Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок лишения водительских прав за оставление места ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В данном разделе можно ознакомиться с примерами выигранных нами дел, возбуждённых по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, – оставление места ДТП (скрытие с места ДТП).
Хотите, чтобы и Ваше дело закончилось благополучно, — обращайтесь!
25 июня 2019 Ознакомиться с решением Лишение прав за оставление места ДТП заменено устным замечанием
В Химкинском городском суде Московской области, по результатам рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи, лишение водительских прав за оставление места ДТП сроком на 1 год заменено устным замечанием. Постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено за малозначительностью совершённого административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
Оставление места ДТП – примеры выигранных дел
Множество определений, которые схожи с выражением «Покидание места ДТП», регламентируемое ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ, вызывают путаницу. Это недопустимо в данном вопросе.
Понятие «оставление» подразумевает под собой действие участника ДТП, когда он удаляется на такое расстояние, что находится вне зоны видимости других участников аварии. При этом отсутствует довольно продолжительное время и не появляется в тот момент, когда на место ДТП подъехали сотрудники ГИБДД, уполномоченные страховых и прочих других организаций.
Каким образом нарушитель может покинуть место, где случилась авария:
- при помощи автомобиля, на котором совершена авария;
- любым другим способом (бегом, с помощью такси, используя машину друга и т.д.), но его собственная машина в этот момент остается на месте, где и произошло ДТП.
Как вести себя после аварии знает не каждый автовладелец. Но в Правилах дорожного движения полностью расписаны действия водителя, попавшего в дорожное происшествие:
- прекратить движение до полной остановки;
- активировать «аварийку»(включить ее);
- обязательно поставить предупредительный аварийный знак;
- прибегнуть к мерам, которые бы сохранили положение предметов, вещей в том же состоянии, какими они стали после аварии;
- если есть жертвы аварии, то оказать им помощь. Для этого необходимо набрать телефон единой службы 112 и к месту происшествия вызвать не только скорую помощь, но и полицию. Если возникает необходимость, то участнику ДТП разрешается помочь пострадавшему добраться до ближайшего медпункта, привлекая попутный транспорт;
- в случае, если столкнувшиеся машины разбросало по всей ширине дороги, и они мешают свободному перемещению проходящего транспорта, то необходимо запечатлеть сложившуюся аварийную ситуацию с помощью фото или видеосъемки (можно просто начертить схему на листе бумаги) и расчистить проезжую часть;
- привлечь очевидцев, сделать запись их показаний и ждать, когда приедут сотрудники полиции.
Покидая место ДТП, водитель совершает ошибку, так как игнорирует свои обязанности, описанные в правилах дорожного движения.
В Административный и Уголовный кодекс РФ в скором времени будут внесены поправки, так как в Государственную Думу для рассмотрения уже поступили новые предложения. Некоторые депутаты вообще предлагают на поправках не останавливаться, а сразу включить статью в УК за оставление места ДТП. В качестве наказания за применение этой статьи — лишение свободы на срок от 2-х до 5-ти лет. Сегодня такие действия рассматриваються, как целенаправленное оставление человека в опасности.
Например, гражданином Петровым П.П. на ночной трассе был сбит пешеход Сидоров С.С., который стоял на обочине возле своего авто. Петров П.П. хорошо видел состояние потерпевшего: у него была повреждена голова, кровоточили раны на руках и теле, и он не подавал признаков жизни, так как был в бессознательном состоянии. Вместо того, чтобы помочь потерпевшему, в соответствии с требованиями ПДД, Петров П.П. скрылся. Потерпевшего доставила в больницу через несколько часов группа дальнобойщиков, но спасти жизнь Сидорову С.С. не удалось. Из заключения эксперта стало известно, что, если бы помощь потерпевшему была оказана своевременно, то он сейчас был бы жив. Когда состоялся суд, прокурор доказал виновность Петрова П.П., что он, испугавшись наказания, оставил беспомощного человека одного ночью и не помог потерпевшему, хотя прекрасно видел его состояние. К наказанию Петров П.П. был привлечен сразу по 2-м статьям: по 264 УК РФ ч.1 (причинение тяжкого вреда здоровью вследствие нарушения правил эксплуатации ТС) и по 125 УК РФ (оставление в опасности). В итоге Петров П.П. отбывает срок за решеткой.
Но данный пример достаточно редко встречается в юридической практике, так как не всегда удается собрать объективные доказательства умышленного действия виновника происшедшего.
Довольно часто встречается иная ситуация, когда водитель решил не дожидаться инспекторов ГИБДД и за это его ждет привлечение к административной ответственности, которая включает в себя:
- 15-суточный арест;
- или лишение прав на вождение ТС, сроком от 1-1.5 лет.
Уже давно специалистами по дорожному праву предлагается снизить минимальный срок лишения прав, который установлен в данное время. Также, в соответствии с законопроектом, внесено предложение дополнительно взимать с нарушителей штраф в пределах до 30 тыс. руб. До настоящего времени за покидание места ДТП КоАП РФ денежного наказания не предусматривал.
С одной стороны поступило предложение об ужесточении наказания водителей, когда они позволяют себе оставить место аварии, с другой стороны выступают за снижение нижнего порога срока лишения ВУ. Где логика? Этот шаг вполне оправдан судебной практикой. С таким правонарушением оспорить протокол можно разными способами. То же самое происходит с ситуациями на дорогах, которые тоже могут складываться по-разному.
Молодые водители, не имея стажа езды, управляют машиной невнимательно и, иногда задевая чужую машину, уезжают. Несмотря на то, что повреждения, нанесенные другой машине, незначительны, но к нарушителю может быть применено такое наказание, что он не сможет управлять машиной в течение 1 года.
