Ответственность за нарушение вида разрешенного использования земельного участка в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение вида разрешенного использования земельного участка в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Верховным Судом Российской Федерации, в соответствии со статьями 2 и 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, проведено обобщение судебной практики.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее — Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его раз��ешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

ВС решал, можно ли использовать часть участка не по назначению


Верховный Суд утвердил обзор практики рассмотрения дел об изменении вида разрешенного использования земли. В нем приведены ответы на вопросы, которые вызывают сложности на практике.

Виды разрешенного использования могут быть:

— основными;

— условно разрешенными;

— вспомогательными — допустимы только как дополнительные по отношению к первым двум.

При наличии утвержденных правил землепользования и застройки частный собственник земли может сам выбирать основные и вспомогательные виды без дополнительных согласований с местными органами. Муниципальная администрация не вправе отказываться устанавливать вид разрешенного использования, когда он не был определен при предоставлении участка.

Арендатор не вправе требовать изменить вид разрешенного использования земли, которая находится в публичной собственности и предоставлена ему по результатам торгов.

Вспомогательный вид, установленный в градостроительном регламенте, нельзя выбрать вместо основного при предоставлении участка.

Написать комментарий

      • Недвижимость и инфраструктура

      Какие штрафы введены для собственников недвижимости в 2022 году

      Скачать файл

      Файл добавлен 15.03.2018
      Презентация .pdf (275 Кб)

      Новые правила пользования жилыми помещениями

      На владельцев жилья могут быть наложены штрафы за самовольную перепланировку жилого помещения (в том числе за остекление балконов), нарушение тишины и за несвоевременную оплату коммунальных услуг. Конкретные правила будут устанавливаться региональными властями.

      — Штрафы за остеклённые балконы не являются нововведением, они существовали и прежде. Надзорные органы имеют право и сейчас применять штрафные санкции при нарушении правил перепланировки и переустройства, а также региональных правил благоустройства, если они содержат требования к внешнему виду зданий

      отметили в пресс-службе Минстроя России

      Новые правила, которые были утверждены Минстроем, вступают в силу с 1 марта 2022 года.

      Штраф за использование земельного участка нецелевым образом, например, строительство дома на сельскохозяйственных землях, напрямую зависит от размера кадастровой стоимости участка. В 2022 году кадастровая стоимость объектов недвижимости будет переоценена, поэтому и размер штрафа за такое нарушение увеличится.

      Сейчас штраф за нецелевое использование земельного участка стоимостью 1,5 млн рублей составляет от 10 до 15 тыс. рублей. В случае увеличения кадастровой стоимости земельного участка, например, на 10% (до 550 тыс. рублей) штраф будет составлять уже до 16,5 тыс. рублей.

      То же правило будет действовать и относительно земельного налога. В случае нецелевого использования участка ставка по земельному налогу может быть увеличена до 1,5%. При исчислении налога также используется кадастровая стоимость земельного участка.

      Стандартная ставка земельного налога — 0,3%. Поэтому в случае нецелевого использования земельного участка, кадастровая стоимость которого составляет 500 тыс. рублей, земельный налог может быть увеличен с 1,5 тыс. до 7,5 тысяч рублей.

      Всем собственникам и владельцам земельных участков известно:

      • наделы должны использоваться в соответствии с их назначением и видом разрешённого использования (ВРИ)
      • при необходимости изменения ВРИ приходится ориентироваться на те варианты, что включены в набор ВРИ для территориальной зоны, в которую попадает земельный участок

      С наименованиями ВРИ нередко возникали сложности:

      1. у местных органов власти — при комплектации видов использования участков для градостроительных регламентов территориальных зон при градостроительном зонировании
      2. у собственников — при выборе ВРИ для конкретного земельного участка.

      Недостаток количества ВРИ ЗУ в классификационном перечне был причиной обострения проблем. Собственникам требовалось подобрать такой вид использования, который:

      1. наиболее соответствовал фактическому использованию
      2. минимизировал риски наложения штрафов за нецелевое использование участка

      Нередко необходимых ВРИ в Классификаторе, действовавшем с 2022 года, просто не существовало. Он не справлялся с затруднительным положением. Назрела необходимость внесения существенных поправок. Так и произошло.

