Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект налогового кодекса на 2022 год в РБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
«1. Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:
шесть (6) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено подпунктом 1.2 настоящего пункта;
шестнадцать (16) процентов:
для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении внереализационных доходов, указанных соответственно в подпункте 3.7 пункта 3 статьи 174 и подпункте 9.10 пункта 9 статьи 205 настоящего Кодекса;
для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса.
Отчетность по УСН будет квартальная (статья 1 пункт 158 Законопроекта), т.к. плательщики УСН не будут являться плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (плательщиками ввозного НДС и НДС при приобретении объектов у иностранных организаций как обычно, являются все). Основание: статья 1 пункт 154 Законопроекта.
154. В статье 326:
подпункт 1.1.2 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«1.1.2. налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;»;
пункты 3 и 4 исключить;
из пункта 6 слова «пунктов 3 и 4 настоящей статьи,» исключить.
примечание: подпункт 1.1.2 добавляет НДС по оборотам в перечень налогов, которые заменяет УСН. Т.е. формулировкой, что УСН заменяет уплату НДС по реализации исключается сам по себе НДС по реализации, как налог, применяемый одновременно с УСН (ввозной и по приобретению объектов у иностранных лиц платим!)
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения становится плательщиком НДС при превышении выручки 460 000 (было 465 255) белорусских рублей. Основание: статья 1 пункт 49 Законопроекта
49. В пункте 1 статьи 113:
в подпункте 1.1:
в части первой цифры «465 255» заменить цифрами «460 000»
С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).
Другие изменения опубликуем позже. Законопроект сложный для анализа изменений — из-за наличия разных дат вступления в силу пунктов (абзацев). Определенные пункты (абзацы) вступают в силу после официального опубликования, другие с 01.01.2022, с 01.07.2022, с 01.01.2023 года
[скачать id = «3767»]
Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс
МНС: транспортный налог в вопросах-ответах 16.02.2022
УСН при разработке и размещении мобильных приложений на площадке AppStore 16.02.2022
Стандартные вычеты по подоходному налогу в 2022 году 14.02.2022
Разъяснения МНС о применении ИП УСН (лесозаготовки, туризм, разработка ПО, 3D-моделей) 13.02.2022
Коэффициенты переоценки зданий и сооружений на 01.01.2022 12.02.2022
Срок уплаты ФСЗН и срок подачи ПУ-3 за 2021 год для ИП 09.02.2022
Кто же все-таки из ИП остается в 2022 году на УСН? 10.01.2022
Разъяснения МНС об изменениях в НК-2022 09.01.2022
Налоговый кодекс — 2022 официально опубликован 04.01.2022
По данным Минфина, на 1 января этого года в стране работало без малого 270 тысяч «ипэшников», из них 84% не имеют наемных работников. Власти решили дать некоторым из них возможность работать в качестве самозанятых.
«По своей сути такие индивидуальные предприниматели являются самозанятыми. Вместе с тем им требуется вести учет, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно производить исчисление налогов, взносов в ФСЗН, представлять налоговые декларации, принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, — объясняет новшества Минфин. — В рамках выработанной концепции предлагается расширить круг самозанятых и значительно упростить администрирование их деятельности, что позволит работающим сейчас в статусе индивидуальных предпринимателей гражданам перейти в категорию самозанятых граждан».
Сбор за осуществление ремесленной деятельности останется, но изменится размер. С 2022 года ставку отвяжут от базовой величины и установят конкретную сумму в рублях, которую будут индексировать в зависимости от инфляции. С 2023 года ремесленники смогут выбирать между уплатой сбора и НПД. Сбор для ремесленников с 1 января составит 62 рубля, для агроэкотуризма — 31 рубль за каждую усадьбу в месяц (сейчас это две базовые в год).
С 1 января 2022 года физлица — собственники жилых помещений в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве собственности или в наследстве на указанное имущество) должны будут платить налог на недвижимость. Сейчас такой налог уплачивают лишь собственники двух и более квартир, а с принятием — также владельцы первой и единственной квартиры. Для расчета налога будут использовать расчетную стоимость квартир, которая будет определяться в НК. А затем от этой суммы владелец заплатит ставку в размере 0,1%.
