Положение о бухгалтерии 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о бухгалтерии 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Многим ПБУ на смену приходят федеральные стандарты бухучета или ФСБУ.

На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

В 2021 — 2022 году в РФ применяются разное уоличество ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

34 важных изменения для бухгалтера в 2022 году, о которых надо знать уже сейчас

Министерством финансов ведется глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2021–2023 годы. Согласно приказу Минфина от 05.06.2019 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

№ п/п

Название проекта ПБУ

Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения

Разработка новых федеральных стандартов

1.1

Запасы

2021

1.2

Нематериальные активы

2021

1.3

ОС

2021

1.4

Незавершенные капвложения

2021

1.5

Документы и документооборот

2021

1.6

Некоммерческая деятельность

2021

1.7

Бухгалтерская отчетность

2021

1.8

Доходы

2022

1.9

Участие в зависимых организациях и совместная деятельность

2022

1.10

Финансовые инструменты

2022

1.11

Долговые затраты

2022

1.12

Расходы

2023

Порядок отражения в бухучете сведений о различных фактах и результатах хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов регламентируется отдельными источниками права — ПБУ. Со временем они будут заменяться новыми бухгалтерскими НПА — федеральными стандартами.

Узнать больше о специфике ПБУ вы можете из статей:

  • «Бухгалтерский учет валютных операций (ПБУ, проводки)»;
  • «В чем основные отличия ПБУ от МСФО?».

Пункт 5 ФСБУ 6/2020 разрешает не учитывать в составе ОС активы, стоимость которых ниже установленного лимита.

Ранее лимит для ОС был установлен в размере 40 000 рублей. Теперь лимит не ограничен. В учетной политике на 2022 год вы вправе установить сумму больше 40 000 рублей.

В учетной политике на 2022 год это можно сформулировать так:

Организация принимая к учету актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относит его к объектам основных средств.

с учетом стоимостного критерия. Объект принимается в состав основных средств, если его стоимость больше _________________________ тыс. рублей.

Если его стоимость не превышает установленного лимита, то актив не признается, а затраты на приобретение, создание такого актива отражаются в составе расходов периода, в котором они понесены.

Для обеспечения контроля за сохранностью активов со сроком использования более 12 месяцев, не отнесенных в состав ОС, стоимость таких активов принимается на забалансовый учет.

Основание. п. 5 ФСБУ 6/2020

Учетная политика обязательно должна содержать пункты по амортизации ОС. Новое ФСБУ 6/2020 предусматривает три метода амортизации:

  • линейный;
  • пропорционально произведенной продукции;
  • посредством понижаемого остатка.

В учетной политике 2022 можно сформулировать так:

По всем объектам основных средств, за исключением основных средств, которые не подлежат амортизации, амортизация начисляется (выбрать один из двух пунктов ниже):

  • линейным способом.
  • пропорционально произведенной продукции.
  • способом уменьшаемого остатка.

Основание. п. 35 ФСБУ 6/2020

Все действующие ПБУ и ФСБУ в 2022 году

Нужно определить счет, на котором будет учтена инвестиционная недвижимость. Например, использовать счет 03.

Неотделимые вложения в арендованные ОС лучше отражать как увеличение стоимости права пользования активом.

В учетной политике можно сформулировать так:

Организация учитывает неотделимые улучшения в объект основных средств:

Неотделимые улучшения в арендованные основные средства, произведенные после принятия к учету соответствующего права пользования активом, и соответствующие условиям, установленным п. 4 ФСБУ 6/2020, учитываются в качестве объектов ОС.

Основание: п. 4 ФСБУ 6/2020, п. 7.1 ПБУ 1/2008

Либо так:

Организация учитывает неотделимые улучшения в объект основных средств:

Неотделимые улучшения в арендованные основные средства, произведенные после принятия к учету соответствующего права пользования активом, увеличивают фактическую стоимость этого права пользования по аналогии с учетом реконструкции, модернизации ОС.

Основание: п. 7 ФСБУ 6/2020, п. 7.1 ПБУ 1/2008, п. 10 ФСБУ 25/2018

В учетной политике нужно отразить «Способы оценки и переоценки ОС». Переоценка проводится по мере изменения справедливой стоимости основных средств.

Закрепить в учетной политике можно один из двух способов переоценки.

  • по первоначальной стоимости.
  • по переоцененной стоимости

В учетной политике можно сформулировать так:

Все объекты ОС после признания учитываются по первоначальной стоимости, переоценка не производится.

Основание: пп. «а» п. 13 ФСБУ 6/2020

Для тех, кто на упрощенном учете – так:

Организация, имея право на применение упрощенных способов учета, не проверяет основные средства на обесценение.

Основание: п. 3 ФСБУ 6/2020

Так и по капвложениям:

Организация, имея право на применение упрощенных способов учета, не проверяет капитальные вложения на обесценение.

Основание: п. 4 ФСБУ 26/2020

Малые предприятия на УСН, которые ведут бухучет упрощенными способами, могут:

  • формировать первоначальную стоимость ОС в упрощенном порядке;
  • не применять порядок корректировки первоначальной стоимости ОС в связи с изменением величины оценочного обязательства по демонтажу;
  • отказаться от проверки ОС на обесценение, т.е. оценивать основные средства по балансовой стоимости на отчетную дату (п. 3 ФСБУ 6/2020 и п. 4 ФСБУ 26/2020);
  • перейти на новые стандарты перспективно;
  • раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об основных средствах в ограниченном объеме.

