Лицензия дает право страховщику проводить только разрешенные виды страховой деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия дает право страховщику проводить только разрешенные виды страховой деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1.1. Понятие и сущность страхования. Виды и объекты страхования
1.2. Порядок лицензирования страховой деятельности
1.3. Регулирование отношений при осуществлении операций страхования
Выводы
Вопросы для самопроверки
Библиография

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

Статья 32. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела

Страховые отношения известны, по крайней мере, с эпохи позднего Средневековья. Тогда в результате великих географических открытий заметно расширились горизонты международной торговли и предпринимателям потребовались крупные суммы капитала, чтобы использовать новые возможности. Рост богатства общества и степень удовлетворения его потребностей в решающей мере зависели от страхования. Первый из известных в мировой практике договоров страхования был оформлен в Генуе в 1347 г. Первый письменный договор страхования жизни, дошедший до наших дней, был заключен в Англии в XVI в. Страхование возникло и развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение потребностей человека, его осознанных запросов в страховой защите от различных случайностей.

Страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий жизни.

В России становление страхования происходило в несколько этапов.

I этап охватывает период с 1786 по 1918 гг. В 1786 г. началось страхование от огня. В этот период был учрежден Государственный заемный банк, которому разрешалось принимать в залог дома и недвижимость, застрахованные у него.

В 1864 г. было утверждено Положение о взаимном земском страховании. Каждое губернское земство должно было вести операции по страхованию только в своей губернии.

В 1881 г. страховое общество «Россия» производило страхование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование.

С 1888 г. страховое общество «Помощь» производило страхование от несчастных случаев.

В 1903 г. в Москве создан Российский взаимный страховой союз, осуществляющий страхование от огня, движимого и недвижимого имущества.

II этап охватывает период с 1918 г. по 1991 г.

В этот период выходит ряд декретов, положивших начало государственному регулированию страховой деятельностью. Так, декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. был учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования, а декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» страховое дело было объявлено государственной монополией во всех его видах.

18 сентября 1925 г. выходит «Положение о государственном страховании в СССР», а в 1984 г. постановление Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов».

В рыночной экономике страхование является, с одной стороны,. средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Источники прибыли страховых организаций — доходы от собственно страховой деятельности, от инвестиций временно свободных денежных средств в объекты материального производства, непроизводственной сферы, акции предприятий, банковские депозиты и т. д.

В РФ все отношения в области страхования регулируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31.12.97 № 157-ФЗ и ст. 48 второй части ГК от 22.12.95 с учетом изменений и дополнений от 21.07.2005г. № 104-ФЗ. Согласно данным документам страхование — отношение по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

По форме организации страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное, кооперативное. Особой организационной формой является медицинское страхование.

Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (определенных законом о статусе страховой деятельности).

Акционерное страхование — негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций (облигаций) и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам, что позволяет при сравнительно ограниченных средствах быстро развернуть эффективную работу страховых компаний.

В качестве страховщиков выступают юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. Лицензирование страховой деятельности осуществляется в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19.05.94 № 02-02/08 и Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих ОМС, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.03.94 № 251.

Лицензирование страховых операций страховщиков носит обязательный характер. При этом под лицензируемой страховой деятельностью следует понимать деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования, связанную с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для страховых выплат.

Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью страховщикам на основании их заявлений с приложением:

а) нотариально заверенных копий Устава страховой компании и Учредительного договора;

б) свидетельства о регистрации;

в) справки о размере оплаченного уставного капитала;

г) экономического обоснования страховой деятельности;

д) расчетов страховых тарифов;

е) сведений о руководителях и их заместителях.

Страховым компаниям, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, лицензия выдается на основании их заявления с приложением:

а) нотариально заверенных копий учредительных документов;

б) свидетельства о регистрации;

в) справки о размере оплаченного уставного капитала;

г) сведений о руководителях и их заместителях.

Для получения лицензии на право осуществления страховых операций на территории РФ страховая компания должна обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого не может быть ниже 30 миллионов рублей.

При подаче документов на получение лицензии страховщики обязательно представляют расчет соотношения свободных активов и обязательств. Под свободными активами понимается имущество страховщика, свободное от любых обязательств, за исключением прав требования его участников (акционеров).

Лицензии выдаются на конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

В лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией следующие виды страхования:

  1. страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
  2. пенсионное страхование:
  3. страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;
  4. страхование от несчастных случаев и болезней;
  5. медицинское страхование;
  6. страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);
  7. страхование средств железнодорожного транспорта;
  8. страхование средств воздушного транспорта;
  9. страхование средств водного транспорта;
  10. страхование грузов;
  11. сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);
  12. страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;
  13. страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;
  14. страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
  15. страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;
  16. страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;
  17. страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;
  18. страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
  19. страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;
  20. страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
  21. страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;
  22. страхование предпринимательских рисков;
  23. страхование финансовых рисков.

Федеральный орган исполнительней власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов.

Взаимоотношения между страховщиком и страхователем регулируются Гражданским кодексом РФ, глава 48 «Страхование».

