру для целей его ремонта;

Б) акта, подтверждающего факт проведения сервисным центром ремонта товара, переданного ему потребителем.

Правила бытового обслуживания потребителей не содержат обязанности составлять и выдавать потребителю акт, подтверждающий передачу товара потребителем сервисному центру для целей его ремонта.

Между тем, в пункте 11 Правил говориться о том, что исполнитель оформляет документ, подтверждающий заказ. В качестве одного из пунктов такого документа указывается изделие, переданное потребителем для оказания бытовой услуги.

Факт проведения ремонта товара, переданного потребителем сервисному центру, может быть зафиксирован в документе, подтверждающем заказ, или ином документе, удостоверяющем приемку.

Более того, если на оказанную бытовую услугу установлен гарантийный срок, исполнитель обязан выдать потребителю гарантийный талон, в котором должны быть указаны дата приемки и продолжительность гарантийного срока. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня приемки [5,п 34].

Вопрос

Особенности защиты прав предпринимателей

Ответ:

Статья 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в пункте 1 предусматривает, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • — замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
  • — соразмерного уменьшения покупной цены товара;
  • — незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
  • — возмещения расходов по устранению недостатков товара.

Пункт 2 этой же статьи содержит исключение из права потребителя на замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества и говорит о том, что потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае обнаружения его существенных недостатков.

Перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых потребитель вправе требовать их замены, утвержден Постановлением Совмина от 14.06.2002 года № 778.

Именно по данным товарам при обнаружении гарантийного случая сервисный центр вправе произвести работы по гарантийному обслуживанию, а потребитель не вправе требовать их замены.

Электроинструменты и измерительные средства в данный перечень не входят, Поэтому в рассматриваемом случае за потребителем остается право выбора – требовать осуществления гарантийного ремонта или замены товара.

Соответственно, если потребитель обратился в сервисный центр с конкретным и оформленным требованием выдать акт о том, что в приобретенном им товаре имеется неисправность, сервисный центр обязан выдать такой акт (при условии, что товар действительно неисправный) и не имеет права настаивать на проведении гарантийного ремонта.

Если же потребитель свое требование о выдаче акта не оформит надлежащим образом, сервисный центр может провести гарантийный ремонт и на этом основании отказать потребителю в выдаче акта на замену.

Вопрос

Ответ:

В соответствии с пунктом 84 Правил бытового обслуживания потребителей, все замененные за плату дефектные узлы, блоки, модули и другие детали возвращают потребителю при получении изделия из ремонта.

Использованная смазка, по нашему мнению, к узлам, блокам, модулям и другим деталям не относится и поэтому выдаче заказчику не подлежит.

А все то, что относится к узлам, блокам, модулям и другим деталям должно быть выдано заказчику.

Подводя итог всему выше написанному в данной главе, хотелось бы отметить что защита гражданских прав идет «по обе стороны баррикад», со стороны потребителей, которые добросовестно защищают нарушенные права, и юридических фирм, которые борются с другой категорией потребителей – которые нарушают принадлежащее им право, а именно потребителей – экстремистов.

Законодатель на сегодняшнем этапе развития общества не выделяет отдельную категорию, как то «потребительский экстремизм» и не дает понятия этой категории. На наш взгляд, это существенное упущение гражданского законодательства, так как юридические лица в лице фирм, компаний и организаций ставятся в зависимое от потребителей положение.

Новая редакция Закона «О защите прав потребителей» ставит бизнес в еще более ухудшенное положение, чем раньше. Она возводит права потребителей чуть ли не в ранг абсолютной.

Законодатель, на наш взгляд, должен ввести в гражданский оборот категорию «потребительский экстремизм», дефиницию понятия «потребительский экстремист» и установить конкретные меры ответственности за превышения потребителем своих прав.

