Какие заболевания связывают с чернобылем в Беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие заболевания связывают с чернобылем в Беларуси». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

26 апреля 1986 г. в результате взрыва четвертого реактора атомной электростанции в Чернобыле в Украине, в то время Республике бывшего Советского Союза, произошел огромный выброс радиоактивных веществ в атмосферу. Эти радиоактивные осадки выпали, в основном, в странах Европы, но особенно, на больших территориях Беларуси, Российской Федерации и Украины.

По оценкам, в течение 1986-1987 гг. сдерживанием распространения радиоактивных осадков и их очисткой занималось 350 000 работников, или «ликвидаторов», из числа военнослужащих, работников АЭС, местной милиции и пожарных служб.

Самые большие дозы радиации получило около 240 000 ликвидаторов во время проведения работ по уменьшению последствий аварии в пределах 30-километровой зоны вокруг реактора. Впоследствии число зарегистрированных ликвидаторов увеличилось до 600 000, но лишь небольшая их часть подверглась воздействию высоких уровней радиации.

Весной и летом 1986 г. 116 000 человек было эвакуировано из районов, окружающих чернобыльский реактор, в незараженные районы. В последующие годы было переселено еще 230 000 человек.

В настоящее время приблизительно пять миллионов человек проживает в районах Беларуси, Российской Федерации и Украины, где уровни радиоактивных осадков, содержащих цезий, превышают 37 кБк/м21. Из них приблизительно 270 000 человек продолжает жить в районах, классифицированных советскими полномочными органами как зоны усиленного контроля (ЗУК), где заражение радиоактивным цезием превышает 555 кБк/м2.

Эвакуация и переселение оказались глубоко травматичными для многих людей из-за разрыва социальных связей и невозможности вернуться в свои дома, а для многих также и из-за социального клеймения, связанного с тем, что они стали «людьми, подвергшимися воздействию радиации».

Помимо отсутствия достоверной информации для людей, пострадавших в первые несколько лет после аварии, не было доверия к официальной информации, и большинство проблем со здоровьем ошибочно относились на счет воздействия радиации в результате Чернобыльской аварии.

Настоящий информационный бюллетень дает общий обзор медицинских последствий Чернобыльской аварии, которые могут быть установлены на основе высококачественных научных исследований. Предоставление обоснованной и точной информации людям, наиболее пострадавшим в результате этой аварии, должно способствовать процессу их излечения.

В соответствии с инициативой Форума ООН по Чернобылю Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в период с 2003 по 2005 годы провела ряд совещаний экспертов для рассмотрения всех научных данных о медицинских последствиях, связанных с этой аварией.

Группа экспертов ВОЗ использовала в качестве основы Доклад 2000 г. Научного комитета Организации Объединенных Наций по действию атомной радиации (НКДАР ООН), в обновленный вариант которого вошли критические обзоры опубликованной литературы и информации, представленной правительствами трех пострадавших стран. В состав Группы экспертов входили многие ученые, которые проводили исследования в этих трех пострадавших странах, а также эксперты из многих стран мира.

Были также рассмотрены специальные программы медико-санитарной помощи, созданные для лечения людей в трех странах, более всего пострадавших в результате этой аварии. В результате ВОЗ опубликовала доклад «Медицинские последствия Чернобыльской аварии и специальные программы медико-санитарной помощи» (см.www.who.int/ionizing radiation).

Группа экспертов ВОЗ обратила особое внимание на научное качество и использовала информацию, главным образом, из рецензированных журналов, чтобы можно было сделать обоснованные выводы. Кроме того, были проведены сравнения с результатами исследований на людях, пострадавших в предыдущих ситуациях, связанных с высоким воздействием радиации, таких как люди, выжившие после взрывов атомных бомб в Японии.

Воздействие ионизирующей радиации определяется по «поглощенной дозе», измеряемой в греях (Гр).

«Эффективная доза», измеряемая в зивертах (Зв), учитывает количество поглощенной энергии от ионизирующей радиации, вид радиации и чувствительность различных органов и тканей к лучевому поражению.

Для большинства случаев воздействия в результате Чернобыльской аварии поглощенные дозы являются аналогичными эффективным дозам (то есть 1Гр приблизительно равен 1 Зв).

Все люди постоянно подвергаются воздействию ионизирующей радиации из многих естественных источников, таких как космическое излучение и радиоактивные вещества естественного происхождения во всех продуктах питания, которые мы употребляем, жидкостях, которые мы пьем, и в воздухе, которым мы дышим. Это называется естественной фоновой радиацией.

В докладах НКДАР ООН сообщается, что средняя доза естественной фоновой радиации, которую ежегодно получают люди во всем мире, составляет приблизительно 2,4 мЗв2, но эта величина обычно колеблется в диапазоне 1-10 мЗв. Однако для ограниченного числа людей, проживающих в районах мира с высокой фоновой радиацией, дозы могут превышать 20 мЗв в год. Нет фактических данных о том, что это создает какой-либо риск для здоровья.

Для большинства людей более половины их дозы естественной фоновой радиации поступает от радона, радиоактивного газа, который может аккумулироваться в домах, школах и на рабочих местах. При вдыхании воздействие радиации от радона может привести к раку легких. Дозы облучения людей могут характеризоваться как низкие, если они сопоставимы с уровнями естественного фона.

Ниже приводятся общие средние эффективные дозы, аккумулированные за 20 лет наиболее сильно пострадавшими группами населения в результате Чернобыльской аварии. Их можно сравнить со средними дозами, которые люди обычно получают от естественного фона за 20 лет. Для сравнения приводятся также дозы, получаемые в результате обычных медицинских процедур.

Население (годы воздействия) Количество Средняя общая доза за 20 лет (мЗв)1
Ликвидаторы (1986-1987 гг.) (высокое воздействие) 240 000 >100
Эвакуированные (1986 г.) 116 000 >33
Население ЗУК (>555 кБк/м2)(1986-2006 гг.) 270 000 >50
Население низкозараженных районов (37 кБк/м2) (1986-2005 гг.) 5 000 000 10–20
Естественный фон 2,4 мЗв/год (обычный диапазон 1–10, максимум >20) 48
Приблизительные обычные дозы, получаемые в результате облучения рентгеновскими лучами на одну процедуру:
облучение при компьютерной томографии всего тела 12 мЗв
маммография 0.13 мЗв
рентгеноскопия грудной клетки 0.08 мЗв

[1] Эти дозы являются дополнительными по отношению к дозам, полученным в результате естественной фоновой радиации.

