Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коэффициент инфляции 2022 для расчета аренды земли». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Иной документ Межрегионального территориального управления Росимущества
от 18.01.2021
Тема документа:
Государственные услуги
Раздел документа:
- Деятельность / Аренда федерального имущества / Дополнительная информация
Департамент градостроительной деятельности
- 7 дней
- 30 дней
- 90 дней
Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (далее — Прогноз), используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 апреля 2020 г. N 190 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».
Прогноз на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2021 г. (протокол N 29).
В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США сообщаем значения на 2022 — 2024 гг. (базовый вариант):
2022 | 2023 | 2024 | |
---|---|---|---|
прогноз | |||
Индекс изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США, г/г, в % | 98,0 | 100,8 | 101,2 |
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
П.В. Крючкова |
Приведены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2024 г. по базовому варианту, применяемые при формировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. Это в т. ч.:
— индексы изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США;
— показатели инфляции;
— индексы цен производителей и индексы-дефляторы по видам экономической деятельности.
Информация для арендаторов федерального имущества
приказом Минэкономразвития России
от 29 декабря 2017 года N 710
Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582
1. Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание содействия и методическое обеспечение при применении органами государственной власти и органами местного самоуправления основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее соответственно — основные принципы, арендная плата, земельные участки), с целью создания благоприятных условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также защиты экономических интересов арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
2. В целях применения Принципа N 1 рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — порядок определения размера арендной платы) предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы (далее — ставки арендной платы).
3. В целях соблюдения интересов арендатора земельного участка при установлении ставок арендной платы целесообразно исходить из возможности арендатора земельного участка с учетом установленной на основании таких ставок арендной платы при существующем уровне налогообложения, государственном регулировании тарифов на соответствующие товары (работы, услуги) и производственных затратах получать сложившуюся норму прибыли для отрасли, в которой арендатор осуществляет свою деятельность.
4. При установлении ставки арендной платы рекомендуется в том числе учитывать:
положения документов, определяющих целевое назначение земельного участка;
наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка (например, запреты и ограничения, связанные с установлением охранных и защитных зон);
возможность создания арендатором неотделимых улучшений земельного участка;
необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление хозяйственной деятельности на земельном участке;
наличие права арендатора на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьим лицам (например, право на предоставление земельного участка в субаренду, передачу его в залог влияет на увеличение размера арендной платы);
субсидии, предоставляемые арендатору за счет бюджета в целях поддержки деятельности, осуществляемой им на данном земельном участке;
обстоятельства, имеющие значение для развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
5. Применяя Принцип N 1 при подготовке порядка определения размера арендной платы рекомендуется учитывать, что на размер арендной платы или ставки арендной платы не могут влиять ограничения прав арендаторов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации убытки, причиняемые такими ограничениями прав, подлежат возмещению за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель (статья 57 Земельного кодекса Российской Федерации).
6. В порядок определения размера арендной платы рекомендуется включать положения, направленные на реализацию требований об ограничении размера арендной платы, установленных нормами законодательства Российской Федерации (например, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
7. В целях применения Принципа N 2 при установлении порядка определения размера арендной платы целесообразно исходить из положений гражданского законодательства Российской Федерации, предполагающих:
добросовестность участников гражданского оборота (пункт 3 статьи 1, пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации);
обязательность для сторон договора исполнения требований закона, принятого после заключения договора (пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации);
соответствие договора обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения, а также применение закона, принятого после заключения договора и устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, в случаях, когда таким законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статьи 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации);
недопустимость частого изменения платы по договору (пункт 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
8. В целях реализации Принципа N 2 рекомендуется при определении размера арендной платы учитывать положения:
документов стратегического планирования Российской Федерации, разрабатываемых в рамках целеполагания (например, положения стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития макрорегиона), значимых для развития субъекта Российской Федерации и муниципальных образований актов, указов и указаний Президента Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной политики и социально-экономического развития;
стратегий социально-экономического развития, иных документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
9. Реализация Принципа N 2 возможна посредством включения в порядок определения размера арендной платы положений, раскрывающих непосредственно механизм расчета такой платы, например, в виде методики или формулы.
Так, например, механизм расчета размера арендной платы за текущий год на основе рыночной стоимости права аренды земельного участка может предусматривать, что размер арендной платы определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка, на общий срок договора аренды.
10. Порядок определения размера арендной платы также может основываться на ставках арендной платы, а также повышающих или понижающих коэффициентах, применяемых в случаях, предусмотренных порядком определения размера арендной платы.
11. При определении в порядке определения размера арендной платы расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельного участка рекомендуется учитывать, что изменение кадастровой стоимости содержит в себе некоторое опережающее повышение стоимости земельного участка, основанное на предположении о вероятности роста кадастровой стоимости в ближайшем будущем.