С 2022 г. федеральный МРОТ – 13 890 руб. С ростом МРОТ увеличатся:

• страховые взносы малого и среднего бизнеса с выплат в пределах МРОТ в месяц, которые рассчитываются по обычным тарифам;

• пособия по болезни и беременности и родам. Так, не меньше МРОТ за полный месяц болезни должен получить работник с любым страховым стажем. А минимальное пособие за 140 дней декрета составит 63 932,40 руб.

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Все ПБУ по бухучету на 2021-2022 годы — перечень

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

СПРАВКА

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Прежде чем говорить об изменениях учетной политики 2022, напомним ее общие правила. В соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а изменение учетной политики может производиться только в случаях:

  • изменения требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  • разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенном изменении условий деятельности организации.

Измененная учетная политика должна применяться с начала года, с которого компания вносит изменения (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008)

Так с 1 января 2022 года станут обязательными к применению четыре новых стандарта по бухгалтерскому учету:

  • по основным средствам,
  • по капитальным вложениям,
  • по аренде,
  • по документообороту,

а ранее действующие стандарты и методические рекомендации к ним утрачивают силу. Таким образом, необходимо в учетной политике на 2022 год кардинально пересмотреть ранее установленные нормы с учетом требований новых ФСБУ.

Для начала напомним общий алгоритм формирования положений учетной политики организации:

  • если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается этот способ;
  • если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается один из возможных;
  • если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь, в первую очередь, к стандартам МСФО, затем к федеральным (ПБУ, ФСБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года стало обязательным к применению также всеми компаниями, за исключением организаций госсектора, при отражении в учете операций по сдаче или получении имущества в аренду и лизинг.

Стандарт не применяется при отражении операций по аренде:

  • участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;
  • результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;
  • объектов концессионного соглашения.

Отметим наиболее важные моменты, которые необходимо отразить в учетной политике:

1. Возможность у арендатора не отражать предмет аренды в качестве ППА

В п. 11 ФСБУ 25/2019 отражены условия при которых арендатор может не признавать предмет аренды и не признавать обязательство:

  • срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
  • рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб.
  • если компания-арендатор вправе вести упрощенный бухучет и не планирует выкупать предмет аренды (по условиям договора) или сдавать его в субаренду.

2. Использование исключений, упрощений и допущений, отраженных в п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018.

При применении ФСБУ 25/2018 разрешен только ретроспективный переход, с предусмотренными для ряда случаев исключениями из этого порядка, облегчающими переход на новый порядок учета и применяемыми в добровольном порядке (п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018).

Например, разрешено не применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца 2022 г. (п. 51 ФСБУ 25/2018).

Или применять стандарт только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года (для компаний, которая вправе применять упрощенные способы учета).

Только арендаторы вместо ретроспективного пересчета, могут по каждому договору аренды единовременно признать на конец года, предшествующего переходу, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль.

3. Порядок учета операций по договорам аренды и описание методики оценки показателей у арендатора и арендодателя.

  • Арендодателю нужно отразить:
    • порядок признания доходов при операционной аренде — равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.
    • при наличии права применять упрощенные способы учета — решение учитывать любую аренду как операционную (за исключением договоров, по которым право собственности на объект аренды переходит к арендатору или которые он имеет право выкупить по цене значительно ниже справедливой стоимости) (п. 28 ФСБУ 25/2018).
  • Арендатору:
    • порядок признания арендных платежей в качестве расхода (равномерно или иным способом) по договорам, по которым организация воспользовалась правом не признавать предмет аренды в качестве ППА и не признавать обязательство по аренде;
    • порядок определения фактической стоимости ППА и первоначальной оценки задолженности по аренде в случае применения упрощенных способов ведения бухучета (п. п. 13, 14 ФСБУ 25/2018).

4. Способы амортизации, сроки полезного использования, последующая оценка, переоценка права пользования активом (ППА) у арендатора.

Учет права пользования активом у арендатора осуществляется в том же порядке, что и учет основных средств организации, схожих по характеру использования (п. п. 10, 16, 17 ФСБУ 25/2018, п. 38 ФСБУ 6/2020).

То есть необходимо установить порядок определения срок полезного использования и начисления амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются, такие как: земельные участки, если предусмотрен переход права собственности по окончании аренды, активы, попадающие под определение инвестиционной недвижимости и оцениваемые по переоцененной стоимости. Амортизация по таким ППА не начисляется (п. п. 10, 17 ФСБУ 25/2018, п. 28 ФСБУ 6/2020). По мнению, отраженному в письме Банка России от 24.10.2019 N 17-1-2-6/865, МСФО (IFRS) 16 не предусматривает исключения в отношении амортизации актива, представляющего собой право пользования земельным участком. Земельный участок имеет неограниченный срок полезного использования, срок полезного использования актива в форме права пользования строго ограничен сроком аренды.

Таким образом, актив в форме права пользования, являющийся земельным участком, должен амортизироваться в течение срока аренды.

Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения первого применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» (далее — Приказ № 61н) подготовило Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году организациями бюджетной сферы унифицированных форм электронных первичных учетных документов, используемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее — Методические рекомендации).

Методические рекомендации и прилагаемые и ним примеры заполнения отдельных первичных учетных документов согласно утвержденным унифицированным формам электронных первичных учетных документов размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Методический кабинет.

