Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС на проектные работы по объектам культурного наследия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Известно, что в ст. 149 НК РФ имеются п. п. 2 и 3, содержащие перечни операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). При этом в п. 5 этой статьи указано, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета. Таким образом, организация не может по своему усмотрению отказаться от освобождения операций, перечисленных в п. 2 ст. 149 НК РФ. Между тем освобождение от налогообложения реализации работ на объектах культурного наследия названо именно в этом пункте. Следовательно, отказаться от освобождения подрядная организация не может. С учетом положений пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ счет-фактура на стоимость работ выставляться не должен.
Суммы «входного» НДС, предъявленные подрядной организации в связи с приобретением товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения работ на объектах культурного наследия, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.
К сведению. На основании пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее — объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия. При этом Минфин неоднократно сообщал, что при определении перечня работ, относящихся к работам, предусмотренным пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, следует руководствоваться нормами названного Федерального закона (Письма Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-07/10897, от 29.07.2015 N 03-07-11/43645 и др.).
НДС при выполнении работ на объектах культурного наследия по договорам подряда
Имеется несколько Писем (Минфина России от 24.11.2014 N 03-07-15/59623, ФНС России от 18.12.2014 N ГД-4-3/26274, от 16.02.2015 N ГД-4-3/[email protected] и от 25.03.2016 N СД-4-3/5153), в которых указано, что суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, освобожденных от налогообложения в соответствии с пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик-покупатель вправе принять к вычету в общеустановленном ст. ст. 171 и 172 НК РФ порядке. Речь идет об услугах, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве РФ, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. А с просьбой разъяснить свою позицию в отношении НДС к чиновникам обращались авиакомпании. В частности, в последнем из перечисленных Писем авиакомпания указала:
- в данной ситуации необходим принцип «зеркальности», проявляющийся в том, чтобы аэропорты выставляли счета-фактуры с выделенной суммой НДС, исчисляли и уплачивали НДС со своих услуг в бюджет, а авиакомпании принимали данный НДС к вычету, в таком случае интересы бюджета не были бы нарушены;
- законность и обоснованность такой методики подтверждается Конституционным Судом РФ (Определение от 07.11.2008 N 1049-О-О, Постановление от 03.06.2014 N 17-П), а также Письмами ФНС России от 18.12.2014 N ГД-4-3/26274 и от 16.02.2015 N ГД-4-3/[email protected]
Обратите внимание! Признавая правомерным принятие «входного» НДС к вычету, Минфин и ФНС обосновывают это следующим образом. Подпунктом 2 п. 5 ст. 173 НК РФ установлено, что в случае выставления налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю счетов-фактур с выделением НДС суммы налога, подлежат уплате в бюджет.
На основании Постановления КС РФ от 03.06.2014 N 17-П и Постановления Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 10627/06 п. 5 ст. 173 НК РФ установлены правила, предусматривающие обязанность продавцов уплатить в бюджет указанный в счете-фактуре НДС. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель оплачивает счета-фактуры и, руководствуясь положениями ст. ст. 169, 171 и 172 НК РФ, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.
Судебных актов, в которых рассматривались споры о вычетах НДС со стоимости работ, выполненных на объектах культурного наследия, мало (по крайней мере принятых в последние два года окружными судами). Один из них — Постановление АС СЗО от 17.05.2016 N Ф07-2113/2016 по делу N А56-39695/2015. В данном случае между КУГИ (арендодатель) и ООО (арендатор) был заключен договор аренды на инвестиционных условиях земельного участка. В рамках этого договора земельный участок предоставлялся налогоплательщику для осуществления инвестиционного проекта по реконструкции здания — объекта культурного наследия регионального значения — под гостинично-туристический комплекс и дальнейшего использования его после осуществления инвестиционного проекта. В свою очередь, в целях реализации инвестиционного проекта налогоплательщик заключил договоры на выполнение строительных и ремонтно-реставрационных работ и оказание услуг с подрядными организациями. Предъявленный ими НДС налогоплательщик заявил к возмещению. Налоговый орган отказал в праве на вычет.
Арбитры признали отказ законным, обосновав свое решение следующим образом. Организация должна была применять льготу, установленную пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, поскольку в данном случае спорные работы не облагаются НДС, а потому предъявление НДС к возмещению неправомерно.