Вследствие этого рекомендуется исключить случаи применения поправочных коэффициентов, например коэффициента инфляции, в год изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
16. В целях применения Принципа N 3 рекомендуется в порядке определения размера арендной платы установить случаи расчета арендной платы на основе кадастровой стоимости земельных участков, на основе рыночной стоимости земельных участков или рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
17. Определение размера арендной платы целесообразно преимущественно основывать на кадастровой стоимости земельного участка, в связи с нахождением сведений о кадастровой стоимости земельного участка в свободном доступе, что способствует обеспечению простоты и прозрачности расчета арендной платы, а также сокращению срока и расходов для расчета арендной платы и в целом для заключения договора.
18. При установлении порядка расчета размера арендной платы рекомендуется учитывать недопустимость расчета арендной платы в отношении земельного участка с использованием одновременно его кадастровой стоимости и рыночной стоимости земельных участков (рыночной стоимости права аренды земельного участка).
19. Использование рыночной стоимости земельного участка или рыночной стоимости права аренды земельного участка как основы для расчета арендной платы рекомендуется в случаях, когда:
земельный участок застроен;
на земельном участке имеются обременения, ограничения прав, не свойственные для большинства земельных участков, находящихся в данной территориальной зоне, и, соответственно, данное обстоятельство не может быть учтено при кадастровой оценке (например, на земельном участке находятся мелиоративные сооружения, расположен подземный газопровод, что существенно влияет на объем прав арендодателя и, соответственно, на размер арендной платы).
20. Использование способов расчета арендной платы, не основанных на кадастровой стоимости земельного участка, целесообразно в случаях значительного расхождения результатов расчета размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков, осуществленных в отношении земельных участков, имеющих аналогичные характеристики.
21. В порядке определения размера арендной платы рекомендуется предусматривать случаи использования поправочных коэффициентов расчета размера арендной платы в зависимости от основания предоставления земельного участка или наиболее распространенных целей использования земельных участков.
При этом рекомендуется исключать случаи, когда в результате применения поправочных коэффициентов искусственно уравнивается арендная плата за земельные участки, предоставляемые в аренду по разным основаниям или для разных целей использования.
Нецелесообразно применение множества поправочных коэффициентов одновременно, особенно в тех случаях, когда они уравновешивают друг друга (например, применение повышающего коэффициента 1,2 одновременно с понижающим коэффициентом 1,2).
22. В целях реализации Принципа N 3 целесообразно раскрытие исходных данных, используемых для определения размера арендной платы, а также использование общедоступных данных.
Например, рекомендуется устанавливать порядок определения размера арендной платы, основываясь на данных, содержащихся в правилах землепользования и застройки, и не рекомендуется использовать неопубликованные данные ценового зонирования территории или перечень видов хозяйственной и иной деятельности, не соответствующий перечню, установленному законодательством Российской Федерации.
23. В целях применения Принципа N 4 в порядке определения размера арендной платы рекомендуется предусматривать, что при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двукратного размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
24. В целях применения Принципа N 4 в порядке определения размера арендной платы рекомендуется предусматривать, что изменение годового размера арендной платы может определяться условиями договора аренды только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Основные законы, с которыми стоит ознакомиться каждому начинающему предпринимателю:
- ЗК РФ ст.22 «Аренда земельных участков».
- Глава 10 ЗК РФ.
- Статья 39.7 Земельного кодекса и статья 9 ЗК.
- Постановление Правительства № 582 от 16.07.2009 г.
Согласно этим нормативно-правовым документам, физическое или юридическое лицо имеет право взять в аренду земельный участок у государства или частного владельца, предварительно заключив с этим человеком/компанией/организацией договор. Все вопросы решаются на основе условий арендного договора. Стоимость оплаты зависит от того, кто является арендодателем.
Важно!
Если положения договора нарушают закон РФ об арендной плате или правилах заключения договора, вы можете оспорить данный документ в судебном порядке и
расторгнуть его
.
Первое, что стоит знать о временном владении участком земли – условия для заключения договоренности с государственной структурой и частной в корне отличаются.
И если в первом случае, цена назначается только после объективной оценки земли, во время которой рассматривается ее основное назначение, месторасположение и многие другие факторы, прописанные в законодательной базе, то частник проводит субъективную оценку, отталкиваясь от своих собственных убеждений, пожеланий и критериев.
В связи с этим все цены на аренду делятся на несколько видов:
- Нормативная стоимость.
- Кадастровая стоимость.
- Рыночная стоимость.
Каждая из них определяется по индивидуальным критериям и оказывает взаимное влияние. Помимо особенностей в контексте одной из оценочных групп, есть общие факторы, влияющие на понижение или повышение стоимости земельного участка.
Независимо от рыночных колебаний общей годовой цены, каждая сумма единоразово прописывается в договоре на весь временной период, кроме некоторых исключений, раскрытых в рамках закона РФ.
В большинстве случаев рыночная цена соответствует кадастровой, но существуют исключения.