Страховые компании осуществляют свою деятельность на основании договора страхования, заключенного в письменной форме, согласно договору страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки. Договор страхования может содержать и другие условия, определяемые по соглашению сторон, и должен отвечать общим условиям действительности сделки, предусмотренным ГК РФ (статьи 940-944).

Для заключения договора страхования страхователь представляет страховщику письменное заявление по установленной форме, либо иным допустимым способом заявляет о своем намерении заключить договор страхования. Договор страхования вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, если договором или законом не предусмотрено иное. Факт заключения договора страхования удостоверяется передаваемым страховщиком страхователю страховым свидетельством (полисом, сертификатом) с приложением правил страхования. Страховое свидетельство должно содержать:

  1. наименование документа;
  2. наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика;
  3. фамилию, имя, отчество или наименование страхователя и его адрес;
  4. указание объекта страхования;
  5. размер страховой суммы;
  6. указание страхового риска;
  7. размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения;
  8. срок действия договора и порядок его изменения и прекращения;
  9. другие условия по соглашению сторон, в том числе дополнения к правилам страхования либо исключения из них;
  10. подписи сторон.

При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

  • об определенном имуществе или имущественном интересе;
  • о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование;
  • о размере страховой суммы;
  • о сроке действия договора.

При заключении договора личного страхования соглашение должно быть достигнуто:

  • о застрахованном лице и о характере события, на случай которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование;
  • о размере страховой суммы и сроке действия договора.

При наступлении страхового случая в срок, установленный договором или законом, страховщик обязан произвести страховую выплату. При невыплате страховой суммы в установленный срок страховая компания уплачивает страхователю штраф в размере одного процента от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки. Страховая выплата производится страховщиком в соответствии с договором страхования или законом на основании заявления страхователя и страхового акта (аварийного сертификата). Страховой акт составляется страховщиком или уполномоченным им лицом. При необходимости страховщик запрашивает сведения, связанные со страховым случаем, у правоохранительных органов, банков, медицинских предприятий, учреждений и организаций, располагающих информацией об обстоятельствах страхового случая. Предприятия, учреждения и организации обязаны сообщать страховщикам по их запросам сведения, составляющие коммерческую тайну. При этом страховщики несут ответственность за их разглашение в любой форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Умышленные действия страхователя, застрахованного лица или выгодоприобретателя, направленные на наступление страхового случая, являются основанием для отказа страховой компанией произвести страховую выплату. Решение об отказе в страховой выплате принимается страховщиком и сообщается страхователю в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа.

Отказ страховщика произвести страховую выплату может быть обжалован страхователем в суде. К страховщику, выплатившему страховое возмещение по страхованию имущества, переходит в пределах выплаченной им суммы право требования, которое страхователь или иное лицо, получившее страховое возмещение, имеют к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Договор страхования может быть прекращен в случаях:

  1. истечения срока действия;
  2. исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме;
  3. неуплаты страхователем страховых взносов в установленные договором сроки;
  4. ликвидации страхователя, являющегося юридическим лицом, или смерти страхователя, являющегося физическим лицом;
  5. ликвидации страховщика в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации;
  6. принятия судом решения о признании договора страхования недействительным;
  7. в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Договор страхования может быть прекращен досрочно по требованию страхователя или страховщика, если это предусмотрено условиями договора страхования. О намерении досрочного прекращения договора страхования стороны обязаны уведомить друг друга не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты прекращения договора, если не предусмотрено иное.

В экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — коммерческой деятельностью, приносящей прибыль. Деятельность страховых организаций подлежит лицензированию. Взаимоотношения между страховщиком и страхователем регулируются договором согласно Гражданскому кодексу РФ.

Страховщик — кто это такой (определение)

  1. Что представляет собой страхование?
  2. Перечислите существенные условия договора страхования.
  3. С какого момента вступает в силу договор страхования?
  4. В чем отличие обязательного страхования от добровольного?
  5. Какие виды страхования относятся к личному?
  6. Как осуществляется контроль за деятельностью страховых организаций?

УКАЗАНИЕ

от 27 ноября 2018 года N 4974-У

О форме бланка лицензии на осуществление страховой деятельности и о порядке направления лицензии на осуществление страховой деятельности субъекту страхового дела

____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 декабря 2021 года на основании
указания Банка России от 5 августа 2021 года N 5877-У
____________________________________________________________________

Настоящее Указание на основании пункта 15 статьи 32 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст.56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.4; 1999, N 47, ст.5622; 2002, N 12, ст.1093; N 18, ст.1721; 2003, N 50, ст.4855, ст.4858; 2004, N 30, ст.3085; 2005, N 10, ст.760; N 30, ст.3101, ст.3115; 2007, N 22, ст.2563; N 46, ст.5552; N 49, ст.6048; 2009, N 44, ст.5172; 2010, N 17, ст.1988; N 31, ст.4195; N 49, ст.6409; 2011, N 30, ст.4584; N 49, ст.7040; 2012, N 53, ст.7592; 2013, N 26, ст.3207; N 30, ст.4067; N 52, ст.6975; 2014, N 23, ст.2934; N 30, ст.4224; N 45, ст.6154; 2015, N 10, ст.1409; N 27, ст.3946, ст.4001; N 29, ст.4357, ст.4385; N 48, ст.6715; 2016, N 1, ст.52; N 22, ст.3094; N 26, ст.3863, ст.3891; N 27, ст.4225, ст.4294, ст.4296; 2017, N 31, ст.4754, ст.4830; 2018, N 1, ст.66; N 18, ст.2557; N 31, ст.4840; N 32, ст.5113, ст.5115) устанавливает форму бланка лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера и порядок направления лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера субъекту страхового дела.

1. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее — лицензия на осуществление страховой деятельности) выдается Банком России субъекту страхового дела по форме, установленной приложением к настоящему Указанию.

Лицензия на осуществление страховой деятельности подписывается первым заместителем (заместителем) Председателя Банка России, курирующим вопросы выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности, либо лицами, их замещающими.

2. Лицензия на осуществление страховой деятельности направляется Банком России субъекту страхового дела в течение пяти рабочих дней со дня принятия Банком России решения о выдаче (переоформлении, замене бланка, предоставлении (выдаче) дубликата) лицензии на осуществление страховой деятельности.

3. Лицензия на осуществление страховой деятельности направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу субъекта страхового дела, содержащемуся в едином государственном реестре юридических лиц либо в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, вместе с письмом, содержащим сведения о дате и номере решения о выдаче (переоформлении, замене бланка, предоставлении (выдаче) дубликата) лицензии (далее — письмо о принятом решении).

Письмо о принятом решении оформляется на бланке структурного подразделения Банка России, к функциям которого относится лицензирование деятельности субъектов страхового дела (далее — уполномоченное подразделение Банка России).

Уполномоченное подразделение Банка России должно представить письмо о принятом решении для подписания лицу, уполномоченному распорядительным актом Банка России подписывать указанные письма (далее — уполномоченное лицо), не позднее пяти рабочих дней со дня принятия Банком России решения о выдаче (переоформлении, замене бланка, предоставлении (выдаче) дубликата) лицензии на осуществление страховой деятельности.

к Указанию Банка России

от 27 ноября 2018 года N 4974-У

«О форме бланка лицензии на

осуществление страховой деятельности

и о порядке направления лицензии

на осуществление страховой

деятельности субъекту страхового дела»

(форма)

Помимо страховых компаний, на рынке действуют несколько субъектов, которые оказывают услуги страхования всем заинтересованным клиентам. Эти субъекты действуют на основании федерального законодательства с соблюдением ряда обязательных правил. Более того, доля оформляемых ими договоров страхования составляет 25-30% от количества всех заключаемых страховых соглашений на территории РФ в течение календарного года.

Страховым агентом признается постоянно проживающее на территории Российской Федерации физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, или действующее на основании гражданско-правового договора с компанией-страховщиком.

Агенты могут работать в двух направлениях:

  • Представление интересов потенциальных страхователей – подбор подходящей программы страхования из списка страховщиков, с которыми агент имеет действующую договоренность.
  • Представление интересов страховщиков – поиск потенциальных страхователей с целью увеличения клиентской базы компании/компаний, с которыми у агента имеется партнерская договоренность.

Страховыми агентами не признаются лица, действующие без договоренности с компанией-страховщиком. Помимо этого, обязанности агента не имеет права исполнять сам страховщик или его штатный работник, состоящий в компании на основании трудового соглашения. Также агентами не признаются лица, имеющие не снятую или непогашенную судимость, либо состоявшие в управленческой должности в страховой компании в течение 2 лет до признания таковой банкротом. И наконец, функции агента не вправе выполнять лица, состоящие в любой должности в дочерних или аффилированных организаций страховщика.

Основной обязанностью агента является подбор и продажа услуги. В подавляющем большинстве случаев работа агента оплачивается в виде процента от суммы каждого заключенного им страхового соглашения. О размере вознаграждения стороны договариваются при составлении гражданско-правового соглашения. После заключения договора клиента с компанией, работа агента заканчивается.

Все последующие правоотношения между страхователем и страховщиком складываются напрямую, без участия третьих лиц. За действия и решения страховой компании агент не несет и не может нести никакой ответственности. Один страховой агент может одновременно сотрудничать с несколькими страховщиками – в этом отношении не устанавливается никаких ограничений.

По требования потенциального страхователя, страховой агент предоставляет документальное подтверждение легитимности своих полномочий. Компания-страховщик, в свою очередь, обязана вести внутренний реестр всех своих страховых агентов и предоставлять клиентам данные о каждом из них по первому требованию.

Вопрос: В качестве страховщиков могут выступать

Еще одним участником рынка признаются страховые брокеры. В соответствии со ст. 8 ФЗ № 4015-1 ими являются лица постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также организации, действующие в интересах страховых компаний, и имеющие соответствующие полномочия. При этом физические лица обязательно должны иметь статус индивидуального предпринимателя с действующим ОКВЭД 66.22. Организации должны иметь статус полноценного юридического лица, работающего автономно.

