Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа для развития сельского хозяйства в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Получатели льготного кредита |
Цели предоставления займа |
Аграриям |
На закупку:
На платежи:
|
Животноводам |
На покупку молодняка, кормов, рыбо-посадочного материала, ветеринарных препаратов. На уплату страховых взносов (за исключением страхования крупного рогатого скота молочных пород). Для информатизации и цифровизации сельхозпроизводства. |
С/х товаропроизводителям: ИП и организациям, которые осуществляют переработку сельхозпродукции (агропромышленной и животноводческой) |
На закупку:
На уплату страховых взносов (в т. ч. при страховании крупного рогатого скота молочных пород). Для информатизации и цифровизации сельхозпроизводства. |
Субсидии на сельское хозяйство
Кредит на сельское хозяйство в России оформляют следующим образом:
-
Заёмщик подает заявку и сформированный пакет документов (об этом ниже).
-
Банк проверяет заявку и оценивает надёжность заёмщика.
-
Если все в порядке — банк направляет документы заявителя в Минсельхоз.
-
В течение 7 дней в министерстве проводят согласование заявки.
-
Если получен положительный ответ — банк и заёмщик заключают кредитный договор. Банк получает из госбюджета субсидию, которая компенсирует низкую ставку по кредиту.
Процесс краткосрочного кредитования занимает до 30 дней, инвестиционного — до 90 дней.
Взять кредит под сельское хозяйство может только заявитель с положительным результатом финансово-хозяйственной деятельности и долей дохода от сельскохозяйственной деятельности выше 70 %. Другие условия:
-
бизнес сельхозпроизводителя зарегистрирован на территории РФ и обладает статусом налогового резидента;
-
деятельность ведется дольше 1 года (а лучше — дольше 2-3 лет);
-
отсутствие у ИП или организации налоговых и других долгов перед бюджетом на сумму более 50 тыс. рублей за последние 30 календарных дней;
-
организация не должна находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства.
Банк может лишить заёмщика льготной ставки и пересчитать ставку кредита по своим стандартным условиям, если сельхозпроизводитель:
-
Нарушит цели использования краткосрочного и (или) инвестиционного кредита.
-
Не будет соответствовать условиям, обозначенным выше. До момента предоставления в банк документов, подтверждающих соответствие условиям.
-
Не будет соблюдать установленный график платежей по погашению основного долга и уплате процентов.
-
Заключения соглашения между банком и заёмщиком о продлении срока использования льготы.
Список документов для получения займа не указан в правилах его предоставления. Все банки выбирают документы самостоятельно. Вот стандартный список:
-
Заявка с подписью и печатью руководителя. Краткие данные о заёмщике и о проекте, на который нужно финансирование. Желаемая сумма, срок возмещения и варианты обеспечения.
-
Юридический блок: правоустанавливающие документы ИП или организации.
-
Финансовый блок: бизнес-план или ТЭО, копии договоров, под исполнение которых нужен кредит, договоры сбыта с указанными объёмами и ценой, финансовая документация поручителя. Возможно, потребуется добавить разрешение на ведение деятельности, справку о количестве работающих, документы о праве собственности на залоговые объекты.
-
Другие документы: копии уже заключенных кредитных и залоговых договоров.
Кредит на развитие сельского хозяйства под 5 %: как и где получить
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным при заключении инвестиционных кредитных договоров в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», и займам, полученным при заключении договоров займа в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее соответственно — кредитные организации, кредиты (займы), кредитные договоры (договоры займа), возмещение части затрат, субсидии).
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур (далее — субсидия).
2. Используемые в настоящих Правилах понятия означают следующее:
«зерновые культуры» — пшеница, рожь, кукуруза, ячмень;
«производители зерновых культур» — сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции (зерновых культур), ее первичную и последующую (промышленную) переработку.
3. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением средств бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение производителям зерновых культур части затрат (без учета налога на добавленную стоимость) на производство и реализацию зерновых культур (далее соответственно — средства, получатели средств).
Для получателей средств, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.
4. Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.
5. Средства предоставляются получателям средств на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур по ставке на 1 тонну реализованных зерновых культур собственного производства.
Размер указанных ставок определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), исходя из необходимости достижения результата использования субсидии, предусмотренного пунктом 16 настоящих Правил.
6. Субсидия предоставляется бюджетам субъектов Российской Федерации при соблюдении следующих условий:
а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, и порядка определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее соответственно — Правила формирования субсидий, соглашение).
7. Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
8. Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии являются:
а) наличие в субъекте Российской Федерации производителей зерновых культур согласно данным Федеральной службы государственной статистики;
б) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, соответствующего требованиям настоящих Правил, предусматривающего условия и порядок предоставления средств и содержащего положение о том, что предельный объем государственной поддержки, предоставляемой производителям зерновых культур на возмещение части затрат на производство и реализацию зерновых культур, не может составлять более 50 процентов объема таких затрат.
- Блоги
- Инструктаж
- Экспертное мнение
- Спецпроекты
- Вопрос-ответ
- Календарь
- Каталог
- Объявления
- Статьи
Когда вступает: 1 марта 2022 года.
Кому обратить внимание: производителям экопродукции, владельцам биоферм.
С начала весны вступит в силу закон о производстве сельхозпродукции с улучшенными характеристиками (еще его называют закон о “зеленых” продуктах).
