Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор источников семейного права на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Алименты на детей, оставшихся без попечения родителей, взыскиваются только через суд. Размер алиментов суд определяет в том же порядке, что и размер алиментов на несовершеннолетних детей. Они выплачиваются опекуну или попечителю ребенка, его приемным родителям или перечисляются на счет организации, в которой находится ребенок (образовательной, медицинской организаций, организации социального обслуживания и т.п., ст. 84 СК РФ).
Источники семейного права
В соответствии со ст. 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, на основании которых производится взыскание алиментов, являются:
- исполнительные листы;
- судебные приказы;
- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (или их нотариально засвидетельствованные копии),
а с 2019 года также нотариально удостоверенные медиативные соглашения (или их нотариально засвидетельствованные копии).
Размер алиментов устанавливается судебным решением или соглашением об уплате алиментов и указывается в исполнительном документе. Алименты взыскиваются ежемесячно, порядок определения размера описан выше.
Согласно ст. 138 ТК РФ и ч. 3 ст. 99 Закона об исполнительном производстве общий размер всех удержаний при выплате алиментов на несовершеннолетних детей не может превышать 70%. Причем размер удержаний определяется исходя из сумм, оставшихся после удержания налогов.
В соответствии со ст. 109 СК РФ администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, судебного приказа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, и уплачивать или переводить их за счет лица, обязанного уплачивать алименты, лицу, получающему алименты, не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты.
В свою очередь, получатель алиментов выбирает, как удобнее ему получать алименты:
- в кассе организации, где работает плательщик алиментов;
- со счета в банке, на который перечислены алименты;
- почтовым переводом.
О принятом решении получатель должен сообщить в бухгалтерию организации, осуществляющей удержания, написав заявление, в котором помимо всего прочего отражаются способ получения денежных сумм, почтовый адрес, а при необходимости – реквизиты банковского счета. Перевод и перечисление денежных средств по алиментам производится за счет должника.
При выдаче алиментов наличными деньгами из кассы организации лично получателю или по его доверенности кассир обязан отметить номер, дату и место выдачи предъявленного паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя, а также место его регистрации.
Исходя из смысла ст. 86 СК РФ родители, с которых взысканы алименты на несовершеннолетних детей или на нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся в помощи детей, могут быть привлечены к участию в несении дополнительных расходов детей, вызванных исключительными обстоятельствами.
К таким обстоятельствам относятся тяжелая болезнь, увечье несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, требующие, в частности, оплаты постороннего ухода за детьми, иных расходов, необходимых для излечения или поддержания здоровья детей, а также для их социальной адаптации и интеграции в общество (расходы на протезирование, на приобретение лекарств, специальных средств для ухода, передвижения или обучения и т.п.), отсутствие пригодного для постоянного проживания жилого помещения и другие обстоятельства.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются на основании нотариально удостоверенного соглашения родителей или же судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах (в том числе однократно), так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.
При решении вопроса о взыскании дополнительных расходов суды учитывают, какие доказательства представлены истцом в подтверждение необходимости несения данных расходов (например, назначение врача, программа реабилитации), а также являются ли эти расходы следствием обстоятельств, носящих исключительный характер (п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 56).
В Госдуме рассматривается законопроект, согласно которому предлагается распространить право на дополнительные меры государственной поддержки на мужчин. Но только на тех, кто признан в установленном порядке в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него начиная с 1 января 2007, а также первого ребенка, рожденного для него начиная с 1 января 2020 суррогатной матерью, вступившего в брак и воспитывающего своих детей в семье совместно с усыновившей их супругой.
Законопроект № 28410-8.
Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году
Госдума рассмотрит законопроект, согласно которому предусматривается введение запрета для иностранных граждан и лиц без гражданства использовать институт суррогатного материнства на территории России.
Законопроект предлагает ввести обязательное получение указанными детьми гражданства РФ, если они рождены или вынашивались суррогатной матерью на день вступления в силу запрета на суррогатное материнство для иностранных граждан и лиц без гражданства.
Законопроект № 41630-8.