Осуществляя операции, поименованные в п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не вправе отказаться от применения освобождения от НДС. Вместе с тем КС РФ считает, что п. 5 ст. 173 НК РФ в системной связи с другими положениями НК РФ предусматривает возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации своей экономической деятельности и налогового планирования, а именно налогоплательщик вправе:
- сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС и, следовательно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг);
- выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы НДС и перечислить налог в бюджет.
Наличие счета-фактуры с выделенным НДС — основание для применения покупателем вычетов в общеустановленном порядке.
Довод инспекторов о том, что счета-фактуры при реализации освобожденных от НДС работ не выставляются, противоречит пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ. Счет-фактура не может признаваться составленным с нарушением только потому, что он оформлен на освобожденные от налогообложения операции.
Минфин и ФНС не раз подтверждали право заказчика на вычет «входного» НДС в отношении операции, названной в пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ (услуги по обслуживанию воздушных судов). Логично предположить, что в отношении работ, указанных в пп. 15 этого же пункта, позиция чиновников была бы такой же, то есть в пользу заказчика, при условии, что результат работ будет использоваться в облагаемой НДС деятельности.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Применение льготы по НДС по объектам культурного наследия
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О государственном оборонном заказе»
-
Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
-
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«Об акционерных обществах»
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244
«О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239
«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»
НДС при ремонте объектов культурного наследия
- Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
- Без ошибок заполнить документы и отчеты.
- Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
- Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
- Уверенно действовать при проверках и в судах.
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании государственного контракта, Минфин России сообщает.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия. При этом право отказаться от указанного освобождения от налогообложения нормами главы 21 Кодекса не предусмотрено.
Возник вопрос об НДС в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании госконтракта.
В НК РФ прописано, какие работы (услуги), связанные с объектами культурного наследия, не облагаются НДС (освобождаются от него). При этом не предусмотрено право отказаться от освобождения.
Разъяснено, что суммы НДС, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, освобождаемых от НДС по указанному основанию, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).
Обязанность уплатить НДС в бюджет возлагается на налогоплательщика, если при реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, в том числе по указанному основанию, он выставляет покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога.
При этом, как пояснил Пленум ВАС РФ (постановление от 30 мая 2014 г. N 33), налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно он обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль (НДФЛ), если сумма НДС, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при выполнении работ по реконструкции зданий (строений), являющихся объектами культурного наследия, в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее в настоящей главе — объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Таким образом, работы по реконструкции объекта культурного наследия, выполненные в том числе по договору субподряда, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается операций по реализации других работ (услуг), не поименованных в указанном подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, то налогообложение налогом на добавленную стоимость таких операций производится в общеустановленном порядке.аналогичная позиция выражена в решениях не только других арбитражных судов, но и Верховного Суда РФ (Определения от 03.03.2016 № 307-КГ15-16650, от 13.07.2016 № 307-КГ16-7899).
Однако с этим подходом вполне можно и нужно спорить.
Притом что весомых аргументов будет более чем достаточно:
- пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ, в котором написано, что при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, налогоплательщики также исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, если выставили покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога;
- Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, где прокомментировано, что в силу пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ налог также подлежит уплате в бюджет, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.
- Постановление КС РФ от 03.06.2014 № 17-П с позицией о том, что правила п. 5 ст. 173 НК РФ в системной связи с другими положениями кодекса предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, следовательно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, притом что эта сумма (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет;
- письмо ФНС РФ от 23.09.2016 № СД-4-3/[email protected] со недвусмысленными словами о том, что в случае выставления продавцом счета-фактуры с выделением сумм НДС при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 Кодекса, налогоплательщик-продавец имеет право на налоговые вычеты в отношении таких операций.