Этот закон прописывает требования для производителей по созданию такой продукции, ее хранению и перемещению, продаже.
Считается, что закон сможет выделить на рынке продукцию биоферм, которые выигрывают в качестве, но проигрывают ценовую конкуренцию на прилавке.
Закон стимулировал проектный комитет Роскачества разработать “зелёные” ГОСТы, требования к сертификации таким образом, чтобы требования к производителям и составу “зелёной” продукции были приближены к европейским стандартам.
Минсельхоз разработал порядок ведения единого госресстра производителей “зеленой” продукции.
Кроме того, на стадии обсуждения находится приказ с правилами маркировки таких продуктов. В проекте приказа описаны такие действия производителя продукции с улучшенными характеристиками:
- регистрация в госреестре;
- получение сертификата соответствия;
- маркировка продукции “зеленым” знаком в тот период, на который действует сертификат.
В приложении к приказу есть уже образец метки — листочек с ладонью в круге.
Об утверждении порядка отбора проектов развития сельского
Когда вступит: 1 марта 2022 года.
Кому обратить внимание: фермерам, которые мечтали построить свой дом среди полей.
Фермер (со своим КФХ) может строить, заниматься реконструкцией дома на сельскохозяйственной земле, а также жить там. Дом может быть один, не больше трёх этажей, не более 500 квадратных метров.
Жилое здание остаётся в составе имущества КФХ, а землю с такими домами разделять нельзя. Получать разрешение на строительство не нужно, действует уведомительный характер по типу “дачной амнистии”.
Подробнее о законе и его нюансах мы писали в статье “Хата фермера не с краю” в №49 “Крестьянина”.
Когда вступит: 1 сентября 2022 года.
Кому обратить внимание: фермерам, которые занимаются разведением породистых сельскохозяйственных животных и продают их.
Пока эта поправка к закону “О племенном животноводстве” действует, племенным животноводством не могут заниматься ИП КФХ без юрлица. В новом законе введена новая форма “племенное хозяйство”. ИП разрешено заниматься разведением пород сельхозживотных профессионально.
Однако для того, чтобы количество племенных хозяйств увеличилось, необходимы уточнения по цифрам стада (стаи). Сейчас в таблицах “Правил…” Минсельхоза, которые не менялись с 2011 года, понятия “племенное хозяйство” ещё нет. То есть КФХ пока неизвестны минимальные требования, предъявляемые к таким организациям по разведению пород разных животных.
Впрочем, до доработок есть ещё время. Закон вступит в силу лишь в третьем квартале 2022 года.
Когда вступит: 1 марта 2022 года.
Кому обратить внимание: ветеринарам или фермерам, которые контролируют своих ветврачей.
Конечно, все ветеринарные правила владельцу хозяйства не запомнить. Тем более обновлений много. Разбираться в правилах — дело ветеринара хозяйства. Однако если вам приходится следить за действиями своего ветврача и напоминать ему о прививках, то прочитать новые ветеринарные правила надо обязательно.
С марта начинает действовать массивный блок новых требований к действиям для борьбы с опасными заболеваниями.
Так, начинают действия правила по борьбе с:
- листериозом;
- заразным узелковым дерматитом КРС,
- парагриппом-3;
- оспой овец и оспой коз;
- африканской чуме;
- артерииту лошадей и так далее.
Также с марта вступят в силу новый блок правил для предупреждения популярной болезни кроликов — геморрагической пневмонии. В документе прописано, как проводить профилактику и что делать, если есть подозрение на болезнь. Опираясь на эти правила, ветеринарный врач кроличьей фермы может ввести карантин. Кроме того, в документе содержатся возможные методы лабораторной диагностики этого недуга.
- АПК-органы управления
- ветеринарные препараты, ветеринарные учреждения
- ГСМ, биотопливо
- корма, добавки для животных
- оборудование для АПК, промышленное, весовое
- обучение
- сельхозпроизводители / сельхозпредприятия
- сельхозтехника, запчасти
- семена, посадочные материалы
- средства защиты растений, удобрения
- страхование
- строительные материалы
- финансовые учреждения
- элеваторы, мелькомбинаты
- Аграрные СМИ
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р об утверждении национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 115):
Утвердить прилагаемый отраслевой план адаптации к изменениям климата в сфере агропромышленного комплекса, в области рыболовства на период до 2022 года.
Министр | Д.Н. Патрушев |
Порядок отбора проектов развития сельского туризма
Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня для объектов сельского хозяйства отсутствует.
Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости отсутствует.
Размер и последствия стихийного бедствия одного года не являются константой по отношению к последующим годам или основой для прогноза какого-либо последующего ущерба. Так, в период с 2010 по 2021 годы общая сумма ущерба от гибели сельскохозяйственных культур и объектов сельского хозяйства в результате чрезвычайных ситуаций природного характера (аномальные погодные явления) составила 115,0 млрд рублей. Из них максимальная сумма — 41,8 млрд рублей — пришлась на 2010 год, а минимальная — 2,1 млрд рублей — на 2016 год.
Однако следует отметить, что сведения по ущербу имеют место только в случае обращения в Минсельхоз России пострадавшего субъекта Российской Федерации при введении режима чрезвычайной ситуации регионального или федерального уровня реагирования с просьбой о проведении экспертной оценки ущерба.
