Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет росфинмониторинга за 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Так как в законе есть запрет на информирование 3-х лиц о мерах, предпринимаемых субъектами для целей ПОД/ФТ/ФРОМУ, наша услуга – обучение подаче ФЭС, помощь Специальному должностному лицу в индивидуальном порядке во внедрении и применении любых форм отчетности через ЛК.
Обучение на практике: Заполнение отчетов по новой форме согласно 219-П Росфинмониторинга 10 декабря 2021
ВНИМАНИЕ!
Контроль ЦБ за переводами с карты на карту в 2022 году: как на самом деле
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 года № 1188 (далее — Постановление № 1188) утвердило отдельные требования к правилам внутреннего контроля, которые разрабатывают:
- адвокаты;
- нотариусы;
- лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги;
- аудиторские компании и индивидуальные аудиторы.
Эти требования приняты для соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). А именно, согласно п. 1 его ст. 7.1, требования данного ФЗ в отношении организации внутреннего контроля распространяются на перечисленных лиц.
Правила внутреннего контроля, действующие до 13.01.2022, указанные лица должны привести в соответствие с Постановлением № 1188 в течение 1 месяца. То есть, до 13 февраля 2022 года.
Какие изменения учесть
Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.
Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.
Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:
- документального фиксирования информации;
- приостановления операций;
- действий в случае отказа выполнить распоряжение клиента совершить операцию.
Уведомлять Росфинмониторинг о совершении их клиентами подозрительных операций обязаны (п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»):
- организации и ИП, оказывающие бухгалтерские услуги;
- адвокаты;
- нотариусы;
- организации и ИП, оказывающие юридические услуги;
- аудиторские компании;
- индивидуальные аудиторы.
В целях выявления подозрительных операций бухгалтерские фирмы должны руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103.
В частности, к подозрительным относятся:
- сделки, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- сделки, не соответствующие уставным целям клиента;
- операции, при совершении которых клиент отказывается предоставлять документы, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов;
- операции, в которых используются нестандартные или необычно сложные схемы проведения расчетов, отличающиеся от обычной практики;
- существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента;
- неоправданно поспешно совершаемые операции;
- сделки, объектом которых являются предметы искусства;
- немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции;
- операции по получению или предоставлению кому-либо безвозмездной финансовой помощи;
- совершение операции в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев;
- сделки с юридическим лицом или ИП, период деятельности которых с даты государственной регистрации составляет менее 1 года;
- многократное внесение учредителями (руководителями) денежных средств для пополнения оборотных средств организации;
- осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц и т.д.
Выявив любую из вышеуказанных сделок/операций, бухгалтерская компания должна не позднее 3 последующих рабочих дней сообщить о такой сделке или операции в Росфинмониторинг.
Отчетность в Росфинмониторинг – обучение подаче ФЭС
По общему правилу, сообщать о подозрительных сделках клиентов организации и ИП должны в электронной форме через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Направляемое электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
Электронное сообщение о подозрительной сделке должно включать в себя (п. 6 постановления Правительства РФ от 09.04.2021 № 569):
- сведения о клиенте/его законном представителе, выгодоприобретателе и бенефициарнос владельце, которые фигурируют в сделке;
- вид операции/сделки и основания ее совершения;
- дата совершения операции/сделки и сумма, на которую она совершена;
- обстоятельства, послужившие основанием полагать, что спорная операция осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Наряду с направлением электронных сообщений через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга допускается возможность их направления через информационные системы, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, за организациями и ИП, оказывающими бухгалтерские и юридические услуги, сохраняется право направить вышеуказанные сведения на физическом носителе.
Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Согласно данной норме, совершение подобного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:
- от 30 000 до 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц бухгалтерских/аудиторских организаций;
- от 200 000 до 400 000 рублей – для бухгалтерских организаций.
Кроме того, бухгалтерской фирме это же самое нарушение может грозить административным приостановлением деятельности на срок до 60 суток.
Если непредставление сведений повлечет легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, то действия организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, будут квалифицироваться по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие санкции:
- наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет – для ИП и должностных лиц организаций;
- наложение административного штрафа в размере от 500 000 до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток – для организаций.
Налоговый мониторинг — новая форма налогового контроля. Она основана на том, что организации добровольно предоставляют налоговому органу удаленный доступ к своим информационным системам.