- Определения ВС РФ от 24.10.2016 № 305-КГ16-6640, № 305-КГ16-7096 и № 305-КГ16-8642, в который Верховный Суд встал на сторону налогоплательщика и согласился с правомерностью вычетов на основании полученных счетов-фактур по другой изначальной необлагаемой операции из того же списка (пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Выполнение работ на объектах культурного наследия и НДС
- Бухгалтерские
- Кадровые
- Юридические
- Статистические
- Экономические
- Должностные инструкции
- Изменения с 2021 года
- Изменения с 2020 года
- Изменения с 2019 года
- Изменения с 2018 года
- Программные продукты
- Подборка статей
- Вопросы и ответы
- Производственный календарь
- ПБУ
- Справочно
- Законодательные документы
- Экономический словарь
- Корреспонденция счетов
- Телефонные коды
- МСФО
- Аудит
- Записи в трудовой книжке
- Для г. Белгорода
- Информация по 1С
- Новости
- Финансовые коэффициенты
- Справочники
- История бухучета
- Основные средства
- Нематериальные активы
- Товарно-материальные ценности
- Затраты на производтво
- Денежные средства
- Расчеты с персоналом
- Расчеты с бюджетом
- Готовая продукция
- Финансовые результаты
- Капитал и резервы
- Учетная политика
- Учет и оплата труда
- НДС
- ЕСХН
- УСНО
- ЕНВД
- НДФЛ
- Страховые взносы
- Взносы в ФСС
- Налог на имущество
- Водный налог
- Земельный налог
- Транспортный налог
- Налог на прибыль
- Налог на игорный бизнес
- Акцизы
- Налог на пользование полезными ископаемыми
- Патентная система налогообложения
ФНС дала рекомендации инспекторам относительно НДС по реставрационным работам
- ОКСМ
- ОКВЭД [1.1]
- ОКВЭД [2]
- ОКВ
- ОКДП
- ОКЕИ
- ОКФС
- ОКОПФ
- ОКУН
- ОКОФ
- ИНКОТЕРМС
- ОКИН
- ОКЭР
- КСД
- ОКСО
Разработка сайта:
- МРР-9.1-16. Методика расчета стоимости научных, нормативно-методических, проектных и других видов работ (услуг) на основании нормируемых трудозатрат
- МРР-9.3-16. Разработка задания на проектирование технологического раздела
- МРР-9.4-16. Архитектурная колористка городской среды
- МРР-9.5-16. Демонстрационные материалы
- МРР-9.7-16. Математическое моделирование транспортных потоков с применением специализированных программных продуктов
- МРР-9.6-17. Разработка специальных технических условий для проектирования
- МРР-9.10-17. Проектирование специальных методов строительства
- МРР-9.11-18. Предоставление технических заключений по проектам подземных сооружений и коммуникаций для проектирования и строительства в городе Москве
- МРР-9.12-18. Подготовка технических планов зданий, помещений, сооружений
- МРР-9.13-18. Экспертиза промышленной безопасности опасных производственных объектов
- МРР-9.14-19. Разработка обоснования безопасности опасного производственного объекта
От налога освобождены работы, включая ремонтные, которые проводят в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ – для них необходимо специальное разрешение (ст. 45 Закона № 73-ФЗ). Порядок выдачи разрешений – в Административном регламенте (утв. приказом Минкульта от 30 июля 2012 г. № 811).
Документы, которые нужны для применения льготы по Ндс при ремонте (таблица)
ДокументОснование Справка о том, что объект входит в единый реестр или относится к выявленным объектам культурного наследия (такие справки выдает орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, или орган исполнительной власти субъекта РФ) Подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ Копии договоров на выполнение работ Подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ Разрешение на работы от уполномоченного органа Ст. 45 Закона № 73-ФЗ Лицензия на работы П. 6 ст. 149 НК РФ,п. 6 ст. 45 Закона № 73-ФЗ Льготу применяют для объектов, которые входят в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или которые выявили.
Это могут быть объекты федерального, регионального или местного значения (ст. 4 Закона № 73-ФЗ).
Какие бумаги нужны для освобождения от НДС, смотрите в таблице выше.
Требования одинаковые для всех исполнителей – генподрядчика, подрядчика, субподрядчика и т. д. То есть, чтобы применять льготу, у каждого из них должны быть все эти документы, несмотря на то, что в кодексе приведены только справки и копии договоров.
Не указывайте в договоре НДС для работ, которые освобождены от налога.
Помимо начальной (максимальной) цены контракта заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта. А именно указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей (письма Минэкономразвития России от 13 июля 2021 г. № Д28и-1787, от 10 мая 2021 г. № Д28и-1317).
При разработке документации об аукционе информацию о размере НДС в цене контракта приводят в разделе «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта».
В нашем случае цена контракта с государственным или муниципальным заказчиком НДС не включает, так как работы освобождены от налога.
Значит, и в договоре с субподрядчиком, который вправе применять освобождение, напишите, что цена договора без НДС. Так как стоимость работ налогом на добавленную стоимость не облагается (письма ФНС от 16 февраля 2015 г. № ГД-4-3/2366, Минфина от 24 ноября 2014 г. № 03-07-15/59623).
