Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доходы от налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Как применять УСН?
УСН заменит (с некоторыми исключениями) налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Остальные налоги нужно платить, как на общем режиме.
Компания может рассчитать налог при УСН с доходов по ставке 6% или с доходов, уменьшенных на расходы, но по ставке 15%. Платить налог при УСН нужно по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев и года, сдавать отчетность – раз в год.
Условия для перехода на УСН и ее дальнейшего применения
Если у вас действующая организация или вы являетесь ИП и хотите перейти на УСН, то вы можете это сделать с начала нового календарного года. Для этого до 31 декабря текущего года нужно подать уведомление о переходе (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Чтобы перейти на УСН, нужно соответствовать следующим критериям:
- доходы за текущий год – не больше 150 млн руб.;
- остаточная стоимость основных средств по бухучету – не больше 150 млн руб.;
- средняя численность работников – не больше 100 человек;
- доля участия других организаций в вашей организации – не больше 25%, но в некоторых случаях это ограничение не действует (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- у организации нет филиалов (другие обособленные подразделения иметь можно);
- организация не занимается деятельностью, для которой УСН запрещена.
Новая организация или ИП может применять УСН с момента регистрации, если подаст уведомление о переходе не позднее 30 календарных дней с даты регистрации и будет соответствовать критериям, указанным выше (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
С 2021 г. изменяются последствия несоблюдения лимита доходов и средней численности работников (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 266-ФЗ). Организация/ИП сохраняет право на УСН, даже когда:
- доходы за год или за любой отчетный период превышают 150 млн руб., но остаются в пределах 200 млн руб. (эти пороговые значения индексируются на коэффициент-дефлятор);
- средняя численность работников превышает 100 человек, но остается в пределах 130 человек.
Допускать такие превышения не стоит, так как при любом из них налог на УСН все же придется уплачивать по более высокой ставке. В зависимости от объекта налогообложения ставка составит: 20% – при объекте «доходы минус расходы», 8% – при объекте «доходы».
Для какой деятельности УСН запрещена?
УСН недоступна:
- банкам, страховщикам, негосударственным пенсионным фондам, инвестиционным фондам, профессиональным участникам РЦБ (подп. 2–6 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- ломбардам (подп. 7 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- тем, кто занимается производством подакцизных товаров (исключая подакцизные виноград, вина, игристое вино (шампанское), виноматериалы, виноградное сусло, произведенные из винограда собственного производства) или добывает и продает полезные ископаемые (кроме общераспространенных) (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- тем, кто организует и проводит азартные игры (подп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- участникам соглашений о разделе продукции (подп. 11 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- тем, кто применяет ЕСХН (подп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- казенным и бюджетным учреждениям (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- иностранным организациям (подп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- микрофинансовым организациям (подп. 20 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- частным агентствам занятости, которые по договорам предоставляют другим организациям (ИП, физлицам) труд своих работников (подп. 21 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Какие налоги нужно платить на УСН?
На УСН организация должна платить (п. 2, 5 ст. 346.11 НК РФ):
- единый налог при УСН;
- НДС при импорте товаров, НДС в качестве налогового агента и в случаях, указанных в ст. 174.1 НК РФ. В остальных случаях НДС заменяется УСН;
- налог на прибыль с дивидендов, процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, прибыли КИК, а также по иным доходам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ (п. 1.6, 3, 4 ст. 284 НК РФ). Также нужно платить налог на прибыль в качестве налогового агента. В остальных случаях этот налог заменяется УСН;
- налог на недвижимость, которая облагается по кадастровой стоимости согласно ст. 378.2 НК РФ. Налог на имущество с другой недвижимости заменяется УСН;
- НДФЛ в качестве налогового агента с зарплаты работников и иных выплат физлицам;
- страховые взносы за работников;
- другие налоги, от которых УСН не освобождает, если есть соответствующие операции или объекты обложения.
Как рассчитать налог при УСН с объектом налогообложения «доходы»?
Чтобы рассчитать налог, нужно облагаемые доходы умножить на ставку 6% (п. 1 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.20, п. 1 ст. 346.21 НК РФ).
Ставка налога для некоторых налогоплательщиков может быть меньше, если власти вашего региона примут соответствующий закон (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).
С 1 января 2021 г. ставка увеличивается до 8%, если организация превысила лимит доходов или средней численности работников, но не настолько, чтобы утратить право на УСН (п. 1.1 ст. 346.20 НК РФ).
