Составление схемы ДТП сотрудниками ГИБДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составление схемы ДТП сотрудниками ГИБДД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Схема места ДТП – это графическое изображение участка дороги, где произошло столкновение, с обозначением всех объектов и предметов, имеющих прямое отношение к аварии или расположенных рядом.

Схема предназначена для разбора обстоятельств дорожно-транспортного происшествия во время рассмотрения дела в суде и подтверждения виновности или невиновности конкретного водителя при получении компенсации материального ущерба по ОСАГО, а также по КАСКО в некоторых случаях.

Расположение объектов, обозначенных в схеме, не должны противоречить фотографиям и другим документам, оформленным на месте происшествия.

Оформление схемы ДТП в 2022 году

Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:

  • место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
  • ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
  • дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
  • дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
  • расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
  • направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.

Чёткое представление о том, как правильно составить схему ДТП, должен иметь каждый современный автомобилист, потому что эти знания могут понадобиться в любой момент. Никто от водителей и инспекторов не требует шедевров изобразительного искусства, но все объекты должны быть отчётливыми, чтобы в процессе разбора происшествия не возникало вопросов. При составлении схемы необходимо использовать шариковую ручку синего цвета.

Когда происходит столкновение нескольких транспортных средств, схема ДТП составляется в порядке очерёдности. Например, если один автомобиль столкнулся сразу с двумя другими, его водителю придётся составлять две отдельные схемы с каждым участником аварии. На оборотной стороне извещения в графе 4 необходимо указать данные третьего автомобиля, его водителя и собственника.

Для облегчения процедуры самостоятельного оформления дорожно-транспортного происшествия без участия инспектора Российским союзом автостраховщиков были разработаны типовые схемы ДТП. Они составлены в форме рекомендаций с целью помочь водителям правильно:

  • составить схему аварии по наглядным примерам;
  • заполнить нужные графы извещения о ДТП;
  • распределить степень ответственности;
  • сформулировать обстоятельства ДТП.

Поскольку каждая дорожная авария имеет свои нюансы, не нужно копировать типовые схемы. К ним следует относиться как к подсказкам или обучающему материалу по правильному оформлению дорожно-транспортных происшествий. Даже если ваш случай полностью совпадает с типовой схемой, в извещении в любом случае нужно будет указать различные объекты, расположенные рядом с местом столкновения, названия улиц, номера домов и т. д.

Как составить схему ДТП в 2022 году?

Типовые схемы оформляются в виде таблицы и нескольких рисунков к ней. В таблице вы увидите:

  • примерные обстоятельства ДТП;
  • номера пунктов ПДД, которые были нарушены;
  • подсказки по заполнению графы 16 в извещении о ДТП;
  • подсказки по распределению ответственности (определению виновника).

Красным цветом выделяется автомобиль виновника, а зелёным – пострадавшего. При обоюдной вине водителей транспортные средства обозначаются жёлтым цветом.

Если один из участников отказывается подписывать составленную схему ДТП, оформление аварии должно производиться только с участием сотрудников ГИБДД. Можно попросить подписать документ очевидцев происшествия. В схеме должно быть отмечено, что второй участник отказывается ставить свою подпись, с указанием причины такого поступка.

Можно ли оспорить документ

Даже если схема ДТП подписана всеми участниками происшествия, она впоследствии может быть оспорена. Причины могут быть следующие:

  • доставка одного из водителей в больницу сразу после столкновения, вследствие чего его показания не были учтены во время оформления документа;
  • водители после аварии находились в болезненном состоянии или глубоком стрессе, из-за чего не могли трезво оценить ситуацию.

Основаниями для оспаривания документа также могут послужить следующие моменты:

  1. Информация, отображённая на схеме, не является достоверной: неверно установлено место столкновения, расположение транспортных средств, дорожных знаков, светофоров, или неправильно зафиксированы результаты замеров на месте происшествия.
  2. Неполная информация: не зафиксированы следы шин на асфальте, не отображены реальные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП (ямы, неподвижные препятствия, выбоины и т. д).
  3. Документ составлен с грубыми нарушениями требований законодательства.

Чтобы успешно оспорить схему ДТП, необходимо предоставить подтверждение наличия упущенных в документе моментов или неопровержимые доказательства искажения информации.

