Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ученик одолел своего учителя: как в российских школах травят педагогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ученик одолел своего учителя: как в российских школах травят педагогов
Для целей настоящей Политики применяются термины и определения, указанные в Пользовательском соглашении, а равно поименованные в настоящей Политике.
Субъект персональных данных – Пользователь, прошедший регистрацию на Портале и предоставивший свои персональные данные в целях получения персонализированного ресурса и сервиса, а так же доступа к расширенному функционалу Портала.
Оператор обработки персональных данных — ИП Балыко Елена Николаевна, ИНН 505000901495, ОГРН 308505024000041.
Лицо, осуществляющее обработку персональных данных (далее – Обработчик) по поручению Оператора – ООО «Твои образовательные решения», ИНН 7720308722, ОГРН 1157746619656, 111399, г. Москва, ул. Мартеновская, д.5, помещение 1, ком. 2
Субъект персональных данных – Пользователь, прошедший регистрацию на Портале и предоставивший свои персональные данные в целях получения персонализированного ресурса и сервиса, а так же доступа к расширенному функционалу Портала.
Технические данные, передаваемые Сервису программным обеспечением Пользователя, а также иные данные, передаваемые Пользователем Сервису, будут доступны Администрации и могут использоваться последней по своему усмотрению незапрещенными законом способами, в том числе для таргетинга демонстрируемой Пользователю рекламы.
Информация из Профиля может быть доступна иным Пользователям Портала. Информация становится доступной при создании Пользователем Контента, оставлении комментариев, постановке оценок.
Пользователь вправе в любое время удалить и/или скорректировать Профиль, используя Личный кабинет.
Как в школах травят учителей и почему об этом почти никто не говорит
При публикации комментариев и / или отзывов к любым материалам Портала, равно товарам в каталоге, Пользователям категорически запрещается использовать ненормативную лексику, призывать к национальной и религиозной розни, использовать высказывания экстремистского, националистического, расистского характера, порочащие и оскорбляющие достоинство других пользователей, видных общественно-политических деятелей, а также другие высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации.
Администрация Портала оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять комментарии, нарушающие установленные запреты.
Пользователь может быть ограничен в возможности комментировать контент или оставлять отзывы если:
- не столько высказывает свое мнение, сколько пытается любым способом помешать другим свободно высказывать свою точку зрения;
- пытается увести дискуссию от той темы, которой она посвящена и которая обсуждается остальными пользователями.
После прохождения Дополнительной (расширенной) регистрации Пользователям также доступен сервис публикации Новостей и Событий.
Ко всем новостям и событиям, публикуемым посредством вышеуказанного сервиса, применяются правила, аналогичные Блогу, а также правила и требования, аналогичные Контенту на Портале.
Пользователь признает и соглашается с тем, что Администрация не обязана просматривать Новости и События, размещенные Пользователем на Портале, а также то, что Администрация имеет право (но не обязанность) по своему усмотрению отказать Пользователю в размещении Новости или События, или удалить указанный контент без указания причин.
По мнению руководителя программы «Травли Net», буллинг учителей учениками часто наблюдается в школах с жесткой иерархией внутри педколлектива, авторитарным директором и нездоровыми отношениями в учреждении.
«Дети и подростки быстро считывают подобную ситуацию, понимают, что если в данной конкретной организации унижение и давление является нормой среди взрослых, то и в своем детском коллективе это априори допустимо».
Исследователи из НИУ ВШЭ считают, что на частоту буллинга может влиять социальный статус учителя. «У педагога с низким уровнем достатка вероятность стать жертвой буллинга в два раза выше, чем у его более обеспеченных коллег», — отмечают авторы работы. Тогда как место проживания, семейное положение и уровень образования не влияют на частоту и формы проявления агрессии.
Преподаватель-репетитор по русскому языку и литературе Александра Черкашина полагает, что в группе риска находятся молодые и неопытные педагоги: старшеклассники не видят разницы между ними и собой в силу возраста, и чувствуют неуверенность преподавателя. Пожилых учителей, по ее мнению, чаще боятся: это люди старой закалки, обычно строгие.
«Вообще объектом буллинга редко оказываются сильные люди — желание травить вызывают ранимые, застенчивые, неуверенные в себе. Агрессор в силу трусости всегда выбирает того, кто не сможет за себя постоять. Так что в группе риска, по-моему, учителя, которые не способны удержать класс в рамках дисциплины, мягкие и ранимые люди, а возраст не имеет особого значения», — говорит она.