Несмотря на то, что эффективные дозы большинства жителей зараженных районов являются низкими, для многих людей дозы на щитовидную железу были большими в результате употребления молока, зараженного радиоактивным йодом.

Индивидуальные дозы на щитовидную железу находились в диапазоне от нескольких десятков мГр до нескольких десятков Гр.

Помимо людей, подвергшихся воздействию высоких уровней радиоактивного йода, упомянутого выше, только те ликвидаторы, которые работали вокруг разрушенного реактора в течение первых двух лет после аварии (240 000), эвакуированные (116 000) (некоторые из которых получили дозы, намного превышающие 100 мЗв) и жители сильно зараженных ЗУК (270 000) получили дозы, значительно превышающие уровни обычного естественного фона.

Люди, которые проживают в настоящее время в слабозараженных районах (37 кБк/м2) продолжают получать небольшие дозы выше уровней естественного фона, но эти уровни находятся в обычном диапазоне фоновых доз, получаемых во всем мире.

Для сравнения, высокая доза радиации, которую обычно получает пациент в результате компьютерной томографии всего тела, приблизительно эквивалентна суммарной дозе, аккумулированной за 20 лет жителями слабозараженных районов после Чернобыльской аварии.

Радиация и здоровье: последствия Чернобыля

Ионизирующая радиация является известной причиной некоторых типов лейкемии (образования злокачественных клеток крови).

Повышенный риск развития лейкемии был впервые выявлен среди людей, переживших атомные бомбардировки в Японии, примерно через два-пять лет после воздействия радиации.

Последние исследования свидетельствуют о возрастании в два раза заболеваемости лейкемией среди ликвидаторов Чернобыльской аварии, подвергшихся наибольшей экспозиции.

Среди детей и взрослых людей, проживающих в зараженных районах, такое возрастание не было четко продемонстрировано.

На основе данных о людях, выживших после взрывов бомб в Японии, можно предположить, что сейчас, спустя 20 лет после катастрофы, большинство случаев лейкемии, которые могут быть связаны с Чернобыльской аварией, уже произошло. Тем не менее, необходимы дальнейшие исследования для получения более точных данных.

В то время как ученые проводят исследования с целью установления того, может ли радиация быть причиной рака многих других органов, обзоры, проведенные Группой экспертов ВОЗ, не обнаружили данных о возрастании риска развития рака (за исключением рака щитовидной железы) в связи с радиацией в Чернобыле.

Кроме последних данных о риске лейкемии среди ликвидаторов Чернобыльской аварии, было зарегистрировано незначительное возрастание заболеваемости раком молочной железы в предклимактерическом периоде в наиболее зараженных районах, что, по всей вероятности, вызвано радиацией. Однако для подтверждения этих двух заключений необходимо провести хорошо спроектированные эпидемиологические исследования.

Отсутствие наблюдаемого возрастания риска развития рака (за исключением рака щитовидной железы) не является доказательством того, что такого возрастания не произошло.

На основе данных о людях, выживших после взрывов атомных бомб, можно предположить незначительное возрастание риска развития рака даже в случае получения малых и умеренных доз радиации. Однако обнаружить такой прирост будет сложно.

По данным НКДАР ООН (2000 г.), 134 ликвидатора получили достаточно высокие дозы радиации для постановки диагноза острой лучевой болезни (ОЛБ). Среди них 28 человек скончалось в 1986 г. в результате ОЛБ. Другие ликвидаторы скончались позднее, но причиной их смерти не обязательно было воздействие радиации.

Можно предположить увеличение количества случаев смерти от рака на протяжении всей жизни среди лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии.

В связи с тем, что в настоящее время невозможно определить, какие конкретные случаи рака были вызваны радиацией, количество таких случаев смерти можно оценить лишь статистически на основе использования информации и проекций, полученных при исследованиях на людях, выживших после взрывов атомных бомб, и других подвергшихся значительному воздействию популяций.

Необходимо учесть, что люди, выжившие после взрывов атомных бомб, получили высокие дозы радиации за короткий период времени, в то время как воздействие радиации в Чернобыле было в низких дозах и в течение длительного времени. Этот и другие факторы, такие как попытки определить дозы, полученные людьми спустя значительное время после аварии, а также изменения в их образе жизни и питании, приводят к очень большой неопределенности при составлении проекций в отношении будущих случаев смерти от рака.

Кроме того, значительное, не связанное с радиацией, сокращение средней продолжительности жизни в трех странах за последние 15 лет, вызванное чрезмерным употреблением алкоголя и табака, и уменьшение масштабов оказания медицинской помощи существенным образом осложнили выявление каких-либо воздействия радиации на смертность от рака.

Несмотря на расхождения во мнениях относительно степени риска развития рака в результате воздействия низких доз радиации, Комитет БЭИР VII при Национальной академии наук США опубликовал в 2006 г. всесторонний обзор научных сведений и пришел к заключению, что риск продолжает носить линейный характер при низких дозах без пороговой величины (так называемая «линейная беспороговая модель», или ЛБП-модель). Тем не менее, существует неопределенность в отношении силы воздействия, особенно при дозах намного ниже 100 мЗв.

Группа экспертов пришла к выводу, что среди трех групп людей, подвергшихся наибольшему воздействию радиации (240 000 ликвидаторов, 116 000 эвакуированных жителей и 270 000 жителей ЗУК), на протяжении их жизни может произойти до 4 000 дополнительных случаев смерти от рака. С учетом того, что более 120 000 человек из этих трех групп могут с течением времени умереть от рака, дополнительные случаи смерти от рака в результате воздействия радиации означают 3-4-процентное превышение обычной заболеваемости раком, вызванной всеми причинами.

Проекции относительно случаев смерти от рака среди пятимиллионного населения районов с уровнем радиоактивных осадков, содержащих цезий, в 37 кБк/м2 в Беларуси, Российской Федерации и Украине гораздо менее определенные, так как эти районы подвергались воздействию радиации в дозах, незначительно превышающих естественные уровни фоновой радиации.

В соответствии с прогнозами, сделанными, по большей части, на основе ЛБП-модели, в этой популяции может произойти до 5 000 дополнительных случаев смерти от рака в результате воздействия радиации, или 0,6 % случаев смерти, ожидаемых в этой популяции в результате других причин. Еще раз подчеркиваем, что эти числа показывают лишь возможное воздействие аварии в связи с большой степенью неопределенности, о которой говорилось выше.

