Налоговым периодом по единому налогу признается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговым периодом по единому налогу признается». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пунктом 1 статьи 17 НК РФ определены обязательные условия установления налога:

— налогоплательщики;

— элементы налогообложения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ одним из основных начал законодательства о налогах и сборах является положение о том, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Одним из этих элементов в соответствии с пунктом 1 статьи 17 НК РФ является налоговый период.

Согласно пункту 3 статьи 11 НК РФ понятие «налоговый период» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Статьей 346.30 НК РФ установлено, что налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал.

В соответствии с пунктом 2 статьи 55 НК РФ, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Положения пункта 2 статьи 55 НК РФ находятся в системной связи с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), согласно которому первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года.

Кроме того, пунктом 2 статьи 14 Закона N 129-ФЗ также установлено, что данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год. Данное правило применяется и для заполнения налоговой декларации в соответствии со статьей 80 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 НК РФ, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Установленные пунктом 3 статьи 55 НК РФ положения не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Статья 346.30 НК РФ. Налоговый период (действующая редакция)

В настоящее время существуют следующие налоговые периоды:

  • месяц;
  • квартал;
  • год.

Также можно выделить в отдельную группу налоговые периоды, установленные для только что зарегистрированных организаций/ИП, реорганизованных организаций, а также ликвидировавшихся организаций/прекративших деятельность ИП.

Налоговый период – понятие, виды, длительность

Для упрощения процедуры определения сроков используются стандартные хронологические отрезки — месяц, квартал и год. Кроме того, в отдельную категорию можно вынести рамки, устанавливаемые для субъектов налогообложения с изменившимся правовым статусом — только что зарегистрированных, реорганизованных или ликвидированных организаций и индивидуальных предпринимателей.

Один из характерных признаков — применение принципа однократной уплаты обязательного налога. Это означает, что в текущем налоговом периоде обязательства перед государством погашаются только один раз. Подобные правила не распространяются на нерегулярные или разовые сборы. При этом нужно учитывать, что действующий порядок корректировки не универсален, и не может применяться во время работы на ЕНВД. Кроме того, в особых случаях для ряда субъектов допускается отмена отчетных временных рамок, инициированная государственными органами, тогда как в случае с рассматриваемым элементом подобная возможность отсутствует.

Практика показывает, что путаница нередко возникает при рассмотрении понятий налогового периода и срока выплат по налогу. Здесь разница заключается в том, что первое из них характеризует временной промежуток, отведенный на подведение итогов коммерческой деятельности и расчет суммы обязательств, возникших перед бюджетами различного уровня. Второе, в свою очередь, обозначает конкретный диапазон дат, в рамках которого должна быть произведена выплата.

Законодатель дает пояснения относительно особенностей определения рассматриваемого элемента налога в тех случаях, когда происходит создание, реорганизация или ликвидация предприятия. Очевидно, что подобные обстоятельства могут возникать в любое время, без привязки к началу того или иного стандартного интервала, в результате чего происходит «разбивка» сроков. Во избежание разногласий, связанных с исчислением, в Кодексе закреплен ряд принципов на этот счет.

Ситуация

Регламент

Учреждение юридического лица или ИП после начала календарного года.

Индивидуальный налоговый период завершится вместе с окончанием общего, и будет короче, чем следующий за ним.

Регистрация в период последнего квартала (декабрь).

Продление базового срока, объединяющего как оставшийся укороченный, так и будущий нормативный отрезок.

Ликвидация и реорганизация.

Крайний интервал определяется началом стандартного периода и датой окончания существования организации.

Стоит отметить, что, если предприятие было создано после 1 января, и снято с регистрации меньше чем за 12 месяцев, фактическая продолжительность установленного налогового периода будет меньше года. Все указанные принципы действуют в отношении налогов годичного характера, тогда как для квартальной и ежемесячной периодичности корректировка должна согласовываться с территориальной инспекцией ФНС.

Рассматривая специфику временных ограничений, нельзя не упомянуть о рамках, определяемых для подачи отчетов. В этом случае речь идет о сроках, отведенных для подведения промежуточных итогов — расчета авансовых платежей, а также подачи отдельной документации, обязательной для некоторых субъектов налогообложения. Основной критерий, определяющий, чем отличается налоговый период от отчетного — это разница в принципах установления, а также общая продолжительность — как правило, первый интервал может включать в себя сразу элементов второго типа.