Если критерии, по которым производится государственная оценка, связаны непосредственно с самой территорией и условиями вокруг нее, то рыночная оценка основана на спросе и предложении. Факторы, влияющие на нее:
- психология той или иной группы людей;
- экономическая картина в стране;
- политическая ситуация в государстве.
Что же касаясь городских территорий, то помимо объективных особенностей, на стоимость влияет престижность местности, наличие памятников или архитектурных достопримечательностей. Существуют также районы «для богатых», земля которых превышает стоимость в несколько раз из-за своей «элитности».
Любое экономическое колебание может повысить или понизить спрос, тем самым изменить стоимость определенной территории. К примеру, в случае экономического кризиса, когда риск вложения крупных денежных сумм в земельные участки высок, спрос на аренду может возрасти, так как предприниматели посчитают более безопасным временное вложение средств, вместо совершения покупки.
Среди всех трех видов, самым выгодным способом проведения оценочной стоимости считается кадастровая оценка, так как она проводит анализ, основываясь на объективных показателях. Часто можно встретить выгодные предложения среди частных арендодателей, для этого необходимо заниматься постоянным мониторингом земельного рынка.
Об установлении коэффициентов для расчета арендной платы за землю на 2022 год
В отличие от предыдущей формулы, в расчете частной аренды в основе используют не кадастровую оценку, а рыночную. Умножение производится на ставку рефинансирования центрального банка.
Расчет проводится по такой формуле:
А=Ц*% – арендная плата равна рыночной оценке, умноженной на ставку рефинансирования.
Рыночная цена, как мы уже рассмотрели ранее, может быть значительно выше, чем сама кадастровая оценка земельного участка, так как во время проведения анализа учитываются субъективные индивидуальные факторы владельца.
Во время подсчетов используется ставка ЦБ, которая является действующей на момент подписания договора.
Важно! Если при оформлении аренды в государственном учреждении покупатель может получить льготы, то в этом виде аренды льготные скидки не предусмотрены.
Пример. Алексей Сергеевич решил взять в аренду большой земельный участок, принадлежащий частному владельцу для развития фермерского бизнеса. Период аренды – апрель – август 2022 года (включительно). Рыночная оценка была проведена в 2016 году в ноябре месяце и составила 200 000 руб. Действующая ставка ЦБ в 2016 году – 10,00%
Итак, делаем подсчет: 200 000*10% = 20 000 руб. – арендная плата.
Еще один пример. Сергей Геннадьевич решил взять в аренду землю для постройки промышленного помещения. Период аренды ноябрь 2022 г. – октябрь (включительно) 2018 года. Оценка рыночной стоимости данной территории была проведена в мае 2022 года и составила 600 000 руб. Согласно решению ЦБ –процентная ставка 9,25%
Проводим расчет: 600 000*9,25% = 55 500 руб.
Независимо от возможных изменений в рыночной оценке или ставке, после заключения договора сумма арендной платы не меняется.
Значительно экономней арендовать территорию, принадлежащую государству, так как ее стоимость значительно ниже. Однако есть некоторые преимущества в заключении договоров и с частными владельцами. К примеру, претенденту на частную собственность не нужно принимать участие в аукционе, а условия договора остаются неизменными до окончания его действия.
Годовой размер арендной платы определяется несложной формулой:
А = КСт * k, где
- А — сумма арендной платы, которую необходимо вносить землепользователю;
- КСт — кадастровая стоимость земли (ее можно выяснить в кадастровой службе по месторасположению земельного надела);
- k – корректирующий коэффициент, изменяющийся в зависимости от землепользователя и назначения сдачи в аренду. Размеры корректирующего коэффициента были перечислены выше.
Например:
Кадастровая стоимость земельного участка в Московской области в среднем составляет 828,08 руб. за квадратный метр. Предположим, что наш земельный надел составляет 200 квадратных метров. У нас есть налоговые льготы и преференции, в соответствии с которыми мы имеем право на корректирующий коэффициент, равный 0,01 %.
Считаем:
А = 828,08 * 200 * 0,01 = 1656, 16 руб.
Именно такую сумму мы должны выплатить государству за аренду его участка в течение одного года.
Определение кадастровой стоимости и, соответственно, размера арендной платы, производится по строго установленным правилам. Но на некоторые моменты нужно обратить дополнительное внимание:
- размер кадастровой стоимости повышается на 5,2% каждый год, соответственно, может измениться и сумма за аренду;
- кадастровая стоимость часто существенно отличается от рыночной. Она часто и не в полной мере учитывает расположение, состояние участка, а также вовсе не отражает расположение относительно важных объектов, например, наличие рядом инфраструктуры и иные моменты. Обычно кадастровая цена ниже рыночной, но бывают и обратные ситуации;
- получить информацию можно, обратившись в кадастровую палату.
