Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие интеллектуальной собственности в таможенном деле». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Регулирование отношений в области таможенной защиты интеллектуальной собственности носит сложный и многоуровневый характер. В условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) сформировалась многоуровневая система таможенной защиты интеллектуальной собственности.
На международном уровне эти отношения регулируются нормами конвенций и соглашений, где одним из основных является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — ТРИПС), где разработаны нормы, принципы, касающиеся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности, а также процедур и средств обеспечения этих прав в отношениях, связанных с торговлей.
К актам наднационального уровня относятся соглашения и договоры государств — членов Евразийского экономического союза: Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу с 1 января 2015 г., Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г., Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС), Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г., Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности от 19 ноября 2010 г., Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г.
При этом, если к целям ЕАЭС отнесены «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза», то в рамках функционирования Таможенного союза регулируется только рынок товаров. При этом рынок интеллектуальной собственности не заявлен в качестве самостоятельного сегмента рыночных отношений во внешней торговле, а область интеллектуальной собственности не отнесена к перечню исключений из порядка функционирования единого внутреннего рынка товаров.
На национальном уровне каждое государство — член ЕАЭС имеет право применять свои правила при условии, что они не противоречат нормам ЕАЭС. В России основные нормы в области таможенной защиты закреплены в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» N 311-ФЗ (ст.306, 307, 308).
Между тем существующие механизмы защиты интеллектуальной собственности не позволяют обеспечить ее на должном уровне, что приводит к потерям национального бюджета, снижению конкурентоспособности отечественных предприятий, сокращению количества рабочих мест, нанесению вреда жизни и здоровью населения, перемещению части сделок в теневой сектор, снижению инвестиционной привлекательности стран ЕАЭС. При наличии на рынке высокого уровня контрафактных товаров производители теряют не только часть прибыли, но и репутацию компаний, что впоследствии выражается также в экономических потерях.
В этих условиях меры, принимаемые таможенными органами по пресечению ввоза/вывоза контрафактной продукции, являются дополнительным барьером и основным инструментом защиты прав авторов, правообладателей, потребителей и государства при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, через таможенную границу ЕАЭС.
Интеллектуальная собственность в таможенном деле
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55385-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные произведения»
ГОСТ Р 55386-2012 «Интеллектуальная собственность. Термины и определения»
ГОСТ Р «Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ»
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 декларант: Физическое или юридическое лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, права на которые подлежат таможенной защите.
3.2 заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности: Документ, направляемый в таможенный орган правообладателем, имеющим достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его исключительных прав на охраняемые в соответствии с национальным законодательством объекты интеллектуальной собственности и подлежащих таможенной защите в связи с ввозом товаров в страну или их вывозом из страны либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
3.3 информация о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска: Уведомления, направляемые должностным лицом таможенного органа правообладателю (его представителю) и декларанту.
3.4 ответственность за имущественный вред (ущерб): Ответственность, которую несет правообладатель, если по его вине декларант понес убытки.
3.5 таможенная защита интеллектуальной собственности: Совокупность мер, реализуемых таможенными органами в целях предупреждения, выявления нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров и привлечения к ответственности лиц, виновных в этом.
3.6
- Раздел Экология
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
- Раздел 03.140 Патенты. Интеллектуальная собственность
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
А также в:
- Раздел Электроэнергия
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
- Раздел 03.140 Патенты. Интеллектуальная собственность
- Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55385-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные произведения»
ГОСТ Р 55386-2012 «Интеллектуальная собственность. Термины и определения»
ГОСТ Р «Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ»
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 декларант: Физическое или юридическое лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, права на которые подлежат таможенной защите.
- 11. 1. О защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами 2010 / Андреева Елена Ислямовна, Нестеров Анатолий Васильевич, Кушниренко Анна Валерьевна, Бегишева Ирина Валерьевна
- О реализации мер Таможенного администрирования, направленных на защиту прав владельцев интеллектуальной собственности 2012 / Кузьмова Мария Михайловна
- Методологические основы трансграничной защиты товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности 2007 / Бреева Мария Михайловна
- Повышение эффективности работы таможенных органов России по защите прав интеллектуальной собственности 2007 / Бек Вадим Александрович
- К вопросу об актуальности исследования проблем защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации 2014 / Заиграев Василий Александрович
Согласно определению ВОИС (на английском языке данная аббревиатура выглядит как WIPO), интеллектуальная собственность представляет собой право на результаты творения человеческого разума. Ст. 1225 ГК РФ раскрывает это определение, уточняя, что, помимо результатов умственной деятельности, это понятие включает в себя и средства индивидуализации. И то, и другое охраняется законом.
Также ГК РФ добавляет к определению признаки интеллектуальной собственности, для более корректной трактовки и определения принадлежности конкретного предмета к понятию. Вот эти признаки:
- Нематериальность. Нужно четко понимать, что, если существует вещь — она материальна, и права на нее также регулируются законодательством. Однако способы владения и распоряжения творческими объектами отличаются от манипуляций с собственностью в классическом понимании. Именно нематериальность позволяет это реализовать.
- Абсолютность. Автор всегда противопоставлен в праве всем остальным. И отсутствие запрета не дает права владения и пользования другим людям.
- Нематериальное воплощается в материальное. Например, идея становится текстом. Музыка — пластинкой. Однако наличие собственности на материальное отражение произведения не дает прав на интеллектуальную собственность.
- Объект должен быть отнесен к данному виду собственности на законодательном уровне, то есть быть прописан в законодательных актах.
Последний пункт стремительно теряет свою актуальность с появлением все новых средств индивидуализации. Таких, например, как имя домена или ник, аватар. Однако на текущий момент в России защитить права можно только на прописанные в ГК РФ объекты.
Как уже было отмечено ранее, в России к объектам интеллектуальной собственности относятся только те, которые закреплены в ст. 1225 ГК РФ. Все остальные не могут быть признаны таковыми, а следовательно, их защита на законодательном уровне не подразумевается.
Авторское право. Это юридический термин, который закрепляет за авторами право на созданные ими произведения. Помимо литературных творений (текстов, рассказов, романов, пьес и так далее), к авторскому праву относят такие объекты как музыкальные произведения, картины и скульптуры, фильмы и видеоролики, компьютерные программы и базы данных, рекламную продукцию, карты и чертежи.
