Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льгота по НДС для управляющих компаний ЖКХ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если речь идет о ситуации, когда УК управляет домом и выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, работает норма пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. В ней обозначено, при соблюдении каких условий не подлежат обложению НДС на территории РФ операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. Освобождение действует при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с ТКО.
Сами РСО при реализации коммунальных услуг управляющим организациям (ТСЖ и т. д.) не вправе применять освобождение от обложения НДС. Поэтому операции по реализации коммунальных услуг управляющим организациям (ТСЖ) РСО облагают налогом в общеустановленном порядке (см. письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03-07-14/53310, от 04.04.2017 № 03-07-11/19541, от 13.12.2016 № 03-07-14/74358).
Как пояснила ФНС в Письме от 27.12.2016 № СД-19-3/197, реализация коммунальных услуг организациями коммунального комплекса управляющей компании производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС. При дальнейшей реализации УК коммунальных услуг физическим лицам (потребителям) НДС на основании пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ не исчисляется. При этом в силу п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные УК организациями коммунального комплекса при реализации коммунальных услуг, учитываются у управляющей организации в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Следовательно, физические лица (потребители) оплачивают коммунальные услуги, предоставленные им УК, по стоимости, учитывающей сумму НДС.
Например, если организация коммунального комплекса реализует коммунальную услугу УК, управляющей организации предъявляются тариф (предположим, 100 руб.) и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа (20 руб.), которая учитывается у УК в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Дальнейшая реализация этих услуг потребителям производится за 120 руб. с учетом НДС.
С 1 января 2022 года вступает в силу новая редакция подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ. НДС смогут не платить компании, которые оказывают услуги общественного питания:
- через объекты общепита: рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии и иные аналогичные объекты общепита,
- вне объектов общепита по системе выездного обслуживания.
Освобождение от НДС не распространяется на:
- кулинарии, розничные продажи организаций и ИП;
- тех, кто занимается заготовочной и аналогичной деятельностью для общепита.
Чтобы получить освобождение от уплаты НДС по положениям нового подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК:
- сумма доходов за предыдущий год не должна превышать 2 млрд руб.,
- доля доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов должна составлять не менее 70 процентов.
Доля доходов для применения льгот будет определяться по-разному в зависимости от режима налогообложения.
Если организации работала на ОСНО, то доходы определяются по положениям главы 25 НК РФ – налог на прибыль.
Если компания или ИП работала на УСН, доход определяется по положениям главы 26.2 НК РФ – УСН.
Если речь идет от ИП, доход определяется по положениями главы 23 НК РФ — НДФЛ.
Российским законодательством предусматриваются льготы при налогообложении НДС некоторых товаров или услуг. Льгота – это некоторое преимущество по сравнению с прочими участниками, дающее возможность не начислять налог или применять пониженную ставку (пп. 1–2 ст. 56 НК РФ).
В отношении НДС также предусмотрено льготное налогообложение при совершении отдельных действий. Причем их перечень, установленный Налоговым кодексом, дополнению не подлежит.
Более подробно об использовании льготного налогообложения вы узнаете из материала «Ст. 149 НК РФ (2019): вопросы и ответы».
Если же субъект экономических отношений действует в интересах третьих лиц на основании договоров комиссии, поручительства, агентских соглашений, освобождения от НДС не предполагается.
Возможность использования льгот должна быть подтверждена документально, в том числе и по требованию ФНС в рамках проведения камеральных проверок (пп. 2, 6 ст. 88 НК РФ). Для этих целей могут быть затребованы следующие документы:
- лицензии, позволяющие осуществлять некоторые виды деятельности;
- договоры с контрагентами;
- счета-фактуры без выделенной суммы НДС;
- прочие бумаги и регистры.
Если текущая деятельность подлежит обязательному лицензированию, то льготы по НДС применяются в зависимости от некоторых факторов.
В частности, про льготы в сфере образования вы сможете узнать из статьи «Когда образовательные услуги облагаются НДС?».