Налог можно уменьшить на страховые взносы и иные выплаты по п. 3.1, 8 ст. 346.21 НК РФ.
Как рассчитать налог при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы»?
Чтобы рассчитать налог, нужно из облагаемых доходов вычесть расходы и результат умножить на ставку 15% (п. 2 ст. 346.18, п. 2 ст. 346.20, п. 1 ст. 346.21 НК РФ).
Специальные налоговые режимы в 2021 году
Перейти на уплату ЕСХН и применять этот режим могут организации-сельхозпроизводители при соблюдении определенных условий. ЕСХН освобождает от налога на прибыль (с некоторыми исключениями) и налога на имущество по недвижимости, которую организация использует в сельхоздеятельности. Налог необходимо рассчитывать с разницы между доходами и расходами организации, платить два раза в год, а отчетность нужно сдавать раз в год.
Условия для перехода на ЕСХН
Организация может перейти на ЕСХН при соблюдении одного из условий (подп. 1–4 п. 5 ст. 346.2 НК РФ):
- по итогам работы за календарный год до года, в котором организация планирует подать уведомление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от продажи сельхозпродукции собственного производства (включая первичную переработку из сырья собственного производства), от услуг растениеводства и животноводства составляет не меньше 70% от ее общего дохода;
- является сельскохозяйственным потребительским кооперативом и по итогам работы за календарный год до года, в котором организация планирует подать уведомление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от продажи сельхозпродукции, произведенной членами кооператива (включая первичную переработку из сырья, произведенного членами кооператива), от работ и услуг, которые кооператив выполнил для своих членов, составила не меньше 70% от общего дохода;
- является градо- и поселкообразующей рыбохозяйственной организацией и соответствует условиям, приведенным в подп. 3 п. 5 ст. 346.2 НК РФ;
- является рыбохозяйственной организацией, и средняя численность ее работников за каждый из двух календарных лет до года, в котором она подает уведомление о переходе на уплату ЕСХН, не превышает 300 человек. При этом доля дохода от продажи улова или рыбной продукции из этого улова за календарный год до года, в котором организация подает уведомление о переходе, составляет не меньше 70% от всего дохода.
Условия для перехода на уплату ЕСХН вновь созданных организаций приведены в подп. 5–7 п. 5 ст. 346.2 НК РФ.
Чтобы действующей организации перейти на ЕСХН со следующего года, нужно подать уведомление до 31 декабря текущего года (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). Чтобы новой организации перейти на ЕСХН с момента регистрации, нужно подать уведомление не позднее 30 календарных дней с даты регистрации (п. 2 ст. 346.3 НК РФ).
Условия для применения ЕСХН
ЕСХН может применять организация-сельхозтоваропроизводитель при соблюдении одного из условий (п. 1–2.1 ст. 346.2 НК РФ):
- производит сельхозпродукцию, ведет ее первичную и последующую переработку и продает ее. При этом доход от продажи произведенной продукции (в том числе прошедшей первичную переработку), от оказания другим сельхозтоваропроизводителям услуг в области растениеводства и животноводства должен быть не меньше 70% от всего дохода;
- оказывает сельхозпроизводителям услуги в области растениеводства и животноводства (например, ведет подготовку полей, перегоняет скот и др.). Доход от реализации таких услуг должен быть не меньше 70% от всего дохода, который получает организация;
- является сельскохозяйственным потребительским кооперативом, и доля дохода от продажи сельхозпродукции, произведенной членами кооператива (включая первичную переработку из сырья, произведенного членами кооператива), от работ и услуг, которые кооператив выполнил для своих членов, составила не меньше 70% от общего дохода;
- является градо- и поселкообразующей рыбохозяйственной организацией и соответствует условиям, приведенным в подп. 1, абз. 3 и 4 подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ;
- является сельскохозяйственным производственным кооперативом (в том числе рыболовецкой артелью, колхозом) и соответствует условиям, приведенным в абз. 3 и 4 подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ;
- является рыбохозяйственной организацией, и численность ее работников за год – не больше 300 человек. Доля дохода от реализации улова и произведенной из него продукции должна быть не меньше 70% от всего дохода. Промысел нужно вести на собственных или зафрахтованных судах.
Для какой деятельности ЕСХН запрещен?
Нельзя применять ЕСХН (п. 6 ст. 346.2 НК РФ):
- тем, кто производит подакцизные товары;
- тем, кто организует и проводит азартные игры;
- казенным, бюджетным и автономным учреждениям.
Какие налоги нужно платить на ЕСХН?