Заместитель Министра А.М. Лавров

В целях установления единого порядка ведения бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в части перехода на применение унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета, и обеспечения информационной совместимости государственных (муниципальных) информационных систем (ведомственные информационные системы) и информационных ресурсов, средствами которых осуществляется ведение бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и (или) информационное взаимодействие (формирование и обмен информацией), Министерством финансов Российской Федерации принят приказ от 15 апреля 2021 г. N 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению» (далее — Приказ N 61н) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2021 г., регистрационный номер 63995).

Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году организациями бюджетной сферы унифицированных форм электронных первичных учетных документов, используемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее — Методические рекомендации), подготовлены в соответствии с положениями нормативно-правовых актов, определяющих единые требования к ведению бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений (далее ? бухгалтерский учет) организациями бюджетной сферы в части порядка формирования электронных первичных учетных документов и обязательных реквизитов первичных учетных документов:

Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации России от 31.12.2016 N 256н;

иных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов;

приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений) и инструкции по его применению»;

приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

приказа Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;

иных нормативных правовых актов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее ? Закон N 402-ФЗ) порядок ведения бюджетного учета и составления и представления бюджетной отчетности для организаций бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Основополагающим документом, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяющим основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс).

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса установление единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, а также форм документов, необходимых для реализации указанных полномочий является исключительной компетенцией Министерства финансов Российской Федерации.

В рамках реализации указанных полномочий и в целях обеспечения реализации централизованных моделей ведения бухгалтерского учета в соответствии бюджетным законодательством Российской Федерации Министерством финансов России в рамках реализации ведомственного проекта «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений» осуществляется разработка альбома унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета (унифицированных форм электронных первичных учетных, регистров бухгалтерского учета).

Разработка альбома унифицированных форм электронных первичных учетных документов в целях перехода организаций бюджетной сферы всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на электронный документооборот предусмотрена на 2021 — 2023 годы.

Положение Приказа N 61н вступившего в 2021 году (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2021 г.) содержит ряд отлагательных норм по его обязательному правоприменению.

Унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета, утвержденные Приказом N 61н, применяются:

1. С 1 января 2022 года ? при ведении бюджетного учета территориальными органами, федеральным казенным учреждением «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее ? уполномоченные организации) при осуществлении ими централизуемых полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений, переданных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений». Перечень федеральных органов исполнительной власти централизуемые полномочия которых осуществляются уполномоченными организациями приведен в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям;

2. До 1 января 2023 года:

2.1. При ведении бюджетного учета финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и (или) их территориальными органами, подведомственными казенными учреждениями (далее — региональные (муниципальные) уполномоченные организации), а также ведении бухгалтерского учета централизованными бухгалтериями при осуществлении ими централизуемых полномочий в случаях, предусмотренных едиными учетными политиками при централизации учета.

В соответствии с частью 3.1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными соответственно финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.

Согласно пункта 3 Общих требований к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1890 (далее ? Общие правила передачи централизуемых полномочий), уполномоченные органы и (или) уполномоченные организации (региональные (муниципальные уполномоченные организации) (далее при совместном упоминании — уполномоченные организации) обеспечивают применение единых методов и способов ведения бухгалтерского учета, установленных с соблюдением требований законодательства Российской Федерации (федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов) в рамках единых учетных политик при централизации учета.

Обязательный переход на электронный документооборот при ведении централизуемых полномочий и применение унифицированных форм электронных бухгалтерских документов как уполномоченными организациями так и субъектами централизованного учета до 01.01.2023, может быть предусмотрен положениями единых учетных политик при централизации учета (в соответствии с правилами документооборота, установленными в рамках единой учетной политики при централизации учета актом уполномоченного органа, определяющих взаимодействие между уполномоченным органом, уполномоченными организациями и субъектами централизованного учета по обеспечению документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления (получения) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, а также по представлению субъектам централизованного учета документов (сведений), сформированных (используемых) при осуществлении централизуемых полномочий (подпункт «д» пункта 3 Общих правил передачи централизуемых полномочий).

При переходе к использованию электронных документов при ведении бухгалтерского учета необходимо провести следующие подготовительные мероприятия.

1. Определить дату перехода на применение электронных документов.

2. Внести изменения в учетную политику, а для централизованной бухгалтерии ? в Единую учетную политику, с учетом особенностей порядка формирования, заполнения и подписания электронных документов.

3. Определить лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов.

4. Определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете.

5. Внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов, содержащий правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи электронных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению электронных документов для ведения бухгалтерского учета.

6. Обеспечить всех сотрудников, составляющих и подписывающих электронные документы простой электронной подписью или квалифицированной электронной подписью в соответствии с порядком, определенным Приказом N 61н, а должностных лиц, утверждающих и согласовывающих электронные документы ? квалифицированной электронной подписью.

7. При централизации бухгалтерского учета, предусматривающей взаимодействие уполномоченной организацией и субъектов централизованного учета в рамках осуществления централизуемых полномочий, дополнить ролевое расписание новыми позициями и обеспечить доступ к информационной системе бухгалтерского учета для должностных лиц ? членов комиссии, подписывающих электронные документы простой ЭП, и для председателя комиссии, подписывающего электронные документы ЭЦП

8. Привести в соответствие с требованиями Приказа N 61н справочники, используемые при формировании электронных документов в ИС бухгалтерского учета.

9. Утвердить (уточнить) порядок списания кредиторской задолженности с забалансового счета 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

10. Уточнить порядок определения лиц, ответственных за имущество учреждения (ответственных лиц).