НДС у УК по коммунальным услугам
Льготы по НДС условно делятся на 3 вида: полное освобождение от налога, частичное (не облагаются только конкретные операции) и пониженные ставки НДС — 10% и 0%.
hidden>
Список операций, при которых не нужно платить НДС, приведён в ст. 149 НК РФ. В этом случае льгота распространяется только на них, а не на всю деятельность предприятия. В частности, при реализации на территории России не облагаются НДС:
- медицинские товары отечественного и зарубежного производства из перечня, утверждённого правительством, — протезно-ортопедические изделия, очки и линзы для коррекции зрения, техсредства для реабилитации инвалидов и т. д.;
- услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
- сдача в аренду домов, квартир и комнат в частном, государственном и муниципальном жилищном фонде;
- медицинские услуги, кроме косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических;
- обслуживание банковских карт и др.
Нет необходимости уведомлять налоговую инспекцию о начале применения льготы по НДС по отдельным операциям. Об этом она узнает сама, когда получит декларацию. Главное, соответствовать всем условиям ст. 149 НК РФ, дающим право на освобождение от налога.
Условия, при которых можно применять льготы по уплате НДС согласно ст. 145 НК РФ:
- С момента госрегистрации ИП или организации прошло не меньше трёх месяцев.
- Выручка за предыдущие 3 календарных месяца — не больше 2 млн руб. Её считают только по облагаемым НДС операциям, но без учёта самого налога.
Не получится избавиться от НДС, если налогоплательщик выступает налоговым агентом либо реализует импортные или подакцизные товары. Если есть и необлагаемые товары, и подакцизные, для применения льготы нужно вести раздельный налоговый учёт НДС.
Чтобы отказаться от налога на добавленную стоимость:
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Услуги, которые предоставляют организации коммунального комплекса, облагаются НДС в стандартном порядке — по ставке 20 %. К таким организациям относятся юрлица, которые занимаются системами коммунальной инфраструктуры или эксплуатируют объекты для утилизации ТКО.
Если вы приобретаете услуги напрямую у ресурсоснабжающих организаций, то будете платить НДС в стандартном порядке. Еще один вариант — приобретать услуги через управляющие организации. Для них есть особое правило.
Управляющие организации ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные потребительские кооперативы могут освободить от НДС реализацию коммунальных услуг, если соблюдены условия (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ):
- услуги приобретены у ресурсоснабжающих организаций или региональных операторов по обращению с ТКО по предельным единым тарифам;
- услуги реализованы потребителям в пределах цены их приобретения (с учетом НДС).
Если хотя бы одно из условий нарушено, управляющая организация должна начислить и уплатить НДС.
Освобождение от НДС действует независимо от того, кому оказаны услуги — физическим или юридическим лицам, собственникам или арендаторам, жилым или нежилым помещениям (письмо Минфина от 23.01.2017 N 03-07-11/2838). Управляющая организация может отказаться от льготы, платить НДС и принимать налог к вычету в стандартном порядке.
Размер платы за коммунальные услуги не изменяется, если управляющая организация применяет льготу. Если вы приобретаете услуги напрямую у ресурсоснабжающей компании, управляющей организации со льготой или без, сумма будет учитывать НДС.
Это связано с тем, что управляющая организация приобретает у ресурсоснабжающих компаний услуги уже с учетом НДС. Она не прибавляет дополнительный НДС при реализации услуг потребителям, но учитывает предъявленный ресурсоснабжающей компанией НДС в их стоимости. Поэтому потребители платят за коммунальные услуги цену, в которой уже заложен НДС. Например, электростанция предоставила управляющей организации услуги по электроснабжению по тарифу с НДС согласно тарифу: 100 и 20 рублей соответственно.
Если вы покупаете услуги напрямую у ресурсоснабжающей организации или у управляющей организации, которая отказалась от льготы, то будете оплачивать тариф, увеличенный на сумму НДС, — те же самые 120 рублей, где 100 рублей тариф и 20 рублей НДС.
Кто получит право на пониженные тарифы с 1 января 2022 г. и не будет платить НДС
Чтобы учесть расходы на коммунальные услуги, нужно получить от поставщика подтверждающие их документы: договор, акт об оказании услуг, квитанция, счет-фактура. Как правило, поставщики выставляют счета в конце месяца.
Если коммунальные расходы относятся к объектам непроизводственного назначения, при расчете налога их не учитывайте.
Период списания расходов, в том числе НДС, зависит от метода учета доходов и расходов — кассовый метод или метод начисления.
При методе начисления расходы спишите в периоде, в котором получили счет на оплату или акт оказания услуг от ресурсоснабжающей организации. Если счета или акта нет, спишите расходы на дату, предусмотренную условиями договора.