Что касается верхней границы лишения прав по административному нарушению, то ее снижать никто не собирается. И связано это с тем, что частой причиной отсутствия водителя на месте становится его алкогольное опьянение.
Те изменения, которые коснуться законодательства, помогут судьям и дадут им возможность индивидуального подхода к каждому отдельно взятому нарушению, чтобы максимально объективно подойти к административному наказанию и вынести соответствующее решение.
В 2020 году наказание за скрытие с места ДТП будет исходить из следующего:
- Штраф за оставление места происшествия в 2020 году взиматься не будет (см. КоАП РФ);
- В кодексе четко прописано, что нарушитель будет наказан за оставление места происшествия. Выбирая меру наказания, прибегают к лишению прав либо административному аресту.
Наказание (арест или лишение прав) вступает в силу только после судебного решения.
Иногда водитель не несет ответ за то, что уехал с места столкновения автомобилей, или сбил пешехода. Каждому автолюбителю необходимо знать, когда его отсутствие наказано не будет.
1. При составлении европротокола только между двумя участниками ДТП. Этот официальный документ фиксирует письменное соглашение сторон на возмещение ущерба в размере до 50 тыс. руб., а в июне 2020 года эта сумма возрастет до 100 тыс. руб. Вызывать службу ДПС в этом случае не нужно. Этот вариант возможен при следующих условиях:
- отсутствуют физически пострадавшие лица и повреждению подверглось не более 2-х машин-участниц ДТП;
- оба водителя имеют полюса ОСАГО;
- стороны пришли к согласию по поводу характера повреждений и оценке стоимости работ по восстановлению целостности транспортных средств;
- между сторонами также не было взаимных упреков и возражений, касающихся обстоятельств дела (места, времени, степени виновности каждого, положения автомобилей).
При невыполнении хотя бы одного из этих условий, европротоколу присуждается статус «недействительный» и, как следствие, оставление места ДТП повлечет наказание.
2. Нарушившие правила нарисовали схему происшествия и следуют к посту ДПС для оформления соответствующих документов. Необходимо, чтобы данное происшествие обошлось без пострадавших и спорных вопросов по поводу случившегося.
3. Если есть пострадавший в результате аварии, то водитель сопровождает его для получения помощи специалиста-медика в ближайший медицинский пункт.
В кодексе за участником ДТП закреплена обязанность, которая предусматривает оказание помощи лицу, пострадавшему в аварии, но это только с одной стороны. Другая же сторона кодекса вводит запрет на покидание места аварии. Обстоятельство, по которому не было найдено иного способа, чтобы оказать помощь пострадавшему, и будет основанием, которое освободит водителя от административной ответственности по данному пункту. Прежде, чем удалиться с места аварии, необходимо сфотографировать сложившуюся ситуацию, расположение всех предметов с разных ракурсов, а затем выполнить свой гражданский долг и обязательно вернуться. Это очень важно при оценке исключительности характера нарушения.
Например, при столкновении машин Мамонтова М.М. и Иванова И.И. пострадал, не водитель, а пассажир, сидевший в машине Иванова И.И. по фамилии Гаврилов Г.Г., что потребовало срочного медицинского вмешательства. Авария произошла в пределах города и следовавшие мимо автомобили останавливались, их владельцы предлагали помощь, чтобы доставить пострадавшего в больницу, также вызвали скорую помощь. Мамонтов М.М. не стал дожидаться скорой, забрал Гаврилова Г.Г. и повез в больницу, но по каким- то непонятным причинам на место происшествия не вернулся. Гаврилову Г.Г. могли оказать помощь и посторонние лица, поэтому суд отклонил жалобу Мамонтова М.М., которая касалась отмены постановления о привлечении его к ответственности административного характера по статье 12.27 КоАП РФ ч.2 за оставление места ДТП.
4. Срочно потребовалось освободить проезжую часть, как от самого автомобиля, так и от его разлетевшихся фрагментов. Вначале нужно зафиксировать момент аварии, а затем освобождать пространство, чтобы не создавать затор на дороге. Вообще, по правилам, трогать машину, перемещать ее запрещено. Но все зависит от исключительного характера каждого случая.
Допустим, при нарушении ПДД вы приняли для себя решение не дожидаться прибытия группы сотрудников ГИБДД. Поэтому вас ждет не только ответственность административного характера, но и некоторые неприятные моменты:
- искажение фактов аварийной ситуации, сложившейся на дороге. Другой участник представит свое видение дела и, как часто бывает, оно бывает не всегда правдивым. Привлеченные свидетели без должного внимания отнесутся к нюансам происшествия. В итоге в суд будет представлена схема, не соответствующая действительности. Потом попробуйте доказать обратное. Это прежде всего относится к потерпевшим. Это они часто уезжают с места ДТП вместо того, чтобы дождаться приезда инспекторов.
Например, Потерпевшим в аварии стал водитель Трофимов Т.Т., так как Платов П.П. не соблюдал ПДД. Платов П.П. начал двигаться на запрещающий свет светофора, и машина Трофимова Т.Т., перемещающаяся по правилам на разрешающий свет, получила повреждение. От европротокола мужчины отказались, так как разошлись во мнении, кто виновен и как оценивать ущерб. Со своей стороны Платов П.П. начал утверждать, что, когда свет светофора поменялся на желтый, он начал совершать маневр, но не успел его закончить. Но Трофимов Т.Т. торопился в аэропорт, на контроль ситуацию не поставил, то есть не сфотографировал расположение столкнувшихся транспортных средств на проезжей части и не нарисовал схему. И, спустя время, доказать вину Платова П.П. ему не удалось. Все дело в том, что в машине у Платова П.П. находилось 2 пассажира, они и дали показания в пользу нарушителя, что его автомобиль пересекал улицу на разрешающий свет. Так была искажена аварийная ситуация. Трофимов Т.Т был привлечен к ответственности административного характера за то, что не остался на месте аварии. Фактически, невиновный человек стал виноватым.