20 главных изменений в работе бухгалтера с 2022 года

1. Минфин России, федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации», федеральное казенное учреждение «Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации»;

2. Росалкогольрегулирование, территориальные органы;

3. Минэкономразвития России, федеральное казенное учреждение «Центр поддержки»;

4. Росимущество, территориальные органы;

5. Роструд, территориальные органы;

6. Минпромторг России;

7. Росстандарт, территориальные органы;

8. Минобрнауки России;

9. Минпросвещения России;

10. Минвостокразвития России, федеральное казенное учреждение «Объект № 5066»;

11. Минстрой России, федеральное казенное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

12. Минцифры России, федеральное казенное учреждение «Государственные технологии»;

13. Росаккредитация, территориальные органы;

14. Казначейство России, территориальные органы;

15. Росстат, территориальные органы, федеральное казенное учреждение «Объект № 5068А» федеральной службы государственной статистики;

16. Минтруд России, федеральные казенные учреждения;

17. Минкультуры России, территориальные органы, федеральное казенное учреждение «Цифровая культура»;

18. Ростуризм;

19. Минприроды России, федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона «Красный Бор»;

20. Росводресурсы, территориальные органы;

21. Рослесхоз, территориальные органы, федеральное государственное казенное учреждение «Рослесресурс»;

22. Роснедра, территориальные органы, федеральное государственное казенное учреждение «Росгеолэкспертиза»;

23. Минспорт России;

24. Росмолодежь;

25. ФАДН России;

26. Ростехнадзор, территориальные органы;

27. Роспатент;

28. Ространснадзор, территориальные органы, федеральное казенное учреждение «Информационный вычислительный центр Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»;

29. Росавиация, территориальные органы;

30. Россельхознадзор, территориальные органы;

31. Рособрнадзор;

32. Росздравнадзор, территориальные органы;

33. Федеральная пробирная палата, территориальные органы;

34. Росреестр, территориальные органы;

35. Минздрав России, федеральные казенные учреждения;

36. ФМБА России, территориальные органы, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы» Федерального медико-биологического агентства, федеральное государственное казенное учреждение «Служба технического заказчика» Федерального медико-биологического агентства;

37. Минсельхоз России;

38. Росрыболовство, территориальные органы;

39. Минтранс России, федеральные казенные учреждения;

40. Росавтодор, федеральные казенные учреждения;

41. Росжелдор, территориальные органы, Федеральное казенное учреждение «Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта»;

42. Росморречфлот, федеральные казенные учреждения;

43. Минэнерго России;

44. ФАС России, территориальные органы;

45. Роспотребнадзор, территориальные органы, федеральные казенные учреждения;

46. ФНС России, территориальные органы, федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы;

47. ФТС России, территориальные органы, федеральные казенные учреждения;

48. Роскомнадзор, территориальные органы;

49. Росприроднадзор, территориальные органы;

50. Росгидромет, территориальные органы.».

КОДЫ
Форма по ОКУД 0510433
от “___”______________ 20__ г. Дата
Учреждение по Сводному реестру
Обособленное подразделение по Сводному реестру
Структурное подразделение
Главный администратор бюджетных средств (Учредитель) Глава по БК
Наименование бюджета по ОКТМО
Единица измерения: руб (с точностью до второго десятичного знака) по ОКЕИ 383
Основание формирования Акта
Наименование объекта (полное) (консервация — «1», расконсервация — «2») Амортизационная группа
Документ-основание о создании комиссии Номер
(наименование) Дата

1. Общие сведения об объекте

Краткая индивидуальная характеристика объекта Местонахождение объекта (адрес) Номер Дата Фактический срок эксплуатации (месяцев)
инвентарный реестровый заводской (иной) выпуска, изготовления, иное принятия к бухгалтерскому учету ввода в эксплуатацию
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1

2. Сведения о состоянии объекта

Техническое состояние объекта Причины консервации/ расконсервации объекта Срок консервации Ответственное лицо Статус объекта учета
дата начала дата окончания
1 2 3 4 5 6

Торговый центр осуществляет техническое обслуживание эскалаторов, расположенных в торговых залах.

Если эскалатор работает нормально, то время между двумя смазками (подача масла на цепи ступенек, приводную цепь и цепь привода ленты поручня) составляет 3 месяца, очистка внутренней части эскалатора от скопления материалов (например, смазки, масла, пыли) и регулировка зазора между ступеньками и боковой облицовкой – 2 месяца. Соответственно, затраты на такие работы при техобслуживании эскалатора признаются в составе запасов или списываются на затраты.

Периодичность технического обслуживания (ТО) любого автомобиля регламентирует завод-изготовитель в прилагаемой к нему сервисной книжке. Часто это 10 000 км пробега или каждый год его эксплуатации. Но для разных классов авто периодичность может быть разной, что обусловлено качеством сырья и сплавов, из которых произведены детали, точностью подгонки этих деталей при их производстве, качеством смазочных материалов, масел и др. Также на периодичность ТО влияют природные условия, в которых он используется, состояние дорог, специфика деятельности организации и режим эксплуатации авто. С учетом всех этих факторов организация сама устанавливает периодичность ТО в отношении каждого конкретного используемого ею автомобиля. В частности, в отношении легкового автомобиля генерального директора, эксплуатируемого в щадящем режиме, при прохождении ежегодного ТО производится замена масла и масляного фильтра, а также после проверки и при необходимости – замена охлаждающей жидкости и тормозной жидкости для гидропривода, проверка подвески и ходовой части, проверка состояния передних тормозных колодок, проверка давления в шинах и др. Указанные виды работ в рамках ТО не превышают стоимостной критерий, установленный организацией для основных средств, и проводятся с частотой, не превышающей 12 месяцев. Затраты на такие работы не надо учитывать как самостоятельный инвентарный объект и обособленно амортизировать, они признаются в составе расходов.