То есть стороны должны урегулировать этот вопрос заранее – до того, как заключить договор. Поскольку, если исполнитель не освобожден от НДС, при реализации работ он обязан предъявить НДС дополнительно к цене работ. И выделить в документах сумму налога отдельной строкой (п. 1, 4 ст. 168 НК РФ).
Таким образом, в ходе работ не все затраты будут без НДС – отдельные поставщики и исполнители могут предъявлять Ндс при ремонте по материалам, работам, услугам. Поэтому подрядчик должен это учитывать, когда будет определять договорную стоимость работ. Она должна покрывать все его затраты.
Не забывайте вести раздельный учет операций, которые облагаются и не облагаются НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).
Для этого откройте отдельные субсчета к счетам, которые используете для отражения соответствующих операций (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 10 «Материалы», 19 «НДС по приобретенным ценностям» и т. д.).
Закрепите в учетной политике способы отражения налога – когда берете к вычету, когда относите на затраты.
Ответ положительный
При совершении операции, не подлежащей налогообложению, у продавца отсутствует обязанность по составлению счета-фактуры (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ), ведь в этом случае сумму НДС покупателю предъявлять не нужно.
Однако в рассматриваемой ситуации предприятию общепита предъявлен к уплате НДС (будем исходить из того, что у подрядчика имеется лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия). При таких обстоятельствах подрядчик сумму НДС, указанную в выставленном счете-фактуре, должен уплатить в бюджет на основании пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ.
Это одно из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений (лицо, совершающее не подлежащую налогообложению операцию, наделено правом вступить в правоотношения по уплате НДС). В свою очередь, выставленный покупателю счет-фактура, согласно п. 1 ст. 169 НК РФ, в дальнейшем служит основанием для принятия указанных в нем сумм налога к вычету (Постановление КС РФ от 03.06.
Написать комментарий
4.2. Локальные сметы и объектные сметы составляются на стадии «Рабочая проектно – сметная документация» (прил.№3; образец 4).
4.3. Основанием для составления сметной документации на работы по сохранению ОКН является:
· Задание ЗАКАЗЧИКА данные на составление сметной документации (п.4.9 СРП-2007.1) (приложение № 6);
· рабочий проект, архитектурные, конструктивные, объёмно-планировочные и инженерные решения;
· проект производства отдельных видов ремонтно-реставрационных работ;
· исследование материалов и технологические рекомендации ведения реставрационных работ;
· дефектная ведомость (опись работ), составленная специалистами (архитектор, инженер, технолог), при участии инженера-сметчика, на основании проекта, исследования материалов и технологических рекомендаций ведения реставрационных работ;
· сметно–нормативная база на ремонтно-реставрационные работы;
· каталоги индивидуальных сметных норм и расценок на особо сложные, уникальные памятники или технологии ведения ремонтно-реставрационных работ.
4.4. При составлении локальных сметных расчетов (смет) используются расценки из соответствующих сборников.
Параметры отдельных характеристик (длина, высота, площадь, масса и т. д.), приведенные со словом «до», следует понимать включительно, а со словом «от» — исключая указанную величину, т. е. свыше.
При составлении локальных сметных расчетов (смет) учитываются условия производства работ и усложняющие факторы.
Коэффициенты, учитывающие условия производства работ, и усложняющие факторы приведены в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Если усложняющие факторы учтены элементными сметными нормами и единичными расценками, коэффициенты, приведенные в приложении № 2, НЕ применяются.
4.5. При определении стоимости работ по сохранению ОКН, на отдельные виды работ, отсутствующие в реставрационной сметно-нормативной базе допускается применение сметно-нормативной базы на новое строительство или капитальный ремонт. При этом для учёта ведения работ реставрационными методами, к указанным выше нормам применять следующие поправочные коэффициенты:
· к затратам труда, предусмотренным в Сборниках ФЕР-2001; ТЕР-2001 (кроме Сборника 46), – 1,15,
· к заработной плате, предусмотренной в Сборниках ФЕР-2001; ТЕР-2001 (кроме Сборника 46), — 1,19;
· к нормам времени работы машин и стоимости эксплуатации машин (в том числе к оплате труда машинистов), предусмотренной в Сборниках ФЕР-2001; ТЕР-2001 (кроме Сборника 46), — 1,25;
· к заработной плате, предусмотренной в Сборниках ФЕРр-2001; ТЕРр-2001 и в Сборнике № 46 «Работы по реконструкции зданий и сооружений», — 1,04.
