Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какого класса начинается второй иностранный язык». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Многие родители и школьники не понимают, зачем изучать второй иностранный в школе. Но владение несколькими языками имеет ряд преимуществ:
✅ Повышение конкурентоспособности. Школьник, освоивший два и более иностранных языка, больше ценится на рынке труда.
✅ Развитие мозга. Изучение иностранных языков положительно влияет на общее умение мыслить и эрудицию.
✅ Расширение кругозора. При изучении иностранного языка ребёнок взаимодействует с чужой культурой, открывает для себя новые традиции и обычаи.
Кажется, что чем больше языков учишь, тем круче. Но у подхода есть и возможные минусы:
❌ Путаница в голове. Если по первому иностранному ещё не сформировалась качественная база, ребёнок может запутаться в грамматических правилах, лексическом запасе или фонетических особенностях.
❌ Чрезмерная нагрузка. В традиционной школе ребёнок чаще всего перегружен учёбой, и лишние часы изучения второго иностранного не всегда эффективны. Важно трезво оценивать ресурсы школьника на освоение ещё одного языка.
Чтобы дети могли изучать иностранную культуру без спешки и перегруженности, мы ввели курсы страноведения в 6–9 классах домашней школы «Фоксфорда». На занятиях учащиеся знакомятся с азами одного из мировых языков, культурой и историей стран-носительниц, особенностями быта и государственного устройства. Такое контекстное погружение в язык не вызывает страха и отторжения. При этом дети незаметно для себя осваивают минимальный лексический набор и азы грамматики и фонетики.
Ирина Фомичева
Второй иностранный язык: когда и сколько решает школа
По текущим ФГОС второй иностранный обязателен. Но пока что организации сами решают, как организовывать обучение второму иностранному языку в школе при наличии ресурсов. Вне зависимости от того, станет ли когда-то обязательное изучение второго иностранного языка повсеместным, изучать его можно уже сейчас. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» проходят курсы немецкого, французского и испанского — с ними легко начать изучение ещё одного языка. Если второй иностранный язык всё же появится в аттестационных графиках хоумскулеров, ребёнок, записавшийся на курс, будет во всеоружии.
Школа может самостоятельно выбрать язык, который будут изучать учащиеся, в зависимости от наличия соответствующего квалифицированного специалиста или с учетом пожеланий детей и родителей. При этом обязанности прислушиваться к мнению родителей у школы нет. Она может по своему усмотрению учитывать пожелания, но может не делать этого. По закону родители имеют право на выбор языка из перечня, который предлагает школа, но не могут настаивать на введении определенного языка.
- Документы
Второй иностранный язык в школе. Когда ждать?
- Дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур.
- Понимание менталитета и традиций других народов.
- Знакомство с жизнью своих сверстников в других странах.
- Формирование иноязычной коммуникации на уровне разговорного общения.
- Расширение лингвистического кругозора и лексического запаса.
- Возможности и ресурсы для дальнейшего саморазвития.
- Повышенная конкурентоспособность на рынке труда в будущем.
- Узнайте, предстоит ли вам изучать второй иностранный в школе и если да, то с какого класса.
- Уточните, есть ли выбор языка, если да, то какой.
- Спросите мнение ребёнка.
- Наведите справки о преподавателях.
- Поощряйте старания и успехи.
- Поддержите ребёнка морально и материально.
- Займитесь изучением языка вместе с ним — разомните ваш мозг и проведите время вместе!
Удачи в изучении второго иностранного языка и познания мира!
В связи с поступающими в адрес Минпросвещения России обращениями по вопросу об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык» на уровне основного общего образования Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее — Департамент) разъясняет.
В настоящее время Минпросвещения России подготовлен обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 287) (далее — обновленный ФГОС ООО). Согласно указанному документу в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный предмет «Второй иностранный язык» может быть включен в учебный план основного общего образования (далее — учебный план) по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При этом учебный предмет «Второй иностранный язык» в случае поступления соответствующих заявлений от родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся включается в учебный план только при наличии в образовательной организации, реализующей программу основного общего образования (далее — образовательная организация), необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий.
При наличии в образовательной организации необходимых условий выбор второго иностранного языка родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся осуществляется из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Департамент информирует, что прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) в соответствии с обновленным ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 г. во всех образовательных организациях.