Если собственник считает, что кадастровая стоимость завышена, он может попытаться оспорить её в судебном порядке. Но перед этим нужно проанализировать все факторы и желательно проконсультироваться с юристом и кадастровым специалистом.
На практике данный параметр не меняется каждый год. Как правило, перерасчёт проводится раз в 3-5 лет. Обновление информации – масштабный процесс, который вызывает множество противоречий и разногласий, так как арендаторы выступают против изменений цены. Но в то же время, она не может оставаться прежней, в реалиях рыночной экономики и инфляции.
Муниципалитет имеет хороший источник дохода от сдачи участков в аренду, соответственно, ему выгоден и перерасчёт кадастровой цены. То есть позиция меняется в зависимости от стороны, то есть арендодателя.
Сам порядок определения размера арендной платы на основании стоимости представляется достаточно удобным и исключает множество противоречий. Цена сразу определена, не нужно проводить дополнительные переговоры, искать компромисс между позицией сторон.
Получается, что порядок имеет как реальные преимущества, так и некоторые недостатки, связанные, в первую очередь, с возможностью изменения размера платы, вносимой за пользование.
Классификация информационной продукции
Практика показывает, что интересы обеих сторон прямо противоположны:
- Арендодателю выгодно повышать плату регулярно, исходя из ситуации, сложившейся в экономике.
- Для арендатора предпочтительней закрепить суммы платежей на длительный срок, либо иметь четкое представление о рамках, в которых возможно повышение расходов на аренду помещения в будущем.
Следовательно, возможны следующие варианты:
- Неизменность ставки арендной платы и ее корректировка исключительно по дополнительному соглашению обеих сторон;
- Изменение арендной платы арендодателем в одностороннем порядке путем уведомления арендатора.
Первый вариант не выгоден для арендодателя, но и несет для арендатора риск того, что арендуемые площади могут быть переданы другому арендатору по истечению срока аренды.
Второй вариант более гибкий и может учесть интересы обеих сторон договора. Поэтому рассмотрим именно его.
В договоре может быть прописан порядок вычислений с помощью формул, коэффициентов, тарифов или других данных, которые будут согласованы обеими сторонами.
Кстати, нормативными документами Российской Федерации в некоторых случаях предусмотрен обязательный порядок индексации. Например, при аренде земель, находящихся в собственности государства или муниципальных органов власти.
Так, согласно Постановлению Правительства России от 16.07.2009 № 582 при заключении договора аренды земельного участка арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции.
А если в аренду сдается имущество коммерческой организации? Тогда в договоре аренды может быть указана формула расчета арендной платы.
При составлении формулы могут использоваться любые показатели, соответствующие специфике отношений сторон, например:
- определенные сторонами твердые величины (в рублях, штуках, килограммах);
- ставки и коэффициенты, устанавливаемые органами власти (могут быть определены в договоре в виде ссылки на соответствующий нормативный акт);
- показатели инфляции (общие, отраслевые, региональные);
- несколько твердых величин, каждая из которых применяется при наступлении определенных в договоре обстоятельств.
Вот пример условия договора об индексации:
«Арендная плата определяется путем умножения базовой части, которая составляет _______ (указывается сумма цифрами и прописью) рублей, на индекс потребительских цен, установленный в соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 25.03.2002 № 23, действующий на момент оплаты».
В формулу расчета арендной платы могут быть включены показатели, значение которых периодически изменяется. Это может быть курс валюты, уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России.
Если стороны согласовали размер платы подобным образом, он может изменяться неоднократно в течение срока действия договора. В некоторых случаях размер арендной платы может оказываться различным по каждому сроку ее внесения.
При таком согласовании фактическое изменение размера арендной платы означает исполнение сторонами условия о порядке его расчета, а не изменение условия договора. Поэтому правило статьи 614 о запрете на изменение размера платы чаще одного раза в год в данном случае применению не подлежит.
Напомним, что упомянутая выше статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит:
Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
Изменение размера платежа НЕ может быть признано недействительным, поскольку условия договора не меняются, меняется лишь показатель, используемый для расчета платежей (размер инфляции).
Арендатор не сможет отказаться от внесения арендной платы в новом размере, даже если фактическое изменение размера арендной платы происходило чаще одного раза в год.
Вместе с тем следует учитывать, что для изменения самой формулы расчета (например, исключения из нее одних показателей и включения других) должно быть заключено дополнительное соглашение. В его отсутствие арендодатель не вправе требовать внесения арендатором арендной платы в новом размере.
В судебной практике отмечают, что в условиях нынешнего экономического кризиса, постоянного изменения цен и валютной инфляции, стоит отдавать предпочтение договорам, где заранее прописана возможность изменения размера платы с учетом инфляции. В таком случае, не будут возникать споры и разногласия в цене за аренду. Сумма автоматически будет исчисляться по прописанному в договоре механизму.