Авторские права возникают автоматически при создании объекта. Они сохраняются за автором на протяжении всей его жизни. За каждым человеком ГК РФ закрепляет право предъявить претензии в случае установления факта использования материалов или их части другими людьми без ссылки на автора или без официально оформленного разрешения.
Смежные права. Как следует из названия, к ним относят права, смежные с авторскими. Здесь имеется в виду возможность распоряжаться объектом интеллектуальной собственности для исполнителей, создателей фонограмм, аранжировок, ремиксов, для издателей, переводчиков и так далее.
Смежные права возникают по правилам, аналогичным авторским. Однако стоит помнить, что их появление возможно только в том случае, если на это было дано согласие автора. Например, воспроизведение музыкального произведения возможно только при наличии лицензионного договора. При его отсутствии такие действия будут трактоваться как нарушение авторских прав.
Исключением являются произведения фольклора. На них смежные права можно обрести без дополнительных документов. Также исключениями являются произведения, авторов которых нет в живых (в случае отсутствия правопреемников), так как со смертью творца авторское право прекращает свое действие, если не была оформлена его передача.
Патенты. Это понятие подразумевает право на какое-либо изобретение. При этом у создателя есть закрепленная законодательно возможность решать, кто, каким образом и когда сможет (или, наоборот, не сможет) использовать его изобретение. Для общества важным является то, что в обмен на патентное право создатель делится подробной технической документацией по созданию и работе устройства.
В патентном праве, в свою очередь, выделяют три наименования объектов интеллектуальной собственности:
- Изобретения. Это могут быть не только технические конструкции, но и биологические производные: вещества или штаммы микроорганизмов, химические формулы, генетические конструкции.
- Полезные модели. Это должен быть новый и применимый в промышленности объект, некое техническое решение, которое относится к определенному техническому устройству.
- Промышленные образцы. Под данным понятием подразумевается художественно-конструкторское решение какого-либо изделия, которое определяет его будущий внешний вид и пользовательские характеристики.
Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. Это общая группа, включающая в себя объекты, не подпадающие под авторские, смежные права и патенты. К ним относят:
- ноу-хау (право на секреты производства);
- селекционные достижения (права на новые сорта растений);
- топографические объекты (географические названия, наименования мест происхождения).
Средства индивидуализации. Как и следует из названия, это любые объекты, которые позволяют юридическим лицам, товарам, услугам выделяться на фоне идентичных. К этой группе относят:
- Товарный знак. Под этим понятием подразумевают отличительное обозначение, позволяющее идентифицировать конкретный продукт в массе ему подобных.
- Фирменное наименование. Позволяет идентифицировать все предприятие в целом. Зачастую не имеет отношения к производимой продукции или оказываемым услугам.
- Наименование места происхождения товара. Обеспечивается свидетельством, полученным в результате государственной регистрации.
Для каждого вида интеллектуальной деятельности в ГК РФ закреплена своя глава, в которой подробно описаны все процедуры, касающиеся приобретения, защиты и сохранения прав.
ГК РФ подразумевает некоторые особенности процедур присвоения и защиты прав интеллектуальной собственности для каждой группы объектов. Однако существуют и общие способы, применимые к любому случаю. К ним относят:
- признание права — включая процедуры закрепления права на конкретный объект;
- пресечение нарушения — прекращение неправомерного использования;
- возмещение убытков — в том числе, выплату недополученных премий;
- изъятие контрафакта — как физическое, так и из доступа потребителей;
- публикация решения суда.
В случае установления нарушений прав интеллектуальной собственности законодательством предусмотрено наказание в виде гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
Чаще всего в процессе разбирательств назначаются штрафы. Однако плагиат и незаконное использование объектов авторского или смежного прав грозят уголовной ответственностью, вплоть до лишения свободы.
Источники:
Ссылка на сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 N 12
«О судебной практике по делам о контрабанде»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 (ред. от 12.05.2016)
«О некоторых вопросах применения таможенного законодательства»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18
«О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
«О свободном порте Владивосток»
-
Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
«О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Защита интеллектуальной собственности таможенными органами
Правовая основа регулирования вопросов защиты интеллектуальной собственности, а также выявления и пресечения последствий нарушения законодательства при перемещении товаров через таможенную границу заложена в Таможенном кодексе РУз, введенном в практику в 2016 году.
Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, ввозимые на таможенную территорию и находящиеся под таможенным контролем. Для обеспечения защиты они могут приостановить выпуск товаров, содержащих признаки нарушения. А по результатам соответствующих мероприятий – отменить решение о приостановлении (ст.382 ТК).
К сведению.
Эти меры не применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) физлицами для некоммерческих целей, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых и курьерских отправлениях;
2) в соответствии с таможенным режимом таможенного транзита;
3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования;
4) в качестве гуманитарной помощи и технического содействия.
Меры по защите прав на объекты ИС, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к другим средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством РУз.
Для того чтобы объекты ИС включили в Реестр, правообладатель или его уполномоченный представитель должен подать в ГТК заявление (ст.385 ТК).
В нем следует указать сведения о правообладателе или его уполномоченном представителе с указанием названия, реквизитов, а также (при наличии) адреса электронной почты; о сроке действия прав на объект ИС, выданных уполномоченным органом; его производителе, а также документах, подтверждающих полномочия правообладателя или его уполномоченного представителя; сроке, на который объект вносится в Таможенный реестр (не более 3 лет). Заявление должно содержать и описание объекта ИС, за защитой которого правообладатель или его представитель обращается, и товаров (фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие сведения), содержащих объекты ИС, для защиты которых подается заявление. К заявлению должны быть приложены копии имеющихся документов, подтверждающих наличие и принадлежность прав на объект ИС (патент, свидетельство, лицензионный договор или иные документы), заверенные правообладателем.
ГТК рассматривает заявление в срок, не превышающий 10 дней со дня его поступления, и принимает решение о включении или об отказе во включении в Таможенный реестр. Об этом таможенное ведомство обязано уведомить правообладателя или его уполномоченного представителя. В случае отказа – обосновать его причины.
