Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опека над несовершеннолетними детьми: права и обязанности опекунов, пособия и льготы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Прежде чем получать справки, нужно обучиться в школе приемных родителей. В Петербурге их пять, обучение занимает 1-2месяца (зависит от программы). Выбирайте школу, которая имеет образовательную лицензию, дающую право на выдачу сертификатов.
Согласно закону, пакет документов на опеку над ребенком состоит из:
- справки об отсутствии судимости;
- медицинской справки;
- документа, подтверждающего наличие жилья у будущего опекуна;
- справки о доходах по форме 3-НДФЛ;
- пенсионного удостоверения (при наличии);
- сертификата о прохождении подготовки в ШПР;
- автобиографии;
- свидетельства о браке (если есть);
- заявления.
Справка о состоянии здоровья оформляется по форме № 164-у (образец можно скачать и распечатать). Потребуется пройти осмотр врачей:
- фтизиатра;
- инфекциониста;
- нарколога;
- психиатра;
- терапевта.
Также потребуется сдать анализы на гепатиты B, C, ВИЧ и реакцию Вассермана. К терапевту следует идти в последнюю очередь, потому что именно он делает итоговое заключение о состоянии здоровья кандидата, заполняя форму № 164-у.
Документы имеют разный срок действия. Справка об отсутствии судимости действительна в течение года, медицинская — всего 3 месяца, поэтому ее нужно оформлять в последнюю очередь.
Опека над ребенком: все этапы оформления
- Медицинскую справку для оформления опеки над ребенком должны предоставить все члены семьи. На самом деле ее оформляет только опекун.
- У опекуна должно быть свое жилье и постоянная прописка. На самом деле документом о наличии жилья может быть копия свидетельства собственности (если недвижимость ваша), выписка из домовой книги (если муниципальная), договор об аренде (если вы снимаете жилье). Необязательно иметь недвижимость в собственности и постоянную прописку, но желательна хотя бы временная регистрация.
- У опекуна должен быть доход не ниже прожиточного минимума. Для установления опеки не требуется подтверждать доход в размере не менее прожиточного минимума для каждого члена семьи — это основное отличие опекунства от усыновления. Если будущий опекун не работает, он может предоставить справку о доходах супруга.
- Опека может потребовать дополнительные документы. На самом деле перечень документов для оформления опеки над ребенком является закрытым, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 423 в редакции от 10 февраля 2014 года. Никакие документы, кроме тех, что обозначены в этом списке, органы опеки требовать не могут.
- Существует путаница с терминами: опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. От 14 до 18 лет устанавливается попечительство. Права и обязанности у опекуна и попечителя одинаковы. Ребенок, в отношении которого устанавливается попечительство, обязательно должен присутствовать на суде, и без его согласия попечительство не устанавливается (по ст. 132 Семейного кодекса РФ). Справедливости ради стоит отметить, что мнение ребенка, в отношении которого устанавливается опека, учитывается на суде с 10 лет. Это все, чем отличается опека от попечительства над ребенком.
Когда у вас есть заключение о том, что вы являетесь кандидатом в опекуны, можно обращаться в детский дом с просьбой передать ребенка. Важно понимать, что социальные учреждения, где содержатся дети, закрыты для посторонних, попасть туда можно только с направлением от органов опеки. Перед тем, как взять ребенка из детдома в другом регионе, обратитесь в органы опеки по месту прописки с просьбой направить запрос в опеку по месту жительства ребенка. Как только придет ответ, что ребенок находится в учреждении и вас ждут — можно ехать.
Если хотите взять конкретного ребенка, попросите направление на него. Если вы не определились с кандидатурой, пишите заявление в органы опеки на подбор ребенка . Выбрать можно самостоятельно, пользуясь региональным и федеральным банками данных о детях-сиротах. Но в органах опеки может быть более актуальная информация — лучше искать везде.
Прежде чем взять опеку над ребенком из детского дома, вы можете познакомиться с ним, изучить материалы его личного дела и медицинской карты. У кандидата в опекуны есть право обследовать ребенка в выбранном им медицинском учреждении, чтобы получить представление о его здоровье.
