Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный кодекс ЕАЭС 2022 аудио». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. В Евразийском экономическом союзе (далее — Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
2. Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее — международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор о Союзе).
3. Таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
4. В случае возникновения противоречий между настоящим Кодексом и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения настоящего Кодекса.
5. Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств — членов Союза (далее — государства-члены) о таможенном регулировании.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
1. Для целей настоящего Кодекса используются понятия, которые означают следующее:
1) «авария» — вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, а также изменений вследствие действия непреодолимой силы;
2) «административные правонарушения» — административные правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств-членов таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство);
3) «ввоз товаров на таможенную территорию Союза» — совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами;
4) «водные суда» — морские суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством государств-членов суда внутреннего водного транспорта (плавания);
5) «вывоз товаров с таможенной территории Союза» — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза;
6) «выпуск товаров» — действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;
7) «декларант» — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
8) «денежные инструменты» — дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, которые удостоверяют обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств и в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата;
9) «заинтересованное лицо» — лицо, интересы которого в отношении товаров затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц;
10) «запреты и ограничения» — применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов;
11) «иностранное лицо» — лицо, не являющееся лицом государства-члена;
12) «иностранные товары» — товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом;
Информирование о международных договорах и актах в сфере таможенного регулирования осуществляется Комиссией и таможенными органами путем размещения их соответственно на официальном сайте Союза и официальных сайтах таможенных органов в сети Интернет, а также путем доведения информации о них до общего сведения посредством телевидения и радио, использования информационных технологий, а также иными общедоступными способами распространения информации.
1. При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения — также законодательством государств-членов.
2. В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения — также законодательством государств-членов.
Если день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза не установлен, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения — также законодательством государств-членов.
3. Если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
1. Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
2. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, — в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
3. Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
4. Особенности ввоза на таможенную территорию Союза и (или) вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами товаров, включенных в предусмотренный Договором о Союзе единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, в качестве товаров для личного пользования определяются Комиссией.
5. В случае если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается при перемещении товаров через таможенную границу Союза, а также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта.
6. Обязанность по соблюдению запретов и ограничений не возлагается на декларантов при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита международных почтовых отправлений в случае, если они перевозятся:
1) от места прибытия до места совершения таможенных операций с товарами, пересылаемыми в международных почтовых отправлениях;
2) от места прибытия до места убытия.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
Таможенный кодекс таможенного союза
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244
«О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239
«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»
- Раздел 1. Основные положения
-
- Глава 1. Общие положения
-
- Статья 1. Таможенное регулирование в таможенном союзе
- Статья 2. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница
- Статья 3. Таможенное законодательство таможенного союза
- Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Кодексе
- Статья 5. Порядок исчисления сроков, устанавливаемых таможенным законодательством таможенного союза
- Статья 6. Таможенные органы и их основные задачи
- Статья 7. Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Статья 8. Отношение к информации, полученной таможенными органами
- Статья 9. Обжалование действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- Глава 2. Информирование и консультирование
-
- Статья 10. Информирование о таможенном законодательстве таможенного союза
- Статья 11. Консультирование таможенными органами
Новый Таможенный кодекс стал существенно объёмнее – почти в три раза. Также новый кодекс включает в себя 61 главу вместо 50 в старом кодексе. Это произошло потому, что большая часть имеющихся на дату вступления в силу ТК ЕАЭС международных договоров между странами – участницами ЕАЭС нашли своё место в новом кодексе. В отличие от старого новый кодекс не имеет деления на общую и специальную части. Также в новом кодексе 9 разделов (вместо 8 в старом кодексе). Последний раздел посвящён переходным положениям, которые указывают, как действовать, если на момент вступления в силу ТК ЕАЭС ещё не начнут действовать дополнительные решения Евразийской экономической комиссии.
Первый пакет поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС
Согласно положениям старого кодекса[5], лица, определяемые ТК ТС, обязаны были представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.