- Федеральное законодательство предусмотрело следующее: создать особые условия выплат по ОСАГО тем, кто стал виновным в ДТП, но с места происшествия уехал.
На плечи страховой компании, которой пользуется виновник дорожного происшествия, возложена финансовая обязанность возместить все расходы на реставрацию разбитой машины потерпевшего. Но при составлении договора страхования не все обращают внимание на один пункт, в котором говорится о том, что если водитель, вина которого безоговорочно доказана, уедет с места ДТП, то страховщики могут воспользоваться своим правом и в порядке регресса взыскать все средства, затраченные на возмещение причиненного компании ущерба. Этим пунктом страховые компании частенько пользуются.
Например, Новицкий Н.Н., будучи виновным в происшествии, не дождался приезда ДПС и поспешно скрылся. Потерпевшему Боброву Б.Б. ничего не оставалось, как обратиться в страховую компанию Новицкого Н.Н. с требованием выплатить ему 35 тыс. руб. на ремонтные расходы своего автомобиля. Бобров Б.Б., в соответствии с судебным решением, получил требуемую сумму. Но следом страховая компания внесла в суд регрессивный иск на Новицкого Н.Н. Она потребовала возместить ей не только 35 тыс. руб., но и те расходы, которые понесла компания на судебные издержки, когда рассматривался первый иск, а это расходы на госпошлину, оплату юриста и т.п. Иск судом был удовлетворен. Мотивацией к удовлетворению иска послужили Правила ОСАГО п. 76, где говорится о том, что виновный обязан присутствовать на месте аварии.
Это очень важно: регрессс взыскивается только тогда, когда водитель не просто оставил, а скрылся с места происшествия.
Если виновный водитель написал расписку, где подтвердил свою виновность, указал все сведения о себе и о машине, кратко описал характерные повреждения, и отдал ее потерпевшему, то ему все же грозит ответственность по КоАП РФ ч. 12.27, но к регрессивному иску страховая уже прибегнуть не сможет.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Такой поступок, как уезд с места ДТП, относится к категории административных правонарушений. По нормам КоАП (ст.12.27) за его совершение предусмотрено наказание.
Следует отметить, что если автоводитель попал в аварию и решил покинуть место ДТП, то это совсем не означает, что он признает собственную вину. При этом только проведение расследования всей ситуации даст возможность сделать окончательные выводы.
Обратите внимание, что правонарушение является самостоятельным. Здесь совсем не важно, в каком качестве (виновника либо потерпевшего) выступает автоводитель, который решил уехать с места аварии.
При определении наказания за скрытие с места ДТП в 2018г. учитывается ряд законодательных обстоятельств, а именно:
- штраф за уезд с места аварии действующей редакцией КоАП не предусмотрен;
- за уезд с места автоаварии предусмотрено КоАП РФ лишение прав или административный арест .
Следовательно, в 2018г. штраф за оставление места ДТП к автоводителю применен быть не может. Другие, более серьезные наказания (к примеру, арест либо лишение прав), могут быть применены к человеку лишь по результатам судебного расследования.
Пока действовала ст.265 УК (до 2003г.) автоводителю за покидание места ДТП грозила ответственность уголовная. В период, начиная с даты, когда эту статью отменили, и до 01 июля 2015г., наказание за оставление места ДТП все же наступало, но уже за исключением таких ситуаций:
- участник ДТП покинул место аварии после составления европротокола;
- автоводитель покинул место аварии для того, чтобы спасти другого человека, пострадавшего при ДТП. При этом человек оставил личные сведения представителям ГИБДД.
В 2018г. наказание за уезд с места ДТП наступает также с некоторыми исключениями, а именно:
- участник автоаварии покинул место ДТП, т.к. пострадавшему в аварии требуется незамедлительная медпомощь, оказать которую могут лишь в больнице. При этом важно понимать, что автоводитель обязан возвратиться на место столкновения сразу же после оказания пострадавшему лицу необходимой медпомощи;
- если местоположение автомобилей после аварии мешает движению других ТС;
- если авария была не значительной, пострадавших нет, а участники ДТП урегулировали между собой все спорные моменты путем составления европротокола.
Обратите внимание, что требование о фиксации всех данных по ДТП еще до момента уезда с места аварии, все же осталось обязательным. Оно касается и тех ситуаций, которые описаны выше.
Нужно знать, что постановление об аресте выносится исключительно судом, а инспектор ГИБДД подобными полномочиями не обладает. При этом, если нарушителю угрожает ответственность за оставление места ДТП в виде ареста, то его присутствие на судебном заседании – это обязательное условие.
Участник аварии может быть арестован в случае, если протокол направлен для судебного рассмотрения по месту совершения правонарушения. Следует отметить, что подобное наказание применяется на практике лишь в случае, когда автоавария имеет серьезные последствия (к примеру, погибли люди), за которые водитель может быть реально арестован.
Отдельно следует отметить, что ст. 12.27 КоАП в 2018г. предусматривает за уезд с места автостолкновения наказание альтернативное – это лишение автоудостоверения либо арест. Применять в отношении человека сразу две эти санкции нельзя.
Юристы рекомендуют придерживаться некоторых правил, которые позволят автоводителю защитить свои интересы. Среди этих правил основными являются такие:
- Сообщить об аварии в ГИБДД следует незамедлительно.
