Как проверить судимость у сотрудника

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проверить судимость у сотрудника». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Такой способ работает только по отношению к конкретным специальностям или сферам, в которых будет трудиться кандидат. Можно законно запросить справку об отсутствии судимости только, если потенциальный сотрудник:

  1. Будет осуществлять педагогическую деятельность (ст. 331 ТК РФ),
  2. Будет работать с несовершеннолетними (ст. 351.1 ТК РФ),
  3. Претендует на должность среди авиационного персонала (п. 3. ст. 52 Воздушного кодекса РФ),
  4. Претендует на должность руководителя, члена совета директоров или главного бухгалтера лизинговой компании,
  5. Будет работать частным охранником или детективом (ст. 11.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»).

Во всех остальных случаях – если вы запросите от будущего сотрудника справку из МВД о наличии у него уголовного прошлого, это можно расценить как нарушение ст. 65 ТК РФ. Эта статья запрещает работодателю требовать при трудоустройстве сотрудника какие-либо документы, кроме установленных. А отказ в трудоустройстве, если кандидат не предоставил нужные документы, напрямую нарушает 64 статью ТК РФ (то есть является немотивированным и попадает под определение «Дискриминация»).

Обычно специалисты служб безопасности – это бывшие сотрудники МВД, прокуратуры и других ведомств. Для уточнения информации о кандидатах в некоторых компаниях они обращаются к своим коллегам, которые до сих пор работают в органах и имеют доступ к информации о судимостях физических лиц. Такой метод проверки факта судимости нарушает закон, подвергает риску не только самого «безопасника», но и его коллегу из госструктур, а также компанию и ее руководство. Тем не менее, многие коммерческие организации все еще используют «пробив через своих» при проверках благонадежности кандидатов на работу.

Спросить о судимости у самого кандидата во время собеседования – кажется проще всего. Но такой подход вряд ли приведет к какому-либо результату, так как вряд ли человек будет откровенничать на эту тему. В большинстве случаев, чтобы получить желаемое трудоустройство, кандидат будет скрывать факт судимости.

Более того, можно легко «обидеть» кандидата, спросив у него про судимость еще до официального трудоустройства. Доверие к работодателю (а, соответственно, и мотивация) у такого сотрудника будет подорвано еще до того, как он окажется на своем рабочем месте.

Как мы выяснили, 100% достоверную информацию о судимости кандидата получить не так-то просто. По крайней мере – легально. Стоит ли связываться с противозаконными способами «пробива» потенциальных сотрудников – каждая компания решает сама. Также малоэффективными являются проверки через открытые базы судебных делопроизводств и через коммерческие базы.

Сервис проверки кандидатов CheckPerson предлагает воспользоваться альтернативным решением – скорингом правовой благонадежности. В отличие от представленных в этой статье методов, оценка правовой благонадежности с помощью скоринга позволяет в течение нескольких минут с высокой степенью точности определить характер отношений человека с законом. И самое главное – она полностью легальна! Подробнее о скоринге правовой благонадежности, а также других видах проверок CheckPerson вы можете узнать у наших менеджеров. Заполните заявку на бесплатную консультацию, и специалисты CheckPerson свяжутся с вами в течение рабочего дня.

Извлечения

Конституция Российской Федерации

Статья 24.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Статья 4. Признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя

1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

2. Документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

3. Ограничения на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя по истечении одного месяца со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

Статья 12. Действие документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым и города Севастополя

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Статья 22. Архивные документы Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Архивные документы, находящиеся на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и являвшиеся собственностью Украины, с этого дня являются собственностью соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Указанные архивные документы могут быть переданы в федеральную собственность в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Статья 23. Действие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

3. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 № 51-ФЗ

  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»1,
  • абзац седьмой части первой статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации2,
  • постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»3,
  • пункт 7 перечня4, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 7975,
  • пункт 4 перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. № 43-р6,
  • пункт 3 перечня, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2018 г. № 260-р7.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2019, № 14, ст. 1461.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2019, № 31, ст. 4451.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; 2018, № 46, ст. 7050.

4 Перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов и результатом предоставления которых является документ, содержащий информацию из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 40, ст. 5559; 2019, № 12, ст. 1324.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 6, ст. 906; 2019, № 44, ст. 6231.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 9, ст. 1427; 2019, № 44, ст. 6231.

Извлечения из
Административного регламента

Срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

10. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 30 календарных дней с даты регистрации заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (приложение № 1 к Административному регламенту) в ФКУ «ГИАЦМВД России» или ИЦ.

11. При необходимости получения дополнительной информации срок рассмотрения заявления может быть продлен начальником ФКУ «ГИАЦ МВД России», ИЦ или должностным лицом, его замещающим, но не более чем на 30 календарных дней, о чем уведомляется заявитель.

12. Срок направления документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, – в течение 3 рабочих дней со дня подписания справки о наличии (отсутствии) судимости либо отказа в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги, услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, и при получении результата предоставления таких услуг

27. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги составляет 15минут.

Максимальный срок ожидания в электронной очереди при подаче заявления в электронной форме в виде запроса о предоставлении государственной услуги составляет 1 рабочий день со дня поступления заявления.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги и услуги, предоставляемой организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

28. Заявления, поданные на личном приеме в ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ, регистрируются в течение 15 минут с момента их подачи.

29. Заявление, поданное через ЕПГУ или поступившее из МФЦ, регистрируется в день поступления.