В Госдуме рассматривается законопроект, согласно которому право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и последующих детей (далее также — ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого и последующих детей) имеет каждый член семьи, в которой рожден (усыновлен) первый и последующие дети.
Размер предлагаемой выплаты составит 10 000 рублей.
Законопроект № 42393-8.
Еще один законопроект — правила определения доходов для государственных субсидий. Предлагается определять доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина после вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством.
В пояснительной записке указывается, что в настоящее время доходы граждан в целях оказания им государственной социальной помощи учитываются до вычета налогов и сборов.
Данный порядок учета дохода для получения социальной поддержки, является несправедливым и не позволяет получить помощь тем, кто в ней нуждается.
Законопроект № 30066-8.
В Госдума рассмотрит законопроект, согласно которому продолжительность неполного рабочего времени, при которой сохраняется право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не должна превышать 50% от нормальной продолжительности рабочего времени.
В пояснительной записке указывается, что на практике региональные отделения ФСС фактически лишают граждан данной меры социальной поддержки и возможности получать указанное пособие при установлении им работодателями неполного рабочего времени.
Законопроект № 41991-8.
-
Налоговые меры по преодолению последствий санкций
195 0
-
Многодетным семьям планируют давать землю бесплатно на новых правилах
20 0
-
Новый порядок возбуждения дел по налоговым преступлениям
29 0
-
«Клянусь быть честным и неподкупным!» Введут ли клятву для госслужащего?
105 0
(в ред. Федеральных законов от 15.11.97 N 140-ФЗ, от 27.06.98 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 30.06.2008 N 106-ФЗ, от 23.12.2010 N 386-ФЗ, от 04.05.2011 N 98-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ, от 30.11.2011 N 351-ФЗ, от 12.11.2012 N 183-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 20.04.2015 N 101-ФЗ, от 13.07.2015 N 237-ФЗ, от 13.07.2015 N 240-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 30.12.2015 N 457-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ, от 01.05.2017 N 94-ФЗ, от 30.10.2017 N 302-ФЗ, от 14.11.2017 N 321-ФЗ, от 29.12.2017 N 438-ФЗ, от 29.07.2018 N 224-ФЗ, от 03.08.2018 N 319-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 18.03.2019 N 35-ФЗ, от 29.05.2019 N 115-ФЗ, от 02.08.2019 N 319-ФЗ, от 02.12.2019 N 411-ФЗ, от 06.02.2020 N 10-ФЗ, от 04.02.2021 N 5-ФЗ, от 02.07.2021 N 310-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.
Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.
К названным в статье 2 настоящего Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством (статья 3 настоящего Кодекса), применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.
Обзор источников семейного права на 2022 год
1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. (в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 5-ФЗ)
2. Не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также основам правопорядка и нравственности. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 5-ФЗ)
1. Граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами), в том числе правом на защиту этих прав, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.
2. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев, если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.
1. В п. 1 комментируемой статьи отмечено, что согласно Конституции РФ семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Таким образом, семейное законодательство как источник семейного права Российской Федерации обладает определенной спецификой. Из этого следует, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.
Однако следует учитывать, что согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
2. Главным правовым актом, регулирующим семейные отношения в РФ, является комментируемый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой ФС РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г. Впоследствии в него неоднократно вносились дополнения и изменения.
Семейное законодательство включает не только Кодекс, но и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы. К их числу относятся Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.
К семейному законодательству также относятся законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют прежде всего семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относятся: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, также относится присвоение фамилии и отчества ребенку (п. п. 2 и 3 ст. 58 СК).
Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне.
Это значит, что и Российская Федерация, и входящие в нее республики, края, области, автономные округа, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь могут принимать законы, регулирующие как те же отношения, что и СК РФ, так и вопросы, непосредственно Семейным кодексом РФ не урегулированные. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать СК РФ.
Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»).
3. На основании и во исполнение положений СК РФ в соответствии с п. 3 комментируемой статьи Правительством Российской Федерации принят целый ряд нормативных правовых актов. В частности: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 117 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» и др.