Изменение платы за арендуемое помещение в твердой сумме возможно только по соглашению сторон, даже если наблюдается инфляция в стране. Арендатор вправе отказаться от такого повышения, если оно не прописано в первоначальном договоре аренды. В случае не разрешения проблемного вопроса, спор переходит в суд.
Часто арендодатели предлагают подписать дополнительное соглашение. Но арендатору стоит иметь в виду, что такое соглашение может предоставить собственнику помещения право на изменение арендной платы в одностороннем порядке.
Будьте аккуратны с официальными документами и консультируйтесь у специалистов!
Статистическое ведомство готовится внедрить целый ряд нововведений в методиках и способах расчета. Одно из них — оценка индекса потребительских цен (ИПЦ) с использованием больших данных. К ним относятся информация контрольно-кассовой техники (ККТ), чеки, данные государственной системы маркировки товаров, а также мониторинг онлайн-продаж и веб-скрейпинг (технология извлечения информации со страниц веб-ресурсов).
Кроме того, будут изменены сроки регистрации цен для еженедельной и ежемесячной инфляции. Еженедельная регистрация потребительских цен переносится с понедельника на пятницу. «Это позволит учесть цены на продовольственных рынках, не работающих в понедельник (36 % от всех рынков, попадающих в мониторинг Росстата), а также ярмарок выходного дня, начинающих работу в пятницу», — отмечают в ведомстве.
Цены на бензин и дизельное топливо будут регистрироваться еженедельно во всех наблюдаемых городах, а не только в региональных центрах, как было ранее.
Ежемесячная регистрация цен будет проводиться в последние 5 дней месяца (ранее начиналась в 20-х числах и заканчивалась 25-го числа отчетного месяца). Сроки раскрытия информации на сайте Росстата не будут меняться, заверяют в службе.
Новая методология вряд ли окажет влияние на публикуемые показатели инфляции, хотя все будет зависеть от того, как новая методология будет применяться на практике, отмечает главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков. Это также не устранит расхождение между оперативной и основной оценками ИПЦ, но сблизит их. Сейчас для недельной оценки рассчитываются и суммируются приросты цен по отношению к предыдущей неделе, а для индекса месячной инфляции сначала рассчитывается индекс цен по отношению к концу прошлого года, из которого затем считаются приросты, поясняет эксперт.
Кроме того, с января 2022 г. Росстат начинает вести экспериментальный параллельный расчет ИПЦ с использованием новых источников данных, отметили в Росстате. Это в том числе информация из данных онлайн-касс, государственной системы маркировки товаров (ГИС МТ) и информации, полученной путем веб-скрейпинга (технология просеивания веб-страниц) или на основе мониторинга онлайн-продаж.
«В течение 2022 г. будет оцениваться возможность получить полную и достоверную информацию о ценах и тарифах на весь набор наблюдаемых товаров и услуг, используя комбинацию различных источников данных и обеспечивая максимальную автоматизацию этого процесса», — говорится в сообщении ведомства.
Число позиций для расчета ИПЦ за месяц увеличилось с 556 до 558: это в том числе 129 продовольственных, 292 непродовольственных товара и 137 услуг. Так, расширилось число лекарств: вместо 53 будут наблюдаться 64 лекарственных средства, половина из которых относятся к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам (ЖНВЛП). В учет ЖНВЛП включены 12 новых медикаментов (в том числе перекись водорода, аскорбиновая кислота, фосфоглив, натрия хлорид), исключены 9 (например, хлоргексидин, эликвис). Помимо ЖНВЛП добавили 18 новых препаратов (в том числе цитрамон, мирамистин, кеторол экспресс, афобазол, магне В6, валерианы экстракт, активированный уголь), исключили 10 (например, валокордин, настойку пустырника, линекс, бромгексин).
Расчет платежей за пользование земельными участками, принадлежащими на праве собственности государству, достаточно прост. Для его выполнения необходимо:
- располагать сведениями о стоимости земельного участка, определенной Росреестром в процессе проведения государственной кадастровой оценки;
- знать корректирующий коэффициент.
Законодатель предоставляет федеральным органам исполнительной власти право предусматривать в договоре аренды возможность изменения размера платежей за пользование земельными участками, принадлежащими на праве собственности государству, при соблюдении следующих условий:
- при расчете арендных платежей должна использоваться стоимость участка, определенная в процессе его кадастровой оценки;
- Росреестром должна быть установлена новая кадастровая стоимость арендуемого участка.
Размер платежей за использование участков в таком случае будет пересматриваться с 1 января следующего года.
Важно! Если размер платы за пользование землей изменяется в связи с изменением ее кадастровой цены, то индексация платежей за аренду земли в связи с инфляцией проводиться не будет.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531 Минэкономразвития России было поручено разработать и утвердить методические рекомендации по применению утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
[2]
В частности, в целях применения принципа 1 (принципа экономической обоснованности) Минэкономразвития России рекомендует при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности и предоставленные в аренду без торгов, предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
В целях соблюдения интересов арендатора земельного участка при установлении ставок арендной платы целесообразно исходить из возможности арендатора земельного участка с учетом установленной на основании таких ставок арендной платы при существующем уровне налогообложения, государственном регулировании тарифов на соответствующие товары (работы, услуги) и производственных затратах получать сложившуюся норму прибыли для отрасли, в которой арендатор осуществляет свою деятельность.