Организация должна платить (п. 3, 4 ст. 346.1 НК РФ):
- ЕСХН;
- НДС, но можно получить освобождение в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ. Если получили освобождение, то нужно будет платить НДС только при импорте товаров и в качестве налогового агента (п. 3 ст. 145, п. 4 ст. 346.1 НК РФ);
- налог на прибыль с дивидендов, процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, прибыли контролируемых иностранных компаний, а также по иным доходам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ (п. 1.6, 3, 4 ст. 284 НК РФ). Также нужно платить налог на прибыль в качестве налогового агента. В остальных случаях этот налог заменяется ЕСХН;
- налог на имущество с недвижимости, которую организация не использует в сельхоздеятельности. Налог с имущества, задействованного в сельхоздеятельности, заменяется ЕСХН;
- НДФЛ в качестве налогового агента с зарплаты работников и иных выплат физлицам;
- страховые взносы за работников;
- другие налоги, от которых ЕСХН не освобождает, если есть соответствующие операции или объекты обложения.
Как рассчитать ЕСХН?
С 1 января 2021 г. ЕНВД применять не получится в связи с его отменой.
Организациям, которые уже применяют ЕНВД, ФНС и Минфин в своих письмах предложили перейти на альтернативные специальные режимы налогообложения (Письмо ФНС России от 20 ноября 2020 г. № СД-4-3/[email protected], Письмо Минфина России от 3 ноября 2020 г. № 03-11-11/95726).
По умолчанию с 1 января 2021 г. вас переведут на общий режим налогообложения: организации должны будут платить НДС и налог на прибыль, а ИП – НДС и НДФЛ. Если вы совмещали ЕНВД и УСН, с 1 января 2021 г. будете автоматически применять УСН по всем видам деятельности.
Чтобы перейти с 1 января на УСН с объектом налогообложения «доходы» или «доходы минус расходы», до 31 декабря 2020 г. нужно подать уведомление.
ИП, у которых не больше 15 работников и доход не больше 60 млн руб. в год, по некоторым видам деятельности могут перейти на ПСН, а ИП без работников – стать самозанятыми.
При этом нет необходимости направлять уведомление в налоговый орган о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД. Налоговую декларацию по ЕНВД за IV квартал 2020 г. нужно представить не позднее 20 января 2021 г., уплатить налог – не позднее 25 января 2021 г. (см. указанные выше письма ФНС и Минфина).
Могут ли перевод фирмы на спецрежим квалифицировать как дробление бизнеса?
Специальные налоговые режимы были введены для поддержки малого предпринимательства. Крупные организации зачастую не соответствуют критериям для применения этих режимов. Потому они в порядке реорганизации создают несколько более мелких организаций, которые спецрежимы использовать могут. При этом единственной целью реорганизации становится экономия на налогах. Такие схемы называют дроблением бизнеса, они являются противоправными (ст. 54.1 НК РФ).
Рассмотрим, какие аргументы приводят налоговые органы, чтобы доказать использование организацией подобной схемы.
Во-первых, руководство вновь созданными организациями осуществляют одни и те же лица или взаимозависимые лица. Но одного такого обстоятельства недостаточно. Налоговый орган должен доказать, что дробление бизнеса было осуществлено для уменьшения размера доходов (до 150 млн руб.), дающего право применять УСН, посредством распределения доходов между взаимозависимыми организациями (с одним учредителем, одним главным бухгалтером, общим штатом сотрудников, расчетными счетами в одном банке, едиными номерами телефонов, сайтом и др.).
Во-вторых, вновь созданные организации занимаются теми же видами деятельности, что и реорганизуемый налогоплательщик, и зарегистрированы (или фактически находятся) по одному адресу.
В-третьих, налогоплательщик до реорганизации применял специальные налоговые режимы, но должен был утратить право на них. Дробление же бизнеса позволило ему продолжить работу на этих спецрежимах.
В-четвертых, вновь созданные юрлица или вновь зарегистрированные ИП не обладают должной самостоятельностью: используют в своей деятельности транспортные средства, персонал, контрагентов, складские помещения и оборудование, торговые залы и кассовые узлы, сайты, программное обеспечение, товарные знаки и другие ресурсы реорганизованного лица; деятельность субъектов представляет собой единый производственный процесс.
В-пятых, между взаимозависимыми организациями фактически отсутствует разделение деятельности.