30. Заявителю выдается на руки учетный номер заявления в виде расписки о приеме заявления (приложение № 2 к Административному регламенту) (при личном обращении в ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ) либо направляется уведомление о приеме заявления через ЕПГУ (в случае подачи заявления через ЕПГУ).

В случае если заявление представляется заявителем в ИЦ через МФЦ, расписка о приеме заявления выдается сотрудником МФЦ.

Прием и регистрация заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги

50. Основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в ФКУ «ГИАЦ МВД России» или ИЦ с документами, представленными в соответствии с пунктами 14 – 16 Административного регламента.

51. Заявители обращаются лично либо через их уполномоченного представителя:

51.1. С письменным заявлением, выполненным собственноручно, машинописным способом либо посредством электронных печатающих устройств, в ФКУ «ГИАЦ МВД России», ИЦ, МФЦ.

51.2. С заявлением в электронной форме через ЕПГУ в ФКУ «ГИАЦ МВД России», ИЦ.

52. Для приема заявления в электронной форме с использованием ЕПГУ применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлением и для подготовки ответа, а в случае установления незаполненных реквизитов – информирующее заявителя о невозможности принять заявление.

53. Должностное лицо, уполномоченное принимать заявления:

53.1. Устанавливает личность заявителя, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – полномочия заявителя (уполномоченного представителя) на представление интересов доверителя.

53.2. Удостоверяет факт надлежащего заполнения заявления и представления необходимых документов.

53.3. Возвращает заявителю оригиналы документов, указанных в пункте 14 Административного регламента.

53.4. В случаях, указанных в пункте 20 Административного регламента, отказывает заявителю в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

53.5. В случаях, указанных в пункте 21 Административного регламента, направляет в личный кабинет заявителя на ЕПГУ уведомление об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги в электронной форме.

53.6. При отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 20 Административного регламента, выдает заявителю расписку о приеме заявления и вносит сведения о регистрации заявления в Журнал регистрации заявлений (приложение № 3 к Административному регламенту).

Извлечения из

Административного регламента

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления

14. Для предоставления государственной услуги заявителем представляются следующие документы:

14.1. Заявление.

14.2. Копия заполненных страниц документа, удостоверяющего личность лица, подлежащего проверке:

паспорта гражданина Российской Федерации (страницы, содержащие сведения о личности владельца паспорта, о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета, о регистрации и расторжении брака)1, временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, выдаваемого на период оформления паспорта гражданина Российской Федерации2, – для граждан Российской Федерации;

паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии
с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, – для иностранных граждан3;

документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешения на временное проживание, вида на жительство либо иных документов, предусмотренных федеральным законом или признаваемых в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства, – для лиц без гражданства4.

14.3. Копия доверенности на право получения справки о наличии (отсутствии) судимости, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке5, – при подаче заявления доверенным лицом.

14.4. Копия документа, подтверждающего родство или факт усыновления (удочерения), – при подаче законным представителем (родителем, усыновителем) заявления в отношении несовершеннолетнего лица.

14.5. Копия документа, подтверждающего факт установления опеки, – при подаче опекуном заявления в отношении лица, находящегося под его опекой.

14.6. Копия документа, подтверждающего факт установления попечительства, – при подаче попечителем заявления в отношении лица, находящегося под его попечительством.

15. Документы, указанные в подпунктах 14.2–14.6 пункта 14 Административного регламента, должны быть оформлены на русском языке (переведены на русский язык).

16. При представлении копий документов, указанных в подпунктах 14.2–14.6 пункта14 Административного регламента, предъявляются также оригиналы данных документов.

В случае подачи заявления в электронной форме оригиналы документов, указанных в подпункте 14.2 пункта 14 Административного регламента, предъявляются при выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.

В случае подачи заявления доверенным лицом оригиналы документов, указанных в подпункте 14.2 пункта 14 Административного регламента,
не предъявляются.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных услуг или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления

17. Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Извлечения из
Административного регламента

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

20. Основаниями для отказа в приеме у заявителей документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при личном обращении являются:

20.1. Отсутствие документов, представление которых предусмотрено пунктом 14 Административного регламента.

20.2. Отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных приложением № 1 к Административному регламенту.

20.3. Несоблюдение требований пунктов 15 и 16 Административного регламента.

21. Основаниями для отказа в приеме заявления в электронной форме, являются:

21.1. Отсутствие копий документов в электронной форме, представление которых предусмотрено пунктом 14 Административного регламента.

21.2. Несоответствие сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в представленных копиях документов.

21.3. Несоблюдение требований пункта 15 Административного регламента.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

22. Основания для приостановления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

23. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Как узнать, есть ли у работника судимость?

Извлечения из

Административного регламента

25. Взимание государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Извлечения из
Административного регламента

3. Информирование о предоставлении государственной услуги осуществляется:

3.1. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»1 с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»2 на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации и официальных сайтах министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации3 в сети «Интернет».

3.2. С использованием средств телефонной связи, электронной почты.

3.3. Посредством размещения на информационных стендах4 в федеральном казенном учреждении «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации»5 и информационных центрах территориальных органов МВД России на региональном уровне6.

4. Информация о предоставлении государственной услуги включает:

4.1. Сведения о местонахождении, графике работы, телефонах (телефонах для справок), в том числе телефонах-автоинформаторах (при наличии) ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ, осуществляющих предоставление государственной услуги, которые размещаются на официальном сайте МВД России.

4.2. Сведения о местонахождении и графике работы, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг7, которые размещаются на официальном сайте территориального органа МВД России на региональном уровне в сети «Интернет».