По общему правилу арендатор должен признавать предмет аренды как право пользования активом (ППА) с одновременным признанием обязательства по аренде, которое первоначально определяется как сумма будущих арендных платежей за весь срок договора аренды. При этом будущие арендные платежи оцениваются по приведенной стоимости на дату этой оценки, то есть путем дисконтирования их номинальных величин (п.п. 10, 14, 15 ФСБУ 25/2018).

В то же время арендатор может принять решение о применении упрощенного порядка учета аренды. Упрощения предусмотрены (п. 11 ФСБУ 25/2018, п. 4 Информационного сообщения Минфина от 25.01.2019 № ИС-учет-15, п. 5 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-97/2018-КпР «Первое применение ФСБУ 25»):

  • для всех арендаторов:

• по договорам аренды, срок которых не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;

• по договору на аренду предмета, рыночная стоимость которого без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб., и при этом арендатор имеет возможность получать экономические выгоды от предмета аренды преимущественно независимо от других активов;

  • для арендаторов, имеющих право на применение упрощенных способов бухгалтерского учета:

• в отношении любых договоров аренды.

Указанные упрощения применяются при одновременном выполнении следующих условий (п. 12 ФСБУ 25/2018):

  • договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору и отсутствует возможность выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа;
  • предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду.

Упрощенный порядок не предполагает отражение в бухучете арендатора ППА и обязательства по аренде, ограничиваясь признанием расхода по арендным платежам в прибылях и убытках (аналогично применяемому ранее подходу, когда предмет аренды учитывается на балансе арендодателя).

При принятии решения о применении упрощенного учета аренды арендатору нужно выделить договоры, в отношении которых им принято такое решение, и зафиксировать это в учетной политике (п. 11 ФСБУ 25/2018, п.п. 4, 6, 7 ПБУ 1/2008, п. 3 Рекомендации «НРБУ «БМЦ» Р-97/2018-КпР «Первое применение ФСБУ 25»).

Для постоянно продлеваемых краткосрочных договоров аренды рискованно применять упрощение. Его могут расценить как долгосрочный и обязать арендатора применить к нему требования ФСБУ 25/2018. Тогда придется делать ретроспективный пересчет за весь срок аренды.

Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры

Организация заключила договор на 11 месяцев, предусматривающий автопролонгацию на аналогичный срок, когда каждая из сторон может расторгнуть договор с предварительным уведомлением за один месяц без штрафа. В случае отсутствия экономических факторов, очевидно свидетельствующих о намерениях организации продлить договор (желательно получить документальное подтверждение), организация вправе воспользоваться упрощением, предусмотренным пп. «а» п. 11 ФСБУ 25/2018, и признавать арендные платежи в качестве расхода равномерно в течение срока аренды или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды (абз. 6 ФСБУ 25/2018). Для этого организации целесообразно подтвердить документально отсутствие указанных факторов. При продлении договора аренды в следующем отчетном периоде необходимо провести анализ оценок на предмет изменения условий взаимоотношений, а также провести оценку активов и обязательств с целью отражения в учете (п. 9 ФСБУ 25/2018). Срок аренды может определяться в том числе на основании определенных допущений (предположений) (п. 9 ФСБУ 25/2018). При этом в Стандарте нет положений о том, какие именно допущения могут применяться для целей определения срока аренды. ФСБУ 25/2018 разработан на основе МСФО (IFRS) 16 «Аренда» (Информационное сообщение Минфина России от 25.01.2019 № ИС-учет-15). Согласно п. В.37 МСФО (IFRS) 16 «Аренда», при определении срока аренды принимаются во внимание экономические факторы, стимулирующие арендатора на продление (прекращение) договора аренды. То есть на продление срока аренды могут повлиять такие факторы, как, например, выгодное местоположение арендуемого объекта (в т.ч. удобное расположение офисного здания способствует большему притоку клиентов), значительные затраты (материальные, временные и т. д.) на переезд в новый офис, выгодная стоимость аренды по сравнению с рыночными ставками и т.д. Кроме того, может приниматься во внимание срок аренды предыдущего офисного здания. Поэтому при определении срока аренды (его пролонгации) организация может основываться на факторах, обуславливающих экономическую выгоду (потери) от аренды. При этом организации необходимо определить минимальный период, в течение которого отсутствуют препятствия для продления срока аренды. При наступлении каких-либо ситуаций, влияющих на ранее принятые допущения, срок аренды пересматривается (п. 9 ФСБУ 25/2018).

Специальное положение, содержащееся в пункте 3 ФСБУ 25/2018, отграничивает состав объектов, к правилам бухгалтерского учета которых его положения применяться не могут.

Устанавливается, что ФСБУ 25/2018 не применяется при предоставлении:

а) «участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых».

Чрезвычайно важными являются положения стандарта, позволяющие квалифицировать определенные хозяйственные операции сторон договора аренды как относящиеся к совершению (получению, возврату) арендных платежей. От реализации этих положений зависит отражение фактов исполнения сделок аренды в учете сторон как расходов, доходов и/или элементов стоимости объектов аренды.