Однако, на сегодняший день, у организаций есть некоторые способы борьбы с потребительским экстремизмом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в работе перед нами стояла задача раскрытия довольно обширной темы защиты гражданских прав. Как мы видим, в современном белорусском обществе, которое активно создает систему рыночной экономики, проблема защиты гражданских прав стоит достаточно остро. От эффективности действий по защите своих субъективных прав в конечном счете зависит успех коммерческой деятельности как физических, так и юридических лиц, что является важным показателем для всей экономики государства.

К сожалению, следует отметить, что законодательство далеко не в полной мере регламентирует освещаемую проблему. Так, на государственном уровне ещё не достаточно прочно был закреплён принцип возможности защиты законных прав и интересов в случаях злоупотребления правом другим лицом, искажения его прямого назначения и использования данного положения с корыстной целью. Однако, такие ситуации имеют место быть на практике.

Остро стоит и вопрос о той тонкой грани, после которой заканчивается реальная защита гражданских прав и начинается произвол, самоуправство. Пределы защиты должны быть максимально чётко обозначены, чтобы выйти за рамки дозволенного не было возможным. Ибо в противном случае, такой процесс может нести необратимый характер и повлечь серьёзное ущемление прав других граждан.

По нашему мнению, при теоретической проработке защиты гражданских прав и ее законодательном закреплении необходимо больше внимания уделять самозащите. Но прежде следует учесть, что в белорусском обществе присутствует доля нигилизма и недоверия к органам государственной власти, что постоянно тянет назад развитие этого процесса.

Несклонность наших соотечественников обращаться в суд для защиты собственных прав и интересов делает разительным положение уровня самозащиты в Беларуси и, к примеру, в западных странах.

Отсюда можно сделать вывод, что повышение планки правосознания и правовой культуры именно в менталитете белорусов- это первый шаг на пути к возвышению института защиты прав на более высокий уровень, чего, несомненно, требует интенсивно развивающееся гражданское общество республики для дальнейшего плодотворного симбиоза с мировым сообществом.

Говоря о защите прав в бизнесе, хочется отметить что общество не стоит на месте, оно идет в ногу со временем. Если в 1999 году бизнес не слышал о таком понятии, как «потребительский экстремизм», то в сегодняшних реалиях данное понятие слышится повсеместно.

Новая редакция Закона «О защите прав потребителей» ставит бизнес в еще более ухудшенное положение, чем раньше. Она возводит права потребителей чуть ли не в ранг абсолютной.

Законодатель, на наш взгляд, должен ввести в гражданский оборот категорию «потребительский экстремизм», дефиницию понятия «потребительский экстремист» и установить конкретные меры ответственности за превышения потребителем своих прав.

Однако, на сегодняший день, у организаций есть некоторые способы борьбы с потребительским экстремизмом.

Хозяйственные суды в Республике Беларусь входят в судебную систему Республики Беларусь. Тем не менее, они образуют свою систему хозяйственных судов, в которую входят:

  • Ш Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
  • Ш хозяйственные суды областей и г. Минска;
  • Ш специализированные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые по необходимости Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:

  • Ш Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • Ш Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
  • Ш коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;
  • Ш судебных коллегий по разрешению отдельных категорий дел.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ для защиты прав предпринимателей могут применяться различные способы, относящиеся к категории защиты гражданских прав, например, признание права на что-либо, признание заключенной сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки и др.

Эти способы могут применяться как обособленно, так и несколько в совокупности.

Кроме Гражданского Кодекса РФ, защиту нарушенных прав предпринимателей предусматривают также другие законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ.

К данной категории относится, например, право на обращение в Прокуратуру РФ с целью принятия мер государственно-принудительного характера.

Экономические споры в суде: защита в суде по экономическим спорам

В городе Лионе произошел такой случай, во время ссоры муж отрезал своей жене косы. Суд рассудил и признал, что оба супруга виноваты в ссоре одинаково, но осудил только мужа, поскольку статьей закона запрещено заниматься парикмахерской деятельностью без патента…

В Российской Федерации правосудие осуществляется только судьями судов, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ.

Возникает закономерный вопрос, судов много, а куда и как обращаться за защитой своих прав, свобод и законных интересов?