Для проверки достоверности представленных сведений Комитет вправе запрашивать у уполномоченных органов дополнительную информацию и документы, подтверждающие заявленные сведения.
Только после включения в Реестр правообладатель или его представитель в целях обеспечения защиты прав на объекты ИС может обратиться с заявлением в таможенные органы для принятия мер по приостановлению выпуска товаров, находящихся под таможенным контролем.
В нем должно содержаться описание товаров, содержащих объекты ИС, для защиты которых подается заявление. А также описание товаров, которые, по мнению правообладателя, нарушают его права на объект ИС.
При соблюдении условий, предусмотренных статьями 385 и 388 ТК, таможенные органы применяют процедуру приостановления выпуска товаров, содержащих признаки нарушения прав на объекты ИС, для того чтобы правообладатель или его представитель обратился в суд и представил таможенным органам его определение о назначении дела к судебному разбирательству.
Таможенный орган обязан незамедлительно уведомить декларанта и правообладателя (его представителя) о причинах и сроках приостановления выпуска товаров.
Если суд не вынесет решения о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности, правообладатель (его представитель) в установленном порядке будет нести ответственность за ущерб, причиненный декларанту в результате приостановления выпуска товаров.
К сведению.
Правообладатель, его представитель или декларант могут отбирать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, содержащих объекты ИС, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследования, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
Защита интеллектуальной собственности таможенным органами
- Зубач А.В., Ронжина Н.А., Терентьев Р.В. Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов: Учебник. СПб.: Троицкий мост, 2012.
- Агамагомедова С.А. Таможенная стоимость товаров: учет лицензионных платежей за использование прав интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2014. N 9.
- Агамагомедова С.А. Оптимизация таможенных операций в проекте Таможенного кодекса в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2015. N 4 (33).
- Агамагомедова С.А. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и защита прав интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2015. N 6.
- Агамагомедова С.А. Приостановление выпуска в рамках таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2013. N 9 (440).
- Агамагомедова С.А. Приостановление выпуска товаров как мера защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами // Вестник Российской таможенной академии. 2011. N 4.
- Комментарий к Федеральному закону РФ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой // СПС «КонсультантПлюс», 2012. Информационный банк «Постатейные комментарии и книги».
- Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.12.2015 N С01-874/2015 по делу N А40-211663/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
Порядок защиты таможенными органами прав интеллектуальной собственности установлен главой 38 ТК РФ и приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами».
Для целей защиты своих прав, правообладатель или его представитель (далее — заявитель) подает в Федеральную таможенную службу заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных. К заявлению прилагаются документы (заверенные копии), подтверждающие сведения, указанные в заявлении.
С законодательной точки зрения интеллектуальная собственность (ИС) — это материально выраженный результат творческой деятельности, дающий его автору исключительное право на его использование. Это право защищается либо свидетельствами или патентами, либо нормами права. При этом закон защищает права владельца ИС не только на территории страны, где живет или находится правообладатель, но и за его пределами. Россия присоединилась практически ко всем основным международным договорам об охране ИС, поэтому при ввозе товаров в нашу страну таможенные органы контролируют соблюдение авторских и смежных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (ОИС).
Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих ОИС, регламентируются гл. 52 ТК ЕАЭС. Таможенные органы государства-члена принимают меры по защите прав на ОИС, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств- членов и (или) национальный таможенный реестр ОИС, который ведется таможенными органами такого государства-члена.
Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является одним из направлений таможенного контроля и составной частью таможенного контроля в целом. Данное направление таможенного контроля является основой административного механизма трансграничной защиты интеллектуальных прав, осуществляемого таможенными органами.
Правовые основы административного механизма трансграничной защиты интеллектуальных прав представляют собой систему правовых норм различного уровня и отраслевой принадлежности, которые регулируют порядок и условия перемещения товаров, содержащих результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, через таможенную границу. В современный период они включают в себя семь уровней (Рисунок 1).
Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности требует изучения, обобщения и апробации опыта развитых стран. В этих целях ГТК совместно с международными организациями и правительствами иностранных государств проводит и участвует в тематических семинарах, заседаниях круглых столов и других мероприятиях в сфере защиты объектов ИС.
В июне 2016 года вместе с правительством КНР проведен учебный тренинг «Семинар по борьбе с контрафактной и поддельной продукцией». Он был необходим для исследования объектов ИС (авторского права, смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров), а также товаров и документов, содержащих указанные объекты, разрешения вопросов о нарушении прав, выработки решений в сфере борьбы с контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукцией.
В октябре того же года в городе Баку Всемирная таможенная организация и Региональное Представительство Управления ООН по наркотикам и преступности в Центральной Азии (ЮНОДК) провели региональный тренинг «Обеспечение прав на интеллектуальную собственность» в рамках Глобальной программы УНП ООН/ВТамО по контролю за контейнерными перевозками. Его цель – укрепление навыков сотрудников правоохранительных органов в области борьбы с контрафактной продукцией, нарушением авторского права, а также расширение использования современных методов таможенного контроля.
В апреле текущего года совместно с проектом «Торговля и доходы» Агентства США по международному сотрудничеству (USAID) проведен 5-дневный семинар «Таможенные меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности». Его участников ознакомили с лучшей международной таможенной практикой в области защиты прав на объекты ИС, видами ИС с упором на авторское право, патенты и товарные знаки. Также на семинаре определили наиболее оптимальные и современные методы практического применения положений об ИС Таможенного кодекса РУз.
Таможня набирает опыт, наращивает свой потенциал в борьбе с незаконным использованием объектов ИС и пиратством, распространением поддельной продукции. Отрабатываются формы и методы работы в этой сфере. Поэтому при ввозе на таможенную территорию товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, импортерам нужно учитывать возможность принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты ИС. Согласие правообладателя на ввоз таких товаров позволит избежать проблем при совершении таможенных операций.
Гульнора АБДУНАЗАРОВА,
наш спецкор.