      Приказом Министерства экономического развития № 44 от 4 февраля 2022 года в Классификатор ВРИ ЗУ были внесены изменения. Новый перечень видов использования земельных наделов представил:

      • расширенный набор ВРИ
      • подробные сведениями о назначении земельных наделов
      • понятные наименованиям видов
      • подробную текстовую информацию о видах

      Из описаний некоторых ВРИ были удалены излишние уточнения, а в других, наоборот, они стали более глубокими, исключающими многие неясности.

      Например, в описании земель, предназначенных для ведения садоводства с выращиванием с/х культур для собственных нужд, уже нет уточнения о том, что к этим культурам должны относиться плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные декоративные культуры. При этом устранение таких подробностей в описании ВРИ не влечёт ни ограничения, ни запрет на их выращивание.

      Роль прежнего Классификатора в наведении порядка при разработке Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) несомненна. Она не утратила своей злободневности со вступлением в силу нового перечня наименований видов разрешённого использования ЗУ.

      Виды использования ЗУ устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с ПЗЗ. Правоообладатели земельных наделов могут делать выбор ВРИ из состава:

      1. основных
      2. вспомогательных

      без получения дополнительных разрешений и согласований.

      Если же необходимый ВРИ включён в перечень условно разрешённого использования, то для изменения существующего вида нужно решать вопрос на общественных слушаниях, получать одобрение и согласовать итоги с администрацией.

      Если же будущий правообладатель участка получает первичный надел, то он также может самостоятельно выбрать основной и вспомогательный виды использования. Помощь Классификатора ВРИ в этом вопросе незаменима.

      С введением нового Классификатора ситуация в плане выбора вида использования для владельцев участков не изменилась. Она даже улучшилась по причине обилия этих видов. Но вот для муниципалов работы прибавилось. В срок до 1 января 2022 года им необходимо внести изменения в действующие ПЗЗ и привести наименований ВРИ ЗУ в соответствие с классификатором.

      Соответствие Классификатору может быть установлено решением органа местного самоуправления и по заявлению самого правообладателя земельного участка. И это решение о присвоении нового кода ВРИ будет основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешённом использовании земельного участка.

      Если вид использования участка:

      1. был установлен до вступления в законную силу Классификатора ВРИ 2022
      2. не противоречит нормам Земельного кодекса

      то его наименование менять не нужно. Это положение действует даже в случае отсутствия наименоания в новом Классификаторе. При отсутствии у собственника необходимости замена ВРИ не производится.

      За что могут отнять участок или выписать штраф: разъяснения Росреестра

      В новый классификатор добавлено около 40 новых разделов, в 42 подкатегории внесены изменения.

      Нет смысла копировать здесь десятки страниц всего перечня видов, увеличивая до безмерных масштабов объём статьи. Проще воспользоваться ссылками:

      • на Приказ Минэкономразвития РФ
      • на страницу Публичной кадастровой карты Российской Федерации с перечнем ВРИ

      Полезнее сейчас остановится только на главных моментах и некоторых пояснениях.

      Для каждого ВРИ в Классификаторе введены:

      1. подробные сведения о принадлежности
      2. цифровая комбинация
      3. краткое текстовое наименование каждого вида
      4. детальное описание ВРИ

      Категории земельных участков в Классификаторе ВРИ — 2022 не представлены. По этому поводу ожидается официальная публикация ещё одного важного федерального документа — официального регламента, который станет дополнением к классификатору.

      О взаимосвязи Классификатора ВРИ — 2022 и ПЗЗ уже было отмечено выше. Классификатор применяется для широкого круга задач, решаемых государством и местными властями.

      Кодирование наименований ВРИ с присвоением цифрового обозначения каждому наименованию соответствует разделам и подразделам. классификатора. Земельные участки систематизированы. Этим обеспечивается:

      1. рациональное использование и управление ЗУ
      2. выполнение оценки земель
      3. ведение учёта и регистрации прав собственников
      4. определение допустимых действий по распоряжению землёй

      Присвоение кода виду разрешённого использования ЗУ позволяет определить:

      1. максимально допустимый размер участка
      2. ограничения по распоряжению, застройке и заключению сделок любого характера (при необходимости)
      3. нормы налогообложения, применительно к ставкам, льготам
      4. имущественные права собственника в отношении участка и строений на нём
      5. субсидирование
      6. другие параметры

      Статья 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ определяет основные моменты, касающиеся нарушения вида разрешенного использования земельного участка.

      Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению

      В соответствии с аспектами данного закона виновные лица несут административную ответственность. В частности, они привлекаются к уплате административного штрафа. При этом суммы зависят от статуса лица, а также от кадастровой

      стоимости участка

      .

      Для рассмотрения общих положений о недвижимости и возможных нюансах стоит обратиться к актуальным положениям Земельного кодекса РФ.

      Что касается наказаний за совершение нарушения вида разрешенного использования земельного участка, то они опираются на регламент статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

      Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор

      По положениям данных актов в случае несоответствия деятельности владельца участка, назначение которого основывается на сельскохозяйственном секторе, на него возлагаются следующие последствия:

      Физическое лицо Обязано уплатить штраф от 0,5 до 1% кадастровой стоимости. При этом совокупный размер не может быть менее 10 тысяч рублей.
      Должностные лица Для них такая сумма повышается – от 0,5% до 1,5%, минимальная сумма – 20 тысяч рублей.
      Юридические лица Их привлекают к ставке от 1,5 до 2%, но как минимум – 100 тысяч рублей.

      Помимо финансового взыскания, виновнику предоставляется предписание, в котором отражены основные пункты требований, устанавливающих обязательство привести земельные участки в первоначальный вид – на данную операцию отводится ограниченный период.

      По его окончании специальная комиссия в лице сотрудников администрации осуществляет повторную проверку объекта правонарушением, после чего оформляется новый акт по выведенным данным. Результаты процедуры позволяют окончательно признать решение администрации реализованным или же привлечь ответственных к дополнительным мерам в случае неудовлетворительного исполнения первоначального вывода.

      • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

      • Бюджетный кодекс РФ

      • Водный кодекс Российской Федерации РФ

      • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

      • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

      • ГК РФ

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

      • Земельный кодекс РФ

      • Кодекс административного судопроизводства РФ

      • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

      • Кодекс об административных правонарушениях РФ

      • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

      • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

      • НК РФ

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

      • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

      • Трудовой кодекс РФ

      • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовный кодекс РФ

      • ФЗ об исполнительном производстве

      • Закон о коллекторах

      • Закон о национальной гвардии

      • О правилах дорожного движения

      • О защите конкуренции

      • О лицензировании

      • О прокуратуре

      • Об ООО

      • О несостоятельности (банкротстве)

      • О персональных данных

      • О контрактной системе

      • О воинской обязанности и военной службе

      • О банках и банковской деятельности

      • О государственном оборонном заказе

      • Закон о полиции

      • Закон о страховых пенсиях

      • Закон о пожарной безопасности

      • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      • Закон об образовании в Российской Федерации

      • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

      • Закон о защите прав потребителей

      • Закон о противодействии коррупции

      • Закон о рекламе

      • Закон об охране окружающей среды

      • Закон о бухгалтерском учете

        • Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

          «О государственном оборонном заказе»

        • Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

          «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

        • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

          «Об акционерных обществах»

        • Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79

          «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»

        • Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78

          «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

        • Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74

          «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»

        • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244

          «О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»

        • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236

          «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»

        • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239

          «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»

        Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка

        Узнать, что такое нецелевое использование земельного участка, можно из норм земельного законодательства. Закон говорит о том, что все земли на территории страны разделены на отдельные категории в зависимости от целевого назначения.

        Исходя из установленной за землёй категорией гражданин вправе использовать участок с помощью одного или нескольких видов разрешённого использования. Устанавливает виды разрешённого использования единый для всех классификатор.

