Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект федерального закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О нормативных правовых актах в Российской Федерации
Предлагается упорядочить систему нормативных правовых актов в РФ
- Концепция допустимости и пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина как основа двухуровневой системы регулирования ответственности членов политических партий 2018 / Мамедова В.Э.
- Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) 2005 / Лапаева Валентина Викторовна
- О криминологических вопросах ограничения пассивного избирательного права в противодействии коррупции 2018 / Черепанов Виктор Алексеевич
- Государственная измена и свободное распространение информации: между Сциллой и Харибдой 2015 / Салихов Дамир Равильевич, Харламов Даниил Дмитриевич
- Проблемы реализации принципа соразмерности в судебной практике 2018 / Бажанов Александр Александрович
В первой главе Федерального закона предполагается закрепить определение понятия «нормативный правовой акт» как письменного официального документа, принятого в установленной форме субъектом правотворчества и направленного на установление, изменение, введение в действие или признание утратившими силу правовых норм как общеобязательных правил постоянного или временного характера, адресованных неопределенному кругу лиц и рассчитанных на многократное применение.
Кроме того, необходимо дать определение понятию «правотворчество», которое в целях Федерального закона понимается как официальная деятельность субъектов правотворчества по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов. При этом следует исходить из того, что правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.
В законопроекте целесообразно также дать определения следующим понятиям: «правовой акт», «локальный нормативный правовой акт», «правоприменительный (индивидуальный) правовой акт», «акт толкования права», «правоприменение», «международный акт», «система нормативных правовых актов», «правовая система» и др.
Предлагается сформулировать предложение о том, что настоящий Федеральный закон является специальным по отношению к другим федеральным законам, регулирующим вопросы правотворчества в Российской Федерации. При этом конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, прямо установленным Конституцией Российской Федерации или не урегулированным федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предполагается закрепить определение системы нормативных правовых актов в Российской Федерации как совокупности нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации и связанных между собой отношениями соподчиненности и координации.
Система нормативных правовых актов в Российской Федерации включает в себя нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные нормативные правовые акты.
Рассматриваются виды нормативных правовых актов с характеристикой их свойств и основных форм: 1) законы и подзаконные акты; 2) основные и производные (специальные) нормативные правовые акты (правила, положения, инструкции, регламенты, перечни (списки) и др.); 3) программные правовые акты (программы, концепции, стратегии); 4) локальные нормативные правовые акты; 5) рекомендательные нормативные правовые акты (методические рекомендации, модельные законы, соглашения о сотрудничестве и др.).
Необходимым представляется законодательное закрепление конкретных параметров экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Экспертиза предполагает всестороннюю оценку проектируемого правового решения с точки зрения его связи с общей системой действующих нормативных правовых актов, оценку регулирующего воздействия, соответствия международным стандартам, прежде всего, в области обеспечения прав человека, а также целесообразности принятия с учетом необходимого совершенствования конкретной отрасли, подотрасли, института права.
Целесообразно закрепить положения об обязательной юридической экспертизе, которой подлежат проекты федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, а также проекты нормативных правовых актов, подготавливаемые федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Необходимо определить, какие документы сопровождают проект нормативного правового акта, в каком процедурном порядке вносятся сопроводительные документы и др.
Требуется урегулировать следующие вопросы, связанные с рассмотрением проекта нормативного правового акта:
какие решения принимает правотворческий орган по итогам рассмотрения;
в каких случаях проект нормативного правового акта может быть отозван органом, лицом (лицами), его внесшим (внесшими) до его принятия (издания);
с какой даты нормативный правовой акт считается принятым (изданным);
кем подписываются официальные тексты нормативных правовых актов и др.
Необходимо закрепить положение о том, что неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Необходимо установить порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов.
В законодательном урегулировании нуждается порядок внесения изменений в нормативные правовые акты и признания нормативных правовых актов утратившими силу. Оптимизация данного процесса должна идти по пути сокращения числа актов, регулирующих одну и ту же сферу отношений, и унификации правового регулирования с тем, чтобы создавались необходимые условия обозримости и доступности нормативного материала в целях его эффективного применения (объединение предполагаемых изменений, связанных единой тематикой, в одном нормативном правовом акте).
