Как учесть фискальный накопитель в налоговом и бухгалтерском учете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть фискальный накопитель в налоговом и бухгалтерском учете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если стоимость позволяет, ККТ вместе с фискальным накопителем ставят на учет как материальные ценности и списывают сумму на затраты в начале эксплуатации. Фискальный накопитель учитывают на сч. 10 детализацией его аналитических данных или за балансом.

Пусть теперь стоимость ККТ при приобретении — 25 тыс. руб. плюс НДС. Воспользуемся данными предыдущего примера и сформируем проводки:

  • Дт 10 Кт 60 25000,00 руб. – оприходована ККТ с фискальным накопителем;
  • Дт 19 Кт 60 5000,00 руб. – отражен НДС по ККТ;
  • Дт 26 (44) Кт 60 12000,00 руб. — услуги настройки кассового устройства;
  • Дт 19 Кт 60 2400,00 руб. – отражен НДС по услугам;
  • Дт 68 Кт 19 7400,00 руб. (5000+2400) – налог к вычету;
  • Дт 44 Кт 10 25000,00 – списана стоимость введенной в эксплуатацию ККТ.

При замене накопителя данных проводки, по сравнению с предыдущим примером, значительно упрощаются:

  • Дт 10 Кт 60 4166,67 руб. – куплен у поставщиков ФН;
  • Дт 44 Кт 10 4166,67 руб. – отражен в затратах ФН;
  • Дт 44 Кт 60 1666,67 руб. — включены в расходы фирмы услуги по замене ФН;
  • Дт 19 Кт 60 1166,66 (833,33+333,33) руб. – входной НДС;
  • Дт 68 Кт 19 1166,66 руб. – к вычету НДС;
  • Дт 60 Кт 51 7000,00 руб. – оплата поставщикам услуг и ФН.

Помимо счетов 44 и 26, в проводках их функцию могут выполнять счета 20, 25.

Обязанность хранить отслужившие свое фискальные накопители приводит к необходимости учитывать их за балансом. Это особенно актуально, если у фирмы несколько точек продаж, использующих ККТ. Для забалансового учета рекомендуется открыть счет 012, прописав его наличие в учетной политике. Некоторые хозяйствующие субъекты учитывают за балансом и сами ККТ.

Как вести бухгалтерский и налоговый учет фискального накопителя

  1. Фискальный накопитель учитывается первоначально в составе кассовой техники. В бухгалтерском учете ККТ может фиксироваться как основное средство и как МЦ.
  2. При замене фискального накопителя проводки формируются с участием счета 10. В зависимости от способа учета ККТ затраты по покупке и установке накопителя отражаются либо на счете 08, увеличивая затем стоимость ОС, либо на счетах накопления затрат.
  3. Целесообразно вести учет использованных устройств и за балансом, поскольку организация обязана обеспечить их хранение еще 5 лет после замены.

Срок действия ФН может составлять 13, 15 и 36 месяцев. Однако эти цифры вовсе не означают, что накопитель прослужит в течение указанного времени. На устройстве прописываются максимальные сроки. В действительности период будет зависеть от особенностей работы компании.

Для многих видов деятельности и систем налогообложения законодательством допускается применение накопителей периодом действия от 13 месяцев. Как правило, бизнесмены в попытке сэкономить приобретают ФН с максимальной продолжительностью работы. Однако в большинстве случаев забыть о накопителе в онлайн-кассе на 36 месяцев не получается. Почему?

Причин тому две:

  1. Указанный срок не всегда совпадает с действительностью. К примеру, на кассе, которая не направляет сведения в ОФД, устройство на 36 месяцев проработает меньше 19.
  2. Возможности памяти накопителей одинаковы. При пробитии 200 и больше квитанций в сутки единственного ФН на длительный срок не хватит. В такой ситуации надежнее приобрести ФН на 13 или 15 месяцев.

Таким образом, приобретение ФН на три года не всегда целесообразно. Тем не менее, выбор есть не у всех предпринимателей.