Материалы личного дела помогут вам понять перспективы пребывания с опекаемым: могут ли родители настоять на изъятии ребенка (если они находятся в тюрьме и срок истекает в ближайшее время — могут, а если они пропали без вести, то через полгода можно подать в суд иск о лишении родителей прав и усыновлении).
В некоторых детских домах руководство препятствует выдаче детей под опеку, настаивая на усыновлении. Они действуют в интересах ребенка, но не в рамках закона. Если вам мешают оформить опеку над ребенком из детдома без объективных причин, можно смело обращаться в суд.
Оформление опеки над ребенком из дома малютки, детской больницы и родильного дома ничем не отличается от обычного. В интересах ребенка можно настоять на предварительной опеке с упрощенным порядком оформления, а полный пакет документов собрать позже.
О некоторых вопросах по осуществлению опеки над детьми
Пакет документов кандидат в опекуны подает в органы опеки и попечительства. После изучения документов в течение 7 дней проводится проверка жилищных условий, в которых будет находиться подопечный. Важнейшее требование для ребенка — наличие отдельного спального места, а также места для занятий. Ребенку с инвалидностью необходимо предоставление отдельной комнаты.
На принятие решения об установлении опеки дается 15 дней.
Кандидат в опекуны получает заключение о разрешении или отказе в опекунстве. Если социальная служба отказала, ее заключение можно обжаловать в судебном порядке.
Постановление предоставляется:
- в школу;
- больницу, поликлинику;
- правоохранительным органам (при необходимости);
- во время поездок.
По сравнению с усыновлением оформить опекунство намного проще. Оно не приводит к утрате обязанности биологических родителей материально обеспечивать ребенка и заботиться о нем.
Размер пособий зависит от различных факторов. Условно субсидия предоставляется для обеспечения несовершеннолетнего, однако социальная служба не контролирует расходование средств.
Государственная поддержка опекунам зависит от категории (статуса) подопечного. Привилегии опекунов курируют органы социальной защиты.
Общий перечень льгот охватывает следующие сферы:
- налогообложение;
- трудоустройство;
- транспортные услуги;
- медицинское обслуживание;
- образование;
- социальная отрасль (субсидии).
Разновидность преимуществ регламентирована следующими нормативными актами:
- Семейный кодекс РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Постановления Правительства.
- Указы Президента.
- ФЗ «Об опеке и попечительстве».
- Приказы Минздравсоцразвития.
Федеральное законодательство предоставило регионам право на установление отдельных льгот.
Работодатель обязан предоставить опекуну следующие привилегии:
- отпуск:
- 2 и более месяцев;
- по болезни (уходу) за ребенком;
- декрет с сохранением места и зарплаты.
- сокращение рабочего дня;
- возможность отказаться от:
- сверхурочных часов работы;
- вечерних и ночных смен;
- служебных поездок, если возраст ребенка до 5 лет.
Какие льготы и выплаты положены опекунам?
Данная категория привилегий, в основном, касается опекунов детей до 18 лет и инвалидов:
Льгота | Категория | Возраст |
---|---|---|
Бесплатное выделение части лекарств по рецепту врача | Дети | до 3 лет |
Смеси за средства госбюджета | до 2 лет | |
Реабилитационные программы | Инвалиды |
В общеобразовательной отрасли опекуны наделены рядом льгот:
- скидка на посещение ДОУ в размере 50-100%;
- бесплатное двухразовое питание;
- бесплатные учебники;
- подготовительные занятия без внесения платы (школа, техникум, ВУЗ).
Опекаемые дети обладают первоочередным правом оформления в детсад. Для этого необходимо представить документы об установлении опеки.
Оформление выплат | Особенности | Пакет документов | Срок рассмотрения |
---|---|---|---|
Отделение соцзащиты | Посещение по месту (региону) проживания |
|
10 дней |
МФЦ | |||
Официальный сайт
Госуслуг |
|
Правом обращения в соответствующий орган обладает опекун или официальный представитель по нотариальной доверенности.
Положены ли льготы опекуну при выходе на пенсию?
Пенсионная льгота (досрочное назначение) распространяется на опекунов инвалидов с детства, если воспитание осуществлялось до достижения ими восьмилетнего возраста:
- мужчины — 55 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет;
- женщины — 50 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
Предусмотрены ли льготы для оплаты коммунальных услуг?