Следует решить вопрос о возможности новой официальной публикации текста нормативного акта в случае, если в акт неоднократно вносились те или иные изменения. Издание акта в новой редакции означает полную замену его первичного текста новым текстом. Способ принятия акта в новой редакции (если следовать зарубежному опыту) используется тогда, когда есть необходимость внесения существенных изменений, требующих замены большого количества положений акта, либо когда акт ранее подвергался многократным изменениям. Излагая текст нормативного акта в новой редакции, важно избегать ошибок юридико-технического характера, которые могут привести к изменению значения отдельных правовых норм. Если нормативный правовой акт действует продолжительное время, на его основе принимались многочисленные правоприменительные акты, на него делались отсылки, предпочтительно, чтобы новая редакция акта сохраняла прежнюю нумерацию статей.
Необходимо определить единые правила в отношении случаев, когда нормативный акт нуждается в изменении по причине того, что появляется потребность в устранении коллизий, пробелов правового регулирования, возникших вследствие допущенных правотворческих просчетов, ошибок либо злоупотреблений. Следует установить порядок исправления допущенных нарушений содержательного или юридико-технического характера и внесения их в действующий нормативный акт (например, в форме поправки).
Проекты нормативных правовых актов
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
22 июля 2020 года
Одобрен
Советом Федерации
24 июля 2020 года
1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее — обязательные требования).
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований:
1) составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа;
2) устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-разыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;
3) устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
4) в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации;
5) в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов;
6) устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями и федеральными государственными образовательными стандартами;
7) устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.
3. Порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
1. Обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
2. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, обязательные требования могут быть установлены указами Президента Российской Федерации.
3. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
4. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» обязательные требования могут быть установлены соответственно нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (далее — уполномоченные организации).
5. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определяется указанными нормативными правовыми актами на основании Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом определенных настоящим Федеральным законом принципов установления и оценки применения обязательных требований.
6. Полномочия по установлению обязательных требований, возложенные федеральными законами на федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, не могут осуществляться иными органами и организациями.
7. Обязательные требования, предусматривающие установление в отношении граждан и организаций разрешительных режимов (в формах лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы, получения согласований, заключений и иных разрешений), устанавливаются федеральными законами, а в случаях, определенных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
8. В случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации требуется принятие нормативного правового акта Российской Федерации, устанавливающего обязательные требования, к установлению и оценке применения таких обязательных требований применяются положения настоящего Федерального закона.
9. В случае, если в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации устанавливаются обязательные требования, полномочия федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации по установлению таких обязательных требований определяются федеральным законом.
10. Упразднение (ликвидация), реорганизация уполномоченных на установление обязательных требований органа государственной власти, иного органа или уполномоченной организации, другие организационные изменения, предусматривающие утрату указанными органами или организацией полномочий по установлению обязательных требований, не влекут прекращения действия принятых ими нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования.
11. В случае упразднения (ликвидации), реорганизации уполномоченных на установление обязательных требований органа государственной власти, иного органа или уполномоченной организации, других организационных изменений, предусматривающих утрату указанными органами или организацией полномочий по установлению обязательных требований, соответствующие решения должны содержать положения о правопреемстве в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных этими органами или организацией.
1. Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Часть 1 статьи 3 действует с 01.02.2021 (часть 2 статьи 16).
2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также нормативных правовых актов, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
2.1. Положения нормативных правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты, могут вступать в силу в иные, чем указано в части 1 настоящей статьи, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
3. При установлении и оценке применения обязательных требований в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона такие требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным настоящим Федеральным законом, а также на предмет достижения целей установления обязательных требований.
4. Нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
5. По результатам оценки применения обязательных требований в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
6. Положения частей 4 и 5 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», публичным партнером по которым выступает Российская Федерация.
7. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
1. Обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее — охраняемые законом ценности).
2. Применение обязательных требований по аналогии не допускается.
3. Соблюдение принципа законности обеспечивается в том числе путем соблюдения требований к условиям установления обязательных требований.
1. Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
2. Обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития национальной экономики и материально-технической базы.
3. Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая федеральным органом исполнительной власти или уполномоченной организацией при разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований.
4. При установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
- Знакомьтесь
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Действуйте!
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет виды нормативных правовых актов в Российской Федерации, их юридическую силу, порядок разрешения коллизий между ними, вопросы, по которым принимаются федеральные нормативные правовые акты, а также общие правила юридико-технического оформления правовых предписаний.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
- 1.Нормативный правовой акт в Российской Федерации — это официальный письменный документ, принятый (изданный) в установленной настоящим Федеральным законом форме правотворческим органом в пределах его компетенции и содержащий решение об изменении системы действующих нормативных правовых актов путем установления новых норм права, либо отмены устаревших нормативных правовых актов.
- 2.Закон в Российской Федерации — это нормативный правовой акт, принятый законодательными органами или всенародным голосованием (на референдуме) в рамках их компетенции, обладающий высшей юридической силой, прямым действием на территории, определенной Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
- 3.Законодательство в Российской Федерации — вся совокупность законов в Российской Федерации и приравненных к ним по юридической силе актов делегированного законотворчества.
- 4.Акт делегированного законотворчества — нормативный правовой акт, имеющий силу закона, но изданный не обладающим изначально законодательными полномочиями органом государственной власти на основании права, специально предоставленного ему для этих целей законодательным органом.
- 5.Основы законодательства — это закон, содержащий внутренне согласованную совокупность норм права, которые регулируют на общих принципах и в единых целях соответствующую область общественной жизни.
- 6. Кодекс в Российской Федерации — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство, максимально полно и целостно регламентирующий определенную сферу общественных отношений.
- 7. Подзаконный нормативный правовой акт в Российской Федерации — это нормативный правовой акт, изданный (принятый) правотворческими органами в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации для его конкретизации и детализации.
- 8. В настоящем Федеральном законе термины «указы и распоряжения Президента Российской Федерации» и «постановления Правительства Российской Федерации» используются в значении «нормативного указа и распоряжения Президента Российской Федерации» и «нормативного постановления Правительства Российской Федерации».
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
-
нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
-
время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
-
нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
-
на временные акты;
-
акты неопределенно длительного действия.
Нормативный правовой акт
Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:
-
закон;
-
подзаконные акты;
-
международные законы.
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.
Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.
Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.
Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:
-
общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
-
акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
-
муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
Особый вид нормативных актов – международные законы.
Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.
В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.
В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы Президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Проект закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации».
- Гражданский кодекс РФ (часть четвертая)
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая) – Глава 25.3. Государственная пошлина (извлечения)
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения)
- Уголовный кодекс РФ (извлечение)
- Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 634 «Об утверждении Правил установления принадлежности лицу, выполняющему государственный контракт, пава на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности» (PDF — 654Kb)
- Указ Президента РФ от 24.05.2011 № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности»
- Указ Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (PDF — 336Kb)
- Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (извлечения)»
- Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2022 № 271-р «О руководителе Федеральной службы по интеллектуальной собственности»
- Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»
- Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2021 № 1840 «О Кирий Л.Л.»
- Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» (PDF — 391 Кб)
- Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2008 № 1791-р «О реорганизации федерального государственного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» и федерального государственного учреждения «Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» в форме присоединения второго к первому»
- Распоряжение Правительства РФ от 12.03.2005 № 257-р «О назначении полномочного представителя Российской Федерации и заместителя полномочного представителя Российской Федерации в Межгосударственном совете по вопросам охраны промышленной собственности»
- Распоряжение Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России от 22 мая 2002 г. № 1272-р/Р-8/149 «Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности» (PDF — 462Kb)
- Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2001 № 1607-р «Об одобрении Основных направлений реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности»
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Обсуждение проекта минюстовского закона о нормативных правовых актах в РФ
- Приказ Росстата от 25.08.2009 № 183 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роспатентом федерального статистического наблюдения за использованием интеллектуальной собственности»
- Информационное сообщение о вступлении в силу ряда поправок в Правила Общей Инструкции в рамках Гаагской системы
- Информационное сообщение о вступлении в силу ряда поправок в правила Инструкций в рамках Мадридской системы
- Информационное сообщение о процедуре предварительного информационного поиска и предварительной оценки патентоспособности в отношении заявленного изобретения, полезной модели
- Информационное сообщение о вступлении в силу изменений, касающихся процедуры «беспошлинного» патентования
- Информационное сообщение «О разъяснениях по вопросу о применении Правил рассмотрения и разрешения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности споров в административном порядке, утверждённых приказом Минобрнауки России и Минэкономразвития России от 30 апреля 2020 г. № 644/261»
- Информационное сообщение «О продлении сроков совершения заявителем, правообладателем и иным лицом действий, в том числе связанных с уплатой патентных и иных пошлин, необходимых для осуществления Роспатентом юридически значимых действий»
- Информационное сообщение «О проверке соответствия обозначений, заявляемых на регистрацию в качестве товарных знаков, требованиям пункта 8 (в части фирменных наименований и коммерческих обозначений) статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации»
- Информационное сообщение Роспатента по вопросу о ведении дел с ведомствами по интеллектуальной собственности заявителями из России и ряда государств евразийского пространства
- Информационное сообщение о подаче документов в электронной форме представителем заявителя
- Информационное письмо Роспатента № 01/16-805/41 от 01.10.2018 по форме №4-НТ (перечень) (PDF — 779Kb)
- Информационное письмо Роспатента от 06.07.2015 № 2 «О дополнительных разъяснениях по вопросу внесения изменений, связанных с изменением наименования юридического лица в части указания его организационно-правовой формы, в материалы заявок и реестры зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности в связи с изменениями в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»
- Информационное письмо «О внесении изменений, связанных с изменением наименования юридического лица в части указания его организационно-правовой формы, в материалы заявок и реестры зарегистрированных объектов интеллектуальной собственность в связи с изменениями в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»
- Информационное письмо Роспатента от 21.04.2010 № 2 «О применении положений Сингапурского договора»
- Информационное письмо Роспатента от 20.05.2009 № 3 «Об определении заинтересованности лица, подавшего заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием»
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244
«О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239
«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»
Система законодательства РФ представляет собой сложноорганизованную систему нормативных актов разл. видов, принятых как на уровне РФ, так и её субъектов. Важнейший элемент системы законодательства РФ – Конституция РФ 1993, учредившая два осн. вида федеральных законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Обе группы федеральных законов принимаются как в рамках предметов исключительного ведения РФ, т. е. принадлежащих только Федерации и реализуемых только ею самостоятельно, так и в рамках предметов совместного ведения РФ и её субъектов (ст. 71 и 72 Конституции РФ).
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, непосредственно указанным в Конституции РФ. К ним относятся, напр., законы «О референдуме РФ» (1995), «О судебной системе РФ» (1996), «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997), «О Правительстве РФ» (1997), «О Государственном флаге РФ» (2000), «О Государственном гербе РФ» (2000), «О Государственном гимне РФ» (2000), «О чрезвычайном положении» (2001), «О военном положении» (2002) и др. Такие законы могут быть также приняты по любым конституционно закреплённым полномочиям федерального законодателя. Таким образом, статусом конституционных федеральных законов обладают те федеральные законы, нормы которых регулируют наиболее значимые правоотношения, имеющие непосредственное отношение к реализации основ конституционного строя РФ, устанавливают права и обязанности, компетенцию и структуру главных органов гос. власти, а также акты, посвящённые гос. символике. Федеральные конституционные законы принимаются в особом порядке. Так, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством – не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. думы. Для принятия федерального конституционного закона недостаточно просто «молчания» Совета Федерации (в отличие от федерального закона, который считается принятым и в том случае, когда Совет Федерации не рассмотрел принятый Гос. думой федеральный закон в течение 14 дней).
Федеральные законы составляют основу всей системы рос. законодательства, детально регулируя самые разнообразные отношения, возникающие в обществе. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Гос. думы, и одобренным, если за него проголосовало также более половины от общего числа членов Совета Федерации. В связи с многообразием законодательных решений в РФ, как и в подавляющем большинстве стран мира, используется целый ряд приёмов технико-юридического характера, позволяющих, с одной стороны, избежать повторов и противоречий в разл. актах, а с другой – легко ориентироваться в действующем законодательстве.