В то же время образовательная организация имеет право принять решение об обучении несовершеннолетних обучающихся 5-9 классов в соответствии с обновленным ФГОС ООО с 1 сентября 2021 г. с согласия их родителей (законных представителей). Данное решение принимается образовательной организацией с учетом возможности создания в образовательной организации условий реализации программы основного общего образования, установленных обновленным ФГОС ООО.
Вместе с тем Департамент обращает внимание, что согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (далее — ФГОС ООО 2010), формирование учебного плана осуществляется с учетом обязательного изучения учебного предмета «Второй иностранный язык».
Таким образом, для обучающихся, осваивающих образовательную программу основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2010, изучение учебного предмета «Второй иностранный язык» является обязательным.
Дополнительно Департамент информирует, что согласно статье 34 Федерального закона обучающимся предоставляется право на зачет образовательной организацией результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях в порядке, утвержденном приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30 июля 2020 г. N 845/369.
Порядком установлено, что зачет осуществляется по заявлению обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на основании справки об обучении или о периоде обучения, подтверждающей результаты пройденного обучения.
Зачет осуществляется посредством сопоставления планируемых результатов по соответствующей части (учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практике) образовательной программы, которую осваивает обучающийся, и результатов пройденного обучения, определенных освоенной ранее обучающимся образовательной программой (ее частью).
Директор Департамента |
Е.Е. Семченко |
Согласно обновленному ФГОС ООО второй иностранный язык может быть включен в учебный план по заявлению родителей (законных представителей) учеников. При этом он включается в учебный план только при наличии в школе необходимых условий.
Прием на обучение в 5 класс по обновленному ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 г.
Для школьников, обучающихся по ФГОС ООО 2010, изучение второго иностранного языка является обязательным.
Обучающимся предоставляется право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях.
Второй иностранный язык в школе в 2020-2021 году
Введут ли в российских школах обязательное изучение второго иностранного языка? Пока точного ответа на этот вопрос нет: внедрение данного предмета только рассматривается Министерством просвещения РФ. Существует закон федерального значения под номером 273-ФЗ (название – «Об образовании в Российской Федерации»), на основании 12-ой и 28-ой статей которого все учреждения, имеющие аккредитацию и осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают программы обучения самостоятельно, но непременно с учетом ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов.
Какой язык стоит изучать в качестве второго иностранного? На первом месте после международного и самого востребованного английского идет немецкий. Германия считается развитой страной с большими возможностями и высоким уровнем жизни. Второе место по популярности занимает французский язык, и интерес к нему возрастает с каждым годом. Также в перечень рекомендованных языков входит испанский.
После русского лучше изучать тот язык, который привлекает ребенка. Чем? Например, историей страны, любимыми актерами или музыкальной группой, поющей на этом языке.
Когда есть заинтересованность, горят глаза, процесс обучения будет проходить быстрее и продуктивней. Поэтому в идеале выбор языка должен делать ученик.
Я бы посоветовала изучать второй язык абсолютно всем, хотя бы в базовом формате. Чтобы человек мог прочитать и ответить на самые простые вопросы.
Первый иностранный язык можно осваивать уже с 1-2 класса, второй — в более осознанном возрасте, если это азиатский язык — с 3-4, если европейский — с 7-9 класса.
Изучение второго языка предусмотрено ФГОС, положениями которого пользуются при составлении программ в образовательных учреждениях. До 2019 года его преподавали не везде — сказывалось недостаточное количество специалистов, ресурсов.
После публикации Минпросвещением РФ в 2019 году письма «Об изучении учебного предмета «Второй иностранный язык» школы начали включать его в программу на всей территории страны. Но массовости не получилось все из-за той же нехватки ресурсов.
Второй иностранный язык в школе в 2022-2023 году
Чтобы узнать об отношении родителей ко второму языку, проводили опросы. Около 65% опрошенных считают, что качество преподавания низкое и большей части школьников он не нужен. В некоторых школах новую дисциплину вводят в 7 классе и за два года нормально выучить язык невозможно. Получается, что учат лишь для получения оценки в аттестате. Даже если изучают его с 5 по 9 класс, то многие выпускники остаются на уровне «могу читать и переводить со словарем».
При введении дисциплины со 2 класса есть огромный минус — к этому возрасту не у всех детей сформирована речь на родном языке. Начинать обучать иностранному языку, если есть логопедические проблемы, нельзя.
