Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прокурор разъясняет права Чернобыльцев в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Получить удостоверение пострадавшего при ядерной катастрофе в Чернобыле могут все граждане, находившиеся на тот момент на указанной территории. Согласно статистике, таких немало, и не только в России. Все пострадавшие делятся на категории: люди, которые получили поражение в определенных условиях, и те, у которых присутствуют различные степени нарушений здоровья вследствие ядерного облучения.
Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости
Существуют категории льготников, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС:
- 1 категория – граждане, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы и получившие инвалидность любой группы;
- 2 – ликвидаторы последствий аварии, но нахождение в период катастрофы на зараженной территории не учитывается;
- 3 – ликвидаторы последствий катастрофы на АЭС, которые проживали в г. Чернобыль с 1986 по 1990 годы;
- 4 – проживающие на территории с повышенной радиацией до 1992 года.
Граждане России могут получить 2 льготную категорию, если смогут подтвердить факт проживания на территории АЭС в г. Чернобыль не менее двух недель.
Существуют льготы для чернобыльцев в 2022 году, на которые можно рассчитывать на основании полученного удостоверения. Разберем подробнее.
Делится на подкатегории согласно типу налога:
- Налог на землю. Льгота дает право на снижение стоимости налоговой базы на 10 000 руб. Реализовать его можно только в отношении земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании на бессрочной основе. Каждый регион может вводить отдельные дополнительные льготы в части начисления и уплаты налога.
- Налог на транспорт. Льгота устанавливается каждым регионом, на уровне федерации отсутствует. Например, в Москве чернобыльцы освобождены от уплаты налога на одно транспортное средство, однако перечень исключает владение водным и воздушным ТС, сани с мотором или двигателем, снегоходы.
- Имущественный сбор. Льгота введена в 2019 году, а до этого периода чернобыльцы были освобождены от уплаты этого налога. По новым правилам, чернобылец вправе не платить налог только за одну единицу имущества (из перечня) в собственности, а на остальную недвижимость предоставляется налоговая льгота.
- НДФЛ. Чернобыльцу предоставляется налоговый вычет в размере до 3000 руб. в зависимости от принадлежности к определенной категории льготников, пострадавших в аварии на Чернобыльской АЭС.
Налоговые льготы не подлежат суммированию: если человек имеет право на несколько, предоставляется самая выгодная.
При отсутствии собственного жилья у лица, получившего удостоверение чернобыльца, если он вынужден жить в тяжелых условиях или на площади меньше установленного норматива, он вправе просить у государства улучшения жилищных условий без какой-либо очереди. Данной льготой можно воспользоваться единожды. У чернобыльца есть право вступить в жилищный кооператив, СНТ, получить место в гаражных кооперативах путем внеочередной процедуры.
Чернобыльцы, устранявшие последствия катастрофы либо находящиеся возле пораженной радиацией территорией, имеют определенные преимущества в части получения социальных льгот:
- прием детей в дошкольное образовательное учреждение вне очереди с дополнительной оплатой питания в размере 90 руб.;
- приобретение медицинских препаратов по льготным ценам;
- пользование услугами медицинских учреждений вне очереди;
- внеочередной прием в дома престарелых;
- помощь социальных работников в первоочередном порядке.
Этот перечень установлен на федеральном уровне, но каждый регион самостоятельно дополняет перечень социальных льгот для данной категории.
Выплаты чернобыльцам в 2022 году положены согласно нормам действующего законодательства. Так, данная категория граждан вправе получать две суммы установленной пенсии и выходить на пенсию на льготных условиях. Выплаты чернобыльцам регулирует Федеральный закон № 1244-1, согласно которому чернобыльцу положена ежемесячная выплата, размер которой определяется категорией льготника.
Помимо ежемесячной помощи, чернобыльцы перед наступлением памятной даты 26 апреля во многих регионах страны получают единовременную компенсацию от государства.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
Какие льготы пенсионерам и Чернобыльцам в 2022 году?
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Часть вторая. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ)
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)
Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:
1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).
3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.
Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.