Сегодня мы открываем новую рубрику, «защита прав предпринимателя», в которой будем освещать наиболее интересные для предпринимателей юридические вопросы. В данной статье речь пойдет о судебной защите прав предпринимателя. Не все коммерческие организации могут себе позволить держать в штатах юриста, поэтому индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации необходимо иметь представление, в каких случаях они могут обратиться в суд общей юрисдикции (городской или районный), а в каких случаях – в арбитражный суд.

Проведем небольшой экскурс. В большом юридическом словаре под редакцией А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских (Мсква,2002г.) сказано:

В Российской Федерации в настоящее время действуют три вида судов:

  • обычные (общей юрисдикции и военные трибуналы),
  • арбитражные, — Конституционный Суд РФ.

В государствах с федеративным устройством суды делятся на федеральные и суды субъектов федерации. Суды также делятся по инстанциям: суды первой инстанции, апелляционные, кассационные и надзорные. По территориальному уровню их разделяют, например: районные (городские), окружные и верховные.

Кроме государственных существуют и различные виды общественных судов:

  • третейские суды,
  • арбитражные комиссии и т.д.

В международной правовой системе действуют международные суды различного характера:

  • международный суд ООН,
  • европейский суд по правам человека,
  • международные трибуналы,
  • постоянные международные третейские суды и т.д.

Прежде, чем перейти от сухой теории к практике, хочется поговорить вот о чем, предприниматель, (как, впрочем, и любой другой гражданин) обнаружив нарушение его прав и интересов, безусловно, вправе обратиться непосредственно в суд и получить защиту нарушенных гражданских прав. Это гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. Но, тем не менее, необходимо помнить, что обращение в суд – мера крайняя, временные, а иногда и имущественные затраты бывают значительными.

В юридическом смысле судебный спор представляет собой конфликт в его завершающей стадии, когда стороны уже не могут решить спорный вопрос иначе, кроме как путем передачи его на разрешение независимого посредника, в роли которого выступает суд. Поэтому перед обращением в суд в большинстве случаев рекомендуется приложить разумные усилия к тому, чтобы решить спорный вопрос, не прибегая к этой крайней мере. Кроме того, обращению предпринимателя в суд за защитой нарушенного права должен предшествовать досудебный порядок урегулирования споров в том случае, если он установлен федеральным законом для данной категории споров или предусмотрен договором сторон, а так же в случаях, установленных подзаконным актом при прямом указании на это в законе. Во всех остальных случаях, если этот порядок предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон (ст.4 АПК РФ.), т.е. предприниматель для разрешения спора имеет право обратиться с заявлением непосредственно в арбитражный суд. Согласно ст.49 АПК, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде этой инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Необходимо отметить, что важным моментом для предпринимателя является аккуратное ведение документооборота. Как правило, в конфликтах с представителями органов выигрывают те компании, документооборот у которых находится в соответствующем порядке. Для предпринимателя может оказаться решающим любая оговорка или слово в письме, поэтому необходимо сохранить надлежащим образом не только акты органов, их решения по данному вопросу, но и всю переписку с ними. Письма лучше вести на уровне оригинала, так как в соответствии с действующим законодательством, документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, любым аналогом собственноручной подписи, допускаются арбитражными судами в качестве письменных доказательств, в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, другими нормативным правовым актом или договором.

Если для предпринимателя становится очевидным, что для решения вопроса необходимо все-таки обращаться в суд, то следует обратить внимание на следующее:

  • иски, связанные с предпринимательской деятельностью, будут рассматриваться арбитражным судом;
  • иски, не связанные с предпринимательской деятельностью, к примеру, имущественные споры между супругами и др., подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции;
  • споры предпринимателей-работодателей с наемными работниками, несмотря на то, что связаны они с предпринимательской деятельностью, будут рассматриваться в суде общей юрисдикции.