Авторское право представляет собой не разрозненную совокупность действующих на определенный момент времени нормативных актов, а достаточно сложную и целостную систему. Известно, что важнейшим системным признаком выступает структурность. Применительно к законодательству вообще и авторскому законодательству в частности это означает, что для понимания его системы важно, прежде всего, разобраться в его иерархической структуре. Иерархическая структура любой обособленной части законодательства формируется на основе правовой силы образующих ее нормативных актов. В сущности ее предопределяет закрепленная Конституцией России система органов государственной власти и государственного управления. На ряду с указанием на важнейшие виды нормативных актов, издаваемых теми или иными органами, в Конституции устанавливается зависимость между нормативными актами разных уровней, в силу которой акты нижестоящих органов должны соответствовать актам органов более высокого ранга, а акты последних — служить исходной базой для актов меньшей юридический силы [22].
В иерархии нормативных актов, посвященных регулированию авторских отношений, главенствующая роль принадлежит правовым актам высших органов государственной власти, т. е. законодательным актам в точном смысле этого слова. Центральное место среди них занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. В соответствии со ст. 1 указанного Закона им регулируются две большие группы относительно самостоятельных отношений. Первую из них образуют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства и составляющие предмет регулирования авторского права в его точном и традиционном смысле. Во вторую группу входят отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Эти отношения не являются авторскими, но настолько тесно взаимосвязаны с последними, что их регулирование отдельным законом едва ли было бы оправданным [14].
Структуру Закона следует признать достаточно логичной, поскольку она позволяет легко ориентироваться в правовом материале, практически исключает дублирование норм и последовательно раскрывает все основные аспекты правого регулирования в рассматриваемой сфере.
По своей юридической природе Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» носит моноотраслевой характер, являясь частью российского гражданского законодательства. Нормы иной отраслевой принадлежности в Законе практически не представлены. Исключение составляют правила, содержащиеся в ст. 50, которые носят гражданско-процессуальный характер, а также отсылочные нормы к уголовному и административному законодательству (ст. 48). Указанное обстоятельство, безусловно, усиливает целостность нового Закона и обеспечивает более тесную взаимоувязку его норм.
Оценивая Закон в целом, можно отметить следующее. Прежде всего, с его принятием российское авторское право впервые за всю его историю сблизилось с уровнем авторско-правовой охраны, которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира. Первый серьезный шаг к этому был сделан Основами гражданского законодательства 1991 г., однако содержащиеся в них нормы были явно недостаточны для урегулирования возникающих на практике вопросов. Иными словами, если Основы гражданского законодательства определили принципиальный подход законодателя к регулированию авторско-правовых отношений, то Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» впервые подробно регламентировал основные их аспекты с учетом гарантий, которые обеспечиваются Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Что касается отношений, связанных со смежными правами, то их относительно развернутое правовое регулирование вообще дано впервые в истории российского законодательства. При этом безусловным достоинством Закона является то, что подавляющая часть его норм рассчитана на прямое применение. Напротив, число бланкетных (отсылочных) норм, чрезмерным количеством которых характеризовались ранее действовавшие акты по авторскому праву, в Законе весьма невелико.
Далее, характерной чертой Закона является его рыночная направленность. Закон значительно расширяет возможности участников авторских и смежных с ними отношений по свободному распоряжению принадлежащими им правами. Имущественные права авторов стали своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок. Одновременно отменены многие из существовавших ранее в законе гарантий и ограничений, которые были призваны ограждать права создателей творящих в связи с созданием, правовой охраной и использованием программных средств. В ст. 2 Закона подчеркивается, что программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права: программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам. Распространение на программы для ЭВМ и базы данных авторско-правовой охраны закреплено и ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Принятие Закона, специально посвященного регулированию отношений, связанных лишь с одним из объектов авторского права, обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, во внимание была принята та важная роль, которую играют программные средства в развитии всех современных отраслей науки и техники. Над созданием программных средств работают миллионы людей, а с их использованием в той или иной степени, в работе или в быту, соприкасается по��авляющее большинство граждан. Во-вторых, программы для ЭВМ и базы данных выделяются среди других объектов авторского права формами своего объективного выражения, способами передачи, видами использования и т. д. Указанная их специфика требует более детальной правовой регламентации связанных с ними общественных отношений, которая и обеспечивается специальным Законом [16].
В настоящее время основным источником патентного права России является Патентный закон от 23 сентября 1992 г. Как следует из ст. 1 указанного Закона, им регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Объединение в одном акте правовых норм, посвященных трем, хотя и схожим, но вполне самостоятельным объектам промышленной собственности, является особенностью российского Патентного закона [26].
Патентный закон России представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий патентные отношения различной отраслевой принадлежности. При этом по сравнению с ранее действовавшим законодательством, в частности Положением об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1973г. и даже с Законом «Об изобретениях в СССР» 1991г., значительно возрос удельный вес гражданско-правовых норм, которые в настоящее время регулируют практически все ключевые вопросы изобретательской деятельности. Сейчас к их числу могут быть отнесены, к примеру, нормы, регламентирующие подачу и рассмотрение заявок на объекты промышленной собственности, которым ранее традиционно приписывался административно-правовой характер.
Наряду с гражданско-правовыми Патентным законом регламентируются и некоторые административно-правовые (ст. 26,33,34) и процессуальные (ст. 31) отношения, в нем содержатся отсылки к уголовному, налоговому и иному законодательству.
Оценивая Патентный закон РФ в целом, можно сказать следующее. Безусловно, данный акт, рожденный в столь непростых условиях, имеет множество недостатков. Он не свободен от пробелов и противоречий, редакция ряда его норм ухудшена по сравнению с Законом СССР «Об изобретениях в СССР» 1991г., некоторые его положения представляют собой явные результаты компромиссов противоборствующих сил. Однако при всем этом Закон следует признать весьма прогрессивным и в целом квалифицированно составленным актом. С его принятием возник правовой фундамент для создания в России общепринятой системы охраны новых разработок, без которого было бы немыслимо дальнейшее научно-техническое развитие страны в новых рыночных условиях.
Помимо Патентного закона РФ вопросы, связанные с охраной и использованием объектов патентного права, затрагиваются в ряде других законодательных актов, посвященных в целом регулированию иных общественных отношений. Так, например, Закон РФ о товарных знаках указывает, что не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие промышленные образцы, права на которые в Российской Федерации принадлежат другим лицам [17].