5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- ПСЧ-27: 01, 8 (40142) 3-22-01
- Отделение МО МВД России: 02, 8 (40142) 3-24-02
- Скорая помощь: 03, 8 (40142) 3-22-03
- Черняховский участок (г. Озерск) «Калининградгазификация»: 8 (40142) 3-23-43
- РЭС: 8 (40142) 3-21-80
- ЕДДС МО «Озерский муниципальный округ»: 8 (40142) 3-27-08
- МУП «Озерский водоканал»: 8 (40142) 3-28-28
- МУП «Озёрская управляющая компания»: 8 (40142) 3-32-82
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
-
Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
-
Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.
Прокуратура разъясняет 2022 г.
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).
Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.
Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.
Инвалидность | Ежемесячный размер* |
1 группа | 23 845,45 |
2 группа | 11 922,73 |
3 группа | 5 961,36 |
* — может изменяться из-за индексации
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
Обратите внимание! Налоговые вычеты стандартной группы не суммируются – предоставляется только один – больший по размеру.
Если у чернобыльца нет жилья, либо же он проживает в объекте, жилая площадь которого меньше установленной нормы, то он вправе рассчитывать на помощь в улучшении жилищных условий от государства вне очереди. Воспользоваться таким правом можно только один раз.
Также данная категория льготников наделена правом внеочередного вступления в жилищные кооперативы, огороднические и садовые товарищества, получение мест в гаражных комплексах.
Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:
- Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
- Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
- У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
- Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
- В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
- Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.
* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.
Обратите внимание! Трудовые льготы персонифицированы, то есть ими могут пользоваться только сами чернобыльцы. Они не распространяются на близких родственников ни при жизни, ни после смерти, как другие виды льгот.
Конституционный суд защитил компенсации чернобыльцам
Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
- справку об инвалидности;
- подтверждение участия в ликвидации;
- бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.
В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.
Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:
- совершив визит в соцзащиту;
- лично в МФЦ;
- онлайн через сайт госуслуги.
На оформление документа уходит до 10 дней.
К Чернобыльцам относятся отнюдь не только лица, которые находились вблизи места катастрофы на атомной электростанции. К данной категории граждан относятся следующие лица:
- люди, пострадавшие от радиационного излучения и получившие вследствие его воздействия лучевую болезнь или иное заболевание;
- граждане, которые перенесли лучевую болезнь и заболевания, вызванные вредоносным воздействием радиации;
- люди, в отношении которых была установлена инвалидность из-за ухудшения здоровья, связанного с радиационным излучением;
- ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, ставшие инвалидами из-за радиации;
- лица, на постоянной основе проживающие на загрязненных из-за аварии на ЧАЭС территориях;
- военнослужащие, включая служащих в советской армии, помогавшие в устранении последствии чернобыльской катастрофы;
- служащие органов внутренних дел и пожарной службы, которые трудились в зоне отчуждения;
- граждане, которые были эвакуированы с загрязненной территории;
- медицинские работники, трудившиеся на зараженных территориях;
- доноры костного мозга, спасшие жизни людей, пострадавших от радиации при аварии на ЧАЭС.
Основным видом материальной помощи в рамках программы социальной помощи Чернобыльцам является компенсация за причиненный здоровью вред, которую могут оформить все названные нами категории граждан. Дополнительные социальные выплаты закреплены действующими законами РФ.
Большинство людей, которые пострадали от радиационного излучения, ввиду полученных заболеваний и ухудшения общего состояния вынуждены были поменять род деятельности и найти работу, наиболее подходящую им по медицинским показаниям. Из-за этого граждане начали получать меньшие по размеру заработные платы. Именно поэтому государство взяло на себя обязанности по расчету и начислению доплаты к зарплатам Чернобыльцев. Сумма доплаты определяется следующим образом:
РДЗЧ = РЗР — РЗС,
где РДЗЧ — размер доплаты к зарплате Чернобыльца;
РЗР — размер зарплаты, которую Чернобылец получал ранее;
РЗС — размер зарплаты, которую Чернобылец получает сейчас.
Доплата будет производиться не всегда — начисления прекратятся в тот момент, когда получатель льготы полностью восстановит здоровье и сможет вернуться на прежнюю должность с повышенным окладом, или когда Чернобыльцу будет оформлена инвалидность.