Также большинство родителей сходятся в том, что второй язык из-за нехватки квалифицированных педагогов, малого количества часов, отсутствия у детей мотивации является своего рода профанацией. Такая ситуация приводит к стрессовым ситуациям, повышенная нагрузка отрицательно сказывается на детском здоровье.
В противовес этим мнениям существуют и другие. Например, предлагают оставить второй иностранный, но изучать его будут те, кто изъявит желание и кому он необходим. Предмет войдет в категорию дополнительного бесплатного образования.
Изначально в Министерстве образования рассматривали инициативу как возможность расширения кругозора школьников, как одно из направлений для всестороннего развития. Но еще тогда в педагогическом сообществе эта идея вызвала массовые споры. Отдельные педагоги и эксперты утверждают, что вместо повышения эрудиции дополнительный язык принесет чрезмерную загруженность. Нет единого мнения по поводу того, нужен ли второй инъяз. Но можно взвесить все преимущества и недостатки изучения дополнительного языка.
Новость о введении в школьную программу нового обязательного предмета была воспринята позитивно далеко не всеми родителями и педагогами. У этого проекта есть не только преимущества, но и недостатки:
- повысится учебная нагрузка, и не все будут справляться с дополнительными объемами задач;
- снизится успеваемость по другим предметам из-за того, что не будет возможности уделять им столько же времени, как и раньше;
- может возникнуть путаница, так как в 5 классе еще не сформирована база по основному иностранному.
По мнению 62% родителей — детям не нужно введение дополнительного предмета. Более 50% родителей считают уровень преподавания неудовлетворительным. Из-за этого им приходится нанимать репетиторов, что существенно повышает расходы на получение базового образования.
При выборе языка нужно ориентироваться на долгосрочные планы, касающиеся будущего. Вторым после английского по популярности и востребованности считается немецкий. В Германии достаточно высокий уровень жизни и отличная система образования, а также есть широкие возможности для трудоустройства. На третьем месте французский и китайский. Китай – страна больших возможностей как для получения образования, так и для карьеры.
В 2021-2022 учебном году дополнительный предмет появится не во всех школах, и будет ли он обязательным, пока не известно. Это нужно уточнять непосредственно в учебном заведении, в котором учится ребенок, и только после того, как будет принят учебный план.
В 2021-2022 еще продолжается переходный период, поэтому нет гарантий, что учебные заведения смогут организовать изучение предмета. Пока строгих требований у министерства образования нет. В будущем, когда все школы России перейдут на двуязычную систему, дополнительный предмет будет необязательным. Позже школьники смогут по желанию выбирать – учить его или нет. Обязателен ли этот предмет в 2021-2022, об этом школьникам и родителям сообщат на линейке 1 сентября.
Отмена изучения второго иностранного языка в школах России пока не планируется. Согласно рекомендациям, прописанным в ФГОС, этот предмет будет желательным, но не обязательным, то есть после перестройки системы обучения родители смогут отказаться от него. Но отменять его на государственном уровне не планируют.
Второй иностранный язык в школе в 2021-2022 году будет изучаться школьниками начиная с 5 класса. Но не все школы будут переходить на двуязычную систему. Поэтому точно узнать детали, касающиеся введения в расписание нового предмета, можно будет у администрации школы перед началом учебного года.
Известно, что в большинстве школ главную нишу занимает английский как первый иностранный язык. Он вытеснил когда-то немецкий и до сих пор не сдает позиций.
Тем не менее, в российских общеобразовательных учебных заведениях дети изучают ещё ряд языков:
- французский;
- китайский;
- испанский;
- немецкий.
Из этих языков руководители школ могут выбирать второй иностранный для своих воспитанников. Не всегда легко это сделать, ведь не в каждом учреждении есть для этого кадровый состав. Положа руку на сердце, не в каждой российской школе есть квалифицированный учитель первого иностранного, а не только второго. Если руководитель найдет возможность и пригласит учителя, скажем, японского – никто ему это не запретит. Ведь, как мы уже отметили выше, школа имеет большие возможности в плане реализации образовательных программ.
Конечно, никто не заставит первоклассников изучать сразу два языка и еще родной впридачу. Первый класс – это время адаптации и щадящей нагрузки, поэтому даже английский как первый иностранный вводится, как правило, со второго класса.