Для этого можно использовать записи видеорегистраторов, камер наружного наблюдения, фотографии, сделанные сразу после столкновения, и показания очевидцев. По ходатайству истца или его представителя суд может назначить дополнительный осмотр места происшествия.

Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.

Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.

В законодательстве отсутствует список документов, которые нужно иметь под рукой при составлении европротокола и схемы ДТП. В процессе внесения сведений в бланк могут понадобиться:

  1. СТС. На его основании в документы вносятся сведения об автомобиле.
  2. Водительское удостоверение. Его номер потребуется указать в бланке европротокола.
  3. Объяснение произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Составить документ должны оба водителя. Бумага оформляется в свободной форме.

Если в происшествии отсутствует пострадавший, в столкновении приняли участие только 2 транспортных средства, ущерб автомобилю невиновного водителя составляет не более 100 тыс.руб (при отсутствии разногласий и использовании приложения «ДТП.Европротокл» 400 тыс.руб), аварию можно оформить самостоятельно. Составляя схему ДТП, нужно выполнить следующие манипуляции:

  1. Определиться с масштабом чертежа. В первую очередь наносится участок дороги, на котором произошло столкновение. Важно схематично обозначить ландшафт, место присутствия дорожных знаков и светофоров. Все мельчайшие детали прорисовывать не стоит.
  2. Выполняется нанесение на бумагу схематичного изображения транспортных средств. Обычно они представляются в виде прямоугольника с фарами. Последние в свою очередь изображаются в виде треугольников. Место столкновения обозначается крестиком.
  3. Фиксируются точные координаты автомобилей. Чтобы выполнить процедуру, рекомендуется произвести замеры расстояния между автомобилями, от колёс до обочины и определить иные показатели.
  4. Если на чертеже присутствуют помарки, его могут признать недействительным. Поэтому рекомендуется изначально составить черновик, согласовать его между собой, а затем переносить информацию в бланк европротокола. Он предоставляется вместе с полисом.

Если составлением схемы ДТП занимается представитель Госавтоинспекции, обычно в оформлении плана проблем не возникает. Однако использование европротокола приводит к необходимости выполнить процедуру самостоятельно. В результате повышается риск появления ошибки. Чаще всего водители допускают следующие из них:

  1. Место первого соприкосновения транспортных средств определено неправильно. Причиной ошибки нередко становится невнимательность.
  2. Водитель пытается скрыть выполнения тех или иных маневров. Действия выполняются исключительно из-за присутствия умысла. Осуществляя манипуляцию, автолюбитель надеется переложить вину на другого участника происшествия. Примером подобного выступает отказ признания в попытке совершения обгона перед столкновением или превышения скорости.
  3. Сигналы светофора описаны противоречиво. В этом случае для выяснения обстоятельств привлекаются очевидцы. На основании их показаний принимается решение о том, кто из водителей прав.

Европротокол используется для получения страхового возмещения. Денежные средства предоставляют пострадавшему. Виновника происшествия определяют на основании схемы ДТП и прочей представленной участниками случившегося информации. Если план аварии составлен неверно, разобраться в том, какие действия повлекли возникновение ДТП, сложно. Это дает страховой компании право отказаться предоставлять выплаты.

Вы попали в ДТП — что делать? На этот вопрос отвечает ПДД. Также рекомендуем ознакомиться с административным регламентом МВД. Хотя он предназначен для сотрудников ведомства, знать его крайне полезно и простым смертным — как минимум, чтобы оценить законность действий сотрудников ГИБДД и понимать логику процедуры оформления.

Еще до оформления — до того, как прибудет инспектор — вы обязаны произвести ряд действий. Первое, что нужно сделать — это заглушить мотор автомобиля и поставить машину на ручной тормоз. С этого момента не перемещайт ни сам транспорт, ни какие-либо другие предметы, имеющие отношение к аварии.

Затем включите “аварийку” и установите знак аварийной остановки. Это нужно делать, чтобы предупредить других участников дорожного движения об опасности, поэтому знаки выставляются на таком расстоянии от места ДТП, чтобы водители успели сбавить скорость и объехать участок. В населенных пунктах это минимум 15 метров от места аварии, за городом — 30 метров.

С этого момента порядок действий будет зависеть от обстоятельств аварии, а конкретно от того, в каком порядке она должна быть оформлена: в полном или упрощенном. Если совпали все условия, позволяющие оформить ДТП в упрощенной форме без вызова представителей органов власти (по европротоколу), вы должны сделать фото или видео место аварии так, чтобы было понятно, что произошло, а затем отъехать.