Александра Черкашина вспоминает свой первый год работы после выпуска из вуза. «Меня пытались «проверять» старшеклассники — задавали неприличные вопросы вроде бы по теме урока, — рассказывает она. — Помогло только одно: я отвечала без эмоций и с чисто научной точки зрения. Очень скоро вести себя подобным образом ученикам надоело, и вопрос был исчерпан. Опускаться до выяснения отношений или жалоб начальству все же не стоит. Здесь важнее проявить сдержанность и достоинство».
Проверка новых педагогов — обычное дело среди детей, объясняет Мария Свир: «Также триггерами могут быть недостаточное знание предмета, чрезмерно тоталитарный или, наоборот, демократичный стиль преподавания, слабая с точки зрения учеников позиция в коллективе, чрезмерная эмоциональность».
Безусловно, буллинг не может положительно сказываться на учебном процессе. «Это всегда травма. Чувство неуверенности, усталости, быстрое выгорание часто сопровождают подобные процессы. Кроме того, дети концентрируются на травле, чувствуют безнаказанность и сплочение, и общая успеваемость класса падает на глазах», — комментирует Мария Свир.
«Очень непросто, когда человек вынужден идти на работу, как на войну. К тому же травля, как и любая нестандартная ситуация, отвлекает учителя и учеников от самого учебного процесса, что не может не сказаться на успеваемости», — добавляет Александра Черкашина.
Еще одно опасное последствие затянувшейся травли — может возникнуть ответная агрессия к ученику, с куда более тяжелыми последствиями. Широкий резонанс вызвал скандал в одной из школ Санкт-Петербурга. Учительница матом накричала на ученика, попытавшегося пройти в туалет для младшеклассников. Инцидент попал на видео, учительница получила выговор, проводится служебное расследование. При этом отец школьника рассказал, что ребёнок вывел педагога не в первый раз, и провоцирует учителей «регулярно и изощренно». Кроме того, по словам родителей школьников, ранее у мальчика произошел конфликт с мужем этой преподавательницы, который работал учителем там же. В итоге у мужчины случился инфаркт, и он умер.
Феномен буллинга: когда жертвой становится учитель
Мы уже рассказывали вам, почему учителя испытывают к некоторым ученикам чувства, не предусмотренные законом «Об образовании» и профессиональной этикой. Но ученикам есть чем ответить: не все кемеровские педагоги — воплощение Макаренко, Дьюи или Монтессори. Вот вам шесть типов учителей, на уроки к которым ходят, как на Голгофу.
Не устаём напоминать, что не преследуем цели оскорбить какую-либо профессию, в данном случае — педагога. Мы любим и ценим своих школьных преподавателей, и помним, сколько среди них было замечательных людей и прекрасных профессионалов. Эта же статья посвящена тем, кому в школе вовсе не место — такой вывод мы сделали из рассказов кемеровских старшеклассников и выпускников.
Огромный плюс KiVa заключается в том, что там четко расписана вся последовательность действий, которые следует предпринять тем, кто столкнулся с травлей в школе. Вот как это действует на практике.
Допустим, у нескольких учеников возник конфликт. Кто-то из детей обвиняет одноклассников в поведении, напоминающем травлю, например, с ним регулярно отказываются играть на площадке. Эти ученики могут поговорить с классным руководителем и попросить устроить им встречу по программе KiVa. (Процесс также имеют право запустить свидетели происходящего, например педагоги или одноклассники.)
На встрече классный руководитель вместе с учениками заполняют анкету, где вкратце описывается инцидент, после чего назначают время и место для последующих переговоров. Потом учитель помещает эту заполненную анкету в особую папку, которую постоянно просматривает группа педагогов, ответственных за KiVa.
Каким должен быть учитель? Грамотным, добрым и с уважением относиться к своим подопечным. В прежние времена были такие учителя. А сейчас их становится все меньше и меньше. Педагог способен сорваться на ребенке из-за плохого настроения или унизить того из-за внешнего вида или неподготовленного домашнего задания.
В том случае, если его вину докажут, учитель понесет ответственность. Какой она может быть?
- Дисциплинарная. Директор или РОНО после разбирательства вправе уволить учителя, позволяющего себе хамское отношение к детям.
- Административная. Вредной учительнице придется заплатить определенную сумму за унижение ученика. От 10 000 до 30 000 рублей. Это административный штраф за оскорбление чести и достоинства ребенка.