В 2022 году к налоговому мониторингу подключено 339 компаний. В основном это крупный бизнес, так как критерии для вступления в налоговый мониторинг достаточно высоки:
- сумма налогов, подлежащих уплате — 100 млн рублей, включая НДФЛ и страховые взносы;
- доходы по данным бухотчетности — 1 млрд рублей;
- балансовая стоимость активов на 31 декабря — 1 млрд рублей.
В стоимость услуги будет входить устное консультирование по рискам о которых следует сообщить в Росфинмониторинг; анкетирование (в т.ч. устный опрос) Заказчика; документальное оформление проведенного анализа рисков за календарный год; составление отчета о рисках ОД/ФТ; оказание помощи в загрузке отчета в Личный кабинет Росфинмониторинга.
Результат оказанной услуги в личном кабинете
С 2019 года организации и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» должны направить первый отчет о рисках ОД/ФТ. Итак, каждый следующий год.
В информационном письме от 01.03.2019 г. №59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями» Федеральная служба по финансовому мониторингу, сообщила, что субъекты Федерального закона №115-ФЗ* должны информировать Росфинмониторинг об актуальных рисках ОД/ФТ*, имеющихся в их деятельности не реже одного раза в год или по мере выявления новых рисков ОД/ФТ.
Указанную информацию следует направлять в электронной форме через Личный кабинет на портале Росфинмониторинга («Риски ОД/ФТ» — «Исходящие»).
Деятельность ломбардов контролирует Центральный банк (ЦБ) России. Он принимает нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции, отправляет обязательные к исполнению предписания или проводит проверки на соответствие требованиям. Ведомство вправе запрашивать документацию относительно какой-либо фирмы или заявлять в суд с просьбой о её ликвидации. Функции, регулирование и надзор ЦБ в отношении ломбардов устанавливает ст. 2.3 196-ФЗ.
Для получения данных о хозяйственных операциях ломбарда, ЦБ использует ЕГРЮЛ, Росстат и иные контролирующие органы. Полученная информация вносится в государственный реестр ломбардов.
Также, организации, осуществляющие свою деятельность как ломбард, самостоятельно передают сведения о своей деятельности в ЦБ. Сдача отчётности и срок её представления осуществляется в соответствии со ст. 2.4 196-ФЗ и Указанием Банка России №3927-У. Отправке подлежат следующие документы:
В ней указывают общие сведения, основные и балансовые показатели, средневзвешенные значения стоимости потребительских займов и информацию о денежных операциях. Сдача осуществляется по форме 0420890. Отчётность отправляют в центральный банк:
- за первый квартал, полугодие, 9 месяцев — не позднее 23 рабочих дней по окончании отчётного периода;
- два раза по итогам года — не позднее 23 рабочих и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
Налог на добавленную стоимость предоставляют в электронном виде каждый квартал, до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом. За непредставление отчётности в установленный срок с компании взыщут 5% от суммы неуплаченного налога, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тысячи рублей. Взыскание штрафа регулирует п. 1 ст. 119 НК РФ.
Налоговая декларация предоставляется:
- ежеквартально — до 28 числа месяца, следующего за отчётным;
- ежегодно — до 28 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Расчёты налога на имущество предоставляются ежеквартально и по окончании года. Квартальную декларацию подают в течение 30 календарных дней после окончания отчётного периода. Итоговую декларацию сдают до 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом.
Налоговый мониторинг: какие формы сдавать в 1 квартале 2022 года
Написать комментарий
Обязательному контролю подлежат:
- снятие или зачисление на счёт организации наличных денежных средств;
- пополнение уставного капитала наличными;
- все операции организации, созданной менее трёх месяцев назад;
- первые операции по счёту с момента открытия;
- предоставление имущества по договору лизинга;
- операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями и ломом из них;
- предоставление или получение беспроцентных займов;
- операции с цифровыми финансовыми активами;
- операции с недвижимым имуществом;
- любые операции, если их вторая сторона зарегистрирована или проживает в Иране или КНДР или пользуется услугами банков из этих стран.
Сведения о таких операциях передаются в Росфинмониторинг, если их сумма превышает 600 тыс рублей. Для операций с недвижимостью лимит увеличен до 3 млн рублей.