Теперь если сведения о таких документах необходимы таможенным органам для совершения таможенных операций, то они могут быть получены ими из информационных систем таможенных органов, а также из других информационных систем государств ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия. Для этого лица, определённые ТК ЕАЭС, указывают сведения об этих документах в таможенной декларации[6].
То есть документы для таможенных операций при их регистрации будут подаваться один раз и отображаться в информационной системе таможенного органа каждого из государств ЕАЭС. Когда эти документы необходимо будет предъявить таможенным органам другого государства ЕАЭС, достаточно будет указать сведения о них в таможенной декларации.
Если согласно старому кодексу таможенное декларирование могло производиться как в письменной, так и (или) электронной формах[7], то в ТК ЕАЭС письменное декларирование товаров возможно лишь в отдельных случаях[8], а именно:
- при процедуре таможенного транзита;
- в отношении товаров для личного пользования;
- в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;
- в отношении транспортных средств международной перевозки;
- при использовании в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС;
- в иных случаях, определяемых Комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании в случаях, предусмотренных Комиссией.
В остальном же применяется только электронное декларирование[9].
В ТК ЕАЭС предусмотрена возможность применения письменной формы таможенного декларирования ещё и в случае отсутствия у таможенного органа возможности обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии[10]. Хотим отметить, что, согласно положениям старого кодекса, технический сбой в системе таможенных органов не являлся основанием для подачи декларации в письменной форме. В связи с этим декларант вынужден дожидаться устранения технических неполадок, так как подать ту же ДТ в письменной форме не допускалось ТК ТС.
ТК ЕАЭС существенно упрощает процедуру декларирования товаров, отменяя правило, установленное ТК ТС о том, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация[11]. Новым кодексом установлена норма, в соответствии с которой документы, подтверждающие сведения, заявленные в электронной таможенной декларации, не представляются таможенному органу при её подаче[12].
Но тем не менее документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, оговорённых в кодексе[13].
Ранее таможенные операции, согласно положению ТК ТС, совершались должностными лицами[14]. То есть поместить товар под таможенную процедуру и выпустить его на внутренний рынок или экспортировать либо отказать в регистрации мог только живой человек – должностное лицо. ТК ЕАЭС установлена возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации и выпуском товаров, автоматическими информационными системами таможенных органов[15].
Таможенный кодекс Таможенного союза 2021
Время регистрации декларации сократилось в два раза – с двух часов до одного. Время выпуска товаров – в шесть раз. Раньше время выпуска могло составлять больше суток. Новый Таможенный кодекс обязывает таможенную службу уложиться в четыре часа, если при проверке таможенной декларации система управления рисками не выявит наличие рисков.
До того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенный инспектор не уведомил о месте и времени таможенного досмотра, участник ВЭД может внести изменения в уже поданную декларацию.
Раньше внести изменения до проверки можно было только, если они не повлияют на решение о выпуске товаров или на пересмотр суммы таможенных платежей.
Естественно, речь идет о формальных ошибках декларантов – изменять в декларации информацию о товарах нельзя.Участники ВЭД избавились от необходимости представлять таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявлять документы нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска, и это будут только те документы, которые определит информационная система, а не сотрудник таможни.
Кодекс кардинально меняет подход к представлению предварительной информации таможенным органам. Теперь наряду с обязательной информацией, необходимой таможне для оценки рисков и принятия решений о форме контроля, участник ВЭД под своей электронной цифровой подписью сможет заведомо подать факультативный блок сведений исходя из своих дальнейших целей. Например, если вы хотите открыть процедуру транзита или поместить товар на склад временного хранения, вы можете представить таможне еще до прибытия товара на территорию ЕАЭС всю необходимую для этого информацию. На момент открытия процедур дублировать эту информацию не потребуется. Достаточно будет назвать номер ПИ, в которой заявлены необходимые сведения.