Отдельно следует выделить распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». Указанная Концепция представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Поправки в Семейный кодекс 2021 коснулись вопроса обеспечения жильем ребенка, даже если родитель проживает отдельно. Ранее ст. 86 СК РФ содержала требование о привлечении каждого из родителя к оплате дополнительных расходов, вызванных исключительными обстоятельствами — в том числе тяжелая болезнь, увечье несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимость оплаты постороннего ухода за ними.
Иски по этому вопросу раньше удовлетворялись только при наличии фактически понесенных расходов на лечение или реабилитацию ребенка. Вероятно, именно по этой причине правительством было принято решение добавить — отсутствие у ребенка пригодного для постоянного проживания жилого помещения.
Таким образом, отдельно проживающий от ребенка родитель может быть обязан судом обеспечивать его жильем.
Обзор: «Основные изменения в ГК РФ в 2022 году» (КонсультантПлюс, 2022)
В поправках в Семейный кодекс появилась и : действия родителей считаются добросовестными, пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу судебным решением.
Это значит, что родители вправе самостоятельно выбирать методы воспитания ребенка
С одной стороны, закон будет защищать семьи от произвольных действий органов. Ведь существуют случаи, когда органы опеки безосновательно забирали ребенка из семьи. С другой стороны, судебный процесс может длиться до двух лет, а ребенок в это время будет подвергаться жестокому обращению и ненадлежащему уходу
🗣 Изменения в Семейном Кодексе в 2022 При этом, процент может устанавливаться как от всего дохода плательщика, так и от его определенных видов, например, заработной платы.
☑ Безналичными средствами на банковский счет или карту;.Поправки к Семейному кодексу коснутся защиты детей Более того, по словам Вторыгиной, приоритет воспитания ребенка в семье, который также заявили сенаторы, существует в России давно, как и вообще первоочередность интересов и прав ребенка в вопросах его взросления и воспитания. Тем не менее возможность остаться в семье не всегда является лучшим вариантом для самого ребенка. Сейчас, добавила депутат, сотрудники службы опеки заходят в семьи только в тех случаях, если есть сигналы и жалобы от общественности, например от соседей или из школы.
Домашнему обучению предложили новые правила «Это правильная мера, — считает Елена Приступа. — Потому что муниципалитет рассчитывает бюджет школы до начала учебного года, а он зависит от числа учеников. При этом дети на семейном обучении в это число не входят». Популярности такого выбора во многом способствовала пандемия коронавируса, считает депутат. Однако есть и другие причины: недовольство качеством образования в обычной школе, плохие отношения ребенка с другими учениками или педагогами, невозможность посещать ребенком школу из-за занятий спортом, частые переезды родителей. Впрочем, родители имеют право и не объяснять, почему они решили перевести ребенка на семейное образование.
Переводя ребенка на семейное образование, родители отчасти берут на себя функцию государства, позволяя федеральному бюджету экономить немалые деньги, считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Было бы логичным потратить эти средства на помощь таким семьям, — полагает депутат. — Но новые поправки не предусматривают поддержку родителей, которые занимаются семейным образованием. Такое образование возможно по федеральному закону, при этом федеральный закон не гарантирует родителям компенсаций за такую работу».
«С теми странами, где существует регистрация однополых браков, которые являются участниками Римской конвенции, где истолкование позволяет заключать вторые и третьи браки, мы, безусловно, будем руководствоваться нашей Конституцией, именно российскими основами правопорядка и нравственности, и в данном случае мы эту проблему здесь решаем», – пояснил Крашенинников.
Новости МоскваМежду тем законопроект спровоцировал большое количество вопросов у парламентариев. В частности, депутат от «Справедливой России» Игорь Моляков поинтересовался, считает ли Крашенинников гражданскую регистрацию брака, без церковных обрядов, законным основанием для создания новой семьи. Представитель фракции КПРФ Ольга Алимова попыталась уточнить, встречались ли главе думского комитета международные договоры, которые противоречат основам российского правопорядка и нравственности – и не проще ли выйти из такого договора, чем каждый раз обосновывать приоритет над ним Семейного кодекса РФ.
