Срок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащего». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Федеральный закон от 27.05.98 N 76-ФЗ

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Вопросы процессуального характера.

1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

Например, солдатам или матросам о примененных взысканиях объявляют лично или перед строем. Сержантам и старшинам – лично, на совещании или перед строем военнослужащих с такими же званиями.

Мичманам и прапорщикам могут объявить о взыскании так же, или на совещании офицеров. Последним же объявляется о взыскании лично или на совещании таких же офицеров.

Запрещено объявлять взыскание командирам или начальникам в присутствии их подчиненных. Также взыскание может быть отражено в приказе.

Об этих обстоятельствах говорится в ст. 28.3 ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Например, вас не могут привлечь, если вы допустили проступок в виде действия или бездействия, и он был совершен:

  1. Во исполнение приказа командира – он обязателен для всех.
  2. В состоянии крайней необходимости или обороны.
  3. При задержании человека, совершившего преступление, и вы решили доставить его правоохранительным органам.
  4. Под влиянием физического воздействия третьего лица на вас.
  5. Для достижения общественно полезной цели, если риск был обоснован.

Если вы ушли с территории части, чтобы по распоряжению командира что-то сделать за ее пределами, взыскание к вам применить не могут. Если же вы покинули часть без ведома, ответственность вполне возможна.

№ п.п.

Наименование вопроса

Статья

1

Какие административные наказания не могут быть применены ко всем военнослужащим?

47

2

Какие административные наказания не могут быть применены только к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву?

47

3

Что не являются дисциплинарным взысканием, выраженное командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме?

52

4

Где по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден проступок солдата?

53

1. При привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности выяснению подлежат:

событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

данные, характеризующие личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности.

2. Доказательствами при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир или судья военного суда, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. В качестве доказательств допускаются:

объяснения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности;

заключение и пояснения специалиста;

документы;

показания специальных технических средств;

вещественные доказательства.

4. Объяснения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, представляют собой сведения, имеющие отношение к решению вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, и сообщаются указанными лицами в устной или письменной форме.

Объяснения указанных лиц в случае необходимости записываются и приобщаются к материалам о дисциплинарном проступке, а также отражаются в протоколе о грубом дисциплинарном проступке или в другом протоколе, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

5. Заключение специалиста — лица, обладающего специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, представляет собой его суждение, высказанное в письменной форме в пределах его профессиональной компетенции в соответствии с поставленными вопросами.

Пояснения специалиста представляют собой сведения об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также разъяснения своего мнения и сообщаются специалистом в устной или письменной форме.

6. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, должностными лицами или гражданами, имеют значение для решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности. К таким документам могут относиться:

протоколы;

справки (акты) о медицинском освидетельствовании;

материалы ревизии, проверки, административного расследования;

служебная характеристика военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

другие документы.

7. Показания специальных технических средств, то есть измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших метрологическую поверку, отражаются в протоколе о грубом дисциплинарном проступке или в другом протоколе, предусмотренном настоящим Федеральным законом, а в случае необходимости записываются и приобщаются к материалам о дисциплинарном проступке.

8. Под вещественными доказательствами при решении вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности понимаются предметы дисциплинарного проступка или предметы, использованные при его совершении, либо предметы, сохранившие на себе следы дисциплинарного проступка.

После того, как военнослужащий совершил дисциплинарный проступок или иное правонарушение, наступает дисциплинарная ответственность, характеризующаяся наложением дисциплинарных взысканий уполномоченными на это членами дисциплинарной власти.

Этот вид ответственности распространяется на служащих как по призыву, так и по контракту, а также пребывающих на сборы.

Ее основная цель заключается в том, чтобы охранять воинскую дисциплину и правопорядок, бороться с нарушениями и оказывать воспитательное действие на других военных.

Такого рода ответственность должна иметь два основания – правовое и фактическое. Первое определяется согласно установленным нормам в законодательных документах, а второе – совершение самого проступка, который подлежит наказанию.

При этом привлечение к этой ответственности не освобождает военнослужащего от дальнейшего исполнения им своих воинских обязанностей, а также от возмещения причиненного ущерба.

Каждый военнослужащий должен в полной мере выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать установленную в войсковой части дисциплину и общественный порядок, иначе им будет совершен дисциплинарный поступок, который обязывает привлечению к дисциплинарной ответственности.

За обычные ДП взыскание определяется командиром части, который также должен самостоятельно и определять степень тяжести правонарушения. Однако выделяют грубые дисциплинарные проступки, для которых предусмотрен ФЗ №199 от 01 декабря 2006 года особый процессуальный порядок, а дела рассматриваются военным судом.