        Земельный Кодекс (ст. 7) гласит, что в стране существует 7 категорий земель:

        Наказание и ответственность в каждом конкретном случае будет определяться в индивидуальном порядке. Обычно за подобные действия наступают следующие меры воздействия:

        1. Санкции по ст. 8.8 КоАП РФ.
        2. Расторжение арендного договора и изъятие земельного участка за нецелевое использование по ст. 46 ЗК РФ.
        3. Превращение права пользования или пожизненного владения по ст. 45 ЗК РФ.
        4. Изъятие надела при наличии обстоятельств, регламентированных ст. 284 ГК РФ.

        Мера ответственности к виновному лицу может быть применена только на основании судебного акта.

        В 2022 году при нецелевом использовании земельных наделов, могут отобрать землю у собственника или владельца.

        Принудительное изъятие участка – это крайняя мера воздействия на нарушителя. Изъятие следует тогда, когда владелец земли не выполняет предписание инспектора об устранении выявленных нарушений.

        Основаниями изъятия могут быть:

        1. При неиспользование участков под ИЖС или сельскохозяйственного назначения в течение 3 лет.
        2. Нецелевое использование земли на праве постоянного пользования или пожизненного владения.
        3. Нецелевое использование земли, используемой по арендному договору.

        Государственные органы на разных уровнях могут выступить с инициативой судебного процесса и изъятия земли. Государственный орган выступает истцом, гражданин, владеющий землёй, — ответчиком.

        Суд при рассмотрении дела должен определить категорию земли и вид ее разрешённого использования, факт нецелевого использования и обоснованность предъявленных государственным органом обвинений.

        Обычно судебные споры возникают при использовании жилых территорий под коммерческие или при возведении незаконных построек. Однако судебная практика богата и нестандартными делами и исходами разбирательств.

        Земельный участок обладает особой ценностью среди прочего возможного имущества. Важно понимать, что при оформлении недвижимости в собственность на хозяина накладывается определенные обязательства, связанные с целевым использованием приобретенной площади.

        Для регулирования деятельности собственника существует отдельные статьи в нормативно-правовой системе страны. В случае нарушения их аспектов гражданин будет привлечен к административной ответственности с последующим наложением штрафных санкций.

        Важно понимать нюансы допустимой деятельности и тонкости возможных изменений, так как наказание может иной раз приобретать значительные суммы.

        Статья 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ определяет основные моменты, касающиеся нарушения вида разрешенного использования земельного участка.

        Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению

        В соответствии с аспектами данного закона виновные лица несут административную ответственность. В частности, они привлекаются к уплате административного штрафа. При этом суммы зависят от статуса лица, а также от кадастровой стоимости участка.

        Для рассмотрения общих положений о недвижимости и возможных нюансах стоит обратиться к актуальным положениям Земельного кодекса РФ.

        Что касается наказаний за совершение нарушения вида разрешенного использования земельного участка, то они опираются на регламент статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

        Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор

        По положениям данных актов в случае несоответствия деятельности владельца участка, назначение которого основывается на сельскохозяйственном секторе, на него возлагаются следующие последствия:

        Физическое лицо Обязано уплатить штраф от 0,5 до 1% кадастровой стоимости. При этом совокупный размер не может быть менее 10 тысяч рублей.
        Должностные лица Для них такая сумма повышается – от 0,5% до 1,5%, минимальная сумма – 20 тысяч рублей.
        Юридические лица Их привлекают к ставке от 1,5 до 2%, но как минимум – 100 тысяч рублей.

        Помимо финансового взыскания, виновнику предоставляется предписание, в котором отражены основные пункты требований, устанавливающих обязательство привести земельные участки в первоначальный вид – на данную операцию отводится ограниченный период.

        По его окончании специальная комиссия в лице сотрудников администрации осуществляет повторную проверку объекта правонарушением, после чего оформляется новый акт по выведенным данным. Результаты процедуры позволяют окончательно признать решение администрации реализованным или же привлечь ответственных к дополнительным мерам в случае неудовлетворительного исполнения первоначального вывода.

        Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

        • при повторном нарушении регламента;
        • при игнорировании предписания.

        Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

        Заявление об отсрочке исполнения решения.

        Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

        1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
        2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
        3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

        В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

        За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

        Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

        • обращением в администрацию;
        • через суд.

        Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

        1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
        2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
        3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

        Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить здесь), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:

        • 5-10 тысяч – гражданам;
        • 20-50 тысяч – руководителям;
        • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).

        Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

        Разрешенное использование земельного участка — что это такое? Нормативными актами, регулирующими отношения по поводу разрешенного использования участка, являются:

        • Градостроительный кодекс;
        • Приказ Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2022 года № 540 «Об утверждении классификатора…».

        Четкой трактовки разрешенного использования земли в законе не приводится. Поэтому понятие выводится из анализа имеющихся законодательных положений. Разрешенное использование земельного участка – это характеристика земли, основанная на зонировании территории с целями назначения.

        Иными словами, вид разрешенного использования устанавливает функциональное назначение территории. Например, для строительства высотных домов. Отличие категории земли от вида разрешенного использования Территория страны разделена на определенные категории земель и виды разрешенного использования участков.

        Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

        Стоит учитывать, что подобные меры взыскания являются актуальными не только в случае повторной реализации нарушения, но и при игнорировании решения административных органов. Поэтому при возникновении предпосылок к нарушению установленных предписанием сроков, нарушитель должен обратиться в соответствующие структуры с заявлением о предоставлении отсрочки перед проведением повторной проверки комиссией. При этом в запросе необходимо отразить уважительные причины несоответствия пунктам решения, по которым уполномоченные сотрудники смогли бы принять документ к рассмотрению.
        Дополнительно при возникновении рецидива и получении повторного предписания нужно понимать, что нарушение закона в третий раз будет рассматриваться уже в ходе судебного разбирательства
        . В таком варианте развития событий с виновного будут стребованы все невыплаченные суммы штрафов с учетом процентов за несвоевременный взнос.

        Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

        • Участки должны находиться в одном кадастровом квартале, иметь одинаковую категорию земли и ВРИ.
        • Необходимо согласие собственников на объединение земель.

        Потребуются следующие бумаги:

        • заявление о проведении объединения земель;
        • кадастровая документация на участки;
        • выписка о праве собственности;
        • письменное согласие собственников на проведение процедуры.

        Процедура:

        • сбор необходимой документации;
        • подача бумаг кадастровому инженеру;
        • получение плана на объединение земель;
        • подача документов в Росреестр или МФЦ;
        • получение выписки о праве собственности и кадастровой документации.

        Разрешенное использование земельных участков – это конкретизирующее понятие, позволяющее более детально раскрыть целевое назначение земельного участка.

        Деление имеет юридическую силу и закреплено в земельном законодательстве. Цель создания классификации – сохранение свойств земельных участков. Понятие «категория земель» — более широкое значение, а разрешенное использование носит уточняющий характер. Например, участок в СНТ имеет следующие характеристики:

        • категория земли – сельскохозяйственного назначения;
        • разрешенное использования (что на участке можно делать) – занятие садоводством и огородничеством;
        • основание – право собственности на землю или ее аренда.

        Виды разрешенного использования земельных участков Законодатель выделяет 3 вида разрешенного использования:

        • основное;
        • условно разрешенное;
        • вспомогательное.

        Вспомогательный вид, как правило, используются одновременно с основным или условно разрешенным.
        То есть, после 24 декабря 2022 года вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен только в соответствии с классификатором. Анализируя классификатор, можно, например, сделать следующие выводы:

        • для такого вида разрешенного использования земельного участка, как «сельскохозяйственное использование», предусмотрено размещение только зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
        • такие виды разрешенного использования, как «малоэтажная жилая застройка» и «приусадебный участок личного подсобного хозяйства», дают возможность разместить на таком земельном участке жилой дом, гараж, подсобные сооружения, а также выращивать сельскохозяйственные культуры.

        При этом при оформлении участка под сельскохозяйственные нужды заявитель был осведомлен о необходимости поддерживать землю в соответствующем состоянии. Что касается времени для выполнения такой деятельности, то его было достаточно – в распоряжении общества был период с октября по май. При рассмотрении дел, касающихся непосредственно понятия «нецелевое использования», можно сказать, что в данной сфере также нет общепринятых норм.

        Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412

        Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям. Так, налоговые ставки устанавливают:

        1. 0,3 процента в отношении земельных участков:
        • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельско-хозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяй-ственного производства;
        • занятых жилищным фондом (ЖФ) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к ЖФ и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК, или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
        • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
        • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
      • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
        Для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения необходимо, чтобы земельный участок:
        • относился к землям сельскохозяйственного назначения в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
        • использовался для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению.

        В отношении земельного участка с несколькими видами разрешенного использования применяется налоговая ставка, установленная в отношении того вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует определенная для данного участка кадастровая стоимость. Так разъяснил Минфин России в письме от 06.02.2019 № 03-05-04-02/6734.

        Целевое использование регулируется положениями ч. 2 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.02 г. и статьями 8.8, 23.21 КоАП РФ. Оно выявляется на основании действий правообладателя, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, но проводятся на установленной категории земель, в нарушение регламента. За допущенное правонарушение предусматривается взимание штрафа в следующих объёмах:

        • для граждан и ИП – 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.;
        • для должностных лиц – 0,5-1,5%, но не менее — 50 тыс. руб.;
        • для юридических лиц – 2-10%, но не менее — 200 тыс. руб.

        О видах разрешенного использования сельхоз земель мы писали в этой статье.

        Нарушение признаётся, если ЗУ приобретён в результате публичных торгов, но в течение последующего после приобретения календарного года никак не используется. Или его использование прекратилось, о чём в администрации населённого пункта имеются неоспоримые сведения.

        Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв регулирует статья 8.7 КоАП РФ.

        В этом случае наступает ответственность:

      1. для граждан и ИП – 0,1-0,3% кадастровой стоимости, но не менее 2 тыс. руб.;
      2. для юридических лиц – 1-6%, но не менее — 100 тыс. руб.

      Внимание: Неиспользуемый участок может изыматься по решению суда в принудительном порядке на основании статьи 6 ФЗ № 101-ФЗ.

      Если не проводятся мероприятия по рекультивации ЗУ предусмотрено взыскание штрафов:

      Земли сельскохозяйственного назначения– динамичная структура, с взаимосвязанным и взаимозависимым функционированием, которая может быть нарушена в результате различных безграмотных действий владельцев ЗУ. Поэтому любое нарушение регламента использования влечёт ответственность, что регулируется дополнениями к законодательству, внесёнными Федеральным законом № 354-ФЗ от 03.07.16 г.

      Нарушения при проведении мелиоративных работ предусматривают штрафы:

      1. физ.лицам – 1 500 руб.-2 тыс. руб.;
      2. должностным лицам – 2-4 тыс. руб.;
      3. компаниям – 30-40 тыс. руб.

      При нарушениях в эксплуатации гидротехнического сооружения, объёмы взысканий следующие:

      • физ.лицам – 500 руб.-1 тыс. руб.;
      • должностным – 1-2 тыс. руб.;
      • компаниям – 10-20 тыс. руб.

      Повреждение мелиоративной системы предусматривает взимание:

      1. с физ.лиц – 1 тыс. руб.-1, 5 тыс. руб.;
      2. с должностных – 2-3 тыс. руб.;
      3. с компаний – 20-30 тыс. руб.

      Важно: Повторное правонарушение, совершённое в течение года влечёт дополнительные штрафные санкции и допускает дисквалификацию должностного лица.

      Основания для взысканий оформляются решением административной комиссии или суда, вносятся в акты и заключения экспертов. Поэтому они должны иметь фактическую и юридическую основу для их законного оформления. То есть – описываться в актах законодательства и выявлять несоответствие по внешнему виду участка.

      Здесь обращают внимание на необходимость обработки почв в соответствии с назначением:

      • огороды должны быть вспаханы и засажены;
      • сорная трава уничтожена;
      • плодородный слой обработан и удобрен;
      • на ЗУ, предусмотренных под садовые участки, – насажены саженцы.

      Если вместо перечисленных и иных признаков в наличии – строительство капитального жилого дома, использование земель под промышленные нужды или складские помещения – налицо указанные нарушения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для работ, связанных с сельским хозяйством.

      Справка: Все действия, проводимые на земельном участке и не связанные с его целевым назначением, рассматриваются как нарушения.

      ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ДЕВЕЛОПМЕНТА

      К ним относятся повреждения гидромелиоративных устройств, которые выявляются на основании заключения компетентного специалиста, вырубка лесозащитной полосы и намеренное уничтожение ввозного объекта, использующегося как водный резервуар для полива земель. При самозахвате выявляются следы деятельности, производимой на территории, не принадлежащей лицу, произведшему данные работы.

      Основной надзорной инстанцией за использованием земельных участков является Россельхознадзор. Этот орган назначен ПП РФ № 1 от 02.01.15 г. для проведения регулярных проверок по соблюдению ветеринарных и фитосанитарных норм, установленных законодательством. В сферу внимания Россельхознадзора входят только земли, участвующие в обороте согласно нормам ФЗ № 101-ФЗ, они не курируют деятельность садовых товариществ и кооперативов. Проверки нацелены на выявление нарушений:

      1. В соответствии с требованиями, запрещающими самовольное снятие, перемещение и уничтожение верхнего плодородного слоя почв, в том числе – в результате порчи из-за применения пестицидов, гербицидов и агрохимикатов.
      2. По нарушению экологии и окружающей среды несанкционированной деятельностью на участке.
      3. По проведению необходимых мероприятий, связанных с рекультивацией, гидромелиорацией и защитой земель от эрозии и иных вредных воздействий.
      4. Надзор за соблюдением обязательного использования земельного массива.

      Проверки бывают следующие:

      Предназначение конкретного участка содержится в нескольких источниках:

      • первый – это государственный кадастр, где прописывается разрешаемый вид использования земельного надела;
      • следующий источник – кадастровый паспорт, выдаваемый на каждый участок. Если на территории, определенной под ИЖС располагается торговая точка, тогда предприниматель несет ответственность за нецелевое использование земли по нормам законодательства.

      Понятие подразумевает определение целей использования участка. К примеру, если рассматривать землю сельхозназначения, то видами ее разрешенного использования (ВРИ) будут являться огородничество, садоводство, разведение животных и т.д. На землевладениях, относящихся к определенным категориям, можно заниматься только одобренной властями деятельностью. На землях ИЖС возводить дома, на промышленных территориях строить предприятия, на охраняемых территориях обычно запрещена любая деятельность и т.д.

      Нередко возникают ситуации, когда вид разрешенного использования не устраивает владельца ЗУ, возникает вопрос, как изменить статус земель сельхозназначения или другой категории? Государство разработало для этих целей прозрачную процедуру, владелец земли должен следовать ее этапам, чтобы официально изменить статус собственного землевладения.

      1. Собирают комплект бумаг и передают его в сельсовет или Администрацию населенного пункта. Документы и заявление собственника участка передаются в земельные отделы или главам поселений.
      2. По инициативе руководства собирается комиссия, которая вправе принимать решения об изменениях категории земель населенных пунктов или СХ назначения.
      3. Комиссия рассылает уведомления хозяевам ЗУ, находящихся рядом с наделом заявителя, с информацией о предстоящих слушаниях.
      4. Проводятся слушания, на которых принимается решение о возможности или невозможности изменения статуса землевладения.

      Порядок должен соблюдаться, на каждом этапе любое заинтересованное лицо вправе высказать свои аргументированные мнения по поводу изменения конкретных ВРИ.

      ВРИ: виды разрешенного использования земель населенных пунктов и категории

      Рассмотрим основные подвиды ЗУ, которые представлены в официальной классификации, разработанной органами землепользования Российской Федерации:

      • К землям населенных пунктов относят территории, находящиеся в границах административных пунктов. Здесь может вестись строительство муниципального жилья, предприятий и магазинов.
      • Земля для строительства промышленных объектов предназначена для возведения индустриальных объектов, связанных с техногенными рисками.
      • ЗУ, находящиеся на охраняемых территориях: широкая категория, в этом случае обычно устанавливаются государственные запреты на строительство или другие действия землепользователя. На особо охраняемых территориях запрещено строить дачные и жилые дома, возделывать участки, проводить коммуникации. К этому подвиду относятся зоны санитарной охраны, здесь строят пансионаты и санатории. Рекреационные участки отведены под размещение туристических и спортивных объектов, территории исторической и культурной принадлежности под памятники культуры. На особо ценных территориях расположены уникальные историко-культурные объекты.
      • Земли водного фонда не предназначены для строительства или выращивания культур и деревьев. Это участки, покрытые водой.
      • Территории лесного фонда объединяют не только лесистые местности, но и дороги, просеки, другие объекты лесного хозяйства.
      • Земли запаса находятся в распоряжении муниципальных органов до принятия ими решения о переводе их в другую категорию.
      • Категория земли сельхозназначения: наиболее распространенная в России. Виды разрешенного использования: развитие сельского хозяйства юридическими лицами и частными предпринимателями.