Те школы, которые уже выполнили требования ФГОС и ввели второй иностранный, сделали это только для пятиклассников. То есть, дети, пришедшие в пятый класс, уже учатся по новому стандарту, с немецким, французским или еще каким-то языком, кроме первого. При этом шестые классы и старше под этот стандарт не подпадают. Почему? Потому что программа рассчитана на определенное количество лет. И если начать осваивать ее с шестого, седьмого и далее класса, то закончить к выпуску из школы не представляется возможным.
При этом нагрузка на ученика по второму иностранному языку составляет обычно 1 час в неделю. В данном случае мы рассматриваем общеобразовательные школы без уклона в филологическую область.
Изучение второго иностранного языка станет необязательным
Для целей настоящей Политики применяются термины и определения, указанные в Пользовательском соглашении, а равно поименованные в настоящей Политике.
Субъект персональных данных – Пользователь, прошедший регистрацию на Портале и предоставивший свои персональные данные в целях получения персонализированного ресурса и сервиса, а так же доступа к расширенному функционалу Портала.
Оператор обработки персональных данных — ИП Балыко Елена Николаевна, ИНН 505000901495, ОГРН 308505024000041.
Лицо, осуществляющее обработку персональных данных (далее – Обработчик) по поручению Оператора – ООО «Твои образовательные решения», ИНН 7720308722, ОГРН 1157746619656, 111399, г. Москва, ул. Мартеновская, д.5, помещение 1, ком. 2
Субъект персональных данных – Пользователь, прошедший регистрацию на Портале и предоставивший свои персональные данные в целях получения персонализированного ресурса и сервиса, а так же доступа к расширенному функционалу Портала.
Лицо, осуществляющее обработку персональных данных (далее – Обработчик) по поручению Оператора – ООО «Твои образовательные решения», ИНН 7720308722, ОГРН 1157746619656, 111399, г. Москва, ул. Мартеновская, д.5, помещение 1, ком. 2
Субъект персональных данных – Пользователь, прошедший регистрацию на Портале и предоставивший свои персональные данные в целях получения персонализированного ресурса и сервиса, а так же доступа к расширенному функционалу Портала.
Если посмотреть на российские школы в целом, то самым популярным иностранным языком является английский, его учат 94% всех школьников, у которых в программе есть уроки иностранного. Намного меньше, всего 7%, изучают немецкий. Доля французского еще скромнее — 2%. Далее почти вровень идут испанский и китайский, затем арабский и итальянский (последний чаще учат в средней и старшей школе, но в начальных классах арабский его обгоняет).
Все более востребованным становится китайский язык. Это можно связать с усилением позиций Китая в мировой политике, не говоря уже об экономике, с распространением китайского бизнеса в России.
Немецкий и французский удерживают свои позиции, занятые за последнюю пару веков. Сказывается здесь и своего рода инерция: эти языки широко изучали 20–30 лет назад, учителей относительно много, и если школа не может предложить большого выбора языков, то вторым становится какой-то из этих двух.
С одной стороны, у ребенка уменьшится нагрузка в школе. Это значит, что он сможет больше времени уделять другим предметам: русскому, английскому, математике. А еще он будет меньше уставать.
С другой стороны, отмена обязательного второго иностранного лишает ребенка возможности расширить кругозор и изучить культуру другой страны. В перспективе это может повлиять и на его трудоустройство. Как правило, чем больше языков знает соискатель, тем выше его зарплата и шансы получить желаемую должность.
Поэтому родителям придется хорошо подумать, нужно ли убирать второй иностранный из программы ребенка. Большую роль также играет качество преподавания в школе.
Второй иностранный язык в школе в 2021-2022 году
Изучение второго иностранного языка в школе предусмотрено в действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Сейчас ситуация обстоит так, что в некоторых школах ввели второй иностранный, в некоторых — нет. Где-то язык учат по желанию, а где-то в качестве обязательного предмета. Тем не менее по действующим ФГОС язык формально обязателен.
Многие родители и школьники не понимают, зачем изучать второй иностранный в школьной программе в 2021-2022 году. Но владение несколькими языками имеет ряд преимуществ:
- Повышение конкурентоспособности. Школьник, освоивший два и более иностранных языка, больше ценится на рынке труда.