При установлении ставки арендной платы рекомендовано, в том числе, учитывать:
положения документов, определяющих целевое назначение земельного участка;
наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка (например, запреты и ограничения, связанные с установлением охранных и защитных зон);
возможность создания арендатором неотделимых улучшений земельного участка;
необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление хозяйственной деятельности на земельном участке;
субсидии, предоставляемые арендатору за счет бюджета в целях поддержки деятельности, осуществляемой им на данном земельном участке;
обстоятельства, имеющие значение для развития субъекта РФ или муниципального образования.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Приказом Минэкономразвития от 29.12.2017 №710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 №582. Документ содержит 8 разделов, 7 из которых посвящены порядку применения принципов:
- экономической целесообразности (в частности, рекомендовано исходить из возможности арендатора получать норму прибыли по отрасли);
- предсказуемости расчета арендной платы (включение методики или формулы расчета в договор, возможность снижения арендной платы в целях возмещения стоимости неотделимых улучшений);
- предельно допустимой простоты расчета (на основе кадастровой стоимости; при этом рекомендуется использование рыночной цены при застроенности участка и в других случаях);
- недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 установлены Основные принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. Расчет арендной платы осуществляется с учетом как разрешенного использования земельных участков, так и категории арендаторов данных участков. При этом уделяется особое внимание тому обстоятельству, чтобы сохранились льготные условия платы за землю для организаций и граждан, традиционно освобождавшихся от земельных платежей, но в силу изменений земельного законодательства вынужденных стать арендаторами земельных участков.
При расчете арендной платы земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и являющиеся предметом договора, условно разделены на две группы.
К первой группе отнесены земельные участки, аренда которых связана с решением социальных, стратегических и экономических задач государства либо аренда которых является единственно возможной формой землепользования, например, для земельных участков, ограниченных в обороте. Для данной группы земельных участков устанавливается ставка арендной платы, рассчитанная из процентов от кадастровой стоимости.
Ко второй группе отнесены земельные участки, сдаваемые в аренду для обеспечения рационального распределения федеральных земель в целях их более эффективного использования. Арендная плата за такие земельные участки определяется по результатам торгов или на основании рыночной оценки стоимости земельного участка.
Правительство РФ утвердило основные принципы определения размера платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Владимир Путин.
Согласно постановлению, утверждаются «Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», а также «Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
Для земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, арендная ставка формируется исходя из принципов экономической обоснованности (доходность участка с учетом категории земель и их разрешенного использования), предельно допустимой простоты расчета (на основе кадастровой стоимости), а также принципа поддержи социально значимых видов деятельности (льготная аренда).
Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации
Правительство РФ внесло ряд изменений в порядок определения размера арендной платы за государственные и муниципальные земельные участки. В частности, изменилась формула расчета арендных платежей, а также приняты во внимание различия в правовом режиме сдаваемых в аренду участков — ограниченных и не ограниченных в обороте.
В начале мая Правительство РФ внесло ряд изменений в постановление от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее — постановление № 582, изменения внесены постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 № 531, далее — постановление № 531).
- Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
- Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
- Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
- Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
- Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
Аренда земли является гражданской правовой сделкой. Поэтому регулирование земельных отношений осуществляется не только Земельным кодексом, но и Гражданским. Основные положения об арендной плате (далее – АП) содержатся в ст. 614 ГК РФ. Согласно указанной статье АП есть не что иное, как плата за пользование имуществом, которая выражается в:
- денежном эквиваленте;
- продукции, получаемой при эксплуатации арендованного имущества;
- оказании арендатором услуг;
- передаче арендодателю вещи;
- возложении затрат или обязательств.
В договоре может указываться несколько вариантов АП, а также способы и периодичность.
Например: АП выражается в виде фиксированной суммы 5 000 рублей. Платеж осуществляется переводом на банковскую карту ежемесячно до 30 числа. Плюс арендатор ежегодно облагораживает участок – обрабатывает сад, обкашивает внутри и за территорией, красит забор и обновляет постройки.
Если ЗУ находится в частной собственности, то размер и способ АП устанавливает арендодатель, а арендатор может согласиться или предложить свой вариант. На практике аренда у «частников» в большинстве случаев дорого обходится. К тому же не всегда стороны прибегают к заключению договора.
Хотя на составление соглашения не требуется много времени и особых юридических навыков. Договор можно написать в простой письменной форме. Нотариального заверения не требуется.
Единственным минусом является то, что при заключении договора на срок больше года необходима регистрация в Росреестре, поскольку аренда – это обременение ЗУ.