В качестве ответчика в арбитражном суде может выступать:

  • государственные органы и их должностные лица;
  • любые лица, нарушающие права предпринимателя как собственника или иного законного владельца имущества;
  • деловые партнеры.

О конкурсе на лучшее освещение деятельности Следственного комитета

Следственное управление в Telegram

Следственное управление в facebook

Следственное управление в twitter

Следственное управление вконтакте

Следственное управление в инстаграм

Номер документа: 219-З
Дата принятия: 15/12/1998
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 06/11/1999
Органы эмитенты: Парламент

Текущая редакция принята: 27/05/2021 документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности № 113-З от 27/05/2021
Вступила в силу с: 30/11/2021


Редакция от 06/01/2021, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам исполнительного производства № 90-З от 06/01/2021
Вступила в силу с: 15/07/2021


Редакция от 06/01/2021, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам медиации № 89-З от 06/01/2021
Вступила в силу с: 15/01/2021


Редакция от 18/12/2019, принята документом Закон Республики Беларусь О судебно-экспертной деятельности № 281-З от 18/12/2019
Вступила в силу с: 01/01/2021


Редакция от 17/07/2020, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении кодексов № 45-З от 17/07/2020
Вступила в силу с: 01/08/2020


Редакция от 17/07/2020, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов по вопросам контрольной (надзорной) деятельности № 50-З от 17/07/2020
Вступила в силу с: 24/07/2020


Редакция от 18/12/2019, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении законов № 277-З от 18/12/2019
Вступила в силу с: 01/07/2020


Редакция от 17/07/2019, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении кодексов № 233-З от 17/07/2019
Вступила в силу с: 13/08/2019


Редакция от 17/07/2018, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов № 124-З от 17/07/2018
Вступила в силу с: 26/01/2019


Редакция от 24/10/2016, принята документом Закон Республики Беларусь Об исполнительном производстве № 439-З от 24/10/2016
Вступила в силу с: 16/05/2017


Редакция от 09/01/2017, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь № 19-З от 09/01/2017
Вступила в силу с: 19/01/2017


Редакция от 05/01/2016, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь № 356-З от 05/01/2016
Вступила в силу с: 27/02/2016


Редакция от 01/07/2014, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства… № 174-З от 01/07/2014
Вступила в силу с: 21/07/2014


Редакция от 12/07/2013, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам развития медиации № 59-З от 12/07/2013
Вступила в силу с: 24/01/2014


Редакция от 25/11/2011, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам выезда из Республики Беларусь… № 322-З от 25/11/2011
Вступила в силу с: 06/06/2012


Редакция от 30/12/2011, принята документом Закон Республики Беларусь Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь № 334-З от 30/12/2011
Вступила в силу с: 06/04/2012


Редакция от 03/07/2011, принята документом Закон Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в гражданский, Хозяйственный процессуальный, Гражданский процесуальный кодексы… № 285-З от 03/07/2011
Вступила в силу с: 23/07/2011


Редакция от 10/01/2011

Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.

Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.

Способы и средства защиты прав предпринимателей.docx

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы

1. Нотариальная защита. При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие особенности ее реализации:

  1. предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;
  2. не используются принципы публичности, состязательности;
  3. нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;
  4. юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств, и др.

2. Третейское разбирательство. По порядку формирования третейского суда, организации его деятельности, процедуре разрешения споров третейский суд существенно отличается от арбитражного. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

  1. включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;
  2. заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.

Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается следующий день после истечения срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).

При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения.

3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ).

Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральными законами от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» и др.

Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.

Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 АПК РФ).

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Указанный закон устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

  1. презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  2. соблюдение международных договоров Российской Федерации;
  3. открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
  4. установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
  5. проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
  6. соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
  7. периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
  8. учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
  9. возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;
  10. признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
  11. устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
  12. ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
  13. недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
  14. недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  1. проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  2. осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  3. требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  4. требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  5. распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  6. превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет также права предпринимателей при проведении проверок.