Льгота в данной сфере предполагает получение скидки при оплате услуг ЖКХ до 50 %.
Может ли опекун получить льготы от работодателя?
Привилегии в случае трудоустройства регламентированы законодательством:
- отпуск:
- по требованию лица на срок до 2 месяцев. Период может быть продлен в зависимости от количества подопечных;
- по болезни (уходу) за ребенком;
- декрет с сохранением места и зарплаты.
- сокращение рабочего дня;
- отказ от сверхурочной, вечерней и ночной работы, командировок, если опекун взял на воспитание ребенка до 5 лет.
Получают ли опекуны детей льготы на проезд?
Точный перечень и размер льгот определяется локальными нормативными актами. В зависимости от региона список отличается. Наиболее распространенными среди них является бесплатный проезд в общественном транспорте, компенсация расходов за проезд к месту отдыха и обратно в случае опекунства над детьми-сиротами.
Какие положены льготы при опеке ребенка-инвалида?
Опекунство в данном случае предоставляет:
- Выплаты и пособия:
- социальная пенсия подопечному;
- единоразовая и ежемесячная компенсация.
- Набор бесплатных социальных услуг:
- обеспечение лекарственными препаратами;
- курортное лечение;
- проезд общественным транспортом;
- получение образования.
- Льготы в трудовой отрасли и налогообложении (вычеты).
Временная опека устанавливается для несовершеннолетних граждан заявлению их родителей регулируется законом для случаев, кода родителям (или единственному родителю) приходится на какой-то период в жизни разлучаться с ребенком. Обстоятельства могут быть различными, однако обязательным условием является то, что они должны быть уважительными (ст.13 ФЗ N 48).
2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.
Рекомендуем прочесть: Персональная пенсия в россии
5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
В жизни часто в семьях родители уезжают на работу, например, вахтовым методом на Север, или иные разъезды. Дети часто остаются с бабушками и дедушками, самые близкими людьми, которым можно доверить свое чадо. В нашем обществе это принято считать за норму. Однако, не стоит забывать, что именно родители являются законными представителями ребенка, и именно они несут ответственность за его жизнь и здоровье.
К сожалению, случаются иногда неприятные ситуации, когда требуется срочное медицинское вмешательство, на которое должен давать согласие законный представитель — это родитель, который отсутствует и не может оперативно приехать. От таких срочных решений часто зависят жизни маленьких детей.
Поэтому простая формальность — назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан является правильным решением для родителей, которые на определенный период должны разлучиться со своим ребенком. Такие отношения должны быть оформлены юридически на основании Закона об опеке (ст.13).
Для установления добровольной опеки и попечительства опекун должен быть назначен с подачи самих родителей (единственного родителя). Часто это один из ближайших родственников семьи.
Требования к опекуну, которого назначают добровольно по заявлению родителей, являются такими же, как и к опекуну по общим основаниям. Опекун (попечитель) должен быть лицом:
- старше 18 лет;
- дееспособным;
- без судимости и преследования со стороны правоохранительных органов;
- с хорошим здоровьем (подтверждается медицинской справкой);
- без вредных привычек и пагубных зависимостей;
- без лишения или ограничения родительских прав;
- с постоянным достаточным доходом;
- с собственностью и достойным жильем, в котором возможно будет проживать несовершеннолетний подопечный.
Если опекун не будет подходить хотя бы по одному пункту большая вероятность того, что в опекунстве ему откажут. При установлении опекунства обязательно требуется согласие и желание самого кандидата.
Опекуны или попечители, которые назначены по добровольному пожеланию родителей имеют все те же права и обязанности, что и у остальных опекунов кроме имущественных распоряжений. Это означает, что опекун не имеет права самому совершать сделки с имуществом опекаемого, а попечитель не должен разрешать отчуждать имущество или проделывать иные операции. Поскольку имущество принадлежит родителям подопечных, которые живы и здоровы. Попечители будут являться законными представителями ребенка на определенное время.
Как взять ребенка под опеку или на попечительство
По вопросам установления добровольной опеки обращаться стоит в органы опеки и попечительства по месту жительства будущего опекуна (попечителя) или ребенка. Если такой орган отсутствует на данной местности, его заменяют муниципальные органы, обладающими такими правами.