Приведем пример из судебной практики. Суды указали на использование взаимозависимыми организациями схемы дробления бизнеса, направленной на минимизацию налогообложения, с целью недопущения превышения предельных размеров дохода, дающих право на применение УСН. Данный вывод был сделан судом ввиду того, что была создана искусственная ситуация, при которой видимость действий нескольких налогоплательщиков прикрывала фактическую деятельность одного налогоплательщика. При этом отмечалось отсутствие деловой цели в создании трех организаций, которые имели расчетные счета в одном банке, справочную службу с одним номером телефона, единые сайт и рекламу. Созданные организации не имели достаточного количества трудовых ресурсов и не несли расходов, характерных для организаций, ведущих самостоятельную хозяйственную деятельность (Определение Верховного Суда РФ от 8 октября 2020 г. № 301-ЭС20-9592 по делу № А43-34833/2018).
Таким образом, ключевым моментом можно считать наличие деловой цели при дроблении налогоплательщиком своего бизнеса. Для снижения налоговых рисков рекомендуем налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы, изучить материалы судебной практики, чтобы понимать, какие обстоятельства будут свидетельствовать о наличии деловой цели при дроблении бизнеса.
Неналоговые доходы, равно как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и субъектов РФ. Перечень неналоговых доходов един для бюджетов всех уровней и устанавливается законом о бюджетной классификации. Виды неналоговых доходов определяются Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к неналоговым доходам относятся:
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, по нормативу 100 %;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, по нормативу 100 %;
- доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40 %;
- платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, — по нормативу 100 %;
- декларационного платежа — по нормативу 100 %;
- сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 %;
- доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 20 %;
- доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, — по нормативу 20 %;
- платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 %;
- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, — по нормативу 100 %.
- В бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению:
- плата за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 80 %;
- доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков — по нормативу 100 %, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, — по нормативу 100 %, если законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено иное;
- плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий, строений, сооружений на земельном участке — по нормативу 100 %.
Инструкция по применению специальных налоговых режимов в 2021 году
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
В зависимости от источников поступления бюджетные доходы делят на собственные и регулирующие. В соответствии с Бюджетным кодексом, собственными доходами являются те, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом законодательством РФ. К собственным доходам относятся:
- налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- другие неналоговые доходы и безвозмездные перечисления за исключением финансовой помощи.
Как правило, собственные налоговые доходы покрывают менее 15 % расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Основная часть доходов субфедеральных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Налоги (федеральные и региональные — для местных бюджетов), по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе называют регулирующими.
- Каковы виды бюджетных доходов в РФ?
- Какова современная тенденция изменения доли налоговых доходов в федеральном бюджете РФ?
- К какому виду бюджетных доходов относится дотация от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ?
- В соответствии с ФЗ «О бюджетной классификации» какие виды таможенных пошлин включают в себя доходы от внешнеэкономической деятельности?
- В чем различие между дотацией и субвенцией?
- В чем различие между субвенцией и субсидией?
- Назначения резервного фонда и фонда национального благосостояния.
- Что такое нефтегазовые доходы?
Специальные налоговые режимы существенно различаются с точки зрения налоговых баз, к которым применяется ставка спецналога. База может быть:
- Переменной, зависящей от фактического объема дохода (или иного объекта налогообложения при СРП), — для ЕСХН, УСН, СРП. При этом для УСН существуют 2 базы с разными ставками: «доходы минус расходы» с основной ставкой 15% и «доходы» с основной ставкой 6%.
- Постоянной (при условии неизменности исходных параметров, от которых устанавливается ее величина) вне зависимости от объемов выручки — для ПСН.
Набор показателей, характеризующих основные особенности налогообложения при каждом из спецрежимов, приведен в таблице 2.
^К началу страницы
Для специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» ставки зависят от кого налогоплательщик получает доход.
- В отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам, ставка составляет 4 %.
- В отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, ставка составляет 6 %.
Статья 41. Виды доходов бюджетов
^К началу страницы
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.
Комментируемая статья подразделяет все доходы бюджета на:
— налоговые доходы;
— неналоговые доходы;
— безвозмездные поступления.
При этом пункт 6 статьи 41 БК РФ введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ и нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры подлежат приведению в соответствие с данной нормой не позднее 1 июля 2015 года.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
10) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
Кроме того, НК РФ установлены также специальные налоговые режимы, которые предусматривают иные федеральные налоги:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
Актуальная проблема.
На практике некоторые учреждения полагают, что, поскольку соответствующие доходы ими перечисляются в бюджет, такие доходы в целях налогообложения прибыли не учитываются. Налоговые органы в свою очередь полагают, что расходы, произведенные за счет указанных средств, которые получены учреждениями обратно в качестве финансирования, не могут быть учтены в целях налогообложения.