При кассовом методе расходы признайте в том периоде, в котором они оплачены.
В бухучете сформируйте следующие проводки:
1. Если являетесь плательщиком НДС:
- Дт 20 (23 ,25, 26, 29, 44, 91-2) Кт 60 (76) — получен счет на оплату, подписан акт об оказании услуг;
- Дт 19 Кт 60 (76) — отражен входной НДС;
- Дт 68 НДС Кт 19 — входной НДС принят к вычету;
- Дт 60 (76) Кт 51 — оплачены коммунальные услуги.
НДС с коммунальных услуг принимается к вычету в стандартном порядке. Для этого должны соблюдаться все условия, предусмотренные ст. 171 и ст. 172 НК РФ: принятие услуг к учету, их использование в облагаемой НДС деятельности и наличие документов с выделенной суммой налога.
2. Если не являетесь плательщиком НДС:
- Дт 20 (23 ,25, 26, 29, 44, 91-2) Кт 60 (76) — получен счет на оплату, подписан акт об оказании услуг;
- Дт 19 Кт 60 (76) — отражен входной НДС;
- Дт 20 (23 ,25, 26, 29, 44, 91-2) НДС Кт 19 — входной НДС учтен в расходах;
- Дт 60 (76) Кт 51 — оплачены коммунальные услуги.
Арендаторы помещений возмещают коммунальные услуги арендодателю. Это можно сделать одним из трех способов: включить коммуналку в сумму аренды, добавлять ее сверху или перечислять в рамках посреднического договора. От выбранного способа зависит порядок уплаты и принятия НДС к вычету.
Это самый простой способ возмещения расходов на коммуналку для целей НДС. Если коммунальные платежи входят в арендную плату, то налогом облагается вся сумма платежа по договору, включая коммуналку.
Арендодатель выставляет арендатору счет-фактуру на всю сумму арендной платы. Входной НДС от поставщиков коммунальных услуг можно принять к вычету в полном размере на основании подтверждающих документов.
Арендатор вправе принять к вычету всю сумму входного НДС, в том числе по коммунальным услугам. Для этого достаточно счета-фактуры от арендодателя.
Если коммунальные услуги перевыставлены сверх арендной платы, НДС на их стоимость не начисляется, так как нет объекта налогообложения. Арендодатель не может принять к вычету входной НДС от поставщиков услуг, он включается в стоимость коммунальных услуг, перевыставленную арендатору.
Арендатор в этом случае тоже не может принять налог к вычету, так как эта операция не признается реализацией для целей НДС, арендодатель не предъявил НДС и не выставил счет-фактуру.
Перевыставленные коммунальные услуги облагаются НДС в том же порядке, что и другие перевыставленные расходы. Арендодатель в этом случае не начисляет, не платит и не принимает НДС к вычету. Он перевыставляет арендатору счет-фактуру, если провел расходы от своего имени. Если же расходы приобретены от имени арендатора, поставщик услуг сразу выписывает счет-фактуру на него.
Благоприятные изменения произойдут и в сфере управления имуществом, говорит юрист FTL Advisers Светлана Иванова. С 1 января 2022 года в силу вступит часть изменений, которые внес в налоговый кодекс ФЗ-305 от 2 июля 2021 года. В частности, появятся единые сроки уплаты имущественных налогов для организаций — до 1 марта года, следующего за отчетным.
Пока сроки уплаты имущественных налогов на свое усмотрение устанавливают региональные власти, из-за чего компании сталкиваются с «путаницей и неудобством», отмечает руководитель налоговой практики в юридической фирме «Зарцын и партнеры» Николай Андреев: «Так как имущество облагается налогом по месту нахождения бизнеса, компании с представительствами в разных регионах могут круглый год заниматься оплатой налогов».
С 1 января также изменится кадастровая стоимость недвижимости, предупреждает Иванова из FTL Advisers. В Москве она вырастет в среднем на 21%. Это в разы увеличит налоговое бремя для владельцев недвижимости, так как на основании кадастровой стоимости формируется база для расчета налога на имущество, земельного налога, а также платежей за федеральную и муниципальную недвижимость, включая плату за аренду, объясняет юрист.
Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2022 года
-
Статистическая форма 1-ИП: кто сдаёт и как заполнить
3,0 тыс. 0
С 1 января 2022 г. дополнен пункт 3 (введен подпункт 38) ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и теперь организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, имеют право на освобождение от уплаты НДС при одновременном выполнении двух условий[1]:
1) за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, сумма доходов таких организации или ИП не превысила в совокупности 2 млрд руб.;
2) за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или ИП составил не менее 70 %.
Есть и третье условие освобождения от НДС, которое станет обязательным только с 1 января 2024 г.: среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за налоговый период по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с ОКВЭД.
Итак, от уплаты НДС освобождаются организации, оказывающие услуги общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).
Услугами общественного питания не признается:
• реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП) розничной торговли;
• реализация продукции общественного питания организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность;
Если организация создана или государственная регистрация физического лица в качестве ИП осуществлена в течение 2022 или 2023 г., они вправе применить освобождение в налоговых периодах соответствующего календарного года, в котором создана организация или осуществлена государственная регистрация физического лица в качестве ИП, без ограничений, т. е. не имеет значения размер дохода (ограничение в 2 млрд руб.) и доля дохода от услуг (ограничение в 70 %).
Налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от налогообложения. Для этого ему нужно представить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ). В этом случае организация-общепит начисляет НДС при оказании услуг и заявляет к вычету «входной» НДС.
Обратите внимание:
• организация, осуществляющая производство кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания и реализующая данную продукцию через собственные отделы кулинарии физическим лицам, вправе в 2022 г. применять освобождение от НДС при условии, что в 2021 г. сумма ее доходов не превысила в совокупности 2 млрд руб. и удельный вес доходов от реализации произведенных кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания через собственные отделы кулинарии физическим лицам в общей сумме доходов составил не менее 70 %[2];
• если организации общепита торгуют покупными товарами через вендинговые аппараты, то по таким товарам применять льготу по НДС нельзя[3], так как на основании одним из типов торговых предприятий является торговый автомат (вендинговый автомат)[4]: нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца, а торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов, является формой розничной торговли.
В некоторых случаях при продаже товаров НДС нужно считать не с цены реализации, а с разницы между ценой покупки и ценой реализации, т. е. межценовой разницы. В перечень товаров, по которым НДС начисляется на межценовую разницу, добавили электронную и бытовую технику[5].
Виды электронной и бытовой техники закреплены в Постановлении Правительства РФ[6]:
• компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата;
• машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных;
• аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей;
• холодильники бытовые;
• морозильники бытовые;
• машины стиральные бытовые;
• пылесосы бытовые.
С 1 января 2022 г. не облагается НДФЛ оплата или компенсация стоимости путевки на детей, не достигших возраста 18 лет, а также детей до 24 лет, которые проходят обучение по очной форме в образовательных организациях[7].
От уплаты НДФЛ освободили путевки, которые приобретены в календарном году однократно.
Исключили условие о том, что для освобождения от НДФЛ стоимость путевки не должна быть учтена при расчете налога на прибыль.
[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 305-ФЗ).
[2] См. письмо Минфина России от 30.07.2021 № 03-07-11/61177.
[3] См. письмо Минфина России от 08.10.2021 № 03-07-07/81801.
[4] Пункты 60 и 88 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.
[5] См. Федеральный закон от 30.04.2021 № 103-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
[6] См. Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544 «Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)».
[7] См. Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 8-ФЗ).
А. Н. Дубоносова,
зам. управляющего директора по экономике и финансамМатериал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2022.
С 1 января 2022 г. не облагается НДФЛ оплата или компенсация стоимости путевки на детей, не достигших возраста 18 лет, а также детей до 24 лет, которые проходят обучение по очной форме в образовательных организациях[7].
От уплаты НДФЛ освободили путевки, которые приобретены в календарном году однократно.
Исключили условие о том, что для освобождения от НДФЛ стоимость путевки не должна быть учтена при расчете налога на прибыль.
[1] См. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 305-ФЗ).
[2] См. письмо Минфина России от 30.07.2021 № 03-07-11/61177.
[3] См. письмо Минфина России от 08.10.2021 № 03-07-07/81801.
[4] Пункты 60 и 88 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.
[5] См. Федеральный закон от 30.04.2021 № 103-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
[6] См. Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544 «Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)».
[7] См. Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 8-ФЗ).