В соответствии с пунктом 8 ФСБУ 25/2018 в вопросах исчисления оценок по справедливой стоимости при учете аренды мы имеем дело со случаем, когда федеральный стандарт бухгалтерского учета (российский нормативно-правовой акт) включает в себя прямую отсылку к положениям МСФО, предписания которых являются здесь приоритетными.

Согласно предписаниям пункта 8 ФСБУ 25/2018, «для целей настоящего Стандарта справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 16 „Аренда“ и другими Международными стандартами финансовой отчетности и Разъяснениями Международных стандартов финансовой отчетности, принимаемыми Фондом Международных стандартов финансовой отчетности, введенными в действие на территории Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» (МСФО (IFRS) 16 «Аренда» введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 11.07.2016 № 111н).

Важно обратить внимание на то, о каких случаях применения МФСО здесь идет речь. ФСБУ 25/2018 отсылает нас к МСФО исключительно в вопросах «определения справедливой стоимости», то есть исчисления ее величины, но не правил учета тех или иных фактов исполнения сделок аренды. Это очень важная оговорка, ведь помимо предписаний относительно того, как рассчитывать величину справедливой стоимости, МСФО (IFRS) 16 (например) содержит целый ряд положений относительно применения моделей оценки по справедливой стоимости, учета опциона на покупку базового актива, учета прибылей и убытков от колебаний справедливой оценки, учета выручки у арендодателя и т. п.

Напомним, что в действующей редакции МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» понятие «справедливая стоимость» определяется как цена, «которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки» (п. 9) (МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).

Пунктом 11 МСФО (IFRS) 13 устанавливается, что «оценка справедливой стоимости осуществляется в отношении какого-либо конкретного актива или обязательства. Поэтому при оценке справедливой стоимости организация должна учитывать характеристики такого актива или обязательства, если участники рынка учитывали бы данные характеристики при определении цены этого актива или обязательства на дату оценки».

Также отмечается, что «оценка справедливой стоимости предполагает, что обмен актива или обязательства происходит в ходе обычной сделки между участниками рынка с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях» (п. 15).

Специально (п. 16 МСФО (IFRS) 13) подчеркивается, что «оценка справедливой стоимости предполагает, что сделка с целью продажи актива или передачи обязательства осуществляется:

(a) на рынке, который является основным для данного актива или обязательства; или

(b) при отсутствии основного рынка, на рынке, наиболее выгодном в отношении данного актива или обязательства».

Специальное положение МСФО (IFRS) 13 подчеркивает, что «справедливая стоимость — оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. В отношении некоторых активов и обязательств могут быть доступны наблюдаемые рыночные сделки или рыночная информация. В отношении других активов и обязательств могут не быть доступными наблюдаемые рыночные сделки или рыночная информация. Однако цель оценки справедливой стоимости в обоих случаях одна — определить цену, по которой была бы осуществлена обычная сделка между участниками рынка с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях (то есть цену выхода на дату оценки с позиции участника рынка, который удерживает указанный актив или является должником по указанному обязательству)» (п. 2).

«В тех случаях, когда цена на идентичный актив или обязательство не является наблюдаемой на рынке, организация оценивает справедливую стоимость, используя другой метод оценки, который обеспечивает максимальное использование релевантных наблюдаемых исходных данных и минимальное использование ненаблюдаемых исходных данных. Поскольку справедливая стоимость является оценкой, основанной на рыночных данных, она определяется с использованием таких допущений, которые участники рынка приняли бы во внимание при определении цены актива или обязательства, включая допущения о риске. Следовательно, намерение организации удержать актив или урегулировать или иным образом исполнить обязательство не имеет значения при оценке справедливой стоимости» (п. 3).

Что же касается положений об оценке справедливой стоимости, содержащихся в МСФО (IFRS) 16 «Аренда», то помимо предписаний относительно правил учета конкретных фактов реализации договора аренды, аналоги которых содержатся в ФСБУ 25/2018 и, следовательно, имеют для его применения приоритетное значение, данный МСФО содержит специальное определение справедливой стоимости. Здесь, согласно Приложению А МСФО (IFRS) 16, «в целях применения требований настоящего стандарта, касающихся учета у арендодателя», справедливая стоимость — это «сумма, на которую можно обменять актив или погасить обязательство в сделке между хорошо осведомленными независимыми сторонами, желающими совершить такую сделку».

ФСБУ 25/2018 вводится специальное (используемое при применении его норм и в целях бухгалтерского учета соответствующих хозяйственных фактов) понятие «срока аренды».

Как устанавливает пункт 9 ФСБУ 25/2018, «срок аренды для целей бухгалтерского учета рассчитывается исходя из сроков и условий, установленных договором аренды (включая периоды, не предусматривающие арендных платежей). При этом учитываются возможности сторон изменять указанные сроки и условия и намерения реализации таких возможностей. Срок аренды пересматривается в случае наступления событий, изменяющих допущения, которые использовались при первоначальном определении срока аренды (при предыдущем пересмотре срока аренды). Связанные с таким пересмотром корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений».

Положения о сроке аренды, как мы отмечали выше, являются определяющими при квалификации арендной сделки для целей бухгалтерского учета и признании, соответственно, права пользования активом и обязательства по аренде у арендатора и финансовой аренды у арендодателя.