Подозрение могут вызвать:
- несоответствие сделки уставным целям организации;
- отсутствие явного экономического смысла;
- запутанный или необычный характер операции;
- дробление крупной суммы на несколько мелких переводов;
- вывод капиталов за рубеж;
- финансирование «серого» импорта;
- большие объемы снятия наличных или переводов на счета физических лиц, в том числе ИП.
Обычно такие операции отслеживаются автоматически. Роботы сканируют перед отправкой платежные документы и выискивают соответствующие ключевые слова. После этого подозрительная операция проверяется уже работником банка.
Если организация или ИП хочет избежать подозрений в совершении незаконных операций, ЦБ рекомендует соблюдать несколько простых правил.
При смене генерального директора, места нахождения или кодов ОКВЭД, утверждении новой редакции устава недостаточно сообщить об этом в налоговую. Новые данные следует предоставить также банку, а при необходимости внести соответствующие изменения в карточку подписей и получить новую ЭЦП. Тогда у него не возникнет вопросов, почему вместо лица, указанного в ЕГРЮЛ, платежные документы подписывает другой человек, или почему студия дизайна получает оплату за услуги клининга.
Аналогичным образом ИП должен сообщать о смене места проживания или фактического ведения бизнеса.
О каких рисках нужно сообщать в Росфинмониторинг?
Чем детальнее отражается назначение платежа, тем меньше вопросов будет у банка. В первую очередь нужно указать, за что переводятся деньги. Дополнительно указываются реквизиты всех документов, на основании которых совершается перевод.
Стандартный комплект включает договор, счёт на оплату и акт. Однако отсутствие какого-то из них не так существенно, если это можно объяснить условиями сделки. Например, счёт на оплату включает оферту или договор предусматривает аванс.
Создание нескольких организаций или регистрация ИП на несколько человек может быть законным способом уменьшить налоговые платежи. Однако внимание к таким схемам усиливается с каждым годом. Признание налоговой выгоды необоснованной приведет не только к проблемам с банком, но и к доначислению налогов, пеней и штрафов.
В зоне особого внимания группы взаимозависимых компаний и ИП, совокупная выручка которых превышает лимиты по специальным режимам налогообложения.
Неспособность организации или ИП вовремя заплатить налоги при наличии постоянного дохода ставит под сомнение не только эффективность использования получаемых денег. Вполне логичной кажется постановка вопроса, что организация создана с фиктивными целями и позднее будет брошена как ненужная.
ЦБ рекомендует, чтобы доля уплаты налогов с расчётного счёта была не меньше 0,9% от дебетового оборота.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О государственном оборонном заказе»
-
Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
-
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)
«Об акционерных обществах»
-
Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79
«О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244
«О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»
-
Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239
«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»
Предполагается, что клиентам будут присвоены три степени риска:
- низкая степень риска,
- средняя степень риска,
- высокая степень риска.
В первом случае каких-либо ограничений не будет и для клиентов с низкой степенью риски по сути ничего не изменится. Эта степень будет присвоена, если никаких подозрительных операций клиент не совершал.
Средняя степень риска будет присвоена в случае, если некоторые операции вызовут подозрения у банка. В этом случае могут принимать меры по блокировке счета, замораживанию денежных средств, отказ в банковском обслуживании и т.п.
При высокой степени риска банк будет иметь право расторгнуть уже имеющейся договор с клиентом и отказать в заключении нового. При этом каждая операция будет строго контролироваться.
Есть ряд операций, который практически не интересны банку. Например, перевод денег между родственниками, перевод денег в рамках дарения между физическими лицами, а также денежный перевод, который не образует дохода, например, возврат долга.
Поэтому при переводе с карту на карту лучше всего обозначать этот перевод как подарок.
Также, если нужно совершить банковскую операцию на крупную сумму или много банковских операций по счету, нужно заранее подготовить документы, из которых будет виден источник происхождения средств, а также законность таких операций.
А вы часто делаете или принимаете денежные переводы? Просьба поделиться в комментариях.
Будьте здоровы и берегите себя!
Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна, но особенно ценно ваше мнение по теме в комментариях.
Благодарю за внимание!