Информация о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков отсутствует.
К возможностям для развития в связи с изменением климата возможно отнести:
улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии определенных мер);
изменение видового состава аквакультуры в пределах одной акватории.
В связи с повсеместным увеличением температуры поверхностного слоя морей и океанов ожидается продолжение смещения всех запасов водных биологических объектов Северного полушария в основном в северном направлении (с учетом береговой линии и особенностей рельефа дна). Поскольку основные рыбопромысловые районы России сосредоточены в умеренных и высоких широтах, в долгосрочной перспективе ожидается расширение промысловой базы за счет появления новых или увеличения численности редких видов водных биологических объектов.
Также ожидается увеличение используемых посевных площадей, например, в Сибирском федеральном округе, на территории которого прогнозируют потепление.
Приложение N 1. Результаты оценки климатических рисков.
Приложение N 2. Результаты ранжирования адаптационных мероприятий.
Приложение N 3. Финансово-экономическое обоснование (при наличии потребности в дополнительном финансировании за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
В соответствии с Климатической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 861-рп (далее — распоряжение N 861-рп), разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации являются одними из основных задач политики в области климата.
Отраслевой план адаптации к изменениям климата в сфере агропромышленного комплекса, в области рыболовства на период до 2022 года представляет собой отраслевую систему мер политического, законодательного, нормативно-правового, экономического и социального характера, которые осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и которые направлены на уменьшение уязвимости агропромышленного комплекса, включая сферу рыболовства, а также на использование благоприятных возможностей, обусловленных указанными изменениями. Задачами планирования мер адаптации Российской Федерации к изменениям климата являются:
научное обеспечение процесса разработки и принятия органами государственной власти и хозяйствующими субъектами решений, направленных на повышение уровня безопасности от последствий изменений климата, включая опасные природные явления и чрезвычайные ситуации природного характера;
актуализация стратегий развития агропромышленного комплекса и рыболовства с учетом влияния изменений климата и обеспечение их реализации в рамках государственных программ и инвестиционных проектов;
реализация решений, обеспечивающих повышение уровня безопасности, и значительное сокращение потерь и ущерба в экономике страны от опасных природных явлений;
получение дополнительных выгод в отрасли сельского хозяйства путем определения и реализации оптимальных хозяйственных решений на основе информации о текущем и прогнозируемом состоянии окружающей среды;
снижение рисков внешнеэкономической деятельности путем разработки и осуществления мер защиты российских товаропроизводителей от недобросовестных действий по ограничению конкурентоспособности;
обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации по Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и других международных договоров, в которых участвует Российская Федерация.
Основным принципом планирования адаптационных мероприятий является дифференцированный подход, учитывающий социально-экономическую и технологическую специфику адаптации отрасли сельского хозяйства и рыболовства, эффективность мер адаптации на различных уровнях принятия решений, разную степень готовности субъектов Российской Федерации к реализации политики в области изменения климата и мер адаптации, а также стадийность и последовательность процесса планирования, подразумевающего наличие этапов разработки и реализации планов адаптации в виде последовательного приближения к гармонизации всех планов, синергизма их элементов, регулярной корректировки и дополнения мер по адаптации новыми элементами.
Отраслевой план адаптации к изменениям климата в области агропромышленного комплекса и рыболовства на период до 2022 года нацелен на формирование организационно-методических подходов к научно обоснованным решениям о необходимости осуществления того или иного мероприятия в разрезе субъектов Российской Федерации и, соответственно, на данном этапе не потребует дополнительного финансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»
(с изменениями на 22 октября 2021 года)
(В редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 года N 1808. — См. предыдущую редакцию)
Обратите внимание, что заявку на получение гранта необходимо подавать в той области, в которой вы проживаете. Критерии получения «Агростартапа» и выплаты по нему могут различаться.
Вы можете претендовать на «Агростартап», если:
- Проживаете и прописаны на сельской территории. Но, к слову, в некоторых областях заявку могут подать и те, кто живет на территории сельской агломерации: рабочие поселки, поселки городского типа и небольшие города с численностью до 30 тыс. человек
- Ранее не получали другие гранты и субсидии на развитие фермерского хозяйства и предпринимательской деятельности.
- Не имеете задолженностей, которые в общей сумме больше 10 тыс. рублей: пени, штрафы и налоги.
- У вас есть собственный бюджет. Так как грант выдается на условиях софинансирования, ваш бюджет должен составлять минимум 10% от суммы гранта. Поэтому необходимо понимать, что это только помощь, а не основные средства для организации бизнеса.
Дополнительные требования для владельцев КФХ:
- Так как цель финансирования – поддержать фермера на начальном этапе создания фермы и развития бизнеса, КФХ должно существовать не более двух лет.
- До конкурса допускаются только те, кто не занимался предпринимательской деятельностью и не был зарегистрирован как ИП последние 3 года.
Дополнительные требования для владельцев ЛПХ:
- Постоянное место проживания – сельская местность.
- Есть сельскохозяйственное образование или стаж работы, или опыт ведения ЛПХ.
IV. Процедура внесения изменений в проект
Напоминаем, что сроки подачи заявления на конкурс, критерии получения гранта и выплаты по нему могут различаться в разных областях РФ.