К такого рода грубым правонарушениям военной дисциплины относят:

  1. нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
  2. своевольное оставление войсковой части или места сбора;
  3. отсутствие уважительных причин при неявке к установленному сроку после увольнения, командировки, отпуска или лечения;
  4. отсутствие военного, несущего службу на контрактной основе, в установленном месте без причины более четырех часов;
  5. увиливание от исполнения воинских обязанностей;
  6. неисполнение установленных правил, касающихся несения боевого дежурства, пограничной, караульной или внутренней службы и общественного порядка;
  7. нарушение правил патрулирования в гарнизоне;
  8. уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование и использование военного имущества, совершаемые умышленно или по неосторожности;
  9. нарушение правил обращения с боевым оружием, а также с опасными веществами, которое повлекло причинение вреда здоровью или другим неблагоприятным последствиям;
  10. нарушение правил эксплуатации военных транспортных средств;
  11. пребывание военнослужащего в наркотическом или алкогольном опьянении и отказ от медицинского освидетельствования;
  12. сокрытие информации или отсутствие принятия каких-либо мер наказания относительно провинившегося командиром части.

Согласно установленным нормам закона, за дисциплинарные проступки к военнослужащему могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности в виде таких взысканий, как:

  • обычный или строгий выговор;
  • невозможность уйти в очередное увольнение из войсковой части или корабля;
  • отнятие нагрудного отличительного знака;
  • предупреждение;
  • понижение в должности или в звании;
  • досрочное увольнение с контрактной службы;
  • отчисление из военного образовательного учреждения;
  • недопуск и исключение из военных сборов;
  • дисциплинарный арест, заключающийся в изоляции военного в гарнизонной или войсковой гауптвахте, при этом исключениями являются офицеры, лица женского пола и возрасте до 18 лет.

В качестве наказания не могут быть применены унижение человеческого достоинства, причинение виновному страданий или грубости.

Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ/Глава III

1. Понятие юридической ответственности Понятие ответственности тесно связано с жизнью общества, так как является одним из основных в определении взаимоотношений между его индивидами. Именно ответственность придает общественным отношениям присущую им упорядоченность и предсказуемость. Суть ответственности состоит в том, что принятые в обществе правила поведения человека или групп людей должны восприниматься ими как необходимое условие существования, как залог осуществления естественных прав и свобод. В данном контексте ответственность обычно называют социальной. Социальная ответственность рассматривается, с одной стороны, как осознанная необходимость действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами, а с другой — как возможность негативной реакции общества на поведение лица, нарушающего эти нормы. Чаще всего термин «социальная ответственность» применяется во втором смысле. Различают следующие виды социальной ответственности — моральную, юридическую, ответственность перед общественными организациями.

Юридическая ответственность отличается от остальных видов социальной ответственности тем, что, во-первых, наступает в случае нарушения лицом установленных государством правил поведения (правовых норм); во-вторых, сама юридическая ответственность регулируется правовыми нормами; в-третьих, негативная реакция на нарушение норм права заключается в применении к правонарушителю установленных мер принуждения со стороны государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции и в этом смысле является результатом их деятельности.

1. Дисциплинарная ответственность военнослужащих. Условием высокой организованности и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации является воинская дисциплина, правила которой строго соблюдаются всеми военнослужащими. Служить одним из важнейших активных средств укрепления воинской дисциплины призвана дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки). Юридический институт дисциплинарной ответственности военнослужащих предусмотрен ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих», но регламентация применения этого вида ответственности содержится в ДУ ВС РФ. При этом необходимо иметь в виду, что положения данного Устава распространяются также и на военнослужащих других войск, воинских формирований и служб, в которых предусмотрена военная служба.

Как следует из определения, дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих.

Основаниями дисциплинарной ответственности военнослужащих являются, во-первых, нормативные акты, определяющие противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих (правовое основание), и, во-вторых, совершение воинского дисциплинарного проступка, т. е. виновного противоправного деяния (фактическое основание).

Дисциплинарная ответственность военнослужащих обладает всеми признаками, характерными для юридической ответственности в целом, но имеет ряд особенностей, свойственных только этому виду ответственности. Такими особенностями являются следующие:

— ДУ ВС РФ, который регулирует порядок применения дисциплинарной ответственности, не предусматривает такого видового разнообразия составов правонарушений, как, например, нормативные правовые акты, действующие в области уголовной или административной ответственности.