Чернобыль может вызвать случаи заболевания раком и в других европейских странах, за пределами Беларуси, Российской Федерации и Украины. Однако, по данным НКДАР ООН, средняя доза для этих популяций намного ниже и, поэтому, ожидаемое относительное увеличение количества случаев смерти от рака будет гораздо меньше. Прогнозируемые оценки очень неопределенны, и представляется маловероятным, что национальные статистические данные по раку в этих странах покажут какое-либо увеличение (3).

Одним из последствий ОЛБ стали катаракты и серьезные повреждения кожи, поскольку основное воздействие было связано с внешним облучением. Так, у некоторых пациентов дозы в коже превышали дозы в костном мозге в 30 раз.

Тяжесть повреждений была непосредственно связана со степенью острой лучевой болезни. При 3-й и 4-й стадиях развились шрамы, контрактуры, фиброз и радиационные язвы, которые не заживали длительное время. В дальнейшем нескольким ликвидаторам даже была проведена ампутация, но вот случаев рака кожи на фоне таких поражений зафиксировано не было.

Помутнение хрусталика глаза, катаракта, развилась практически у всех ликвидаторов. Однако однозначных данных, при каких дозах может наблюдаться такое осложнение, нет. Дело в том, что пациенты, перенесшие острую лучевую болезнь, наблюдались в двух клиниках — московской клинике Федерального медицинского биофизического центра им. А. И. Бурназяна (ФМБЦ) и киевском Украинском научном центре радиационной медицины (УНЦРМ). И каждая по-своему оценивала полученные результаты: согласно выводам ФМБЦ, для проявления катаракты нужно облучение не менее 3,2 Гр, а специалисты УНЦРМ утверждают, что болезнь проявляется уже при поглощенных дозах менее 1 Гр.

Пример с рисками лучевых катаракт показателен для оценок последствий аварии на ЧАЭС. К сожалению, после катастрофы не велось единых исследований, а та информация, которая есть на данный момент, часто разнородная и обрывочная. Свою роль в этом сыграла политическая ситуация 90-х годов. По сути, под наблюдением врачей постоянно находились только ликвидаторы, перенесшие ОЛБ. Причем наблюдались они двумя клиниками параллельно, полученные результаты не обобщались, а также не сравнивались с результатами контрольной группы. Оценить отдаленные последствия для здоровья в этом случае достаточно сложно. Например, по статистике, к 2006 году среди ликвидаторов увеличилось количество сердечно-сосудистых заболеваний, однако насколько это связано с радиационным облучением, сказать сложно. Ведь к этому времени средний возраст исследуемых составлял 54 года, и болезни сердца могли быть вызваны старением. Это же касается респираторных заболеваний, сейчас сложно оценить, какой процент из них связан с облучением, а какой — с обычным курением. Поэтому, что касается неонкологических заболеваний, НКДАР ООН не относит их к последствиям острой лучевой болезни, поскольку заметного увеличения таких болезней не наблюдается.

О том, что больному положена группа инвалидности, должен по законодательству говорить его лечащий врач. Однако достаточно часто пациенты сами задают наводящие вопросы своему врачу и только тогда получают возможность облегчения своего труда и получения финансовых пособий от государства. Определяет группу инвалидности МСЭ (медико-социальная экспертиза)

Лечащий врач всегда должен сообщать пациенту о его состоянии здоровья, его возможных последствиях и когда и как определить, что человек стал нетрудоспособен. Однако существуют критерии и методы самостоятельного определения проблемы, которые подскажут больному о его возможностях на льготы и на другие услуги.

Список заболеваний, возникших из-за аварии в Чернобыле, могут изменить

В случае признания инвалидами вышеназванных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации причина инвалидности устанавливается: “увечье связано с аварией на ЧАЭС”, для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению: “Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС”.

Врачебно-трудовые экспертные комиссии устанавливают причинную связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных органах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в отношении следующих лиц (из указанной выше категории):

Это при том, что Чернобыльская катастрофа в 6-10 раз масштабнее, чем авария на Фукусиме: на японской АЭС утечка радиации составила 370 тысяч терабеккерелей, на Чернобыльской– 5,2 миллионов терабеккерелей.

Кроме того, Япония – страна богатая йодом,«в то время как в Беларуси ощущается нехватка йода, следовательно, щитовидная железа чаще нуждается в йоде, так что радиоактивный йод легче инкорпорируется», — сказалпрофессор.

В Гомеле прошла конференция, организованная Минздравом, МЧС и Академией наук, которая подытожила 30-летнееизучение последствий Чернобыльской катастрофы. Общий оптимистичный фон иногда омрачался обвинениями в политической ангажированности оппонентов и сетованиями на «радиофобию» населения, сообщает “Ежедневник”.

Разброс в официальных оценках меньше, хотя число пострадавших от Чернобыльской аварии можно определить лишь приблизительно.

Кроме погибших работников АЭС и пожарных, к ним относят заболевших военнослужащих и гражданских лиц, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии, и жителей районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Определение того, какая часть заболеваний явилась следствием аварии — весьма сложная задача для медицины и статистики. Считается, что бомльшая часть смертельных случаев, связанных с воздействием радиации, была или будет вызвана онкологическими заболеваниями.

5. Материалы об уровне внутреннего и внешнего облучения в период работы по ликвидации последствий аварии (если таковые имеются) или результаты биологической дозиметрии (копия карты учета радиации, копия военного билета, копия справки из архива Министерства обороны РФ), а для жителей загрязненных территорий — справка о полученной дозе облучения за время нахождения.

Было зарегистрировано 134 случая острой лучевой болезни среди людей, выполнявших аварийные работы на четвёртом блоке. Во многих случаях лучевая болезнь осложнялась лучевыми ожогами кожи, вызванными β-излучением.

В течение 1986 года от лучевой болезни умерло 28 человек. Ещё два человека погибло во время аварии по причинам, не связанным с радиацией, и один умер, предположительно, от коронарного тромбоза.

В течение 1987—2004 года умерло ещё 19 человек, однако их смерть не обязательно была вызвана перенесённой лучевой болезнью.

Детская смертность очень высока во всех трёх странах, пострадавших от чернобыльской аварии. После 1986 года смертность снижалась как в загрязнённых районах, так и в чистых.

Хотя в загрязнённых районах снижение в среднем было более медленным, разброс значений, наблюдавшийся в разные годы и в разных районах, не позволяет говорить о чёткой тенденции. Кроме того, в некоторых из загрязнённых районов детская смертность до аварии была существенно ниже средней.

В некоторых наиболее сильно загрязнённых районах отмечено увеличение смертности. Неясно, связано ли это с радиацией или с другими причинами — например, с низким уровнем жизни в этих районах или низким качеством медицинской помощи.