Что такое НПА? Особенности принятия законов в 2021 году
Рос. законодательство формируется преимущественно по отраслевому принципу. Это означает построение системы законодательства в зависимости от классификации того или иного законодательного правила по объекту его регулирования, т. е. с учётом содержательной стороны общественного отношения. Например: если речь идёт о регулировании взаимоотношений между человеком и государством (в лице его органа исполнительной власти), действуют правила (нормы) административного права; если речь идёт о разл. видах имущественных отношений, как правило, возмездных, возникающих между частными лицами (физическими или юридическими), – разл. видах договоров, возмещении вреда и др., то соответствующие нормы относятся к сфере гражданского права, и т. д.
Поскольку отрасль права – абстрактное теоретическое понятие, которое не всегда удаётся чётко определить, формально зафиксированным и очевидным отражением действующего права является отрасль законодательства. Классификация нормативных актов осуществляется по отраслевому законодательному критерию на основе специально разработанного Классификатора правовых актов (2000).
Все отрасли права традиционно подразделяются на два крупных блока: публично-правовые и частноправовые отрасли. К первым обычно относят конституционное, административное, муниципальное, бюджетное, таможенное, налоговое, уголовное, административно-процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, экологическое, трудовое право, право социального обеспечения, международное публичное право и т. п. Во второй группе доминирует гражданское право, наряду с которым можно выделить право интеллектуальной собственности, авторское право, банковское право, наследственное право, семейное право, международное частное право и т. п.
Как правило, в рамках одной отрасли законодательства формируется вторичная организационная структура: наиболее важные правила включаются в федеральный закон обобщающего характера – кодекс, который по мере необходимости может быть дополнен или изменён путём принятия соответствующего федерального закона, непосредственно вносящего поправки в текст действующего акта, освобождая его от устаревших норм. Такая форма систематизации – кодификация, принятая в РФ, отражает принадлежность России к группе стран романо-германского права. В кон. 20 – нач. 21 вв. в РФ проводятся глубокая законодательная и судебная реформы, существенно обновлено (в т. ч. и по принципиальным вопросам) законодательство, развиваются новые отрасли права – природоохранительное (экологическое), акционерное, предпринимательское и др. В РФ действует более 20 кодексов, среди которых такие фундаментальные акты, как Гражданский кодекс (ч. 1–3, 1994–2001), Водный кодекс (1995), Семейный кодекс (1995), Уголовный кодекс (1996), Воздушный кодекс (1997), Лесной кодекс (1997), Уголовно-исполнительный кодекс (1997), Бюджетный кодекс (1998), Градостроительный кодекс (1998), Кодекс торгового мореплавания (1999), Налоговый кодекс (2000), Земельный кодекс (2001), Кодекс об административных правонарушениях (2001), Трудовой кодекс (2001), Уголовно-процессуальный кодекс (2001), Арбитражный процессуальный кодекс (2002), Гражданский процессуальный кодекс (2002), Таможенный кодекс (2003) и т. д. Обычно одновременно с кодексом принимается закон о введении данного кодекса в действие, в котором может предусматриваться вступление отдельных его глав или статей в силу в более поздние, чем кодекс в целом, сроки и др. особенности его применения (напр., к отношениям, возникшим до принятия кодекса). Иногда отраслевой основополагающий нормативный акт называется уставом или правилами [напр., Правила дорожного движения (1993), Устав железнодорожного транспорта (2003)]. С кон. 20 в. широко распространилась практика принятия отдельных федеральных законов, посвящённых только одному объекту правового регулирования. Примером такого закона является Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002), объект правового регулирования которого в целом предусмотрен нормами Земельного кодекса, а в этом законе – лишь частный вопрос земельных отношений.
Особое место в системе права и законодательства РФ занимает международное право, поскольку Конституция РФ провозгласила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. Провозглашается также т. н. примат международного права: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применяются правила международного договора.