Регламентация вопросов, касающихся защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым устанавливаются основные принципы защиты индивидуальных предпринимателей при проведении указанного контроля: уведомительный порядок начала осуществления проверочных действий; презумпция добросовестности предпринимателя;доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых обязательно при осуществлении предпринимательской деятельности; недопустимость однотипных проверок несколькими уполномоченными органами в отношении одного индивидуального предпринимателя и другие.

Законом также очерчены границы полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установлен порядок организации и проведения проверок в ходе надзорных процедур. Так, при проведении проверок должностные лица контрольного органа не вправе:

  • проводить проверку требований, не относящихся к компетенции контрольного органа;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия индивидуального предпринимателя либо его представителя предпринимателя/юридического лица;
  • ребовать представления документов, образцы продукции и иную информацию, не являющуюся объектом контрольных мероприятий, а также изымать указанные документы;
  • раскрывать коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  • превышать установленные сроки проведения проверок.

Согласно приведенному Федеральному закону права индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля заключаются в:

  • праве присутствовать при проведении контрольных мероприятий;
  • праве давать объяснения по вопросам к предмету проверки;
  • праве на получение информации о проводимом мероприятии;
  • праве знакомиться с результатами мероприятий по контролю, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в установленном законодательством порядке;
  • праве на возмещение убытков, причиненных проведением государственного контроля (надзора).

14 октября 2016 г.

  • Судебные разбирательства и разрешение споров
  • Сопровождение коммерческой деятельности
  • Международное торговое право и иностранные инвестиции
  • Недвижимость
  • Государственные и корпоративные закупки
  • Антимонопольное право
  • Здравоохранение и фармацевтика
  • Торговля
  • Транспорт и логистика
  • Банки и финансовые институты
  • Технологии, медиа и телекоммуникации (TMT)
  • Энергетика
  • Строительство

Это могут быть споры любого уровня сложности (взыскание задолженности и защита от взыскания задолженности, учредительство, споры с гос. органами и т.п.).

Узкая специализация, основанная на богатом практическом опыте – наше конкурентное преимущество.

Что мы предлагаем клиенту?

Защита интересов клиентов в спорах, рассматриваемых экономическими и арбитражными, иностранными судами, рассмотрение споров в третейском суде «Экономические споры», а также урегулирование споров в рамках медиации.

Наша компетенция это:

  • Споры в сфере строительства, иных подрядных отношений и оказания услуг;
  • Споры в сфере поставок, закупок;
  • Все виды иных договорных споров (аренда, перевозка, страхование и т.п.)
  • Внедоговорные споры (ущерб, неосновательное обогащение и т.п.)
  • Корпоративные споры
  • Споры, связанные с собственностью
  • Оспаривание актов, действий или бездействий государственных органов, их должностных лиц
  • Представление интересов на стадии исполнительного производства
  • Приведение в исполнение решений в иностранных юрисдикциях
  • Медиация

При оказании юридической помощи применяем комплексный и системный подход:

  1. Разработка стратегии;
  2. Проведение подготовительной работы по формированию доказательственной базы, соблюдению досудебного порядка;
  3. Полное сопровождение рассмотрения дела в суде;
  4. Проведение медиативных переговоров;
  5. Последующее обжалование, если это требуется.

Кроме решения споров клиент получает дополнительные услуги по инвентаризации шаблонов договоров с целью увеличения рентабельности по ним и снижению рисков.

Факты обо мне

В декабре 2012 года Президент РФ подписал закон федерального значения «О защите прав предпринимателей» (294-ФЗ). Нормативный акт содержит свод обязательных норм и правил, регулирующих отношения бизнес-субъектов с контролирующими органами. Документ направлен на обеспечение соблюдения законности и объективного подхода при проведении проверок компаний различного масштаба и ИП.