Новое в российском законодательстве (ежедневно)
Поправки внесены в статью 169 СК РФ «Применение норм настоящего Кодекса», которая определяет, что положения Семейного кодекса РФ применяются ко всем семейным отношениям, возникшим после введения его в действие. Теперь он регламентирует в том числе, в соответствии с новым пунктом 8 этой статьи:
Права и обязанности родителей начинаются с рождения детей или их усыновления. Заканчиваются они после достижения детьми совершеннолетия лет или вступления несовершеннолетних детей в брак. При этом декларируется равенство прав обоих родителей (ст. 61 СК РФ).
Формальные права и обязанности возникают с проведения процедуры регистрации брачного союза в соответствующих госучреждениях. Это процедура осуществляется только при личном присутствии людей, вступающих в брак. Происходит это через месяц после подачи заявлений. Отступление от этого срока допускается только в особых ситуациях (ст. 11).
Существовавший с советских времён Кодекс о браке и семье действовал только в рамках союзных республик, где закон принимался в соответствии с региональной спецификой. В Российской Федерации сложилась иная практика. Необходимость формирования пакета юридических документов, имевших единое действие по всей стране, заставила законодателей принять в 1995 году кодифицированный закон федерального уровня, посвящённый проблемам регулирования института семьи.
Фиктивным признается брак, заключенный без намерения создания семьи (п.1 ст. 27 СК РФ). Это намерение может отсутствовать либо у одного из супругов, либо у обоих. Как правило, такой брак имеет целью получение права на жилплощадь супруга, российского гражданства либо преследует другие, как правило, корыстные цели. Брак может быть признан недействительным только судом.
Брак– это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной любви и уважении, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.
если семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон при условии, что такое применение не будет противоречить существу семейных отношений (ст. 4 Семейного кодекса РФ).
Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации
- Конституции РФ;
- Семейного кодекса РФ;
- федеральных законов, которые принимаются в соответствии с Семейным кодексом;
- законов субъектов РФ;
- указов Президента РФ;
- нормативно-правовых актов Правительства РФ;
- ведомственных нормативных актов относительно вопросов семейного законодательства.
Понятие семейного права означает отдельную ветвь гражданского права, правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.
Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством, в связи с чем достоверные и полные сведения указываются на основании правоустанавливающих документов вне зависимости от режима имущества супругов, предусмотренного Семейным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 213 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат по договорам добровольного страхования жизни (за исключением договоров, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 213 Кодекса), в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком, и (или) его членами семьи, и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) и если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных им страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
Что входило в перечень до внесения изменений (этот список актуален и сейчас):
- заработная плата по трудовому договору, включая доплаты и премии, гонорары;
- пенсия, выплачивая по любым основаниям, кроме пенсии по утрате кормильца;
- стипендии;
- пособия по нетрудоспособности и безработице;
- дивиденды, доходы от предпринимательства;
- возмещение материального вреда;
- материальная помощь;
- некоторые иные компенсационные выплаты
Все изменения в законодательство всегда публикуются официально, последние новости на сегодня нужно узнавать в надежных источниках. Большое значение имеет и судебная практика, ее обобщает Верховный суд. Так, ВС РФ издал постановление №6 от 27.04.2021г., в котором объяснил следующее:
- уважительными причинами неуплаты являются болезнь, противодействие других лиц, обстоятельства непреодолимой силы, служба в армии по призыву и т.д. То есть, от воли человека они не зависят;
- уважительной причиной не является несогласие с суммой алиментов, так как у него есть право оспорить установленный судом размер;
- факт совместного проживания плательщика и получателя алиментов не является обстоятельством, исключающим ответственность на неуплату.
Таким образом, важные изменения — расширение списка источников доходов для удержания алиментов и ужесточение ответственности за их неуплату. Конкретные вопросы решаются индивидуально в соответствии с судебной практикой.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В Конституции РФ закреплены основные принципы семейного права. Так, ст. 19, 38 Конституции РФ провозглашают:
-
государственную защиту семьи, материнства, отцовства и детства;
-
равенство прав супругов в семье, прав родителей по воспитанию детей, которые одновременно являются и родительскими обязанностями.