Россия – участница многочисленных универсальных международных договоров и конвенций, которыми она руководствуется в своих международных отношениях. Это касается органов внешних сношений, дипломатических представителей РФ за рубежом и деятельности представителей зарубежных государств в РФ, консульских отношений, разл. иммунитетов государства и его представителей и т. п.
Россия – член международных правительственных (прежде всего ООН) организаций, специализированных организаций ООН, международных союзов, решениями и постановлениями которых она должна руководствоваться в своей внешнеполитической деятельности, а отчасти и в решении внутренних вопросов.
Ряд вопросов относится к предметам совместного ведения Федерации и её субъектов – это вопросы административного, административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и об охране окружающей среды, а также вопросы адвокатуры и нотариата. Проект федерального конституционного или федерального закона, касающийся перечисленных отраслей, может быть направлен в соответствующие субъекты РФ для учёта их мнения при принятии того или иного акта.
Субъекты РФ принимают законы в пределах совместных предметов ведения Федерации и её субъектов, а также в пределах исключительных предметов ведения субъектов РФ. Основу системы законодательства субъектов РФ составляют их конституции (уставы).
В настоящий момент существует большое количество подходов к определению нормативного правового акта. Однако все из них основываются на базовых принципах и признаках, которые существенно отличают правовые акты от иных регуляторов отношений.
Официальное определение НПА определяет нормативный акт как письменный официальный документ, который был издан в установленном законом порядке правотворческим органом (органом государственной власти, который имеет соответствующие полномочия на издание законов), в пределах его полномочий и компетенций и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Нормативный правовой акт определяется как основной источник права в государстве. В действительности это верная позиция, так как именно правовые акты закрепляют обязательные нормы поведения для граждан государства.
Источник права – это внешняя форма выражения норм права. То есть источник – это письменный документ, кодифицированный акт и любая другая нормативка по тем или иным вопросам.
Для того, чтобы какое-либо правило обрело статус правовой норм и стало частью нормативной базы государства ему необходимо пройти определенную процедуру принятия. В реальности каждый вид нормативки предполагает свой собственный процесс создания и принятия. Именно это формирует определенные стадии нормотворчества.
Стадии нормотворчества (законотворчества) – это совокупность определенных процедур и действий, которые осуществляются в процессе создания и принятия законов, определенные общей промежуточной целью.
Так, создание актов законодательства происходит в рамках следующих стадий:
На данной стадии рассматривается необходимость в урегулировании каких-то отношений. Например, появляется новый вид автотранспорта – абсолютно беспилотные автомобили. В настоящий момент ни один закон не содержит в себе, как такой автомобиль приобрести, как им пользоваться и как будут нести водители таких средств ответственность за нарушение ПДД. В таком случае появляется необходимость в урегулировании таких отношений, так как они не могут существовать вне правового поля.
Эта стадия состоит из следующих процедур:
- Инициация необходимости принятия закона или внесения изменений. Может быть инициировано как органом государственной власти, так и инициативной группой – гражданами, общественными объединениями;
- Создание комиссии по разработке текста закона и его финансового обеспечения;
- Анализ существующего законодательства;
- Создание концепции проекта закона, либо корректировка предложенного проекта на 1 этапе;
- Внесение закона на рассмотрение в соответствующий орган.
Такая стадия предусматривает подписание нормативного акта уполномоченным органом, его внесение в реестр законодательной базы, а также опубликование в официальных источниках. Источниками официального опубликования являются – официальный интернет портал pravo.gov, Российская и Парламентская газеты. Именно с момента опубликования акт считает принятым.
Не стоит путать официальное опубликование и вступление в силу. Вступление закона в силу – это этап, когда нормы права начинают действовать на всех субъектов. Конечно, бывают случаи, когда вступление в силу и официальное опубликование происходят одномоментно.
В целом, вступление в силу может быть выражено следующим периодом времени:
- Вступает в силу с момента официального опубликования. Такое условия вносится в заключительную часть НПА;
- Вступает в силу с конкретной даты, что также прописывается в заключительных положениях закона;
- Вступает в силу по общим правилам для законов и подзаконных актов, которые установлены соответствующими Федеральными законами.
Похожие записи:
-