В законодательном акте указаны основания для проверок бизнеса, характер, форма, сроки и методы проведения контрольных мероприятий. Пренебрежение нормами данного законодательного акта могут трактоваться как нарушение прав предпринимателя. В большинстве случаев результат проверки аннулируется, а сотрудники контролирующих органов, допустившие нарушения регламента НПА, привлекаются к ответственности. На страже прав предпринимателей стоят и другие законы и правовые акты РФ.

Коммерческая деятельность и предпринимательство связано с определенными рисками и угрозами. Условно их можно поделить на группы по субъектам, совершающих в отношении бизнесмена неправомерные деяния. К таким потенциальным источникам угрозы относятся:

  • сотрудники государственных структур;
  • персонал;
  • партнеры и контрагенты;
  • конкуренты;
  • клиенты;
  • злоумышленники и преступные элементы.

Для защиты прав предпринимателей от потенциальных угроз существуют правовые инструменты. Например, для защиты имущественных прав ИП или юридического лица существуют, помимо Закона 294-ФЗ, Гражданский кодекс РФ. При возникновении споров с сотрудниками в действие вступает Трудовое законодательство. При совершении со стороны злоумышленников преступных деяний в отношении товарно-материальных ценностей, права бизнесмена защищают нормы Уголовного кодекса. Предприниматель в Москве и других городах России может рассчитывать на юридическую комплексную защиту своего бизнеса.

Привлеченный юрист при проведении проверок государственными контролирующими органами отслеживает соблюдение норм Закона «О защите прав предпринимателей», а именно:

  • уведомительный характер;
  • полномочия проверяющих;
  • правомерность истребования информации, носителей и документов, раскрытия коммерческой тайны и т. д.

Адвокат до начала проверки, во время проведения проверочных мероприятий и после них консультирует своего доверителя, предупреждает о возможных последствиях, проверяет результаты.

Предприниматель может быть и истцом, и ответчиком в суде. Защищать свои права он может самостоятельно либо с привлечением адвоката соответствующей квалификации. Субъекты бизнеса пользуются общими правилами обращения в судебные органы. Перед тем как подать заявление в суд, необходимо собрать доказательства нарушения прав, провести подготовку, выполнить необходимые процедуры досудебного урегулирования.

Права и интересы субъектов предпринимательства, нарушенные в ходе рассмотрения дел в судах разных юрисдикций, могут быть защищены Конституционным судом РФ. Обращение в конституционную судебную инстанцию должно быть мотивированным и основываться на нарушении конкретных прав и свобод предпринимателя. Привлеченный юрист находит аргументы для обращения в КС РФ, составляет жалобу и участвует в рассмотрении дела по существу. Конституционный суд рассматривает жалобы предпринимателей о несоответствии главному закону страны конкретных нормативно-правовых актов или их отдельных положений.

По Арбитражному кодексу РФ суды данной юрисдикции рассматривают экономические претензии и споры между хозяйствующими субъектами, другими организациями и частными лицами. Порядок обращения в арбитражный суд предусматривает досудебную претензионную процедуру по исковым заявлениям. Другие категории дел, связанные с коммерческой деятельностью предпринимателя, рассматриваются в заявительном порядке.

Для рассмотрения дела по существу в арбитраже следует основательно подготовить пакет документов, которые доказывают нарушение прав и интересов бизнеса.

Субъекты предпринимательской деятельности постоянно вступают в правоотношения, связанные с бизнесом. Они взаимодействуют по вопросам приобретения и продажи товаров, оказания услуг, найма персонала, оплаты налогов и иных сборов и платежей и т. п. Противоправные действия в отношении бизнеса происходят в рамках любого из указанных направлений.