А вот отъезжать в случаях, когда вы обязаны вызвать инспектора ГИБДД, можно только при наличии веских причин (если, например, иначе невозможно организовать объезд для других машин).

Иначе вы рискуете быть привлеченным к административной ответственности за оставление места ДТП. Это серьезный проступок, карающийся административным арестом или лишением водительского удостоверения на срок от года до полутора. Спокойно отъехать вы сможете только после оформления ДТП инспектором или по европротоколу.

Отдельный вопрос — пострадавшие. Если они есть, то после того как включены и установлены аварийные опознавательные элементы, нужно оказать людям первую медицинскую помощь и вызвать скорую. Может случиться такое, что состояние пострадавшего не позволяет ждать — в этом случае следует отправить его в больницу на попутном транспорте.

Если же это невозможно, вам придется доставить его туда самостоятельно. Обязательно предупредите об этом сотрудников полиции (вызвать их можно по номеру 112). В больнице вам нужно будет предъявить паспорт, назвать госномер своей машины, после чего незамедлительно вернуться на место аварии.

Правила, которые сейчас будут описаны, в большей степени относятся к сотрудникам полиции. Однако вам необходимо знать, какие действия должен совершить полицейский и какие документы заполнить. Это нужно для того, чтобы иметь возможность вносить свои коррективы, так как впоследствии будет сложно оспорить зафиксированные инспектором сведения.

До того как он прибудет по вашему вызову, возьмите контактные данные свидетелей, запишите номера их авто, реквизиты договора ОСАГО виновника (отказать он не имеет права).

Прибывший инспектор первым делом осмотрит место ДТП. Если имеется пострадавший и он так и не будет к этому моменту транспортирован в ближайшее медучреждение, инспектор может остановить любой транспорт и отправить его в больницу.

Затем инспектор должен собрать данные самих участников происшествия, свидетелей, а также опросить последних и записать их показания. Далее он должен произвести фото- и видеосъемку с места случившегося. При этом сведения о транспорте, на котором скрылся один из участников ДТП (если такое случилось), передаются в дежурную часть.

Инспектор производит замеры, на основании которых составляет схему ДТП. Также он составляет протокол и собирает показания непосредственных участников. Вы можете отказаться от подписания протокола, если не согласны с отраженными в нем сведениями, но не рекомендуем так делать.

Лучше в специальном поле отразить свои замечания и все-таки подписать документ, потому что в противном случае на суде факт отказа может сослужить вам дурную службу. В схеме ДТП вы также имеете право отразить свои замечания.

Если вам не понятны сокращения и обозначения инспектора, вы можете потребовать, чтобы разъяснения были сделаны в письменном виде. Как только с бумагами покончено, можно уезжать с места аварии.

Если инспектор просит вас «дыхнуть» в трубочку, но вы не хотите, то вас отправят на медицинское освидетельствование. Сделать это можно, если есть основания считать вас нетрезвым. Учтите — если вы откажетесь пройти медицинское освидетельствование (проверку по крови), то это может грозить лишением водительского удостоверения на срок от полутора до двух лет.

Если вы решились пройти через освидетельствование инспектора, имейте в виду, что мундштук на алкотестер должен быть распакован при вас, а тестер должен впоследствии распечатать ваш результат.

Вся эта процедура должна проходить в присутствии двух понятых или быть снята на видео. Проследите, чтобы инспектор включил прибор только после установки мундштука, а затем дождитесь, когда высветится фраза «алкоголя не обнаружено» — только после этого выдыхайте в трубочку.

Составление схемы дорожно-транспортного происшествия в 2022 году

При составлении схемы ДТП в 2022 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Для того чтобы самостоятельно составить Европротокол потребуется предоставить следующий перечень документов:

  • Письменное объяснение (в свободной форме) от каждого участника аварии.
  • Протокол, в котором отмечено, что нарушение имеет административный характер (т.е. отсутствуют пострадавшие).
  • Первичную справку об аварии.
  • Схему ДТП, подписанную обоими водителями.