Органы опеки не только оформляют всю процедуру, но и в последующем являются контролирующими органами.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства
1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
2) защита прав и законных интересов подопечных;
3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Статья 6. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства
1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями
1. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.
2. В целях получения сведений о личности предполагаемых опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.
3. Документы или копии документов и иная необходимая для установления опеки или попечительства информация предоставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.
4. Сведения о личности предполагаемых опекуна или попечителя, полученные органом опеки и попечительства, относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к персональным данным граждан (физических лиц).
5. Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.
6. У каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один опекун или попечитель, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина. Передача несовершеннолетних братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам этих детей.
7. Орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
8. При назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.
9. При назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
10. Орган опеки и попечительства при необходимости исходя из интересов подопечных может назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных. В акте о назначении лица опекуном или попечителем второго и следующих подопечных орган опеки и попечительства обязан указать причины, по которым опекуном или попечителем не может быть назначено другое лицо. В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна или попечителя при осуществлении ими законного представительства орган опеки и попечительства обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий.
Статья 11. Назначение опекунов и попечителей
1. Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.
2. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.
3. В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган ��пеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.
Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей
1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
2. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
3. Подопечные вправе обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей.
4. Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения подопечного или прокурору. При получении указанных сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного и в письменной форме уведомить об этом заявителя.
Статья 25. Отчет опекуна или попечителя
1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.
3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.
5. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей
1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.
2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.
3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.
4. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.
Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства
Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства
1. Опека или попечительство прекращается:
1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
3. Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.
4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:
1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.
6. В случаях, предусмотренных частями 3 — 5 настоящей статьи, права и обязанности опекуна или попечителя прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей.
7. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.
Статья 30. Последствия прекращения опеки и попечительства
1. Лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, не позднее трех дней с момента, когда ему стало известно о прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет в соответствии с правилами, установленными статьей 25 настоящего Федерального закона.
2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.
3. В связи с прекращением опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства, заключенный в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, прекращается.
Статья 31. Формы государственной поддержки опеки и попечительства
1. Подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки.
2. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
3. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению.
4. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.
2. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
3. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
24 апреля 2008 года
N 48-ФЗ
Чтобы пояснить, кто такой опекун, нужно дать понятие дееспособности. Это возможность самому заключать сделки, оформлять льготы или субсидии, обращаться в государственные органы с заявлениями, голосовать на выборах. Каждый человек в РФ наделяется полной дееспособностью автоматически в 18 лет.
Дети в возрасте от 0 до 13 лет также считаются недееспособными. Функцию их опекуна выполняют родители.
Но иногда родители не могут исполнять свои обязанности. Например, из-за тяжелого заболевания или преждевременной гибели. Или не хотят это делать, из-за алкоголизма или наркомании.
В такой ситуации содержать, обеспечивать и воспитывать ребенка будет государство. Государственная политика направлена на уменьшение числа детей, которые воспитываются в организациях (приютах, детских домах, центрах временного устройства), поэтому органы опеки стараются передать ребенка в семью.
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми
Пособие можно оформить в отделе социальной защиты населения по месту регистрации опекуна. Документы можно подать следующим образом:
- В отдел социальной защиты населения лично.
- Через МФЦ. Заявление можно подать через любое отделение МФЦ в городе.
- Через портал Госуслуги. Для этого необходимо иметь личный кабинет на портале. Заявление формируется в электронном виде, а документы прикрепляются в сканированном виде.
К заявлению на выдачу единовременного пособия необходимо приложить копии:
- Гражданского паспорта опекуна;
- Свидетельства о рождении ребенка;
- Гражданского паспорта ребенка в возрасте от 14 до 17 лет;
- Приказа о назначении опеки;
- Реквизиты личного банковского счета.
Следующие документы предоставляются в оригиналах:
- Выписка из домовой книги;
- Документы, которые подтверждают статус ребенка, оставшегося без родительского попечения (свидетельство о смерти родителей, решение суда о признании умершим, лишении или ограничении родительских прав).
Для назначения вознаграждения для приемного родителя необходимо лично или через МФЦ подать в отдел опеки по месту постоянной или временной регистрации опекуна заявление и реквизиты банковского счета.