- Развитие мозга. Изучение иностранных языков положительно влияет на общее умение мыслить и эрудицию.
- Расширение кругозора. При изучении иностранного языка ребёнок взаимодействует с чужой культурой, открывает для себя новые традиции и обычаи.
Можно ли выучить французский всего за один урок в неделю? Почему мамы и папы выступают против введения второго иностранного языка в школах? И правда ли, что он превратился в полнейшую профанацию?
По данным опросов от 60 до 70% родителей недовольны качеством преподавания второго иностранного языка в школах. Более 62 процентов — считают, что второй иностранный язык и большинству школьников и вовсе не нужен.
Однако сейчас, по действующим школьным стандартам (ФГОС ОО), в 5-9 классах второй «ин-яз» — это обязательная часть программы. Школа сама определяет объем часов, их распределение по годам обучения. Обычно это два урока в неделю. К сожалению, большинство выпускников школ так и остаются на уровне «читаю и перевожу со словарем».
Проверка знания иностранных языков должна была стать обязательной с 2021-22 учебного года согласно распоряжению и.о. главы этого же министерства (тогда оно называлось Министерством образования и науки) Андрея Фурсенко от 17 мая 2012 года. Саму же идею связывали с Дмитрием Медведевым, который будучи в должности президента РФ видел в этом одно из условий модернизации.
На основании принятых Минпросвещения приказов и утвержденных ими новых образовательных стандартов второй иностранный язык в школе с 1 сентября 2021 года не отменяется, это произойдет только с 1 сентября 2022 года.
В соответствии с текстом нормативного документа второй иностранный язык:
- не входит в учебный план в качестве обязательного предмета;
- введение второго обязательного иностранного языка осуществляется школой по заявлению учащихся или их родителей;
- введение производится при наличии у конкретной школы условий для изучения такого предмета как второй иностранный язык (под условиями в данном случае можно понимать наличие учителей в штате, учебных материалов и т.д.).
В 2021-2022 учебном году формально, да. Так как стандарты 2010 года пока действуют. Но с учетом того факта, что этот предмет отменят с 2022 года, у родителей есть право подать заявление руководству школы с просьбой об исключении этого предмета из расписания. Таково официальные разъяснения Министерства, данные «Российской газете».
Второй иностранный язык как обязательный предмет школьной программы отменили и воспользоваться этим родители вправе уже в текущем учебном году.
Отзывы:
Ветер
Полностью согласна!Дети английский плохо знают, а тут еще второй дают. Часто возникает каша в голове, дети путают английские слова с немецкими. разговаривать не с кем, стимула нет. Путешествуют в Европу единицы, особенно в провинции, даже в языковой лагерь родители не могут отправить ребенка — дорого. С кем разговаривать-то?
Людмила
а обязательный ЕГЭ по английскому- это вообще очередной мусорный проект Министерства образования. К чему он?
Taga
Людмила, хотят чтобы учили иностранный для того, чтобы потом мигрировали в Западные страны. Лоббирование Запада.
Тоцкая Елена
Соглашусь на 100% с автором, сама в таком положении
Максим Бунаков
предлагаю всех кто работает в администрации ,руководителей всех уровней учителей ,сдать экзамен по знанию языка ,который они изучали в школе и выучить второй иностранный иначе не допускать к работе
Лиля Тестова
Наконец то хотя бы кто-то думает также, но у нас в школе ещё до кучи есть ещё и башкирский в добровольно- принудительном варианте. На котором ребенок не разговаривает и ставят кучу двоек, тоже по второму немецкому-уроков почти нет, а претензий выше головы. И теперь вывод нужно учить четыре языка, на математику и другие предметы просто часов не хватает, краеведение какое-то и ещё много чего. Думаю физика будет только один час в неделю, а какой-нибудь башкирский два…..
Андрей Козлов
Я как школьник говорю-немецкие числа возможно понять только до 100,после там каша.И вообще зачем это все?Ладно английский он распространен,но немецкий или французский языки,зачем все это.Немцы в большинстве своем(или те с кем мне приходилось иметь дело) понимают английский.Согласен с автором статьи о факультативах по доп языкам(у нас обязаловка).