Фискальный накопитель (ФН), как часть ККТ, при приобретении учитывается в ее составе. Техника, в свою очередь, может быть учтена как ОС и как МПЗ стандартными проводками по приобретению имущества. Фискальный накопитель в проводках не выделяется, он входит в стоимость приобретаемой ККТ.

Как в бухгалтерском учете отражаются расходы на замену фискального накопителя?

В 2021 году лимит отнесения к ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. руб., а в налоговом – 100 тыс. руб. Бухгалтерский лимит может быть и ниже, если принято такое решение и отражено в учетной политике. Лимит НУ неизменен.

ККТ ниже лимита БУ и выше 100 тыс. руб. учитывается в налоговом и бухгалтерском учете одинаково: как МПЗ в первом случае и как ОС – во втором. ККТ стоимостью 40-100 тыс. руб. НУ к основным средствам не относят, а в бухгалтерском учете они являются ОС.

При работе на ОСНО образуется отложенное налоговое обязательство (ОНО). К примеру, если стоимость ККТ с фискальным накопителем — 46000 руб. (без НДС), то ОНО составит 46000*20%= 9200 руб. Дт 68/расчеты по налогу на прибыль Кт 77 и Дт 77 Кт 68/РНП – начисление ОНО и списание при погашении ОНО, исчисленного в отчетном периоде.

Как в налоговом учете отражаются расходы на приобретение и замену фискального накопителя?

При замене ФН пользуются такими корреспонденциями счетов:

  • Дт 10 Кт 60 (76) – приобретение;
  • Дт 08 Кт 10 или Дт 26 (44) Кт 10 – списание в расходы – в зависимости от отнесения ККТ к ОС.

Среди специалистов нет единого мнения, можно ли применять для учета фискального накопителя (в том числе и при его замене) субсчета 10-5 (в плане счетов для сельхозпредприятий это 10-6) «Запасные части».

Одни считают, фискальный накопитель можно отнести к запчастям, предназначенным для замены изношенных частей машин и оборудования. Другие полагают, к запчастям относить эту часть ККТ некорректно, поскольку согласно плану счетов на с/счете 5 учитываются запчасти в запасе и обороте для основных производственных, хозяйственных нужд, ремонтов. Очевидно, использование указанного субсчета зависит от характера ее деятельности и сформированной учетной политики.

Важно! При замене фискального накопителя требуется перерегистрация техники в ФНС.

Учет онлайн-касс и фискальных накопителей

Предприниматель имеет право работать автономно в течение 30 дней для замены фискального накопителя. Но если за 30 дней ФН не будет установлен, то фирма будет оштрафована. Закон не запрещает предпринимателю менять фискальный накопитель самостоятельно. Именно про физическую процедуру замены мы и поговорим ниже.

  1. Закройте архив фискального накопителя

Прежде, чем начать процесс, все чеки должны быть сформированы и отправлены в ОФД. Счётчик неотправленных данных должен показывать 0.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ с 01.07.2019 контрольно-кассовую технику обязаны применять все организации и предприниматели при осуществлении расчетов как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. Исключение — случаи, установленные Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Контрольно-кассовая техника является основным средством (ОС) и учитывается на счете 101 04 «Машины и оборудование», поскольку онлайн-кассы являются материальными объектами:

  • со сроком полезного использования более 12 месяцев;
  • предназначенными для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения.

Срок полезного использования ККТ определяется согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

Контрольно-кассовая техника имеет код ОКОФ 330.28.23.13.120 «Аппараты контрольно-кассовые», который относится к группе 330.28.23 ОКОФ «Машины офисные и оборудование, кроме компьютеров и периферийного оборудования» (рис. 1).

Чтобы включить фискальный регистратор, другую кассовую технику ККТ в разряд ОС в учётах (как бухгалтерском, так и налоговом), необходимо, чтобы он:

  • применялся для основной или управленческой деятельности;
  • длительно использовался свыше 15 месяцев.