В том случае, если жертва аварии на ЧАЭС полностью утратил работоспособность на какой-то период времени, государство полностью компенсирует ему утраченный заработок. Причем выплаты подлежат индексации, чтобы покупательская способность не была снижена из-за инфляции. Также Чернобыльцы могут рассчитывать на выплаты в следующих размерах:
- 881 рубль 25 копеек в месяц на самого Чернобыльца и его детей в возрасте до 14 лет (на покупку продуктов питания);
- 3 685 рублей 17 копеек в месяц для Чернобыльца, получившего III группу инвалидности;
- 9 212 рублей 98 копеек в месяц для жертвы аварии на ЧАЭС, которому была присвоена II группы инвалидности;
- 18 425 рублей 94 копейки в месяц для пострадавших от радиации настолько, что им была присвоена I группа инвалидности.
Сроки выплаты компенсации инвалидам I, II, III группы за причиненный здоровью вред не регламентированы — начисления будут производиться бессрочно.
Ошибка: Человек, пострадавший от аварии на ЧАЭС, требует компенсации утраченного имущества в виде квартиры, которая была оформлена в собственность позднее 1 апреля 1994 года.
Комментарий: Компенсируется только утрата недвижимости, зарегистрированной в собственность Чернобыльца до 1 апреля 1994 года.
Ошибка: Женщина, являющаяся супругой Чернобыльца, получает стандартные выплаты по беременности и родам.
Комментарий: Родственникам Чернобыльцев и членам их семей полагается выплата по БиР в двойном размере.
- Какая максимальная мощность реактора чернобыльской АЭС?
- Мощность чернобыльской АЭС до аварии?
- Мощность чернобыльской АЭС на момент взрыва?
- Один из главных факторов, который воспроизвел взрыв 26 апреля 1986 года?
- Хроника чернобыльской катастрофы.
- Виновники и герои аварии.
- Что с Припятью на момент 2021 года?
- Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
Преференции чернобыльцам, установленные на федеральном уровне, обязаны предоставлять организации и предприятия всех форм собственности. Особые выплаты начисляют и выдают:
Я 1985 года рождения, именно с этого года я проживал в г. Болхов Орловской области, с этого года и получил чернобыльское удостоверение по 1993 г. Сейчас живу в Ростове-на-Дону, хотелось бы знать на какие льготы я могу рассчитывать?
- компенсация до прежней зарплаты, если гражданин по состоянию здоровья был переведен. Такие компенсации платятся либо до назначения инвалидности, либо до возвращения трудоспособности;
- компенсация по нетрудоспособности. Суммы составляют 100% от средней зарплаты гражданина;
- денежное возмещение ежемесячно чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма составляет 300 рублей;
- компенсации ежемесячного характера инвалидам за нанесенный ущерб здоровью.
- На возмещение вреда, причиненного здоровью.
- На возмещение вреда личному имуществу.
- На компенсацию риска, которому подвергся человек, проживавший в опасной зоне.
- На компенсацию риска, которому подвергся человек, работающий в зоне распространения вредных веществ.
- На получение социальных выплат.
- 50%-я льгота на коммунальные услуги и квартплату;
- усовершенствование квартирных условий;
- запрет на увольнение с официальной должности;
- внеочередное оформление в строительных и/или гаражных кооперативах;
- внеочередное оформление земельного участка при необходимости сооружения дома;
- внеочередное получение медицинской помощи, обслуживание без очереди в медпунктах и аптеках и другие.
В законе № 1244-1 1991 г. вместе с выделением социальной помощи, отдельными положениями указаны направления помощи близким родственникам. Вдовы чернобыльцев могут воспользоваться льготами умершего мужа. С 2016 г. льгота равняется 50% скидки на квартплату, топливо. Сохраняются и компенсации на коммунальные услуги.
- собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
- документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
написать соответствующее заявление; - дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
- забрать удостоверение лично под роспись.
- компенсация за излишне уплаченные средства на коммунальные платежи;
- предоставление скидки в 50%;
- сокращение выплат на налогообложение;
- бесплатный проезд на общественном транспорте при наличии оформленной социальной карты жителя Московской области.