Дисциплинарными проступками в соответствии со ст. 48 ДУ ВС РФ являются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка. Необходимо признать, что нормы указанного акта содержат определенную дифференциацию правонарушений, выделяя из их общей массы грубые дисциплинарные проступки, однако это разделение носит рекомендательный характер и при выборе вида и размера взыскания в каждом конкретном случае может лишь учитываться. Определение же степени общественной опасности конкретного дисциплинарного проступка и выбор соответствующих этой опасности средств дисциплинарного воздействия целиком возлагается на усмотрение командира (начальника);

— если гражданские лица, работающие по трудовому договору, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности только решением руководителя предприятия (организации, учреждения), то военнослужащие привлекаются к этой ответственности любым из их командиров (начальников);

— особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является также максимальная дифференциация объема прав командиров (начальников) по ее применению к военнослужащим. ДУ ВС РФ различает девять категорий начальников, различающихся по этому признаку, от командиров отделений до заместителей министра обороны;

— специфическим для рассматриваемого вида юридической ответственности военнослужащих является и то, что ДУ ВС РФ, кроме общих дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем военнослужащим (выговор, строгий выговор), предусматривает также и специальные виды взысканий, применимых только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их воинских званий (солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры) и формы прохождения военной службы последними (по призыву или по контракту);

— исключительно административный порядок применения дисциплинарной ответственности военнослужащих. Если в отношении других видов юридической ответственности военнослужащих в тех или иных случаях предусмотрена необходимость обращения в суд для наложения на правонарушителя соответствующего взыскания, то дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).

С учетом приведенных выше особенностей состав воинского дисциплинарного проступка представляет собой следующее.

Объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка, т. е. порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Следует заметить, что под законами, соблюдения которых требует от военнослужащих воинская дисциплина, понимаются только те из них, которые регулируют военно-служебные отношения. Законы, регулирующие, например, порядок заключения и исполнения имущественных договоров, брачно-семейные отношения и т. п., не относятся к военно-служебной деятельности военнослужащих, и нарушение указанных нормативных актов нарушением воинской дисциплины не является.

1. Гражданско-правовая ответственность военнослужащих. Под гражданско-правовой ответственностью понимается обязанность физического или юридического лица возместить убытки, возникшие вследствие нарушения условий договора, причинения вреда другим лицам либо неосновательного обогащения.

Данный вид юридической ответственности регулируется ГК РФ и направлен на охрану имущественных и некоторых видов неимущественных правоотношений (физическое здоровье и психическая неприкосновенность, авторство и некоторые др.).

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, военнослужащие, причинившие вред не при исполнении обязанностей военной службы деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, взрывчатых веществ, осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности и т. п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей или при исполнении служебных обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется по основаниям, предусмотренным ГК РФ. При этом следует учитывать, что в случае причинения военнослужащим вреда при исполнении своих служебных обязанностей ответственность за вред перед потерпевшим должна нести воинская часть, в которой указанный военнослужащий проходит службу.

2. Материальная ответственность военнослужащих. Под материальной ответственностью военнослужащих в юридической науке понимается предусмотренная Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 19 июля 1999 г. № 161-ФЗ возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный военнослужащими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.

Данный вид юридической ответственности военнослужащих предусмотрен п. 4 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и подробно регламентирован Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Материальная ответственность военнослужащих согласно нормам указанных правовых актов распространяется и на граждан, призванных на военные сборы.

Основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности является правонарушение, соответствующее признакам, перечисленным в Федеральном законе «О статусе военнослужащих». Указанные признаки также принято считать условиями привлечения военнослужащего к материальной ответственности. К ним относятся:

  • противоправное поведение (действие или бездействие) военнослужащего;
  • причинение имуществу воинской части реального материального ущерба;
  • наличие причинной связи между реальным ущербом и противоправным поведением военнослужащего;
  • наличие вины военнослужащего;
  • причинение ущерба при исполнении обязанностей военной службы.

Противоправными признаются такие действия, которые выражаются в нарушении конкретных правил, требований и норм, регулирующих порядок получения, выдачи, хранения и использования военного имущества. Общим правилом, сформулированным УВС ВС РФ, является обязанность всех военнослужащих беречь военное имущество. Помимо этой нормы, действует широкий круг нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение сохранности военного имущества в отдельных случаях получения, выдачи, хранения и эксплуатации.

1. Общие положения об уголовной ответственности военнослужащих. Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в установленных уголовным законом мерах воздействия на лицо, совершившее преступление, содержащих для него неблагоприятные последствия, применяемых в установленном порядке государственными органами.

В Российской Федерации существует только один нормативный правовой акт, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности — Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г. и вступивший в силу с 1 января 1997 г. УК РФ выступает единственным правовым основанием уголовной ответственности и для военнослужащих за совершение ими любых преступлений.

УК РФ является уголовным законом страны, принятым в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, и состоящим из взаимосвязанных юридических норм, определяющих, какие деяния (действия или бездействия) являются преступными и какие наказания суд может применить к лицам, совершившим преступления. Согласно ст. 2 УК РФ уголовное законодательство имеет своими задачами охрану от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей природной среды и конституционного строя, обеспечение мира и безопасности человечества, предупреждение преступлений.