    Также устройство должно:

    • приносить выгоду (экономического характера);
    • не планироваться к продаже использующей организацией.

    Эти условия указаны в ПБУ 6/01 «Учёт основных средств».

    Чтобы записать кассовый аппарат в перечень амортизационного имущества компании в налоговом учёте, устройство должно:

    • находиться в собственности компании;
    • напрямую применяться для получения дохода (приносить финансовую прибыль).

    Формирование исходной стоимости фискального регистратора выполняется суммированием всех физических затрат на приобретение и ввод в эксплуатацию устройства. То есть, чтобы оприходовать кассовую технику, нужно в её первоначальную стоимость включить стоимость:

    • ОС (должна подтверждаться подлинными документами, предоставляемыми поставщиком);
    • транспортировки и доставки ОС на объект заказчика;
    • наладки ОС (специалисты поставщика запустят и наладят оборудование на объекте заказчика);
    • профессиональной консультации (информационных услуг), предоставляемой перед покупкой поставщиком ОС (часто предоставляется бесплатно);
    • посреднических услуг, если ОС приобреталось у них (договор прилагается);
    • различных сопутствующих затрат, косвенно связанных с покупкой и внедрением ОС.

    При учёте затрат на закупку, использование онлайн-кассы бухгалтерские проводки включают стоимость:

    • ККТ и фискального накопителя;
    • работ по настройке программы (установка, наладка связи с оператором данных);
    • сканеров штрихкодов;
    • работ по вводу ККТ в эксплуатацию;
    • ежемесячных амортизационных отчислений (месяц с момента, когда на ККТ был проведён ввод в эксплуатацию);
    • услуг оператора (ежемесячное отчисление);
    • кассовой программы (обычно представляет собой лицензию на год).

    Кассе, которую нужно учитывать в списках ОС, необходимо отыскать код и амортизационную группу. Код ищут в Общероссийском классификаторе ОК 013-2014 (утверждённый Постановлением Правительства № 1 от 01.01.2002). Классификатор устанавливает, что к кассовым аппаратам следует применять код 330.28.23.13 (звучит как «Машины счётные, аппараты контрольно-кассовые…») или же код 330.28.23.13.120 («Аппараты контрольно-кассовые»). Классификатор предполагает, что ККТ должен соответствовать амортизационной группе № 4 (эксплуатация не более 7 лет). Важно помнить, что с 2017 года этот бухгалтерский классификатор разрешается применять только для того, чтобы списать суммы затрат в налоговом учёте. Если же необходимо определить эксплуатационный срок ККТ для проводок в бухгалтерском учёте, использовать нужно положение ПБУ 6/01.

    Действия Проводка
    При покупке онлайн-кассы до 40 тыс. рублей
    Получили ККТ, оформили как МПЗ Дебет 10 / Кредит 60
    Списали расходы на настройку Дебет 26 (44) / Кредит 60 (76)
    Передали ККТ в эксплуатацию Дебет 26 (44) / Кредит 10
    При покупке онлайн-кассы от 40 тыс. до 100 тыс. рублей
    Получили ККТ, оформили как ОС Дебет 08 / Кредит 60
    Отнесли расходы на настройку в стоимость ОС Дебет 08 / Кредит 60 (76)
    Передали ККТ в эксплуатацию Дебет 01 / Кредит 08
    При аренде онлайн-кассы
    Учли ККТ по цене из арендного договора. Отразили за балансом на счёте 001 «Арендованные основные средства» Дебет 001
    Включили ежемесячную плату за аренду ККТ в расходы по акту от арендодателя Дебет 26 (44) / Кредит 60
    Выделили НДС по арендной плате согласно счёту-фактуре (только при ОСНО) Дебет 19 / Кредит 60
    Выделили налог к вычету (только при ОСНО) Дебет 68 Субсчёт «Расчёты по НДС» / Кредит 19
    Перечислили арендную плату Дебет 60 / Кредит 51
    Закрыли забалансовый счёт после возврата кассы арендодателю Кредит 001

    Для отнесения контрольно-кассовой техники к основным средствам необходимо выполнение следующих условий:

    • предмет труда – самостоятельный объект, не являющийся запасной частью другого оборудования;
    • срок полезного использования более года;
    • применяется в процессе предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли;
    • критерий первоначальной стоимости – не менее 100 тыс. рублей.