Налоговый период по ЕНВД

Этот код обычно используется в отчетности, подаваемой субъектами на УСН, а также декларантами НДФЛ и налога на имущество юридических лиц, и определяет, что установленный срок приравнивается к одному календарному году. Важный нюанс, который следует учитывать при оформлении документации: в рамках подачи годовой декларации кодовое обозначение применяется субъектами, работающими по ежеквартальной системе, тогда как для тех, кто ежемесячно отчитывается по прибыли, используется кодификатор 46, также обозначающий годовой отрезок.

Код, применяемый в рамках декларирования доходов, полученных в результате осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, а также в отчетах по налогу на прибыль. Обозначаемый временной интервал — полугодие.

НП 22

Проставляется в отчетности за второй квартал, и используется при заполнении деклараций по НДС, водному сбору, а также ЕНВД.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 300-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 297-ФЗ

    «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 294-ФЗ

    «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ

    «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Текст комментария: «ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 26.3 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2007 год

Статьей 346.27 НК РФ установлено определение понятий, использующихся для целей главы 26.3 НК РФ.

Так, пунктом 1 статьи 346.29 НК РФ установлено, что объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.29 НК РФ налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 346.29 НК РФ для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

Согласно пункту 4 статьи 346.29 НК РФ базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

На основании статьи 346.27 НК РФ вмененным доходом признается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Базовой доходностью является условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Корректирующими коэффициентами базовой доходности статьей 346.27 НК РФ определены коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:

К1 — устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.

«Внимание!»

Приказом Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2005 N 7173) на 2006 г. коэффициент-дефлятор К1 установлен в размере 1,132.

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 359 установлен на 2007 г. коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, равный 1,096.

Минфин России в письме от 02.03.2007 N 03-11-02/62 указал, что, исходя из норм статьи 346.27 НК РФ, коэффициент-дефлятор К1 устанавливается на каждый календарный год и должен учитывать изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде.

По мнению Минфина России, при расчете суммы единого налога на вмененный доход, с 01.01.2007 следует использовать расчетное значение коэффициента К1, полученное путем умножения коэффициента-дефлятора, установленного Минэкономразвития России на 2006 г., на коэффициент-дефлятор, установленный Минэкономразвития России на 2007 г., т.е:

К1расчетный = К1 (1,132) x К1 (1,096) = 1,241

2006 2007

Однако письмом Минфина России от 29.05.2007 финансовое ведомство сообщило, что при расчете суммы единого налога на вмененный доход с 01.01.2007 следует использовать значение коэффициента К1, установленное Приказом Минэкономразвития России в размере 1,096.

В связи с изложенным, письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-11-02/62 не подлежит применению. Суммы единого налога на вмененный доход, исчисленные за I квартал 2007 г. с применением коэффициента-дефлятора К1 в размере 1,241, подлежат пересчету в установленном порядке.

«Новая редакция».

Подпунктом «а» пункта 22 статьи 1 Закона N 85-ФЗ из определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающего влияние факторов на результат предпринимательской деятельности? исключен такой фактор, как «фактический период времени осуществления деятельности». В то же время следует отметить, что продолжает действовать норма пункта 6 статьи 346.29 НК РФ, согласно которой значение корректирующего коэффициента К2 определяется налогоплательщ��ком с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Судебная практика по единому налогу на вмененный доход

    • Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17

      «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 28.01.2022)

      «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»

    • Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 11.07.2011 N 200-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

    Все документы >>>

    В силу новой редакции статьи 346.12 НК РФ, право применения упрощенной системы налогообложения есть у организаций и индивидуальных предпринимателей, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ.

    Статьей 346.13 НК РФ в новой редакции установлено, что налогоплательщик утрачивает право на применение УСН, если:

    • его доходы по итогам отчетного (налогового) периода превысили 200 млн рублей (ранее — 150 млн рублей);
    • средняя численность его работников превысила 130 человек (ранее — 100 человек).

    Определены особенности применения УСН налогоплательщиками, чьи доходы за отчетный (налоговый) период превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей, и средняя численность работников которых превысила 100 человек, но не превысила 130 человек.

    В статье 346.20 указано, что следует применять повышенную налоговую ставку в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой, определенной за отчетный (налоговый) период, и налоговой базой, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущены указанные превышения:

    • 8% — для объекта «доходы»;
    • 20% — для объекта «доходы минус расходы».