Уголовный закон делится на две большие, связанные между собой группы норм, образующие Общую и Особенные части. В Общей части УК РФ содержатся нормы, определяющие задачи УК РФ и основания уголовной ответственности, пределы действия УК РФ, положения о преступлении, о наказании и освобождении от ответственности и наказания. Особенная часть УК РФ включает нормы, предусматривающие меру ответственности (вид и размер наказания) за конкретные преступные деяния с указанием признаков этих деяний. Нормы Общей и Особенной частей тесно связаны между собой, они представляют единую систему условий уголовной ответственности за совершение преступлений.

Военное право. Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарное взыскание снимается с военнослужащего в следующих случаях:

  • по решению гарнизонного суда;
  • по факту исполнения (для ареста);
  • при особом отличии нарушителя;
  • по прошествии года.

Если виновный в проступке не согласен признать свою вину, он может направить жалобу вышестоящему начальству или в гарнизонный суд с требованием о пересмотре дела. Важно учесть, что решение о пересмотре не означает приостановку уже наложенного взыскания (например, снятия дисциплинарного ареста).

При установлении в ходе повторного разбирательства полного отсутствия вины военнослужащего с него снимается взыскание, и в личное дело вносится запись о полной реабилитации.

Дисциплинарная ответственность не наступает, если в ходе разбирательства установлен один из следующих фактов:

  • проступок совершен при точном исполнении приказа;
  • обвиняемый действовал в целях необходимой обороны;
  • проступок был совершен при задержании преступника;
  • имела место крайняя необходимость;
  • проступок был результатом оправданного риска в целях общего блага;
  • проступок был совершен под физическим или психологическим принуждением.

Для признания проступка оправданным риском важно, чтобы аналогичного результата нельзя было достичь без риска и вероятность благоприятного исхода не была минимальной.

Разбирательство по дисциплинарному проступку прекращается, если отсутствует событие проступка или его нельзя определить, если проступок совершен психически больным, или если на время совершения проступка был отменен федеральный закон, относящий деяния военнослужащего к категории нарушений.

Дисциплинарное взыскание назначается воинским начальством только при доказанности вины нарушителя в ходе тщательного разбирательства, при этом неустранимые сомнения в доказательствах, а также отсутствие необходимых улик должны толковаться в пользу обвиняемого военнослужащего.

5 минут Автор: Елена Павлова 303

  • Об обязанностях и дисциплинарной власти
  • Спектр возможных наказаний в армии
  • Неполный перечень проступков, за которые налагается взыскание
  • Правила наложения наказаний в армии
  • Коротко о сроках
  • Обжалование распоряжения о дисциплинарном взыскании
  • Итоги
  • Видео по теме

Мнение эксперта

Козлов Андрей Кириллович

Адвокат с 10-летним опытом. Специализация — уголовное право. Опыт более 3 лет в разработке юридической документации.

Воинская дисциплина – одна из основ боеготовности Вооруженных Сил государства. Беспрекословное подчинение приказам, и соблюдение уставных требований в мирное время, обеспечивают слаженность действий подразделения в боевых условиях.

Поощрения и дисциплинарные взыскания, применяемые к военнослужащим, регламентированы одним из четырех нормативно-правовых воинских документов – Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил (ВС) РФ. Законодательным фундаментом использования системы поощрений и наказаний является Закон «О статусе военнослужащих».

Действующее законодательство, затрагивающее тему несения военной службы, регламентирует основные характеристики, которыми может руководствоваться начальство для определения тяжести правонарушения. В частности, ВУ РФ закрепляет следующие грубые дисциплинарные проступки военнослужащих:

  • нарушение требований уставного общения между военнообязанными лицами;
  • отсутствие военнообязанного гражданина на месте службы без уважительных на то причин;
  • неявка на военную службу после отпуска, больничного, увольнения или командировки — при отсутствии уважительных на то оснований;
  • отсутствие контрактного военнообязанного лица на месте несения службы более четырех часов — без уважительных на то причин.

Дисциплинарные проступки довольно разнообразны. О второй группе правонарушений будет рассказано далее.

Это важно знать: Место постоянного пребывания Верховного суда РФ

Наказания, которым может подвергаться военнослужащий, необязательно должны иметь административное или уголовное основание. Большинство взысканий, применяемых к личному составу, касаются нарушения воинской дисциплины и неисполнения воинских обязанностей.