Гомельский Городской исполнительный комитет

2.

Начальникам управлений здравоохранения облисполкомов, председателю комитета по здравоохранению Минского горисполкома, руководителям медицинских учреждений республиканского подчинения обеспечить оформление и представление необходимой документации межведомственным экспертным советам на пострадавших от катастрофы на ЧАЭС о связи их заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, с последствиями катастрофы на ЧАЭС, другими радиационными авариями и в результате производства и испытаний ядерного оружия в соответствии с утвержденным Положением.

26. В медико-технической группе проверяют документы, поступившие после рассмотрения в совете на полноту и достоверность, заполняют экспертное заключение по утвержденной форме.

На случаи с положительным решением заполняются 4 экземпляра, которые направляются заявителю, в МРЭК, в управление здравоохранения облисполкома, в дело заявителя.

На случаи отрицательного решения (причинная связь не признана установленной) экспертное заключение заполняется в 3 экземплярах и направляется заявителю, в управление здравоохранения облисполкома, в дело заявителя.

Как позже выяснилось, авария имела глубокие причины. Они коренились в технической отсталости СССР и серьёзных просчётах в развитии атомной энергетики. Непосредственно 26 апреля в результате необдуманных действий дежурной смены (субъективный фактор) при наличии недостатков в конструкции реактора и станции в целом (объективный фактор) произошёл взрыв на четвёртом энергоблоке Чернобыля.

Службы, которые должны были оказывать помощь населению в результате радиоактивного заражения страны, оказались к этому совершенно не готовы. Пассивность и беспомощность перед угрозой здоровью населения проявили партийные комитеты, администрация и службы безопасности.

Были допущены серьёзные ошибки и просчёты в организации работы, информировании населения, обеспечении его более простыми средствами защиты от радиации, контрольно-дозиметрическими приборами, охраной имущества и т. д.

В начальный период аварии руководство республики даже отказалось от средств, выделенных профсоюзным центром на устранение этой проблемы. Они не обратились за помощью к международному сообществу.

События вынудили руководство республики 4 мая 1986 г. принять решение о переселении населения из 30-километровой зоны вокруг Чернобыльской АЭС. В первую очередь это касалось жителей Брагинского, Хойникского и Наровлянского районов. К концу года 27,7 тыс. человек были переселены в другие малозагрязнённые районы. В Украине, где площадь загрязнения была намного меньше, переселено было около 100 тыс. человек.

Усилия нового руководства Беларуси были поддержаны международными организациями. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию по оказанию Беларуси безвозмездной международной помощи. Примерно в то же время белорусское руководство, учёные и общественность решительно и аргументированно выступили против заявлений официальных лиц МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) о якобы завышенных оценках риска радиационного воздействия на здоровье человека и загрязнения окружающей среды.

Тень Чернобыля косвенно повлияла на авторитет международного ядерного консорциума, который в первую очередь заботился о своём будущем. Неслучайно действия представителей МАГАТЭ в публикациях, в том числе зарубежных, были восприняты как заговор международного ядерного лобби, его нежелание нести ответственность за техногенную катастрофу, которая в гигантских масштабах изменила состояние окружающей среды.

Экологические последствия Чернобыльской аварии спустя 30 лет

Болезненную часть этой суммы составляют потери, связанные с:

  • ухудшением здоровья граждан;
  • ограничением их производственных возможностей;
  • демографическим кризисом;
  • необходимостью тратить большие суммы на лечение пациентов;
  • необходимостью социальной помощи тем, кто потерял способность зарабатывать деньги в результате лучевой болезни.

Вторую группу составили материальные потери – исключённые из экономики Беларуси и оставленные в зоне отселения:

  • пашни;
  • леса;
  • вода;
  • промышленные объекты;
  • жилые объекты.

Авария разрушила образ жизни сотен тысяч людей и создала постоянный стресс у населения. В зоне радиоактивного заражения оказались более 3600 населённых пунктов, в том числе 27 мест, где проживало 2,2 миллиона человек – примерно пятая часть всего населения Беларуси. 137,7 тыс. человек были постепенно переселены из 470 наиболее загрязнённых населённых пунктов Гомельской и Могилевской областей.

Всего из загрязнённых территорий:

  • выехало 335 тысяч человек;
  • ликвидировано 415 населённых пунктов;
  • закрыты 607 школ и дошкольных учреждений;
  • ликвидированы 97 больниц;
  • из хозяйственного оборота выведено 300 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель (дефицит сельхозпродукции составил 3,5 миллиарда рублей).

Это подорвало экономический потенциал страны. В зоне загрязнения оказались:

  • 47% уникальных формовочных песков;
  • 91% песков для производства стекла;
  • 13% запасов различных глин;
  • 5 миллионов кубометров строительного песка, гравия и глины;
  • 13,5 миллионов тонн торфа;
  • 7,7 миллионов тонн мела;
  • в объёме около 52 миллионов тонн были приостановлены разведочные работы на перспективных для газа и нефти площадях.

По оценке 1992 г., стоимость ликвидации последствий чернобыльской аварии в Беларуси составила 235 миллиардов долларов, или 32 годовых республиканских бюджета в 1985 году.

В начале 80-х годов выбросы вредных веществ в атмосферу составляли 3 миллиона тонн в год. Уровень загрязнения рек и озёр достиг критического уровня. К концу 80-х ситуация несколько стабилизировалась. Были расширены полномочия Государственного комитета БССР по охране природы.

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС ещё более осложнили экологическую ситуацию в Беларуси. В 1990 г. промышленность выбросила в атмосферу 4 миллиона тонн вредных веществ. Загрязнение воздуха вокруг крупных центров химической промышленности – Могилёва, Гомеля, Светлогорска, Солигорска, Новополоцка – было лишь немного меньше, чем в Чернобыльской зоне.

На протяжении десяти лет сельское хозяйство обеспечивало производство продуктов питания за счёт применения завышенных доз удобрений и пестицидов. Качество продуктов питания и загрязнение окружающей среды повлияли, среди прочего, на то, что продолжительность жизни в Беларуси в начале 1990-х годов была одной из самых низких в Европе.

Чернобыльская катастрофа привела к выбросу в атмосферу огромного количества радиации в виде твёрдых и газообразных изотопов радиации. В результате аварии 23% территории страны было засорено опасными радионуклидами:

  • более 1/3 всего цезия-137, усвоенного с пищей и осевшего в мышечной ткани, выпало на Беларусь;
  • 10% территории содержат стронций-90;
  • 2% территории содержат исключительно опасные изотопы плутония.