Прямое страхование, когда страховая компания напрямую взаимодействует со страхователем, не является единственно возможной формой страхования. Помимо использования услуг посредников, предусматривается еще несколько видов, имеющих достаточное распространение на рынке. К ним относятся:

  • Сострахование.
  • Перестрахование.

Эти формы прямо указаны в действующем страховом законодательстве. Правила их использования описываются в ст.12-13 ФЗ 4015-1 соответственно. По каждой форме оказания услуг предусматривается ряд основных норм и правил, которым страховщики обязаны следовать.

Под данным термином понимается деятельность одного страховщика (перестраховщика) по страхованию рисков другого страховщика (перестрахователя). Клиент заключает договор со вторым перестрахователем, который после этого заключает договор с перестраховщиком.

При наступлении страхового случая перестраховщик выплачивает возмещение перестрахователю, а тот, в свою очередь, исполняет обязательства перед страхователем (клиентом по основному договору). Расчеты между компаниями не должны влиять на сроки выплаты возмещения по основному договору страхования.

5 / 5 ( 2 голоса )

В Российской Федерации система надзора осуществляется Банком России. Основы регулирования установлены в главе IV Закона РФ 4015-1 «Об организации страхового дела».

Закон РФ
«Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1

Статья 30
Надзор за деятельностью субъектов страхового дела

1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее — страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.

Орган страхового надзора осуществляет анализ деятельности субъектов страхового дела в целях выявления ситуаций, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.

В случае выявления таких ситуаций орган страхового надзора вправе принимать меры, предусмотренные статьями 32.5-1, 32.5-2 и 32.6 настоящего Закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять меры по предупреждению банкротства страховых организаций.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

3. Страховой надзор осуществляется Банком России.

Содержательной частью надзорной деятельности является проверка соответствия реальной деятельности страховой компании деятельности, прописанной в лицензии а также:

  • проверка правильности формирования страховых резервов,
  • размещения активов,
  • обеспечения наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом,
  • а также пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.

Страховой надзор можно условно разделить на три стадии контроля: предварительную, текущую и последующую.

Предварительный контроль – принятие решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. С 2004 г. российской страховая практика максимально приблизилась к мировой: был введен запрет на проведения одним страховщиком страхования жизни и других видов страхования. Такой запрет на осуществление одним юридическим лицом одновременно страхование жизни и страхование рисков иных, чем страхование жизни, связан с различной процедурой регулиро-вания формирования страховых резервов и размещения активов страховщика.

Текущий контроль за деятельностью страховщика осуществляется как органами государ-ственного надзора, так и независимыми аудиторами. Предметом контроля при этом является ведение страховщиками финансовых операций – формирование страховых резервов, размещение покрывающих их активов, обеспечение наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Последующий контроль осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Страховщики обязаны опубликовать годовую отчетность о своей деятельности, бухгалтерский баланс и финансовые результаты деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности приведенных в них сведений независимыми аудиторами. Для этих целей в Российской Федерации сформирован институт независимых страховых аудиторов, основанный на специальном лицензировании их деятельности, про-верке квалификации и знаний страхового законодательства.

Ответы на тесты по предмету «Страхование. Тест 1»

Ядром механизма осуществления надзора является лицензирование страховой деятельности, а важнейшими инструментами его осуществления являются дача предписания, ограничения действия, приостановление действия лицензии и отзыв (аннулирование) лицензии. Последнее означает ликвидацию страховой организации, процесс которой отрегулирован в Законе.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании статьи 32 Закона № 4015-1. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Без лицензии страховая деятельность считается незаконным предпринимательством со всеми вытекающими последствиями.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующий исчерпывающий список документов:

  1. заявление о предоставлении лицензии;
  2. учредительные документы соискателя лицензии – устав и учредительский договор;
  3. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
  4. протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении на должности единоличного исполнительного органа и коллегиального органа соискателя лицензии;
  5. сведения о составе акционеров (участников);
  6. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  7. документы о государственной регистрации юридических лиц-учредителей, а также аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;
  8. сведения о руководителе, главном бухгалтере и руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
  9. сведения о страховом актуарии;
  10. правила страхования по выбранным видам страхования с приложением образцов документов;
  11. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  12. положение о формировании страховых резервов;
  13. технико-экономическое обоснование (бизнес-план) осуществления видов страхования.

В статье 321 Закона зафиксирован перечень квалификационных требований к руководителю, главному бухгалтеру и страховому актуарию.

Руководители страховой организации должны иметь:

  • высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом об образовании, признаваемом в РФ, а также
  • стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) в сфере финансов не менее 2 лет.
    Главный бухгалтер страховщика или главный бухгалтер страхового брокера должны иметь:
  • высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также
  • стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации
    Страховой актуарий должен иметь
  • высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации
  • квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.

Закон требует, чтобы и руководитель и главный бухгалтер субъекта страхового дела постоянно проживали на территории Российской Федерации.

Сроки действия лицензии прописаны в ст. 325. Если лицензия не является временной, то срок ее действия не ограничен, Временная лицензия может выдаваться не более чем на три года и срок ее действия может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если за прошедшее время не было установлено каких-либо нарушений страхового законодательства, либо они не были устранены в оговоренные сроки. Добавить информацию, о том, какое подразделение СК ответственно за получение и отслеживание лицензий: Получением или отслеживанием лицензии занимается либо юридических департамент, либо актуарный департамент.