    Если превышения допущены в I квартале календарного года, то повышенная налоговая ставка применяется в течение всего налогового периода.

    Нормами статьи 346.18 НК РФ установлено, что если по итогам отчетного (налогового) периода сумма расходов налогоплательщика, который применяет УСН с объектом «доходы минус расходы», превышает сумму доходов, то применительно к этому периоду налоговая база принимается равной нулю.

    Глава IV. Уплата налога

    В новой редакции статьи 346.43 НК РФ указано, что:

    Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, установленных пунктом 6 статьи 346.43 НК РФ.

    В статье расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, а также изменены наименования некоторых ранее разрешенных видов деятельности.

    Изменился перечень видов деятельности, в отношении которых нельзя применять патентную систему налогообложения, в него, в том числе, вошли:

    • розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 150 кв. метров;
    • оптовая торговля, а также торговля, осуществляемая по договорам поставки;
    • деятельность в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
    • деятельность по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых;
    • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. метров;
    • услуги по перевозке грузов и пассажиров ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
    • деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.

    Исключены положения, предусматривающие ограничение размеров потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности. Установлены особенности определения размера потенциально возможного годового дохода до дня вступления в силу закона субъекта РФ, устанавливающего указанные размеры.

    Новой редакцией статьи 346.49 НК РФ установлено, что налоговым периодом признается календарный месяц, за исключением случаев, когда патент выдан на иной срок.

    В статье 346.51 НК РФ определены условия, при соблюдении которых налогоплательщики вправе уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды, на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет средств работодателя, а также на суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.

    5.2.1. Плательщики и объект единого социального налога
    5.2.2. Налоговая база и льготы по единому социальному налогу
    5.2.3. Ставки единого социального налога
    5.2.4. Порядок исчисления и сроки уплаты ЕСН
    Вопросы для самопроверки к теме 5.2
    Библиография к теме 5.2

    Версия для печати
    Хрестоматия
    Практикумы
    Презентации

    Плательщики ЕСН разделены на две группы (см. схему 5.1):

    1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

    2) лица, осуществляющие частную деятельность:

    • индивидуальные предприниматели;
    • адвокаты.

    Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, то он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

    Пример 5.1. Индивидуальный предприниматель производит выплаты в пользу физических лиц, выполняющих для него какие-либо работы по трудовому договору или договору гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и т. п.). В этом случае он обязан начислить ЕСН:

    • на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в пользу физических лиц, которые выполняли для него какие-либо работы;
    • на доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

    Налоговая база для работодателей – организаций и индивидуальных предпринимателей (1 группа) – определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществляются. Например, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица – работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования.

    Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется аналогично налоговой базе по налогу на доходы физических лиц с учетом профессиональных налоговых вычетов.

    Пример 5.2. В соответствии с авторским договором на создание книги физическому лицу выплачено вознаграждение в размере 100 000 руб. Условиями договора не предусмотрено возмещение автору понесенных им при создании книги расходов.

    В случае если автор не может представить документов, подтверждающих его расходы, вычет предоставляется в соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ в размере 20 % от суммы авторского вознаграждения. В налоговую базу по ЕСН (так же, как по налогу на доходы физических лиц) включается сумма в размере 80 000 руб.

    Для налогоплательщиков – физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, выступающих в качестве работодателей налоговая база определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

    Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов (2 группа) налоговая база определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль.

    При расчете налоговой базы выплаты в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) – исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

    Налоговый кодекс РФ устанавливает широкий круг исключений из налоговой базы ЕСН в основном социального характера. Так, согласно ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом следующие выплаты:

    Таблица 5.3

    I. Выплаты, не подлежащие обложению ЕСН в полном объеме

    1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе:

    • пособия по временной нетрудоспособности;
    • пособия по уходу за больным ребенком;
    • пособия по безработице, беременности и родам

    2. Установленные действующим законодательством РФ компенсационные выплаты (в пределах законодательно определенных норм), связанных:

    • с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
    • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
    • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
    • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
    • увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
    • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
    • трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
    • выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