Как заполнить новые формы отчетов в Росфинмониторинг
-
Информация Банка России от 28.02.2022
«Банк России принял решение повысить ключевую ставку до 20% годовых»
-
Информация ФНС России
«Разъяснен порядок освобождения стоимости путевок от НДФЛ с 2022 года»
-
Информация Банка России
«Об основных видах экономической деятельности юридических лиц, выступающих заемщиками и обязанными лицами по кредитным договорам, права требования по которым принимаются в обеспечение кредитов Банка России»
Банк России разослал кредитным организациям новую форму отчетности о денежных переводах между физическими лицами. Из нее следует, что ЦБ будет запрашивать информацию обо всех p2p-транзакциях (от физлица физлицу), в том числе персональные данные отправителей и получателей средств, рассказали три источника на платежном рынке. Получение формы для предоставления отчетности подтвердил представитель платежной компании QIWI.
Мы ознакомились с разъяснениями ЦБ по новой форме отчетности, которую он разослал банкам. Как следует из документа, в отчет должны включаться все входящие и исходящие переводы денежных средств между физическими лицами, которые проводятся по следующим сценариям:
- с карты на карту;
- со счета на счет;
- с электронного кошелька на электронный кошелек, с карты на кошелек и обратно;
- со счета абонента оператора связи на кошелек или карту и обратно;
- платежи через Систему быстрых платежей;
- трансграничные переводы денежных средств физическими лицами;
- переводы денежных средств без открытия счета, в том числе через платежные терминалы платежных агентов;
- переводы физического лица между собственными счетами в рамках одной кредитной организации;
- переводы через системы денежных переводов, например Western Union, CONTACT и пр.
К p2p-операциям не относятся перечисление денежных средств на депозитные счета, счета для погашения кредитов, брокерские/инвестиционные счета, комиссии кредитных организаций за обслуживание, а также переводы в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, пояснил ЦБ.
Информация по каждой операции должна содержать номера карт отправителя и получателя средств, данные банков, уникальный ID клиента (выпускается кредитной организацией), назначение платежа, сумму переведенных средств, дату и время перевода, код страны отправителя и получателя и т. д.
Отчитываться должны будут банки-эмитенты, банки-эквайеры, банки, предоставляющие интернет-сервисы для p2p-переводов, а также магазины и юридические лица, если они предоставляют онлайн-сервисы по переводам, и т. д.
Запросы будут формироваться по всем денежным переводам за определенный период. В отдельных случаях ЦБ может запрашивать информацию по отдельным операциям. Например, данные по конкретным картам или по определенным физическим лицам (ID, паспорт, ИНН, телефон).
По данным ЦБ, за девять месяцев 2021 года граждане перевели друг другу с помощью карт около 42,5 трлн руб., совершив почти 8,5 млрд транзакций. Основную долю на рынке карточных переводов занимает Сбербанк. Через СБП с начала года было совершено более 0,8 млрд переводов на 4,7 трлн руб.
В рамках проверок ЦБ может точечно запрашивать информацию по p2p-переводам у любого банка, однако конкретной формы отчетности ранее не вводилось, говорит представитель QIWI. Пока такие запросы носят точечный характер в тех ситуациях, когда необходимо установить получателя и/или отправителя в рамках конкретной транзакции, теперь же банки де-факто будут обязаны предоставлять эту информацию обо всех p2p-операциях, добавил управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.
Банки также обязаны предоставлять в налоговую сведения об открытых гражданами счетах; в свою очередь, налоговая в рамках проверок может запрашивать выписки с расчетных счетов граждан. Выписки с расчетных счетов может получать и Росфинмониторинг, напоминает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Токарева.
Как не попасть в черный список Росфинмониторинга в 2021 году — разъяснения ЦБ
Сложность передачи таких данных в ЦБ — в том, что они содержатся в различных банковских системах и их автоматизированный сбор затруднителен и требует соответствующих ИТ-доработок, говорит источник в одном из крупных банков.
При запросе массивов данных за длительный период можно столкнуться со сложностью их передачи дистанционно по защищенному каналу, добавил представитель QIWI: «В этом случае придется записывать данные на зашифрованные электронные носители и передавать их физически».
В разъяснениях ЦБ указано, что реестр данных должен передаваться в электронном виде. Но в случае большого объема можно записывать их на электронный носитель и передавать регулятору с курьером.