Изменения коснутся и налога на прибыль.
Областным Советам депутатов и Минскому городскому Совету депутатов планируется разрешить увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18%) в пределах 2 процентных пунктов. То есть максимальная ставка налога на прибыль может вырасти до 20%.
А уже в 2022 году платить налог на прибыль придется по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых до 1 апреля 2022 года. Начиная с 2023 года считать налог на прибыль будут по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
С 1 января 2022 года индивидуальных предпринимателей в Беларуси, пользующихся общим порядком налогообложения, признают плательщиком НДС, при условии, что выручка нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки. Ранее такой критерий составлял 465 255 белорусских рублей.
Независимо от критерия выручки (500 000 белорусских рублей) ИП будет признаваться плательщиком НДС, если он сам решит уплатить НДС, и представит в налоговый орган уведомление о таком решении.
При этом ИП разрешается отменить принятое решение. В этом случае предпринимателю придётся не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, указанным в ранее представленном уведомлении, отправить в налоговую уведомление об отмене ранее принятого решения.
С 1 января 2022 года отменяется льгота по НДС и будут облагаться налогом товары местных производителей, которые передаются по договору международного лизинга за пределы Беларуси с правом выкупа.
Предлагается не облагать НДС суммы аванса, предоплаты, перечисленные нерезиденту за предстоящее приобретение товаров, работ, услуг на территории Беларуси, если нерезидент их вернул до срока представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором было их перечисление в адрес нерезидента.
В этом случае отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг отсутствует и налоговых последствий не возникает.
Готовимся к 2022 году: — проект изменений НК
С 1 июля 2022 иностранным компаниям и предпринимателям, которые продают товары в интернет-магазинах (при электронной дистанционной продаже товаров) придется платить НДС в Беларуси. Из-за этого ряд российских интернет-магазинов объявили о грядущем повышении цен.
Проектом НК-2022 предусмотрено только две ставки налога при УСН:
— 16% в отношении внереализационных доходов, указанных в подп. 3.7 ст. 174 НК, которая действует в настоящее время (абз. 2 подп. 1.3 ст. 329 НК);
— 6% в отношении валовой выручки, кроме внереализационных доходов, указанных в подп. 3.7 ст. 174 НК.
Таким образом, новое законодательство не предполагает возможности применения «упрощенки» с уплатой НДС для компаний. И, соответственно, отчетным периодом с 2022 года признается только календарный квартал.
Новое налоговое законодательство принесет изменения в порядке ведения учета. Компании, работающие с «упрощенкой», обязаны вести учет в книгеучета доходов и расходов организаций, применяющих УСН. Данный учет может осуществляться в личном кабинете плательщика по установленной форме. Это новшество открывает и некоторые технические возможности: выбрав этот вариант учета, вы сможете использовать электронные сервисы, функционирующие в личном кабинете, для заполнения книги учета доходов и расходов и декларации по налогу при УСН.
Организации по-прежнему вправе вести бухгалтерский учет и (или) составлять бухгалтерскую отчетность на общих основаниях, в том числе в целях организации учета, не обеспеченного ведением учета в указанной книге (п. 5 ст. 33 проекта НК-2022). Однако кассовый принцип отражения выручки сохраняется в любом случае.
ИП могут платить налоги либо по актам, либо по факту поступления средств на расчетный счет. Если вы относитесь к первой категории, то все суммы, проходящие по актам до 31 декабря 2021 года, будут облагаться по-старому.
ИП, которые платили налоги по факту поступления средств, должны будут уплатить 16% налога (или 6% для категорий предпринимателей, которые могут применять УСН) на все начисления после 1 января 2021 года.
Готовимся к 2022 году: — очередная редакция изменений в НК
В 2022 году может измениться порядок применения инвестиционного вычета, включаемого в состав затрат по производству и реализации (подп.2.2 ст. 170 НК).