Аделина Графская
Нам сегодня дали два учебника по французскому. Я его никогда не хотела учить и очень люблю немецкий. И меня просто бесит эта ситуация с французским,который мне не пригодится от слова совсем. Да даже если бы был немецкий,то это все равно лишняя нагрузка! Я считаю,что это введение достаточно ужасное. Спасибо большое,мин.образование,которое ничерта не умеет и не понимает❤
ИТОГО, указанные изменения коснутся школьников из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Обязателен ли второй иностранный язык для школ негуманитарного профиля? На этот вопрос пытаются найти аргументы и специалисты, и родители. Последних беспокоит повышение нагрузки на ребенка и уровень качества преподаваемого предмета. Особенно, по мнению родительского сообщества, это может быть заметно в провинциальных школах.
Профессиональное сообщество придерживается точки зрения, что новый предмет будет введен в программу только в том случае, если учителя подтвердят свои знания специальным тестированием.
Таким вопросом практически не задаются родители, в активах которых несколько языков. Но те мамы и папы, которые говорят только на своем родном и английском «со словарем», часто возмущаются, считая, что их детям и одного иностранного языка за глаза хватит. Русский бы как следует выучили сначала…
На самом деле, даже несмотря на большую нагрузку в школе, у изучения еще одного языка гораздо больше плюсов, чем минусов. «Второй, а, может быть, даже третий иностранный язык в школе — это очень хорошо, — убеждена Наталья Оршанская. — Чем большим числом языков владеет ребенок, пусть даже на самом базовом уровне коммуникации, пригодном лишь для разговорного общения, тем больше возможностей и ресурсов для дальнейшего развития он приобретает».
Второй обязательный иностранный язык: хорошая идея или мучение?
Конечно, есть дети, которым языки даются легко. Это не некий отдельный талант, как считает наш эксперт, а, скорее, общий набор неких признаков мыслительной деятельности, имеющихся у ребенка. Прежде всего к ним относятся развитая логика, хорошая память и звуковое восприятие (а для некоторых языков, таких как, например, китайский, тайский) также очень важен музыкальный слух. Принято считать, что иностранные языки легче даются гуманитариям, но это далеко не факт. Ведь лингвистика — это тоже отчасти математика, ведь строй любого языка подчиняется своим строгим логическим законам. Однако считать, что юный математик обязательно будет успешен в языках, все же неверно.
Поэтому главное, что нужно ставить во главу угла при выборе второго иностранного, — это мотивация. Сначала определитесь, чего больше хотите вы и ваш ребенок, а потом решайте. Не стоит выбирать язык за компанию с подружкой или соседкой по дому или просто потому, что «немецкий» хорошо знает бабушка и, если что, она поможет с «домашкой». Все это не заставит ребенка по-настоящему заинтересоваться новым языком и полюбить его. А без этого учиться бесполезно.
Не все радостно принимают тот факт, что в 2021–2022 второй иностранный язык в школе опустится на неокрепшие плечи учеников. Определенный процент взрослых все же волнуется, что их чадо будет чрезмерно загружено. Ведь не все имеют гуманитарный уклон. Чтобы догнать соседей по парте и школьную программу придется обращаться к репетиторам, что увеличивает финансовые и временные затраты. Кроме этого, под угрозой становится самочувствие неокрепшего растущего организма.
Что касается мнения самих учеников, то многие школьники из физико-математических, биолого-химических классов недовольны новым положением. Это связано с тем, что им придется посещать еще один дополнительный урок. Хотя и без этого предмета их учебная загрузка внушает уважение.
Учителям также нелегко придется в условиях нововведений. Трудность заключается в том, что учебные и методические пособия отсутствуют. Большая часть учебников для школьной программы содержит достаточно трудный материал, ведь они рассчитаны на более глубокое изучение. Проводя параллель с тем, что на добавочную дисциплину выделяют меньше времени, каждому учителю придется самому подбирать из пособий подходящие задания. Этот фактор существенно увеличит время на подготовку к уроку.
По причине нехватки преподавателей и учебного материала не все школы ввели урок в свою стандартную программу. Процесс только набирает обороты. На вопросы многих родителей по поводу того, можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе в 2021 году дается частично положительный ответ. По планам ФГОС в будущем этот предмет не будет обязательным. Родители, учителя и школьники смогут расслабиться, правда данный проект пока находится в разработке.