Согласно Статьям 326 и 328 Закона 4015-1 при выявлении нарушений страхового законодательства к субъекту страхового дела органом страхового надзора применяются следующие процедуры:

  • предписание об устранении нарушения,
  • ограничение действия лицензии,
  • приостановление действия лицензии,
  • отзыв лицензии.

Лицензирование страховой деятельности

Лицензирование страховой деятельности на российской территории регламентировано условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, которые утверждаются приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Лицензирование деятельности страховых медицинских компаний, которые занимаются обязательным медицинским страхованием, реализуется согласно Правилам лицензирования деятельности страховых медицинских компаний, которые осуществляют обязательное медицинское страхование, которые утверждены постановлением Правительства РФ. Условия лицензирования иных обязательных разновидностей страхования регламентированы специализированными документами.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений. Целями государственного регулирования являются:

— обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны ;

— обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства ;

— повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе ;

— обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования ;

— защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний ;

— получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.

Методы государственного регулирования состоят в :

— принятии законов и других нормативных актов в области страхования ;

— контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;

— регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг ;

— контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов ;

— наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.

Можно выделить три типа построения системы регулирования страховых отношений с точки зрения организации деятельности органов государственной власти. В большинстве европейских государств, равно как и в России, применяют систему страхового надзора, единую для всей страны. В Канаде некоторые аспекты страхования регулируются на федеральном уровне, но основные полномочия переданы властям провинций. Наконец в США федеральное законодательство в области страхования отсутствует и регулирование данной сферы деятельности осуществляется на уровне штатов.

Государственному регулированию подлежат :

— деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);

— деятельность страховых посредников ;

— деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).

Основными задачами надзорных органов являются:

— Обеспечение максимального прироста эффективности производства за счет обеспечения наилучшего функционирования механизма страховой защиты и их развитие.

— Обеспечение защиты интересов страхователей через качество и количество имеющихся на рынке страховых услуг, а также ограничения их стоимости.

— Достижение различных эффектов, включая снижение инфляции, повышение инвестиционной активности.

— Упорядоченность рынков (соблюдения законодательства) и т.д.

Основными в деятельности страхового надзора являются ограничения по качеству страховой продукции, выражающиеся в надзоре за рынками и страховщиками. К числу контролируемых параметров, как правило, относятся также условия договоров страхования и страховые тарифы.

Система регулирования страховых отношений в большинстве экономически развитых стран складывается из:

— Системы законодательных актов об обязательном страховании и регулировании рынка.

— Ограничений накладываемых на определенные характеристики деятельности страховых компаний (соотношение активов и обязательств, размещение резервов и т.д.) и посредников.

— Резервных фондов, предназначенных для ликвидации последствий банкротства страховщиков, т.е. тех случаев, когда ограничительные мероприятия оказались неэффективными.

Одной из задач стоящих перед территориальными органами страхового надзора является обеспечение добросовестной конкуренции между страховыми организациями, действующими в регионе.

В конкурентной борьбе используются как цивилизованные так и нецивилизованные методы. На искоренение последних и направлена деятельность страхового надзора.

Это в первую очередь отслеживание рекламы, которая должна быть достоверной, ни коим образом не охаивающая деятельность конкурентов, это работа с аппаратом и агентами страховщиков по привитию им культуры общения и привитию навыков преподнесения страхователю страхового продукта.

Это недопущение монополизации страхового дела одной компанией. Должно проводится конкурсное рассмотрение проектов и выбор страховщиков под этот проект с учетом качества страхового продукта, отвечающего всем условиям проекта, умеренных тарифов и деловых подходов к осуществлению проектов.

В случаях нарушений правил ведения конкурентной борьбы, принимать меры по устранению их вплоть до предложений по приостановлению или лишению действия лицензии.

12. Лицензирование страховщиков

В системе мер государственного регулирования предусматривается регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования.

Регистрация страховых организаций осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации на основании: заявления страховой организации с приложением копии документа о государственной регистрации соответствующей организационно-правовой формы компании; заверенной копии устава и другого учредительного документа; справки банка или иного кредитного учреждения о размере оплаченного уставного фонда, наличии страховых резервов (фондов). Регистрация страховой организации включает: присвоение регистрационного номера; занесение страховой организации в официально публикуемый реестр; выдачу свидетельства о регистрации. Отказ в регистрации страховой организации может последовать по мотивам несоответствия ее целей законодательным актам Российской Федерации, неполноты представленных сведений. Отказ в регистрации может быть обжалован в установленном законом порядке. Регистрация страховых организаций осуществляется одновременно с лицензированием.

Лицензирование (разрешение) страховой деятельности является одним из главных методов формирования и регулирования страхового рынка. Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности в определенной сфере страхования. Лицензии предоставляются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности, а также перестрахования, с указанием конкретных видов, которые страховая организация вправе будет осуществлять.

Лицензии на проведение страховых операций выдаются на основании соответствующего заявления страховой организации с приложением к нему необходимых документов.