Обратите внимание, что в случае, когда в результате ДТП его участники не понесли существенных потерь и нет пострадавших, можно обойтись составлением европротокола и не вызывать на место аварии полицейских.
- До того, как водитель решил покинуть место аварии, он должен четко зафиксировать место ДТП (подойдет составление схемы либо фото- и видео фиксация).
- Обязательно следует записать информацию об участниках ДТП и его свидетелях.
Если для уезда с места автоаварии были законные основания и водитель выполнил вышеперечисленные пункты, то никакое наказание в 2018 году он нести не будет.
Только суд может привлечь нарушителя к ответственности. Инспектор ГИБДД должен составить по случившемуся факту нужные процессуальные бумаги и установить характеристики ТС и личности каждого из участников аварии. Нередко при скрытии с места ДТП для подтверждения факта правонарушения может быть проведена процедура осмотра автомобиля.
В 2018г. наказание за то, что водитель скрылся с места аварии, будет выноситься мировым судьей. Вся процедура осуществляется с обязательным уведомлением виновника, поскольку он имеет право предоставлять в свою защиту доказательства собственной невиновности, а также оспаривать судебное решение.
При этом штраф за уезд с места аварии вынесен быть не может. Наказанием будет либо лишение автоудостоверения либо арест виновного.
Законодательно срок давности за оставление места ДТП составляет 3 месяца. Если этот период закончился, но не вынесены необходимые процессуальные бумаги о привлечении к ответственности, то никакие санкции к нарушителю применяться уже не будут.
Как выяснили «Известия», в Госдуму в ближайшее время будет внесен законопроект с поправками во вторую часть ст. 12.27 КоАП РФ. Документом предлагается добавить в него новую норму по смягчению наказания за оставление водителем места ДТП. При незначительном вреде за это предлагается штрафовать на 5 тыс. рублей или лишать прав на срок до трех месяцев.
В настоящее время за это водителю грозит административный арест до 15 суток или лишение прав до полутора лет. Это наказание предлагается оставить для новой нормы и добавить ее в ту же статью КоАП. В ней идет речь о «скрытии водителя в нарушение Правил дорожного движения с места аварии».
Эксперты также оценивают законопроект по-разному. Так, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин заявил «Известиям», что инициатива довольно неоднозначна.
— Абсолютно не поддерживаю по одной простой причине. Если его примут, то все водители после таких мелких ДТП, которые оставляют свои данные или дожидаются ГАИ, будут просто уезжать с места аварии. Тогда мы можем столкнуться с тем, что все эти мелкие ДТП останутся без возмещения по ОСАГО, — заявил «Известиям» эксперт.
В статье 12.27 Административного кодекса говорится о том, что ответственность несет водитель, который является участником ДТП, то есть не существует принципиальных различий кем оставлено место ДТП виновником или потерпевшим. Этот вопрос уже будет выясняться потом инспекторами ДПС. Конечно, если потом пострадавший водитель докажет, что он оставил место ДТП по уважительной причине санкции будут применены совсем другие. Как уже отмечалось, уважительной причиной может быть – помощь человеку, который пострадал в результате ДТП. Например, если рядом с водителем сидела беременная женщина, которой после столкновения стало плохо, она потеряла сознание или начала рожать, а он повез ее в больницу.
В любом случае виновнику в такой ситуации нужно придерживаться следующих действий:
- Сообщить о ДТП, например, по номеру 112.
- Освободить проезжую часть, если автомобиль мешает движению, предварительно зафиксировав все данные.
- Дождаться экипажа ДПС.
Срок, на который водитель, оставивший место ДТП, может лишиться своих прав составляет от одного года до полутра лет. При наличии различных смягчающих обстоятельств можно попробовать сократить срок до минимального. Если вы хотите остаться с правами, то лучше к судебному заседанию подготовиться заранее. Рекомендуется воспользоваться бесплатной консультацией юриста или пригласить хорошего адвоката.
Лишение прав за оставление места ДТП
Оставив место ДТП, избежать ответственности водителю получится только при одном условии, если он докажет, что на такой поступок у была уважительная причина. Например, в салоне машины сидел человек, которому резко стало плохо, и он поехал в больницу, чтобы там оказали первую помощь. Кроме того, необходимо будет подтвердить подлинность оправданий оставления места ДТП. Для чего можно пригласить свидетеля, либо подтвердить документально, попросив из медицинского учреждения соответствующий документ или справку. Конечно, такая справка не имеет установленного образца, но вы можете попросить врача написать расписку и подтвердить это его подписью и медицинской печатью. В качестве свидетеля можно пригласить того человека, которого участник аварии отвозил в больницу, либо врача, который принимал больного. Если водитель докажет, что оставил место ДТП для того, чтобы отвезти человека для оказания ему помощи в медицинское учреждение, то лишение прав и арест ему не грозят.
Немаловажным способом избежать наказания в виде лишения прав будет обращение в Госавтоинспекцию до того, как дело будет передано в суд. На этой стадии можно попросить заменить наказание, например, на арест.
За оставление места ДТП срок исковой давности о рассмотрении дела составляет три месяца. Получается, если за этот период виновника, то есть водителя, который оставил дорожно-транспортное происшествие, не нашли, то по истечении трех месяцев дело будет закрыто. В результате чего, потерпевшая сторона восстановить свои нарушенные права вряд ли сможет.
Если будет в судебном порядке установлено, что покинувший место ДТП причинил значительный ущерб имуществу потерпевшего, то последний может обратиться в суд с тем, чтобы взыскать с виновного эти потери. В этом случае срок исковой давности составляет 3 года. При пропуске этого срока, на возмещение вреда лучше не рассчитывать.