В зависимости от источников возникновения выделяются несколько групп нарушений:

  • Правонарушения со стороны уполномоченных органов. К таким органам относятся государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор, при взаимодействии, например, по вопросам лицензирования. Проведение проверок в процессе реализации госконтроля строго регламентировано законодательством. При этом акты соответствующих должностных лиц способны повлечь за собой нарушение прав и интересов проверяемого субъекта вследствие неприменения норм права или их неправильного применения.
  • Противоправные действия со стороны других участников рынка. К таким случаям относятся нарушения условий заключенных договоров, предоставление недостоверной информации, иное введение в заблуждение при заключении контракта, злоупотребление правом (когда права осуществляются другим субъектом исключительно с намерением причинения вреда предпринимателю либо заведомо недобросовестно), коммерческий шпионаж, занятие доминирующего положения в соответствующем секторе рынка и т. п.
  • Неправомерное поведение со стороны потребителей в сфере розничной продажи и оказания услуг.Законодательство предусматривает гарантии прав такой категории покупателей и клиентов, а последние пользуются и допускают злоупотребление предоставленными им правами.
  • Действия персонала. Перечень возможных нарушений в этом случае велик: хищения имущества, прогулов, иных нарушений трудовых обязанностей.

Защита прав и интересов предпринимателей

Законодательство предусмотрело наряду с правом судебного обжалования действий представителей власти административный порядок для охраны прав бизнесменов.

Это предполагает обжалование решений и иных актов должностных лиц органов контроля в вышестоящий государственный или муниципальный орган.

Однако срок рассмотрения обращений длителен (один месяц), что препятствует оперативному разрешению спорной ситуации.

Необоснованное доначисление налоговых платежей, применение штрафных санкций, принятие иных решений в нарушение прав предпринимателей – небольшой перечень возможных противоправных действий со стороны представителей проверяющих органов. Обжалование соответствующих актов (например, об отказе в государственной регистрации, о привлечении к административной ответственности) позволяет, не обращаясь в суд, потребовать отмены или пересмотра.

В случае отмены или признания незаконным акта государственного или муниципального органа контроля, предприниматель вправе требовать возмещения вреда, явившегося следствием издания такого акта. Компенсация вреда — за счет средств соответствующего бюджета.

Практика показала, что административный способ защиты прав предпринимателей менее эффективен по сравнению с формой судебной. Однако происходят положительные тенденции по улучшению ситуации. Этому способствует и появление в России института уполномоченного по защите прав предпринимателей.

В этом материале мы рассмотрим права уполномоченного по защите прав предпринимателей и другие важные нюансы относительно защиты интересов бизнесменов.

Практика такова, что любой предприниматель может стать жертвой произвола со стороны конкурентов и давления государственных органов.

Между тем, экономическая и социальная функции, которые выполняет любой предприниматель настолько важны, что охрана прав бизнеса предусмотрена законодательно.

Защита прав и интересов предпринимателей с недавнего времени провозглашена как одна из основ государственной политики в отношении бизнеса. Насколько успешно эти меры реализуются на практике остаётся спорным вопросом, но всё же у любого субъекта предпринимательской деятельности есть несколько рычагов для самозащиты себя и своего дела.

Не секрет, что ещё несколько лет назад вести крупный, средний и даже малый бизнес на местах было невозможно не став коррупционером. Проще говоря, нет взятки — нет разрешения вести дело.

К счастью, этот принцип уходит в прошлое и у людей, желающих работать как предприниматели, всё больше возможностей делать это законно и прозрачно.

Основной закон — №294-ФЗ — посвящён регулированию отношений бизнеса и государства.

Этот законодательный акт регламентирует порядок проведения всех муниципальных и государственных проверок и контрольных закупок, права и обязанности сторон во время этих мероприятий. Здесь необходимо искать информацию о том, когда проверка будет считаться недействительной и каким образом бизнес может оспорить её результаты.

Какие есть способы защиты прав предпринимателей? Все способы можно разделить на 3 категории:

  • материально-правовые;
  • процессуальные;
  • самостоятельные.

К материально-правовым относятся все меры, которые предприниматель может принять для сохранения своих материальных прав. Внутри этой категории есть несколько разновидностей:

  • восстановительные (возмещение убытков, отмена неправомерных сделок);
  • штрафные (взыскания неустоек и компенсации);
  • пресекательные (отмена незаконных штрафов, предписаний государственных органов).