Образец договора аренды ЗУ между физ. лицами
Важно! Покупая или арендуя участок, необходимо проверить его на отсутствие обременений (узнайте, что такое обременение земельного участка), т. е. ограничений на проведение какой-либо сделки. Но если вы уже приобрели недвижимость с обременением, напишите нашему юристу в чат справа, и он поможет найти решение вашей проблемы.
Ежегодная плата является одним из основных условий договоров аренды. Земельный кодекс (ЗК РФ) в настоящее время регулирует все отношения арендаторов и арендодателей. Это основной российский нормативный акт, который регулирует вопросы права в отношении земли.
Земельный кодекс России был принят в 2001 году, поправки в него вносятся до сих пор. Он рассматривает землю как объект недвижимого имущества. А также — как объект права собственности и других прав (например, аренды).
Это значит, что, в отличие от предыдущих лет земля может иметь не только статус государственной, но и частной собственности. Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки (ЗУ), за исключением указанных в ст. 27, могут сдаваться в аренду.
Основные положения статьи, которые касаются аренды земли:
- размер платы за аренду определяется договором;
- арендатор имеет право передать землю в субаренду;
- земли, изъятые из обращения, не могут быть переданы в аренду.
Для расчета используется принцип соответствия каждого земельного участка определенному коэффициенту.
В Постановлении Правительства отдельным пунктом выделены правила, согласно которым определяется порядок расчета арендной платы.
Согласно 3 пункту важной составляющей расчета является корректирующий коэффициент (КК), который может составить от 0,01 до 2 процентов от кадастровой стоимости.
В отношении разных участков эти данные составляют:
- Если физическое или юридическое лицо освобождено от уплаты земельного налога согласно налоговому законодательству, то КК составляет 0,01%.
- Физическое лицо, имеющее право на уменьшение налоговой базы, платит арендную плату с КК 0,01%. При этом в результате уменьшения налоговая база приравнивается к нулю.
- Корректирующий коэффициент равен 0,01% при расчете для физического лица, которому по закону положено уменьшение налоговой базы. Эта ставка устанавливается тогда, когда налоговая база больше размера налогового вычета.
- КК равняется 0,01%, когда речь идет об аренде земель, выведенных из оборота, но согласно закону передан в аренду.
- КК равен 0,01 процента, если участок загрязнен радиоактивными отходами и другими вредными веществами.
- Такой же коэффициент предусмотрен для земельных участков, если они переданы для размещения Посольства и Консульства иностранных государств.
- КК равен 0,6 процента в случае, если участок предоставлен гражданину для строительства ИЖС, садоводства, огородничества, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, выпаса с/х животных и сенокоса.
- Коэффициент равен 0,6% в случае предоставления участка в аренду фермерскому хозяйству.
- Такой же КК предусмотрен для тех, кто берет землю с целью осуществления любой сельскохозяйственной деятельности.
- КК равен 1,5%, если арендатором является:
- лицо, которое имеет право на предоставление бесплатного земельного участка;
- лицо, заключивший с органами местного самоуправления договор на развитие территории;
- у кого есть право на внеочередное получение земельных участков;
- юридическое лицо, с которым заключен договор о строительстве жилья.
- Корректирующий коэффициент равен 2 процентам при проведении арендатором работ, связанных с использованием недр.
Вычисляемая стоимость аренды не должна превышать сумм, которые получаются, исходя из этих данных.
Новое падение стоимости аренды произошло в 2014 году и было связано с политической обстановкой в стране. Действительно трудно открывать бизнес и арендовать участок, когда у населения банально нет денег.
Но интересно то, что стоимость аренды на земли сельскохозяйственного назначения не только падала медленнее, но даже пошла в рост.
Так можно увидеть на практике принятие правительством закона об эмбарго и введение субсидий для сельскохозяйственных производителей.
рассчитывается повышение арендной платы на уровень инфляции
Условия начисления арендной платы за землю в 2020 – 2020 году и порядок ее оплаты Арендная плата в данном случае рассчитывается по следующей формуле: А = С * Р , Земли в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности Согласно земельному законодательству нашей страны, арендатор таких земель может оплатить стоимость найма двумя способами: Размер данного вида налогообложения рассчитывается по формуле: Н – размер налога, который необходимо уплатить гражданину; КСт – кадастровая стоимость участка (можно узнать в кадастровом органе по местонахождению участка); k – коэффициент, меняющийся в зависимости от того, кто пользуется землёй и для каких целей она была отдана в аренду.Плата за аренду земли в Московской области в 2020 году сохранится на уровне 2020 года Мособлдума 6 июля на 28 заседании приняла ряд законов, касающихся земельных отношений.
- заповедные территории, национальные парки, ботанические садовые участки;
- научные организации, пользующиеся землей в экспериментальных и исследовательских целях;
- физические лица и организации, занятые народным промыслом;
- организации социального сервиса, искусства, образовательные и здравоохранительные учреждения;
- лица, получившие в арендное пользование нарушенные земли, требующие рекультивации и др.