Однако данная позиция как учреждений, так и налоговых органов неправомерна.
В Постановлении ФАС Уральского округа от 06.02.2014 N Ф09-14277/13 суд частично удовлетворил иск налогового органа о взыскании с учреждения задолженности по налогам и сборам, в том числе налога на прибыль, пени, штрафа за неуплату налога на прибыль организаций по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Суд пришел к выводу, что то обстоятельство, что учреждение, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечисляло доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получало их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 12527/12 суд, удовлетворяя заявление отдела вневедомственной охраны о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам выездной налоговой проверки за 2007 — 2009 годы, указал, что то обстоятельство, что отдел, действуя во исполнение пункта 3 статьи 41 БК РФ и соответствующих положений федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, перечислял доходы от оказания услуг по охране в федеральный бюджет и затем получал их в качестве финансирования, не освобождает его от обязанности по включению средств, полученных в качестве оплаты за оказанные услуги, в состав налогооблагаемых доходов и, следовательно, не лишает права учесть понесенные при осуществлении упомянутой деятельности расходы при исчислении налога на прибыль.
Актуальная проблема.
Согласно части 3 статьи 41 БК РФ доходы от продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий к доходам бюджетов не относятся.
Такая позиция изложена в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N А41-46176/11.
- Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-12527/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор Делая указанный вывод, суды обоснованно исходили в том числе из положений бюджетного законодательства. Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к категории неналоговых доходов бюджетов после уплаты предусмотренных законодательством налогов…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-12527/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор Делая указанный вывод, суды обоснованно исходили, в том числе из положений бюджетного законодательства. Согласно пункту 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к категории неналоговых доходов бюджетов после уплаты предусмотренных законодательством налогов…
- Решение Верховного суда: Определение N 310-КГ15-13228, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Пунктами 1 и 4 статьи 41 Бюджетного кодекса предусмотрено формирование бюджета субъекта Российской Федерации из различных источников – налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных поступлений. Полученные из федерального бюджета субсидии являются одним из видов доходов бюджета субъекта Российской Федерации…
Налог на профессиональный доход — это новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который можно применять с 2019 года. Действовать этот режим будет в течение 10 лет.
Эксперимент по установлению специального налогового режима проводится на территории всех субъектов РФ.
Налог на профессиональный доход — это не дополнительный налог, а новый специальный налоговый режим. Переход на него осуществляется добровольно. У тех налогоплательщиков, которые не перейдут на этот налоговый режим, остается обязанность платить налоги с учетом других систем налогообложения, которые они применяют в обычном порядке.
Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые переходят на новый специальный налоговый режим (самозанятые), могут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке — 4 или 6%. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.
Специальные налоговые режимы в 2021 году (виды и нюансы)
Отсутствует обязанность по уплате фиксированных взносов на пенсионное страхование. Пенсионное страхование осуществляется в добровольном порядке.
Можно работать без регистрации в качестве ИП. Доход подтверждается справкой из приложения.
Новый спецрежим могут применять физлица и индивидуальные предприниматели (самозанятые), у которых одновременно соблюдаются следующие условия.
- Они получают доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества.
- При ведении этой деятельности не имеют работодателя, с которым заключен трудовой договор.
- Не привлекают для этой деятельности наемных работников по трудовым договорам.
- Вид деятельности, условия ее осуществления или сумма дохода не попадают в перечень исключений, указанных в статьях 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Вот несколько примеров, когда налогоплательщикам (самозанятым) подойдет специальный налоговый режим.
Налог на профессиональный доход можно платить, только пока сумма дохода нарастающим итогом в течение года не превысит
2,4 млн рублей.
Ограничения по сумме месячного дохода нет. Сумма дохода контролируется в приложении «Мой налог». После того, как доход превысит указанный лимит, налогоплательщик должен будет платить налоги, предусмотренные другими системами налогообложения.
Физические лица без статуса ИП должны будут платить налог на доходы физических лиц. Индивидуальные предприниматели смогут подать уведомление о применении подходящего спецрежима и платить налоги по предусмотренным им ставкам и правилам.
С начала следующего года можно будет снова платить налог на профессиональный доход. Но для этого нужно соблюсти формальности: пройти регистрацию и отказаться от применения других спецрежимов, если они используются индивидуальным предпринимателем.
Особенности применения специального налогового режима:
- Физические лица не уплачивают налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход.