Банкам придется реализовать на своих процессинговых системах процедуру экспорта всех переводов и привязывать к ним персональные данные клиентов, что повысит нагрузку на и без того перегруженные процессинги, предупреждает Назаров. Массив таких данных будет колоссальным и построение его аналитики — это вызов уровня мировых ИТ-гигантов, заключил эксперт.
Внимание: Все права на публикуемые материалы принадлежат их владельцам, и редакция сайта не несет ответственность за их использование!
Если Вы считаете, что материал публикуемой статьи Вас оскорбляет, нарушает Ваши права, недостоверен, распространяет сведения Вас порочащие, разжигает рознь или неприемлем для публикации по другим причинам — ОСТАВЬТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ — МЫ ЕЕ НЕМЕДЛЕННО УДАЛИМ!
Приказом Росфинмониторинга от 07.10.2021 №219 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. № 110, и рекомендаций по их заполнению» утвержден обновленный формат формализованных электронных сообщений (ФЭС).
В этой связи, в дополнение к информационному письму Росфинмониторинга от 10.02.2016 № 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Информационное письмо Росфинмониторинга № 63) по вопросам формирования и представления ФЭС сообщаем следующее.
1. Как правильно сформировать сообщение об операции купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий?
Порядок представления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих контролю, установлен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга № 110 от 22 апреля 2015 г. (далее – Инструкция). В целях представления сведений об операциях купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий организация (индивидуальный предприниматель) формирует формализованное электронное сообщение (далее – ФЭС, сообщение) 1-ФМ в порядке, предусмотренном Инструкцией.
ФЭС 1-ФМ об операции с денежными средствами формируется следующим образом:
- в показателе «Код признака операции» следует указывать значение «0 — для операции с денежными средствами, в том числе электронными денежными средствами»;
- в сведениях о лице, которое получает денежные средства в рамках данной операции, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «02-Получатель», в показателе «Код вида участника операции (сделки)» указывается значение «01-Продавец»/«03-Поставщик»;
- в сведениях о лице, которое осуществляет оплату, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «01-Плательщик», в показателе «Код вида участника операции (сделки)» указывается значение «02-Покупатель».
ФЭС 1-ФМ об операции с имуществом формируется следующим образом:
- в показателе «Код признака операции» следует указывать значение «3 — для операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий»;
- в сведениях о лице, которое получает имущество в рамках данной операции, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «02-Получатель», в показателе «Код вида участника операции (сделки)» указывается значение «02-Покупатель»;
- в сведениях о лице, которое осуществляет передачу (отгрузку) имущества, в показателе «Код роли участника операции (сделки)» следует указать значение «01-Плательщик», в показателе «Код вида участника операции (сделки)» указывается значение «01-Продавец»/«03-Поставщик».
2. Как правильно сформировать сообщение об операции скупки драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий?
В целях представления сведений об операциях скупки драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий организация (индивидуальный предприниматель) формирует ФЭС 1-ФМ в порядке, предусмотренном Инструкцией.
Название отчета
Краткое описание
Штрафы за отчет
Куда сдается отчет
Бухгалтерская отчетность
Отчетный период – календарный год. Годовая бухгалтерская отчетность за 2020 г. представляется в Банк России (Информационное сообщение Минфина России от 3.12.2018 N ИС-учет-12 «Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности»).
Ломбарды освобождены от представления своей годовой бухгалтерской отчетности непосредственно в налоговые органы и органы государственной статистики.
Ломбарды обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в ЦБ РФ.
Сведения о среднесписочной численности работников
Отчетный период – календарный год.
Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год представляются не позднее 20 января текущего года.
Основным законом, утверждающим необходимость финансового мониторинга, является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен-ных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001.
В Постановлении Правительства РФ от 27.01.2014 №58 сказано, что постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат:
- лизинговые компании;
- операторы по приему платежей;
- организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
- организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуще-ством.
При этом организации обязаны самостоятельно встать на учет в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора по оказанию контролируемого вида услуг.
Рассмотрим, какие организации попадают под критерий осуществляющих операции с де-нежными средствами или иным имуществом. В этот перечень входит большое количество разнообразных организаций: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, ломбарды, организации, занимающейся куплей-продажей ювелирных изделий, букмекерские конторы и многие другие.