ГК РФ содержит специальные нормы относительно срока договора аренды, которые заключены в положениях статьи 610 ГК РФ. Данная статья содержит три ключевых положения:

1. «Договор аренды заключается на срок, определенный договором».

2. «Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества — за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок».

3. «Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается».

Также ГК РФ специально оговаривается, что «договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному».

Наряду с этим пункт 9 ФСБУ 25/2018, замыкающий набор общих положений данного документа, определяет, что «течение срока аренды начинается с даты предоставления предмета аренды».

И вот здесь нам следует обратить внимание на необходимость отличать определяемое ФСБУ понятие «течение срока аренды» и общее понятие «срока договора аренды», определяемое гражданским законодательством. Если, как определяет ФСБУ 25/2018, течение срока аренды начинается с даты предоставления предмета аренды, то, согласно статье 425 ГК РФ «Действие договора», «договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения». Следовательно, в целях применения положений ФСБУ 25/2018 и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок бухгалтерского учета аренды в зависимости от течения сроков арендных сделок, следует исходить из определения специального понятия «течение срока аренды», а не общих норм ГК о сроках договоров.

В первую очередь именно сроком аренды в трактовке этого понятия ФСБУ 25/2018 определяется возможность отражения объекта аренды и соответствующих обязательств на балансе организации-арендатора, о правилах которого мы поговорим в нашей следующей статье, посвященной рассмотрению положений ФСБУ 25/2018.

Федеральные стандарты бухучёта: что изменится для бизнеса с 1 января 2022 года

Приложение N 3 к Приказу «Об утверждении учетной политики ООО «Уютный дом»
для целей бухгалтерского учета»

Регистры бухгалтерского учета

Общество применяет следующие регистры бухгалтерского учета в соответствии с самостоятельно разработанными формами:

  • Для формирования сводных данных – Оборотно-сальдовая ведомость.
  • Для формирования развернутых данных по счету учета — Оборотно-сальдовая ведомость по счету или Анализ счета.

Формы являются рекомендованными к применению и могут быть добавлены или изменены по распоряжению руководителя.

Генеральный директор /

Приложение N 3 к Приказу «Об утверждении учетной политики ООО «Уютный дом»
для целей налогового учета»

Методика распределения «входящего» НДС

Организация применяет следующий порядок определения доли расходов по необлагаемым НДС операциям.

  • Учетная политика по БУ
    • Приложение N 1. Рабочий план счетов
    • Приложение N 2. Первичные учетные документы
    • Приложение N 3. Регистры бухгалтерского учета
  • Учетная политика по НУ
    • Приложение N 3. Методика распределения «входящего» НДС

Положение о бухгалтерии – это внутренний документ, определяющий порядок организации и ведения бухучета в организации, обязанности сотрудников подразделения, его положение в компании относительно других подразделений, порядок и сроки формирования отчетности и прочее.

Наличие положения позволяет оптимизировать работу бухгалтерии, четко определить стоящие перед ней цели и задачи, а также определить порядок получения информации, необходимой для качественного ведения учета, от других подразделений. Документ разрабатывается главбухом и согласовывается с юрисконсультом (начальником юридического отдела) и руководителем отдела кадров.

Положение должно быть составлено в письменном виде, прошито и пронумеровано. Сотрудников бухгалтерии нужно ознакомить с документом под роспись – для этого можно приложить к документу специальный лист ознакомления или предусмотреть специальную форму в самом положении.

Срок действия положения о бухгалтерии законом не ограничен – можно самостоятельно определить периодичность, с которой будет пересматриваться документ.

Чтобы составить положение о бухгалтерии предприятия, воспользуйтесь приведенным примером – его можно скорректировать с учетом особенностей определенной организации.

Положение о бухгалтерии
ООО «Юридическая азбука»

1. Общие положения

1.1. Бухгалтерия (далее – «Подразделение») является самостоятельным структурным подразделением ООО «Юридическая азбука» (далее – «Предприятие»).

1.2. Подразделение создается и ликвидируется приказом руководителя Предприятия.

1.3. Подразделение возглавляет главный бухгалтер, назначаемый руководителем.

1.4. Работники Подразделения принимаются на работу и переводятся на другую должность руководителем по представлению главного бухгалтера.

1.5. Подразделение в своей деятельности руководствуется:

  • Уставом Предприятия;
  • настоящим Положением;
  • законодательством РФ и пр.

2. Задачи Подразделения

2.1. Организация бухгалтерского учета на Предприятии.

2.2. Предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности Предприятия и выявление экономических резервов для его будущего развития.

3. Функции Подразделения

3.1. Формирование учетной политики Предприятия в соответствии с требованиями законодательства РФ и особенностями функционирования Предприятия.

3.2. Разработка форм первичных учетных документов.

3.3. Разработка форм внутренней бухгалтерской отчетности.

3.4. Проведение инвентаризаций.

3.5. Контроль над выполнением хозяйственных операций.

3.6. Своевременное отражение операций, связанных с движением основных, оборотных и денежных средств, на счетах бухучета.

3.7. Соблюдение правил обработки первичных учетных документов и консолидации полученных из них сведений.

3.8. Соблюдение правил внутреннего документооборота.

3.9. Организация бухгалтерского учета с использованием средств автоматизации сбора и обработки данных, а также с применением современных технических средств и информационных технологий.

3.10. Формирование и представление актуальных сведений о доходах и расходах Предприятия, его имущественном положении и финансовых результатах деятельности.

3.11. Подготовка и внедрение мероприятий, направленных на стабилизацию финансового положения Предприятия.