Образец заявления устанавливается административным регламентом региона проживания. Единого бланка для всей территории РФ не предусмотрено. Выплата назначается со дня заключения договора о приемной семье.
Закон устанавливает для опекунов и подопечных дополнительные льготы. Среди них:
- Налоговые;
- Трудовые;
- Медицинские;
- Образовательные;
- В сфере ЖКХ;
- Для опекунов ребенка-инвалида;
- Социальные (пенсия по потери кормильца, обеспечение жильем).
Рассмотрим подробнее.
Налоговые льготы предусматриваются для опекунов несовершеннолетних детей. Опекун несовершеннолетнего имеет право:
1 При наличии 3 и более детей (кровных и подопечных), опекун может получить налоговый вычет при уплате налога на имущество. В соответствии со ст. 403 НК РФ размер вычета рассчитывается следующим образом: кадастровая стоимость объекта/ общая площадь квартиры (доли в квартире) * 5.
Закон устанавливает для детей-сирот ряд образовательных льгот. Они действуют до достижения гражданином 23 лет. После чего он может пользоваться правом на образование на общих основаниях.
Основные льготы:
1 При поступлении в ВУЗ, абитуриент может пройти предварительные курсы бесплатно. Как правило, такие курсы проводятся перед вступительными экзаменами. Для получения льготы необходимо предоставить справку из отдела опеки о подтверждении статуса сироты.
2 При поступлении в СУЗ (колледж или лицей) дети-сироты зачисляются на полное государственное обеспечение. То есть он не только не платит за обучение, но и бесплатно проживает в общежитии, питается, получает одежду, обувь, постельное белье, канцелярские принадлежности.
3 Дети-сироты имеют право бесплатно получить 2 средних профессиональных образования с полным обеспечением. Обязательным условием является выбор рабочих специальностей. Например, штукатур или овощевод. Если ребенок имеет диагноз “легкая умственная отсталость” и проходит обучение по программе 8 вида, то бесплатное образование можно получить только 1 раз.
4 После окончания обучения в школе, СУЗе или ВУЗе, студенту выплачиваются “подъемные”. Это единовременная выплата к окончанию учебы и компенсация на покупку одежды и обуви. Их сумма различается в зависимости от региона. Например, в 2021 году в г. Санкт-Петербург размер компенсации составлял 96 040 р., а единовременной выплаты – 2 808 р.
Какие обязанности опекуна. Правовой статус опекунов и попечителей
Оформление льгот необходимо начать с посещения органа опеки и попечительства. Данное муниципальное подразделение самостоятельно передает информацию в органы социальной защиты населения, ПФ РФ, ФСС, ФНС и другие структуры, участвующие в цепочке оформления положенных льгот.
В связи с тем, что в органе опеки и попечительства уже имеются документы, подтверждающие недееспособность подопечного, заявителю необходимо предоставить:
- Заявление о назначении льгот или денежных выплат.
- Паспорт или иной документ, подтверждающий личность заявителя.
- Банковские реквизиты.
Орган опеки и попечительства рассматривает заявление в течение 30 дней. После того, как сотрудник ведомства изучит документацию и проанализирует достоверность информации, требования заявителя будут удовлетворены.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 178-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.05.2014 N 118-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2017 N 220-ФЗ, от 31.12.2017 N 495-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
11 апреля 2008 года
Одобрен
Советом Федерации
16 апреля 2008 года
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;
4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;
5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
6. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Если вы опекун (попечитель) ребёнка — выплаты и льготы в Москве
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
2) защита прав и законных интересов подопечных;
3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
1.1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия, если это не противоречит интересам ребенка. У близких родственников преимущественное право быть опекунами или попечителями перед всеми другими. Опеку обычно принимают бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры, реже – дяди и тети детей. Но опекунские заботы может взять на себя и человек со стороны.