    3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

    1. Для каких целей введен единый социальный налог?
    2. Назовите состав плательщиков единого социального налога.
    3. Кто не является плательщиком ЕСН?
    4. Что является объектом ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам?
    5. Что является объектом ЕСН для индивидуальных предпринимателей и адвокатов, занимающихся частной деятельностью?
    6. По каким договорам производимые выплаты не облагаются единым социальным налогом?
    7. Перечислите выплаты, не подлежащие обложению ЕСН?
    8. Какие льготы предусмотрены по ЕСН?
    9. Как определяется налоговая база ЕСН различными категориями налогоплательщиков?
    10. Каким образом определяется налоговая база ЕСН по авторским договорам?
    11. Какие ставки ЕСН предусмотрены для различных групп налогоплательщиков?
    12. Каковы особенности применения регрессивной шкалы налогообложения?
    13. Каковы особенности исчисления единого социального налога для различных групп налогоплательщиков?
    14. Какие налоговые вычеты предусмотрены по ЕСН в части сумм, подлежащих уплате в Федеральный бюджет и Фонд социального страхования РФ.
    15. Каковы порядок и сроки уплаты ЕСН различными категориями налогоплательщиков?
    1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
    2. О государственных пенсиях в Российской Федерации. Закон РФ от 20.11.1990 г. №340-1.
    3. О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий. Федеральный Закон от 21.07.1997 г. №113-ФЗ.
    4. Об основах обязательного социального страхования. Федеральный Закон от 16.07.1999 г. №165-ФЗ.
    5. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации. Федеральный Закон от 15.12.2001 г. №167-ФЗ.
    6. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. №125-ФЗ.
    7. Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядка ее заполнения. Приказ Министерства финансов РФ от 27.01.2004 г. № БГ-3-05/51.
    8. Об утверждении форм индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и порядка их заполнения. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 27.06.2004 г. № САЭ-3-05/443.
    9. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. –М.: Юрайт, 2003.
    10. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
    11. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
    12. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
    13. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999.
    14. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского. – М.: Финансы и статистика, 2003.
    15. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
    16. Окунева Л. П. Налоги и налогообложение в России. Учебник. – М.: Финстатинформ, 1996.
    17. Оспанов Т. М. Налоговые системы развитых стран. – М.: 1995. С.120.
    18. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система в РФ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
    19. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
    20. Финансы: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт-Издат, 2006.

    Особенность этой системы налогообложения заключается в том, что налог взимается с вменённого дохода, то есть предполагаемого, а не с фактического. Это означает, что реальные объемы денежных поступлений на сумму платежа в бюджет никак не влияют.

    Это одновременно и выгода, и недостаток. С одной стороны, можно заработать намного больше предполагаемой суммы, и заплатить минимальный налог. С другой – сумма платежа останется прежней, даже если бизнес не принесет дохода или вовсе окажется убыточным.

    В п.2.2 статьи 346.26 НК РФ прописаны ограничения для применения этого режима налогообложения.

    В частности, не имеют права использовать этот спецрежим:

    1. Организации с долей участия других юрлиц больше 25%;
    2. Предприниматели и организации, имеющие в штате больше 100 человек.

    Есть ограничения и по физическим показателям. Нельзя применять спецрежим, если:

    1. Площадь помещения для розничной торговли или общепита больше 150 квадратных метров;
    2. Площадь для размещения и проживания при оказании гостиничных услуг больше 500 квадратных метров на одном объекте;
    3. Для перевозки пассажиров или грузов используется больше 20 единиц транспорта.

    Это зависит от вида деятельности. Если это:

    • развозная и разносная торговля,
    • реклама на транспорте,
    • перевозка пассажиров или грузов,

    то заявление нужно отправлять в «родную» ИФНС, где налогоплательщик изначально стоит на учете.

    Во всех остальных случаях заявление отправляют в ту налоговую инспекцию, к которой относится местность, где ведется бизнес. В эту же инспекцию впоследствии нужно будет перечислять платежи и отправлять декларации.

    Если бизнес ведется в нескольких разных регионах, значит нужно встать на учет в несколько инспекций, и в каждую платить и отчитываться.

    Индивидуальный предприниматель Скороходов Е.Н. оказывает ветеринарные услуги в городе Жигулевск Самарской области (пример для 2020 года). Он работает вдвоем с медсестрой, нанятой по трудовому договору. Значит физический показатель будет 2.

    Базовая доходность для ветеринарных услуг согласно таблице из статьи 346.29 НК РФ – 7 500 рублей в месяц на одного человека, включая индивидуального предпринимателя.