Если у участников аварии нет разногласий, то схема ДТП в 2022 году составляется самостоятельно. Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Определяется масштаб чертежа.
  2. Первым делом изображается участок дороги (на котором произошло ДТП) с детальным обозначением ландшафта, светофоров и дорожных знаков. Не нужно углубляться и наносить все мельчайшие детали.
  3. Далее на бумагу наносят транспортные средства. Их принято изображать в виде прямоугольника (фары — треугольником).
  4. После этого на схему ДТП необходимо нанести точные координаты транспортных средств как до аварии, так и после. Для этого производятся замеры (расстояние между ТС, от колес до обочины и т.д.). Для таких целей желательно иметь рулетку.

Помарок в чертеже быть не должно, поэтому оптимальный вариант – составить сначала «черновик», согласовать его и после того как оба водителя пришли к общему мнению составлять полноценную схему с уточнением всех деталей. Когда водители совместно составили схему ДТП, можно переходить к заполнению бланка извещения (выдается вместе со страховым полисом).

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2022 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2022 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.

Схема – это графическое представление участка дороги, где произошла авария. В чертеже указаны все предметы, которые связаны с происшествием. Учтите, что размещение объектов на документе и фото должно быть одинаковым. Схема помогает разобраться в обстоятельствах, определить виновного. Это важно при получении выплат по ОСАГО или КАСКО, проведении заседания в суде.

  1. Оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД.
  2. Правила оформления европротокола при ДТП:

  • Пострадали только две машины (то есть не был причинен вред человеку – водителю, пассажиру, пешеходу).
  • Оба авто застрахованы.
  • Участники согласны насчет причин аварии, виновника, масштаба повреждения автомобилей.
  • Ущерб нанесен на сумму не больше 50 тысяч рублей.

Вам понадобится бланк оформления ДТП, который затем нужно предоставить страховщику. В обоих бланках расположение всех объектов, имеющих отношение к аварии, должно быть одинаковым. Европротокол позволит Вам быстро разобраться со случившимся, не создавать пробок и заторов, продолжить движение.

  • Оформление ДТП сотрудником ГИБДД.
  • Инспекторов ДПС ГИБДД нужно вызвать, если:

    • Водители спорят о причине аварии и вине в ней.
    • Пострадал человек или есть погибшие.
    • Ущерб нанесен на сумму больше 100 тысяч рублей.
    • Водители находятся под действием алкоголя (наркотических веществ) или не могут предоставить водительские права.
    • У виновника и пострадавшего нет ОСАГО.
    • Виновник уехал с места аварии.

    Ответственный инспектор оформит схему (после осмотра места, сбора показаний очевидцев) и подпишет ее.

    Структура

    В схеме отражают:

    • Размещение ТС перед аварией.
    • Направление их движения.
    • Размещение ТС после столкновения.
    • Место первого удара.
    • Наличие на дороге препятствий.
    • Ширину дороги, количество полос.
    • Светофоры, разметку.
    • Машины, которые могли стать помехой при маневрировании.

    Бланк, который заполняют без участия инспектора, включает 18 пунктов. Все они обязательно должны быть оформлены:

    • Информация об инциденте: место, дата, время, причиненный ущерб, свидетели (отведено несколько пунктов).
    • Данные о страхователе (ФИО) из страхового свидетельства.
    • Сведения о ТС – модель, марка, номер.
    • Информация о страховщике (из страхового свидетельства).
    • Данные о водителе, который управлял машиной (из водительского удостоверения).
    • Место первого удара. Указывается стрелкой.
    • Повреждения. Описание, какие элементы авто пострадали.
    • Обстоятельства аварии. Нужно отметить ячейки, которые соответствуют ситуации.
    • Схема.
    • Примечания.
    • Подписи обоих водителей.
    • Подпись водителя, который признает себя виновным.

    Типовые схемы

    Типовые схемы оформления ДТП – это рекомендации, составленные специалистами РСА, которые помогают водителям зафиксировать аварию без вызова инспектора. Каждое ДТП уникально, поэтому нельзя копировать типовые схемы, даже если авария полностью совпадает с описанным примером.
    Типовые документы представляют собой таблицы с несколькими рисунками. Они отражают:

    • Возможные обстоятельства аварии.
    • Номера нарушенных пунктов ПДД.
    • Рекомендации по заполнению схемы столкновения.

    В примерах используются следующие условные обозначения: красный цвет – машина виновника, зеленый – авто пострадавшего. Типовые схемы охватывают типичные ситуации, когда автомобили:

    • Ехали в одном или разных направлениях.
    • Двигались под углом друг к другу.
    • Ехали задним ходом.