Подать заявление на участие в конкурсе «Агростратап» вы можете бесплатно. Заявка с прилагаемыми документами подается как лично, так через законного заявителя или МФЦ. Список документов, которые необходимы, и другая юридическую информация есть на портале госуслуг. Но для получения полной информации об участии в гранте все-таки рекомендуем обратиться в районный отдел сельского хозяйства.
Но несмотря на место проживания, для заявки вам в любом случае необходимо заранее подготовить:
- бизнес-план;
- план расходов;
- план создания рабочих мест.
Кстати, если вашу заявку отклонили, вы можете ее обжаловать.
Фермер из Рзанской области о своем личном опыте подачи заявки на грант «Агростартапа»
Так как программа «Агростартап» региональная, то и предпочтение при проведении конкурса отдают бизнес-планам по сельскохозяйственным направлениям выгодным для вашего региона. Поэтому советуем перед выбором направления, составлением бизнес-плана и подачей заявки проанализировать региональный сельскохозяйственный рынок. Плюс при составлении бизнес-плана лучше проконсультироваться со специалистами – так как это основной документ, по которому будут оценивать заявку. Из формального, обязательно соблюдайте сроки подачи документов и отчетности.
- Лидирующее направление – это животноводство, разведение крупнорогатого скота. Высшим баллом будут отмечены те, у кого уже есть 3-4 головы скота.
- Комиссия смотрит на наличие участка и помещений для животных.
- Размер запрашиваемого гранта и сколько процентов он составит от вашей суммы. Лучшим вариантом комиссия признает 50% на 50%.
- В конкурсном отборе рассматривают и численность несовершеннолетних детей в семье. Высшим баллом отмечают и ставят в приоритет многодетные семьи, в которых больше трех детей.
Фермер из Ленинградской области делится личным опытом получения гранта и его освоения. Рассказывает про проблемы с которыми столкнулся и к чем нужно быть готовым.
Доходы бюджета: 25,02 трлн рублей
Расходы: 23,69 трлн рублей
Профицит (новое в этом году): 1,32 трлн рублей (1 % ВВП)
Объем ВВП: 133,3 трлн рублей (рост на 3 %)
На реализацию нацпроектов: 2,74 трлн рублей
Уровень инфляции: 4 %
Объем ФНБ на начало года: 13,89 трлн рублей (10,4 % ВВП)
Грант для фермеров «Агростартап» 2022: как это работает?
Этот вид субсидий предусматривает предоставление дотаций на погашение процентов по кредитам. Условие получения средств – оформление целевых соглашений займа на усовершенствование производства, техники, оборудования в области животноводства и других подобных отраслей.
Государство выделяет фермерам средства для погашения лизинга, оформленного на приобретение с/х техники, оборудования.
Данная дотация предусматривает денежное возмещение трат на возведение с/х объектов. Предоставляется семье.
Это материальная помощь от государства для обустройства хозяйства молодым фермерам. Субсидия расходуется на такие цели:
- приобретение жилой недвижимости;
- возведение с/х объектов;
- покупка техники, оборудования и т.д.
Это три вида дотаций с/х кооперативам, которые выделяется на покупку:
- имущества – кооператив получает до 50% возмещения расходов, но не более 3 000 000 руб.;
- оборудования, техники, подвижных торговых точек – размер дотации составляет 50% от затрат, но не более 10 000 000 руб.;
- сельскохозяйственных товаров, производимых членами кооператива – компенсация составляет от 10 до 15% затрат.
Условия получения субсидий зависит от вида дотаций, на которые претендует заявитель. Так, гранты на развитие КФХ выделяются претендентам, удовлетворяющим таким требованиям:
- российское гражданство;
- КФХ сформировано менее 2 лет назад, здесь трудится меньше 15 человек, прибыль хозяйство приносит менее 60 000 000 руб. в год без учета НДС;
- опыт работы в отрасли с/х – от 3 лет;
- получение материальной поддержки первый раз;
- проживание в регионе расположения КФХ.
Условия получения тройной субсидии:
- создание кооператива в соответствии с законом «О сельхозкооперации»;
- принадлежность сообщества к малому, среднему бизнесу;
- в кооператив входит 5 подсобных хозяйств, 3 других производителя с/х продукции;
- членство в ревизионном объединении.
По остальным программам действуют условия, что и для получения грантов за исключением некоторых пунктов. Точные требования представлены на сайте Министерства сельского хозяйства РФ.
Бюджет АПК-2022: Официально прирастаем, но по чуть-чуть
Чтобы получить субсидию на сельское хозяйство, подают заявление с пакетом документов в территориальное Министерство сельского хозяйства РФ по месту регистрации фермы. Обращение рассматривается в течение 15 дней. После этого хозяйственник получает ответ.
Необходимые документы:
- заявление;
- анкета;
- бизнес-проект;
- российский паспорт;
- документ, подтверждающий стаж работы в отрасли сельского хозяйства;
- документ об образовании;
- учредительные документы предприятия;
- выписка из ЕГРИП, ЕГРЮЛ;
- копия свидетельства о регистрации в налоговой инспекции;
- банковская выписка из расчетного счета, где указан размер стартового капитала;
- смета;
- соглашение с покупателями на сумму от 30 000 руб.;
- справка о членстве в кооперативе – при наличии;
- рекомендации от местных властей;
- справка о покупке оборудования, скота и т.д.