К основным обязательствам человека в погонах относятся:

  • верность Церемониальной клятве (присяге) и основному Закону Государства (Конституции);
  • четкое исполнение приказов;
  • следование уставным правилам;
  • уважение к командирам и военачальникам;
  • строгая сохранность информации, касающейся государственной тайны;
  • укрепление боевого товарищества;
  • достойное поведение;
  • безупречный вид обмундирования.

Дисциплинарной властью, то есть правом принятия решения о наказании и поощрении, наделены командиры подразделений. Правами, предоставленными нижестоящим начальникам, всегда обладает и вышестоящее командование. Взыскания, налагаемые на подчиненных, являются методом воспитательной работы.

Его основные функции заключаются в следующем:

  • осознание проступка;
  • несение наказания, соответствующего провинности;
  • профилактика нарушений воинской дисциплины.
  • развитие одного из ключевых качеств воина – самодисциплины.

Взыскания в армии подразделяются на несколько видов, и накладываются по принципу: одно нарушение – одно наказание. То есть, к бойцу не может быть применено несколько видов взысканий за одну и ту же провинность. Применение конкретного вида дисциплинарного взыскания военнослужащих зависит от степени тяжести совершенного проступка.

Анализ поощрений и взысканий ведется в каждом подразделении в виде картотеки. Ознакомиться со сведениями, занесенными в служебную карточку, можно раз в полгода, под роспись. При повышении в звании, данные о наложенных взысканиях аннулируются, вместе со старой служебной карточкой. В новую карточку заносится информация о вынесенных поощрениях.

Статья 28.4. Дисциплинарное взыскание и его применение

Согласно установленным нормам закона, за дисциплинарные проступки к военнослужащему могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности в виде таких взысканий, как:

  • обычный или строгий выговор;
  • невозможность уйти в очередное увольнение из войсковой части или корабля;
  • отнятие нагрудного отличительного знака;
  • предупреждение;
  • понижение в должности или в звании;
  • досрочное увольнение с контрактной службы;
  • отчисление из военного образовательного учреждения;
  • недопуск и исключение из военных сборов;
  • дисциплинарный арест, заключающийся в изоляции военного в гарнизонной или войсковой гауптвахте, при этом исключениями являются офицеры, лица женского пола и возрасте до 18 лет.

В качестве наказания не могут быть применены унижение человеческого достоинства, причинение виновному страданий или грубости.

После того, как военнослужащий совершил дисциплинарный проступок или иное правонарушение, наступает дисциплинарная ответственность, характеризующаяся наложением дисциплинарных взысканий уполномоченными на это членами дисциплинарной власти.

Этот вид ответственности распространяется на служащих как по призыву, так и по контракту, а также пребывающих на сборы.

Ее основная цель заключается в том, чтобы охранять воинскую дисциплину и правопорядок, бороться с нарушениями и оказывать воспитательное действие на других военных.

Такого рода ответственность должна иметь два основания – правовое и фактическое. Первое определяется согласно установленным нормам в законодательных документах, а второе – совершение самого проступка, который подлежит наказанию.

При этом привлечение к этой ответственности не освобождает военнослужащего от дальнейшего исполнения им своих воинских обязанностей, а также от возмещения причиненного ущерба.

Когда проступок был обнаружен, взыскание нужно применить в строго установленный срок – не позднее 1-го месяца (ч. 3 ст. 193 Трудового кодекса).

Дисциплинарное взыскание можно применить не позднее:

  • 6-ти месяцев со дня совершения проступка;
  • 2-х лет со дня его совершения проступка, если он был выявлен в результате ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки;
  • 3-х лет со дня совершения проступка, если взыскание наложено за несоблюдение ограничений и запретов или неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции.

Эти сроки перечислены в части 4 статьи 193 Трудового кодекса.

При этом в части 3 и части 4 статьи 193 Трудового кодекса установлены не разные сроки привлечения к дисциплинарной ответственности.

Исходя из этих норм следует, что дисциплинарное взыскание может быть применено работодателем не позднее 1-го месяца со дня обнаружения проступка работника и не позднее 6-ти месяцев со дня его совершения (ч. 3, ч. 4 ст. 193 Трудового кодекса).

Со дня обнаружения проступка до применения взыскания должно пройти не более 1-го месяца.

При определении этого срока следует учитывать, что:

  • месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания исчисляется со дня обнаружения проступка;
  • днем обнаружения проступка считается день, когда лицу, которому по работе или службе подчинен работник, стало известно о совершении проступка. Независимо от того, есть ли должностного лица право налагать дисциплинарные взыскания;
  • в месячный срок для применения дисциплинарного взыскания не засчитывается время болезни работника, пребывания его в отпуске, отсутствие работника на работе по иным основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности;
  • к отпускам, которые прерывают течение месячного срока, относятся все отпуска, предоставляемые работодателем (в т. ч. основные ежегодные, дополнительные отпуска, отпуска в связи с обучением, отпуска без сохранения заработной платы).