При выезде из зоны с правом на отселение до 1 января 1994 года, вдова, если умерший не воспользовался данным правом, получает деньги за имущество (14680 руб. на человека). Ей возмещаются транспортные расходы. Общая денежная сумма зависит от количества иждивенцев, а также группы супруга-инвалида до его смерти.
- не учитывается длительность нахождения на иждивении мужа, время со дня его кончины или трудовой стаж;
- величина денежных выплат зависит от статуса ликвидатора;
- если мужчина умер не по причине болезни, вызванной воздействием радиации, довольствие его супруги составляет 125 % от социального – 5404 руб.;
- жены военных, погибших во время устранения последствий катастрофы, получают 200 % пособия по старости – 8647 руб.
Чернобыльцам льготы положены теперь только на один объект налогообложения из каждой их категории, указанной в законе, по индивидуальному выбору человека.
Если ребенок чернобыльца достиг совершеннолетия, он получает право на внеочередное улучшение жилусловий, скидки при оплате квитанций за услуги ЖКХ и квартплату, защиту от сокращения на работе. Внукам чернобыльцев льготы 2021 года обеспечивают право на зачисление в детсад без регистрации в очереди.
Кроме того, дополнительные региональные льготы (например, скидка на проезд в общественном транспорте) вводятся на усмотрение субъектов федерации в зависимости от наполненности местного бюджета и оформляются региональными законами. Некоторых из них будут рассмотрены ниже.
В законе № 1244-1 1991 г. вместе с выделением социальной помощи, отдельными положениями указаны направления помощи близким родственникам. Вдовы чернобыльцев могут воспользоваться льготами умершего мужа. С 2021 г. льгота равняется 50% скидки на квартплату, топливо. Сохраняются и компенсации на коммунальные услуги.
- удостоверение личности детей и взрослых – свидетельство о рождении и паспорт;
- члены семьи или родственники на иждивении должны предоставить справки, подтверждающие данные факты;
- подтверждение факта нахождения в зоне заражения, участия в ликвидации аварии.
Выплаты чернобыльцам в 2021 году повысились из-за инфляции. С 1 февраля 2021 года было запланировано увеличение суммы пособия на 5,4%. В 2021 году не ожидается снижение сумм выплат. Если инфляция будет высокой, допускается повышение сумм выплат.
Захлестнет ли волна необузданной экономии бюджетных средств социальную помощь чернобыльцам? Бурная деятельность законодателей заставляет беспокоиться граждан, пользующихся государственными льготами. С 2021 года уже не индексируются выплаты работающим пенсионерам. Какие изменения произойдут в назначении льгот участникам и ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС?
- Граждане, получившие определенную дозу облучения радиоактивными веществами, которые в момент самой аварии находились на территории АЭС или сразу после происшествия выполняли работы по ликвидации последствий;
- Лица, которые подверглись облучению в результате нахождения в зоне высокой радиации уже после того, как произошла авария. Сюда могут относиться те, кто проживал в Чернобыле или близлежащих районах и лица, которые принимали участие в различного рода работах;
- Граждане РФ, которые в результате получения дозы облучения получили группу инвалидности. К такой категории в основном относят военных и военнообязанных, работников МЧС, медицинских работников (врачей и мед. персонал), которые были направлены в качестве ликвидаторов на ЧАЭС. Также сюда относят проживающих в зоне катастрофы, которых после аварии вывозили из зоны, подвергнувшейся воздействию радиации, в том числе и те граждане, которые на тот момент находились в утробе матери;
- Лица, получившие дозу облучения, и добровольно выехавшие из зоны отчуждения;
- Граждане, которые были донорами костного мозга, когда его пересаживали пострадавшим от катастрофы. Причем такие лица получают положенные им виды льгот не зависимо от того, где выполняли саму операцию – в России или за ее пределами;
- Проживавшие в зоне радиоактивного облучения с правом на отселение, также сюда относят и тех, кто был направлен для выполнения рабочих обязанностей;
- Граждане, которые постоянно жили в условиях умеренной радиации или выполняли определенные виды работ.