    [attention type=green]Если основные требования к технике удовлетворены, то по решению юридического лица в бухгалтерском учете в составе основных средств могут быть учтены активы стоимостью менее 100 тыс. рублей.[/attention]

    Если учетной политикой компании принято решение учитывать ККМ в составе основных средств, то первоначальная стоимость будет собираться из основных понесенных затрат:

    • стоимость кассы;
    • затраты на информационные и консультационные услуги;
    • стоимость работ по настройке и установке оборудования, доставке и т. д.

    В бухгалтерском учете формирование первоначальной стоимости основных средств отображается на активном 08 счете: дебет – формирование цены, кредит – перевод актива в состав ОС и начало использования:

    • Дт 08 Кт 60 – учтены расходы на приобретение кассы и фискального накопителя;
    • Дт 08 Кт 26 – списаны общехозяйственные услуги;
    • Дт 01 Кт 08 – стоимость основного средства полностью сформирована, актив передан в использование.

    Общество с ограниченной ответственностью «Русь» в целях модернизации рабочего места кассира приобрело новую автономную кассу с фискальным накопителем. Стоимость приобретения – 33,4 тыс. рублей, включая НДС 18% 5094,92 руб. Также компания понесла дополнительные расходы на покупку ключа активации на 36 месяцев и подключение ККТ к оператору фискальных данных. Суммарно затраты на дополнительные настройки составили 8600 рублей, в т. ч. НДС 18% 1311,87 руб.

    Учетной политикой ООО «Русь» закреплено принимать кассы в бухгалтерском учете в составе основных средств, если их первоначальная стоимость выше 30 тыс. рублей.

    Бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям:

    • Дт 08 Кт 60 – 28 305,08 руб. – учтено приобретение оборудования у поставщика.
    • Дт 19 Кт 60 – 5094,92 руб. – учет входного НДС.
    • Дт 08 Кт 60 – 7288,13 рублей – издержки компании на настройку ККТ.
    • Дт 19 Кт 60 – 1311,87 руб. – входной НДС от поставщика.
    • Дт 68 Кт 19 – 6406,79 руб. – налог на добавленную стоимость принят к вычету.
    • Дт 01 Кт 08 – 35 593,21 руб. – приобретенный кассовый аппарат включен в состав основных активов фирмы.

    Общество с ограниченной ответственностью «Кактус» в рамках модернизации приобрело фискальный регистратор «АТОЛ» стоимостью 32 тыс. рублей (в т. ч. НДС 18% 4881,36 руб.). Затраты на заключение договора с ОФД и вызов технических специалистов составили 15 тыс. рублей, включая НДС 18% 2288,14 руб. Компания относится к малым торговым предприятиям.

    Бухгалтерия ООО «Кактус» составила следующие проводки по операциям:

    • Дт 10 Кт 60 – 27118,64 руб. – оприходование товаров от поставщика.
    • Дт 19 Кт 60 – 4881,36 руб. – учтен НДС.
    • Дт 44 Кт 60 – 12 711,86 руб. – издержки на вызов специалистов отнесены в затраты на продажу.
    • Дт 19 Кт 60 – 2288,14 руб. – учет налога.
    • Дт 68 Кт 19 – 7169,50 руб. – НДС принят к вычету.
    • Дт 44 Кт 10 – 27 118,64 руб. – кассовый аппарат введен в эксплуатацию.