4.3. Реквизиты и официальные источники опубликования нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление государственной услуги.

4.4. Текст Административного регламента.

4.5. Адреса официальных сайтов МВД России, территориальных органов МВД России на региональном уровне в сети «Интернет», а также адреса их электронной почты.

4.6. Сведения о праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, а также ссылка на портал федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими8 с использованием сети «Интернет».

4.7. Порядок получения информации заявителем по вопросам предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием ЕПГУ.

4.8. Информация на ЕПГУ о предоставлении государственной услуги размещается на основании сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»9, и предоставляется заявителю бесплатно.

Доступ к информации о сроках и порядке предоставления государственной услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя или предоставление им персональных данных.

4.9. Сведения о возможности оценить доступность и качество предоставления государственной услуги на специализированном сайте «Ваш контроль» в сети «Интернет», в личном кабинете ЕПГУ.

5. В дополнение к информации, указанной в пункте
4 Административного регламента, на информационных стендах размещается информация о возможности получения государственной услуги в электронной форме.

Информирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в МФЦ, о ходе рассмотрения заявления, по иным вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в МФЦ

130. Информирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в МФЦ, о ходе рассмотрения заявления, по иным вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги, а также консультирование заявителей о порядке предоставления государственной услуги в МФЦ осуществляется должностными лицами МФЦ на личном приеме в МФЦ.

Прием граждан ФКУ «ГИАЦ МВД России» по вопросу предоставления государственных услуг осуществляется по адресу:

г. Москва ул. Новочеремушкинская, д. 67

тел (495) 332-30-35, (495) 332-30-58, (495) 667-04-35

График приема граждан:

прием заявлений граждан на предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости (или) факта уголовного преследования или о прекращении уголовного преследования :

  • Паспорт
  • Регистрацию в паспорте
  • Разрешение иностранца на работу
  • Приглашение на въезд в страну
  • Запрет на въезд в страну
  • Исполнительные производства
  • ИНН
  • Налоговую задолженность
  • Индивидуального предпринимателя
  • Самозанятого
  • Запрет на занимаемую должность
  • Наличие судебных разбирательств
  • Штрафы, водителя или автомобиль
  • Информацию о залоге на имущество
  • Наличие наследственного дела
  • Наличие в списках террористов и экстремистов
  • Находится ли человек в розыске
  • Документы об образовании

Почти все работники служб внутренней безопасности – это бывшие работники органов внутренних дел, поддерживающие связи с сослуживцами. Любой сотрудник органов может узнать, был ли человек судим и даже привлекался ли к административной ответственности. Поэтому «пробить» человека по их базе не составляет особого труда. Однако такая информация является закрытой и разглашению не подлежит. Действия службы безопасности являются незаконными.

…проверять достоверность представленных данных и подлинность документов – незаконно. В соответствии со ст. 88 ТК РФ на передачу персональных данных работника необходимо получить его письменное согласие…

Аналогично является конфиденциальной информация о том, состоял или состоит в настоящий момент человек на учете в психоневрологическом и наркологическом лечебном учреждении.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 2.07.1992 г. № 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья являются врачебной тайной, охраняемой законом.

Простому человеку с улицы узнать ее невозможно. Такая информация может быть предоставлена только по просьбе гражданина или его законного представителя о нем лично, либо может быть выдана по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Конечно, можно попытаться узнать у знакомого врача, работающего в специализированной клинике. Однако за разглашение врачебной тайны медицинские и фармацевтические работники могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, поэтому желающих поделиться врачебной тайной немного.

Как проверить наличие судимости у сотрудника

Трудовое законодательство запрещает запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции (ст. 88 ТК РФ). При приеме на работу обязательному медицинскому осмотру подлежат следующие работники:

  • лица, не достигшие возраста 18 лет (ст. 69 ТК РФ);
  • работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта (абз. 1 ст. 213 ТК РФ);
  • работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (абз. 2 ст. 213 ТК РФ);
  • лица, привлекаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ);
  • лица, принимаемые на работу, выполняемую вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ);
  • работники на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ);
  • работники некоторых других работодателей в соответствии с федеральными законами.

При этом включение в локальные нормативные акты обязанности работников при приеме на работу предоставлять данные медицинского освидетельствования, справок о том, что он не состоит на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, недопустим и является нарушением трудового законодательства.

…трудовое законодательство запрещает запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции…

Так, например, Мосгорсуд в постановлении от 29.08.2011 г. № 4 а‑1742/11 пришел к выводу, что установленное в правилах внутреннего трудового распорядка организации-работодателя требование, что любой работник, поступающий на работу в организацию, обязан предъявить результаты медицинского освидетельствования, нарушает трудовое законодательство. Требование о предъявлении работником при приеме на работу результатов медицинского освидетельствования противоречит требованиям ст. 65 ТК РФ, согласно которой при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, не должно представлять работодателю результаты медицинского освидетельствования.

Так как же получить максимум информации о работнике, не нарушая при этом закон?

Многое о потенциальном сотруднике мужского пола расскажет военный билет. Вопрос о нем можно смело задавать кандидату, поскольку согласно положениям ст. 65 ТК РФ военнообязанные лица, а также лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора обязаны представлять работодателю документы воинского учета.

Работодатель должен затребовать при приеме на работу у военнообязанного соискателя удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, если мужчина призывного возраста (18–27 лет) и не находится в запасе, или военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), если он военнообязанный запаса.

Если сотрудник освобожден от военной службы по какому-либо основанию на постоянной или временной основе (имеет отсрочку), то отметка об этом делается в самих документах воинского учета.