В зависимости от статуса гражданина, наличия инвалидности и места проживания в момент аварии предоставляются различные льготы. Максимальный набор привилегий предусматривается для ликвидаторов последствий ЧАЭС, т.к. они являются пострадавшими в большей степени.
я выехал из зоны отчуждения где проживал 1986 — с апреля 26 — по август 25, так называлась она загрязнение 16 кюри. мне выдали удостоверение, что я проживал в зоне отселения и выехал из нее добровольно, на мой взгляд это не правильно
- Собрать документы, подтверждающие:
- личность:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- льготную категорию:
- справку о том, что в момент аварии человек был зарегистрирован в соответствующем населенном пункте;
- подтверждение участия в ликвидации;
- справку об инвалидности;
- бумаги, показывающие родственные связи с чернобыльцем;
- иное.
- личность:
- Написать заявление в соцзащиту:
- придя лично в отделение по территориальному признаку;
- в многофункциональном центре;
- через портал Госуслуг.
Никаких льгот у совершеннолетних детей ликвидаторов аварии на ЧАЭС нет. Есть только право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое возникает у нетрудоспособных членов семьи, бывших на его иждивении.
Вышеприведенные льготы предоставляют и вдовам, при утере кормильца. В этой ситуации оформляют различные выплаты.
Важно! Овдовевшим женам или мужьям дают 50% скидку на оплату ЖКХ. Подобную господдержку распространяют на большинство коммунальных услуг. После смерти мужа-чернобыльца (основного кормильца) вдовам ежемесячно выплачивают 6199,81 руб.
Чернобыльцам оформляют и различные налоговые вычеты. Так, инвалидам ВОВ или иных боевых действий уменьшают размер ежемесячных доходов при подсчете НДФЛ.
Важно! Героям РФ, СССР и инвалидам 1, 2 группы снижают налогооблагаемую базу по всем доходам. В итоге, размер НДФЛ становится меньше.
При получении статуса «чернобылец» и соответствующего удостоверения идут в местное Управление соцзащиты населения. При этом заранее подготавливают необходимую документацию.
Важно! При получении господдержки также обращаются в местный орган соцзащиты — лично или через МФЦ. При оформлении некоторых видов выплат составляют заявление и берут необходимые справки с места работы или учебы.
КС РФ постановил уточнить закон о льготах для семей чернобыльцев
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки В.Н.Фоминой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемое заявительницей законоположение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика К.В.Арановского, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. Заявительница по настоящему делу гражданка В.Н.Фомина — вдова умершего в 2008 году инвалида вследствие чернобыльской катастрофы оспаривает конституционность положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись такие меры социальной поддержки.
Решением Кораблинского районного суда Рязанской области от 25 декабря 2015 года был установлен юридический факт нахождения В.Н.Фоминой на иждивении умершего супруга, что послужило основанием для назначения ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в размере 4084 руб. 57 коп.; в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, которую получал при жизни ее супруг, В.Н.Фоминой было отказано.
Оставляя без удовлетворения требования В.Н.Фоминой о назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, Железнодорожный районный суд города Рязани в решении от 11 апреля 2016 года исходил из того, что в силу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанная выплата устанавливается членам семьи умершего инвалида-чернобыльца лишь в том случае, если они имели право на нее при жизни умершего, и что пункт 1 Правил предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907), не относит вдов инвалидов-чернобыльцев к лицам, имеющим право на данную компенсацию. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 15 июня 2016 года. Определением от 22 июля 2016 года судья Рязанского областного суда отказал В.Н.Фоминой в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Нарушение оспариваемым законоположением своих прав гражданка В.Н.Фомина усматривает в том, что оно позволяет правоприменительным органам отказывать в назначении членам семьи умершего инвалида-чернобыльца ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ввиду отсутствия у них при жизни умершего права на эту выплату, что, как полагает заявительница, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7, 10, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 2), 39 (части 1 и 2), 42, 45, 53 и 55.
- Зона отчуждения. Находится непосредственно рядом с четвертым реактором. Здесь категорически запрещается проживание и любая деятельность.