При оставлении места ДТП автомобиль виновного объявят в розыск, впрочем, как и самого виновного. Только в редких случаях второй участник ДТП не заявляет о сокрытии другого с места аварии. Не стоит надеяться на то, что получится скрываться до тех пор, пока не истечет срок исковой давности. Разыскивать будут всеми доступными способами, поэтому не стоит надеяться, что о вас забудут или вас не найдут. Скрывшегося с места аварии водителя в большинстве случаев находят. Если найдут, то, наказания в виде лишения прав или ареста не избежать.
Если скрывшегося водителя не найдут, то ему повезло, но таких случаев минимум, практически нулевой процент. Поэтому для того, чтобы не получить наказание по полной, то есть 18 месяцев лишения прав или все 15 дней «за решеткой», лучше сознаться добровольно и прийти с повинной.
Желательно с места аварии вообще не уезжать, потому что с точностью не известно, кого в итоге инспекторы признают виновным.
Намного хуже будет ситуация, в результате которой погиб или пострадал человек. В такой ситуации водителя покинувшего место аварии будут судить по УК и наказания вам все равно не избежать и сроки давности здесь совсем другие, намного больше трехмесячного срока.
Процесс возврата прав после лишения за оставление места ДТП за последние годы немного изменился. Теперь права просто так не возвращают. По новым законам, получить права можно только, если сдашь экзамен на знание ПДД.
Проверку знаний можно пройти, сдав теоретический экзамен в виде простого тестирования. Количество ошибок в тесте не может быть больше двух, а сам тест состоит из двадцати вопросов. При этом придется заплатить госпошлину в размере 4,5 тыс. рублей. Количество попыток не ограничено. Всего на время теста отводится двадцать минут. Тем, кто мало знаком с правилами дорожного движения, лучше подготовиться заранее. Немаловажным фактом является то, что сдать мест можно уже после того, как прошла половина срока вашего наказания. Например, если вас лишили прав за уезд с дорожно-транспортного происшествия на 12 месяцев, то за полгода до получения прав вы можете отправиться в ГИБДД и изъявить желание сдать теорию. Вопросы связаны только с вождением и не затрагивают разделов медицины и др.
Каждому водителю просто необходимо знать правила дорожного движения, поскольку незнание не освобождает от ответственности. Это касается и такого правонарушения, как оставление места ДТП. Данный проступок является одним из самых серьезных и даже, если вы уехали, нечаянно, задев чужую машину, знайте, что за это могут серьезно наказать и даже арестовать. Будьте осторожны и соблюдайте ПДД.
Если водители договорились насчет причиненного ущерба и выплаты материальной компенсации, вызывать службу автоинспекции не обязательно. Такой способ практикуется преимущественно при небольших повреждениях вроде разбитого зеркала или помятого бампера.
Передачу пострадавшему согласованной суммы желательно зафиксировать распиской. Также в ней нужно указать место, время автоаварии и нанесенные повреждения. Если расследование происшествия будет продолжаться, расписка обретет силу официального документа и будет рассматриваться правоохранительными органами и судом.
Лишение водительских прав может «потянуть» на 1-1,5 года. Этот срок определяется судом.
Суд принимает решение, исходя из следующих факторов:
- тяжесть последствий автомобильного столкновения;
- наличие пострадавших людей;
- погодные условия, видимость на проезжей части;
- влияние на действия нарушителя алкоголя/наркотиков;
- медицинские доказательства пребывания виновника аварии в состоянии аффекта;
- раскаяние водителя, признавшего свою вину;
- самостоятельное извещение нарушителем ПДД правоохранительных органов;
- содействие виновника происшествия в его расследовании.
Суд учитывает все эти аспекты и опирается на них при вынесении вердикта.
Юристы могут вести линию защиты в суде по двум основным направлениям:
- отсутствие ДТП как такового;
- отсутствие вины водителя.
Разрабатывая первую схему, юрист выкладывает перед судом все факты, указывающие на отсутствие дорожной аварии. Если доказать, что происшествия не было, то все остальные нарушения автоматически исчезают и лишение прав за преждевременное оставление места ДТП отменяется.
Действуя по второй схеме, можно также достичь положительных результатов, хотя сделать это будет сложнее. Здесь придется раскрыть причины, побудившие участника ДТП уехать до приезда инспекторов. Опытные юристы искусно владеют перечисленными тактиками и безошибочно определяют, какое направление защиты предпочтительнее избрать в конкретном случае.
Поэтому не рекомендуется самостоятельно отстаивать свои интересы в суде. Ведь важно не просто знать об этих тактиках, но и уметь ими пользоваться. Такая работа под силу только профессионалу, знающему законы и способному дать правильную трактовку случившемуся.
Иногда случается, что срок давности рассматриваемого правонарушения уже истек, но информация о разыскиваемом автомобиле осталась в соответствующей базе данных. Некоторых водителей останавливают спустя год после ДТП и извещают, что их транспортное средство разыскивается.
Прекратить розыск может только лицо, инициировавшее его, в данном случае – ГИБДД. Если этого не происходит, авто остается в упомянутом списке на неопределенный срок. Виной тому – простая забывчивость или потеря документа.
Водителю не стоит волноваться по этому поводу. Наказания за оставление места аварии не последует. Во избежание дальнейших недоразумений следует посетить отделение ГИБДД и подать заявление о снятии своего автомобиля с розыска по причине истечения срока давности.
Водителя, чья вина доказана, должны лишить права управления транспортным средством.