    Также включен пример с наездом на авто, которое стоит. Подробный перечень случаев можно скачать на сайте РСА. Их удобно возить с собой. Примеры используются, если:

    1. Оформляется европротокол (водители не вызывали инспектора).
    2. Пострадавших нет, а водители согласны друг с другом.

    Типовую схему не составляют, когда:

    1. Нарушены условия оформления, которые прописаны в ОСАГО.
    2. ДТП бесконтактное.
    3. Ни одна схема не отражает обстоятельств происшествия.
    4. Механизм аварии нельзя выявить по документам, которые предоставили участники.
    5. Извещение не подписано сторонами или неправильно оформлены пункты «Обстоятельства ДТП» и «Схема ДТП».

    ДТП случаются по многочисленным причинам:

    • непогода;

    • плохой обзор на дороге;

    • плохое самочувствие водителя;

    • неисправность автомобиля;

    • вина автомобилиста;

    • вина третьих лиц;

    • вина пешеходов.

    Вне зависимости от того, по какой причине водитель попадает в аварию, он должен осознавать ответственность за происшествие. Поэтому при ДТП стоит трезво оценить свои действия и понять, кто является виновником.

    Если в результате аварии имеются пострадавшие, составляются следующие бумаги:

    • справка о ДТП;

    • схема столкновения;

    • протокол осмотра ТС;

    • приложение к протоколу — письменная информация о пострадавших и очевидцах;

    • акт медицинского освидетельствования на наличие наркотиков или алкоголя в крови у участников аварии.

    Если вы потерпели аварию, а нарушитель сбежал, как быть в этом случае?

    Необходимы активные действия:

    • постоянно напоминайте полицейским, которые занимаются розыском, о своей заинтересованности, приходите в участок, интересуйтесь ходом расследования;

    • если явно заметно бездействие сотрудника полиции, обращайтесь с жалобой к руководителю подразделения, затем в прокуратуру, поскольку халатность — уголовно наказуемое деяние.

    Причинение вреда имуществу при аварии не является причиной, по которой официальные поиски будут активными. Если вы решитесь на самостоятельные розыски виновного лица, тогда используйте:

    • соцсети;

    • местные газеты;

    • бумажные объявления на афишах и подъездах неподалеку от места ДТП;

    • интернет-форумы;

    • иные общественные площадки интернета.

    Вам может помочь опрос жителей стоящих неподалеку домов, зайдите в автосервисы, пройдитесь по пустырям, близлежащим дворам, привлеките к поиску друзей, знакомых, особенно тех, у кого имеются знакомства в органах и доступ к служебной информации.

    Для поиска информации о виновнике ДТП воспользуйтесь базами в интернете. Но проявляйте осторожность, поскольку часто мошенники пытаются предложить услуги по выяснению личности собственника автомобиля, имитируя владение базой данных.

    Срок давности для привлечения к ответственности нарушителя, покинувшего место аварии, составляет 3 месяца. По истечении этого периода водитель не будет наказан. Однако за последствия ДТП придется отвечать и после окончания трехмесячного срока.

    Специалисты советуют не ремонтировать свой автомобиль хотя бы на протяжении первых 3-х месяцев. В это время высока вероятность поимки виновника. Если вы все-таки решили обратиться в ремонтную мастерскую, позаботьтесь о том, чтобы получить подтверждение ущерба от ДТП.

    Для этого необходимы качественные фото мест повреждений с различных углов. Но лучшим доказательством причинения урона будет результат автотехнической экспертизы, включающей комплексное исследование:

    • автотовароведческое;

    • трасологическое.

    Важно сохранить все заказы-наряды, чеки, иные подтверждения затрат на ремонт машины, а также расходы на лечение пострадавших.

    Если повреждения автомобилю нанесены не во время движения, например, на стоянке при открывании двери задета соседняя машина, такой случай считается страховым по ОСАГО, но не является аварией.

    Если в результате события отсутствует ущерб, оно также не считается ДТП

    Но в этом случае необходимо найти очевидцев, поскольку доказать противоположное весьма непросто.

    У вас еще остались вопросы, что делать после ДТП? Главное, не теряться, а действовать согласно описанному выше алгоритму. Также вы можете связаться с нашими юристами по телефону или через онлайн-форму на сайте, чтобы получить подробные инструкции.