Нормы на новое строительство и капитальный ремонт с примененными поправочными коэффициентами следует считать ремонтно-реставрационными с начислением соответствующих накладных расходов, сметной прибыли и индексации.
4.6 Аналогичные поправочные коэффициенты рекомендуется применять и при определении стоимости специальных работ по прокладке внутренних инженерных сетей на памятниках или наружных сетей в охранных зонах зданий с использованием сметно-нормативной базы нового строительства или капитального ремонта.
При определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных работ в случае использования реставрационных норм на виды работ, отсутствующих в сметно-нормативных базах на новое строительство и капитальный ремонт, могут применяться понижающие поправочные коэффициенты, рассчитанные на основе коэффициентов, указанных в п.4.5, т. е.:
При новом строительстве:
· к затратам труда, предусмотренным в Сборниках на реставрационные работы – 1/1.15,
· к заработной плате, предусмотренной в Сборниках на реставрационные работы – 1/1,19;
· к нормам времени работы машин и стоимости эксплуатации машин (в том числе к оплате труда машинистов), предусмотренных в Сборниках на реставрационные работы – 1/1,25;
При капитальном ремонте и реконструкции:
· к заработной плате, предусмотренной в Сборниках на реставрационные работы — 1/1,04.
Работы по сохранению объектов культурного наследия
Приложение к _______________________________________
(договору, дополнительному соглашению)
СМЕТА№
На проектные (изыскательские) работы по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования
Наименование ОКН, стадии проектирования, этапа, вида проектных или изыскательских работ __________________________________________________________
Наименование проектной (изыскательской организации_____________________________
Наименование организации заказчика_____________________________________________
№ п/п
Характеристика ОКН или виды работ
Номер частей, глав, таблиц, параграфов и пунктов указаний к разделу Справочника базовых цен на проектные и изыскательские работы для строительства
Расчет стоимости:
(a+bx) х Ki,
Или (объем строительно-монтажных работ) х проц.
стоимость
100
Или
Количество х цена
1
2
3
4
5
Итого по смете___________________________________________________________________
(сумма прописью)
Главный архитектор проекта:_____________________________________________________________
[подпись (инициалы, фамилия)]
Составил:______________________________________________________________________________
[подпись (инициалы, фамилия)]
Приложение к _______________________________________
(договору, дополнительному соглашению)
СМЕТА№
На научно-проектные работы
Наименование ОКН, стадии проектирования, этапа, вида проектных или изыскательских работ __________________________________________________________
Наименование проектной (изыскательской организации_____________________________
Наименование организации заказчика_____________________________________________
№ п/п
Перечень выполняемых работ
Исполнители
Количество человеко-дней
Средняя оплата труда за 1 день
Оплата труда (всего)
Коли
чество
Долж
ность
1
2
3
4
5
6
7
Итого тыс. руб. ___________________________________________________________________
(сумма прописью)
Руководитель проектной организации_________________________________________ _____________________
[подпись (инициалы, фамилия)]
Главный архитектор проекта:_____________________________________________________________
[подпись (инициалы, фамилия)]
Составил:___________________________________________________________________
[подпись (инициалы, фамилия)]
Приложение к _______________________________________
(договору, дополнительному соглашению)
СМЕТА№
На научно-проектные работы
(стадия обоснования инвестиций и проект реставрации)
Наименование ОКН, стадии проектирования, этапа, вида проектных или изыскательских работ __________________________________________________________
Наименование проектной (изыскательской) организации_____________________________
Наименование организации заказчика_____________________________________________
№ п/п
Характеристика проектируемого ОКН и стоимость ремонтно-реставрационых работ в базовых ценах 2001 г.
Ссылка на таб. И п. п. тех части
% от стоимости ремонтно-реставрационных работ
Стоимость проектных работ тыс. руб.