- Индивидуальные предприниматели не уплачивают:
- налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход;
- налог на добавленную стоимость, за исключением НДС при ввозе товаров на территорию России;
- фиксированные страховые взносы.
Индивидуальные предприниматели, которые зарегистрировались в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, не уплачивают фиксированные страховые взносы. На других специальных налоговых режимах страховые взносы нужно платить даже при отсутствии дохода.
При отсутствии дохода в течение налогового периода нет никаких обязательных, минимальных или фиксированных платежей. При этом самозанятые являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь.
Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2015 год
Комментируемая статья посвящена определению перечня налоговых доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, а также нормативов соответствующего зачисления.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46
«О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»
Все документы >>>
Статья 41 БК РФ. Виды доходов бюджетов (действующая редакция)
-
Федеральный закон от 22.10.2014 N 311-ФЗ (ред. от 28.11.2018)
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 22.09.2009 N 218-ФЗ (ред. от 30.09.2010)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 28.01.2022)
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2021 N 436-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Все документы >>>
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41
«О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017)
«О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
«О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфе
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 (ред. от 31.10.2017)
«О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство»
-
Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной с
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)
Налог на профессиональный доход
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 30.11.2016 N 409-ФЗ (ред. от 19.07.2018)
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 328-ФЗ
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018)
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.06.2018)
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О воинской обязанности и военной службе»
-
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018)
-
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 19.07.2018 N 222-ФЗ
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Когда в 2019 году вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ[1], речь шла всего о четырех субъектах РФ, в которых в экспериментальном порядке был введен новый специальный налоговый режим, – Москве, Московской и Калужской областях, а также Республике Татарстан. По какому принципу были выбраны данные регионы, история умалчивает. Но практически сразу, как только новые нормы заработали на практике, потенциальные налогоплательщики стали задавать вопросы о распространении действия Федерального закона № 422-ФЗ на другие регионы. На это представители Минфина отвечали, что решение о расширении перечня субъектов РФ – участников эксперимента по установлению спецрежима в виде НПД начиная с 2020 года будет принято по итогам анализа промежуточных результатов проведения эксперимента (Письмо от 27.06.2019 № 03-11-11/47162). Каковы же его итоги?
Начнем с цифр. Согласно данным ФНС[2] по состоянию на 31 октября 2019 года количество зарегистрированных плательщиков НПД составило 260 тыс. человек, в том числе по регионам:
-
г. Москва – 151,7 тыс. физических лиц;
-
Московская область – 55,7 тыс. физических лиц;
-
Калужская область – 5,9 тыс. физических лиц;
-
Республика Татарстан – 46,6 тыс. физических лиц.
При этом суммарный доход, полученный от реализации деятельности плательщиками НПД, на указанную дату составляет около 30 млрд руб.
На основании этих данных ФНС сделала вывод, что особенности данного режима (упрощенный порядок регистрации без необходимости посещения налогового органа, освобождение от использования ККТ, отсутствие какой-либо отчетности перед государственными органами, комфортные размеры налоговых ставок) оказались востребованы налогоплательщиками, ранее не уплачивавшими налоги.
Кроме этого, мониторинг уплаты НПД также показал, что около 50 % налогоплательщиков (от зарегистрированных плательщиков НПД) не декларировали свои доходы в 2018 году. Исходя из этого, ФНС посчитала, что они не уплачивали какие-либо налоги и иные обязательные платежи, работая полностью в теневом секторе экономики. Но с этим можно поспорить: как минимум, часть из обозначенных лиц только начала свою деятельность в 2019 году.
Первые итоги эксперимента, по мнению сторонников расширения границ применения спецрежима в виде НПД, позволяют утверждать, что на сегодняшний день данный налоговый режим обеспечивает решение основной задачи его введения – создание стимулов для выхода людей «из тени».
Сказано – сделано: соответствующий законопроект был внесен в Госдуму РФ 15 ноября 2019 года, а уже 5 декабря 2019 года был принят в третьем чтении. С 1 января 2020 года в эксперимент по применению НПД вступят еще 19 субъектов РФ (Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-Ф3):
-
Санкт-Петербург;
-
Волгоградская область;
-
Воронежская область;
-
Ленинградская область;
-
Нижегородская область;
-
Новосибирская область;
-
Омская область;
-
Ростовская область;
-
Самарская область;
-
Сахалинская область;
-
Свердловская область;
-
Тюменская область;
-
Челябинская область;
-
Красноярский край;
-
Пермский край;
-
Ненецкий автономный округ;
-
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;
-
Ямало-Ненецкий автономный округ;
-
Республика Башкортостан.