К примеру, если цены на офисные и производственные площади падают в летний период в связи с отдыхом всей страны, то на сельскохозяйственные угодья она, наоборот, достигают пиковых высот и снижаются только осенью. Такая ситуация явно показывает зависимость стоимости аренды от рыночного спроса.
Следует различать индекс и коэффициент дефляции. В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ коэффициент-дефлятор — это коэффициент, который отражает изменение потребительских цен на товары, работы и услуги при пересчете текущей стоимости в постоянные цены. Он учитывает изменения потребительских цен прошлого периода в текущем моменте.
В правительстве выпустили проект приказа об установлении коэффициентов на следующий год. В 2021 году используйте такие дефляторы:
- НДФЛ — 1,864 (гл. 23 НК РФ);
- УСН — 1,032 (гл. 26.2 НК РФ);
- ЕНВД — 2,065 (гл. 26.3 НК РФ);
- ПСН — 1,637 (гл. 26.5 НК РФ);
- торговый сбор — 1,420 (гл. 33 НК РФ).
Дефляторы влияют на конечную цену товаров, работ и услуг. Используйте новые индексы и их отраслевые значения при подготовке прогнозов и планировании закупок на 2021 год — это фрагмент статьи с портала Госконтракт. Полную версию читайте:
Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.
Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2022 год (Минэкономразвития) к текущему ценнику, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.
Зачем это нужно? Расчетный индекс-дефлятор применяется не только для прогнозирования стоимости товаров и услуг. Также индекс-дефлятор помогает оценить реальный уровень доходов населения. То есть определить, сколько сможет приобрести продуктов, товаров, услуг гражданин с определенным уровнем дохода.
Анализируя уровень ценообразования и платежеспособность населения, чиновники определяют направления социальной политики. Это необходимо для поддержки социально незащищенных категорий граждан. Иными словами, чиновники определяют комплекс мероприятий, которые направлены на финансовую поддержку малоимущих россиян, находящихся за чертой бедности.
Несмотря на значимость расчетных коэффициентов, их применение имеет существенный недостаток. При расчете будущих цен существенно занижается уровень инфляции. А это отрицательно сказывается на определении реального уровня доходов населения страны.
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2022 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2022 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития на прогнозные периоды обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно, а прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. В зависимости от того, как каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.
Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2023 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Покажем на примере.
Не секрет, что в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2020-2023 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:
- Базовый, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения. Простыми словами, санкции сохранятся, цены на нефть будут колебаться в районе 40-50 долларов за баррель, а таможенные пошлины заморозят на уровне 2018-2022 гг.
- Благоприятный прогноз, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
- Целевой сценарий. Этот вид прогноза самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.
Следовательно, индекс-дефлятор на 2020-2022 год Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2021 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):
ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.
К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:
ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.
Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения, поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.
В целях применения норм налогообложения коэффициенты-дефляторы Минэкономразвития на 2021 год утверждены приказом от 30.10.2020 № 720. На основании этих показателей ежегодно индексируются лимиты по страховым взносам. Аналогично индексируется лимит для перехода на УСН, но чиновники его заморозили в целях поддержки бизнеса.
На прогнозный период чиновники уже закрепили показатели в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г. Пользуясь разъяснениями из письма Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и, получаем следующий индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития):
- строительство — 105,1;
- нефть — 103,6;
- водоснабжение и водоотведение — 104,0;
- газоснабжение, электроснабжение — 104,2;
- индекс потребительских цен — 103,8;
- сельское хозяйство — 103,3.
Отметим, что эти показатели приведены для базового сценария развития экономики и актуальны при сохранении текущих значений внутренних и внешних факторов.
Минэкономразвития ухудшило прогноз по росту экономики в 2022 г. с 3,2% до 3%, при этом улучшило оценки этого года с 3,8% до 4,2%, следует из обновленного прогноза социально-экономического развития (есть в распоряжении «Ведомостей»). Согласно документу, министерство повысило прогноз по инфляции на конец этого года с 5% до 5,8%. Ведомство по-прежнему ждет ее возвращения в таргет ЦБ в следующем году.
Какой коэффициент индексации пособий на 2020 установлен Правительством РФ? Не секрет, что от величины данного показателя зависит размер социальных пособий, установленных для отдельных групп граждан, в очередном году. Дело в том, что в целях компенсации потерь от инфляции действующим законодательством предусмотрен специальный механизм противодействия обесцениванию выплат. Поэтому новый коэффициент индексации на 2020 год призван минимизировать ущерб от инфляционных процессов.
Арендаторов, допустивших возникновение задолженности по арендной плате за землю по заключённым договорам аренды земельных участков, просим проявить активность в исполнении обязанности по погашению задолженности и уплате очередного авансового платежа за землю.