Если при заключении трудового договора работник не предъявил документы воинского учета, работодатель должен проинформировать об этом военный комиссариат (пп. «г» п. 30 и пп. «а» п. 31 Положения о воинском учете).

Руководитель организации, не сообщившей в военный комиссариат о принятии на работу сотрудника призывного возраста, который не предъявил военный билет, может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

…руководитель организации, не сообщившей в военный комиссариат о принятии на работу сотрудника призывного возраста, который не предъявил военный билет, может быть привлечен к административной ответственности...

В военном билете указываются категория годности к военной службе и номер статьи расписания болезней (при ее наличии). Статьи 14–19 связаны с психическими расстройствами, болезнями нервной системы. Например, код 18б говорит об умеренно выраженных расстройствах личности с неустойчивой компенсацией или уже компенсированных, а конкретнее:

  • умеренно выраженные формы личностных расстройств, проявляющиеся аффективными срывами, реактивными состояниями, выраженностью вегетативных реакций;
  • транзиторные (парциальные) расстройства личности, не достигающие уровня психопатии, в том числе со стойкой компенсацией эмоционально-волевых и других патологических проявлений;
  • инфантильное расстройство личности;
  • расстройства половой идентификации и сексуального предпочтения.

Конечно, может иметь место тот факт, что «нехорошую» запись в военный билет кандидат получил для того, чтобы избежать призыва на военную службу. Однако данное обстоятельство не красит человека. Серьезная организация предпочтет не брать на работу мошенника, нарушившего закон.

Таким образом, изучая военный билет, можно получить и представление о личных качествах его обладателя.

При приеме же на работу иностранного гражданина наличие у него разрешения на работу может означать отсутствие судимости либо Федеральной миграционной службе неизвестно о ее наличии.

Согласно п. 9 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, в случае если данный иностранный гражданин имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом. При этом разрешение на работу не выдается больным наркоманией, а также страдающим одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

В настоящее время легальным поиском сбора информации об интересующем человеке является Интернет. Регистрируясь на различных сайтах знакомств, в социальных сетях, каждый сам на себя пишет досье. Многие наши заслуги, подвиги и, наоборот, ошибки, промахи находят отражения в информационных сообщениях служб новостей, официальных сайтах государственных органов, бывших и настоящих работодателей. Достаточно воспользоваться поисковыми сервисами, придумать различные комбинации ключевых слов по имени, электронному адресу, номеру телефону и адресу.

Существуют мастера физиогномики, которые определяют прошлое человека по его лицу.

Следует обратить внимание на необычные привычки, страхи, возможно, беспричинную агрессию, которые косвенно могут указать на нездоровое психическое состояние человека.

Все же если компании нужен хороший работник, то лучше поинтересоваться у него лично о его прошлом.

Анна Меньшикова, эксперт журнала «Консультант»

Судимость и связанные с ней правовые последствия носят временный характер. Это означает, что ограничения, которые действовали в отношении осужденного лица, снимаются с него сразу после аннулирования судимости.

В статье 86 УК РФ перечислены способы прекращения судимости. В соответствии с нормами данной статьи, судимость прекращается путем погашения и снятия.

Погашение происходит автоматически, без привлечения судебных органов. При этом срок ее аннулирования зависит от степени тяжести преступления:

  1. По истечению испытательного срока — для условно осужденных лиц.

  2. Через 3 года с момента отбытия наказания — при совершении преступлений небольшой и средней тяжести.

  3. Через 8 лет с момента отбытия наказания — при совершении тяжких преступлений.

  4. Через 10 лет — при совершении особо тяжких преступлений.

Снятие судимости — это прекращение правовых последствий до истечения установленных законом сроков погашения судимости. В данном случае судимость снимается только после того, как суд вынесет специальное решение. Закон не содержит конкретной информации о том, в течение какого минимального срока в отношении виновного лица может быть снята судимость.

Информация о судимости и как убрать сведения о судимости из базы МВД в 2022 году

Работодатель, который принимает на ответственную должность незнакомого соискателя, всегда рискует. Именно поэтому многие хотят предварительно проверить биографию будущего сотрудника или партнера по деловым отношениям.

Получить информацию о судимости онлайн без привлечения квалифицированного специалиста невозможно. Дело в том, что данные, размещенные в ГИАЦ РФ, предназначены только для внутреннего пользования и не подлежит публичному распространению. В связи с этим доступ к базе данных имеют только сотрудники правоохранительных органов.

Запросить информацию с базы данных могут работники отдела кадров государственных и муниципальных учреждений, организации, выдающие лицензию на пользование оружием и оформляющие визы.

Руководители организаций, которые не входят вышеуказанный перечень, не вправе обращаться в органы Министерства Внутренних Дел с просьбой предоставить информацию о наличии или отсутствии судимости в отношении будущего сотрудника. В круг получателей такой информации входят также физические лица, в отношении которых было вынесено решение суда.

Если работодателю нужна информация о судимости, лучше всего напрямую спросить это у перспективного работника. К сожалению, не все люди привыкли говорить правду о своем прошлом. Поэтому, если есть сомнения, необходимо потребовать справку об отсутствии судимости.

Если вы хотите узнать о судимости человека по фамилии через интернет, необходимо помнить, что запрашивать такую информацию можно только через официальные сайты государственных структур. Не стоит доверять интернет-ресурсам, которые предлагают провести проверку за денежное вознаграждение.