    Предприниматели могут учитывать оборудование в составе МПЗ либо считать ее как ОС. Но как понять, к какой группе относится ваша аппаратура? Сначала рассмотрим схему, на ней указана определенная законодательством пошаговая цена купленной ККТ.

    Рассмотрим все ценовые группы подробнее.

    Согласно ПБУ 6/01 любое кассовое оборудование можно поставить на бух. учет как основное средство, ведь оно подходит под все параметры, указанные в п. 4, ст. 1:

    • Применяется для выполнения каких-либо работ или оказания услуг. Также может использоваться для осуществления управленческой деятельности.
    • Срок применения такой техники — более 1 года.
    • Аппарат приобретается не с целью последующей перепродажи (другими словами, ККТ покупается не для получения дохода).
    • В будущем устройство принесет бизнесу выгоду (если понадобится, оборудование можно будет дать другому предприятию в аренду или продать).

    Возможность установить кассовый аппарат в качестве МПЗ определяется политикой предприятия. Каждая фирма на свое усмотрение устанавливает нижний предел цены ОС (это значение должно находится в пределах от 0 до 40 тысяч рублей). Если иного в вашей организации не указано, то вся техника, стоимостью до 40 000, относится к МПЗ.

    Если учет кассового оборудования в налоговом и бухгалтерском учете различается, появляется временная разница. В первом варианте все средства спишут моментально, во втором станет ежемесячно начисляться амортизация.

    Избежать этой разницы получится благодаря статье 254 налогового законодательства нашей страны. В ней написано, что вы имеете право на свое усмотрение выбрать (обращая внимание на срок эксплуатации или иные экономические показатели) вид списания для имущества, которое не является ОС.

    То есть вам заранее потребуется добавить в налоговую политику фирмы возможность растянуть по времени затраты на МПЗ. При этом следует указать, что эта поправка используется лишь к той товарной группе, стоимость на которую в бух. учете относится к ОС.

    Если с техникой из высокой ценовой категории все понятно, то насчет недорогого оборудования пока что остались определенные вопросы. С одной стороны, их получится указать как малоценное имущество. Но по характеристикам они ближе находятся к основным средствам.

    Бух. учет касс, стоимость которых ниже 40 тысяч, зависит только от внутренней политики фирмы. В соответствии с этой политикой, если вы не можете принять на баланс любое имущество как ОС, цена которого ниже определенных 40 тысяч, то даже оборудование, требующее повышенного контроля (ККМ, компьютеры и прочее), может считаться только МПЗ.

    Если политика фирмы позволяет учитывать как основные средства любую технику, вне зависимости от ее цены, то лучше будет относить оборудование к счету ОС. Бухгалтерский учет ККМ за 30 тысяч будет таким же, как принятие на баланс устройства за 100 тысяч рублей.

    Провести кассовое оборудование в бухгалтерии получится как ОС или МПЗ. Проводки при учете ККМ при этом будут различаться.

    Однако эта информация достоверна лишь по отношению к организациям, находящимся на любом налоговом режиме. В соответствии с текущим законодательством ИП не обязаны вести бух. учет.

    Из чего складывается первоначальная цена ККТ?

    Изначальные расходы на покупку оборудования включают в себя не только стоимость аппарата. К ним относятся и другие сопутствующие траты:

    • Цена доставки техники.
    • Расходы на консультацию при приобретении ККТ.
    • Оплата услуг посредника (если имеется соглашение).
    • Издержки, которые несет фирма при приведении ККМ в пригодное для применения состояние.

    В случае с онлайн-оборудованием, к последнему пункту также можно смело добавить приобретение ПО и оплату услуг по его настройке, установке.