Прежде всего, в сумму, с которой можно сделать инвестиционный вычет, наряду с реконструкцией, модернизацией, реставрацией, будет включаться, среди прочего, стоимость вложений в основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, в связи с их дооборудованием, возведением последующих очередей строительства, пусковых комплексов.
Инвестиционный вычет
Увеличивается предельный размер инвестиционных вычетов:
по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам – с 15 до 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию), а по машинам и оборудованию, транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) – с 30 до 40%.
Напомним, компании в Оршанском районе с 1 января 2019 по 31 декабря 2021 г. вправе применять инвестиционный вычет в размерах до 30% по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам и до 50% по машинам и оборудованию, транспортным средствам (подп. 4.4, п. 26 Указа от 31.12.2018 № 506). Так что в новом году оршанский опыт будет частично распространен на всю республику.
Инвестиционный вычет не применяется к первоначальной стоимости основных средств, полученных безвозмездно либо первоначальная стоимость которых сформирована (за счет безвозмездно принятых затрат, произведенных при создании объектов. При этом более не имеет значения, формировалась ли первоначальная стоимость этих объектов за счет безвозмездных поступлений (затрат).
Кроме того, инвестиционный вычет по основным средствам (стоимости вложений в реконструкцию), первоначальная стоимость которых сформирована частично (осуществленных частично) за счет безвозмездно принятых затрат, бюджетного финансирования будет применяться лишь к той части первоначальной стоимости (стоимости вложений в реконструкцию) основных средств, которая сформирована без учета сумм безвозмездно принятых затрат или бюджетного финансирования.
Оплата труда
В подп. 2.9 ст. 170 НК уточняется, что в состав затрат по производству и реализации включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором), а также на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством, за исключением выплат, не учитываемых при налогообложении, перечисленных в подп. 1.3 ст. 173 НК. Таким образом, речь идет практически о любых видах стимулирующих и компенсирующих выплат, а не только о вознаграждениях по итогам работы за год, выплатах, носящих характер вознаграждений по итогам работы за год, премиях, доплатах, надбавках. Не включаются в затраты лишь выплаты, прямо названные в подп.1.3 ст. 173 НК.
Реклама
Планируется изменить подход к включению в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов на рекламу. В полной сумме в состав затрат будут включаться только расходы на следующие виды рекламы (подп. 2.10 ст. 170 НК):
на рекламные мероприятия через СМИ (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно- телекоммуникационные сети;
на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
на изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.
Расходы на все иные виды рекламы, а также на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении в соответствии с законодательством рекламной игры, будут нормироваться и учитываться при налогообложении в составе прочих затрат, т. е. в пределах 1% выручки вместе с остальными «прочими» затратами, перечисленными в п. 2 ст. 171 НК.
Помимо пеней, штрафов, иных санкций за нарушение законодательства, перечисляемых в республиканский и местные бюджеты или в бюджеты государственных внебюджетных фондов, при налогообложении не будут учитываться также суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, подлежащие уплате в результате применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами.
Одновременно уточняется, что санкции и иные мер ответственности за нарушение условий инвестиционных договоров, заключенных с Республикой Беларусь, не будут включаться и в состав внереализационных расходов (подп. 3.1 ст. 175 НК). Однако санкции за нарушение иных договоров могут включаться в состав внереализационных расходов, даже если они перечисляются в республиканский и местные бюджеты.
В состав внереализационных доходов с нового года будут включаться средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий (за исключением средств, поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского бюджета) (подп. 3.42-1 ст. 174 НК). Напомним, такие фонды создаются страховыми компаниями в соответствии с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. указом от 25.08.2006 № 530, и Положение о порядке и направлениях использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по видам добровольного страхования, утв. Постановлением Совмина от 04.11.2006 № 1462.
Вклады в имущество хозяйственных обществ
С 28.04.2021 г. вступила в силу норма ст. 29-1 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», позволяющая участникам хозобществ вносить вклады в имущество своих компаний, не приводящие к увеличению уставного фонда и изменению размера долей (номинальной стоимости акций). Чтобы обеспечить более комфортное применение этой нормы, ст. 175 НК дополняется подпунктом 4.25, согласно которому такие вклады не будут включаться в состав внереализационных доходов хозяйственных обществ.