Субсидии на сельское хозяйство – государственная поддержка фермеров. Получить дотации, гранты вправе каждый хозяйственник, удовлетворяющий условиям программ.
На рынке уже есть ряд надежных решений, начиная от планирования распределения ресурсов и заканчивая уборкой урожая.
По сути в точном земледелии как в производственной методологии нет ничего нового. Она базируется на использовании технологий, направленных на облегчение и модернизацию сельской собственности, и имеет управление, основанное на сборе данных и обработке ряда информации и характеристик производственной зоны.
Во-вторых, есть еще планирование управления, где представлены стратегии и руководящие принципы для улучшения управления ресурсами на основе стандартов и требований, установленных самим производителем — здесь могут применяться различные системы и решения, в том числе искусственный интеллект для анализ данных.
И, наконец, точное земледелие по-прежнему может прогнозировать внесение вводимых ресурсов автоматически и с большей технической точностью. Все это может стать настоящим стимулом для развития сельского хозяйства 4.0 на фоне подорожания ресурсов.
Появление сетей мобильной связи пятого поколения, безусловно, вызовет одно из крупнейших преобразований в сельском хозяйстве, позволяя передавать данные лучше, быстрее и с большей дальностью.
Поскольку эксплуатационные расходы ниже, чем у технологии 4G, 5G позволяет устанавливать опоры электропередачи в более удаленных районах, обеспечивая лучшую связь с сельскими объектами.
Чтобы оценить влияние, которое эта технология окажет на агробизнес, в Атласе сельских территорий Бразилии, опубликованном IBGE (Бразильским институтом географии и статистики), указывается, что из 5,07 миллиона сельских объектов собственности 3,64 миллиона все еще не оснащены высокоскоростным интернетом.
Хотя внедрение 5G все еще находится в процессе, с учетом космических аукционов и других необходимых условий, исследования бразильского Министерства сельского хозяйства, животноводства и снабжения (Mapa) показывают, что с 25% -ным расширением подключения в хозяйстве валовая стоимость производства увеличится на 6,3%. Это станет возможным, поскольку 5G улучшает и стимулирует внедрение устройств IoT (Интернет вещей), позволяя использовать датчики и оборудование для мониторинга сельскохозяйственных культур и животных, а также расширять внедрение дронов, подключенных к процессинговым системам и программному обеспечению, и другие дополнительные технологии.
Еще одна очевидная тенденция на 2022 — использование электронной торговой площадки в агробизнесе. Эти платформы цифровых продаж были сильно консолидированы в последние месяцы, особенно во время пандемии, что облегчило продажу различных продуктов в интернете, теперь продажи и покупки происходят быстро и динамично. Для агробизнеса это не исключение.
Сельскохозяйственные электронные рынки соединяют сельских производителей с дистрибьюторами и покупателями конкретных продуктов, увеличивая продажи и поток сельскохозяйственной продукции.
Этот тип цифровой продажи также позволяет расширить охват мелких сельских производителей, позволяя им включиться в более крупный сценарий с активными переговорами и низкими эксплуатационными расходами.
4 главные темы для агробизнеса в 2022 году
Чтобы получить субсидию от государства на свое КФХ, нужно соответствовать условиям и требованиям программы. Подать заявку может только гражданин РФ в возрасте от 19 до 58 лет, являющийся главой КФХ не менее года. Требования к участнику конкурса на получения гранта:
- Постоянное место проживания или же переезд по месту регистрации КФХ.
- Наличие специального или высшего образования по направлению сельского хозяйства. Если такового нет, то участником может стать и человек, окончивший специализированные курсы.
- Наличие стажа в с/х или же членство в личном подсобном хозяйстве (от 3 лет).
- Заявитель не должен участвовать в других госпрограммах по поддержке малого и среднего бизнеса.
- Наличие уже разработанного бизнес-плана с технико-экономическим обоснованием. Участник допускается к конкурсу только с готовым пакетом документов.
- Наличие минимальной суммы для реализации своего бизнес-плана. Сумма вложений фермера составляет 10% от общих запланированных затрат, но не менее 100 тыс. руб.
- Участник должен иметь на руках договора для дальнейшей реализации продукции, даже если она еще не произведена.
Стоит понимать, что развитие конкретного КФХ должно иметь региональную значимость. В конкурсах на получение гранта выигрывают именно такие фермеры. Деньги выдаются на развитие всего сельского хозяйства региона и страны, а не просто для частного финансирования.
Из требований становится понятно, что фермер перед участием в конкурсе подготавливает свой бизнес-план. Делает он это самостоятельно или же тратит собственные деньги на разработку документа. Также участник сразу выбирает и обозначает в заявке юридическую форму своего КФХ.
Все заявки от участников рассматривает специальная комиссия. Она и подводит итоги конкурсов, сообщает каждому свое решение – отказ или одобрение. Сроки рассмотрения заявки зависят от условий проведения конкретного конкурса. Если фермер получил грант, а не отказ, то он заключает договор.
В документе значится, что глава КФХ получает средства в качестве гранта. Договор содержит подробные пункты с описанием того, куда они могут расходоваться. После получения денег фермер обязан использовать их по назначению. Участвовать в конкурсе можно бесчисленное количество раз, но получать такую субсидию от государства — только единожды.