В настоящее время около 70% коллективной дозы облучения населения Беларуси приходится на радионуклиды через пищевые продукты. Радиоэкологическая ситуация в стране в будущем будет определяться действием долгоживущих изотопов цезия-137 и стронция-90.

Мы попросили Павла Воробьева подробнее высказаться о ситуации с постановлением.

Профессор напомнил, что есть несколько совершенно разных групп, объединенных термином «чернобыльцы»: «Это ликвидаторы, непосредственно работавшие на станции в очагах большого загрязнения радиоактивными элементами; люди, непосредственно не имевшие контакта с радиоактивным загрязнением; лица, проживавшие в зоне отчуждения, и лица, проживающие в местах, где выпало относительно много радиоактивных осадков (по крайней мере, Брянская, Орловская, Тульская, Смоленская, Московская области). Число последних граждан не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к росту, так как достаточно там прописаться, чтобы получить соответствующий статус и льготы».

Проект постановления, по словам эксперта, нацелен именно на льготников, для которых важно установить связь «между переоблучением и развитием болезней», но не касается всего объема медицинской помощи пострадавшим.

«Если все, что касается непосредственных воздействий ионизирующей радиации, сомнений не вызывает, включая пусть и не явную, но возможную ее связь со злокачественными новообразованиями (повышение заболеваемости на 1–5% нельзя уловить методами обычной статистики), то связь некой “ишемической болезни” с радиацией представляется надуманной. Нет никакой “ишемической болезни”, критериев диагностики не установлено и установлено быть не может, так как это группа заболеваний, включающая инфаркт миокарда, стенокардию и др. Если есть данные по росту числа инфарктов миокарда у ликвидаторов или жителей, то было бы любопытно ознакомиться с результатами научных исследований. До сих пор ничего на этот счет в мировой литературе не опубликовано. Тут все очень просто: если действительно растет число больных со стенокардией, то будет расти и число больных с инфарктом миокарда. При больших дозах облучения сосудистые проблемы возникают, это правда, и касаются они разных сосудистых бассейнов. Но при относительно низких дозах никакого прироста сосудистых катастроф нет».

Оценить влияние еще не принятого постановления на число пациентов, получающих медпомощь в специализированных центрах, трудно: нет данных. «Чернобыльцы и приравненные к ним лица получают медицинскую помощь в обычных медорганизациях.

За подавляющим большинством из них (если не сказать – за всеми) не установлено никакого наблюдения, как за пострадавшими от бомбардировок в Хиросиме и Нагасаки в Японии. Более того, никто не знает данных дозиметрии ликвидаторов: эти сведения были уничтожены.

Можно косвенно определить полученные дозы по хромосомным аберрациям или спину электронов в эмали зубов. Но делают это в очень малом числе специализированных организаций, информация никак не обобщается и не анализируется».

Как выводы профессора, так и ответ руководства ВЦЭРМ свидетельствуют, что реальные объемы медпомощи чернобыльцам и численность пациентов скорее всего будут определяться «по факту» и – одновременно – исходя из бюджетных возможностей конкретного года. Т.е., как и прежде, в плановом порядке, но «в ручном режиме».

Двух недель на обсуждение проекта явно не хватило и, если постановление примут в нынешнем виде, мнение о том, что оно сырое и недоработанное, может оказаться преобладающим.

Установлены несколько категорий чернобыльцев, получивших право на льготы из-за аварии на атомной электростанции:

  • граждане, которым был поставлен диагноз лучевой болезни или работавшие над ликвидацией последствий аварии;
  • лица, получившие статус инвалидов из-за воздействия радиоактивного облучения;
  • граждане, которые были отселены из места постоянного пребывания после взрыва;
  • граждане, проживавшие во всех регионах страны и ставшие донорами костного мозга для пострадавших;
  • граждане, которые проживают в зоне с правом на отселение.

Какие льготы положены чернобыльцам? Ликвидаторам аварии на ЧАЭС льготы от государства полагаются по умолчанию. Согласно ФЗ, выделено несколько категорий ликвидаторов:

  • лица, получившие статус инвалидов или с диагностированной лучевой болезнью, возникшей из-за работы в очаге поражения;
  • граждане, приехавшие из других регионов и проживавшие в зоне отчуждения в определенные сроки;
  • граждане, которые находились в зоне отчуждения в течение более короткого срока, чем лица из второй категории.

Какие Болезни Подходят Под Связь С Чернобылем

Граждане, добровольно покинувшие свои дома, находившиеся в зоне отселения, имеют право на следующие льготы:

  • получение земельных участков вне очереди;
  • внеочередное предоставление детям мест в детских садах и школах;
  • единовременные выплаты;
  • компенсации за перевозку транспортных средств;
  • компенсации за утрату имущества.

Как пишет «Российская газета» льготы чернобыльцам полагаются следующие:

  • бесплатное оказание медицинской помощи и бесплатное оформление медицинского полиса со специальной программой;
  • налоговые льготы;
  • первоочередное получение путевок в санатории и на курорты. В случае. Если путевка не может быть предоставлена, гражданину выплачивается ее денежная стоимость;
  • обеспечение жилой площадью (в случае необходимости);
  • скидка в размере 50% на проезд по территории России на самолетах и поездах;
  • бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (автобусах, троллейбусах и т. д.);
  • внеочередная установка телефона;
  • скидки по взносам на капремонт;
  • пособие по причине временной нетрудоспособности в размере полного заработка (вне зависимости от того, в течение какого времени длится период нетрудоспособности);
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов;
  • ежемесячная денежная выплата (на продовольствие и в качестве компенсации вреда, причиненного здоровью).

льготы чаэс предполагают единовременные компенсации за вред здоровью, размер которых составляет:

  • инвалидам первой группы — 31400 рублей;
  • инвалидам второй группы — 21 982 рубля;
  • инвалидам третьей группы — 15700 рублей.

размер единовременной выплаты семьям, которые потеряли кормильца из-за последствий аварии на чаэс, составляет 31400 рублей. потерявшим ребенка семьям полагается 15701 рубль.

размеры ежемесячной выплаты устанавливаются в следующих размерах:

  • гражданам, ставшими инвалидами — 1544 рубля;
  • гражданам, которые были эвакуированы из зоны поражения или выехали добровольно — 1236 рублей;
  • детям и подросткам, которые проживали в зонах отчуждения и отселения, в том числе и детям, которые на момент эвакуации пребывали во внутриутробном состоянии — 772 рубля;
  • детям и несовершеннолетним, которые постоянно живут в области, имеющих особый социальный статус — 464 рубля.