А. Н. Дубоносова,
зам. управляющего директора по экономике и финансамМатериал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2022.
Отметьте какую задачу планируете решить и получите бесплатную консультацию.
- Зарегистрировать
бизнес - Проанализировать /
Восстановить бухучет - Встать на бухгалтерское
сопровождение - Получить юридическую
помощь
Льготное обложение НДС для общественного питания введено ФЗ №305 от 02.07.2021. Соответствующие поправки внесены в НК РФ (ст. 149). Основанием для введения меры поддержки стало снижение прибыли у профильных организаций и ИП в результате периодически или постоянно действующих пандемических ограничений.
От НДС, разумеется, освободили не всех без разбору. Льготное налогообложение доступно ИП и компаниям при соблюдении ряда условий. Первое и главное – вид деятельности (класс 56 раздел 1 ОКВЭД2). Второе: услуги общепита должны оказываться по месту, выбранному заказчиком, или в специализированном заведении. То есть «освобожденцами» в 2022 году становятся закусочные, столовые, кафетерии, буфеты, точки быстрого обслуживания, бары, рестораны, кафе.
Важно! Освобождение от НДС действует только в отношении услуг общественного питания, а не в отношении деятельности ИП или компании в общем. То есть если работающий ресторан кормит посетителей, предлагает доставку еды и сдает часть площади в аренду, то «освобожденцем» он будет по первым двум статьям. Аренда под льготное налогообложение не попадает.
Воспользоваться льготным НДС могут как давно работающие компании и ИП, оказывающие услуги общепита, так и новые. Для налогоплательщиков каждой категории предусмотрены свои условия.
Для старичков упомянутый выше ФЗ №305 предусматривает ограничения по удельному весу доходов от общепита (70%+) и годовой выручке (до 2 млрд. рублей за 2021 год). Посчитали соответствующие показатели? Если компания не превысила лимит по выручке и выполнила условие по удельному весу доходов от общепита, льготный НДС подключится в 2022 автоматически. Обращаться в налоговую с заявлением об освобождении от налога не придется.
Для новичков, зарегистрированных в 2022, все проще. Они являются «освобожденцами» по умолчанию. Указанные выше лимиты таким компаниям и ИП необходимо будет проверять по итогам 2022 года, чтобы продолжить пользоваться льготой в 2023.
В 2024 перечень условий для льготного налогообложения дополнится. Новым условием станет размер выплат физлицам. Его привяжут к региональному среднеотраслевому показателю. Норма предусмотрена ст. 149 НК РФ.
Под освобождение от НДС в общепите не попадает деятельность, связанная с заготовкой продукции, и деятельность кулинарных отделов в организациях, занимающихся розничной торговлей. Не предусмотрены льготы и для посредников любого рода.
На то, что посредники не являются «освобожденцами», обратил внимание налогоплательщиков Минфин. Согласно разъяснениям, изложенным в письме №03-07-11/94606 от 23.11.2021, для работы с льготным НДС индивидуальному предпринимателю или компании необходимо непосредственно оказывать услуги общепита. Все, что выходит за рамки этого вида деятельности, облагается НДС на общих основаниях (или не облагается, если имеет место работа на спецрежиме).
Рассмотрим ситуацию на примере. Компания занимается изготовлением и доставкой готовых обедов, работает на ОСНО. Для нее актуально освобождение от НДС, и с 2022 года она может воспользоваться льготой.
Компания не имеет собственной службы доставки, сотрудничает с курьерской службой. Последняя, хоть и доставляет готовые обеды, на освобождение от НДС рассчитывать не может. Деятельность курьерской службы не является оказанием услуг общепита. Причем не важно, какой договор (агентский, поручения или комиссии) заключен между производителем обедов и посредником. Согласно ст. 149 НК РФ, льготой по НДС в такой ситуации пользуется только производитель обедов (поставщик услуг общественного питания).
Реализация покупных товаров, включая продукты питания, через вендинговые автоматы тоже под льготное налогообложение не попадает. Давайте разберемся почему.
Перечень услуг ЖКХ, освобожденных от НДС, расширять не нужно
А теперь самое интересное с практической точки зрения. Итак, компания выполнила условия и с января 2022 освобождена от НДС. Реализация услуг общественного питания осуществляется без начисления указанного налога. Собираетесь выставить первый счет? Учтите нормы ст. 169 НК РФ (п. 3 пп. 1).