Наиболее актуальным и важным в этом плане является принятие законодательных актов, касающихся предоставления авторам и хозяйствующим субъектам, которые используют изобретения, полезные модели промышленные образцы, льготных условий налогообложения и кредитования.
В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Патентного закона РФ» от 23 сентября 1992г., данный Закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие, т.е. после 14 октября 1992г., когда он был официально опубликован. Такой подход является вполне естественным, однако он порождает множество вопросов, связанных с правовым режимом ранее зарегистрированных объектов промышленной собственности, судьбой поданных, но еще не рассмотренных заявок и т. д. В основном эти вопросы решены в названном выше постановлении, которое в связи с этим также является важным источником патентного права.
Важную группу источников патентного права образуют подзаконные акты, принятые в развитие Патентного закона РФ и других законодательных актов. В рассматриваемой области подзаконные акты в основном носят общий характер, т.е. распространяются на всех лиц, так или иначе связанных с охраной и использованием объектов промышленной собственности. Напротив, ведомственных и локальных актов относительно немного. Среди подзаконных актов общего характера различаются нормативные акты, принятые Правительством РФ, и нормативные акты, принятые Патентным ведомством РФ.
К компетенции Правительства РФ Патентный закон РФ отнес решение таких важных вопросов, как определение правового статуса Федерального фонда изобретений России (ст. 9), утверждение Положения о патентных поверенных (п. 3 ст. 15), установление видов, размера и сроков уплаты патентных пошлин (ст. 33) и др [26, ст. 9, 15, 33].
Большая роль в регулировании патентных отношений отводится актам Патентного ведомства. В соответствии со ст. 2 Патентного закона, а также Положением о Российском агентстве по патентам и товарным знакам, утвержденным Правительством 19 сентября 1997 г. во исполнение Указа Президента РФ от 11 сентября 1997 г. «О Российском агентстве по патентам и товарным знакам», Патентное ведомство РФ разрабатывает, принимает и издает правила и разъяснения по применению законодательства РФ в области охраны промышленной собственности. Важнейшее практическое значение в этом плане имеют утвержденные Патентным ведомством РФ Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение; Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель; Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец. Они содержат более подробную по сравнению с Патентным законом РФ нормативную информацию об оформлении заявок, их составе, формах необходимых документов и т. п.
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – это специализированное учреждение Организации Объединенных Наций. Ее деятельность посвящена развитию сбалансированной и доступной международной системы интеллектуальной собственности (ИС), которая обеспечивает вознаграждение за творческую деятельность, стимулирует инновации и вносит вклад в экономическое развитие, соблюдая при этом интересы общества.
ВОИС была создана Конвенцией ВОИС в 1967 г. и получила мандат от своих государств-членов на содействие охране ИС во всем мире путем сотрудничества между государствами во взаимодействии с другими международными организациями. Штаб-квартира Организации находится в Женеве, Швейцария [21].
Программа и бюджет на 2006-2007 гг. определяют следующие пять стратегических целей:
· Содействие развитию культуры ИС;
· Включение ИС в политику и программы национального развития;
· Разработка международных законов и норм в области ИС;
· Оказание качественных услуг в рамках глобальных систем охраны в области ИС; и
· Повышение эффективности процесса управления и вспомогательных процессов в ВОИС
Ключевые задачиhttp://www.wipo.int/about-wipo/ru/core_tasks.html и программная деятельность ВОИС полностью направлены на достижение этих целей. Деятельность ВОИС осуществляется в рамках стратегической структуры, заложенной в документе, посвященном двухлетней Программе и бюджету, и обусловлена потребностями государств-членов. В широком плане они подразделяются на следующие области.
Разработка международных законов и норм в области ИС
ВОИС отвечает за содействие прогрессивному развитию и гармонизации законодательства, норм и процедур в области ИС в государствах-членах. Кроме того, это включает разработку международных законов и договоров в отношении патентов, товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний, а также авторского права и смежных прав. ВОИС в контакте с государствами-членами также работает над изучением вопросов ИС в области традиционных знаний, традиционных выражений культуры и генетических ресурсов.
ВОИС выполняет административные функции: 24 международных договоров (16 в области промышленной собственности, 7 в области авторского права, плюс конвенция, учреждающая ВОИС).
ВОИС осуществляет администрацию четырех систем классификации в области ИС, которые организуют массив информации в отношении изобретений, товарных знаков и промышленных образцов в снабженные указателями и управляемые структуры, облегчающие поиск.
Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству предлагает предприятиям и отдельным лицам услуги по урегулированию споров, включая расширяющуюся область споров в области доменных имен в Интернете.
Поощрение использования ИС для целей экономического развития.
Интеллектуальная собственность
1) любого государства, являющегося членом Парижского союза по охране промышленной собственности или Бернского союза по охране литературных и художественных произведений;
2) любого государства, являющегося членом Организации Объединенных Наций, какого-либо из специализированных учреждений, находящихся в связи с Организацией Объединенных Наций, или Международного агентства по атомной энергии, или являющегося стороной Статута Международного Суда; или
3) любого государства, которое Генеральная Ассамблея пригласила стать государством-членом Организации.
Условия, регулирующие мандат, функции, финансы и процедуры ВОИС, изложены в Конвенции ВОИС.
Секретариат ВОИС или Международное бюро расположен в Женеве и имеет штатных сотрудников, представляющих более 90 стран. Штатные сотрудники ВОИС включают экспертов по различным областям права и практики ИС, а также специалистов в области государственной политики, экономики, администрации.
Соответствующие отделы Секретариата отвечают за координацию встреч государств-членов и реализацию их решений, за администрацию международных систем регистрации в области ИС, за разработку и реализацию программ, направленных на достижение целей ВОИС, а также за обеспечение хранилища экспертных знаний в области ИС для оказания помощи своим государствам-членам.
· Органиграмма
· Главные должностные лица
· Профиль Генерального директора
НПО, МПО, гражданское общество. ВОИС работает с широким спектром заинтересованных лиц, включая другие межправительственные делегации, неправительственные делегации, представителей гражданского общества и промышленных групп.