Сегодня в некоторых учебных организациях ввели дополнительный «инъяз», а в некоторых еще нет. Где-то его изучают по желанию ребенка, а где-то он входит в обязательный перечень предметов. Согласно действующему ФГОС, этот предмет пока формально является неизбежным.
Записывая малыша в организацию, родители автоматически соглашаются с местным распорядком и актами заведения. Если «инъяз №2» действительно введут как базовый, то придется заняться его изучением.
С какого класса изучают английский язык в школе?
Возможность того, что дисциплину полностью отменят маловероятна. Сама Ольга Васильева, занимающая пост министра образования считает, что два языка сразу – это хорошо, но один все же лучше. Она полагает, что предмет нужно отменить, если у образовательной организации нет резервов для высокого уровня преподавания.
Согласно ее мнению, ребенку в первую очередь нужно хорошо знать русский. Еще свободно владеть разговорным английским, ведь он по-прежнему является международным. В итоге нововведений, дети при сдаче ЕГЭ получают низкие баллы по родному языку. Что касается английского – то тут познания вообще оставляют желать лучшего.
Ранее ведомство внесло предложение о поправке, в котором количество часов на введенный «инъяз» необходимо сократить. На его место согласно рекомендациям, желательно ввести урок астрономии. По наблюдениям, этот предмет уже планомерно внедряется в систему образования.
Подводя итоги, можно заключить, что нововведенная дисциплина является обязательной. В 2021 отмена второго иностранного языка в школе вряд ли произойдет. На данный момент ряд обучающих заведений самостоятельно принимают решение, основываясь на имеющихся ресурсах. Несмотря на перемены, учителя все же советуют родителям понемногу заниматься курсами, чтобы ребенок был готов к любым переменам.
В новых федеральных государственных стандартах второй иностранный язык перестанет быть обязательным для изучения, заявил статс-секретарь, замминистра просвещения России Павел Зенькович.
«Возвращаясь к некоторым элементам снятия нагрузки мы, например, постарались ответить на критику по поводу второго иностранного языка. В этом проекте (ФГОС — ред.), как вы видите, второй язык является не обязательным, а рекомендованным. Это дает возможность вводить его там, где действительно образовательная организация к этому готова, чтобы такие вещи не превращались в профанацию», — сказал Зенькович, выступая в Общественной палате РФ.
«Мы знаем прекрасно, что во многих школах нет такой возможности. Они вводят этот второй язык, он становится формальным, преподается один-два часа в неделю, в итоге это приводит к лишней нагрузке на детей, эффекта никакого», — добавил замминистра.
Минпросвещения России сообщило, что планируется уточнить федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно проекту изменений, обязательным к изучению будет только один иностранный язык. Второй может быть включен в образовательную программу по выбору родителей. Второй язык выбирается из списка, предоставленного школой.
Предполагаемые изменения запланированы на I квартал 2020 г.
Существует ли нормативный документ или рекомендации Минобра России по введению иностранного языка со второго класса в начальной школе?
Такого нормативного акта нет. Введение иностранного языка со второго класса предусмотрено в ПООП НОО. Рекомендации есть, но они касаются изучения редких иностранных языков.
В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы, в том числе иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО). Узнайте подробнее, какие учебники по второму иностранному языку использовать.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Вместе с тем, ФГОС и другие документы не определяют на каком этапе освоения образовательной программы необходимо вводить иностранный язык, это образовательная организация определяет самостоятельно, утверждая программу (ст. 12 и ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
В примерной основной образовательной программе начального общего образования имеется примерный учебный план, в котором введение иностранного языка предусматривается со второго класса. Примерные основные общеобразовательные программы опубликованы в Реестре примерных основных общеобразовательных программ.
Кроме того, на введение иностранного языка со второго класса указывается в письме Минобрнауки России от 13.03.2007 № 03-513. Это письмо содержит рекомендации по изучению редких иностранных языков, то есть не традиционных при реализации образовательных программ языков: английского, немецкого, французского или испанского, а ранее не изучавшихся в системе общего образования.
Однако эти рекомендации в части введения иностранного языка со второго класса можно применить и к распространенным в изучении иностранным языкам.
В учебный план начальной школы введен учебный предмет «Иностранный язык», что нормативно закрепляет тенденцию более раннего обучения иностранному языку. В соответствии с этим изучение иностранного языка начинается со второго класса (Письмо Минобрнауки России от 13.03.2007 № 03-513).