    По правилам дорожного движения (пункт 2.5 ПДД) участник ДТП обязан:

    1. Немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
    2. Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. Это поможет сотрудникам ГИБДД и участникам ДТП восстановить картину событий.

    То, как действовать дальше, зависит от того, чему нанесен вред — только имуществу или здоровью и жизни людей.

    Составление схемы ДТП сотрудниками ГИБДД регламент

    Если в ДТП погибли или ранены люди, водитель обязан оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь и полицию.

    В экстренных случаях нужно:

    • если это возможно — доставить пострадавших на своем автомобиле в ближайшую больницу, сообщить в медучреждении свою фамилию, госномер автомобиля и вернуться на место происшествия;
    • если невозможно доставить пострадавших на своем автомобиле — отправить их в больницу на попутном транспорте.

    Если автомобиль блокирует движение, по возможности нужно организовать объезд. Если объезд организовать невозможно, нужно освободить проезжую часть. Предварительно зафиксируйте на телефон или камеру:

    • положение автомобилей по отношению друг к другу;
    • положение автомобилей по отношению к объектам дорожной инфраструктуры (границы проезжей части, знаки и т. д.);
    • следы и предметы, относящиеся к происшествию (осколки, тормозной путь и т. д.), повреждения транспортных средств.

    Также запишите фамилии и адреса очевидцев и ждите прибытия сотрудников полиции.

    Если телефонной связи нет, попросите проезжающих мимо водителей передать информацию о ДТП на ближайший пост ГИБДД и ожидайте прибытия сотрудников полиции.

    Инспектор ДПС оформляет:

    • Протокол осмотра места происшествия — если пострадали люди. К протоколу приобщаются схема места совершения административного правонарушения.
    • Объяснения всех участников и свидетелей ДТП об обстоятельствах происшествия.
    • Сведения о ДТП (справку о ДТП), которые выдаются всем участникам ДТП.
    • Протокол об административном правонарушении, если водитель оспаривает состав правонарушения.
    • Постановление по делу об административном правонарушении, если обстоятельства дела установлены на месте, без административного расследования.

    Важно проследить, чтобы все документы были оформлены правильно. Иногда полиция проводит административное расследование, чтобы установить обстоятельства ДТП. От документов будет зависеть, кого признают виновником ДТП.

    • Схема дорожно-транспортного происшествия должна соответствовать действительности. Если Вы полагаете, что она составлена неверно, укажите это на это в самой схеме — ее дадут на подпись участникам ДТП.
    • Если вы считаете, что кто-то из участников ДТП находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, заявите об этом сотруднику полиции и потребуйте освидетельствования на состояние опьянения.

    Если в ДТП пострадали люди, то участники ДТП подлежат освидетельствованию на состояние опьянения в обязательном порядке.

    • Ваши объяснения должны быть указаны вами самостоятельно либо точно записаны с ваших слов;
    • В сведениях о ДТП должны быть корректно записаны данные всех участников ДТП, а также повреждения автомобилей.

    Если в действиях водителей нет правонарушения, инспектор выносит определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В ином случае водитель привлекается к административной или уголовной ответственности (в случае гибели людей или причинения тяжкого вреда здоровью).

    Сведения о ДТП и постановление по делу об административном правонарушении (либо определение об отказе) нужно предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба.

    Если повреждены только автомобили и у участников ДТП нет претензий друг к другу, можно разъезжаться без оформления документов. Если в дальнейшем один из водителей решит взыскать со второго ущерб, сделать это можно будет только в судебном порядке. При этом, водителю самостоятельно придется доказывать что вину за ДТП несет второй участник.

    Водителям, попавшим в ДТП, запрещается после происшествия употреблять алкогольные напитки.

    За нарушение этого правила предусмотрен штраф 30 тысяч рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет. Более того, страховая компания сможет предъявить регрессное требование к нарушителю. С него взыщут сумму ущерба даже при наличии у него полиса ОСАГО.

    Исключение — если водитель прошел медицинское освидетельствование, а сотрудник полиции занес его результаты в протокол. После освидетельствования выпить можно.

    В 2019 году на основании схематического плана аварии происходит определение виновника дорожно-транспортного происшествия. Сотрудники ГИБДД и работники страховой компании получают возможность подробно разобрать обстоятельства случившегося. Если происходит обращение в суд, схема ДТП в обязательном порядке прикрепляется к материалам дела.