В заявлении указываются тип страховой организации, ее полное и сокращенное название, юридический адрес и другие реквизиты. В числе прилагаемых документов, кроме заявления, должны быть следующие:

· Учредительные документы;

· Свидетельство о регистрации;

· Справка о размере оплаченного уставного капитала;

· Экономическое обоснование страховой деятельности;

· Правила (условия) страхования по видам страхования;

· Расчеты страховых тарифов;

· Сведения о руководителях и их заместителях.

Кроме перечисленных документов необходимо предоставление Департаменту по надзору программы развития страховых операций на ближайшие годы, включающую виды и объем намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, а также условия организации перестраховочной защиты. Объем намеченных операций представляется в виде плана доходов и расходов (финансового плана).

Ходатайства страховщиков о выдаче им лицензии на проведение страховых операций рассматриваются в срок, не превышающий 60 дней с момента получения всех необходимых документов.

Основанием для отказа выдачи лицензии юридическому лицу могут служить несоответствия документов требованиям Российского законодательства и неполнота предоставленных сведений. Решение об отказе сообщается претенденту в письменной форме с мотивированием отказа.

Лицензия для осуществления страховой деятельности действует только на определенной части территории РФ, заявленной страховщиком, и что она (лицензия) не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не оговорено.

Страховой надзор — это учреждение, созданное для защиты застрахованных лиц путем контроля над страховыми предприятиями. Ведомство страхового надзора должно следить за тем, чтобы застрахованные лица не оказались в ущербе и чтобы их интересы в достаточной мере учитывались.

Исполнение этих задач по контролю за деятельностью страховых компаний на местах по предложению Федеральной службы страхового надзора правительство возложило на территориальные органы страхового надзора.

Главной задачей территориальных инспекций страхового надзора является обеспечение соблюдения требований законодательства Р.Ф. о страховании всеми участниками страховых отношений по соответствующей территории Р.Ф. в целях эффективного развития рынка страховых услуг.

На инспекции территориальных органов страхового надзора возложены функции:

1. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства Р.Ф. о страховании;

2. Осуществление контроля за исполнением страховщиками нормативных актов федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

3. Осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

4. Осуществление контроля за соблюдением установленных Департаментом страхового надзора правил формирования и размещения страховых резервов;

5. Обобщение практики работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представление в Департамент страхового надзора предложений по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;

6. Рассмотрение заявлений и жалоб физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства Р.Ф. о страховании;

7. Представление в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.

Страховые компании расположенные на территории региональных служб надзора за страховой деятельностью обязаны в установленные сроки представлять в территориальные органы ежеквартально и по итогам года баланс с приложением и пояснительной запиской.

В случае отступления от нормативов начисленных и размещенных резервов и ухудшения финансовых результатов страховая компания разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению и вместе с балансом направляет в территориальные органы. Статистическая отчетность представляется по итогам года.

Полученные отчеты анализируются. По результатам анализа делаются предварительные выводы о деятельности страховой компании в отчетном периоде. При необходимости уточнения полученной отчетности территориальный орган запрашивает необходимые сведения и документы как у самой страховой компании, так и у соответствующих предприятий и организаций, которые могут дать необходимую информацию о страховой компании. (С.К.).

Территориальный орган может поручить местным инспекциям страхового надзора провести необходимую проверку страховой компании, потребовать необходимую информацию, разобраться с жалобами,

Проверить текущую документацию, качество и полноту заполняемых договоров и полисов, систему своевременности выплат и другую внутреннюю отчетность и документацию страховой компании.

Территориальные органы страхового надзора согласовывают сроки и печатный орган, в котором будут публиковаться годовые отчеты страховых компаний о своем финансовом положении, проверяют достоверность публикуемой в периодической печати отчеты страховой компании.

Лицензии могут выдаваться только компаниям, которые соответствуют требованиям Банка России, согласно закону от 27.11.1992 №4015-1:

  1. С уставным капиталом в размере не менее 300 млн. рублей. Исключение – компании, которые осуществляют деятельность исключительно в сфере медицинского страхования. Для них лимит составляет 120 млн.
  2. Формируют страховые резервы. Это капитал, необходимый для исполнения обязательств перед владельцами полисов. Точный размер зависит от конкретного случая и рассчитывается с учетом типа полиса, конъюнктуры рынка и особенностей самой организации.
  3. Предоставляет данные о финансовой деятельности. Учитываются сведения о движении собственных средств, возможном увеличении размера уставного капитала, наличии дополнительных резервов. Анализ возможен исходя из документов внутреннего аудита, бухгалтерии и сведений ФНС России.

Документ обязан включать в себя следующие положения:

  • наименование надзорного органа – Банка России;
  • юридическое наименование организации и ее адрес;
  • деятельность и вид страховых услуг;
  • регистрационный номер юр.лица в Росреестре;
  • номер лицензии, дата выдачи и срок действия;
  • номер в реестре субъектов страхования РФ.

В документе могут быть отображены иные важные сведения, которые не противоречат указаниям Банка России. Образец страховой лицензии ниже.