Опекунами и попечителями могут быть только совершеннолетние лица, за исключением:
1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
2) лиц, лишенных судом родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
3) отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на него законом Республики Казахстан обязанностей;
4) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
5) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности опекуна или попечителя;
6) лиц, не имеющих постоянного места жительства;
7) лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент установления опеки (попечительства), а также лиц, указанных в подпункте 12) настоящего пункта»;
8) лиц без гражданства;
9) лиц мужского пола, не состоящих в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав;
10) лиц, которые на момент установления опеки или попечительства не имеют дохода, обеспечивающего подопечному прожиточный минимум, установленный законодательством Республики Казахстан;
11) лиц, состоящих на учетах в наркологическом или психоневрологическом диспансерах;
12) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) части первой статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми;
13) граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, не прошедших психологическую подготовку в порядке, установленном пунктом 4 статьи 91 Кодекса о браке и супружестве (за исключением близких родственников ребенка).
При назначении ребенку опекуна или попечителя учитываются нравственные и иные личные качества опекуна или попечителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения между опекуном или попечителем и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна или попечителя, а также, если это возможно, желание самого ребенка.
Если лицо, назначаемое опекуном или попечителем над несовершеннолетним, состоит в браке (супружестве), требуется обязательное согласие его супруга.
Опекуны или попечители несовершеннолетних обязаны проживать совместно со своими подопечными, за исключением случаев, когда подопечные находятся на воспитании или лечении в организации образования либо в медицинской организации. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Преимущественное право на назначение опекуном или попечителем имеют супруг, родители, родственники или другие лица, близкие к подопечному.
Установление опеки или попечительства осуществляется в соответствии с правилами оказания государственной услуги «Установление опеки или попечительства над ребенком-сиротой (детьми-сиротами) и ребенком (детьми), оставшимся без попечения родителей».
Услуга оказывается местными исполнительными органами городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент, районов и городов областного значения (далее – услугодатель).
Прием заявления и выдача результата оказания государственной услуги осуществляются через:
- Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Государственная корпорация);
- Веб-портал «электронного правительства» www.egov.kz (далее – портал).
Сроки оказания государственной услуги:
- С момента сдачи документов в Государственную корпорацию, а также при обращении на портал – 19 рабочих дней.
При обращении в Государственную корпорацию день приема документов не входит в срок оказания государственной услуги. Услугодатель обеспечивает доставку результата государственной услуги в Государственную корпорацию, не позднее чем за сутки до истечения срока оказания государственной услуги;
- Максимально допустимое время ожидания для сдачи документов Государственной корпорации – 15 минут;
- Максимально допустимое время обслуживания в Государственной корпорации – 15 минут.
Результат оказания государственной услуги – приказ об установлении опеки или попечительства отдела (управления) образования районов и городов областного значения, городов Нур-Султана, Алматы и Шымкент либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.
Форма предоставления результата оказания государственной услуги – электронная и (или) бумажная.
В случае обращения услугополучателя за результатом оказания государственной услуги на бумажном носителе результат оказания государственной услуги оформляется в электронной форме, распечатывается, заверяется печатью и подписью уполномоченного лица услугодателя.
На портале результат оказания государственной услуги направляется и хранится в «личном кабинете» услугополучателя в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного лица услугодателя.
Необходимые документы для установления опеки/попечительства над ребенком:
- заявление по форме согласно стандарту государственной услуги;
- документ, удостоверяющий личность услугополучателя (требуется для идентификации личности);
- нотариально заверенное согласие супруга(-и), в случае если состоит в браке;
- справки о состоянии здоровья услугополучателя и супруга(-и), если состоит в браке, подтверждающие отсутствие заболеваний;
- копия свидетельства о заключении брака, если состоит в браке;
- копия свидетельства о рождении ребенка (детей);
- копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родителей родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлении их умершими, приговор суда об отбывании родителями наказания в местах лишения свободы, документы, подтверждающие розыск родителей, отобрание ребенка (детей) у родителей, нахождение родителей на длительном лечении в организациях здравоохранения, акт о подкидывании ребенка (детей), заявление об отказе от ребенка (детей), справка о рождении (в случае рождения ребенка вне брака);
- сведения о доходах услугополучателя и (или) супруга (-и), если состоит в браке;
- копии документов, подтверждающих право пользования жилищем услугополучателя и (или) супруга(-и) (в случае отсутствия права собственности на жилье);
- мнение ребенка (детей) (при достижении возраста десяти лет);
- сертификат о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением близких родственников ребенка) (с 1 июля 2020 года).