      Государство дает возможность гражданам заниматься любой деятельностью в рамках законодательства и собственного участка, отнесенного к определенному ВРИ.

      Согласно ст. 39, п.7 Градостроительного кодекса слушания по изменению ВРИ, должны быть проведены в течение месяца. За этот период члены комиссии обязаны разослать уведомления, организовать слушания. На этом мероприятии присутствует заявитель, который должен обосновать смену ВРИ земель сельскохозяйственного назначения или иных ВРИ. Если со стороны соседей и иных заинтересованных лиц возражения не поступили, и отсутствуют другие препятствия для одобрения ходатайства, то принимается положительное решение.

      Комиссия должна оценить целесообразность изменения ВРИ, правовые и экономические последствия решения. Нередки случаи, когда заявитель получает мотивированный отказ в переводе ВРИ в другую категорию. Владелец ЗУ вправе обратиться в суд, чтобы оспорить решение.

      Если запрос землепользователя одобрен, то на основании акта, составленного комиссией, в ЕГРН вносят соответствующие изменения. Этим должен заняться заявитель, обратившись в Росреестр с решением комиссии. Для этого нужно предоставить акт с постановлением комиссии, копию паспорта, заявление и кадастровую выписку на ЗУ. Изменение вида использования земель сельскохозяйственного, промышленного или иного назначения отразится в ЕГРН в течение недели.

      У граждан, решивших заняться переводом статуса своего надела, возникает вопрос, в чем разница между ВРИ и типом целевого назначения участка. Понятие ВРИ установил Приказ № 540 от 2014 года, в котором прописана схема работы с Классификатором. Разновидность разрешенного использования земель указана в Классификаторе, эта информацию поступает из государственных органов.

      Разновидность целевого назначения указана в постановлении или свидетельстве, которое имеется на руках у собственника. Рассмотрим главные типы целевого назначения ЗУ:

      • ИЖС предполагает возможность индивидуального строительства. Это наиболее востребованный тип целевого применения землевладения, так как здесь официально одобрено строительство.
      • На участке ЛПХ можно заниматься сельскохозяйственной деятельностью без найма работников. Овощи или фрукты выращиваются исключительно для личного потребления.
      • СНТ: товарищество дачных собственников, его подвид ДНТ: дачное партнерство некоммерческих собственников. Эта разновидность целевого использования подразумевает возможность строительства домов на ЗУ, но с некоторыми ограничениями.

      Главными показателями, определяющими выбор вида ЗУ, являются потребности покупателя и его задачи. К примеру, возникает потребность построить дом, вести коммерческую деятельность или использовать сельскохозяйственные земли под ведение хозяйства или коммерческой деятельности. Приобретать ЗУ следует, придерживаясь официально указанного статуса. В этом случае удастся избежать конфликтов с властями и необходимости инициировать процедуру изменения видов использования земель сельскохозяйственного или другого назначения в Классификаторе.

      Подбор комплекта документации сопровождается составлением заявления собственника земельного надела. В заявлении указывают данные собственника, причину смены ВРИ, а также перечисляют справки, приложенные к заявлению.

      К заявлению должны быть приложены документы, которые подтверждают право собственника распоряжаться ЗУ. Это может быть свидетельство о собственности частного или юридического лица. В последнем случае потребуется выписка из ЕГРЮЛ. На землях поселений в 2022 году необходимо заказать экспертизу их экологического состояния. Экспертное заключение необходимо предоставить по требованию земельных комитетов, к которым относится конкретный участок.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.