Процессуальные способы относятся к спорам по нарушенным правам и подразумевают судебные разбирательства. Под самостоятельной защитой понимается самозащита гражданских прав (эта норма закреплена ГК РФ). Суть в том, что бизнесмен вправе предпринять любые разрешённые законом меры, если его интересы кем-либо нарушены.

Охрана и защита прав и интересов предпринимателей

Защита прав предпринимателей – новое, достаточно молодое направление в политике Президента Российской Федерации.

Не секрет, что до недавнего времени в нашей стране контроль над деятельностью малого и среднего бизнеса сводился к обычной финансовой договоренности. Как такового, контроля практически не было.

Взаимоотношения с чиновниками по принципу «плати и работай, не платишь – закрывайся» истощали частный бизнес.

Предметом защиты являются законные права и интересы предпринимателей, если они нарушаются или оспариваются.

Существует два способа защитить оспариваемые или нарушенные права юрлиц и ИП.

  • Материально-правовой способ – защита материального права. Данный способ подразделяется на следующие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – благодаря которому происходит восстановление или признание оспариваемых прав;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия (бездействие).
  • Процессуальный способ – защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующими органами в судопроизводстве.
  • Существует еще один способ, защищающий права бизнесменов – самозащита. Этот способ необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие, которое необходимо учесть при самозащите – соразмерность предполагаемому нарушению.

    Формы защиты прав предпринимателей:

    • Судебные. К ним относится восстановление и сохранение прав такими органами, как Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.
    • Внесудебные: досудебное мировое соглашение, третейский суд, нотариальная помощь.

    Одной из основных форм осуществления контроля над деятельностью предпринимателей является проведение проверок. До недавнего времени процедура проведения проверок имела хаотичный характер. Контрольные проверки проводились тогда, когда данная мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура проверок сводилась к вымогательству денежных средств у бизнесменов.

    Это не только ослабляло предпринимателей, но и способствовало увеличению нарушений с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Проверки стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

    Памятка для предпринимателей (Формы и способы защиты прав предпринимателей)

    Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

    • а) руководитель юридического лица;
    • б) иное должностное лицо юридического лица;
    • в) уполномоченный представитель юридического лица;
    • г) индивидуальный предприниматель;
    • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
    • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

    Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными — решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, — если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

    Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

    • — 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
    • — 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

    АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.

    Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  • Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  • Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения.
  • Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это:

    • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
    • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

    Необходимость в защите интересов предпринимателей появляется, когда конкурент, или государство, или потребитель нарушают законные права ИП. Если возникает спорная ситуация, помощь от знающего юридические тонкости защитника просто необходима. Малый бизнес в России может испытывать сильное давление, а потому перед открытием собственного дела стоит ознакомиться с предпринимательскими правами и обязанностями. Но неопытный бизнесмен не всегда с первого взгляда понимает, что его права были нарушены. Нарушения также происходят со стороны сотрудников, и предприниматель-новичок зачастую не осознает этого.

    Защита происходит с привлечением судебных органов или как предупреждение, когда судебные органы не привлекают. Во втором случае нарушенные права восстанавливают посредством переговоров, заявлениями в различные органы надзора. Во многих случаях, особенно если нарушителями являются сторонние преступные лица, требуется судебное разбирательство. Предприниматель подает иск в суд, после чего может защищать себя в процессе судебного разбирательства сам или привлечь обученных юристов. Судебная защита предпринимателей происходит в закрепленных законом формах с использованием различных способов.

    Воздействовать на нарушителя или группу нарушителей можно с использованием определенных механизмов, которые должны носить законный характер. Результатом такого воздействия должно быть восстановление прав, если юридическое или физическое лицо их нарушает, оспаривает. Предпринимательские права бывают следующих типов: имущественные, неимущественные и организационные. Первые два касаются активов разного типа, а пункты последнего правового комплекса нарушают, когда возникают препятствия в процессе организации деятельности ИП.

    Итак, способы защиты бывают нескольких разновидностей:


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.