Органом опеки и попечительства проводится обследование жилищно-бытовых условий жизни лица, претендующего на воспитание ребенка, по итогам которого готовится акт.
На основании актов обследования условий жизни лица, претендующего на воспитание ребенка и обследования условий жизни ребенка, опекун/попечитель получает свой статус по решению акимата, на основании которого выдается удостоверение опекуна/попечителя.
Уход, воспитание, опека и попечительство вверенного ребенка. Распоряжение имуществом в интересах ребенка и пр. до наступления условий, при которых нет необходимости в опеке и попечительстве. Предоставление отчетов в орган опеки и попечительства.
Права и обязанности опекунов и попечителей.
Уважаемый пользователь!
Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.
Инструкция по запуску программы
Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.
Уважаемый пользователь!
Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.
Инструкция по запуску программы
Опекун (попечитель) назначается органами опеки и попечительства по месту жительства нуждающегося в опеке лица. Это происходит в течение месяца с момента, когда стало известно о такой необходимости. Началом месячного срока служит день вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о лишении родителей родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или день вступления в силу приговора суда относительно родителей ребенка.
Датой утраты родительского попечения признается день смерти одинокой матери, последнего из родителей и т. д. В случае если дату возникновения потребности в опеке (попечительстве) установить невозможно, она соответствует дню составления акта обследования уполномоченным на это лицом. При обращении потенциального опекуна (попечителя) в органы местного самоуправления с просьбой о его назначении, месячный срок исчисляется со дня подачи такого заявления.
При определенных обстоятельствах опекун (попечитель) может быть назначен органом опеки и попечительства, расположенным по месту жительства опекуна (попечителя). Например, если он уже перевез нуждающегося в помощи гражданина к себе в дом или не имеет возможности долго пребывать в доме своего подопечного. Если опека оформляется по месту жительства опекуна (попечителя), то все необходимые документы он получает по месту принятия постановления об опеке, однако затем личное дело подопечного пересылается по месту жительства подопечного.
Если нуждающемуся в опеке или попечительстве опекун (попечитель) в течение месяца не назначен, исполнение обязанностей по опеке временно возлагается на сам орган опеки и попечительства. Эти обязанности органы опеки несут столько времени, сколько потребуется для поиска и назначения опекуна (попечителя) или подбора соответствующего учреждения, где подопечный будет находиться на полном государственном попечении. При принятии решения о назначении опекуна (попечителя) орган местного самоуправления выдает ему экземпляр постановления и удостоверение опекуна.
Опекун (попечитель) может назначаться только с его согласия, выражаемого в заявлении с просьбой о назначении, адресованном органам опеки и попечительства. При этом должны быть учтены его нравственные и иные личностные качества, способность выполнять обязанности опекуна (попечителя), а также взаимоотношения между ним и нуждающимся в опеке, а по возможности и желание самого подопечного.
Опекунами и попечителями нуждающихся в опеке граждан, помещенных в воспитательные, лечебные, социальные и другие подобные учреждения, являются сами эти учреждения.
Для установления данных правоотношений необходим опекун, требования к которому зафиксированы законодательными актами. Опека устанавливается над детьми до 14 лет либо над недееспособными гражданами любого возраста. Попечительство – форма устройства несовершеннолетних старше 14 лет, которые остались без родительского попечения, а также способ защиты прав граждан, которые в установленном порядке признаны ограниченно дееспособными.
Данный термин подразумевает специальную форму социальной защиты, применяемая к незащищенным слоям: инвалидам, сиротам, пенсионерам и недееспособным личностям.
Попечительство назначают подросткам в промежутке четырнадцати и восемнадцати лет, а иногда и некоторым взрослым, которые признаны частично недееспособными (наркозависимые, алкоголики).
Говоря простыми словами, это личность, которая заботится о потребностях, нуждах, интересах лица, а также защищает права. Суть деятельности состоит в том, чтобы контролировать поступки подопечных, их финансы и имущество. Именно попечитель может давать согласие на небольшие сделки, которые не выступают против интересов взрослого или же подростка.
Назначить попечителя могут даже дееспособному человеку, у которого нет психических отклонений, однако плохо передвигающемуся и парализованному. Это делается в соответствии с его просьбой. Для таких случаев заключают доверенность. Подробнее о правах и обязанностях опекуна тут.