- Зона отселения. Места, откуда люди в спешном порядке переселялись во время аварии на ЧАЭС для уменьшения радиационного воздействия.
- Зона с правом на отселение. В этом районе по-прежнему продолжают жить люди. Однако район хоть и считается теоретически безопасным, но постоянно контролируется учеными и медиками на наличие повышения радиационного фона. На этой территории постоянно проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья.
- Зона с нормальным уровнем радиации. Территория считается официально безопасной, но проживающие здесь граждане имеют право на соответствующие льготы.
При оформлении пенсии проживающим в Чернобыльской зоне работники пенсионного фонда учитывают в том числе и в каком районе жил претендент. Учитывается категория территории и срок проживания на ней.
Так, человек имеет право на льготную пенсию после года проживания в зоне отселения, 3 года – в зоне с правом на отселение и 4 года – в зоне с допустимым уровнем излучения.
- несовершеннолетних детей;
- совершеннолетних детей в возрасте до 25 лет при соблюдении определенных условий;
- супруга, на иждивении которого есть ребенок в возрасте до 14 лет;
- нетрудоспособного супруга;
- нетрудоспособных родителей;
- нетрудоспособных бабушку и дедушку.
При наступлении 18-летнего возраста льготы детям чернобыльца не отменяются. Причем детям, проходящим обучение в очной форме, выплата денежной компенсации назначается на весь период обучения, но до наступления 25-летнего возраста.
Пенсионное пособие рассчитывается по стандартной формуле с учетом всех коэффициентов и льготного стажа. Для исчисления выплаты гражданин должен обратиться в ПФР по месту своего жительства и представить удостоверяющие бумаги, в список которых обязательно должна входить справка о периоде проживания или работы в аварийной зоне.
Предоставляется пенсия по чернобыльскому удостоверению, которое оформляется в ПФР. Чтобы оформить бланк необходимо подать обязательный пакет документации, и дождаться решения специальной комиссии.
- зона отчуждения – местность около атомной станции;
- зона отселения – на местности установлен особый режим проживания населения; в определенных случаях выполняется отселение людей в безопасные зоны в обязательном порядке;
- зона с правом на отселение – территория, слабо подверженная воздействию радиационного фона, но постоянно находящаяся под контролем специалистов;
- зона проживания со льготным социально-экономическим статусом – меньше других подвергшаяся негативному воздействию.
- собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
- документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
написать соответствующее заявление; - дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
- забрать удостоверение лично под роспись.
- компенсация за излишне уплаченные средства на коммунальные платежи;
- предоставление скидки в 50%;
- сокращение выплат на налогообложение;
- бесплатный проезд на общественном транспорте при наличии оформленной социальной карты жителя Московской области.
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
- заявление;
- ксерокопия удостоверения чернобыльца;
- трудкнижка (ксерокопия стр. № 1 и отметки о последнем месте работы);
- ксерокопия справки о назначении инвалидности;
- ксерокопия доверенности (при обращении полномочного представителя).
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отдых — 14 суток. Для детей, рожденных до 1.04.1987 г., данный отпускной период тоже предусматривается, но он зависит от точного возраста человека в момент чернобыльской катастрофы и варьируется в пределах 7-14 дней;
- внеочередное предоставление: медлечения, обслуживания в аптеках, нового рабочего места, места в доме престарелых и т.п.;
- 50-процентная скидка на оплачиваемое арендуемое/нанимаемое жилье.
Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 18 сентября 2021 г. №23-П признал противоречащей Конституции Российской Федерации часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2021 №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Норма неконституционна
в том истолковании, в каком она позволяет отказывать инвалидам — чернобыльцам из числа лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые получают пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, но не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ранее в своем Постановлении от 07.02.2021 N 1-П он дал истолкование данной норме, защитив право инвалидов — чернобыльцев из числа сотрудников органов внутренних дел на получение компенсации, и признал ее конституционной с учетом такого истолкования.
Необходимость принятия данного Постановления обусловлена тем, что в деле заявителя суды общей юрисдикции, включая Верховный Суд РФ, отвергли конституционно-правовой смысл указанной нормы.