Сразу скажем, что в процессе принятия рассматриваемых поправок были отклонены предложения о введении спецрежима на всей территории РФ. Также были отклонены предложения о включении еще некотоых регионов. В конечном итоге были приняты только те регионы, которые были внесены в законопроект изначально. Чем руководствовались разработчики? Как сказано в пояснительной записке, представленным законопроектом предлагается включить с 1 января 2020 года в перечень регионов – участников эксперимента субъекты РФ – доноры, не получающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также регионы, в состав которых входят города с населением свыше миллиона человек, то есть субъекты РФ, которые не будут рассматривать этот налоговый режим как источник дополнительных доходов. Отмечено, что по результатам анализа реализации эксперимента за 2019 год необходимо оценить возможность и целесообразность расширения эксперимента на все субъекты РФ с 1 июля 2020 года.
Еще одна важная поправка внесена в Федеральный закон № 422-ФЗ: с 2020 года пп. 9 п. 2 ст. 6 признан утратившим силу. В данной норме речь шла о том, что для целей уплаты НПД не признаются объектом налогообложения доходы от деятельности, указанной в п. 70 ст. 217 НК РФ, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК РФ. Это доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:
-
по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
-
по репетиторству;
-
по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
Отметим, что с 2020 года п. 70 ст. 217 НК РФ фактически утрачивает свое действие, поскольку данная норма действовала только с 2017 по 2019 годы.
Рассматриваемое новшество позволит налогоплательщикам, ранее направившим уведомления об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, по полученным от такой деятельности доходам с 2020 года уплачивать НПД.
Статья 50 БК РФ. Налоговые доходы федерального бюджета
Поскольку с 2020 года территория применения спецрежима существенно расширена, вопросы, возникающие при реализации норм Федерального закона № 422-ФЗ, становятся еще более актуальными. Рассмотрим некоторые из них.
Плательщики НПД: кто они?
По общему правилу уплачивать НПД вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент. Лаконичность данной формулировки порождает следующие вопросы у потенциальных налогоплательщиков.
Согласно п. 1 – 3 ст. 5 Федерального закона № 422-ФЗ физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату НПД, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД. Постановку на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД осуществляют граждане РФ, а также граждане других государств – членов ЕАЭС.
Применение указанного специального налогового режима гражданами иных государств, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ, Федеральным законом № 422-ФЗ не предусмотрено (Письмо Минфина России от 23.07.2019 № 03-11-11/54601).
Пункт 2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ содержит перечень лиц, которые не вправе уплачивать НПД, а п. 2 ст. 6 указанного закона ограничивает возможность уплаты названного налога в отношении отдельных видов доходов физических лиц.
При этом Федеральный закон № 422-ФЗ не содержит запрета на применение индивидуальным предпринимателем, который признан судом несостоятельным (банкротом) и в отношении которого введена процедура реализации имущества, НПД (Письмо Минфина России от 28.06.2019 № 03-11-11/47696).
26.12.2019. Самозанятые граждане вправе применять свои текущие банковские счета для получения доходов от предпринимательской деятельности. Об этом сообщает ЦФ РФ в своем письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94.
Регулятор напоминает, что с 1 января 2020 года специальный налоговый режим для самозанятых смогут применять физические лица и ИП в 23 регионах.
В связи с этим ЦБ РФ обращает внимание, что Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ не установлена необходимость использования физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим, конкретных видов банковских счетов.
Соответственно, использование такими физическими лицами своих текущих банковских счетов для получения профессионального дохода не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
ЦБ РФ рекомендует банкам учитывать эту информацию и советует не принимать необоснованных решений об отказах от проведения операций по текущему банковскому счету только по причине поступления на такие счета денежных средств в виде профессиональных доходов физических лиц, применяющих специальный налоговый режим.
25.11.2019. Федеральная налоговая служба выпустила разъяснения, что считать местом ведения деятельности в целях применения налога на профдоход при реализации посредством сети интернет.
Согласно письму ФНС от 18.11.2019 № СД-4-3/[email protected], применять налог для самозанятых вправе физические лица, в том числе ИП, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент.
При этом нормы закона № 422-ФЗ не содержат определение места ведения деятельности, осуществляемой дистанционно. Поэтому до внесения изменений в закон место ведения такой деятельности может определяться по выбору налогоплательщика: либо по месту его нахождения, либо по месту нахождения покупателя или заказчика.