Указанное следует из пункта 34 постановления пленума Верховного Суда от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

5. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

6. Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

В силу п. 3, ст. 28.8 ФЗ «О статусе военнослужащих», срок разбирательства не должен превышать 30 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка (не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам).

  • событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
  • лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
  • вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
  • данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
  • наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
  • обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
  • обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
  • характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
  • причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
  • другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Также согласно п. 8 ст. 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Согласно ст. 49 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

Согласно статье 46 ДУ ВС РФ военнослужащий считается не имеющим дисциплинарных взысканий после их снятия соответствующим командиром (начальником) или по истечении одного года со дня применения последнего взыскания, если за этот период к нему не было применено другое дисциплинарное взыскание.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в их совокупности. Использование доказательств, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации, не допускается.

Если вам необходимо обжалование приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, учитывайте, что жалобу можно подать только в течение 10 дней с момента применения взыскания. Отстаивая свои права, следует опираться на Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» за номером 21 от 1998 года.

  • выговор, либо строгий выговор;
  • лишение увольнения;
  • лишение нагрудного знака;
  • предупреждение;
  • понижение в должности или в звании (на ступень);
  • увольнение со службы до окончания действия контракта;
  • отчисление из военного училища или ВУЗа;
  • отчисление со сборов;
  • дисциплинарный арест (не дольше, чем на 45 суток).

49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

83. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи) , но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

Так, согласно Письму Минтруда РФ от 16.09.2016 N 14-2/В-888, в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре могут быть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами. Это значит, что к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.

Главное, при лишении премии не упоминайте понятие «дисциплинарное взыскание». А еще, если работодатель выносит выговор или замечание, нельзя менять формулировки, например писать «строгий выговор». Таких видов наказания нет в ТК — работник сможет легко оспорить их в суде.

  • спровоцировать внеочередную проверку трудовой инспекции в компании;
  • обжаловать и отменить приказ в суде;
  • восстановиться на работе при увольнении;
  • взыскать с работодателя заработок за время вынужденного прогула;
  • взыскать компенсацию морального вреда.

Порядок и основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности

— повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным и контролем за их исполнительностью, уважением личного достоинства военнослужащих и постоянной заботой о них, умелым сочетанием и правильным применением мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

Примечания: 1. При присвоении военнослужащему воинского звания прапорщик, мичман, первого офицерского звания, а также первого звания старшего офицера или высшего офицера на него заводится новая служебная карточка. В новую служебную карточку ранее наложенные на военнослужащего дисциплинарные взыскания не заносятся, а заносятся только поощрения, кроме поощрений о снятии взысканий. Прежняя служебная карточка уничтожается.

Применение дисциплинарного взыскания по перечисленным законам допустимо к следующим лицам:

  • профессиональным военным;
  • служащим по призыву;
  • гражданским лицам, проходящим военные сборы;
  • курсантам военных учебных заведений.

Существуют следующие основания для применения взыскания к военнослужащему:

  • наличие события проступка;
  • наличие доказательств вины привлекаемого к ответственности;
  • подтверждение вины командиром или гарнизонным судом.

Кроме того, при применении взыскания запрещается применять меры физического воздействия, а также действия, унижающие человеческое достоинство.

Изучив виды дисциплинарных взысканий, применяемых к военнослужащим, стоит ознакомиться с порядком обжалования принятого решения. Это возможно, если человек не согласен с решением. На обжалование предоставляется 10 дней. Лицо должно составить заявление. Его направляют командиру, подчиненный которого составил протокол. Если была направлена жалоба, это не откладывает наказание и не освобождает от него. Направить заявление удастся, если происшествия, описанного в протоколе, не было на самом деле. Аналогичное правило действует в случае, если вина военнослужащего отсутствует или проступок совершило иное лицо. Изучая порядок наложения дисциплинарного взыскания на военнослужащего, стоит ознакомиться со статьей 87 ДУ РФ. В ней говорится, что обжалование постановления можно осуществить, обратившись в военный суд.

Санкции военнослужащему, вина которого установлена, вменяются до истечения 10 суток с момента, когда начальнику (командиру) поступила информация о совершенном проступке. При этом в указанный срок не включается время, отведенное на разбирательство, производство по административному или уголовному делу, период пребывания лица в командировке, на больничном, в отпуске или на боевом задании. Санкция должна быть применена к виновному до истечения срока давности, предусмотренного российским законодательством для привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

Лицо, считающее себя невиновным в проступке, вправе подать жалобу в течение 10 суток с даты вменения ему наказания.