Прокуратура РИ
Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы Статья 14. Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и заболевания, связанные с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий катастрофы
- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе направленных и командированных) при ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения и занятых на эксплуатации, военнослужащих и военнообязанных, привлеченных к ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, граждан, выехавших после принятия решения об эвакуации, граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы
- граждане (в том числе командированные), принимавшие в 1986 – 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы
- граждане (в том числе командированные), принимавшие в 1988 – 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения
- граждане, занятые на работах в зоне отчуждения
- граждане, эвакуированные (в том числе добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и зоны отселения в 1986 году и последующие годы, включая детей
- граждане, постоянно проживающие на территории зоны проживания с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом, в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне), выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы
- военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава ОВД, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
С 11 сентября 2021 года вступило в действие постановление Правительства РФ от 08.09.2021 № 1069, которым внесены изменения, касающиеся социальной поддержи граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Такие дети имеют право на ежемесячную компенсацию на питание независимо от места их рождения при условии, что их родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах.
Льготы предоставляются с учётом срока проживания и нахождения заявителя на определённой территории: в зоне отселения — более года, в зоне с правом на отселение — не менее 3 лет, и 4 года в зоне с умеренным уровнем радиации. Чернобыльцы, имеющие право на льготы:
- лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания из-за аварии получают 2 162,67 рублей;
- инвалиды вследствие аварии — 2 701,62 рублей;
- ликвидаторы, получившие сверхнормативные дозы облучения — 2 701,62 рублей;
- ликвидаторы — 2 162,67 рублей;
- эвакуированные из зоны отчуждения в 1986 году — 2 162,67 руб.,
- проживающие в зоне проживания — 540,66 руб.,
- дет, подростки, которые проживают в зоне отселения и зоне проживания, а также эвакуированные — 1 350,82 руб.,
- дети и подростки, которые стали инвалидами из-за последствий аварии — 2 701,62 руб.,
- дети и подростки, которые страдают заболеваниями из-за последствий аварии — 2 162,67 руб.,
- дети и подростки, которые проживают в зоне с льготным социально-экономическим статусом — 811,88 руб.,
- рабочие и служащие (включая военнослужащих, МВД, МЧС), которые стали инвалидами из-за работы в месте аварии — 2 701,62 руб.,
- рабочие и служащие, которые получили заболевание из-за работы на месте аварии — 2 162,67 руб.
Участвовавшие в Чернобыле наделены правом получать одновременно две выплаты. Главное, чтобы на это было основание. Если человек относится к описываемой категории и является инвалидов, он получит, соответствующие индексации пенсии чернобыльцам в 2021 году.
Граждане РФ, что относятся к категории льготников, не могут пользоваться одновременно двумя видами государственной поддержки. Если кому-то положено несколько типов дотаций, человек выбирает одну, где сумма больше.
1. Все ликвидаторы наступивших после катастрофы последствий вправе окончить свою трудовую деятельность на 10 лет раньше общего срока. Речь идет о работах 1986-1987 годов. Поскольку здоровью ликвидаторов был причинен большой вред, срок работы при назначении обеспечения не учитывается.
Начатая в России реформа предполагает изменение существующего порядка в части повышения возраста завершения трудовой деятельности. Чернобыльцев это нововведение не коснется. Порядок расчета возраста для них будет происходить по прежним стандартам. Предоставляемые чернобыльцам льготы и пенсии будут сохранены.
Перечень лиц, имеющих право на чернобыльские льготы, определен статьей 13 Закона № 1244-1. К льготникам относятся:
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания от катастрофы на ЧАЭС;
- инвалиды, если инвалидность связана с воздействием радиации или травами от чернобыльской катастрофы;
- граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы (размер выплат будет зависеть от года участия в ликвидации, от территориальной зоны);
- военнослужащие и лица из состава МВД, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения, либо привлеченные для ликвидации последствий катастрофы;
- граждане, принимавшие участие в работах по объекту «Укрытие»;
- медицинский персонал, получивший в период с 26.04 по 30.06.1986 года сверхнормативные дозы облучения при оказании медпомощи пострадавшим от радиации;
- граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
- граждане, эвакуированные или выехавшие добровольно из зоны отчуждения, включая детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
- граждане, постоянно проживающие (работающие) в зонах с правом на отселение, зонах с льготным социально-экономическим статусом.