Кроме этого, ПИ избавит субъектов хозяйствования от излишнего общения со всеми контролирующими органами в пункте пропуска. Таможня сама позаботится о передаче полученных сведений другим контролирующим органам, задействованным на границе. Таким образом, на момент прибытия груза на границу контроль в большинстве случаев будет уже завершен и приняты решения либо о выпуске, либо о форме дополнительного контроля. Однако в этой части ТК ЕАЭС начнет работать не сразу, а только после принятия ряда решений комиссии, регулирующих этот вопрос, и попрошествии времени, необходимого для доработки информационных систем, используемых в странах для представления ПИ.
Новый Таможенный кодекс предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности возможность уплаты таможенных платежей с отсрочкой в один месяц со дня, следующего за днем выпуска товаров, но при условии уплаты начисленных процентов. В ряде случаев можно пользоваться отсрочкой и до шести месяцев — если какой-то форс-мажор, поставка в соответствии с международными договоренностями или поддержка сельскохозяйственной деятельности.
Новеллы вступившего в силу Таможенного кодекса ЕАЭС
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
- применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
- неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
- системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
- недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
- санкции против России от США и Европейского союза;
- конфликт России с Украиной;
- кризисы на Ближнем Востоке.
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
- упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
- улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
- увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
- позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
- Беларусь – 23,7%;
- Россия – 22,4%;
- Казахстан – 21,7;
- Армения – 32%;
- Кыргызстан – 24,7%.
- Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
- Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
- Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
- Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
- В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
Законопроект «О таможенном регулировании», о котором говорил Точин, подробнее осветил замначальника отдела нормативного обеспечения ВЭД Департамента развития и регулирования ВЭД Минэкономразвития России Дмитрий Козлов. Этот проект реализует нормы Таможенного кодекса, отсылающие к национальному регулированию. Про словам Козлова, при подготовке проекта были поставлены цели снизить влияние «человеческого фактора» и удешевить таможенное оформление, а также создать условия для максимально быстрого поступления товаров в оборот. Чиновник перечислил главные идеи, которые по предложению Минэка были внесены в закопроект. Среди них есть такие:
- Допускаются предварительные решения по таможенной стоимости (сейчас отсутствуют);
- Предусмотрен институт «экспортного» таможенного представителя со сниженным размером реестрового обеспечения (5 млн руб.);
- Таможенные платежи вправе перечислить любое лицо (сейчас только плательщик), а их уплату могут отсрочить на месяц (в настоящее время такой возможности нет);
- Реже станет требоваться обеспечение;
- Впервые ограничены сроками такие процедуры, как таможенная экспертиза (40 дней), камеральная проверка (90 дней), рассмотрение обращения о корректировке декларации (30 дней);
- Появится фигура «экспортного» таможенного представителя со сниженным размером реестрового обеспечения (5 млн руб.).
Первый пакет поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС подготовят в 2022 году
Новый Таможенный кодекс ЕАЭС создаст единые правила для всех стран «пятерки». Разработчики документа постарались максимально унифицировать таможенные операции. Предполагается, что все пункты таможенного администрирования на территории ЕАЭС будут одинаковыми, также предусмотрен единый регламент работы. Как рассказал Кадыркулов, в действующем Таможенном кодексе есть 211 отсылочных норм на национальное законодательство, связанных с таможенным регулированием. В новом документе их кардинально пересмотрели. Часть из них урегулировали непосредственно в тексте нового Таможенного кодекса, а часть — подняли на наднациональный уровень, передав их в компетенцию Евразийской экономической комиссии. В свою очередь отсылочные нормы на налоговое, валютное, административное, гражданское и другие отрасли законодательства были сохранены в документе почти в первоначальном виде. Также в новый Таможенный кодекс имплементированы 16 соглашений, действующих на территории ЕАЭС, и 6 проектов соглашений. С вступлением в силу единого кодекса нормы по товарам, перемещаемым физическими лицами, окажутся в зоне ответственности ЕЭК. По словам Кадыркулова, комиссия будет определять единые для стран верхние стоимостные и весовые пороги. При этом стороны получат право устанавливать более низкие нормы беспошлинного ввоза на национальном уровне в отношении товаров, перемещаемых посредством международных почтовых отправлений, а также экспресс-перевозчиками.Еще одно важное преимущество нового Таможенного кодекса ЕАЭС — переход на современные информационные технологии, благодаря чему пропадет необходимость в бумажных декларациях, а соответственно не потребуется и пакет сопроводительных документов к ним. «Останутся исключительные случаи, когда будет необходимо подавать таможенную декларацию в письменном виде. Также минимизирован физический контакт участников внешнеэкономической деятельности с должностными лицами», — пояснил Кадыркулов. Документы, которые используются для декларирования товаров, теперь потребуются только в случае, если сработает система управления рисками. Эта система в настоящее время работает во всех таможенных органах ЕАЭС, специалисты параллельно ведут работы по ее модернизации. Технологическая база таможенных органов стран ЕАЭС уже готова к переходу в новый режим работы. «На мой взгляд, это очень емкий и выверенный документ, который учитывает интересы всех сторон», — заключил Мукай Кадыркулов.