Теоретически скрыть информацию о судимости можно. Для этого человеку необходимо обратиться в ЗАГС с заявлением о смене персональных данных. В этом случае стандартные федеральные базы, которыми вправе пользоваться любой гражданин, не покажут наличие судимости. Однако, если в МВД с заявлением обратятся работники отдела кадров государственных или муниципальных организаций, информация о смене ФИО будет для них доступна.

В связи с этим рядовым работодателям, которые не имеют возможности обратиться за помощью к правовым структурам, при приеме на работу рекомендуется включать в список необходимой информации вопрос про смену персональных данных.

Запросить сведения о судимости может только сам гражданин. Для этого ему необходимо лично обратиться в информационный центр МВД либо заполнить заявку на получение на сайте Госуслуг или через официальный сайт МВД РФ.

Мнение о том, информацию о судимости может получить любой работодатель или сотрудник банка, является ошибочным. Однако если у работодателя есть подозрения о том, что его сотрудник совершил какие-либо преступные деяния, он вправе подать письменное заявление в отделение МВД о предоставлении данных.

Если у вас на руках имеются паспортные данные перспективного сотрудника или партнера по бизнесу, и вы знаете по какому адресу данное лицо зарегистрировано, вы можете проверить информацию о судимости в базе данных судебных органов.

Для этого необходимо перейти на сайт суда общей юрисдикции, который находится по месту прописки проверяемого лица и перейти в раздел “Судебное делопроизводство”.

Если лицо устраивается на работу в организацию, которая не входит в перечень запрещенных при наличии судимости, оно не обязано предоставлять работодателю справку. То есть работодатель вправе попросить сотрудника предоставить такую информацию, однако отказать в приеме на работу он не может.

Важно: наличие судимости или факта привлечения к уголовной ответственности не может являться законным основанием для отказа в трудоустройстве.

Снятие судимости и исключение информации о лице из базы данных возможно только по решению суда. Других вариантов нет.

Для того чтобы отбелить свою репутацию и честное имя, необходимо обратиться в суд с ходатайством об удалении судимости. Для осуществления задуманного, истцу придется предоставить доказательства ошибочного внесения его личных данных в базу ГИАЦ.

Важно: если из-за допущенной ошибки пострадала деловая или личная репутация заявителя, он вправе взыскать моральный ущерб с лица, которое вносило информацию в базу данных. Для этого в судебном порядке ему необходимо доказать факт наличия страданий и финансовых потерь. Для того чтобы требования истца были удовлетворены в полном объеме, необходимо заручиться поддержкой опытного адвоката.

Получить юридическую помощь по вопросам налога на автомобиль можно на нашем сайте.

Прежде всего, необходимо разобраться в том, что действующее законодательство понимает этим термином. Так, согласно статье 86 УК РФ, это особый правовой статус гражданина, в отношении которого суд вынес обвинительный приговор за совершенное им преступление.

Это завершающая стадия уголовной ответственности, которая сопряжена с назначением наказания или иных мер уголовно-правового характера. Состояние судимости начинается со дня вступления приговора суда в законную силу и продолжается до момента ее погашения или снятия досрочно в установленном законом порядке.

Проблемы с законом накладывают негативный отпечаток на всю социальную жизнь человека, но есть и последствия, которые императивно установлены законом. Среди них запреты на:

  • избрание в управляющие органы;
  • несение государственной гражданской службы;
  • получение лицензии на оружие;
  • трудоустройство в некоторые структуры (образовательные, правоохранительные);
  • зачисление на военную службу.

Список внушительный, и становится понятно, что вопрос о том, как проверить человека на судимость легально, интересует многих: работодателей, чиновников, военные структуры.

Работодатели стремятся отсечь кандидатов, которые в прошлом понесли уголовное наказание. Как проверить судимость человека через интернет по имени и фамилии — самый популярный запрос в среде работодателей. Разберемся, насколько это легально. Так, статья 65 ТК РФ содержит исчерпывающий список документов, которые позволено затребовать при заключении трудового договора. Среди прочего — справка о наличии (отсутствии) судимости (в некоторых случаях).

Требовать такую справку работодатель может в строго определенных случаях, предусмотренных российским законодательством, — в отношении:

  • педагогов (ч. 2 ст. 331 ТК РФ);
  • лиц, которые работают с несовершеннолетними (в образовании, воспитании и медицине — ст. 351.1 ТК РФ);
  • специалистов авиационного персонала (п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ);
  • сотрудников органов ФСБ (п. «в» ч. 3 ст. 16 ФЗ от 03.04.1995 № 40);
  • судебных приставов (п. 3 ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 № 118);
  • таможенников (п. 1 ст. 7 ФЗ от 21.07.1997 № 114);
  • государственных служащих (п. 2 ст. 16 ФЗ от 27.07.2004 № 79);
  • работников клиринговых организаций (п. 3 ч. 5 ст. 6 ФЗ от 07.02.2011 № 7);
  • прокуроров (абз. 5 п. 2 ст. 40.1 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1);
  • безопасников на объектах топливно-энергетического комплекса (п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 21.07.2011 № 256);
  • лиц, обеспечивающих транспортную безопасность (п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 09.02.2007 № 16).

Получить такую справку может только сам гражданин, обратившись лично в МФЦ, информационный центр МВД либо отправив заявку через сайт Госуслуг или официальный сайт МВД России.

Справка выглядит так (форма может незначительно меняться в зависимости от региона, в котором находится ведомство).

Самый простой способ обнаружить судимость — проверить базу данных МВД. Можно ли проверить судимость человека онлайн по фамилии в базе МВД онлайн? Во многих компаниях персонал службы безопасности — это бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые обращаются за помощью к своим бывшим коллегам и получают от них все необходимые сведения.