Основным документам, подтверждающим отнесение гражданина к одной из категории льготников, является удостоверение органа соц. защиты. Также может потребоваться заключение МСЭ о присвоении инвалидности, свидетельство о смерти кормильца, удостоверение умершего чернобыльца.
Льготы чернобыльцам
Вычеты чернобыльцам по НДФЛ 2022 году
- Собрать документы, подтверждающие:
- личность:
- паспорт;
- свидетельство о рождении ребенка;
- льготную категорию:
- справку о том, что в момент аварии человек был зарегистрирован в соответствующем населенном пункте;
- подтверждение участия в ликвидации;
- справку об инвалидности;
- бумаги, показывающие родственные связи с чернобыльцем;
- иное.
- личность:
- Написать заявление в соцзащиту:
- придя лично в отделение по территориальному признаку;
- в многофункциональном центре;
- через портал Госуслуг.
Мария. Вы мне уже отвечали в предыдущем моем вопросе— но вот я не знаю. вообще я имею или нет право на получение ЕДВ с НСУ? В моем удостоверении вот такая запись стоит- Выехавшая добровольно из зоны проживания с правом на отселение. Проживала в г Клинцы Клинцовского р-она Брянской обл с 26.04.1986 по 26.06.1987 г. Полученная суммарная доза облучения —-мЗв. Я получаю раз в году пособие, вроде на оздоровление. за 2018 год в сумме 301 руб было.Я сейчас проживаю в Нижегородской обл, До этого почти 30 лет жила и служила в армии на Урале, По этому удостоверению до монетизации имела 50% льготу на оплату жкх, проезд на электричке и автобусе бесплатный. дополнительный оплачиваемый отпуск раз в году 14 дней.Но когда перестала действовать льгота на оплату жкх,бесплатный проезд и и отпуск все равно были .По новому месту жительства на учет как чернобылец встала в военкомате. в соцзащите меня не приняли на учет. Получаю раз в году пособие от МО. Как и пенсию. В кассе РЖД сказали, что по моему удостоверению Федеральная льгота есть для проезда.Но справку мне нигде не дают.Вот это мне прошу объяснить. Причина отказа в том , что в в строке радиации у меня стоит прочерк? В этом причина получается?А раньше почему я пользовалась этой льготой при проезде?И когда были внесены какие то изменения? Жду вашего ответа.
В обоснование выводов Конституционный Суд РФ, в частности, указал, что Федеральным законом от 12.02.2001 № 5-ФЗ, вступившим в силу 15 февраля 2001 года, был изменен подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, а п. 25 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» — изложен в новой редакции, предусматривающей выплату инвалидам-чернобыльцам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности.
Ошибка: Работодатель уменьшил величину пособий для женщин, проживающих на территориях, загрязненных после аварии на ЧАЭС, после вступления в силу изменений порядка выплат пособий по уходу за ребенком (с 1 июля 2016 года). Изменения коснулись всех сотрудниц, которые подали заявления на выплаты после 1 июля 2016 года и до этой даты.
- имеющим лучевую болезнь – 2 162, 67 руб.;
- получившие после аварии инвалидность – 2 701, 62 руб.;
- ликвидаторы, которых облучило сверх нормы – 2 701, 62 руб.;
- иные типы ликвидаторов – 2 162, 67 руб.;
- экстренно эвакуированные из опасной зоны – 2 162, 67 руб.;
- живущие на территории поражения – 540, 66 руб.;
- дети – эвакуированные, живущие – 1 350, 82 руб.;
- молодые люди и дети, получившие разные группы инвалидности после аварийной ситуации – 2 701,62 руб.;
- дети, заболевшие после событий – 2 162,67 руб.;
- дети, живущие в регионе с льготным экономическим и особым социальным статусом – 811, 88 руб.;
- рабочие и сотрудники МЧС и МВД, ставшие инвалидами – 2 701,62 руб. Если они получили болезни, но без инвалидности, выплата составит 2 162,67 руб.