Таможенный кодекс ЕАЭС должен вступить в силу с 1 июля 2017 года. Через год после того, как документ заработает, порог беспошлинной трансграничной интернет-торговли на территории стран ЕАЭС начнет постепенно снижаться. Так, в настоящее время россияне могут покупать в зарубежных интернет-магазинах товары на сумму до 1000 евро и весом до 31 кг в месяц без уплаты пошлин. В 2018 году эта сумма упадет до 500 евро в месяц, сверх этой суммы нужно будет уплатить 30%, но не менее 4 евро за 1 кг, а в 2019-м — уже до 200 евро для каждой покупки, пошлина сверх этой нормы составит 15% от суммы, превышающей порог, но не менее 2 евро за 1 кг.Напомним, в настоящее время членами ЕАЭС являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Интеграционное экономическое объединение работает с 1 января 2015 года.
Таможенный кодекс ЕАЭС — это внушительный документ объемом в 1194 страницы. ТК ЕАЭС состоит из 9 разделов:
- 1. Общие положения;
- 2. Таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины;
- 3. Таможенные операции и лица, их совершающие;
- 4. Таможенные процедуры;
- 5. Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза отдельных категорий товаров;
- 6. Проведение таможенного контроля;
- 7. Таможенные органы;
- 8. Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор;
- 9. Переходные положения.
Разделы состоят из глав, которые в свою очередь содержат статьи в количестве 465.
Главное, на что следует обратить внимание касаемо общих положений Кодекса:
- Таможенные документы следует заполнять на русском языке или на государственном языке государства-члена, таможенному органу которого представляются таможенные документы.
- Сведения, предоставляемые в кодированном виде, следует подавать с использованием классификаторов, утвержденных Комиссией ЕАЭС.
- Информация о пунктах пропуска через госграницы Союза формируется и размещается на официальном сайте Союза.
- До прибытия товаров на таможенную территорию Союза с целью ускорения проведения таможенного контроля, следует представить предварительную информацию о товарах, таможенное декларирование которых осуществляется с особенностями. Данная информация может подаваться в электронном виде на русском языке или на языке союзного государства, она регистрируется таможенным органом под определенным номером. Такая информация хранится в течение 30 календарных дней со дня ее регистрации.
- Разрешение или отказ на отбор проб или образцов товаров выдается не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем обращения.
- Таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товара, разъясняют и принимают решения об отдельных видах товаров, кроме того, они обязаны публиковать такие решения.
- Если применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, то его следует подтверждать декларацией или сертификатом о происхождении товара.
Согласно ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:
- Ввозная таможенная пошлина;
- Вывозная таможенная пошлина;
- НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
- Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
- Таможенные сборы, виды и ставки которых устанавливаются законодательством государств-членов Союза.