В настоящее время на заседаниях ВОИС статус наблюдателя имеют около 250 НПО и МПО.
- Таможенное декларирование товаров
- Таможенное оформление
- Таможенный склад
- Таможенное оформление товаров физическими лицами
- Растаможка автомобилей
- Сертификация
- Страхование грузов
- Международные перевозки
- Таможенный брокер (представитель)
- Внешнеэкономическая деятельность
- Таможенные правила
- Таможня и налоги
- Таможенные документы
Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной работы автора в материальном выражении. Как правило, именно она дает автору возможность иметь официальные права на результат собственности и защищать его в правовом поле. Это может быть оформление патентов, создание свидетельств и законно согласованные нормы права автора.
Сама по себе интеллектуальная собственность имеет две сферы. Первая – это сама по себе собственность – образцы, товарные знаки. Вторая – само авторское право, под понятием которого в юриспруденции понимают официальное право на музыку, литературу или другие произведения, создаваемые автором.
Защита интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность, как и любая другая, подлежит защите. Она производится для того, чтобы защитить права собственника или автора от посягательств.
Правительством России могут вводиться специальные ограничения на торговлю интеллектуальной собственностью для защиты финансового положения страны. Вводимые меры должны будут остановить сокращение валютных резервов РФ, либо привести к их увеличению.
Ограничения могут применяться в отношении отдельных государств, в случае, если оно:
- не выполняет обязательства по международным договорам;
- нарушает экономические, либо политические интересы РФ;
- не представляет законные интересы владельцев интеллектуальной собственности;
- не проводит борьбу с противоправными действиями своих граждан на территории РФ.
10.1.1 Российское и международное законодательство об охране интеллектуальной собственности
Нормативно-правовая база, регулирующая сферу интеллектуальной собственности, представляет собой разветвленную систему, включающую в себя акты, различные по юридической силе и территории, на которую они распространяются. В общем виде система источников права интеллектуальной собственности представляется следующим образом:
- — международно-правовые акты;
- — соглашения между отдельными государствами (в частности соглашения Таможенного союза);
- — национальное (российское) законодательство.
В Российской Федерации вопросы оборота объектов интеллектуальной собственности регулируются нормами национального законодательства, опирающихся, соответственно, на нормы международных договоров и соглашений. В 2010 г. странами-участницами Таможенного союза — Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан — был подписан ряд документов, регулирующих оборот объектов интеллектуальной собственности на территории ТС и перемещения их через таможенную границу ТС.
Наша страна является участником:
● Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1991г.);
● Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (2006г.);
● Договора о патентной кооперации (РСТ) (1991г.);
● Договора о законах о товарных знаках (TLT) (1998г.);
● Договора о патентном праве (PLT) (2006г.);
● Будапештского договора о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры (2001г.);
● Ниццского соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (2001г.);
● Страсбургского соглашения о Международной патентной классификации (2001г.);
● Локарнского соглашения о Международной классификации промышленных образцов (2006г.);
● Меморандума между таможенными службами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве по защите прав интеллектуальной собственности (Бишкек, 5.12.2012г.).
Защита прав на объекты интеллектуальной собственности предусмотрена Конституцией, Гражданским, Налоговым, Уголовным, Таможенным кодексами и Кодексом об административной ответственности РУз. А также законами «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», «О селекционных достижениях», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О фирменных наименованиях», «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
Правовая основа регулирования вопросов защиты интеллектуальной собственности, а также выявления и пресечения последствий нарушения законодательства при перемещении товаров через таможенную границу заложена в Таможенном кодексе РУз, введенном в практику в 2016 году.
Таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, ввозимые на таможенную территорию и находящиеся под таможенным контролем. Для обеспечения защиты они могут приостановить выпуск товаров, содержащих признаки нарушения. А по результатам соответствующих мероприятий – отменить решение о приостановлении (ст.382 ТК).
К сведению. Эти меры не применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) физлицами для некоммерческих целей, в том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых и курьерских отправлениях;
2) в соответствии с таможенным режимом таможенного транзита;
3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования;
4) в качестве гуманитарной помощи и технического содействия.
Меры по защите прав на объекты ИС, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к другим средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством РУз.
Как таможня защищает интеллектуальную собственность (товарные знаки)
Новеллой таможенного законодательства являются нормы, регламентирующие ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. В него ГТК вносит объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых принято решение о применении мер защиты. Комитет ведет и периодически публикует Реестр на своем официальном веб-сайте (customs.uz), постоянно обновляет его. Сегодня в Таможенном реестре зарегистрировано 86 товарных знаков. Вся информация является открытой.
К сведению. Объекты ИС исключаются из Таможенного реестра при: обращении правообладателя или его представителя; выявлении таможенным органом недостоверных сведений в документах, указанных в статье 385 ТК; прекращении правовой охраны объекта в установленном порядке; истечении 3 лет со дня включения объекта в Реестр; наличии решения Апелляционного совета Агентства по интеллектуальной собственности.
В этих случаях ГТК в течение 3 рабочих дней должно письменно уведомить правообладателя или его представителя об исключении объектов ИС из Таможенного реестра.
Для того чтобы объекты ИС включили в Реестр, правообладатель или его уполномоченный представитель должен подать в ГТК заявление (ст.385 ТК). В нем следует указать сведения о правообладателе или его уполномоченном представителе с указанием названия, реквизитов, а также (при наличии) адреса электронной почты; о сроке действия прав на объект ИС, выданных уполномоченным органом; его производителе, а также документах, подтверждающих полномочия правообладателя или его уполномоченного представителя; сроке, на который объект вносится в Таможенный реестр (не более 3 лет). Заявление должно содержать и описание объекта ИС, за защитой которого правообладатель или его представитель обращается, и товаров (фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие сведения), содержащих объекты ИС, для защиты которых подается заявление. К заявлению должны быть приложены копии имеющихся документов, подтверждающих наличие и принадлежность прав на объект ИС (патент, свидетельство, лицензионный договор или иные документы), заверенные правообладателем.