Но наказания можно избежать. Хороший юрист знает, как правильно выстроить линию защиты. Классификация административных правонарушений дана в соответствующем Кодексе, и статья 12.27 очень сложна в истолковании. Затягивать с обращением к юристу не следует, это в интересах водителя. Направить судебный процесс в выгодное для него русло будет значительно легче. И адвокат сможет более квалифицированно отстоять интересы клиента.
Конечно, сохранить права очень непросто. Но опытные юристы могут найти лазейки в законодательстве и выиграть дело. Защита строится на доказывании того факта, что правонарушение было неправильно квалифицировано инспектором полиции.
Разрешение дела в пользу ответчика может выражаться в 2 формах:
- смягчение наказания (оно ограничивается требованием уплатить штраф);
- полное снятие вины и освобождение от ответственности.
Обстоятельства любого столкновения машин должны быть оформлены в документальном виде. Участники аварии обязаны выполнить ряд действий – убедиться в безопасности людей, обеспечить первую помощь, минимизировать ущерб. Соблюдение этих правил возможно, если каждый участник ДТП остался на месте происшествия.
Перечень обязательных правил поведения для всех участников дорожных аварий закреплен в ПДД. Их нарушение влечет санкций по административному или уголовному законодательству. Одним из ключевых требований закона, которое должны соблюдать водители, является запрет на оставление места ДТП. Действует этот запрет до момента закрепления всех обстоятельств инцидента, сбора необходимых доказательств, оформления документов.
Если автовладельца лишили прав за оставление места ДТП по статье 12.27 обжаловать наказание сложно даже с помощью адвоката. Факт отсутствия на месте аварии будет зафиксирован инспектором ГИБДД, подтвержден пострадавшими пешеходами или очевидцами аварии, по иным доказательствам (например, камер внешнего наблюдения). Установление личности водителя, который в нарушение закона покинул место ДТП, будет осуществляться не только для применения санкций, но и для возможности пострадавшим получить возмещение за счет ОСАГО.
В случае, когда водитель скрывается с места ДТП, то это его действие судом и сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения будет расценено как грубое нарушение правил дорожного движения.
Правила разъясняют всю процедуру, как вести себя участнику ДТП, и каждый участник должен четко ее выполнять:
- После попадания автомобиля в аварию, необходимо выставить знак аварийной остановки (в пределах города он ставится в 15 метрах от авто, а за его пределами — это расстояние увеличивается до 30 метров);
- Если в ДТП имеются пострадавшие, то необходимо отправить их на попутке или на «скорой помощи» в больницу, если такой возможности нет, то зафиксировав все следы аварии, а также положение автомобиля. Доставить пострадавшего в больницу и вернуться обратно;
- Дождаться сотрудников Госинспекции безопасности дорожного движения для оформления ДТП.
Если вся процедура выполнена, то сотрудникам ГИБДД проще будет выяснить все обстоятельства, которые явились причиной аварии, а также установить виновника ДТП.
Соответственно, если виновник происшествия скрывается с места ДТП, он заведомо нарушает вышеуказанную процедуру, что подтверждает совершение административного правонарушения.
А то, какую роль в аварии он принимает, виновник или пострадавший, уже рассматриваться не будет, ведь он нарушил статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данная статья подразумевает только 2 вида наказания за данное правонарушение:
- Лишение права управлять транспортным средством от 12 до 18 месяцев;
- Административный арест на срок до 15 суток.
Но давайте не будем забывать и о том, что водитель нарушил правила дорожного движения, что явилось причиной происшествия.
Поэтому если виновник покинул место ДТП, то к вышеуказанным санкциям могут добавиться еще и санкции по статьям, которые будут квалифицировать его действия, которые послужили причиной аварии.
Кроме всего прочего, в КоАП РФ предусмотрен административный штраф, который налагается на лиц, не выполнивших обязанности при аварии.
И завершающей каплей в данной ситуации служит то, что в случае оставления места ДТП, виновник обязан будет оплатить весь ущерб по восстановлению транспортных средств пострадавших самостоятельно, потому как страховщик по полисам ОСАГО и КАСКО не будет эти расходы покрывать.
Правилами дорожного движения предусмотрен перечень ситуаций, в которых водитель имеет право покинуть место ДТП, он ограничен, соответственно, в суде нужно будет доказать, что имели место причины, относящиеся к этому положению ПДД.
Водители, которые выполняют должностные обязанности за рулем, лучше бы подверглись административному аресту, чем лишению прав, но такое наказание не может назначаться определенным категориям граждан:
- Инвалиды;
- Должностные лица ОВД, таможни, УФСИН и других подобных органов;
- Военнослужащие;
- Женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, или находящиеся в состоянии беременности.
Итак, для этих категорий граждан законодатель не дает выбора, поэтому суд вынесет наказание в виде лишения права управления транспортным средством.
По данной статье судьи стараются не назначать административный арест, поэтому остальные категории в основной части решений суда остаются без водительских удостоверений.
Если учесть, что данные дела относятся к очень узкой сфере юриспруденции, и в ней очень много тонкостей и нюансов, лучше для разрешения данных дел прибегнуть к помощи профессиональных автоюристов.
Хотя даже привлечение специалиста не всегда приводит к положительному исходу для правонарушителя, это связано с ужесточением наказания за нарушение правил дорожного движения.
Но помощь профессионала никогда не бывает лишней, в любом случае, он поможет разработать стратегию защиты и сделает все от него зависящее, чтобы оставить водительское удостоверение при водителе.