Для расчета таможенных пошлин и налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно ТК ЕАЭС декларантами товаров может выступать лицо государства-члена Союза, а также иностранное лицо. В Кодексе четко прописаны права и обязанности декларанта, документы и сведения необходимые перевозчику (в зависимости от вида используемого транспорта) для представления таможенным органам.
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, однако, декларирование допускается и в письменной форме в следующих случаях:
- Если товары помещают под таможенную процедуру таможенного транзита;
- Если это товары для личного пользования;
- Если это товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
- Если это транспортные средства международной перевозки;
- Если в качестве таможенной декларации используются транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, в том числе предусмотренные международными договорами государств-членов Союза с третьей стороной.
Виды таможенной декларации:
- Декларация на товары (применяется при помещении товаров под таможенные процедуры);
- Транзитная декларация (применяется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита);
- Пассажирская таможенная декларация (применяется для товаров личного пользования);
- Декларация на транспортное средство (применяется для транспортных средств международной перевозки, а также для таможенного декларирования припасов).
Сведения, необходимые для внесения в декларацию на товары:
- О заявляемой таможенной процедуре;
- О декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
- О транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми будут перевозиться по таможенной территории Союза;
- О товаре (наименование, описание, классификация, происхождение, страна отправления и страна назначения, производитель, товарный знак, описание упаковки, цена, количество, таможенная стоимость товара, статистическая стоимость);
- О расчете таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- Об условиях сделки с товарами;
- О соблюдении запретов и ограничений;
- О соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;
- О документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары;
- О документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов Союза;
- О лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления.
Согласно ТК ЕАЭС выпуск товаров таможенным органом должен быть завершен в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.
Таможенный кодекс ЕАЭС. Первый пакет поправок подготовят в 2022 году
- 15 марта Газомоторное топливо V международная конференция
- 15 марта SCM Конференция по закупкам Конференция
- 15 марта Smart Ports Russia 2022: Модернизация и цифровая трансформация портов и терминалов Вторая конференция по модернизации портов и терминалов
все мероприятия
Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.
Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.
Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.
Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:
Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.
Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.
В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.
В это время шёл поиск оптимальных путей сотрудничества и подписывались промежуточные договоры и соглашения, описывающие ещё не сами формы интеграции, а лишь взаимные обязательства по разработке и внедрению этих форм.
1994
Нурсултан Назарбаев впервые выступил в Москве с предложением о создании Евразийского Союза.
1995
6 января Россия и Белоруссия заключают Соглашение о создании Таможенного союза и формировании общего рынка. 20 января к этому соглашению присоединяется Казахстан. Это можно считать отправной точкой в создании современного ЕАЭС.
1996
29 марта Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписывают Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. По сути, этим договором страны публично и официально подтвердили свои намерения к интеграции, но пока без особой конкретики в формулировках, механизмах и форматах.
1999
26 февраля Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают Договор о Таможенном союзе (ТС). Этим договором они, собственно, учреждают Таможенный союз. Однако, в таком составе союз просуществует лишь полтора года.
Это период становления существующего сегодня единого экономического интеграционного объединения — Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В это время происходит отказ от переходных форм и развитие наднациональных институтов.
ЕАЭС уже позиционируется, как «ядро континентальной интеграции», объединяющее Азию и Европу. Его концепция разрабатывается с учётом логики глобального китайского проекта «Один пояс и один путь», направленного на создание быстрых и эффективных торговых маршрутов между Европой и Азией. Однако, важно подчеркнуть, что не «в соответствии», а именно «с учётом».
В это же время за океаном начинают говорить о том, что Россия, Казахстан и Белоруссия строят новый СССР. На что руководители стран-участниц неоднократно заявляли, что ЕАЭС — союз не политический, а исключительно экономический. Президент Казахстана вообще предложил радикальный способ пресечь эти разговоры на корню, цитата: «[Бывая за рубежом, часто слышу,] что мы создаём СССР, или что-то под Россией. Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится».
2012
2 февраля начала функционировать Евразийская экономическая комиссия. Комиссия Таможенного союза была упразднена, её функции перешли к ЕЭК.