ГТК рассматривает заявление в срок, не превышающий 10 дней со дня его поступления, и принимает решение о включении или об отказе во включении в Таможенный реестр. Об этом таможенное ведомство обязано уведомить правообладателя или его уполномоченного представителя. В случае отказа – обосновать его причины.
Для проверки достоверности представленных сведений Комитет вправе запрашивать у уполномоченных органов дополнительную информацию и документы, подтверждающие заявленные сведения.
Только после включения в Реестр правообладатель или его представитель в целях обеспечения защиты прав на объекты ИС может обратиться с заявлением в таможенные органы для принятия мер по приостановлению выпуска товаров, находящихся под таможенным контролем. В нем должно содержаться описание товаров, содержащих объекты ИС, для защиты которых подается заявление. А также описание товаров, которые, по мнению правообладателя, нарушают его права на объект ИС. Если правообладатель (его представитель) владеет такими сведениями, они должны быть достаточно подробными, для того чтобы таможенные органы могли выявить эти товары. В заявлении нужно указать любую иную информацию, способствующую выявлению предполагаемого правонарушения (сведения о производителе, экспортере, импортере или грузополучателе, возможном месте и дате перемещения товаров через таможенную границу, особенностях транспортировки и виде упаковки, месте нахождения товара или планируемом пункте назначения).
К сведению. Вместе с заявлением правообладатель или его уполномоченный представитель обязан представить письменное обязательство о возмещении имущественного ущерба, который может быть причинен декларанту в связи с приостановлением выпуска товаров.
ГТК рассматривает заявление о принятии мер по защите прав на объекты ИС и в течение 3 рабочих дней принимает решение о приостановлении выпуска товаров или об отказе с указанием мотивированных причин, о чем уведомляет заявителя.
При соблюдении условий, предусмотренных статьями 385 и 388 ТК, таможенные органы применяют процедуру приостановления выпуска товаров, содержащих признаки нарушения прав на объекты ИС, для того чтобы правообладатель или его представитель обратился в суд и представил таможенным органам его определение о назначении дела к судебному разбирательству.
Таможенный орган обязан незамедлительно уведомить декларанта и правообладателя (его представителя) о причинах и сроках приостановления выпуска товаров.
Если суд не вынесет решения о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности, правообладатель (его представитель) в установленном порядке будет нести ответственность за ущерб, причиненный декларанту в результате приостановления выпуска товаров.
К сведению. Правообладатель, его представитель или декларант могут отбирать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, содержащих объекты ИС, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследования, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
По заявлению правообладателя или его представителя таможенные органы приостанавливают выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на срок не более 10 рабочих дней.
Если правообладатель или его представитель представил таможенным органам определение суда о назначении дела к судебному разбирательству, то по его запросу срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.
При получении в этот срок определения (решения) суда об изъятии товаров, наложении ареста либо применении других мер обеспечения иска выпуск товаров приостанавливается в соответствии с определением (решением) суда.
К сведению. Решение о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты ИС, отменяется в случаях: истечения его срока; поступления в ГТК заявления от правообладателя (его представителя) об отмене решения приостановить выпуск товаров; исключения объекта ИС из Таможенного реестра в соответствии с частью 3 статьи 387 ТК; непредставления в срок определения (решения) суда об изъятии товаров, наложении ареста на них либо применении других мер обеспечения иска.
В случае отмены решения о приостановлении выпуска товаров они выпускаются в соответствии с Таможенным кодексом.
Интеллектуальная собственность: таможенный контроль
На сегодняшний день в России достаточно остро стоит вопрос о необходимости усиления роли государства в отношении такого ресурса национального богатства, как интеллектуальная собственность, которая принадлежит частным лицам, но, будучи включенной в экономический оборот, напрямую обеспечивает общенациональные интересы.
Например, в западных странах реализация одних только авторских прав обеспечивает 4-7% валового национального продукта. В этой связи в послании Президента Федеральному собранию отмечено, что защита интеллектуальной собственности должна стать приоритетом государственной политики.
Необходимость обеспечения надежной защиты и охраны интеллектуальной собственности вызвана отрицательными политическими и экономическими последствиями торговли контрафактной продукцией для страны как на международном, так и на национальном уровне, поскольку следствием этого является, в конечном счете, не поступление налогов в доходную часть бюджета, подрыв легальной индустрии, приостановление процессов создания объектов интеллектуальной собственности и их вовлечение в хозяйственный оборот, сокращение рабочих мест, подрыв авторитета государства, а также отказ иностранных компаний и государств от инвестиций, как в отдельные отрасли, так и в национальную экономику в целом.
Кроме того, сегодня одним из ключевых вопросов является обеспечение надежной защиты принадлежащей государству интеллектуальной собственности при вывозе товаров и технологий военного, двойного и специального назначения. Внедрение же изобретений в области военного, специального и двойного назначения могло бы дать государству прибыль, превышающую один миллиард долларов в год. Для России – это реальный шаг к повышению ее конкурентоспособности.
Очевидно, что актуальность и значимость проблемы защиты интеллектуальной собственности в настоящий момент не может вызывать сомнений.
Также не вызывает сомнений тот факт, что таможенные органы должны играть одну из ключевых ролей в деле защиты интеллектуальной собственности. Это вызвано тем, что интернационализация хозяйственных связей и совершенствование методов тиражирования в последние годы привели к значительному увеличению объемов международной торговли контрафактной (поддельной) продукцией.
Особенность российского законодательства об интеллектуальной собственности состоит в том, что, несмотря на имеющиеся Законы Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон и др., которые в целом соответствуют общепринятым международным нормам и регулируют вопросы охраны интеллектуальной собственности, действенного механизма их реализации нет. В то же время законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности прямо или косвенно содержит нормы, затрагивающие вопросы перемещения через таможенную границу. Именно поэтому вопросы защиты интеллектуальной собственности посредством деятельности таможенных органов в последнее время привлекли большое внимание и решаются на законодательном уровне.