Для того чтобы определится с наказанием за скрытие с места аварии, нужно разобраться, что будет относиться к дорожно-транспортному происшествию:
- Столкновение – соприкосновение нескольких автомобилей;
- Наезд:
- ТС на неподвижный предмет;
- На транспортное средство, которое не находилось в движении;
- На пешехода, это столкновение пешехода и движущегося ТС, а также если пешеход пострадал от грузов, которые выступают за габариты;
- На животное;
- Опрокидывание – ТС в движении перевернулось (причиной этому могут быть природные условия, маневр, неисправность и т.д.);
- Иные аварийные ситуации (например, ТС наехал на внезапно возникнувшее на проезжей части препятствие).
Дорожно-транспортным происшествием можно признать происшествие, случившееся в местах, где имеются все условия для движения ТС.
Естественно, если вы поехали на природу, и в лесу случилось происшествие, его нельзя назвать дорожно-транспортным.
О наказании за оставление места дорожно-транспортного происшествия уже было сказано, оно может быть двух видов: лишение права управления транспортным средством до 18 месяцев и административный арест до 15 суток.
Если рассмотреть статистику за последние 2 года, то за скрытие с места происшествия в большей части лишают права управления транспортным средством.
Хотя административный арест является более суровым наказанием, именно с этим связано его применение в меньшей части при вынесении решения о наказании за правонарушение, а со стороны автолюбителей оно является более щадящим.
Срок давности по данному правонарушению составляет всего 60 дней, то есть 2 месяца, после чего протокол об административном правонарушении со всеми документами направляется в суд для рассмотрения и вынесения решения.
Поэтому если правонарушитель не был найден за это время, то за оставлением места дорожно-транспортного происшествия, его не привлекут к ответственности.
Но не стоит забывать про видеокамеры, которые установлены на зданиях города, а также свидетелях. Поэтому сотрудники могут, просмотрев запись или опросив свидетелей, выявить автомобиль, а по нему уже выяснить владельца и вызвать его в отделение ГИБДД. Кроме этого, транспортное средство объявляют в розыск и организуют операцию «Перехват».
Есть такое понятие «неосознанное оставление места дорожно-транспортного происшествия», под которым понимают ту ситуацию, когда водитель не почувствовал и не заметил, что задел другое транспортное средство, и не подозревая о ДТП, уехал с места аварии.
Придется доказать в суде сам факт того, что виновник не заметил и не почувствовал столкновения, а это самое трудное. Водитель обязан, согласно правилам, убедиться в том, что его маневры во время движения автомобиля безопасны, и вся ответственность налагается именно на водителя.
Если рассматривать пример, что водитель, выезжая с парковки, случайно по касательной задел стоящий недалеко автомобиль, вследствие этого, нанес стоящему автомобилю небольшое повреждение в виде потертости, в этой ситуации, будет виноват именно водитель, выезжающий с парковки.
А учитывая, что он даже не заметил этого и покинул место дорожно-транспортного происшествия, через некоторое время ему придет повестка.
По повестке он должен будет явиться в отделение государственной инспекции дорожного движения, и в отношении ни о чем не подозревающего водителя будет составлен протокол в соответствии с частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
После составления протокола, водителю сообщат дату судебного заседания для рассмотрения данного протокола, а вот тогда ему и необходимо будет представить доказательства его неумышленного оставления места дорожно-транспортного происшествия.
В каких случаях можно покинуть место аварии, и за это ничего не будет по закону?
Законом предусмотрены ситуации, в которых водитель имеет право покинуть место дорожно-транспортного происшествия и за это его нельзя будет привлечь к административной ответственности:
- Одна из таких ситуаций — это доставление пострадавших в ближайшее медицинское учреждение для того, чтобы им оказали экстренную помощь, но только в том случае, если нельзя вызвать на место аварии или отправить нуждающихся в медицинской помощи на попутных автомобилях;
- Другая ситуация: в дорожно-транспортном происшествии ущерб был причинен только имуществу, а участники происшествия не имеют разногласий относительно виновного лица и характера повреждений;
- Третья ситуация: транспортные средства, попавшие в аварию, преграждают путь другим транспортным средствам, но в этой ситуации, необходимо с помощью видео или фотосъемки зафиксировать все следы ДТП;
- И последняя ситуация для оставления места ДТП по законным основаниям: водители фиксируют все следы аварии на фото или видеосъемку и составляют европротокол в упрощенной форме.
Не забудьте, что любая из вышеуказанных ситуаций должна быть подтверждена надлежащим образом, иначе сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, установив отсутствие участника аварии, составят соответствующий документ.
И начнется розыск водителя и автотранспортного средства. А далее — составление протокола по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ, направление дела в суд и лишение права управления транспортным средством до 18 месяцев.
Чтобы избежать привлечения к административной ответственности, необходимо зафиксировать все следы автодорожного происшествия, это будет доказательством, ��то ваши действия были законны.
Далеко не всегда законодательство ограничивает перемещение водителей, запрещает им отлучаться с точки, где случился инцидент. При определенных обстоятельствах и виновник произошедшего, и жертва могут на какое-то время покинуть место аварии. Однако они должны в обязательном порядке вернуться обратно для официального оформления. Если все было выполнено в соответствии с установленным регламентом, наказание не предусмотрено.Прежде, чем начинать более детальный анализ установленного в случае аварии регламента, необходимо определить, что конкретно понимается под термином «оставление места дорожно-транспортного происшествия». Согласно общепринятой юридической трактовке, это ситуация, при которой водитель покидает аварию без основательных причин в попытке уйти от ответственности. В этом случае вся сопроводительная документация оформляется без его участия, работники Госавтоинспекции опрашивают очевидцев и свидетелей для формирования достоверной картины столкновения.
Минимальное время изъятия водительского удостоверения составляет один календарный год. Когда оставление места ДТП происходит в алкогольном или наркотическом опьянении, период лишения ВУ увеличивается. В этой ситуации виновная сторона привлекается сразу по двум статьям, когда истекает срок первой, в законную силу вступает вторая.