Следует отметить, что это хорошая новость для самозанятых кондитеров или портних, продающих результаты своей работы посредством социальных сетей, а также репетиторов, работающих на порталах удаленного обучения. Теперь они могут зарегистрироваться в качестве самозанятых, если их клиенты располагаются в регионах, участвующих в эксперименте по введению НПД.
Данная позиция по вопросу определения местонахождения согласована ФНС с Министерством финансов РФ.
Отметим, что ранее Минфин придерживался другого мнения. Так согласно разъяснениям, содержащимся в письме от 06.09.2019 № 03-11-11/68809, место регистрации заказчика товара, работ или услуг не имеет значения для определения места ведения деятельности налогоплательщика в целях применения НПД.
22.11.2019. Госдума одобрила в первом чтении закон о распространении специального налогового режима для самозанятых еще на 19 регионов.
Законопроект № 837124-7 содержит поправки в Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Они устанавливают, что с 1 января 2020 года спецрежим для самозанятых вводится в Башкортостане, Санкт- Петербурге, в Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, а также в Ненецком, Ханты — Мансийском и Ямало — Ненецком автономных округах.
Согласно решению Госдумы, поправки к указанному законопроекту будет принимать Комитет по бюджету и налогам до 29 ноября текущего года. После этого документ будет представлен ко второму (основному) чтению.
19.11.2019. В Государственную Думу поступил законопроект № 837124-7, вносящий изменения в Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Помимо прочего, документ предполагает упразднение нормы пункта 9 части 2 статьи 6 указанного Федерального закона. Эта норма на сегодняшний день позволяет ряду налогоплательщиков не становиться на учет в качестве самозанятых. В частности, не признаются объектом налогообложения доходы, полученные физлицами, не являющимися ИП, от физических лиц за оказание услуг:
- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- по репетиторству;
- по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства.
Заметим, что сейчас эта категория налогоплательщиков освобождена и от НДФЛ в соответствии с пунктом 70 статьи 217 НК РФ.
Если поправки в закон № 422-ФЗ будут приняты, то в тех регионах, где уже действует или будет введен с 1 января 2020 года режим для самозанятых, репетиторы и помощники по хозяйству попадут под уплату налога на профессиональный доход.
(в ред. Федеральных законов от 15.12.2019 N 428-ФЗ, от 01.04.2020 N 101-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 11.06.2021 N 199-ФЗ, от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
15 ноября 2018 годаОдобрен
Советом Федерации
23 ноября 2018 года1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — эксперимент) в следующих субъектах Российской Федерации: (в ред. Федерального закона от 15.12.2019 N 428-ФЗ)
1) с 1 января 2019 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан); (в ред. Федерального закона от 15.12.2019 N 428-ФЗ)
2) с 1 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан; (в ред. Федерального закона от 15.12.2019 N 428-ФЗ)
3) с 1 июля 2020 года в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 1.1 и 1.2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 101-ФЗ)
1.1. В субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 101-ФЗ)
1.2. Закон субъекта Российской Федерации о введении в действие специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» должен содержать положение о вступлении в силу указанного закона субъекта Российской Федерации не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 101-ФЗ)
1.3. В федеральной территории «Сириус» начать проведение эксперимента с 1 января 2022 года. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 199-ФЗ)
2. Эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно.
3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
1. Мобильное приложение «Мой налог» — программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.
4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».
5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).
6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».
7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.
8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.
9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.
1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее — налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Не вправе применять специальный налоговый режим:
1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;
6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.
1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.
3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств — членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».
5. Граждане Российской Федерации и граждане других государств — членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.
6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.
7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.
8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.
9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 — 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.
10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.
11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.
12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.
13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.
1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:
1) получаемые в рамках трудовых отношений;
2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;
5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;
9) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 15.12.2019 N 428-ФЗ)
10) от уступки (переуступки) прав требований;
11) в натуральной форме;
12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.
Организации могут выбирать из 3-х систем налогообложения:
- общая система или ОСН;
- упрощенная система или УСН (это спецрежим);
- уплата единого сельхозналога или ЕСХН (это тоже спецрежим).
В течение календарного года организация должна применять какую-то одну систему налогообложения и поменять ее не может. Любое изменение режима происходит с 1 января очередного календарного года. При этом система налогообложения распространяется на всю деятельность организации и нельзя, к примеру, по части деятельности быть на ОСН, а по части – на УСН.
Похожие записи:
-