Вопрос: Лицензирование страховой деятельности

Согласно ст. 32.5 закона РФ от 27.11.1992 №4015-1, срок действия выдаваемых Банком России лицензий для страховщиков не ограничен. Началом действия разрешения принято считать дату, следующую за днем одобрительного решения о выдаче документа.

Действие лицензии на страховую деятельность прекращается в следующих случаях:

  • Закрытие или реорганизация юридического лица. В первом случае финансовая организация полностью прекращает свою деятельность, во втором – входит в состав более крупной компании.
  • Отзыва. Он возникает по решению суда или страхового надзора – Банка России. Лицензия может быть приостановлена, а затем возобновлена, или отозвана окончательно. В последнем случае страховщик прекращает свою деятельность по причине отзыва разрешения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Покупать полис в компании с отозванной лицензией не рекомендуется, даже если вы раньше пользовались услугами этого страховщика. Деятельность фирмы в таком случае является незаконной. Владельцы полисов не могут рассчитывать на компенсацию при наступлении страхового случая, так как официально компания прекратила свою деятельность по причине отзыва лицензии.

Процесс получения разрешения на страховую деятельность в РФ состоит из нескольких этапов. После его получения страховщик может представлять услуги в рамках программы неограниченное время, если иное не прописано в документе Банка России.

Список документов отличается в зависимости от того, кто обращается за выдачей лицензии на страховую деятельность. Согласно закону «Об организации страхового дела в РФ», соискатели на выдачу лицензии по (пере)страхованию должны представить:

  1. Заявление.
  2. Чек об оплате госпошлины (платежное поручение, иной подтверждающий документ).
  3. Устав предприятия, информацию о его утверждении.
  4. Сведения о руководстве компании, включая данные об учредителях, акционерах и директорах по отдельности.
  5. Заключение аудиторов.
  6. Справки, подтверждающие соответствие условиям для обеспечения выбранного варианта предоставления страховых услуг. Это финансовые отчеты о внесении средств акционеров, бумаги из ФНС и бухгалтерии. Требуется, чтобы сравнить достаточность объема капитала для осуществления страховой деятельности после предполагаемого получения лицензии.
  7. Бизнес-план.

СПРАВКА! Если за получением обращаются представители общества взаимного страхования (ОВЗ), вместо финансовых отчетов они приносят список всех членов с указанием имущественных интересов участников.

Список справок для брокеров и других посредников упрощен. В нем нет документов об аудите, бизнес-плана и справок из ФНС. Но посредники для получения лицензии на страховую деятельность обязаны принести документ о наличии собственного капитала в размере 3 млн. рублей. Это деньги, используемые у брокеров в качестве банковской гарантии.

Чтобы получить разрешение Банка России, соискатель должен:

  1. Соответствовать условиям.
  2. Собрать представленный пакет документов.
  3. Представить справки надзорному органу.
  4. Дождаться ответа Центробанка.
  5. В случае положительного решения – сверить данные, чтобы проверить лицензию на ошибки и полноту внесенной информации.

Банк России не выдает лицензию на осуществление страховой деятельности, если компания не соответствует финансовым требованиям или допустила ошибки при представлении документов.

Повторная подача заявки возможна в течение 30 дней с момента отправки первичного пакета. Если спустя месяц соискатель не внес коррективы и не предъявил документы вновь, заявка на выдачу аннулируется, оставшиеся справки возвращаются компании.

Рассмотрением заявки о выдаче лицензии или отказе в ее получении занимается надзорный орган – Банк России. Государственный регулятор выполняет функции в сфере страхового надзора с 2013 года.

Банк России рассматривает возможность выдачи документа в течение 30 дней. После принятия решения по вопросу страховщик получает уведомление в течение 5 дней, независимо от того, выдал ли Центробанк лицензию либо отказал в заявлении.

При положительном решении компания получает письменное уведомление. Оригинал документа высылается заказным письмом на юридический адрес фирмы. При отказе у страховщика есть 30 дней, чтобы внести правки и повторить попытку.

Наличие чека об уплате государственной пошлины – обязательное условие при подаче заявки. Допускается представлять следующие документы в качестве подтверждения факта платежа:

  1. Чек.
  2. Банковский ордер.
  3. Платежное поручение.
  4. Копию справки, подтверждающей онлайн-оплату.
  5. Иные чеки установленного образца с указанием реквизитов, плательщика-страховщика и суммы.

Если представители органа страхового надзора обнаружат, что финансовая организация осуществляет продажу полисов без разрешения Банка России, к компании могут быть применены различные меры взыскания вплоть до ликвидации в судебном порядке по факту мошенничества.

Штраф и запрет на проведение ряда операций в страховом деле – минимальные меры взыскания для нарушителей порядка осуществления страховой деятельности в РФ. Размер штрафа зависит от конкретного случая. Запрет связан с реализацией полисов и сопутствующих услуг по конкретной отрасли страхования, по которой у страховщика нет официальной лицензии.

Проведение проверки может быть случайным процессом, или напротив, вызвано многочисленными жалобами клиентов.