    Применение новой техники для автоматизации предпринимательской деятельности не только добавило бухгалтерам больше задач, но и позволило не составлять большинство отчетных документов. На сегодняшний день предприниматели имеют право отказаться от актов КМ-1 — КМ-9:

    • КМ 1 — делался после того, как к нулевым значениям приведены суммирующие денежные счетчики и при регистрации контрольных счетчиков.
    • КМ 2 — оформлялся при снятии показаний со счетчиков перед тем, как отправлять кассовый аппарат в ремонт и после возвращения оборудования на предприятие.
    • КМ 3 — возврат средств клиентам (подобная форма может заполняться и при неправильно пробитых фискальных документах).
    • КМ 4 — по этой форме требовалось вести журнал продавца. Сейчас использовать его можно на свое усмотрение и не нужно предоставлять в контролирующие органы.
    • КМ 5 — использовался, чтобы вести журнал. В нем учитывались показания контрольных и суммирующих счетчиков на кассах, функционирующих без операторов.
    • КМ 6 — отчетный документ, в нем отображался суммарный доход за одну смену продавца и списывалась информация со счетчиков.
    • КМ 7 — в данном акте отображалась выручка предприятия и указывались значения, снятые со счетчиков.
    • КМ 8 — в журнал, который заполняется по данной форме, вводились все вызовы технических специалистов и отображались работы, проведенные ими.
    • КМ 9 — этот акт оформлялся во время неожиданной проверки фактического количества наличных средств в кассе. Составлялся вместе с налоговым инспектором.

    С введением новой техники появились и другие отчеты. Ни у продавцов, ни у бухгалтеров от этого работы не прибавилось: касса самостоятельно формирует все документы. Оператор должен только ввести необходимые команды.

    • Отчет о фискализации техники — делается при регистрации аппарата.
    • Отчет об изменении некоторых ранее внесенных характеристик, к примеру, при смене фактического места применения ККТ.
    • Отчеты об открытии и окончании смены (второй документ заменяет z-отчет, который требовался ранее).
    • Чек коррекции — делается при ошибках продавца или иных внештатных ситуациях (например, указание неверной суммы, непробитие чека и так далее).
    • Отчет о закрытии ФН — нужен перед тем, как устанавливать новый ФН.

    Как при применении старой техники, так и с новым оборудованием, в конце дня бухгалтер обязан сформировать приходной ордер. Основанием для него считается фискальных документ с указанными сведения об окончании смены.

    Исходя из вышеуказанной информации, можно прийти к такому заключению: обязательная установка новых кассовых аппаратов необходима не только для усиления контроля за бизнесменами, но и для упрощения их деятельности. Так как с появлением онлайн-оборудования некоторые отчеты оформлять не нужно. А создание остальных занимает не так много времени, как при применении устаревшей техники.

    В налоговом учете многое зависит от системы налогообложения и стоимости кассы.

    На ОСНО бухгалтеры опираются на положения об амортизируемом или не амортизируемом имуществе (ст. 254 и 256 НК РФ):

    • Если касса дороже 100 000 рублей и вы работаете с нею больше года, стоимость кассы списывайте равномерно в течение всего срока эксплуатации (п. 1 ст. 256 НК РФ).
    • Если касса дешевле 100 000 рублей, она не считается амортизируемым имуществом, ее стоимость учитывайте в составе материальных затрат. Организация или ИП определяют самостоятельно, как отнести к расходам стоимость ККТ (письма Минфина от 26.05.2016 № 03-03-06/1/30414 и от 20.05.2016 № 03-03-06/1/29124).

    На УСН «Доходы минус расходы» затраты на кассу можно признать одним из способов:

    • Если касса дороже 100 000 рублей, списывайте ее первоначальную стоимость в течение года равными долями (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
    • Если касса дешевле 100 000 рублей, учтите покупку как материальные расходы (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

    В бухгалтерском учете в расходах учитывайте стоимость самой кассы, фискального накопителя и услуг по доставке и настройке. Но если организация ведет упрощенный бухучет, то учитывается только цена кассы (п. 8.1 ФСБУ 6/01).

    • Если касса дороже 40 000 рублей и применяется больше года, она попадает под определение основных средств. Тогда расходы на кассу признают через амортизацию в обычном порядке.
    • Если касса дешевле 40 000 рублей, в бухучете ее отражают в составе материально-производственных запасов по критериям п. 4 ФСБУ 6/01.