Таким образом, сфера действий данного закона достаточно широка.
Документы Федеральной службы по финансовому мониторингу
Сделки, которые подлежат контролю со стороны Росфинмониторинга, представлены в статье 6 закона №115-ФЗ. В ней говорится, что обязательному контролю подлежат сделки по операциям с денежными средствами, сумма по которым превышает 600 000 руб. К ним относят как сделки по оплате в наличной форме, так и операции по банковским вкладам. Например, ломбарды и ювелирные магазины должны также отчитываться о проведении подобных сделок.
Так, заполнить отчетность необходимо, когда сумма покупок превышает сумму в 600 000 руб. При этом не важен способ учета: по поступлению оплат или по произведенным отгрузкам. Требования законодательства распространяются как на юридические, так и на физические лица.
Организации обязаны не реже, чем раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применимы или должны применяться меры по блокировке денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган. Таким образом, на организации лежит ответственность по проверке списка своих контрагентов со списком организаций, к которым приняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств согласно закону №115-ФЗ. Данные списки регулярно публикуются на сайте Росфинмониторинга.
Но, например, для организаций, осуществляющих продажу ювелирных изделий, не проводится контроль по операциям на сумму, не превышающей 40 000 руб., или при безналичной оплате на сумму, не превышающую 100 000 руб. Исключения могут составлять случаи, когда у сотрудников организации возникает подозрение в легализации доходов данным покупателем.
04 марта 2022 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 19.02.2022 N 219 «Об утверждении Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
Постановление определяет формы контроля за субъектами 115-ФЗ и порядок их оценки.
Постановление также устанавливает виды контрольных мероприятий, проводимых в отношении разных субъектов, и особенности их проведения:
- для высокого уровня риска — плановая (внеплановая) проверка в виде документарной или выездной проверки;
- для повышенного уровня риска — плановая проверка в виде документарной или выездной проверки;
- для умеренного уровня риска — информирование;
- для низкого уровня риска — контрольные мероприятия не проводятся.
Требуется внутреннее обучение сотрудников.
Изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 N 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Действие Постановления распространено на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранных структур без образования юридического лица и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторские организации и индивидуальных аудиторов.
Обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и проведение внутреннего обучения не требуется.
Изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Документ приведен в соответствие с положениями Федерального закона 115-ФЗ в части выявления подозрительных операций и уведомления о них Росфинмониторинга.
Для неНФО требуется обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и проведение внутреннего обучения.
Изменения вносятся в Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 N 913 «Об утверждении Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти».
Увеличены сроки предоставления сведений о бенефициарных владельцах.
Требования постановления распространены на иностранные юридические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.
Проведение внутреннего обучения и обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не требуется.
Вступление в силу с 15.02.2022 Приказа Росфинмониторинга от 24.12.2021 № 292 «Об утверждении форм уведомлений о включении организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и уведомления об исключении организаций и физических лиц из указанных перечней».
Проведение внутреннего обучения и обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не требуется.
Изменения внесены в Приказ Росфинмониторинга от 25.07.2016 N 232 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (вместе с «Порядком размещения на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма»).
Действие приказа распространено на доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица.
Обновление ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ и проведение внутреннего обучения не требуются.
- Извещение о проведении открытого аукциона по реализации на внутреннем рынке ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней из Госфонда России 21 февраля 2022 г.
- Информационное письмо Федеральная служба по финансовому мониторингу от 09 февраля 2022 г. № 65 10 февраля 2022 г.
- В чистом золоте черти видятся 10 января 2022 г.
- Росфинмониторинг: Информационное письмо от 20 сентября 2021 г. № 63 22 сентября 2021 г.
- Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 14 июня 2012 г.
- ключевые слова: клиент, легализация, закон, услуги, отмывание
- Власть
- Инновации
- Закон 115-ФЗ ювелирам и ломбардам
- Гильдия Ювелиров России
- Общество
- Ювелирное радио
- Пресс-релизы
- Бренды
- Повышение квалификации
- Роскошь и люкс
- Торговля
- Ювелиры и компании
- Техника и технология
- Драгоценные камни
- Выставки
- Недра
- Рынки
- Криминал
- Коллекции
- Ломбарды
- Объявления
Похожие записи:
-