- Кроме того, родители пострадавшего вправе требовать в суде компенсации морального ущерба. И ее размер озвучивается ими самими в данном случае.
В Сети выложены десятки роликов: школьники сознательно доводят учителя до истерики, выкрикивают оскорбления, срывают уроки, берут со стола личные вещи. Педагоги порой теряют самообладание: тычут в подростков указкой, силой выталкивают хулиганов из класса, кричат или даже набрасываются на детей с кулаками. В результате провинившегося учителя увольняют или же он сам уходит из школы.
Однако видео, на котором педагог якобы применяет силу, может оказаться банальной провокацией. Так произошло с Людмилой Г. из школы № 2 в Сафоново Смоленской области. В феврале один из ее подопечных рассказал в социальных сетях, что учитель изо порвала ему кофту и ударила головой о доску «за то, что он не умеет рисовать». Мальчик подкрепил слова видеозаписью. Впрочем, там не видно ни момента удара о доску, ни порванной кофты. Слышны только слова Людмилы Г.: «Я сказала: рисуй!» и видно, как она подталкивает мальчика к доске. В это время раздается звук удара, больше похожий на хлопок учебником по парте.
Как сообщали местные СМИ, школьник, обвинивший педагога в избиении, регулярно развлекается тем, что провоцируют учителей. Тем не менее делом заинтересовался Следственный комитет, а Людмила Г. уволилась. В Следственном управлении СК по Смоленской области РИА Новости пояснили, что сейчас проводится проверка.
«Высыпали мусор на голову». Почему школьники безнаказанно травят учителей
Практика показывает: столкнувшись с травлей, учитель способен прекратить ее, только отказавшись от работы с классом. Многие педагоги уходят из школы или в целом из профессии. Психолог Мария Зеленова признает: ей неизвестно о случаях, когда удалось изжить травлю, не уходя из конкретного коллектива. Единственное, что можно сделать, — помочь учителю избежать такой ситуации в дальнейшем, когда он перейдет в другую школу. «Большинство учителей боятся остаться без поддержки со стороны администрации и молча уходят. Огромное количество педагогов подвергаются вербальной травле, это считается нормальным. И они вынуждены с этим мириться, если хотят работать», — говорит эксперт.
С этим соглашается и психолог Попенкова: «Мы столкнулись с тем, что проработанного механизма защиты нет. Одна учительница смогла справиться с хулиганом, который постоянно срывал ей уроки: сняла его поведение на телефон. У родителей открылись глаза, они поняли, что ребенок не просто шалит, а ведет себя недопустимо. Мальчика в итоге забрали из школы, но это тоже не выход. Мы узнавали, как он адаптировался в новом учебном заведении, и поняли: ничего не изменилось, ребенок продолжает срывать уроки — теперь в другом месте».
- Опыт коллег
- Я и другие
- Мотивация
- Методики
- Полемика
- Бюрократия
- Саморазвитие
- Репетиторам
- Все статьи
- Опыт коллег
- Я и другие
- Мотивация
- Методики
- Полемика
- Бюрократия
- Саморазвитие
- Репетиторам
- Все статьи
12431
13622
Фото 47112
6294
Фото 7627
7359
- В Киеве заявили, что против открытия гуманитарных коридоров с выходом в Россию
- Стало известно, как именно Netflix остановит работу в России
- Южная Корея ввела санкции против Банка России
- Ковид отступает. Заболеваемость по Петербургу и всей России снижается
- Рекордными темпами. Цена на газ в Европе впервые превысила $3 000 за тысячу «кубов»
- Минобороны РФ: Россия объявляет «режим тишины» для эвакуации из Киева, Харькова, Сум и Мариуполя
- Fazer объявил, что уходит из России. Четыре хлебозавода с 2300 сотрудниками закрываются
- TikTok запретил российским блогерам публиковать контент из-за закона о фейках
- Главный дирижер Большого театра не стал выбирать между Россией и Францией, уйдя отовсюду
- Путин присвоил звание Героя России комбату подразделения ДНР «Спарта» Владимиру Жоге посмертно
- Новости
- Колонки
- Аналитика
- Интервью
- Рецензии
- Видео
- Образовательная политика
- Экономика
- Качество образования
- Интервести
- Big data
- Все случаи, связанные с оскорблением ученика, уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
- Обратиться за консультацией через форму
. - Воспользоваться онлайн чатом
в нижнем правом углу. -
Позвонить
: ☎ Федеральный номер:
8 доб. 844
Плохая училка: зачем ученики доводят преподов до мата и рукоприкладства
И действительно, этот случай не единичный. След суровой советской педагогики всё ещё остался. Однако некоторые педагоги прежде чем устраивать показательную порку, спрашивают об этом разрешения у родителей «виноватого». Одни считают, что такая методика воспитания поможет, другие считают такую политику в отношении детей недопустимой.