Для бухгалтера остается актуальным вопрос: что делать с входным НДС по услугам, работам и товарам, связанным с услугами общепита, попавшими под льготное налогообложение? Отвечаем: включайте налог в стоимость указанных услуг, работ и товаров, не принимайте его к вычету.
Если в 2021 году вы приняли к вычету входной НДС по услугам, товарам, работам, приобретенным для услуг общепита, которые реализуются в 2022 году, налог необходимо восстановить. Восстановление отражайте в учете по мере использования соответствующих товаров, услуг и работ при осуществлении операций, освобожденных от НДС.
Восстановленный налог включайте в прочие расходы и отражайте на счете 91.
И последнее: льгота по НДС не освобождает общепит от ежеквартальной отчетности по этому налогу. Льготные операции включайте в декларации в раздел 7.
Теги данной публикации: общепитучет по отраслям
Несмотря на то, что услуги общепита освобождаются НДС, организация/предприниматель должны будут ежеквартально в общем порядке сдавать декларацию по НДС. Освобождаемые от НДС операции отражаются в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев».
В этом разделе нужно указать код операции, однако в начале декабря такой код для услуг общепита еще не существовал. Вероятно, к апрелю 2022 г., когда будет подаваться первая декларация по НДС с отражённой в ней новой льготой, код операции уже будет утвержден.
С 1 января 2022 г. от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.
Существующие тарифы на коммунальные услуги в различных субъектах Российской Федерации и на различные виды коммунальных услуг утверждаются как с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), так и без учета НДС.
В это связи возникают многочисленные разбирательства между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и УК (управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК).
С одной стороны Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 5 октября 2022 г. № 57 разъяснил, что из толкования во взаимосвязи ст.ст. 135 и 137 ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в данном Постановлении ВАС РФ правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами — членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на предоставление коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в МКД.
С другой стороны, сложившаяся судебная и правоприменительная практика свидетельствуют об обратном: НДС платить надо.
Суд нижестоящей инстанции (Арбитражного суда Московской области) по мнению ФАС Московского округа не учел, что тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению были утверждены уполномоченным органом без учета НДС, в связи с чем увеличение тарифа на сумму НДС при реализации предприятием услуг водоотведения не противоречит п. 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Рассматриваемый вопрос также нашел отражение в постановлениях Президиума ВАС, причем позиции в указанных постановлениях содержатся прямо противоположные.
Постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2022 г. № 12552/10 содержит вывод о том, что расчет РСО суммы задолженности ТСЖ за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для РСО, увеличенного на сумму НДС, не соответствует нормам Налогового кодекса РФ , Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2022 г. № 307 (действующих на момент судебного разбирательства – прим. авт.).
Президиум ВАС отметил, что при расчетах между ТСЖ и РСО подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, в то время как при определении суммы задолженности суд нижестоящей инстанции счел, что тарифы, установленные органом местного самоуправления на услуги водоснабжения и водоотведения, не включают НДС.
В Постановлении Президиума ВАС от 22 февраля 2022 г. № 12552/10 указано, что у РСО отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 %.
Далее в связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между РСО и исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает арбитражным судам следующие разъяснения (Постановление от 17 ноября 2022 г. № 72).
Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с РСО с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости — назначена экспертиза.
Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у РСО отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.
Если при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление РСО к оплате УК дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению .
Кроме того, исполнитель коммунальных услуг, уплативший РСО сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, на основании п. 1 ст. 2022 Гражданского кодекса РФ вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией.
Снижение цен на ЖКХ через освобождение от НДС коммунальщиков
Заполняю квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк. Не пойму — надо указывать платеж с НДС (18%) или за коммунальные услуги НДС не платится.
НДС на коммунальные услуги не платится
НДС не платится. В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Олег Борисович, этот показатель зависит от того на какой системе налогообложения находится Ваш поставщик коммунальных услуг: на общей системе налогообложения или на упрощенной. Обычно, НДС если предусмотрен в соответствии с законом, уже включен в тариф. Поэтому на Вашем месте я бы не делал никаких выделений. Удачи Вам! В случае возникновения вопросов, обращайтесь.
Уважаемый Олег Борисович !