Чернобыль: цена лжи. Последствия ЧАЭС для Беларуси

Телефон доверия экстренной психологической помощи:
8 044 544-01-22

Телефон «Горячей линии» УЗ «Жодинская ЦГБ»:
8 01775 6-73-96
(по рабочим дням с 08.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00)

Телефон «Горячей линии» главного управления по здравоохранению Миноблисполкома:
8 017 517-20-25
(по рабочим дням с 08.30 до 13.00 с 14.00 до 17.30)

«Телефон доверия по вопросам коррупционных правонарушений» главного управления по здравоохранению Миноблисполкома
8 017 517-53-30

Телефон «Прямой
телефонной линии»:
8 01775 6-61-10

«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ
ПО ВОПРОСАМ КОРРУПЦИИ»
для приема анонимных обращениях
об имеющихся случаях
коррупционных правонарушениях со стороны медицинских работников
в УЗ «Жодинская ЦГБ»
8 01775 4-70-37

О платных медицинских услугах:
8 (01775) 6-34-01

Чернобыльский форум

Наследие Чернобыля: медицинские, экологические и социально-экономические

последствия

и

рекомендации правительствам Беларуси, Российской Федерации и Украины

Наследие Чернобыля: медицинские, экологические и социальноэкономические последствия

Основные итоги исследований в рамках Чернобыльского форума

Почти 20 лет спустя после аварии на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС) оставались без ответа многие вопросы, касающиеся медицинских, экологических и социальноэкономических последствий этой катастрофы. Наиболее пострадавшие люди и страны все еще нуждались в выработке четкого научного консенсуса в отношении последствий этой аварии и в получении авторитетных ответов на невыясненные вопросы. Для того чтобы восполнить этот пробел и способствовать лучшему пониманию и совершенствованию мер по преодолению последствий аварии, в 2003 году был создан Чернобыльский форум.

Чернобыльский форум является инициативой, предпринятой МАГАТЭ в сотрудничестве с ВОЗ, ПРООН, ФАО, ЮНЕП, УКГД ООН, НКДАР ООН, Всемирным банком1 и правительствами Беларуси, Российской Федерации и Украины. Форум является вкладом в десятилетнюю стратегию Организации Объединенных Наций для Чернобыля, осуществление которой было начато в 2002 году опубликованием документа “Гуманитарные последствия чернобыльской ядерной аварии — стратегия восстановления».

Для достижения цели форума МАГАТЭ созвало рабочую группу экспертов-ученых для сбора сводной информации об экологических последствиях, а ВОЗ созвала группу экспертов для получения сводной информации о медицинских последствиях и программах медицинской помощи в трех наиболее пострадавших странах. Информация, представленная в настоящем документе и в двух полных докладах групп экспертов, была получена в ходе научных исследований, проведенных МАГАТЭ, ВОЗ, НКДАР ООН и многочисленными другими авторитетными органами. Кроме того, ПРООН использовала результаты работы видных экономистов и специалистов по политике при оценке социально-экономических последствий чернобыльской аварии, основываясь главным образом на упомянутом выше исследовании ООН 2002 года.

Предисловие: авария на Чернобыльской АЭС

Взрывы, разрушившие корпус реактора Чернобыльской АЭС, и последовавший за ними пожар, начавшийся 26 апреля 1986 года и продолжавшийся 10 дней, привели к не имеющему аналогов выбросу радиоактивных материалов в окружающую среду. И действительно, МАГАТЭ охарактеризовало это событие как «величайшую ядерную катастрофу в истории человечества».

1 Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП), Управление Организации Объединенных Наций по координации гуманитарной деятельности (УКГД ООН), Научный комитет Организации Объединенных Наций по действию атомной радиации (НКДАР ООН).

Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло различные радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды йода и цезия, по большей части территории Европы. Радиоактивный йод-131, дающий основной вклад в дозы облучения щитовидной железы, имеет короткий период полураспада (8 дней), и в течение первых недель после аварии его количество сильно уменьшилось в результате радиоактивного распада. Радиоактивный цезий-137, являющийся источником внешнего и внутреннего облучения, имеет гораздо больший период полураспада (30 лет), и измерения все еще показывают его присутствие в почве и некоторых пищевых продуктах во многих районах Европы (см. рис. 1). Наибольшие загрязнения отмечались на значительных территориях в Советском Союзе, расположенных вблизи реактора и относящихся теперь к территориям Беларуси, Российской Федерации и Украины.

Рис. 1. Выпадение 137Сэ в Европе в результате аварии на Чернобыльской АЭС

(Ре Сог1 и др., 1998).

Согласно оценкам, первоначально в работах по ликвидации аварии и по очистке в 19861987 годах было задействовано 200 000 работников аварийно-спасательных служб из армии и добровольцев, работников АЭС, служащих местных правоохранительных органов и пожарных. Впоследствии число зарегистрированных «ликвидаторов» возросло до 600 000 человек, хотя воздействию опасных уровней облучения подверглась лишь небольшая часть людей из этого общего числа. Наибольшие дозы были получены работниками аварийных служб и персоналом на площадке, общее число которых составило до 1 000 человек, в первый день аварии.

Летом 1986 года, сразу после аварии на Чернобыльской АЭС, рабочий дорожно-строительной организации из Слуцка Александр Гришковец отработал три вахты в радиационной зоне, на территории ныне отселенной и находящейся в зоне отчуждения деревни Бабчин Хойникского района.

«Муж работал экскаваторщиком, был хорошим специалистом, разбирался в разной технике, в том числе и иностранной, мог работать на любой машине. Вообще был очень порядочным и трудолюбивым человеком.

В тот год собирался вступать в партию, уже были готовы документы. Таких, как он, ответственных, и командировали в зону в первую очередь. Я как чувствовала, плакала, просила не ехать, но он даже слушать не стал», – вспоминает Людмила Гришковец.

В июне Александр отработал в радиационной зоне две недели, но в июле его командировали снова на неделю. В Чернобыльской зоне он отработал и вторую половину августа.

К сожалению, вместе с полным набором наград ликвидатор привез из радиационной зоны и целый букет заболеваний.

«Болеть муж начал через год после Чернобыля. До этого он был абсолютно здоровым человеком. В 87-м году, когда мы обратились в поликлинику, ему впервые завели карточку. Началось все с головных болей, потом пошли проблемы с почками», – тяжело вздыхает Людмила Гришковец.

Кроме заболевания почек, у Александра начался артроз тазобедренных суставов – позже их пришлось заменить, затем ишемическая болезнь сердца (ИБС).