    Коэффициент К1 на 2020 год – 2,009.

    Коэффициент К2 смотрим в Решении от 27 апреля 2017 г. N 207 Жигулевской городской Думы. Для ветеринарных услуг это 0,5.

    Считаем платеж в бюджет:

    7 500 х 2 х 2,009 х 0,5 х 15% = 2 260,12 руб. – ежемесячный налог Скороходова Е.Н.

    За квартал он должен будет заплатить:

    2 101,5 х 3 = 6 780,36 рублей.

    Но эту сумму Скороходов Е.Н. сможет уменьшить на сумму страховых взносов за себя и медсестру, об этом ниже.

    Индивидуальные предприниматели с наемными работниками могут вычитать из налога взносы не только за себя, но и за работников. Но для работодателей действует ограничение – налог можно уменьшить не больше, чем на 50%.

    Например, если ИП-работодатель в отчетном квартале перечислил взносов за себя и работников 15 тысяч рублей, а налог к уплате составил 20 тысяч рублей, то вычесть из этой суммы он сможет только 50% от 20 тысяч, т.е. 10 тысяч рублей. Оставшиеся 10 тысяч нужно перечислить в бюджет в любом случае.

    По мнению ФНС можно лишь в одном случае – если в течение отчетного периода не было физического показателя и это можно документально подтвердить. Например, был расторгнут договор аренды торгового помещения, а новый не заключили (информация ФНС от 19.09.2016, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 августа 2016 г. № Ф04-3635/2016).

    Если физические показатели были (торговая площадь, транспортные средства, работники и т.д.), но деятельность не велась или не принесла дохода, это от сдачи декларации с рассчитанным налогом и его уплаты не освобождает. В противном случае инспекторы выпишут штраф и начислят пени.

    Как применять УСН?

    УСН заменит (с некоторыми исключениями) налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Остальные налоги нужно платить, как на общем режиме.

    Компания может рассчитать налог при УСН с доходов по ставке 6% или с доходов, уменьшенных на расходы, но по ставке 15%. Платить налог при УСН нужно по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев и года, сдавать отчетность – раз в год.

    Условия для перехода на УСН и ее дальнейшего применения

    Если у вас действующая организация или вы являетесь ИП и хотите перейти на УСН, то вы можете это сделать с начала нового календарного года. Для этого до 31 декабря текущего года нужно подать уведомление о переходе (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

    Чтобы перейти на УСН, нужно соответствовать следующим критериям:

    • доходы за текущий год – не больше 150 млн руб.;
    • остаточная стоимость основных средств по бухучету – не больше 150 млн руб.;
    • средняя численность работников – не больше 100 человек;
    • доля участия других организаций в вашей организации – не больше 25%, но в некоторых случаях это ограничение не действует (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
    • у организации нет филиалов (другие обособленные подразделения иметь можно);
    • организация не занимается деятельностью, для которой УСН запрещена.

    Новая организация или ИП может применять УСН с момента регистрации, если подаст уведомление о переходе не позднее 30 календарных дней с даты регистрации и будет соответствовать критериям, указанным выше (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

    С 2021 г. изменяются последствия несоблюдения лимита доходов и средней численности работников (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Организация/ИП сохраняет право на УСН, даже когда:

    • доходы за год или за любой отчетный период превышают 150 млн руб., но остаются в пределах 200 млн руб. (эти пороговые значения индексируются на коэффициент-дефлятор);
    • средняя численность работников превышает 100 человек, но остается в пределах 130 человек.

    Допускать такие превышения не стоит, так как при любом из них налог на УСН все же придется уплачивать по более высокой ставке. В зависимости от объекта налогообложения ставка составит: 20% – при объекте «доходы минус расходы», 8% – при объекте «доходы».

    Для какой деятельности УСН запрещена?

    УСН недоступна:

    • банкам, страховщикам, негосударственным пенсионным фондам, инвестиционным фондам, профессиональным участникам РЦБ (подп. 2–6 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
    • ломбардам (подп. 7 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
    • тем, кто занимается производством подакцизных товаров (исключая подакцизные виноград, вина, игристое вино (шампанское), виноматериалы, виноградное сусло, произведенные из винограда собственного производства) или добывает и продает полезные ископаемые (кроме общераспространенных) (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
    • тем, кто организует и проводит азартные игры (подп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
    • участникам соглашений о разделе продукции (подп. 11 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
    • тем, кто применяет ЕСХН (подп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
    • казенным и бюджетным учреждениям (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
    • иностранным организациям (подп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
    • микрофинансовым организациям (подп. 20 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
    • частным агентствам занятости, которые по договорам предоставляют другим организациям (ИП, физлицам) труд своих работников (подп. 21 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Какие налоги нужно платить на УСН?