Коммунальные услуги оплачиваются на основании квитанций, которые предоставляют ежемесячно собственникам помещений в Многоквартирных жилых домах Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК или поставщики конкретных видов коммунальных услуг. В квитанциях таких уже указана сумма оплаты за поставку данной коммунальной услуги.
Вот эту сумму и следует указывать в квитанцию на оплату коммунальных услуг через интернет-клиент банк.
НДС чаще всего закладывается в тарифы за коммунальные услуги. Зная тариф, зная объем поставленной коммунальной услуги, легко определить сумму оплаты за конкретный месяц.
НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.
В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.
На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.
В соответствии с нормами, указанными в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса, говорится о том, что реализация коммунальных услуг полностью освобождается от налога на добавленную стоимость.
Данное правило применяется только в том случае, если коммунальные услуги предоставляются товариществами владельцев недвижимости, управляющими организациями, а также другими потребительскими специализированными кооперативами, формирование которых осуществлялось для того, чтобы удовлетворить потребности граждан в недвижимости, а также обеспечить оптимальное обслуживание общедомовых инженерных систем.
При этом стоит отметить тот факт, что указанная норма не предусматривает возможность освобождения от налога каких-либо коммунальных услуг, которые продаются управляющим организациям специализированными коммунальными комплексами, а также поставщиками газа и электричества.
Точно так же не освобождаются от необходимости выплаты данного налога какие-либо работы, связанные с поддержанием зданий в нормальном состоянии и проведением ремонта общедомового имущества.
На сегодняшний день управляющие компании, ведущие свою деятельность на основании упрощенной системы налогообложения, оказываются в несколько двойственной ситуации. Так как изначально тарифы указываются с учетом налога на добавленную стоимость, граждане оплачивают их с учетом данной выплаты, и если в дальнейшем компания, работающая на упрощенной системе, не оплатит в бюджет соответствующую сумму, по факту она ей будет присвоена, что в соответствии с действующим законодательством представляет собой непосредственное нарушение государственной ценовой дисциплины.
Таким образом, если компания, занимающаяся предоставлением коммунальных услуг, работает на упрощенной системе и не хочет оплачивать налог на добавленную стоимость в соответствии с общеустановленным порядком, то в таком случае ей стоит обратиться в орган местного самоуправления для того, чтобы добиться возможности указания тарифов для граждан, не включая в них указанную выплату.
Чтобы добиться реализации данной цели, можно инициировать проведение специализированной экспертизы тарифов, результатом которой будет указание на то, что отсутствие в установленных ценах налога на добавленную стоимость в конечном итоге позволит существенно сократить затраты для обычных граждан.
Как происходит возврат коммунальных платежей — читайте далее.
В этой статье мы расскажем, где оплатить коммунальные платежи.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Статьи по теме
Из статьи вы узнаете облагаются ли НДС коммунальные платежи и как рост НДС повлияет на них.
Организация коммунального комплекса
Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.
Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2022 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.
Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.
В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.
Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи. Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях. Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2011 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:
- электроэнергии;
- снабжение водой;
- устройство канализации;
- обеспечение природным газом;
- отопления;
- вывоз твердых неопасных отходов.
Какие льготы по НДС предусмотрены в 2021-2022 годах?
Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.
В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.
Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.
Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.
- Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
- Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.
Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.
- Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.
Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.
Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.
Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.
В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:
- операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
- передача имущественных прав.
Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.
ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.
Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.
Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Это юридическое лицо:
- занимающееся системами коммунальной инфраструктуры,
- эксплуатирующее объекты для утилизации ТБО.
Организационно-правовая форма юридического лица не важна, чего не скажешь о порядке использования системы коммунальной инфраструктуры.
Она должна применяться для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
П. 1 ст. 168 НК РФ определяет, что при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.
Налоговые льготы по НДС в 2021
Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.
Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.
Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.
ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.
НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.
ФНС РФ напоминает, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.
Если УО выбирает этот вариант, то потребители оплачивают тариф, увеличенный на сумму НДС – 118 рублей, из которых 100 рублей – тариф и 18 рублей – НДС. Поэтому потребители приобретают коммунальные услуги с уже учтённой суммой НДС.
Этот вывод поддерживает постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72.