    Для отражения покупки используют счет 10.9 “Инвентарь…”. Признание расходов на онлайн-кассу происходит при начале эксплуатации устройства. Бухгалтер сделает следующие записи.

    При тратах на кассу меньше 40 000 рублей:

    Дт 10 Кт 60 — получили ККТ и оформили как материально-производственный запас;
    Дт 26 (44) Кт 60 (76) — учли расходы на настройку кассы;
    Дт 26 (44) Кт 10 — передали ККТ в эксплуатацию.

    При тратах на кассу более 40 000 рублей:

    Дт 08 Кт 60 — получили ККТ и оформили как основное средство;
    Дт 08 Кт 60 (76) — списали расходы на настройку в стоимость ОС;
    Дт 01 Кт 08 — передали ККТ в эксплуатацию.

    В учете отражают наличную, безналичную выручку и возвраты, которые проходят через онлайн-кассу. Порядок ведения кассовых операций регламентируется указанием ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014.

    Для оформления кассовых операций формирует приходный и расходный кассовые ордеры. Их оформляют по фискальным документам после закрытия смены на онлайн-кассе. ИП освобождены от необходимости оформлять ПКО и РКО (п. 4.1 указания ЦБ РФ).

    Покажем проводки для отражения кассовых операций на примере. Допустим, кассир в конце дня закрывает смену и передает бухгалтеру z-отчет. Бухгалтер видит по отчету, что в кассу пришли деньги: 20 000 рублей наличными и 45 000 рублей безналичным расчетом. Он оформляет ПКО на сумму наличных и делает проводки:

    • Дт 50 Кт 90.1 — 20 000 рублей — при розничной торговле, наличные расчеты через кассу, если нет аналитики по покупателям, оформляется ПКО;
    • Дт 50 Кт 62, Дт 62 Кт 90.1 — 20 000 рублей — при наличных расчетах с контрагентами, если ведется аналитика по покупателям, оформляется ПКО;
    • Дт 57 Кт 90.1 или Дт 57 Кт 62 — 45 000 рублей — при безналичной оплате от розничных покупателей, ПКО оформлять не надо.

    Чтобы передавать z-отчеты бухгалтеру из кассы автоматически, настройте интеграцию Бухгалтерии с кассовой программой — например, Контур.Маркетом. Тогда бухгалтер будет получать из касс отчеты о закрытии смены и готовые ПКО.

    Бизнес переходит на онлайн-кассы с 2017 года поэтапно. В 2021 году завершается финальный этап — к июлю закончится отсрочка для ИП. С 1 июля должны применять кассы предприниматели без сотрудников:

    • если они оказывают услуги или выполняют работы — это касается дизайнеров, мастеров маникюра и мастеров по ремонту, парикмахеров и пр.;
    • если они продают товары собственного производства: одежду, мебель, украшения, пирожные.

    Если ИП работает на патенте, касса нужна ему только для видов деятельности, перечисленных в ст. 346.43 НК РФ.

    А вот кто может кассу не применять:

    • Физлица — включая действующих как страховые агенты (п. 11 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
    • ИП на патенте — если не занимаются видами деятельности, которые перечислены в ст. 346.43 НК РФ в пп. 3, 6, 9-11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45-48, 53, 56, 63, 65.
    • Самозанятые — ИП и физлица, которые платят налог на профессиональный доход (п. 2.2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
    • ИП и юрлица — если расплачиваются с контрагентами через расчетные счета; если работают в отдаленных или труднодоступных местностях (п.3 ст.2 закона №54-ФЗ); если занимаются видами деятельности из перечня в п.2 ст.2 закона №54-ФЗ — например, сдают собственное жилье, торгуют вразнос, держат киоски с мороженым.