    Схема ДТП составляется после любой аварии. При составлении европротокола, действие может выполнить любой участник происшествия. Если ДТП требует вызова сотрудников Госавтоинспекции, они составят схему аварии самостоятельно. Чтобы документ был признан действительным, он должен быть оформлен в соответствии с положениями ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года об ОСАГО.

    Схема ДТП оформляется участниками происшествия, если оформление аварии выполняется по европротоколу. Она составляется на бланке извещения. Для начертания плана предназначена графа 17. В дальнейшем документ предоставляется в страховую компанию. Участники аварии готовят извещения в 2 экземплярах. Расположение объектов на обеих схемах должно быть идентичным.

    Если использование европротокола в рамках сложившейся ситуации недопустимо, происходит вызов ГИБДД. Представители уполномоченного органа самостоятельно подготовят схему. Они действуют в рамках административного регламента исполнения МВД РФ гос. функции по надзору за соблюдением требования законодательства в области безопасности дорожного движения.

    Готовая схема ДТП предоставляется участникам происшествия для ознакомления. Если водители согласны с нюансами случившегося, они проставляют подписи. Допустим отказ от выполнения процедуры. В этом случае удостоверение схемы выполняется понятыми. Если их нет, проводится видеосъемка (пункт 282 приказа МВД №664).

    Самостоятельное составление схемы ДТП возможно, если используется европротокол. Условия его применения регламентирует статья 11.1 ФЗ №40 об ОСАГО от 25 апреля 2002 года. В соответствии с вышеуказанным нормативно-правовым актом, применение европротокола допустимо:

    • в аварии приняло участие два автомобиля;
    • у обоих водителей имеются действующие полисы ОСАГО;
    • в происшествии не пострадали люди;
    • ущерб ТС потерпевшего составляет не более 100 тыс.руб (для Москвы и СПб не более 400 тыс.руб).

    Если хотя бы одно из условий не выполняется, самостоятельное составление схематического плана происшествия недопустимо. Оформление производится с привлечением сотрудников ГИБДД. Если участники происшествия пренебрегают установленными нормами, страховая компания имеет право отказать в возмещении.

    Необходимость составления схемы ДТП в 2019 году упоминается в пункте 273 Административного регламента исполнения МВД РФ функции по осуществлению надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

    Нормативно-правовой акт регламентирует перечень действий, которые обязаны предпринять сотрудники Госавтоинспекции для фиксации происшествия. Оформление схемы ДТП выполняется в соответствии с пунктами 280-282 Приказа МВД №664.

    Возможность составления документа участниками аварии в действующем законодательстве не фиксируется. Однако потребность в оформлении схемы ДТП в 2019 году возникает при заполнении бланка европротокола.

    Возможности его применения регламентирует статья 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года об ОСАГО.

    Это делает возможным самостоятельное составление схемы ДТП, но только в случае, если присутствуют условия, позволяющие применить европротокол в 2019 году.

    Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.

    Жестких требований, касающихся оформления схемы ДТП физическими лицами, нет. Основной нормой выступает предоставление достоверной информации в полном объёме. На основании документа будет определяться ответственность сторон. Поэтому, в соответствии с пунктам 280-282 Приказа МВД №664, в схеме ДТП в 2019 году важно отразить следующие сведения:

    1. Присутствующие преграды, если они имели место быть на пути движения.
    2. Место происшествия. Описывается максимально подробно. Необходимо указать названия улиц, местоположение приметных объектов и прочего.
    3. Расположение линий разметки, светофоров и дорожных знаков. Произведение требуется для того, чтобы представителю уполномоченного органа было понятно, присутствовали ли ограничения выполнения маневров.
    4. Ширина дороги и количество полос.
    5. Расположение машин перед аварией. Важно указать направление движения.
    6. Место первого соприкосновения транспортных средств.

    Как составить схему ДТП: образец и бланк

    К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.

    Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:

    • расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;
    • позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
    • положение знаков, светофоров, тип разметки;
    • расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
    • данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
    • место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
    • расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.

    Чтобы составить правильную схему ДТП надо использовать специальные обозначения. Они позволят упростить чтение плана и избежать двусмысленностей.