Все тридцать лет ликвидатор сражался с прогрессирующими и новыми заболеваниями. Все это время рядом с ним была супруга. Диагнозы своего мужа Людмила до сих пор знает наизусть.

«В первое наше обращение к урологу в 1987 году мужу поставили диагноз «гломерулонефрит». Это заболевание впоследствии неоднократно подтверждалось врачами разных уровней и клиник. Как объясняли специалисты, гломерулонефрит развился на фоне сниженного иммунитета», – показывает Людмила множество различных еще прижизненных заключений медиков.

В каждом из них, в том числе двух заключениях МРЭК об инвалидности, сначала второй, а затем первой группы, в графе «причина» написано: «Заболевание вызвано катастрофой на ЧАЭС».

Согласно документам, предоставленным в редакцию вдовой Гришковца, «приказ» исполнялся следующим образом: в первоначальном эпикризе основным заболеванием является «онкоцитома обеих почек», которая «привела к интоксикации, кахексии, отчего и наступила смерть больного».

Во втором варианте эпикриза основных заболеваний несколько, на первом месте указан хронический пиелонефрит, на втором – ИБС, затем идет еще что-то. Рак обеих почек значится только в сопутствующих заболеваниях.

Согласно второй версии, «больной Гришковец А.И. длительное время болел хроническим пиелонефритом…, хронической недостаточностью, по поводу чего проводился гемодиализ, также была ИБС с атеросклеротическим кардиосклерозом. В дальнейшем в почках развивался гипернефроидный рак, что усугубило тяжесть состояния больного, привело к прогрессированию хронической почечной и хронической застойной сердечной недостаточности и к смерти».

Заметили разницу? Все просто. Дело в том, что рак почки, согласно Постановлению Минздрава РБ от 26.06.2009 №73, входит в перечень заболеваний, возникновение которых может быть связано с катастрофой на ЧАЭС.

А хронический пиелонефрит в этот перечень не входит. Соответственно, ни на какую пенсию родным рассчитывать не приходится.

Вдова решила бороться за правду. Но такое впечатление, что вся мощная система здравоохранения собралась защитить страну от «ненужной» растраты, чтобы не платить пенсию семье Гришковца.

В течение года лечебно-контрольные комиссии Слуцкой ЦРБ, Минской ОКБ, главного управления по здравоохранению Миноблисполкома по запросам КГК и помощника президента, к которым обращалась Людмила Гришковец в поисках правды, выдавали различные заключения о лечении ее мужа и причинах его смерти, в том числе и противоречащие друг другу.

  • Василий Канивченко, Витебская обл.: Служил на Семипалатинском полигоне, принимал непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия. Есть удостоверение (ст.19). Являюсь инвалидом 2 гр. по общему заболеванию, хотя болезни вызваны именно испытаниями ядерного оружия. Я обращался в Минздрав, чтобы мне установили причинно-следственную связь инвалидности с испытаниями в Семипалатинске, но мне написали, что это только в отдельных случаях можно сделать. Как это можно сделать?

— Установление причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с катастрофой на ЧАЭС, другими радиационными авариями осуществляется областными или Минским городским межведомственными экспертными советами по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий. За установлением такой причинной связи необходимо обращаться в
г. Витебске по адресу: 210010, г. Витебск, ул. Гоголя, 6. В случае несогласия с вынесенным решением можете обратиться в Республиканский межведомственный экспертный совет по адресу: 220114, г. Минск, ул. Макаенка, 17.

Причинная связь заболевания, приведшего к инвалидности, с катастрофой на ЧАЭС, другими радиационными авариями устанавливается на основании Перечня заболеваний, возникновение которых может быть связано с катастрофой на ЧАЭС, другими радиационными авариями, утвержденного постановлением Министерства здравоохранения от 26.06.2009 г. №73.

  • И.И.Бортник: У меня ст.18, инвалид ЧАЭС 2 гр. Будет ли меняться пенсионное обеспечение пенсионеров этой категории? И как поменять удостоверение сегодня?

— По нашим сведениям, изменения в области пенсионного обеспечения конкретно этой категории граждан в настоящее время не планируются. Обмен удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС граждан, ставших инвалидами и имеющих право на льготы по статье 18 Закона, на новые удостоверения осуществляется теми государственными органами (организациями) либо их правопреемниками, которые вносили в удостоверение участника ликвидации изменения, заверенные печатью, об изменении статьи Закона, предоставляющей право на льготы (статьи 19 и 20 заменялись статьей 18).

В случае, если в настоящее время такой государственный орган (организация) не имеет права проводить обмен удостоверений, участники ликвидации, ставшие инвалидами, должны обращаться в облисполкомы, а жители Минска — в администрации районов столицы по месту жительства. Обмен удостоверений потерпевших от катастрофы на ЧАЭС граждан, ставших инвалидами и имеющих право на льготы по статье 18 Закона, осуществляется облисполкомами, а жителям Минска – Минским горисполкомом.

  • С.Н.Тарасевич, Берёза: Мой муж – участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (ст.20). Был командирован в 1988 г. своей организацией ПМК-56 (трест «Полесьеводстрой»). Обращался в райисполком по вопросу обмена удостоверения. Ему сказали, что надо обратиться в организацию, которая его командировала. В данное время ни ПМК-56, ни треста уже не существует. Куда ему обратиться? Какие надо представить документы?

— Мужу необходимо обратиться в ту организацию (орган), которая перерегистрировала ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. О том, какая организация проводила перерегистрацию, можно узнать по красной печати (иной отметке в удостоверении), на которой и будет указана организация. Если данная организация в настоящее время не существует, для обмена удостоверения следует обратиться в Брестский областной исполнительный комитет. При этом обязанность по истребованию документов, на основании которых мужу ранее выдавалось удостоверение участника ликвидации, лежит на Брестском облисполкоме.

Виноват ли Чернобыль в росте онкологии в Беларуси?

  • Анна Владимировна, Гомель: Я — инвалид Чернобыля, 2 гр. Пенсионерка. Как можно оздоровиться?

— Инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС 1 и 2 гр. положена бесплатная путевка 1 раз в два года. Вы должны обратиться в поликлинику, где вам выдадут справку, что вы нуждаетесь в оздоровлении и санаторно-курортном лечении по конкретному заболеванию, а затем обратиться к специалисту Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения в исполкоме по месту жительства.

  • Мария Федоровна, Светлогорск: Появятся ли льготы для инвалидов ЧАЭС 3 гр (ст.18) с заболеванием рак щитовидной железы, в частности в обеспечении лекарствами?