По словам психолога Натальи Варской, такие истории случаются постоянно в разных школах. В её практике был случай, когда ребёнок из-за такого воспитания у доски чуть не решился на самоубийство.
— Родителей никто не спрашивал о том, можно ли так поступать. Ребёнок замкнулся после произошедшего, стал рисовать странные рисунки, говорить о том, что жить не хочет. На мой взгляд, ругать ребенка у доски при одноклассниках можно, но нужно понимать, какой психотип у школьника. Если ребёнок отрицательно мотивированный (его воспитывали «тумаками», ставили в угол и т.д. — и это неправильно), то такая мера может помочь ребенка подстегнуть учиться, если же ребёнок ранимый или семья воспитывала его по-другому (обращала внимание всегда на достижения малыша), то порку публичную затевать нельзя, — сказала Варская.
По словам специалиста, если родители дают добро на «общественное порицание», то нужно быть уверенным, что ребёнок нормально воспримет такой шаг, что он отрицательно мотивированный.
— Если непонятно, то можно обратиться к школьному психологу, — добавила Варская.
Однако психиатр-криминалист Михаил Виноградов считает, что «порка» у доски недопустима вовсе. Эксперт утверждает, что у ребенка могут развиться комплексы неполноценности, постоянное чувство уничижения, «маленького человека», ощущение беспомощности. Такие вещи могут привести к суициду, если вовремя школьника не поддержать.
Одним из главных способов защиты интересов собственных детей является направление родителями официального обращения в органы, контролирующие работу образовательного учреждения, это также может быть комиссия по урегулированию споров. Родители имеют право потребовать провести подробное дисциплинарное разбирательство, направленное на педагога. По его результатам работник учебного заведения может быть привлечен к дисциплинарной ответственности и даже уволен. Предусматривается возможность обращения пострадавшей стороны в суд с требованием возместить моральный ущерб, в этом случае не лишним будет обратиться к адвокату.
Любой родитель имеет право на требование прекратить действия со стороны педагога, нарушающие права ребенка. Какие именно меры будут предприняты, зависит от личных особенностей преподавателя, директора и общей ситуации в учебном заведении. Немаловажное значение имеет, насколько удастся доказать факт осуществления унижающих действий, высказываний, оскорбляющих личность ученика.
Что можно предпринять?
- Не оставляйте без внимания жалобы своего ребенка на то, что его обижает преподаватель. Если обидчик готов к диалогу, можно попытаться решить проблему мирным путем, ограничившись личным разговором. Постарайтесь донести до работника образовательного учреждения, что ваш ребенок не привык к подобному обращению. Нужно акцентировать внимание на том, что подобные действия со стороны педагога просто недопустимы.
- Если же личная беседа не дала результатов, можно переходить ко второму способу воздействия на ситуацию — написать заявление на имя директора. Оно может быть составлено в индивидуальном порядке или коллективно. В своем обращении обязательно перечислите факты, обстоятельства, которые, по вашему мнению, нарушают законные права ребенка на уважении его чести, достоинства. Не забудьте попросить о принятии соответствующих мер воздействия, в некоторых ситуациях уместно привлечение к дисциплинарной ответственности учителя за оскорбление ученика.
- Вы можете направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов между участниками учебного процесса. Инициаторами обращения могут быть как родители, так и сами ученики. Но! В составе комиссии обязательно должны быть родители. Чтобы жалоба не была воспринята как наговор, по возможности привлеките других родителей с вашего класса — такое заявление директор просто не сможет проигнорировать.
- Самой крайней мерой является обращение с иском в суд, правоохранительные органы, прокуратуру или инспекцию, осуществляющую контроль процесса образования. Здесь не помешает помощь опытного юриста.
Важно! Если никаким из описанных выше способов исправить ситуацию не удалось, тогда стоит задуматься о переводе ученика в другой класс или школу. Руководствоваться нужно Уставом общеобразовательного учреждения, там четко описан порядок перевода ребенка в другую школу.