19 октября к Таможенному союзу (в котором на данный момент были Россия, Казахстан, Белоруссия) присоединилась Киргизия.
18 ноября были подписаны Декларация о Евразийской экономической интеграции (по сути, дорожная карта создания ЕАЭС) и Договор о Евразийской экономической комиссии (официальное признание главами государств ЕЭК в качестве наднационального органа).
2014
29 мая года в Астане (ныне Нур-Султан) подписан Договор о создании Евразийского экономического союза. Россия, Белоруссия и Казахстан ратифицировали этот договор 5, 9 и 14 октября соответственно.
10 октября подписан подписан Договор о присоединении Армении к ЕАЭС, ратифицирован Арменией 4 декабря.
23 декабря подписан Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС.
2015
1 января Договор о создании ЕАЭС вступил в силу. Это официальный «день рождения» ЕАЭС.
2 января Армения стала официальным членом ЕАЭС.
21 мая Киргизия ратифицировала Договор о присоединении к ЕАЭС и стала его официальным членом в августе.
2016
2 мая было заключено Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом.
2017
14 апреля Молдавия стала первой (и до сих пор остаётся единственной) страной-наблюдателем в ЕАЭС.
2018
1 января вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, отменив тем самым предыдущий Таможенный кодекс Таможенного союза. Теперь все страны, вступающие в ЕАЭС, автоматически вступают и в Таможенный союз ЕАЭС.
Не путайтесь в «союзах»!
Использование фразы «Таможенный союз» в качестве имени собственного было изначально не самой лучшей идеей, потому что таможенный союз [нескольких государств] — это нарицательное словосочетание. В мире сегодня существует более 10 таможенных союзов.
Поэтому, с морфологической точки зрения правильно будет сказать, что существует два Союза:
во-первых, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), являющийся уникальной формой объединения нескольких государств,
во-вторых, Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), являющийся одним из множества таможенных союзов в мире. И страна, вступающая в ЕАЭС, автоматически становится также членом ТС ЕАЭС.
Первый пакет поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС будет подготовлен в 2022 г
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
- упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
- улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
- увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
- позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
- Беларусь – 23,7%;
- Россия – 22,4%;
- Казахстан – 21,7;
- Армения – 32%;
- Кыргызстан – 24,7%.
- Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
- Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
- Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
- Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
- В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
- Перспективы совершенствования российской системы таможенного регулирования на современном этапе развития евразийской экономической интеграции 2018 / Иванова О.Б., Хапилин А.Ф., Хапилин С.А.
- Особенности таможенного контроля при применении таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перемещаемых по таможенной территории Евразийского экономического союза 2018 / Седос А.В.
- Правовое регулирование таможенных отношений в ЕАЭС 2015 / Горохов Виталий Николаевич
- Процесс формирования и развития Евразийского экономического союза: реалии и перспективы 2014 / Куликова И.В.
- Таможенное регулирование и надзорные мероприятия, реализуемые таможенными органами РФ 2018 / Павлов Анатолий Петрович, Чермянинов Дмитрий Викторович
УДК 347.73:339.923:339.543
Ю. М. Литвинова
Таможенный контроль в рамках Евразийского экономического союза: некоторые новеллы законодательства в связи с принятием ТК ЕАЭС
В статье рассмотрены основные изменения в таможенном законодательстве в связи с принятием ТК ЕАЭС. Особое внимание уделено осуществлению таможенного контроля, особенностям его применения. Кроме того, отмечаются некоторые изменения, коснувшиеся правового статуса уполномоченного экономического оператора, таможенного декларирования товаров.
The article considers the main changes in the customs legislation in connection with the adoption of Customs Code Of The Eurasian Economic Union. Particular attention is paid to the implementation of customs control, the specifics of its application. In addition, there are some changes that have affected the legal status of the authorized economic operator, the customs declaration of goods.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, таможенный контроль, формы таможенного контроля, уполномоченный экономический оператор, таможенное декларирование.