1
2
3
4
5
Итого по смете___________________________________________________________________
(сумма прописью)
Главный архитектор проекта:__________________________________________
[подпись (инициалы, фамилия)]
Составил:___________________________________________________________
[подпись (инициалы, фамилия)]
Приложение к _______________________________________
(договору, дополнительному соглашению)
СМЕТА№
На научно-проектные работы
(стадия рабочая документация)
Наименование ОКН, стадии проектирования, этапа, вида проектных или изыскательских работ __________________________________________________________
Наименование проектной (изыскательской организации_____________________________
Наименование организации заказчика_____________________________________________
№ п/п
Шифр по СЦНПР
Перечень выполняемых работ
Единица измерения
Количество ед. изм.
Цена за ед. изм.
Стоимость руб.
1
2
3
4
5
6
7
Итого тыс. руб. ___________________________________________________________________
(сумма прописью)
Руководитель проектной организации_________________________________________________________
[подпись (инициалы, фамилия)]
Главный архитектор проекта:_____________________________________________________________
[подпись (инициалы, фамилия)]
Составил:______________________________________________________________________________
[подпись (инициалы, фамилия)]
По 44-ФЗ, основной метод обоснования НМЦК на выполнение строительных работ — проектно-сметный (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ). Его применяют совместно с методическими рекомендациями из Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 и отраслевыми требованиями Минстроя из Приказа № 841/пр от 23.12.2019.
Методика составления сметы контракта от Минстроя утверждена Приказом № 841/пр от 23.12.2019. В 2021 году норматив неоднократно обновляли (Приказы Минстроя № 500/пр от 21.07.2021, № 728/пр от 07.10.2021). Заказчики применяют обновленный порядок расчета НМЦК при закупках:
- по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу (подробнее: «Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция»);
- сохранению культурного наследия;
- проектам и инженерным изысканиям по объектам капстроительства;
- исполнению функций техзаказчика, составлению сметы проекта госконтракта.
По правилам Минстроя, расчет начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ на проектно-изыскательские работы и на строительство проводят, используя проектно-сметный метод (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ). При исчислении НМЦК учитывают:
- индексы цен на расходы при реализации инвестиционных проектов;
- дефляторы Минэкономразвития.
Помимо строительства, реконструкции, капремонта, сноса объектов и сохранения культурного наследия, проектный метод расчета применяют для закупки строительства некапитальных строений (п. 20 Порядка 841/пр).
С 2021 года в методике подготовки сметного расчета произошли глобальные изменения — теперь Минстрой разрешает увеличивать стоимость контракта в связи с удорожанием строительных ресурсов, но не больше чем на 30% (Приказ Минстроя № 500/пр от 21.07.2021). А с 13.12.2021 у подрядчиков появилась возможность показывать непредвиденные затраты в смете 2021 года, если стоимость госконтракта с учетом удорожания и нового расчета не превышает 30 млн рублей (Приказ Минстроя № 728/пр от 07.10.2021). По новым правилам, исполнители учитывают и стройматериалы, которые еще не закупили, и ресурсы, которые уже приобрели в течение 2021 года.
Правила, как посчитать удорожание строительства через год или в течение отчетного года:
- Оформите смету в разрезе строительных ресурсов. Их стоимость с учетом объема поставки по госконтракту — минимум 80% от общей стоимости строительных ресурсов, которые требуются для исполнения контракта с учетом материалов, которые еще не закупили.
- Составьте перечни материалов и оборудования (отдельно), которые требуются для строительных работ. Перечни сформируйте на основании сметной документации.
- Подтвердите цены на строительные материалы и оборудование. Для подтверждения используйте коммерческие предложения, прайс-листы, договоры поставки на идентичные товары.
- Соберите минимум 3 документальных подтверждения и проведите расчет.
- Вычислите разницу между стоимостью ресурсов с учетом удорожания и той ценой на материалы и оборудование, которую определили при расчете НМЦК.
Проект сметы на строительство, реконструкцию, капремонт готовят без применения федеральных сметных нормативов (ФЕР). Основа для ПСД — это сводные сметные расчеты.
Актуальный алгоритм, как рассчитать смету строительства для бизнес-плана на основании Приказа Минстроя № 841/пр:
- Проанализируйте проектные документы, на которые получили положительное заключение технического эксперта.
- Подготовьте ведомость объемов планируемых работ. В ведомость включите объемы готовых составных частей (при наличии в проекте), нумерацию сметных позиций, название и объемы выполняемых строительных действий.