В минувшем году, с одной стороны, цены на продукцию растениеводства держались в течение всего года на высоких уровнях, с другой – доходность была ограничена экспортными пошлинами. На юге были собраны рекордные объемы многих культур, но центр страны и Поволжье из-за неблагоприятных погодных условий столкнулись с падением урожая.
В целом по России урожай зерна в 2021 году снизился почти на 10% по сравнению с предыдущим годом – до 120,7 млн тонн, в том числе урожай пшеницы снизился на 10 млн тонн, составив 75,9 млн тонн. Однако с учетом тех погодных условий, которые наблюдались позапрошлой осенью и прошлым летом, показатель достойный: по данным Центра агроаналитики, во многих регионах погода летом была даже хуже, чем в засушливых 2010-м и 2012 годах, когда урожай зерна упал до 61 млн тонн и 70,9 млн тонн соответственно. Это означает, что за прошедшее десятилетие влияние погодного фактора на урожайность снижается благодаря тому, что растениеводы активно применяют современные агротехнологии, поясняют эксперты.
Сахарной свеклы в этом сезоне, по информации Минсельхоза, убрано 40,8 млн тонн против 33,45 млн тонн годом ранее. Однако по ряду показателей качество сырья оставляет желать лучшего, поэтому выпуск сахара увеличится, по прогнозу Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), всего до 5,6 млн тонн с 5,2 млн тонн в прошлом сезоне.
Общий валовый сбор масличных, по оценкам Минсельхоза, в 2021 году был рекордным и достиг 23 млн тонн. Урожай подсолнечника составил 15,5 млн тонн, сои – 4,8 млн тонн, рапса – 2,8 млн тонн. Причина увеличения производства – расширение площадей под этими агрокультурами.
В 2022 году ожидания по урожаю всех агрокультур в большинстве регионов оптимистичные. По прогнозам аналитического центра «Русагротранса» на конец первой декады декабря, валовый сбор зерна может приблизиться к 127 млн тонн. Всего, по предварительным данным Минсельхоза, озимыми засеяно 19 млн га. Площадь посевов озимых на 0,3 млн га ниже, чем годом ранее, но выше, чем в 2019-м на 0,7 млн га. И по данным Росгидромета, в декабре всего 3% посевов озимых находилось в плохом состоянии против 20% годом ранее.
В одном из главных зернопроизводящих макрорегионов – на юге России – озимыми пшеницей и рапсом засеяны рекордные площади. Ожидается рост производства не только зерновых, но и масличных. Посевы сахарной свеклы тоже могут незначительно увеличиться, и при хороших показателях урожайности и качества агрокультуры это может привести к перепроизводству сахара. При этом рынку предложен новый инструмент регулирования – создание сахарного интервенционного фонда.
На рост себестоимости аграриев будут влиять сохраняющиеся проблемы с поставками агрохимии и важных компонентов для кормов из Китая. Из-за этого, к примеру, осенью 2021 года в 1,5-2 раза выросли цены на действующие вещества для основных гербицидов и фунгицидов.
В целом, эксперты не ожидают, что 2022 год будет для аграрной отрасли более позитивным, чем 2021-й: растущие цены на все компоненты производства, фактор непредсказуемого влияния государства на бизнес, из-за которого невозможно спрогнозировать уровень доходов предприятий и запланировать долгосрочное развитие, продолжающаяся пандемия и связанные с ней карантинные ограничения – в таких условиях сектору АПК придется работать в новом году.
Директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов:
– Судя по всему, государственное вмешательство в рынок в виде пошлин и квот, которое будет бить по доходам бизнеса, в новом году сохранится. На данный момент не приходится ждать каких-либо послаблений регулирования. Более того, стало известно, что пошлина будет ужесточена. При цене на пшеницу свыше 375 долларов за тонну она будет составлять 80% разницы между текущей ценой и базовой (200 долларов за тонну), а при цене свыше 400 долларов за тонну – 90% этой разницы.
Пошлина на зерно бессрочна, и хотя у сельхозпроизводителя есть надежда, что пошлину снимут, предпосылок для этого пока нет. При этом ожидаем существенный прирост производства пшеницы в новом сезоне. Однако связан он будет с благоприятными погодными условиями, а не с ростом инвестиций в данное направление.
Пока неизвестно, будут ли продлены действующие ограничения по масличным. Сейчас пошлина на подсолнечник составляет 50%, на сою – 20%, на рапс – 30%. По подсолнечнику эта ставка фактически является запретительной. В отличие от пошлин на зерновые, на масличные они временные, однако весьма вероятно, что масложировые заводы продолжат бороться за продление пошлин хотя бы до следующего сезона. И шансы у них в этом плане есть. Никакого противодействия лоббированию интересов маслопереработчиков со стороны сельхозпроизводителей и смежных секторов, обслуживающих интересы растениеводов, мы не видим.
К слову, животноводство, которое должно было стать одним из бенефициаров экспортных ограничений, тоже не покажет по итогам 2021 года существенного прироста. Как будет развиваться этот сектор, пока тоже непонятно, но участники сектора опасаются беспошлинного импорта, который может серьезно ударить по сектору.