Однако этот метод нарушает действующее законодательство: статью 88 ТК РФ, которая запрещает проверять достоверность предоставленных работником документов и обязывает получить его письменное согласие на передачу его персональных данных.

Более того, часть 2 ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования и распространения информации о гражданах:

  • для граждан — штраф в размере от 3000 до 5000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц — штраф от 15 000 до 70 000 рублей.

Расскажем, как узнать о судимости человека по фамилии легально.

Этот документ отражает, были ли у гражданина судимости или уголовные преследования. Судимость — это фактически признание вины в совершении уголовного преступления. Эта информация может требоваться в следующих ситуациях:

  • решение вопросов с органами опеки и попечительства. Например, если гражданин планирует стать опекуном, усыновить ребенка, если ведутся споры относительно места проживания ребенка, лишения родительских прав и пр.;
  • при устройстве на работу в некоторых случаях. Например, если гражданин устраивается в школу, детский сад, полицию, а армию, на должность главного бухгалтера и пр.;
  • для получения разрешения на проживание и работу за границей;
  • для получения правопреемником выплаты пенсионных накоплений;
  • при оформлении студенческой и рабочей визы.

Предварительно уточните в органе, который требует справку, в каком виде она нужна. От этого зависит алгоритм получения документа. Это может быть справка трех видов:

  1. На бумажном носителе. То есть классическая справка. Понятно, что в этом случае после заказа на Госуслугах документ нужно будет забрать лично в МВД.
  2. Электронный вариант. Она будет загружена в личный кабинет гражданина РФ и заверена цифровой подписью. Ее можно передавать только в электронном виде. В распечатанном она не имеет юридической силы.
  3. В бумажном виде с апостилем. Актуально, когда справка о наличии или отсутствии судимости требуется для предъявления за рубежом.

На Госуслугах можно заказать только один вариант справки. Проще всего получить электронную, но пока что не везде ее принимают.

Как проверить будущего сотрудника на судимость

Если вариант заказа документа о судимости на Госуслугах вам не подходит, вы можете выполнить заказ через ближайший МФЦ. При себе необходимо иметь действующий паспорт гражданина РФ.

Если документ берется по доверенности или на ребенка, прикладываются доверенность или документы об усыновлении, установлении опеки, свидетельство о рождении или паспорт ребенка. По ситуации.

Можно предварительно записаться, но проблемы не будет и при посещении в порядке очереди. На месте составите заявление, справка поступит в этот же МФЦ в течение 30 дней. Заявитель получить уведомление по готовности.

Соискатель обязательно должен предоставить справку о судимости при устройстве на следующие должности:

  • Педагоги, социальные работники, сотрудники культурных учреждений, медики. Если сотрудник будет работать с детьми, у него не должно быть судимости.
  • Российские граждане, устраивающиеся в иностранные фирмы. Выезд за границу может быть связан с попыткой ухода от уголовного преследования.
  • Военнослужащие. Лица будут работать с оружием и взрывчаткой, что предполагает повышенную опасность.
  • Люди, работающие в охранных структурах. Справка нужна для разрешения на покупку и ношение оружия.

Справка также может потребоваться претендентам на следующие должности:

  • Судебные приставы.
  • Сотрудники топливо-энергетического комплекса.
  • Работники транспортных структур, должность которых связана с обеспечением безопасности.
  • Участники правления жилищных кооперативов.
  • Руководители частных компаний, специализирующихся на занятости населения.
  • Сотрудники, организующие торги на финансовом рынке.
  • Управленцы кредитных компаний.
  • ИП, деятельность которых связана с общением с детьми.
  • Работники Следственного комитета и ОВД.
  • Работники правоохранительных структур.
  • Служащие государственных структур.
  • Сотрудники государственных военизированных структур.
  • Сотрудники, занимающиеся обеспечением безопасности ТЭК.

ВАЖНО! Если в законе не прописано, что должность предполагает предоставление справки, работодатель не имеет право требовать документ. Существуют апелляционные решения, по которым работнику удалось оспорить неправомерное требование работодателя. Однако на практике работодатель может запросить справку неправомерно. В большинстве ситуаций работник предоставляет эту справку, так как в обратном случае руководитель не устроит человека на работу, обосновывая это иными причинами.

Если работодатель требует справку о судимости в случаях, не зафиксированных в законе, это может быть истолковано как дискриминация. На основании статьи 65 ТК РФ руководитель не может требовать дополнительные бумаги при трудоустройстве, если в законе не указано обратное. Если работодатель настаивает на своем, претендент на должность может обратиться в суд.

Информация о судимости лица хранится в МВД. Справку можно получить в информационных центрах при МВД. Для получения документа претенденту на должность нужно узнать, где в его городе находится этот центр. Если информационного центра в местности нет, следует идти напрямую в отделение полиции. С собой требуется взять паспорт. Для оформления справки нужно заполнить заявление. Если соискатель не может явиться в центр лично, справка может быть оформлена представителем. При себе у него должна быть нотариально заверенная доверенность.

Сроки предоставления справки составляют 30 дней. В течение этого времени соискатель получает документ. Срок отсчитывается с даты регистрации заявления. Если для оформления справки понадобится дополнительная информация, указанный срок может быть продлен. Максимальная длительность продления – 30 дней. О продлении сроков соискатель уведомляется.

На самом документе срок его действия не указан. Он зависит от конкретных обстоятельств. На территории РФ справка будет действительна на протяжении 3 месяцев. На территории США, ЕС и Канады документ будет актуальным 6 месяцев. Официальное действие справки начинается с момента ее выдачи.