3.12. Правильное и своевременное оформление отчетной документации.

3.13. Выполнение расчета заработной платы и своевременное ее перечисление на счета работников Предприятия.

3.14. Начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты, страховых взносов – во внебюджетные фонды.

3.15. Погашение имеющихся задолженностей в порядке и в сроки, предусмотренные заключенными Предприятием кредитными договорами.

3.16. Принятие мер по предотвращению недостач, хищений и других видов незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей предприятия.

3.17. Составление баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств.

4. Структура Подразделения

4.1. Структуру и численность работников Подразделения утверждает руководитель предприятия по представлению главного бухгалтера.

4.2. Распределение обязанностей между работниками Подразделения производит главный бухгалтер.

4. Полномочия Подразделения

5.1. Подразделение вправе:

5.2. Требовать от смежных подразделений предоставления документов и сведений, необходимых для правильного ведения бухгалтерского учета.

5.3. Проверять правильность работы смежных подразделений в отношении приемки, оприходования, хранения и списания материальных ценностей.

5.4. Вносить предложения о привлечении к ответственности (как материальной, так и дисциплинарной) лиц, ответственных за соблюдение правил работы с материальными ценностями.

5.5. Визировать документы в пределах компетенции Подразделения.

6. Взаимодействие с другими структурными подразделениями

В ходе работы Подразделение взаимодействует:

6.1. С руководителем Предприятия: по вопросам формирования отчетной документации и подписания приказов и иных внутренних документов, подлежащих согласованию с руководством.

6.2. С юрисконсультом: по вопросам разъяснения и применения изменений, вносимых в российское законодательство, подготовки документов для обращения в суд с целью взыскания просроченной дебиторской задолженности.

6.3. С отделом кадров: по вопросам подбора лиц, претендующих на включение в состав работников Подразделения, разработки систем мотивации и аттестации сотрудников.

7. Ответственность

7.1. Ответственность за ненадлежащее и несвоевременное исполнение Подразделением своих обязанностей лежит на главном бухгалтере.

7.2. Ответственность работников Подразделения устанавливается их должностными инструкциями.

На нашем сайте вы можете скачать образец положения в текстовом формате, чтобы использовать его при разработке собственного локального документа – например, при создании положения о бухгалтерии бюджетного учреждения.

С 1 января для коммерческих организаций сделали обязательными 4 федеральных стандарта бухучета (ФСБУ):

  • 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
  • 6/2020 «Основные средства»;
  • 26/2020 «Капитальные вложения»;
  • 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

Чтобы они начали действовать в конкретной организации, следует внести некоторые изменения в учетную политику. Но прежде убедитесь, что они необходимы вашей компании.

ФСБУ 25/2018 утвержден приказом Минфина от 16.10.2018 № 208н и до сих пор был добровольным. Но с 2022 года он необходим всем тем коммерческим организациям, которые предоставляют или получают объект имущества во временное пользование за оговоренную плату.

Чтобы перейти на новый стандарт, в учетной политике отмечают следующие моменты:

  • счета, где отражаются права пользования активами;
  • перечень договоров и случаи, когда используют упрощенный способ аренды;
  • процедуру признания доходов от арендных платежей;
  • неприменение правил к договорам, чей срок истекает в 2022 г.;
  • иные моменты.

ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (ОС) утвержден приказом Минфина от 17.09.2020 № 204н и заменил собой ПБУ 6/01. Главное, что меняет этот стандарт, — компании теперь вправе самостоятельно определять лимит стоимости ОС по критерию существенности. По сути, отменяется лимит в размере 40 тысяч руб., и организации вправе учитывать в составе ОС активы с более высокой стоимостью.

Такие изменения требуют и ряда поправок в учетную политику. Вот основные из них:

  • зафиксировать лимит стоимости ОС и критерии существенности;
  • определить правила оценки и переоценки ОС;
  • уточнить порядок учета малоценки (сейчас это следует относить к расходам, а не в составе запасов);
  • пересмотреть моменты по амортизации;
  • внести правила учета расходов на ремонт и обслуживание дорогостоящих ОС.

Обратите внимание: есть компании, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет, и они часть новых норм вправе игнорировать.

ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», утвержденный приказом Минфина России от 16.04.2021 № 62н, стал первым российским стандартом в этой сфере. Раньше документа, регулировавшего эту сферу, не было. Но особых изменений в работе бухгалтерам он не принесет, хотя его нормы тоже следует зафиксировать в учетной политике.

Из важного, на что рекомендуем обратить внимание:

  • введены новые термины (к примеру, «оправдательный документ») и дана расшифровка ранее используемых (например, «дата составления первичного учетного документа»);
  • бухгалтерские регистры отнесены к документам бухучета наравне с первичными документами;
  • вся бухгалтерская документация ведется на русском языке, а если предъявлен документ на иностранном языке, то его переводят построчно на русский и только потом принимают к учету;
  • валюта, указанная в документах, — российский рубль;
  • если надо исправить ошибки в документе, то допускается изготовить новый, но с указанием, что он сделан взамен ошибочного документа (п. 20 ФСБУ 27/2021);
  • хранить документацию следует в том виде, в котором она поступила: на бумаге или в электронном формате. Хранить оцифрованные версии бумажных документов нельзя.

Чтобы перейти на новый стандарт, в учетной политике фиксируют порядок исправления и хранения документов, описывают условия доступа к ним. Дополнительно к документу следует приложить график документооборота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.