Отметим также, что ст. 31 Общей части НК будет дополнена подп.2.7.12, согласно которому не признается реализацией безвозмездная передача таких вкладов.
Таким образом, предоставленная Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» возможность участников вносить вклады в имущество общества, не увеличивая при этом уставный фонд, обретает практический интерес.
НДС
В состав внереализационных расходов будут включаться суммы НДС, исчисленные в порядке, установленном законодательством, с сумм увеличения налоговой базы НДС, в соответствии с частью 2 п. 39 ст. 120 НК. Напомним, налоговая база по НДС определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ и увеличивается на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), указанные в п. 4 ст. 120 НК:
за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации, либо иначе связанные с оплатой этих объектов;
в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом. При этом налоговая база увеличивается у каждого из участников договора комиссии в части причитающейся им дополнительной выгоды;
в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Резервы по сомнительным долгам
Подп. 3.48 ст. 175 НК дополняется нормой, согласно которой по дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, резерв по сомнительным долгам создается исходя из суммы выручки в белорусских рублях, отраженной в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль.
Резервы сомнительных долгов с 1 января не будут формироваться по дебиторской задолженности:
возникшей в отношении выручки, внереализационных доходов, по которым белорусская организация имела право применять законодательство, устанавливающее освобождение от налога на прибыль (право на неуплату налога на прибыль);
возникшей в период применения организацией особых режимов налогообложения;
в размере имеющегося у организации встречного обязательства (кредиторской задолженности) перед контрагентом.
Дополнения
В состав внереализационных расходов в следующем году предлагается включать:
При определении валовой прибыли от операций с ценными бумагами, учитываемыми по справедливой стоимости, затраты определяются исходя из цены приобретения в отчетном периоде, в котором ценные бумаги были реализованы или погашены. Теперь уточняется, что такая цена подлежит умножению на отношение официальных курсов белорусского рубля, установленных Нацбанком к доллару США на дату реализации или погашения ценных бумаг и на дату их приобретения.
Таким образом, формирование валовой прибыли от операций с ценными бумагами, учитываемыми по справедливой стоимости, по сути унифицируется с определением дохода при отчуждении доли в уставном фонде в п. 3 ст. 168 НК.
Планируют увеличить предельный размер инвестиционного вычета до 20% от первоначальной стоимости по зданиям и сооружениям и до 40% от первоначальной стоимости по машинам и оборудованию.
Рекомендуем рассмотреть приобретение новых основных средств с учетом новых размеров инвестиционного вычета.
Что почитать: подп. 2.2 п. 2 ст. 170 проекта НК 2022.
Сейчас максимальныйразмер инвестиционного вычета составляет 15% первоначальной стоимости по зданиям и сооружениям и 30% первоначальной стоимости по машинам и оборудованию.
Планируют закрепить, что местом реализации юридических услуг признается Республика Беларусь (и соответственно возникает НДС в Республике Беларусь), если они связаны с передачей (оформлением) права собственности на недвижимое имущество, его регистрацией и передачей имущественных прав на недвижимое имущество. Таким образом, если компания оказывает иностранцу юридические услуги, связанные с недвижимым имуществом, необходимо исчислить и оплатить 20% НДС в РБ со стоимости таких услуг.
Место реализации юридических услуг по консультированию по вопросам исполнения договора о передаче недвижимого имущества или прав на него, а также его регистрации будет определяться по покупателю.
Рекомендуем заранее изучить изменения и понимать, в каких случаях необходимо уплатить НДС при реализации юридических услуг покупателю – нерезиденту, а в каких нет.
Что почитать: подп. 1.1 п. 1 ст. 117 проекта НК 2022.
Сейчас если белорусская компания оказывает юридические услуги нерезиденту, то НДС в РБ не платится, так как место реализации юридических услуг определяется по покупателю юридических услуг.
Планируют обязать налоговых агентов (т.е. по общему правилу компании, выплачивающие доход физическим лицам в Беларуси) предоставлять декларацию (расчет) по подоходному налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим последним месяцем отчетного квартала.