ВАЖНО! Если соискатель не пришел за справкой в указанное время, документ будет храниться в информационном центре на протяжении 2 месяцев. В течение этого времени документ можно забрать.

Справка об отсутствии судимости через Госуслуги

Документ нужно направить в отдел кадров. Копия или оригинал? Все зависит от внутренних распорядков в компании. Данный вопрос следует прояснить заранее. Если человек собирается пробоваться на другие должности, удобнее предоставить копию.

Что указывается в справке?

В справке прописываются личные данные заявителя, а также сведения об информационном центре, который выдавал документ. Информация о судимости заверяется подписью, а также печатью руководителя отдела МВД.

Если у человека нет судимостей, во всех графах документа проставляется заметка «не судим». Если же лицо было судимо, в документе указывается дата возбуждения уголовного дела, итоги расследования, приговор суда, статья, по которой был осужден человек. В справке прописываются все судимости.

ВАЖНО! Работодателю рекомендуется взглянуть на оригинал справки. Найти его можно в интернете. Данная необходимость связана с риском того, что соискатель может предоставить подложный документ.

Если выяснится подлог документа, работодатель вправе уволить виновное лицо. Если лицо только претендует на должность, руководитель просто не принимает сотрудника на работу. Однако это еще не все, что ожидает соискателя. Подлог документов предполагает уголовную ответственность. Виды ответственности за предоставление заведомо ложных сведений:

  • Штраф в размере до 80 000 рублей.
  • Доход виновного лица за полгода.
  • Обязательные работы длительностью 180-240 часов.
  • Исправительные работы продолжительностью до 2 лет.
  • Тюремное заключение сроком 2 года.
  • Если есть отягчающие обстоятельства, тюремное заключение продлевается до 2 лет.

Сотрудник может попытаться достать фальшивый документ, однако делать этого строго не рекомендуется. Службой безопасности быстро вскроется факт подлога, и человеку придется нести соответствующую ответственность.

Если судимость у соискателя имеется, служба безопасности это обязательно обнаружит. Если правдивые сведения поступят в компанию уже после того, как человек будет трудоустроен, его уволят. Возможна уголовная ответственность, если работодатель обратиться в суд. Поэтому при наличии судимости следует рассмотреть должности, при которых это принципиальным не является. Они не должны быть связаны с работой с детьми и ношением оружия.

  • Информация о судимости представляется работником работодателю в обязательном порядке только при трудоустройстве на должности, исключающие наличие проблем с законом. В остальных случаях судимость — не препятствие для приема на работу, и сведения о ней работник может предоставить лишь в добровольном порядке.
  • Официальным документом, свидетельствующим об отсутствии судимости, служит выданная органами МВД работнику по его запросу справка установленной формы.
  • Работодатель может проверить факт существования у работника проблем с законом в Интернете на общедоступных сайтах официальных ведомств. Однако для этого ему нужно иметь согласие работника на проверку (обработку) его персональных данных.

Вправе ли работодатель проверить наличие судимости работников?

Справка о наличии/отсутствии судимости может быть затребована в обязательном порядке при устройстве на работу в сферах, где предъявляются особые требования к моральным и психологическим качествам работников. Наличие судимости в прошлом рассматривается при этом как негативный аспект. Все случаи законодательно установлены.

Справка также может быть дополнительно запрошена в других случаях при принятии работодателем решения о приеме на работу. В таких случаях отказывать соискателю только на основании непредставления справки или при наличии погашенной судимости нельзя.

Итак, судимость у любого гражданина действует до момента, пока она не будет погашена или снята. В чем разница:

  1. Погашение судимости – это общий порядок ее прекращения. Судимость погашается в результате истечения установленного законом срока после отбытия наказания, длительность которого зависит от тяжести совершенного преступления и строгости назначенного наказания. Проще говоря, чем больше срок – тем дольше и судимость.
  2. Снятие судимости – это специальный порядок ее прекращения досрочно, до истечения срока погашения. Применяется в исключительных случаях только судом и только по ходатайству судимого лица.

Можно ли снять судимость, если она погашена? Нет, факт погашения судимости уже свидетельствует о ее прекращении. Снятие несет аналогичные последствия для гражданина, дополнительно снимать уже погашенную судимость необходимости, как и возможности нет.

Иная ситуация с досрочным снятием судимости – она может быть снята только на основании ходатайства судимого лица при соблюдении им двух обязательных условий, а именно если осужденный (ч. 5 ст. 86 УК):

  • после отбытия наказания вел себя безупречно;
  • возместил вред, причиненный преступлением.

Срок, прошедший с момента отбытия наказания, в законе не определен. А значит, ходатайствовать можно в любое время, после отбытия наказания, когда оба указанных условия соблюдены. Однако, исходя из существующей судебной практики, куда чаще ходатайства удовлетворялись в случаях, когда на момент их подачи проходило не менее половины срока погашения судимости.

В качестве аргументов «за» суды обычно учитывают:

  • справки из УИИ об отсутствии нарушений порядка отбытия наказания;
  • справка от участкового об отсутствии нарушений общественного порядка и других правонарушений;
  • документы о наличии на иждивении несовершеннолетних детей;
  • показания свидетелей о примерном поведении лица в быту;
  • квитанции о возмещении причиненного пострадавшим ущерба, совершение других действий, направленных на устранение негативных последствий и т.д.
  • При оценке обстоятельств судом весомое значение также имеют:
  • наличие постоянного места работы;
  • условно-досрочное освобождение;
  • критическое отношение к содеянному, раскаяние;
  • возраст осужденного;
  • наличие малолетних детей и качество ухода за ними;
  • прошедший срок после отбытия наказания и оставшийся срок до погашения судимости;
  • мнение органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного.