В 2022 году бизнес начнет существеннее ощущать последствия пошлин и больше экономить на всем. Будет уменьшаться объем вложений на гектар – меньше удобрений, проще семена, дешевле агрохимия. Техника тоже будет обновляться реже. И пока не уйдут риски, которые появились у отрасли в 2021-м, связанные с госрегулированием, инвестиции в растениеводство продолжат снижаться. Мы уже знаем о нескольких крупных замороженных проектах по строительству экспортных терминалов. Конечно, что-то будет достроено постепенно, однако существенного прорыва ждать не стоит.
Возможно, продолжит рост тепличный сектор, будут строиться новые комплексы по выращиванию овощей в закрытом грунте, особенно с учетом того, что внутренний рынок тепличными овощами еще насыщен не полностью, а стоимость этой продукции находится на высоком уровне.
Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов:
– В 2022 году Минсельхоз планирует нарастить посевы сахарной свеклы до 1,1 млн га, в прошлом году показатель составлял чуть более 1 млн га. Если прибавка будет 10% и более, при условии, что в 2022 году нам повезет с погодой, Россию может ожидать очередное перепроизводство сахара, как в сезоне 2019/2020 годов, до 8 млн тонн и, соответственно, обвал цен на него.
В 2020-м и 2021-м из-за непогоды произошло снижение продуктивности до 5,6 тонны сахара с 1 га. Если в 2022 году аграрии вернутся к показателю 6,9 тонны с 1 га, то с 1,1 млн га они «снимут» 7,6 млн тонн сахара при внутреннем потреблении в 5,6 млн тонн.
\n
В 2022 году ожидания по урожаю всех агрокультур в большинстве регионов оптимистичные. По прогнозам аналитического центра «Русагротранса» на конец первой декады декабря, валовый сбор зерна может приблизиться к 127 млн тонн. Всего, по предварительным данным Минсельхоза, озимыми засеяно 19 млн га. Площадь посевов озимых на 0,3 млн га ниже, чем годом ранее, но выше, чем в 2019-м на 0,7 млн га. И по данным Росгидромета, в декабре всего 3% посевов озимых находилось в плохом состоянии против 20% годом ранее.
\n
В одном из главных зернопроизводящих макрорегионов – на юге России – озимыми пшеницей и рапсом засеяны рекордные площади. Ожидается рост производства не только зерновых, но и масличных. Посевы сахарной свеклы тоже могут незначительно увеличиться, и при хороших показателях урожайности и качества агрокультуры это может привести к перепроизводству сахара. При этом рынку предложен новый инструмент регулирования – создание сахарного интервенционного фонда.
\n
На рост себестоимости аграриев будут влиять сохраняющиеся проблемы с поставками агрохимии и важных компонентов для кормов из Китая. Из-за этого, к примеру, осенью 2021 года в 1,5-2 раза выросли цены на действующие вещества для основных гербицидов и фунгицидов.
\n
В целом, эксперты не ожидают, что 2022 год будет для аграрной отрасли более позитивным, чем 2021-й: растущие цены на все компоненты производства, фактор непредсказуемого влияния государства на бизнес, из-за которого невозможно спрогнозировать уровень доходов предприятий и запланировать долгосрочное развитие, продолжающаяся пандемия и связанные с ней карантинные ограничения – в таких условиях сектору АПК придется работать в новом году.
\n
Директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов:
\n
– Судя по всему, государственное вмешательство в рынок в виде пошлин и квот, которое будет бить по доходам бизнеса, в новом году сохранится. На данный момент не приходится ждать каких-либо послаблений регулирования. Более того, стало известно, что пошлина будет ужесточена. При цене на пшеницу свыше 375 долларов за тонну она будет составлять 80% разницы между текущей ценой и базовой (200 долларов за тонну), а при цене свыше 400 долларов за тонну – 90% этой разницы.
\n
Пошлина на зерно бессрочна, и хотя у сельхозпроизводителя есть надежда, что пошлину снимут, предпосылок для этого пока нет. При этом ожидаем существенный прирост производства пшеницы в новом сезоне. Однако связан он будет с благоприятными погодными условиями, а не с ростом инвестиций в данное направление.
\n
Пока неизвестно, будут ли продлены действующие ограничения по масличным. Сейчас пошлина на подсолнечник составляет 50%, на сою – 20%, на рапс – 30%. По подсолнечнику эта ставка фактически является запретительной. В отличие от пошлин на зерновые, на масличные они временные, однако весьма вероятно, что масложировые заводы продолжат бороться за продление пошлин хотя бы до следующего сезона. И шансы у них в этом плане есть. Никакого противодействия лоббированию интересов маслопереработчиков со стороны сельхозпроизводителей и смежных секторов, обслуживающих интересы растениеводов, мы не видим.
\n
К слову, животноводство, которое должно было стать одним из бенефициаров экспортных ограничений, тоже не покажет по итогам 2021 года существенного прироста. Как будет развиваться этот сектор, пока тоже непонятно, но участники сектора опасаются беспошлинного импорта, который может серьезно ударить по сектору.
\n
В 2022 году бизнес начнет существеннее ощущать последствия пошлин и больше экономить на всем. Будет уменьшаться объем вложений на гектар – меньше удобрений, проще семена, дешевле агрохимия. Техника тоже будет обновляться реже. И пока не уйдут риски, которые появились у отрасли в 2021-м, связанные с госрегулированием, инвестиции в растениеводство продолжат снижаться. Мы уже знаем о нескольких крупных замороженных проектах по строительству экспортных терминалов. Конечно, что-то будет достроено постепенно, однако существенного прорыва ждать не стоит.