Рекомендуем заранее перестроить внутренние процессы учета (включая заблаговременную настройку компьютерных систем).
Что почитать: ст. 216-1 проекта НК 2022.
Сейчас не предусмотрено обязанности у налоговых агентов подавать декларации по подоходному налогу. Существует необходимая отчётность в отношении некоторых доходов, например, доходов выплачиваемых иностранным гражданам.
Планируют не облагать подоходным налогом профилактические прививки (вакцинацию) физических лиц, за которые заплатила организация или ИП. Если организация или ИП возмещают физическому лицу расходы на прививку – такое возмещение также не будет облагаться подоходным налогом.
Что почитать: подп. 2.10 п. 2 ст. 196 проекта НК 2022.
Сейчас такой льготы по подоходному налогу не предусмотрено. Вместе с тем, расходы организаций по вакцинации работников, которая предусмотрена законодательством как одно из мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Планируют ввести ставку подоходного налога в размере 20% для следующих случаев:
при выявлении нарушений в отношении доходов, исчисленных исходя из сумм превышения расходов над доходами;
при установлении факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физлиц налоговым агентом;
при установлении факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе (СККС) суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.
Рекомендуем быть готовыми предоставить документы, подтверждающие исполнение налоговых обязательств в целях недопущения применения «санкционной» 20% ставки при правомерном поведении.
Что почитать: п. 7 ст. 214 НК 2022.
Сейчас в отношении сумм превышения расходов над доходами применяется 16% ставка подоходного налога, а при установлении контролирующим органом фактов выплаты заработной платы «в конвертах» — стандартная 13% ставка. Налогообложение факта регистрации в СККС суммы выигрыша лица, которому фактически не выплатили выигрыш, не регулируется отдельными положениями НК.
С 01.01.2022 не вправе применять УСН плательщики:
при сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), предоставлении в иное возмездное пользование несобственного имущества, в т.ч. с привлечением комиссионера (поверенного) или иного лица, действующего на основании договора комиссии, поручения или иного аналогичного гражданско-правового договора;
реорганизованные путем присоединения к ним других организаций, если присоединенная организация применяла УСН и в году, на который приходится дата присоединения, превысила предельное значение критерия валовой выручки для применения УСН, либо по итогам года, предшествующего году присоединения, — критерий валовой выручки для применения УСН без НДС.
Также с начала года предельные значения критериев для перехода на УСН составляют:
численность работников в среднем за первые девять месяцев предшествующего года — не более 50 работников;
валовая выручка нарастающим итогом за эти 9 месяцев — не более 1 612 500 руб.
В 2022 году право на УСН утратят юридические лица с месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором:
численность работников в среднем с начала года превысила 50 человек;
валовая выручка нарастающим итогом превысила 2 150 000 руб.
Обращаем особое внимание, что возможность применения УСН с уплатой НДС исключена.
Как и раньше НДС необходимо будет уплатить в следующих случаях:
при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь;
по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим у доверительного управляющего в связи с доверительным управлением имуществом по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя (выгодоприобретателя);
по суммам НДС, излишне предъявленным в ЭСЧФ и первичных учетных документах в соответствии с подп. 7.1 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Каким будет Налоговый кодекс РБ образца 2022 года?
С 01.01.2022 не вправе применять УСН индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением:
туристической деятельности;
деятельности в сфере здравоохранения;
деятельности сухопутного транспорта;
услуг по общественному питанию;
деятельности в области компьютерного программирования.
Для определения понятий «услуга» и «работа» необходимо руководствоваться подп. 2.21 и 2.30 ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь.
В данном случае уведомлять налоговый орган о прекращении применения УСН не требуется.
Индивидуальные предприниматели, утратившие право применения «упрощенки» могут уплачивать:
единый налог, если оказываемые услуги признаются объектом данного налога. В таком случае индивидуальному предпринимателю необходимо представить декларацию по единому налогу не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления деятельности;
подоходный налог. Уведомлять налоговый орган о применении общего порядка налогообложения с уплатой подоходного налога не нужно. По итогам отчетного квартала необходимо будет предоставить лишь соответствующую декларацию.