- Сформируйте проект сметы госконтракта. В проекте укажите наименование и объемы работ и их стоимость. В стоимость строительства входят:
- основные издержки — аренда спецоборудования, зарплата рабочих и проч.;
- накладные расходы;
- прибыль;
- дополнительные затраты;
- непредвиденные расходы;
- стоимость техники и оборудования и их пусконаладка;
- постройка временных зданий и сооружений (при необходимости).
В сметный расчет включают и другие расходы. В некоторых сметах стоимость оборудования и пусконаладочные услуги выделяют в отдельный пункт.
Итоговая стоимость рассчитывается с учетом всех сметных показателей. Окончательный расчет НМЦК прописывают с НДС или без него, если налог не уплачивается.
Актуальный пример расчета по Приказу Минстроя 841 от 15.02.2020 (это дата его вступления в силу, дата выхода — 23.12.2019).
- Адаптируются виды работ под новый перечень. Согласно присланной лицензии (скан копия) подбираются новые виды работ, взамен существующих в лицензии (устаревших). Вы можете сделать это самостоятельно, но если есть сомнения, подберут специалисты нашей компании.
- Производиться расчет стоимости переоформления согласно утверждённым ценам на переоформление лицензий Минкультуры.
- Формируем договор на согласованную стоимость по переоформлению лицензии Министерства Культуры.
- Сбор минимально необходимых документов от лицензиата, формирование комплекта, необходимого для подачи в лицензирующий орган.
- Выход приказа о соответствии компании лицензионным требованиям в течении 30 рабочих дней после сдачи комплекта в Министерство.
- Компании, не переоформившие лицензию Минкультуры не будут допущены к работе на объектах культурного наследия. (законопроект в статусе подведения итогов общественного обсуждения).
- Переоформление лицензий МК обязательно! Рекомендуем в части экономии не заявлять максимальное количество видов работ, а получить на основные востребованные сегодня, так как при необходимости всегда можно расширить перечень видов работ в лицензии на реставрацию.
ФЗ «Об ОКН народов России» от 25 июня 2002 №73 гласит, что на территории важных культурных объектов, а также на располагающихся рядом земельных участках запрещены любые строительные работы кроме тех, которые связаны с сохранением этих объектов. Это значит, что все проводимые на территории ОКН строительные работы должны быть направлены на реставрацию и поддержание внешнего вида исторического памятника, а также на приспособление его к современному использованию. По этой причине все проводимые работы называются именно «проектированием».
Любые работы, даже разрешённые, проводятся только с письменного разрешения государственного органа охраны культурных объектов. На получение разрешения требуется до 15 рабочих дней. Получить разрешение могут только юрлица и ИП, имеющие лицензию на данный вид деятельности.
Для сохранения и поддержания вида культурного памятника допускается использование методов, связанных с:
- ремонтом;
- реставрацией;
- консервацией;
- приспособлением к эксплуатации в современных условиях;
- воссозданием утраченных частей ОКН.
Право на проектирование культурных объектов, разработку проектной документации и получение разрешения на осуществление работ имеют только лица и организации, у которых есть лицензия на деятельность по сохранению культурных объектов РФ, полученная в Министерстве Культуры.
Также, для узаконивания всей ремонтной деятельности разработанный проект должен пройти следующие проверки:
- Государственная культурно-историческая экспертиза с участием экспертов, аккредитованных Министерством Культуры РФ.
- Негосударственная экспертиза с участием аккредитованной организации – только если этот пункт прописан в условиях государственного контракта.
Мы предоставляем все услуги, связанные с разработкой проектной документации по сохранению, реставрации или реконструкции объекта культурного наследия:
- проектная документация по реставрации, консервации, воссозданию, ремонту и приспособлению культурных памятников РФ;
- проектная документация, обосновывающая необходимость проведения строительных работ в данной точке;
- проектная документация, включающая в себя перестройку или перепланировку интерьеров и фасадов;
- проектная документация зон охраны ОКН;
- помощь в узаконивании уже осуществлённых ремонтных работ, для которых не было получено разрешение.
Налогообложение по объекту культурного наследия
- Решаем самые трудные задачи. Даже если вы уверены, что не сможете получить разрешение или узаконить проведённый ремонт, наши специалисты смогут успешно добиться желаемого результата и получить все необходимые документы.
- Профессиональный подход. Каждый из наших работников имеет стаж не меньше 5 лет, а сама организация обладает всеми требуемыми лицензиями.
- Работаем для заказчика. С каждым заказчиком работает отдельная группа, что позволяет уделить каждому заказу максимальное количество времени.