\n
Возможно, продолжит рост тепличный сектор, будут строиться новые комплексы по выращиванию овощей в закрытом грунте, особенно с учетом того, что внутренний рынок тепличными овощами еще насыщен не полностью, а стоимость этой продукции находится на высоком уровне.
\n
Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов:
\n
– В 2022 году Минсельхоз планирует нарастить посевы сахарной свеклы до 1,1 млн га, в прошлом году показатель составлял чуть более 1 млн га. Если прибавка будет 10% и более, при условии, что в 2022 году нам повезет с погодой, Россию может ожидать очередное перепроизводство сахара, как в сезоне 2019/2020 годов, до 8 млн тонн и, соответственно, обвал цен на него.
\n
В 2020-м и 2021-м из-за непогоды произошло снижение продуктивности до 5,6 тонны сахара с 1 га. Если в 2022 году аграрии вернутся к показателю 6,9 тонны с 1 га, то с 1,1 млн га они «снимут» 7,6 млн тонн сахара при внутреннем потреблении в 5,6 млн тонн.
\n
На фоне санкций в зону риска попадает не только посевная, но и весь цикл производства, продолжают эксперты. «Если на посевную все основные закупки уже сделаны, то в случае с уборочной кампанией риски достаточно серьезные – может не хватит ресурсов», – говорит исполнительный директор консалтинговой компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев.
\n
По его оценке, в связи с последними событиями неминуем новый виток роста себестоимости сельскохозяйственного производства в текущем году. В числе основных рисков для аграриев – срыв поставок комплектующих, запчастей, кормовых компонентов, определенных средств защиты растений и биопрепаратов.
\n
Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин считает, что правительство в сложившейся ситуации должно создать условия, которые – без ущерба для продовольственной безопасности и здоровья граждан – облегчили бы само ведение бизнеса.
\n
«Если в 2019-2020 году власти активно занимались регуляторной гильотиной, то сейчас должна быть активная регуляторная гильотина 2.0, во-первых. Во-вторых, если бы решение было за мной, я приостановил бы любые эксперименты различных информационных систем, которые отвлекают бизнес от каждодневной работы и требуют дополнительных затрат и средств», – сказал Сергей Юшин.
\n
По его словам, целесообразно ввести мораторий на проверки – они зачастую избыточны, а в нынешних условиях крайне важно, чтобы компании сосредоточились на производственной деятельности и безопасной продукции, «с учетом действующих экологических норм, но без миллиардных штрафов». Такое временное решение не потребует ни временных, ни административных, ни кадровых затрат, продолжил глава НМА, но станет «одной из составных частей создания благоприятной обстановки для продолжения ведения нормального бизнеса». О необходимости моратории на взыскание штрафов с сельхозпроизводителей (если речь не идет о повторных нарушениях) в своем письме говорит и РЗС.
\n
Неопределенность ситуации уже сейчас давит на сельхозпроизводителей, и в этой ситуации, по словам экспертов, нужно исключить непродуманные статьи расходов и сосредоточиться на основных направлениях работы. «Стоит провести ревизию инвестиционных планов и отложить какие-то из них до лучших времен, – говорит Константин Корнеев. – И конечно, сейчас важно сохранить костяк персонала. Надо любой ценой держать на предприятии людей, которые наиболее компетентны».
\n
\n
Под урожай прошлого года дефицита СЗР не было, напоминает генеральный директор «Щелково Агрохим», академик РАН Салис Каракотов. Более того, по его оценкам, рынок вырос примерно на 10% в тоннаже. Однако с начала осени 2021 года обозначился дефицит сырья для производства агрохимии, в частности, почвенных гербицидов и глифосата. В итоге на последний цены к концу года увеличились в 3,5 раза.
\n\n
«Существенно подорожали и некоторые почвенные гербициды для сои, рапса, кукурузы, подсолнечника, выросли цены и на активные компоненты для изготовления десикантов – эти препараты сейчас очень востребованы, они применяются для предуборочного подсушивания масличных. Ранее их также использовали для зерновых, но из-за повышения цен на десиканты многие хозяйства перестали это делать», – рассказывает Салис Каракотов.
\n\n
Исполнительный директор Российского союза производителей химических средств защиты растений Владимир Алгинин отмечает, что с некоторыми действующими веществами для почвенных гербицидов, в частности, с глифосатами и дикватами, в России действительно есть проблема. По ним в нашей стране нет полной обеспеченности из-за того, что в Китае была приостановлена деятельность ряда промышленных предприятий по причине недостатка энергетических ресурсов и обострения «зеленой» повестки в связи с проведением Олимпиады. «Так как Китай производит порядка 80% от мировой потребности в действующих веществах, какое-то время наблюдались перебои с поставками», – напоминает эксперт.
\n
Сейчас российские производители СЗР контрактуются на закупки глифосата и диквата, правда, цены на них существенно выросли. «По нашим оценкам, с октября прошлого года к началу 2022-го они поднялись на 60-70%. Сами СРЗ за этот период подорожали на 20-25%, так как не на все компоненты для изготовления агрохимикатов росли цены», – поясняет Владимир Алгинин. По оценке Салиса Каракотова, стоимость СЗР относительно прошлого года выросла на 30-40%.
\n