    Основное назначение схемы ДТП – сохранение всех особенностей дорожной ситуации на бумажном носителе. Заверенная подписями инспектора ГИБДД и/или участников происшествия, бумага приобретает статус документа. С ее помощью проводится разбор момента аварии, ее обстоятельства и причины. Графический план столкновения объектов на дороге в обязательном порядке содержит информацию по всем предметам, принимавшим участие в ДТП (даже косвенно). Данные схемы учитываются при разборе дела в суде, выявлении виновника аварии. Она необходима для получения компенсации по ОСАГО, а иногда даже по КАСКО. Важно понимать, что информация, указанная в схеме, не должна противоречить данным, полученным с помощью средств фото- и видеофиксации.

    Особенности составления схемы ДТП зависят от обстоятельств аварии, ее серьезности, количества участников происшествия. В одних случаях водителям приходится рисовать схему ДТП самостоятельно, в других они не имеют на это право, поэтому требуется присутствие инспектора ГИБДД. Нарушение общепринятых правил может привести к тому, что документ утратит статус доказательства и не будет принят к рассмотрению.

    Если на место аварии вызван патруль ГИБДД, то ответственность по заполнению схемы возлагается на инспектора. Он же затем заверяет документ своей подписью. Для составления бумаги сотрудник использует данные, полученные при визуальном осмотре места, опросе участников ДТП и свидетелей. Случается, что инспектор консультирует водителей по телефону, дает им разрешение на самостоятельное составление схемы и ее подкрепление фотографиями, видеосъемкой. Затем участники аварии посещают отделение ГАИ, где ситуация разбирается детально.

    В некоторых ситуациях даже если правильно самостоятельно нарисовать схему ДТП для суда или страховой, можно столкнуться с отказом на ее рассмотрение. В особо сложных случаях и при серьезных авариях лишь у сотрудника ГАИ есть право перенести ситуацию на бумагу.

    Схема ДТП составляется только инспектором ГИБДД, если:

    • транспортному средству потерпевшего нанесен урон на 100 тыс. рублей и больше;
    • участники аварии не имеют единого мнения по поводу виновника и обстоятельств происшествия;
    • хотя бы один из водителей, попавших в ДТП, не имеет права находиться за рулем или пребывает в состоянии опьянения;
    • хотя бы у одного из водителей, попавших в ДТП, нет действующего полиса ОСАГО;
    • в аварии пострадали или погибли люди;
    • один из участников происшествия скрылся с места ДТП.

    Если авария фиксируется инспектором ГИБДД, для нанесения рисунка может быть применен лист в клетку или обычная писчая бумага. Водители должны использовать для прорисовки схемы бланк Европротокола, в котором для этих целей отведен 17-ый пункт. Экземпляр извещения о ДТП можно получить в страховой компании при оформлении страховки – менеджер обязан дополнить его инструкций по заполнению документа.

    В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

    Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:

    • участников ДТП двое;
    • пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
    • у обоих участников есть полисы ОСАГО;
    • стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.

    Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.

    Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:

    • Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
    • Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
    • Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
    • Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
    • Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
    • Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.

    После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.

    Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.

    Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.

    По закону потерпевший может получить выплату по полису ОСАГО только в том случае, если предъявлен полис лица, совершившего нарушение. Что же делать, если виновнику ДТП удалось скрыться?

    • Выполнить все правила поведения при ДТП;
    • Вызвать наряд ГИБДД и попытаться самостоятельного, либо с помощью других лиц обнаружить виновника (официально на поиск нарушителя в мелкой аварии выделяется 3 месяца);
    • Зафиксировать последствия аварии, вмятины и царапины на кузове автомобиля с помощью фото- и видеотехники, а также телесные повреждения, если таковые имеются
    • Найти очевидца происшествия и зафиксировать его показания на видеокамеру;
    • Незамедлительно сообщить в свою страховую компанию о возникновении страхового случая особого вида, написать письменное заявление о случившемся.

    Если в результате ДТП пострадали или погибли люди, все соответствующие выплаты осуществляет Российский союз автостраховщиков.

    К сожалению, более трети всех водителей личного автомобильного транспорта не оформляют полис ОСАГО регулярно. Штраф за езду без страховки намного меньше, чем стоимость полиса, поэтому многие автомобилисты не считают нужным страховать собственную автогражданскую ответственность. Тем самым, граждане попросту не задумываются, что в любой момент могут стать виновниками ДТП.

    Если вы все же попали в ДТП, где у виновной стороны отсутствует полис ОСАГО, возместить причиненный ущерб можно тремя путями:


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.