    Согласно п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ в случае перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя пользователь формирует отчет о закрытии фискального накопителя. Сведения, содержащиеся в сформированном отчете о закрытии фискального накопителя, передаются в налоговый орган вместе с заявлением о перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя.

    Из приведенной нормы никаких исключений нет.

    Но сломанный фискальный накопитель в большинстве случаев не позволяет пользователю сформировать отчет о закрытии фискального накопителя.

    В то же время, в п. 8 Порядка заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, утв. Приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/[email protected], указано, что в случае если основанием для подачи заявления является замена фискального накопителя в связи с его поломкой, отчет о закрытии фискального накопителя может не представляться.

    Приказ ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/[email protected] – это общеобязательный нормативный акт и им можно и нужно руководствоваться.

    Таким образом, в рассматриваемой ситуации заменить сломанный фискальный накопитель и перерегистрировать ККТ можно и без представления отчета о закрытии фискального накопителя.

    По логике приведенной нормы Приказа № ММВ-7-20/[email protected] поломка фискального накопителя должна как-то подтверждаться (иначе, нельзя полностью исключить злоупотребления, в частности сокрытие выручки, со стороны пользователей). Но ни в Законе № 54-ФЗ, ни в Приказе № ММВ-7-20/[email protected] о таком обязательном подтверждении ни слова и уж тем более нигде не указывается, как и кем должна подтверждаться поломка фискального накопителя.

    На практике налоговые органы в рассматриваемой ситуации требуют заключение о поломке фискального накопителя, выданное изготовителем фискального накопителя.

    Но, повторимся, такие требования не имеют конкретного нормативного обоснования.

    И все же, считаем, в целях исключения спорных ситуаций и, соответственно, в целях минимизации рисков пользователю следует позаботиться о «стороннем» подтверждении факта поломки фискального накопителя. Однако, по нашему мнению, это не обязательно должно быть подтверждение именно от изготовителя фискального накопителя (с которым, кстати, у пользователя могут отсутствовать прямые договорные отношения). Это может быть, например, подтверждение (заключение) от поставщика ККТ, к которому пользователь обратился в рамках договорных (последоговорных) отношений по поставке ККТ.

    Учет замены фискального накопителя

    Этот вопрос связан с тем, что по условиям гарантийных обязательств пользователю возможно придется передать фискальный накопитель поставщику ККТ или поставщику/изготовителю фискального накопителя для его замены или возмещения стоимости.

    Но, обратим внимание, Закон № 54-ФЗ предусматривает без каких-либо исключений пятилетний срок обязательного хранения фискального накопителя после окончания его эксплуатации (п.п. 1, 4 ст. 4.1, п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

    Соответственно, в отношении неисправных фискальных накопителей может возникнуть некий правовой конфликт между нормами Закона № 54-ФЗ и гарантийными обязательствами: с одной стороны, формально все фискальные накопители должны храниться в течение пяти лет после окончания их эксплуатации; с другой стороны, по условиям гарантийных обязательств пользователь может быть вынужден передавать фискальные накопители поставщику ККТ или поставщику/изготовителю фискального накопителя для замены или возмещения стоимости.

    В связи с этим можно дать следующие рекомендации:

    1. В идеале после решения поставщиком/изготовителем вопроса о замене или возмещении стоимости фискального накопителя неисправный фискальный накопитель пользователю следует получить обратно.

    2. Если поставщик/изготовитель принципиально не соглашается возвращать неисправный фискальный накопитель (или это невозможно по каким-либо иным причинам), то пользователю обязательно нужно получить письменное заключение о неустранимой неисправности каждого переданного поставщику/изготовителю фискального накопителя (об этом заключении мы уже упоминали выше).

    При несоблюдении данных правил, считаем, у пользователя возникают риски привлечения к административной ответственности по ч. 4 или ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ (штраф на индивидуальных предпринимателей до 3 000 руб., на юридических лиц до 10 000 руб.; за каждый выявленный налоговым органом факт «нехранения» фискального накопителя).

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.