    На УСН организация должна платить (п. 2, 5 ст. 346.11 НК РФ):

    • единый налог при УСН;
    • НДС при импорте товаров, НДС в качестве налогового агента и в случаях, указанных в ст. 174.1 НК РФ. В остальных случаях НДС заменяется УСН;
    • налог на прибыль с дивидендов, процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, прибыли КИК, а также по иным доходам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ (п. 1.6, 3, 4 ст. 284 НК РФ). Также нужно платить налог на прибыль в качестве налогового агента. В остальных случаях этот налог заменяется УСН;
    • налог на недвижимость, которая облагается по кадастровой стоимости согласно ст. 378.2 НК РФ. Налог на имущество с другой недвижимости заменяется УСН;
    • НДФЛ в качестве налогового агента с зарплаты работников и иных выплат физлицам;
    • страховые взносы за работников;
    • другие налоги, от которых УСН не освобождает, если есть соответствующие операции или объекты обложения.

    Как рассчитать налог при УСН с объектом налогообложения «доходы»?

    Чтобы рассчитать налог, нужно облагаемые доходы умножить на ставку 6% (п. 1 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.20, п. 1 ст. 346.21 НК РФ).

    Ставка налога для некоторых налогоплательщиков может быть меньше, если власти вашего региона примут соответствующий закон (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

    С 1 января 2021 г. ставка увеличивается до 8%, если организация превысила лимит доходов или средней численности работников, но не настолько, чтобы утратить право на УСН (п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ).

    Налог можно уменьшить на страховые взносы и иные выплаты по п. 3.1, 8 ст. 346.21 НК РФ.

    Как рассчитать налог при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы»?

    Чтобы рассчитать налог, нужно из облагаемых доходов вычесть расходы и результат умножить на ставку 15% (п. 2 ст. 346.18, п. 2 ст. 346.20, п. 1 ст. 346.21 НК РФ).

    Изменение второй части Налогового кодекса РФ с 1 января 2021 года (часть 2)

    Перейти на уплату ЕСХН и применять этот режим могут организации-сельхозпроизводители при соблюдении определенных условий. ЕСХН освобождает от налога на прибыль (с некоторыми исключениями) и налога на имущество по недвижимости, которую организация использует в сельхоздеятельности. Налог необходимо рассчитывать с разницы между доходами и расходами организации, платить два раза в год, а отчетность нужно сдавать раз в год.

    Условия для перехода на ЕСХН

    Организация может перейти на ЕСХН при соблюдении одного из условий (подп. 1–4 п. 5 ст. 346.2 НК РФ):

    • по итогам работы за календарный год до года, в котором организация планирует подать уведомление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от продажи сельхозпродукции собственного производства (включая первичную переработку из сырья собственного производства), от услуг растениеводства и животноводства составляет не меньше 70% от ее общего дохода;
    • является сельскохозяйственным потребительским кооперативом и по итогам работы за календарный год до года, в котором организация планирует подать уведомление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от продажи сельхозпродукции, произведенной членами кооператива (включая первичную переработку из сырья, произведенного членами кооператива), от работ и услуг, которые кооператив выполнил для своих членов, составила не меньше 70% от общего дохода;
    • является градо- и поселкообразующей рыбохозяйственной организацией и соответствует условиям, приведенным в подп. 3 п. 5 ст. 346.2 НК РФ;
    • является рыбохозяйственной организацией, и средняя численность ее работников за каждый из двух календарных лет до года, в котором она подает уведомление о переходе на уплату ЕСХН, не превышает 300 человек. При этом доля дохода от продажи улова или рыбной продукции из этого улова за календарный год до года, в котором организация подает уведомление о переходе, составляет не меньше 70% от всего дохода.

    Условия для перехода на уплату ЕСХН вновь созданных организаций приведены в подп. 5–7 п. 5 ст. 346.2 НК РФ.