При оценке обстоятельств поводом для отказа в снятии судимости:

  • повышенная опасность совершенного преступления;
  • незначительность срока, прошедшего с момента отбытия наказания;
  • отсутствие данных о безупречном поведении во время всего периода после отбытия наказания;
  • отсутствие сведений о трудоустройстве;
  • нарушение порядка отбывания наказания, например, неявка в УИИ на регистрацию;
  • совершение в период после отбытия наказания административных правонарушений и т.д.

Если суд отказал, повторно подать ходатайство можно не ранее, чем через 12 месяцев.

Справка о судимости при приеме на работу

В настоящее время в ТК РФ и других законодательных актах для граждан с судимостью закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности. Работодатели обязаны соблюдать данный запрет и не трудоустраивать соискателей в нарушение закона.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В ТК РФ и других законодательных актах закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности для граждан с судимостью.

2. Если закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, то работодатель, принимая на такую работу, должен требовать от соискателей справку об отсутствии судимости.

3. Если запретов на определенную работу для судимых в законе нет, то, принимая на такие должности, работодатели не могут требовать от соискателей справку об отсутствии судимости. Это дискриминация.

4. Если гражданина приняли на работу, а потом обнаружили, что предоставленная им справка поддельная, то трудовой договор будет расторгнут.

5. Если на сотрудника завели уголовное дело, а его работа несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ, то он должен быть отстранен на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

6. Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.

Лица, имеющие или имевшие судимость, не имеют права заниматься:

  • педагогической деятельностью (абз. 3,4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ);
  • деятельностью в сфере воспитания, развития и организации отдыха несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ).

Лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, не вправе:

  • выполнять работы, непосредственно связанные с транспортной безопасностью (пп.1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ);
  • занимать должность специалиста авиационного персонала и службы авиационной безопасности (п. 3, 4 ст. 52 Воздушного Кодекса РФ);
  • быть гражданским служащим (пп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • быть призванным на военную службу или проходить военную службу по контракту (ст. 23, ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, не могут:

  • работать в организациях — профессиональных участниках рынка ценных бумаг (п. 2 ст. 10.1. Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ).

Лица, имеющие судимость (в том числе снятую и погашенную), не могут быть трудоустроены:

  • в прокуратуру (п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1);
  • в органы ФСБ (ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ);
  • в органы внутренних дел (пп. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
  • в суды (пп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.06.1992 № 3132-1).

Лица, имеющие неснятую или непогашеную судимость за преступления в сфере экономики, не могут быть:

  • главными бухгалтерами акционерных обществ (пп.3 п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Это далеко не весь перечень работ и профессий, которые недоступны для нарушителей уголовного права. Но перечисленные выше нормы закона обязывают работодателей проверять соискателей на предмет наличия судимости. При этом проверка соискателей должна проводиться с соблюдением определенных правил.

Работник может подвергнуться уголовному преследованию, работая на должности, которая несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ.

При получении от правоохранительных органов сведений о том, что работник подвергнут уголовному преследованию, работодатель обязан отстранить работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда. В период отстранения от работы (недопущения к ней) зарплата сотруднику не начисляется (ст. 76 ТК РФ).

Отстранение от работы осуществляется приказом руководителя организации, составленным в произвольной форме. В приказе следует указать основание отстранения от работы, например, наименование и реквизиты документа, полученного от правоохранительных органов.

Приказ должен содержать и срок отстранения (на период производства по уголовному делу до его прекращения или до вступления в силу приговора суда).

Во избежание трудовых споров нужно ознакомить работника с таким приказом под роспись. Если по окончании уголовного преследования работник был осужден, то в день вступления приговора в законную силу трудовой договор расторгается. Основанием расторжения следует указать п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ – по не зависящим от воли сторон обстоятельствам вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы.

На основании Приказа МВД РФ от 07.11.2011 № 1121, любой гражданин, обратившийся в органы МВД, вправе проверить судимость в базе данных МВД и получить соответствующую справку. Такие сведения выдают и сотрудники многофункциональных центров.

Чтобы получить бумагу, необходимы следующие документы:

  • паспорт и его копия;
  • заявление о выдаче справки.

Личные данные граждан относятся к закрытой информации, поэтому только в МВД имеется актуальная база данных. С ее помощью проверить судимость человека онлайн по фамилии вправе только имеющие к ней доступ должностные лица, а для руководителей предприятий и сотрудников отделов кадров база закрыта.

В этом случае проверка инициируется непосредственно кандидатом на трудоустройство: гражданин сам запрашивает нужные сведения в правоохранительных органах. Подтверждением отсутствия или наличия подобного правового статуса станет специальная справка, которая предъявляется работодателю.

У крупных организаций, имеющих собственную службу безопасности, есть свои способы, как проверить человека на судимость. Сотрудники упомянутого ведомства вправе подать официальный запрос и получить сведения о конкретном физическом лице от сотрудников МВД.

Способов, как проверить судимость человека, не прибегая к услугам правоохранительных органов, нет. Но легко выяснить, находится ли кандидат на трудоустройство в розыске и производилось ли в его отношении судебное производство. Это не совсем проверка на судимость, но полученные сведения косвенно укажут на ее наличие. Список находящихся в розыске людей размещается на официальном сайте МВД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.