— Указом Президента РБ от 22 марта 2012 г. №139 «О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан» инвалидам III гр. (в т.ч. инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС) предоставлено право на 50-процентную скидку от стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, для лечения заболеваний, приведших к инвалидности.

  • Ольга, Минск: Какие льготы имеют члены семьи умершего ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭС?

— В 2007 году с принятием Закона «О социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» льготы для семей умерших ликвидаторов были отменены.

Но все же, что ни глаголь,
Чернобыль — горькая быль,
Чернобыль — долгая боль.

Александр Мельников

В результате аварии на Чернобыльской АЭС большая часть радиоактивных выбросов осела в тридцатикилометровой зоне вокруг АЭС, откуда было отселено население, и на этой территории создан Полесский радиационно-экологический заповедник. Около 70% радиоактивных осадков выпало на территорию Беларуси, в результате чего уровень загрязнения ее территории является самым высоким из всех пострадавших от этой трагедии стран. 20% всех лесов Беларуси до сих пор загрязнены, а 6 000 км2 земель выведено из сельскохозяйственного использования в соответствии с законодательством. 9% всех бюджетных средств направляется на ликвидацию прямых последствий Чернобыльской катастрофы. 109 000 человек были отселены. Согласно расчетам, выполненным Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси, суммарный ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой, в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долларов США, что составляет 32 бюджета республики 1985 г. Катастрофа на Чернобыльской АЭС нанесла непоправимый ущерб Республике Беларусь, которой пришлось испытать огромнейшие социально-экономические, политические, экологические и медицинские последствия аварии. Значительная доля ущерба приходится на Могилевскую область.

Радиоактивному загрязнению подверглась территория площадью 11,2 тыс. км2 в 14 районах Могилевской области: Белыничском, Бобруйском, Быховском, Кировском, Климовичском, Кличевском, Костюковичском, Краснопольском, Кричевском, Круглянском, Могилевском, Славгородском, Чаусском, Чериковском или 38, 6 % площади всей территории области.

Наиболее загрязненными считаются Быховский, Костюковичский, Краснопольский, Славгородский и Чериковский районы, причем значительно загрязнены они не только цезием-137, который является основным дозообразующим нуклидом, но и стронцием-90. Данный радионуклид считается более опасным для здоровья по сравнению с цезием-137.

Масштабы катастрофы на Чернобыльской АЭС огромны, однако немыслимо себе представить ситуацию, в которой могло оказаться значительно большее количество людей, если бы не мужество и героизм ликвидаторов аварии, людей, которые ценой собственного здоровья и с немалым риском для жизни защищали других от ядерного смерча. Ликвидаторы работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 000 человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие годы) составило около 600 000 ликвидаторов.

Чернобыльцам пересчитают дозы?

Недавние опросы журналистов независимого телеканала Белсат на улицах Могилева дали показательные ответы на вопрос, помнит ли среднестатистический белорус о Чернобыле. Ответы «прошло 30 лет, уже нет никаких последствий» и «здесь давно уже никто об этом не вспоминает» с большего отражают мнения живущих в Беларуси людей, сформированные официальной пропагандой.

Белорусы стали все больше игнорировать чернобыльский фактор

Ограничение доступа к первичной информации вместе с убеждением людей в «строгости норм» и «тоталитарности» радиологического контроля привели к тому, что белорусы стали все больше игнорировать чернобыльский фактор.

Как показывает практика, обычные граждане в большинстве не воспринимают мнения независимых экспертов, но доверяют официальным сообщения. Так во время лесных весенних пожаров в 30-километровой зоне отчуждения, поднимающих и переносящих опасные радионуклиды на расстояния до сотен километров, люди выезжают на пикники, несмотря на предупреждения независимых экспертов.

Как считает Юрий Воронежцев, живущий в Гомельской области, загрязненной Чернобылем, государственная пропаганда приводит к тому, что люди ведут себя все более безответственно на загрязненных территориях. По словам ученого, люди активно и бесконтрольно используют продукты питания выросшие или выращенные на загрязненных территориях – грибы, ягоды, мясо и молоко, и продают их в местах несанкционированной торговли. И с выведением территорий из сферы радиационного контроля такая безответственность увеличивается.

Кроме того, по его наблюдениям, люди фактически не осведомлены о влиянии радиации на здоровье и слабо связывают ее с растущей онкологической заболеваемостью на территориях.

При этом природа долговременного радиационного воздействия в малых дозах на чернобыльских территориях такова, ее последствия для здоровья проявляются не сразу, а спустя десятилетия, именно поэтому люди не склонны связывать растущую заболеваемость с радиоактивным загрязнением. Синдром психологической защиты (Emergency fatigue), распространенный уже в первые годы после Чернобыля, когда люди не хотят слышать о последствиях, только усугубляет эту проблему.

Чернобыльский опыт мало чему научил Беларусь еще и потому, что она начала строительство своей собственной АЭС, по злой иронии судьбы, в той же советской традиции, в которой строился и эксплуатировался Чернобыль.

«Новому чернобылю» в Беларуси нет рационального объяснения, поскольку для строительства было выбрано одно из самых не индустриализованных, чистых рекреационных зон, где белорусы проводят свой отдых. Беларусь, по мнению экспертов Комиссии общественной экологической экспертизы Белорусской АЭС, не нуждается в дополнительной мощности, поскольку ее энергосистема довольно мала и уже избыточна. Доля атомной генерации по планам правительства составит от 20 до 30% всего производства энергии, что, как считают эксперты, опасно для энергосистемы в целом.

Годы пропаганды привели к изменению общественного мнения в Беларуси, однако не настолько, чтобы люди начали доверять атомной индустрии, особенно российской.

По данным опроса в прямом эфире на ток-шоу «Выбор» в 2010-м году из 13000 респондентов 87% сообщили, что не верят в безопасность современных АЭС. Постчернобыльская Беларусь не была готова к новым радиационным рискам и выступала против строительства АЭС. В 2006 года в стране проходили акции против строительства, а с 2008 года белорусская общественность, выступающая против строительства, объединилась в Белорусскую антиядерную кампанию (БАЯК), которая предала широкой международной огласке нарушения, с которыми идет эта атомная стройка.

Политические репрессии распространились и на недовольных строительством новой АЭС

Политические репрессии распространились и на недовольных строительством АЭС – с 2008 года государство активно преследовало антиядерных активистов, проводя обыски, аресты, высылки из страны и другие провокации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.