Основой семейного права в Российской Федерации служит ст. 38 Конституции РФ:
Статья 38 Конституции РФ:
-
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
-
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
-
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
В соответствии с ч.1 статьи 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Статья 72 Конституции РФ:
-
п.1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
-
ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.
Данная редакция статьи приведена в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Конституция РФ, как уже отмечалось, устанавливает, что семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов Федерации, что позволяет, наряду с единообразием общих начал семейного законодательства, учитывать национальные особенности, местные условия и традиции.
Семейный кодекс РФ, действующий с 1 марта 1996 года, является основным источником семейного права в Российской Федерации и охватывает широкий круг семейных отношений, подлежащих правовому регулированию.
Семейный кодекс РФ состоит из следующих основных разделов:
-
Заключение и прекращение брака,
-
Права и обязанности супругов,
-
Права и обязанности родителей и детей,
-
Алиментные обязательства членов семьи,
-
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей,
-
Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Гражданский кодекс РФ также является источником семейного права. Нормы гражданского законодательства применяются к семейным отношениям в случаях:
-
непосредственно предусмотренных в Семейном кодексе РФ;
-
если семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон при условии, что такое применение не будет противоречить существу семейных отношений (ст. 4 Семейного кодекса РФ).
Например:
-
устанавливают порядок и условия, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет;
-
организуют деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей;
-
решают вопросы, непосредственно не урегулированные Семейным кодексом РФ.
Например:
- Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др.
Указы Президента РФ не должны противоречить Семейному кодексу РФ и иным федеральным законам.
К компетенции Правительства РФ в соответствии с Семейным кодексом РФ, в частности, относятся:
-
определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ;
-
утверждение положения о приемной семье;
-
установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие Постановления.
Правительство РФ вправе принимать Постановления, содержащие нормы семейного права, только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента РФ.
Например:
-
согласно ст. 82 Семейного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 определены виды заработка и иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей;
-
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронажную семью.
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.
Источники семейного права РФ 2022
Минимальные обязательные положения брачного договора:
- —Ф. И. О. супругов,
- —их паспортные данные,
- —сведения о заключении брака,
- —условия соглашения,
- —информация о нотариусе,
- —подписи сторон.
Минимальный набор документов для заключения брачного договора не слишком велик:
- —паспорта супругов,
- —свидетельство о браке (если он уже заключен),
- —свидетельства о рождении детей (если есть),
- —правоустанавливающие документы на имущество, имущественные права.
Брачный договор как таковой не подлежит государственной регистрации. Однако есть важный нюанс, касающийся ситуаций, когда в соглашении оговариваются недвижимость или доли в хозяйственных обществах. В таких случаях брачный договор становится основанием для совершения того или иного регистрационного действия, и, следовательно, предоставляется для него. При этом сам он не регистрируется. Юридические последствия (то есть реальные права и обязанности сторон) возникают только после процедуры. В случае с обычным брачным договором они вступают в силу с момента удостоверения документа нотариусом.
Договор вступает в силу с момента его заключения супругами или регистрации брака подписавших его граждан. Соглашение автоматически аннулируется с официальным расторжением союза, за исключением тех условий, которые действительны для периода после развода.
Соглашение о разделе собственности – еще один способ регулирования имущественных отношений супругов. Его основные отличия от брачного договора приведены в таблице.
Опции/ Тип документа
Брачный договор
Соглашение о разделе имущества
Право заключить до официального вступления в брак
Есть, но условия вступают в силу только с момента регистрации
Нет, оформляется только между официальными супругами
Предмет сделки
Имеющееся на момент вступления в брак и все, что планируется приобрести
Только совместно нажитое имущество
Возможность прописать имущественные обязанности супругов
Есть
Нет
Алименты в 2022 году – изменения и свежие новости законодательства
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)
-
Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
«Об актах гражданского состояния»
-
Федеральный закон от 02.07.2021 N 310-ФЗ
«О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 36 и 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.07.2021 N 358-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
Похожие записи:
-