    Чтобы действующей организации перейти на ЕСХН со следующего года, нужно подать уведомление до 31 декабря текущего года (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). Чтобы новой организации перейти на ЕСХН с момента регистрации, нужно подать уведомление не позднее 30 календарных дней с даты регистрации (п. 2 ст. 346.3 НК РФ).

    Условия для применения ЕСХН

    ЕСХН может применять организация-сельхозтоваропроизводитель при соблюдении одного из условий (п. 1–2.1 ст. 346.2 НК РФ):

    • производит сельхозпродукцию, ведет ее первичную и последующую переработку и продает ее. При этом доход от продажи произведенной продукции (в том числе прошедшей первичную переработку), от оказания другим сельхозтоваропроизводителям услуг в области растениеводства и животноводства должен быть не меньше 70% от всего дохода;
    • оказывает сельхозпроизводителям услуги в области растениеводства и животноводства (например, ведет подготовку полей, перегоняет скот и др.). Доход от реализации таких услуг должен быть не меньше 70% от всего дохода, который получает организация;
    • является сельскохозяйственным потребительским кооперативом, и доля дохода от продажи сельхозпродукции, произведенной членами кооператива (включая первичную переработку из сырья, произведенного членами кооператива), от работ и услуг, которые кооператив выполнил для своих членов, составила не меньше 70% от общего дохода;
    • является градо- и поселкообразующей рыбохозяйственной организацией и соответствует условиям, приведенным в подп. 1, абз. 3 и 4 подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ;
    • является сельскохозяйственным производственным кооперативом (в том числе рыболовецкой артелью, колхозом) и соответствует условиям, приведенным в абз. 3 и 4 подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ;
    • является рыбохозяйственной организацией, и численность ее работников за год – не больше 300 человек. Доля дохода от реализации улова и произведенной из него продукции должна быть не меньше 70% от всего дохода. Промысел нужно вести на собственных или зафрахтованных судах.

    Для какой деятельности ЕСХН запрещен?

    Нельзя применять ЕСХН (п. 6 ст. 346.2 НК РФ):

    • тем, кто производит подакцизные товары;
    • тем, кто организует и проводит азартные игры;
    • казенным, бюджетным и автономным учреждениям.

    Какие налоги нужно платить на ЕСХН?

    Организация должна платить (п. 3, 4 ст. 346.1 НК РФ):

    • ЕСХН;
    • НДС, но можно получить освобождение в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ. Если получили освобождение, то нужно будет платить НДС только при импорте товаров и в качестве налогового агента (п. 3 ст. 145, п. 4 ст. 346.1 НК РФ);
    • налог на прибыль с дивидендов, процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, прибыли контролируемых иностранных компаний, а также по иным доходам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ (п. 1.6, 3, 4 ст. 284 НК РФ). Также нужно платить налог на прибыль в качестве налогового агента. В остальных случаях этот налог заменяется ЕСХН;
    • налог на имущество с недвижимости, которую организация не использует в сельхоздеятельности. Налог с имущества, задействованного в сельхоздеятельности, заменяется ЕСХН;
    • НДФЛ в качестве налогового агента с зарплаты работников и иных выплат физлицам;
    • страховые взносы за работников;
    • другие налоги, от которых ЕСХН не освобождает, если есть соответствующие операции или объекты обложения.

    Как рассчитать ЕСХН?

    С 1 января 2021 г. ЕНВД применять не получится в связи с его отменой.

    Организациям, которые уже применяют ЕНВД, ФНС и Минфин в своих письмах предложили перейти на альтернативные специальные режимы налогообложения (Письмо ФНС России от 20 ноября 2020 г. № СД-4-3/[email protected], Письмо Минфина России от 3 ноября 2020 г. № 03-11-11/95726).

    По умолчанию с 1 января 2021 г. вас переведут на общий режим налогообложения: организации должны будут платить НДС и налог на прибыль, а ИП – НДС и НДФЛ. Если вы совмещали ЕНВД и УСН, с 1 января 2021 г. будете автоматически применять УСН по всем видам деятельности.

    Чтобы перейти с 1 января на УСН с объектом налогообложения «доходы» или «доходы минус расходы», до 31 декабря 2020 г. нужно подать уведомление.

    ИП, у которых не больше 15 работников и доход не больше 60 млн руб. в год, по некоторым видам деятельности могут перейти на ПСН, а ИП без работников – стать самозанятыми.