Для ИП, как и для организаций исключена возможность применения УСН с НДС и увеличена ставка налога при УСН до 6%.
С 1 января 2023 г. для ИП возможность применения упрощенной системы налогообложения будет полностью исключена.
С 2022 года единый налог не применяется при:
предоставлении услуг в сфере общественного питания;
дистанционной торговли товарами, отнесенными к группам товаров, указанным в подп. 1.2 ст. 337 НК РБ;
реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;
деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;
розничной торговли автомототранспортными средствами.
Увеличены размеры ставок единого налога. В среднем увеличение ставок произведено в 2 — 4 раза.
Для перехода на УСН, при соблюдении установленных критериев, индивидуальному предпринимателю необходимо не позднее 31.01.2022 года представить в налоговую инспекцию уведомление о переходе на УСН.
Изменения коснутся и налога на прибыль.
Областным Советам депутатов и Минскому городскому Совету депутатов предоставлено право увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18%) в пределах 2 процентных пунктов.
В 2022 году исчисление и уплата налога на прибыль будет производиться по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых до 1 апреля 2022 года. Начиная с 2023 года исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов производится с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
С 1 января 2022 года индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения, признается плательщиком НДС, если выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки. Ранее такой критерий составлял 465 255 белорусских рублей.
С 1 января 2022 года упразднена льгота по НДС и будут подлежать налогообложению обороты по реализации товаров собственного производства продавцом – налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли продажи с лизингодателем – налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.
Предлагается не облагать НДС суммы аванса, предоплаты, перечисленные нерезиденту за предстоящее приобретение товаров, работ, услуг на территории РБ, если нерезидент их вернул до срока представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором было их перечисление в адрес нерезидента.
В этом случае отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг отсутствует и налоговых последствий не возникает.
О проекте изменений Налогового кодекса с 2022 года
1. Комплексное совершенствование норм законодательства о декларировании, включая перенос норм закона о декларировании в Налоговый кодекс.
2. Введение акцизов на жидкости для электронных систем курения и нетабачные никотиносодержащие изделия, повышение ставок акцизов на пиво и табачные изделия.
Наименование товаров
Единица налогообложения
Ставки акцизов, рублей за единицу налогообложения
Жидкость для электронных систем курения
1 миллилитр
0,1
Нетабачные никотиносодержащие изделия
1 килограмм
77,14
— Первая редакция проекта уже претерпела ряд изменений. И напоминаем, что все еще может измениться. Но если проект все же примут в нынешнем виде, то бизнесу придется перестраивать работу.
В первую очередь это коснется «единщиков» и ИП, оказывающих услуги, во вторую — организаций на УСН с НДС (так как система будет отсутствовать вовсе), а в третью — ИП и организаций на ОСН, поскольку налог на прибыль будут вправе поднять до 20%. Кроме того, подоходный налог для ИП может возрасти до 18% в 2023 году, — констатирует Вера Солянкова.
1. При переходе на подоходный налог ИП не становятся автоматически плательщиками НДС. Но такая обязанность возникнет, если выручка предпринимателя составит более 500 000 бел. рублей (примерно $ 194 тысячи), начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения такого превышения.
ВАЖНО!
Если индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги, в 2021 году применял УСН с уплатой НДС и, переходя на уплату подоходного налога с 1 января 2022 года, желает продолжить уплату НДС, ему необходимо не позднее 20 января 2022 года представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление установленной формы о принятом решении об уплате НДС (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса).
2. С 1 января 2022 года ИП вправе вместо уплаты подоходного налога уплачивать единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в порядке, установленном главой 33 Налогового кодекса. Однако тут есть два важных ограничения:
Единый налог можно применять только при оказании услуг по заказам граждан (физических лиц), приобретающих или использующих услуги исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
С 1 января 2022 года реализация дополнительных жилищно-коммунальных услуг, осуществление деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта, осуществление общественного питания исключаются из сферы применения единого налога (подпункты 2.3, 2.5 и 2.6 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса, подпункт 1.1.10 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса).