Повышенный голос преподавателя, кажется, удивит уже немногих школьников. Иногда учителя заходят дальше и применяют наказания. Например, заставляют приседать, мыть посуду или просто запугивают. Преподаватель литературы и автор телеграм-канала о книгах и хип-хопе Артём Новиченков объясняет, почему учителя не имеют права наказывать детей (даже оценками).
«Звонок для учителя» — любимое правило почти всех преподавателей в российских школах. Почему-то они уверены в том, что имеют право каким-либо образом изменять продолжительность занятий, задерживая учеников или позволяя себе прийти позже назначенного времени. Исключением может стать случай, когда преподаватель спросил мнение класса на этот счет, и дети дали свое согласие.
Эффектный френч со стразами и блеском: 10 интересных идей
Чем заменить красное мясо, чтоб сохранить здоровье: брокколи, фасоль и не только
В ответ на просьбу семьи о покупке собаки мужчина предложил потренироваться
Учительница ростовской школы написала заявление об увольнении после того, как в Сети появилось видео, на котором она насильно пытается смыть с лица школьницы макияж. Преподавательница объяснила, что ей жаль покидать детей, которые до сих пор хотят с ней общаться и не отпускают, но администрация школы организовала проверку, и в сложившихся обстоятельствах ей необходимо поправить свое здоровье.
Я не могу ничего комментировать, у нас идут проверки, выявляются другие случаи, — рассказала педагог.
Женщина сообщила, что сейчас она посещает докторов и пытается поправить пошатнувшееся здоровье. Она допускает, что потом вернется к преподаванию, но пока об этом думать преждевременно.
Напомним, в Сети появилось видео событий 17 мая, на котором видно, как учительница силой ведет старшеклассницу к умывальнику, где пытается смыть с ее лица макияж. При этом педагог кричит: «Сейчас ты узнаешь, как вас воспитывать надо! Пришла она мне нервы трепать!»…>
По неподтвержденной информации, учительница всегда корректно общалась с учениками и никогда не повышала на них голос, а они якобы этим пользовались и умышленно пытались вывести ее из себя.
При этом об ученице, которую умыла педагог, одноклассники и учителя отзываются только хорошо. Ее характеризуют как спокойного и сдержанного человека.
Netflix приостановил работу в РФ
Существует закон «Об образовании». В частности, в статье 48 отмечено, что учитель обязан с уважением относиться к своим ученикам. Уважать их честь и достоинство.
Есть еще одна статья, под номером 34, которая гласит: ученик имеет право на защиту от психического насилия, оскорбления личности. Также он имеет право на уважение своего достоинства.
Инфо
Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом.
Предлагаем ознакомиться: Средний заработок для исчисления командировочных
Нужно уметь отделять пшеницу от плевел. Если педагог при личном общении с ребенком бросил то-то типа «ты что, глупый, что ли» — это не оскорбление. Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. К примеру, ребенок ходит в очках. А учитель при всем классе насмехается над ним. Тогда это можно рассматривать как оскорбление достоинства.
Что делать, если учитель оскорбляет ученика? Из-за внешности, плохо усвоенного материала или неправильного ответа? В этом случае нужно обязательно вмешиваться родителям.
Но не спешите бежать в школу с угрозами и криками, как любят делать многие родители. Учителям начинают грозить всеми возможными карами. А в результате только хуже ребенку.
Для начала выясните, со всеми ли детьми так себя ведет учитель? Или только вашему «повезло». Сделать это просто, если вы общаетесь с родителями из класса. Расспросите их, не жалуются ли дети на поведение учителя. Можно также собственному ребенку. Мол, учитель только к тебе придирается или остальных тоже ругает. Если отпрыск называет имена одноклассников, которым тоже достается от бестактного педагога, не поленитесь связаться с их родителями и побеседовать на эту тему.
Имеет ли право учитель оскорблять ученика? Нет, конечно же, не имеет. Но об этом почему-то часто забывают, и ребенка безнаказанно унижают в присутствии всего класса. После того, как родители соберут необходимую информацию, можно идти к учителю.
Только не ругайтесь, едва войдя в кабинет. Будьте вежливы, но тверды. Сообщите, что до вас дошли сведения об унижении ребенка. И вам известно, что страдает не только ваш сын или дочь. Вы хотите поговорить на эту тему.
Очень часто педагогу хватает такой «профилактической беседы». А что делать, если не помогает? Об этом ниже.