4.1. Дефектные ведомости (приложение № 4) содержат следующую информацию:
— наименование конструктивных элементов, предметов декоративно-прикладного искусства, описание видов отделки ОКН и т.д.;
— описание текущего состояния конструктивных элементов, предметов декоративно-прикладного искусства, описание видов отделки ОКН и т.д. с указанием объемов утрат;
— описание методов реставрации и консервации сохранившихся элементов, видов отделки и т.п. и методов воссоздания утраченных элементов, видов отделки ОКН и т.п. в соответствии с технологическими рекомендациями;
— перечень видов реставрационных работ по конструктивных элементам, предметам декоративно-прикладного искусства, видам отделки ОКН и т.п. с указанием объемов работ в соответствии с проектом и технологическими рекомендациями с необходимыми формулами расчета;
и составляются в следующем порядке:
По объектам, не имеющим проектной документации:
— выход на место, технический осмотр, проведение необходимых обмеров с зарисовками (фотофиксацией) совместно с архитектором и технологом;
— определение мест производства работ и количества добавляемого в той или иной конструкции или элемента здания нового материала в процентах или в принятых физических единицах измерения (м3, м2, т и пр.);
— составления описи по конструктивным элементам и видам работ с подсчетами объемов совместно с архитектором и технологом.
При наличии по объектам научно-проектной документации:
— предварительное ознакомление с научно-проектной документацией;
— выход на место для ознакомления с объектом и проведения необходимых замеров и зарисовок (фотофиксации) совместно с архитектором и технологом;
— уточнение количества добавляемого в той или иной конструкции или элемента здания нового материала в процентах в принятых физических единицах измерения (м3, м2, т и пр.);
— составления описи работ совместно с архитектором и технологом и согласования ее с автором проекта;
— систематизация описи по конструктивным элементам и видам работ.
4.2. Локальные сметы и объектные сметы составляются на стадии «Рабочая проектно — сметная документация» (прил. № 3; образец 4).
4.3. Основанием для составления сметной документации на работы по сохранению ОКН является:
— Задание ЗАКАЗЧИКА данные на составление сметной документации (п. 4.9 СРП-2007.1) (приложение № 6);
— рабочий проект, архитектурные, конструктивные, объемно-планировочные и инженерные решения;
— проект производства отдельных видов ремонтно-реставрационных работ;
— исследование материалов и технологические рекомендации ведения реставрационных работ;
— дефектная ведомость (опись работ), составленная специалистами (архитектор, инженер, технолог), при участии инженера-сметчика, на основании проекта, исследования материалов и технологических рекомендаций ведения реставрационных работ;
— сметно-нормативная база на ремонтно-реставрационные работы;
— каталоги индивидуальных сметных норм и расценок на особо сложные, уникальные памятники или технологии ведения ремонтно-реставрационных работ.
4.4. При составлении локальных сметных расчетов (смет) используются расценки из соответствующих сборников.
Параметры отдельных характеристик (длина, высота, площадь, масса и т.д.), приведенные со словом «до», следует понимать включительно, а со словом «от» — исключая указанную величину, т.е. свыше.
При составлении локальных сметных расчетов (смет) учитываются условия производства работ и усложняющие факторы.
Коэффициенты, учитывающие условия производства работ, и усложняющие факторы приведены в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Если усложняющие факторы учтены элементными сметными нормами и единичными расценками, коэффициенты, приведенные в приложении № 2, не применяются.
4.5. При определении стоимости работ по сохранению ОКН, на отдельные виды работ, отсутствующие в реставрационной сметно-нормативной базе допускается применение сметно-нормативной базы на новое строительство или капитальный ремонт. При этом для учета ведения работ реставрационными методами, к указанным выше нормам применять следующие поправочные коэффициенты:
— к затратам труда, предусмотренным в Сборниках ФЕР-2001; ТЕР-2001 (кроме Сборника 46), — 1,15,
(наименование объекта культурного наследия)
Сметная стоимость ____________________________________________________ тыс. руб.
Нормативная трудоемкость _____________________________________________ тыс. чел.-ч.
Средства на оплату труда _______________________________________________ тыс. руб.
Расчетный измеритель единичной стоимости ________________________________________
Составлен(а) в ценах по состоянию на ________________ 20____ г.
тыс. руб.
№ п/п
Шифр и номер позиции норматива
Похожие записи:
-