    При этом нет необходимости направлять уведомление в налоговый орган о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Налоговую декларацию по ЕНВД за IV квартал 2020 г. нужно представить не позднее 20 января 2021 г., уплатить налог – не позднее 25 января 2021 г. (см. указанные выше письма ФНС и Минфина).

    Могут ли перевод фирмы на спецрежим квалифицировать как дробление бизнеса?

    Специальные налоговые режимы были введены для поддержки малого предпринимательства. Крупные организации зачастую не соответствуют критериям для применения этих режимов. Потому они в порядке реорганизации создают несколько более мелких организаций, которые спецрежимы использовать могут. При этом единственной целью реорганизации становится экономия на налогах. Такие схемы называют дроблением бизнеса, они являются противоправными (ст. 54.1 НК РФ).

    Рассмотрим, какие аргументы приводят налоговые органы, чтобы доказать использование организацией подобной схемы.

    Во-первых, руководство вновь созданными организациями осуществляют одни и те же лица или взаимозависимые лица. Но одного такого обстоятельства недостаточно. Налоговый орган должен доказать, что дробление бизнеса было осуществлено для уменьшения размера доходов (до 150 млн руб.), дающего право применять УСН, посредством распределения доходов между взаимозависимыми организациями (с одним учредителем, одним главным бухгалтером, общим штатом сотрудников, расчетными счетами в одном банке, едиными номерами телефонов, сайтом и др.).

    Во-вторых, вновь созданные организации занимаются теми же видами деятельности, что и реорганизуемый налогоплательщик, и зарегистрированы (или фактически находятся) по одному адресу.

    В-третьих, налогоплательщик до реорганизации применял специальные налоговые режимы, но должен был утратить право на них. Дробление же бизнеса позволило ему продолжить работу на этих спецрежимах.

    В-четвертых, вновь созданные юрлица или вновь зарегистрированные ИП не обладают должной самостоятельностью: используют в своей деятельности транспортные средства, персонал, контрагентов, складские помещения и оборудование, торговые залы и кассовые узлы, сайты, программное обеспечение, товарные знаки и другие ресурсы реорганизованного лица; деятельность субъектов представляет собой единый производственный процесс.

    В-пятых, между взаимозависимыми организациями фактически отсутствует разделение деятельности.

    Приведем пример из судебной практики. Суды указали на использование взаимозависимыми организациями схемы дробления бизнеса, направленной на минимизацию налогообложения, с целью недопущения превышения предельных размеров дохода, дающих право на применение УСН. Данный вывод был сделан судом ввиду того, что была создана искусственная ситуация, при которой видимость действий нескольких налогоплательщиков прикрывала фактическую деятельность одного налогоплательщика. При этом отмечалось отсутствие деловой цели в создании трех организаций, которые имели расчетные счета в одном банке, справочную службу с одним номером телефона, единые сайт и рекламу. Созданные организации не имели достаточного количества трудовых ресурсов и не несли расходов, характерных для организаций, ведущих самостоятельную хозяйственную деятельность (Определение Верховного Суда РФ от 8 октября 2020 г. № 301-ЭС20-9592 по делу № А43-34833/2018).

    Таким образом, ключевым моментом можно считать наличие деловой цели при дроблении налогоплательщиком своего бизнеса. Для снижения налоговых рисков рекомендуем налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы, изучить материалы судебной практики, чтобы понимать, какие обстоятельства будут свидетельствовать о наличии деловой цели при дроблении бизнеса.

    1. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    2. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    3. К отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

    2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

    Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

    Абзац третий — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

    3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

    4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

    5. Абзацы первый и второй — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

    Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

    6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. (в ред. Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    ТЕМА 5.2. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

    Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

    1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

    3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

    4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации); (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

    5) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    6) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

    7) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    8) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

    1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия: (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации); (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 294-ФЗ)

    физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

    индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями; (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

    Абзацы седьмой — восьмой — Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

    иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

    публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников; (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

    банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

    счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах; (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 27.11.2017 N 343-ФЗ)

    1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

    объект налогообложения;

    налоговая база;

    налоговый период;

    налоговая ставка;

    порядок исчисления налога;

    порядок и сроки уплаты налога.

    2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

    3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. (в ред. Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ)

    1. В Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

    2. Страховые взносы отменяются настоящим Кодексом.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.