ПРИМЕР
ИП в 2021 году предоставлял для краткосрочного проживания жилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности, и применял в 2021 году УСН без уплаты НДС.
В 2022 году ИП продолжил осуществлять указанный вид деятельности и 18 января 2022 года представил для краткосрочного проживания квартиру в Минске. В данном случае ИП не может с 1 января 2022 года продолжить применение УСН, поскольку, в соответствии с абзацем 9 пункта 5 статьи 326 Налогового кодекса, сдача в аренду имущества признается услугой.
Индивидуальный предприниматель с 1 января 2022 года вправе в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, производить уплату подоходного налога. В то же время ИП вправе вместо уплаты подоходного налога в отношении деятельности по предоставлению мест для краткосрочного проживания уплачивать единый налог. В данном случае индивидуальному предпринимателю необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 года.
Так как ИП впервые начинает в 2022 года осуществлять деятельность с уплатой единого налога, то налоговая декларация (расчет) по единому налогу за I квартал 2022 года представляется индивидуальным предпринимателем не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности, то есть не позднее 17 января 2022 года.
3. Объектом налогообложения при применении подоходного налога является доход, то есть разница между выручкой и фактически понесенными затратами. Затраты должны быть совершены в «производственных» целях и документально подтверждены. Либо предприниматель может не вести учет фактических затрат для налогообложения, а воспользоваться правом на применение профессионального вычета в размере 20% от выручки.
Тогда к уплате: (3000−20%) х 16% = 384 BYN вместо 3000 х 16% = 480 BYN без вычета.
ВАЖНО!
Нельзя совмещать и профессиональный вычет 20%, и собирать затраты. Используется только один метод уменьшения налогооблагаемой базы, и с ним нужно определиться при подаче первой налоговой декларации за I квартал 2022 года.
4. Доходы от реализации учитываются индивидуальными предпринимателями на подоходном налоге по их выбору (ст. 205 Налогового кодекса):
по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (принцип оплаты)
по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним (принцип начисления).
— В первое время после вступления в силу изменений законодательства всегда много вопросов. А после таких глобальных изменений, как в этот раз, они возникают по самым разным поводам. Если есть непонимание по видам деятельности, от трактовки которых зависит применение той или иной системы налогообложении, советую отправлять запросы в свои налоговые органы (в личном кабинете), а также в Национальный статистический комитет. Запросы можно отправлять в электронном виде с помощью ЭЦП, это быстро и надежно.
Еще больше бизнеса — в нашем Telegram-канале. Подпишись!
Важно внимательно читать тексты как самих законодательных актов, так и их трактовки. Необходимо разделять нормы, которые относятся к индивидуальным предпринимателям и к организациям, либо к той или иной системе налогообложения.
У вас есть 3 месяца до подачи первых отчетов, чтобы постараться все выяснить и не принимать поспешных решений. Но тут важно, чтобы предприниматели были и сами проактивны: привлекали свои налоговые инспекции и иные органы к разъяснениям по конкретным ситуациям и интересовались новостями.
В Новый год с новыми налогами. Часть 1: «упрощенка», единый налог с ИП и физлиц
Изменения коснутся и налога на прибыль.
Областным Советам депутатов и Минскому городскому Совету депутатов предоставлено право увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18%) в пределах 2 процентных пунктов.
В 2022 году исчисление и уплата налога на прибыль будет производиться по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых до 1 апреля 2022 года. Начиная с 2023 года исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов производится с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.
С 1 января 2022 года индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения, признается плательщиком НДС, если выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки. Ранее такой критерий составлял 465 255 белорусских рублей.
Независимо от критерия выручки (500 000 белорусских рублей) ИП будет признаваться плательщиком НДС, если им будет принято решение об уплате налога, и в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого им будет исчисляться налог, ИП представит в налоговый орган уведомление о принятом решении.
С 1 января 2022 года упразднена льгота по НДС и будут подлежать налогообложению обороты по реализации товаров собственного производства продавцом – налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли продажи с лизингодателем – налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.