Россияне любят цитировать классиков и ругаться матом
Там привлекут учителя к ответственности за оскорбления в адрес учеников. Родители пишут заявление в РОНО или УНО. В разных городах у этой организации разные названия. Если ребенок достаточно взрослый (8 класс и старше), он может написать жалобу от своего имени. Таким образом, и родители пожалуются, и ученик.
Обращаем ваше внимание, что обращение в РОНО пишется в том случае, если директор спустил все на самотек. Педагога, нарушающего права ребенка, и директора, который закрыл глаза на ситуацию, привлекут к ответственности. Дело может дойти до увольнения.
В случае если администрация школы отказывается решать данную проблему или решение руководителя не удовлетворяет родителей, можно обратиться с жалобой в вышестоящие органы, а именно в Районный отдел народного образования (Управление народного образования, РОНО), где также предоставить заявление о том, что учитель унижает ученика. В обращении оставьте пометку, что вам было отказано в разрешении конфликта на уровне школы.
На чьей стороне закон? Да, родители этого ребенка с ним не живут, и друг от друга тоже живут отдельно, ребенок с явными психическими нарушениями, видимо, на почве воспитания. Прошу совета 01 Апреля 2021, 12:08, вопрос №59400 Наталья, г.
Это интересно: Выписать из квартиры пенсионера
• Первый ответ лежит на поверхности. Нет стандартов морально-психологической, культурной компетентности педагога при приеме на работу. Их просто нет! Не предусмотрены. Диплома о профильном образовании достаточно. Опыт работы не обязателен.
• Профессия учителя стала социально незначимой. Статус учителя в обществе потерян. Уважение тоже. Зарплаты — не разбежишься. В школы очередь из учителей не стоит, конкурса на место нет. Некому учить детей.
• Стандарты образования изменились. Учителю некогда строить доверительные отношения с ребенком. Учитель должен заполнять отчеты и писать учебные планы.
Учителя почему-то считают, что они вправе называть детей «идиотами», «недоумками», изо дня в день, внушая им, что «они ни на что не годятся», что «ничего в жизни не добьются».
Это такой способ мотивировать детей хорошо учиться по своему предмету?
Тогда учитель расписывается в своей полной профнепригодности, потому что — это известно всем — унижение и оскорбления никогда не приводят к повышению мотивации.
Но какой же тогда смысл в этом действии?
Только в желании получить дисциплину и подчинение. Учитель морально угнетает детей.
Разумеется, класс, который постоянно сталкивается с подобным, свыкается с оскорблениями в свой адрес. Никто не пытается сопротивляться. И самое печальное, что у детей и подростков вырабатывается определённая модель поведения в данной ситуации: «взрослый прав, даже когда он совершенно не прав, но не стоит ему перечить, а то будет ещё хуже». Часто эту мысль озвучивают родители, призывая своих детей… «потерпеть». Родители не хотят проблем для своего ребёнка, не хотят, чтобы учитель вымещала на нём свою злость, так как не собираются переводить ребёнка в другую школу. Их в этой школе всё устраивает.
И родителей можно понять. Они судят по своему школьному опыту, поэтому не хотят, чтобы именно их ребёнок стал «козлом отпущения» в классе. Пусть уж лучше весь класс прессуют, чем их сына или дочь. Но они не осознают, что утверждая это, они предают своего ребёнка, оставляют его один на один с проблемой, которая может разрастаться. И их ребёнок в любой момент при такой учительнице может стать жертвой травли. А ребёнок, взяв на вооружение этот тезис, не станет жаловаться родителям на учителя и будет воспринимать уже личные нападки на себя как норму. И всё это может продолжаться годами.
В результате учительского буллинга у ребёнка падает самооценка, ему не интересен предмет, он скатывается в учёбе. Ребёнок, которого постоянно шпыняют, теряет интерес ко всему.
Каковы последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»?
Они те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным – ребенок получает психологическую травму. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести к суициду.
Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель – это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей.
Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия.
Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
• Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.
• Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
• Дать понять ребенку, ставшему “жертвой” буллинга, что его ценят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
• Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить “нет” или “оставь меня в покое”. Таким образом, “агрессор” ищущий в “жертве” признаки слабости, получает решительный отпор.
• Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно, вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.
• Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
• Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т. п.).
• Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качества характера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получить признание со стороны других ребят.
Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.
Школьный буллинг – проблема сложная, комплексная и во многом социальная.
Для того, чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам – обычно такое отношение чувствуется сразу.
Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями – тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.
Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.
Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.
Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.
Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы. Для ребят 7–10 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.
Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.