Вооруженные силы РФ предусматривают ряд взысканий для лиц, проходящих срочную и контрактную службу, а также призванных на армейские сборы, проходящих обучение в образовательных учреждениях военной специализацию. Вопрос профилактики и предотвращения правонарушений особо актуален с учетом того, что эти категории граждан наделяются доступом к важным объектам, обеспечивающим обороноспособность и национальную безопасность государства, а также получают боевое оружие. Именно поэтому мер воздействия на нарушителей воинской дисциплины предусмотрено гораздо больше, чем для совершивших нечто подобное в статусе гражданского лица. Более того, некоторые проступки, которые не считаются таковыми «на гражданке» влекут за собой вполне ощутимые меры для военнослужащих, поскольку противоправные действия входят в число нарушений, предусмотренных законодательными актами, относящимися к несению воинской службы, либо противоречат уставным нормам несения службы.

Интересно! Отметим и тот факт, что существует весомый перечень мер, направленных на поощрение военнослужащих, четко и добросовестно выполняющих свои обязанности.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Исследования психологов в сфере мотивации и управления персоналом говорят о том, что для успешной организации работы в коллективе руководителю необходимо соблюдать определенный баланс между применением наказания и похвалой.

Данное соотношение должно составлять примерно 70-80% поощрений к 20-30% взысканий.

Что касается распределения между материальными и нематериальными формами взыскания, то выбор конкретной меры зависит от нескольких факторов:

  • законность применения того или иного способа (например, лишение премии может быть не предусмотрено в локальных актах предприятия);
  • степень вины сотрудника и тяжесть совершенного им проступка;
  • наличие и величина причиненного ущерба (в этом случае однозначно ему придется возмещать данный ущерб).

Дисциплинарные взыскания, применяемые к военнослужащим, должны соответствовать характеру проступка

При вменении санкций во внимание принимаются форма вины, обстоятельства совершения, последствия, которые повлекло за собой нарушение, смягчающие и отягчающие факторы, а также сведения о личности виновного

Строгость дисциплинарного взыскания военнослужащего увеличивается, если проступок совершен в состоянии опьянения, во время боевого дежурства или при выполнении иных должностных (специальных) обязанностей. Наказание ужесточается и в том случае, если последствием противоправных действий стало существенное нарушение установленного в в/ч порядка.

В ряде случаев, когда после проведения проверки, командир может выявить обстоятельства, которые исключат возможность применения на военнослужащие дисциплинарные взыскания. Военнослужащий не может быть привлечен к ответственности, за действия, либо бездействие:

  1. Совершенные при самозащите и защите гражданских лиц;
  2. При защите государства от опасной для него ситуации;
  3. Связанные с задержанием преступников для их последующей передачи представителям власти;
  4. Если была доказана их польза для общества, а целью совершенного поступка было предотвращение неблагоприятных событий, несущих угрозу жизни, здоровью, интересам граждан или государства;
  5. Были совершены под принуждением, вследствие которого военнослужащий не мог в полной мере владеть собой и контролировать свои поступки.

Также не могут, допускается к привлечению к ответственности если отсутствуют прямые доказательства, которые подтверждают факт совершения проступка.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Какой порядок дисциплинарной ответственности военнослужащих?

Дисциплинарное взыскание – мера ответственности за исполнение дисциплинарного нарушения.

К виновному сотруднику применяются такие наказания:

  • Замечание.
  • Применение выговора.
  • Выговор строгого характера.
  • Применение увольнения.

Законом о дисциплинарной ответственности и уставами, а также положениями о дисциплине могут определяться и другие взыскания для отдельных категорий сотрудников. Все они обжалуются в определенном законом режиме.

Военнослужащий, который был привлечен к ответственности, вправе представлять доказательства, давать пояснения, обжаловать решение командира.

В течение 10 дней можно будет подать вышестоящему начальнику рапорт на командира. Кроме того, подать заявление в военный суд не позже трех месяцев после вынесения наказания. Сроков ограничения обращения в прокуратуру не существует.

Если наказание будет отменено, военнослужащий считается не имеющим дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарное взыскание применяется к военнослужащим за служебные нарушения и используется в целях предостережения осуществления дисциплинарных проступков.

Под типами дисциплинарных взиманий военнослужащих нужно понимать степень наказания, определенную законом за проступок. Для военнослужащих различного ранга используются соответственные меры влияния.

К ним относят такие виды взысканий:

  • Выговор с занесением в личное дело.
  • Выговор строгого характера.
  • Запрет на сокращение.
  • До пяти нарядов вне очереди.
  • Увольнение со службы раньше времени.
  • Снижение в должности.
  • Понижение в звании и переведение на низкую должность.