Key words: Eurasian Economic Union, customs control, forms of customs control, authorized economic operator, customs declaration.
11 апреля 2017 г. завершился этап подписания Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Одновременно с этим сформирован перечень решений Евразийской экономической комиссии, которые должны вступить в силу одновременно с новым Таможенным кодексом ЕАЭС и во исполнение его положений.
Следует отметить общую направленность ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, что в целом должно обеспечивать содействие внешней торговле. Заложенный в новом Таможенном кодексе комплекс мер призван создать более тонкие механизмы применения системы управления рисками и вообще таможенного
© Литвинова Ю. М., 2017
контроля. Таможенный контроль становится более гибким, не таким массовым, сокращается время его проведения. Отмечается, что кодекс не даст прямых и резких импульсов, но будет помогать диалогу и поиску платформы для сближения позиций участников ВЭД и таможенных органов [1].
Ряд положений и нововведений коснулись таможенного контроля вообще и в частности контроля таможенной стоимости. Так, в новом ТК ЕАЭС вводится понятие взаимосвязанных лиц (ст. 37 ТК ЕАЭС). Данное определение закреплено в гл. 5 «Таможенная стоимость товаров» путем кодификации Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза [3]. Введение указанного термина видится важным, поскольку применяется при определении таможенной стоимости товаров.
В ТК ТС под таможенным контролем понималась совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза (пп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
В соответствии с ТК ЕАЭС таможенный контроль представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пп. 41 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Основная цель таможенного контроля заключается в определении с помощью различного рода проверок соответствия проводимых участниками та-моженно-правовых отношений операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства, а также выявление, пресечение и предупреждение совершения нарушений в данной области правового регулирования.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств -членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
Некоторые изменения коснулись порядка проведения таможенных проверок. Под таможенной проверкой теперь понимается форма таможенного
контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (п.1 ст.331 ТК ЕАЭС).
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: текст на 2021 год
Перспективы развития ЕАЭС, в первую очередь, определяются географическим расположением на сухопутных маршрутах доставки грузов из Китая и других азиатских стран в Европу. Глобальный китайский проект «Один пояс и один путь» обещает выгодные контракты на транзитных автомобильных перевозках, а в перспективе — железнодорожных.
Всего около 50 стран в Азии, Европе, Африке и Латинской америке сегодня проявляют интерес к участию в ЕАЭС и желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом в разных сферах внешнеэкономической деятельности.
-
Ваше мнение важно для нас! Новый функционал сервиса — отзывы ⚡
-
Список возможных ответов при проверке на меры нетарифного регулирования
-
Прослеживаемость товаров 2021: новые правила и документация
-
Лучшие предложения по доставке и консолидации в Китае!
Формирование ТС – это длительный и сложный процесс, началом которого стал 1997 год, когда главы 4-х государств (Россия, Казахстан, Беларусь и Кыргызстан) подписали соответствующее соглашение. Согласно документу, страны объединились для образования единого экономического союза, который официально начал работать только с 01.01.2010 г.
Документ об образовании Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 года. Заключение союза послужило основанием для образования общего таможенного пространства, куда входят территории стран-участниц, для формирования внешних рубежей с другими государствами. С учетом этого государства, которые входят в Союз, используют единый таможенный подход к продукции, которая ввозится и вывозится через его границы. Таким образом, обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, финансов и рабочей силы.
- Россия (с 01.07.2010 г);
- Казахстан (с 01.07.2010 г);
- Беларусь (с 06.07.2010 г);
- Киргизия (с 08.05.2015 г);
- Армения (с 10. 11.2014 г).
Кандидаты на вступление в Союз – Сирия и Тунис, от Турции было получено предложение о входе состав ассоциации, но пока названные страны не приняли никаких конкретных шагов. Можно отметить, что работа Таможенного союза стала хорошим подспорьем для усиления торговых взаимодействий между республиками, которые когда-то входили в состав СССР.
Похожие записи:
-