Предлагается не облагать НДС суммы аванса, предоплаты, перечисленные нерезиденту за предстоящее приобретение товаров, работ, услуг на территории РБ, если нерезидент их вернул до срока представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором было их перечисление в адрес нерезидента.
В этом случае отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг отсутствует и налоговых последствий не возникает.
Внешний госдолг Беларуси снизился в 2021 году, внутренний — вырос
Как будут уплачивать налоги ИП и физлица в 2022 году? МНС разъясняет
Минфин занял в 2021 году на внутреннем рынке почти $1 млрд. в валюте
Минфин Беларуси рассчитывает на новую кредитную программу от ЕФСР
За первое полугодие Минфин Беларуси привлек из России чуть более 600 млн. долларов
Налоговый кодекс-2022: важные изменения
Политика
Актуально
Тема дня
Экономика
День единения народов Беларуси и России
Общество
Союзные программы и проекты
Таможня и транзит
Сотрудничество регионов
Союзное государство
Обзор СМИ
Безопасность
Молодежная территория
Всебелорусское народное собрание
Мнение
Постсоветское пространство
Спорт
Союзный бизнес
Анонс мероприятий
Геополитика
Экспертный комментарий
Мультимедиа
О проекте
О Союзном государстве
Официальная информация
Контактная информация
Архив сайта 2014-2019
Карта сайта
Заместитель министра по налогам и сборам Игорь Скринников отметил, что ИП, которые не смогут применять упрощенную систему налогообложения, в основном перейдут в общую систему, то есть с уплатой подоходного налога. «Им не нужно направлять в налоговый орган заявления или уведомления, как и прежде, они будут подавать налоговую декларацию. Но если раньше это была декларация по УСН, то теперь — по подоходному налогу, но сроки те же самые. Те ИП, кто будет вправе применять единый налог, должны будут представить соответствующую налоговую декларацию. Каких-либо иных специальных форм уведомления не требуется», — отметил он.
В связи с внесением изменений в налоговое законодательство ИП и физические лица вправе обращаться за разъяснениями в любой налоговый орган. «Мы придерживаемся экстерриториального принципа, поэтому нет необходимости обращаться в налоговый орган по месту регистрации. Разъяснения также можно получить в контакт-центре и на сайте налоговых органов», — обратил внимание замминистра.
Изменения в налоговом законодательстве – 2022
Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:
общая численность штата не превышает 5 человек;
годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.
Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.
Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.
Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.
Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.
В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:
расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.
Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.
Из числа плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения хотят убрать ИП, а также адвокатов, нотариусов, которые работают через бюро. По всей видимости, это могут сделать уже с 2022 года. Ранее предлагалось вместо «упрощенки» ввести ставку подоходного налога.
Справка Zerkalo.io. При упрощенной системе налогообложения предусмотрены две ставки — 5% (для ИП, которые не платят НДС) и 3% (те, кто платят НДС). Ставка подоходного налога для индивидуальных предпринимателей — 16% от дохода.
Фактически разработанные предложения по ИП могут означать повышение для них налогов, для некоторых — до 16%.
С 2023 года, по всей видимости, может исчезнуть для ИП и некоторых физлиц также единый налог. Судя по попавшему в Сеть документу, намерены отредактировать 33-ю главу НК, в которой сейчас прописаны детали единого налога с ИП и иных физлиц. Информацию про единый налог уберут из этой главы (стоит полагать, что и сам сбор перестанет действовать), а появятся сведения про налог на профессиональный доход. Сейчас такого понятия в белорусском НК нет.
Плательщиками налога на профессиональный доход намерены признавать физлиц, которые не смогут привлекать наемных работников. Требования к ним, а также порядок их работы будет устанавливать президент. Объектом налогообложения признавать намерены доходы от реализации товаров, работ, услуг.
Бизнес-союзы, индивидуальные предприниматели, налоговые консультанты говорят, что «сейчас все взбудоражены» из-за возможных изменений в НК.
Тем временем в Минске по-прежнему не регистрируют новых ИП, услуга недоступна с 17 августа. В Мингорисполкоме поясняли ранее это техническими причинами.