Речь идет о реформировании системы таможенного права России, связанном с принятием в конце 2003 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 года. Новый закон, в отличие от прежнего, содержит специальные нормы, регулирующие механизм защиты таможенными органами интеллектуальной собственности посредством таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Принятие Таможенного кодекса явилось важным шагом реформирования российского законодательства о защите интеллектуальной собственности. Совершенствование законодательной базы в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, ее вовлечения в гражданский оборот, а также осуществление организационных мер по созданию инновационной инфраструктуры должны обеспечить перевод экономики России на инновационный путь развития и повышение эффективности использования новых знаний в целях социально-экономического развития страны.
Защита прав интеллектуальной собственности становится одним из приоритетов в деятельности таможенных органов.
В настоящее время основными направлениями деятельности таможенной службы России в этой области являются: практическое участие таможенных органов в защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля, разработка нормативной правовой базы, регулирующей вопросы защиты интеллектуальной собственности, международное таможенное сотрудничество по вопросам организации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
За последние годы разработан и реализуется механизм защиты прав правообладателей, направленный на предотвращение и пресечение незаконного оборота через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Необходимость активизации работы по защите интеллектуальной собственности при осуществлении контроля за перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также создания нормативной базы, соответствующей положениям Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), была признана Решением Коллегии Государственного таможенного комитета Российской Федерации в июле 1997 года.
Основными направлениями деятельности таможенной службы в этой области являются законотворческая работа, т.е. разработка, прежде всего, соответствующих изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации и на основании этого разработка нормативной правовой базы, регулирующей вопросы защиты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации. Другим, на наш взгляд, не менее важным направлением деятельности ГТК России является практическое участие таможенных органов в защите прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля на основе действующего законодательства. Новые полномочия таможенным органам предоставил вступающий в силу с 1 июля 2002 года новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором предусмотрена административная ответственность за нарушения авторских прав и незаконное использование товарных знаков. Процессуальной частью КоАП РФ определено, что таможенные органы вправе составлять протоколы при обнаружении в ходе таможенного контроля нарушений прав интеллектуальной собственности. За истекшее со вступления в силу КоАПа время заведено более 120 дел об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Детальный механизм защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами установлен отдельной главой вступившего в силу с 1 января 2004 г нового Таможенного кодекса РФ. Основными его положениями являются: предоставление таможенным органам права по подозрению в контрафактности задерживать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, до 20 дней; передавать необходимую информацию правообладателю, допускать правообладателя к инспектированию товаров и др.
Положения, закрепленные в новом Таможенном кодексе Российской Федерации, согласуются с положениями Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) Всемирной торговой организации.
Принятие данных изменений и дополнений в таможенное законодательство, разработанных на основе Соглашения ТРИПС и рекомендованной Всемирной таможенной организацией типовой модели национального законодательства, позволит повысить роль таможенных органов в деле защиты интеллектуальной собственности. Совершенствование законодательной базы в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, ее вовлечения в гражданский оборот, а также осуществление организационных мер по созданию инновационной инфраструктуры должны обеспечить перевод экономики России на инновационный путь развития и повышение эффективности использования новых знаний в целях социально-экономического развития страны.
1 См.: Богш А. Бернская конвенция 1886 года в России (История авторского права в России) // Международная жизнь. 1995. № 10. С.36.
См.: Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 1978. С.48.
2 См.: Международные конвенции об авторском праве Комментарий / Под ред. Э.П.Гаврилова. М., 1982. С.254.
3 См.: Залесов А. Охрана прав на интеллектуальную собственность по соглашению ТРИПС // Интеллектуальная собственность. 1997. № 5-6. С.49.
4 См.: Белов В., Денисов Г. Из мирового опыта защиты интеллектуальной собственности // Российский экономический журнал. 1997. № 3. С.84.
5 См.: Близнец И.А. Применение в России международно-правовых способов защиты интеллектуальной собственности // Российская юстиция. 1998. № 1 С.20.
6 См.: Макагонова Н.В. Авторское право: Учебное пособие / Под ред. Э.П.Гаврилова. М., 2000. С.114.
7 См.: Гражданское право. В 2-х томах. Т.1: Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. М., 1993. С.176.
8 См.: Андреев В.К. Право собственности в России. М., 1993. С.25.
9 См.: Грибанов Д.В. Информация как объект правового регулирования. Теоретический аспект // Юрист. 2003. № 1 С.14.
10 Закон РФ от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8.
11 Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета. 1993. № 147.
12 Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета. 1992. № 229.
13 Закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1 «Патентный закон Российской Федерации» // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 1992. № 42.
14 См.: Подшибихин Л., Леонтьев К. Реализация положений Бернской конвенции в России // Российская юстиция. 2001 . № 4. С.21.
15 См.: Близнец И., Леонтьев К. Все на защиту интеллектуальной собственности // Российская юстиция. 1999. № 2. С.18.
16 См.: Завидов Б.Д. Отдельные тенденции развития законодательства об интеллектуальных правах в России // Юрист. 2003. № 2. С.48.
17 См.: Мамаев В.М. Интеллектуальная собственность: прошлое и настоящее // Общественные науки и современность. 1996. № 4. С.39.
18 См.: Приказ ГТК РФ № 1199 от 27.10.2003 «Об утверждении Положения о защите интеллектуальной собственности таможенными органами» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 49.
19 См.: Приказ ГТК РФ № 1203 от 27.10.2003 «Об утверждении Положения о порядке взятия проб или образцов товаров при проведении таможенного контроля» // Российская газета. 2003. № 196.
20 См.: Бакаева О.Ю. Проблемы правового регулирования таможенно-тарифных отношений // Юрист. 2002. № 4. С.52.
21 См.: Витрянский В. Защита права собственности // Закон. 1995. № 11. С.113.
22 См.: Российское таможенное право: Учебник / Под ред. Б.Н.Габричидзе. М., 1997. С.1.
23 См.: Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских и смежных прав // Российская юстиция. 1999. № 11. С.32.
24 См.: Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование: Справочное пособие / Под ред. А.Д.Корчагина. М., 1995. С.45.
25 См.: Тимошенко И.В. Таможенное право России: Курс лекций. М., 2002. С.214.
26 См.: Ховард Б. Рокмен «Патентное дело». 2003. №4. С.50.
27 См.: Ховард Б. Рокмен «Патентное дело». 2003. №4. С.53.