В судебной практике существует четыре способа, как не допустить изъятия ВУ. Более подробно о каждом из них ниже.
- Затягивание сроков
Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что постановление о наложении административного взыскания должно быть вынесено не позднее, чем спустя три месяца после первого судебного заседания. При несоблюдении данного требования дело закрывается в связи с истечением срока давности.
- Невозможность доказать наличие умысла
Если в ходе судебного разбирательства не удается доказать, что виновник решил покинуть место происшествия, осознавая всю ответственность происходящего, обвинения снимаются. Иными словами, чтобы избежать санкций, необходимо предоставить объективное и достоверное подтверждение того, что момент столкновения остался незамеченным и, следовательно, уезд произошел непреднамеренно. Справедливости ради стоит отметить, что сделать это нелегко.
- Незначительность произошедшего
Лишения прав за оставление места ДТП можно избежать, если договориться с потерпевшей стороной до ее обращения в отделение ГИБДД с целью опознания. В данной ситуации ключевым фактором успешных переговоров выступает личная позиция оппонента, его желание идти на контакт. При условии «налаживания мостов» действовать следует по такому сценарию:
- Виновник договаривается с потерпевшим о способах возмещения ущерба.
- Пострадавший дает расписку о самостоятельном урегулировании конфликта, отсутствии каких-либо претензий.
Для понимания термина нужно дать определение дорожно-транспортному происшествию. ДТП — это событие, произошедшее с участием одного или нескольких транспортных средств в момент их движения по дороге, обочине, тротуару и иным территориям, включая парковки, пешеходные и велосипедные дорожки. Неотъемлемым признаком ДТП является наличие:
- пострадавших или погибших людей;
- повреждения транспортных средств;
- иного материального ущерба, причиненного сооружениям, грузам, дорожному полотну и т. д.
Совершив ДТП, водитель должен прекратить движение, поставить знак, указывающий на аварийную остановку, вызвать экстренные службы, попытаться оказать помощь раненым людям, дождаться приезда инспектора. Сокрытие с места аварии, если погибли или пострадали люди, квалифицируется по ст. 264 УК РФ:
При нанесении тяжкого вреда здоровью в соответствии с п. «б» ч. 2 максимальное основное наказание назначается в виде лишения свободы до 7 лет, дополнительно подсудимого могут лишить права на получение некоторых должностей и занятие определенной деятельностью, как правило, суд лишает возможности работать водителем.
Совершив ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу, причастный водитель должен дождаться прибытия сотрудника ГИБДД. Обязанность оставаться на месте происшествия распространяется на всех водителей, чьи транспортные средства участвовали в аварии. Степень виновности каждого определяется сотрудником ДПС. Покинув место аварии, даже невиновный в ее совершении водитель будет привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 Административного кодекса. Штраф по этой статье не предусмотрен, на усмотрение судьи в отношении скрывшегося водителя применяется административный арест до 15 суток либо лишение права управления транспортным средством на срок от 12 до 18 месяцев. Примером может служить ДТП, произошедшее на парковке супермаркета или офисного здания. Обнаружив на стоянке автомобиль с повреждениями, необходимо вызвать ГИБДД, чтобы избежать лишения водительских прав.
При аварии, совершенной в населенном пункте, есть возможность вызвать медиков или отправить пострадавших в медучреждение попутным транспортом. В отдаленной и малонаселенной местности время прибытия экстренных служб может исчисляться часами. При отсутствии других автомобилей закон обязывает причастного к ДТП водителя самостоятельно доставить раненых в лечебное учреждение. Если человек уехал с места ДТП, выполняя свои обязанности по доставке потерпевших в больницу, наказание ему не грозит, т. к. он выполнял требования ст. 2.6 ПДД.
Важно! покидая место ДТП с пострадавшим, необходимо сообщить о происшествии в ГИБДД, назвав свою фамилию, марку и госномер автомобиля.
Доставив людей в больницу, водитель должен вернуться на место ДТП для объяснений обстоятельств происшествия.
Обстоятельством, исключающим наказание за отъезд с места аварии, является оформление Европротокола. С 2009 года водители вправе самостоятельно оформить происшествие при соблюдении условий:
- авария без пострадавшего;
- нет споров о виновности;
- все участники имеют действующий полис ОСАГО;
- ущерб не превышает установленной законом суммы.
Сроки, регламентирующие давность привлечения водителей за побег с места ДТП, прописаны в ст. 4.5 КоАП. Постановление должно быть вынесено не позже, чем через 60 суток после совершения правонарушения. Если дело рассматривается судьей, сроки давности составляют 90 суток. По истечении этого периода дело подлежит прекращению.
Исключение! Сроки давности продлеваются, если суд первой инстанции состоялся в установленных законом временных рамках, но правонарушитель обжаловал постановление суда. Иных причин для продления и восстановления сроков давности не имеется.
Каждый гражданин вправе защищать свои интересы законными методами. Оспорить факт правонарушения, если он доказан показаниями очевидцев и рапортами сотрудников полиции, сложно, но всегда остается вероятность технических ошибок при заполнении значимых для дела документов. Участие защитника повышает шанс минимизации наказания. Ознакомившись с материалами проверки, юрист может обнаружить неразрешимые противоречия, которые трактуются в пользу нарушителя, и его уезд с места аварии не повлечет максимальных санкций или позволит вовсе избежать наказания.
Обратите внимание! Продемонстрировав искреннее раскаяние и подав ходатайство о применении иного наказания, можно убедить судью назначить арест, не лишая права управления ТС.
Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.
Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.
Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.
Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.
Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.
Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.
Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.
К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].
Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.
В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.
При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.