- Нормативная база
- Кому предоставляются льготы
- Как оформить льготы
- Какие документы нужны для оформления
- Размер льгот
- Льготы в Москве
- Льготы в Санкт-Петербурге
Упрощённая система налогообложения или УСН – один из пяти специальных налоговых режимов, согласно п. 2 ст. 18 НК РФ. Такой режим ориентирован на малый бизнес, а его цель – упрощение расчёта и уплаты налогов при ведении предпринимательской деятельности. Порядок применения упрощённой системы налогообложения регулируется нормами главы 26.2 НК РФ.
Эксперт по налогам, основатель аутсорсинговой компании «ЮрфинекС» и помощник по налогам Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Карелия Юрий Романченко на онлайн-семинаре «Упрощённая система налогообложения: риски, возможности, правила для УО и ТСЖ» отметил, что УСН – оптимальное решение для ведения налогового учёта в управляющих компаниях и ТСЖ, ЖК, ЖСК. Ведь кооперативы и товарищества сложно отнести к крупному бизнесу, а управляющие компании далеко не всегда вырастают до среднего предпринимательства.
Тем не менее сложилась судебная практика, когда суды признают поступления оплаты за коммунальные и жилищные услуги доходами УО, ТСЖ, ЖК. Поэтому устойчивого мнения о том, делает ли УСН их жизнь легче, нет.
Также отметим, что при УСН налогоплательщик вправе сам выбрать один из двух объектов налогообложения, указанный в ст. 346.14 НК РФ:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на расходы.
Для УК, ТСЖ и ЖК ограничений для применения УСН нет, так как они не занимаются банковской, микрофинансовой деятельностью и не работают с ценными бумагами.
Тем не менее им могут не позволить перейти на УСН, если:
- средняя численность работников за налоговый период превышает 100 человек;
- остаточная стоимость основных средств по данным бухгалтерского учёта превышает 150 миллионов рублей;
- организация зарегистрирована за пределами РФ;
- организация не уведомила о переходе в установленные сроки;
- организация имеет филиалы.
Полный перечень условий, при которых перейти на УСН невозможно, вы найдёте в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Управляющие организации, ТСЖ и ЖК не вправе до окончания налогового периода сменить режим налогообложения.
Однако при несоблюдении отдельных условий они могут утратить право на применение упрощённой системы налогообложения. Перечислим такие условия:
- Превышение доходов налогоплательщика за отчётный период.
- Превышение установленного ограничения по численности работников и стоимости основных средств.
- Ведение деятельности, при которой не допускается применение УСН или ограничен выбор объекта налогообложения (п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 3 ст. 346.14 НК РФ).
- Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
- Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
- Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. — М.: КноРус, 2016. — 112 c.
- Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.
- Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.
С 2022 года заработала еще одна льгота для общепита, который относится к среднему бизнесу, — пониженные страховые взносы. Чтобы ею воспользоваться, бизнес должен соблюдать все критерии получения льготы по НДС и попадания в реестр МСП: основной ОКВЭД из класса 56, среднесписочная численность персонала — не более 1 500 человек, доля доходов от общепита — не меньше 70 %, оборот — не больше 2 млрд руб. Кроме того, нужно, чтобы среднесписочная численность превышала 250 человек.
Пониженные ставки применяются на выплаты в пользу работников, но только на сумму, которая превышает МРОТ. То есть:
- На сумму в размере федерального МРОТ, то есть 13 890 руб.: взносы на пенсионное страхование 22 %, медицинское 10 %, социальное 2,9 %. Всего — 34,9 %.
- На сумму оплаты труда свыше МРОТ: пенсионное 10 %, медицинское 5 %, социальное 0 %. Всего — 15 %.
Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы предлагает столичным предпринимателям, в том числе тем, кто занимается общепитом, несколько субсидий. Есть варианты:
- Компенсация процентов по кредиту на поддержку или развитие деятельности и приобретение оборудования. Размер субсидии — ключевая ставка ЦБ, а если оборудование отечественное, то еще плюс 5 %.
- Деньги на приобретение оборудования — 35 % от суммы без учета НДС, если оно отечественное, и 25 %, если иностранное.
- Компенсация лизинговых платежей — 35 % за отечественное и 25 % за иностранное оборудование.
- Компенсация 70 % коммунальных услуг.
Общая сумма субсидии не может превышать 1 млн руб.
На момент написания статьи прием заявок на субсидию прекращен, но на сайте департамента можно подписаться на оповещение о старте следующего этапа приема заявок.
Похожие записи:
- Зарегистрировать