Вынесение дисциплинарного взимания кроме должностных поражений выражается в финансовом убытке, а именно в лишении:

  • Единого награждения за хорошее выполнение обязательств.
  • Регулярной премии за службу.
  • Дополнительного ежеквартального финансового стимула.

Кроме финансового убытка, виновник получает запись в личную карту. Если за отчетное время военнослужащий совершил два нарушения, то его могут понизить в звании или раньше времени уволить из армии с надлежащей формулировкой.

Если в ходе следствия командир назначает уголовную либо административную ответственность служащего, то он должен известить прокуратуру. Нужно учитывать, что за единичное нарушение не выносится два или больше наказания.

Виды взысканий служащих накладываются с учетом звания виновной особы, запросов воинского устава, а также объема власти, которым владеет лицо, принимающее постановление о наказании.

Согласно воинскому уставу, за административные нарушения также накладывается ответственность. Исключением есть нарушения права, форма наказания за которые определяется на общих началах.

За административные правонарушения к служащим применяются:

  • Исправительные работы.
  • Административный арест.

Также к служащим могут использоваться такие взимания:

Воинская дисциплина может нарушаться одним из видов проступков:

  • умышленным;
  • неосторожным;
  • грубым;
  • мелким.

Под умыслом понимается то, когда человек, совершивший или совершающий проступок, осознает, свои действия, а значит, понимает о тех последствиях и том к чему могут привести его действия либо бездействия. Если военнослужащий не подозревал в своих действиях о грядущих последствиях, то его проступок можно считать не умышленным.

Под мелкими проступками можно понимать действия (или бездействие), в результате которых не было причинено ни вреда порядку, ни посторонним лицам. Для примера можно указать: опоздание на службу, не грубое нарушение режима воинской части.

К более грубым проступкам можно отнести следующие обстоятельства:

  1. неуставные отношения в части;
  2. уход с территории воинской части без разрешения командира, за исключением офицерского состава;
  3. неявка из увольнения, госпиталя в установленный срок;
  4. отсутствие на месте службы дольше 4 часов без уважительных причин;
  5. неявка в военкомат;
  6. нарушение порядка несения боевого дежурства, пограничной, караульной службы, патрулирования, охраны общественного порядка;
  7. ненадлежащее обращение с боеприпасами, оружием, техникой, если причинён вред военнослужащим или имуществу воинской части;
  8. нарушения правил дорожного движения и правил управления автомобилем и тяжелой техникой, если неосторожностью причинён вред военнослужащим или имуществу;
  9. нахождение на службе в алкогольном или наркотическом опьянении.

Дисциплинарные взыскания военнослужащих описываются ДУ ВС, в котором написаны правила и особенности возмездия за преступление воинского устава. Начальник принимает решение о проведении следствия.

Если вину нельзя доказать или действие осуществлено при непреодолимых условиях, то в протоколе должна быть отметка о итоге следствия, которое закрывается на данном этапе.

Трудовым кодексом определено, что взимание снимается с работника в таких ситуациях:

  • По желанию начальника.
  • По заявлению служащего.
  • По просьбе начальника.
  • По просьбе представительного органа.

Командир может написать в протоколе о закрытии дела с малозначительностью нарушения. Протокол пишется по официальному примеру в период от одного до десяти дней.

Устав запрещает наказывать весь личный состав служащих, ответственность несет один служащий. Начальник может отменить либо ужесточать возмездие, указав на погрешности подчиненного ему начальника.

Акт о нарушении исполняется сразу после подписи, но не позже месяца. В ситуации неосуществимости выполнения, ввиду отпуска либо заболевания, постановление записывается в личной карте виновника. Выговор, выговор строгого характера и лишение нагрудных знаков говорятся в период постройки подразделения, на котором читается приказ.

Предупреждение о служебном несоответствии говорится раз в год. Если случается повторный проступок, то виновник понижается в должности либо звании. Увольнение из ВС России используется к служащим по контракту, которые совершили грубое преступление устава либо обстоятельств контракта.

Обычно дисциплинарное взимание совершается немедля, но иногда это случается до истечения периода давности назначенной военнослужащему дисциплинарной ответственности. Если даже период давности прошел, запись о взимании останется в служебной карточке.

Задачей дисциплинарного взимания считается не лишь воспитательное влияние на служащего, который преступил дисциплину, но и сослуживцев виновного. Лучшим орудием профилактики преступлений есть публичная кара военнослужащих по контракту и по призыву из запаса.

Также к служащему может использоваться дисциплинарный арест — ко всем военнослужащим и гражданам, вызванным на военные сборы.

Что относится к наложению дисциплинарного взимания на начальника, то оно, в отличие от взимания на рядового служащего, накладывается не в присутствии подчиненных. Ведь командир должен сберечь авторитет перед подчиненными.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.