Получение лицензии на страховую деятельность: кем выдается и требования в 2022

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 2

Право

УДК 368.023

Обязанность по лицензированию деятельности субъекта страхового дела как правовое ограничение страховой деятельности

Каримуллина А.Э.

Аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассмотрены особенности такого правового ограничения, как обязанность по лицензированию деятельности субъекта страхового дела, установлено ее место в общей системе правовых стимулов и ограничений в гражданскоправовом регулировании страховой деятельности.

Ключевые слова: страховщик, страховой брокер, страхование, страховая деятельность, лицензия, лицензирование, правовое ограничение.

Создание субъекта страхового дела — наиболее ответственный этап правового регулирования деятельности субъекта страхового дел. Как обоснованно отмечают Н.Е. Карягин, А.В. Михайлов, М.Ю. Челышев: «Создание субъектов предпринимательства является одной из наиболее юридически значимых процедур, непосредственно влияющей на экономику страны. Действительно, уровень экономического развития государства напрямую можно увязать с характерными для этого государства требованиями к субъектам хозяйствования, функционирующим на рынке, с наличием административных барьеров, призванных упорядочить их организацию» [1, с. 124].

Основной целью правового регулирования создания субъектов страхового дела является недопущение на страховой рынок недобросовестных субъектов и закрепление требований, обеспечивающих финансовую устойчивость субъекта страхового дела: страховщика и страхового брокера. Осуществление указанной цели возможно лишь при установлении действенного механизма получения допуска к страховой деятельности — обязанности по лицензированию деятельности субъекта страхового дела.

Прежде всего стоит отметить, что данная обязанность напрямую связана со специальной правоспособностью субъекта страхового дела, так как лишь наличие лицензии дает субъекту страхового дела исключительное право на осуществление страховой деятельности и одновременно исключает занятие субъектом страхового дела иными видами деятель-

ности, кроме страховой. Таким образом, можно утверждать, что обязанность по лицензированию деятельности субъекта страхового дела представляет собой основное системообразующее, системосвязующее правовое средство в общей системе правовых стимулов и ограничений в гражданско-правовом регулировании страховой деятельности.

При этом обязанность по лицензированию деятельности субъекта страхового дела как правовое ограничение представляет собой сложносоставное правовое средство, состоящее из комплекса действий, направленных на получение и сохранение лицензии. Сложный состав названного правового ограничения объясняется тем, что само «создание субъекта предпринимательства представляет комплекс сложных последовательных процедур, сочетающих как частноправовые, так и публично-правовые рычаги воздействия» [1, с. 124].

Лицензирование является строго регламентированной процедурой с преимущественным использованием императивного метода правового регулирования, применение которого обосновывается «особой ролью лицензирования как ограничителя свободы предпринимательской деятельности в интересах общества… Наличие императивных норм связано с тем, что в правовом регулировании лицензирования чрезвычайно тесно взаимодействуют нормы гражданского и административного права» [2, с. 148].

Кроме того, нельзя не согласиться с мнением Ю.А. Тихомирова о том, что «с помощью лицензи-

129

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 2

Право

рования организаций и видов деятельности удостоверяется та степень общественной полезности, которая служит мерилом оценки эффективности» [3, с. 76].

Говоря об обязанности по лицензированию деятельности субъекта страхового дела, прежде всего необходимо обратиться к характеристике лицензии как специального разрешения на осуществление страховой деятельности.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 32.5 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации (далее — Закон об организации страхового дела) [4], лицензия на осуществление страховой деятельности является бессрочной, не подлежит передаче другим лицам и действует со дня ее получения. Закон об организации страхового дела выделяет следующие виды лицензии на осуществление страховой деятельности: лицензия на страхование (добровольное и (или) обязательное); лицензия на перестрахование; лицензия на осуществление взаимного страхования; лицензия на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

Страховые организации защищают права физических и юридических лиц при наступлении всевозможных страховых случаев. Лицензии выдаются по решению лицензирующего органа:

  • страховым брокерам;
  • перестраховщикам для перестрахования;
  • страховым организациям;
  • обществам взаимного страхования.

Лицензирование страховой деятельности в РФ осуществляется по решению лицензирующего органа — Банка России, который занимается также:

  • ведением Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;
  • ведением реестра страховых брокеров;
  • разработкой методических и нормативных документов, касающихся страхования.

Статьей 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон № 4015-I) определен перечень документов, представляемых в орган страхового надзора субъектами страхового дела, для получения лицензии.

Банк России вправе действие лицензии:

  • приостановить — наложить запрет до устранения нарушений деятельности субъектов страхового дела на заключение новых договоров, продление действующих по всем видам страховой деятельности для перестрахования. По ранее заключенным договорам страховщик обязан работать;
  • ограничить — наложить мораторий до устранения установленных в деятельности субъектов страхового дела нарушений условий лицензии на заключение новых договоров и продление действующих договоров по видам страхования или на конкретной территории.

Лицензию субъекта страхового дела Банк России на территории России может отозвать. Это означает, что лицензия прекращается по решению лицензирующего органа вместе с деятельностью юрлица, останутся лишь его обязательства по действующим договорам страхования.

Соискатель лицензии на ведение страховой деятельности для ее получения должен соответствовать всем требованиям, установленным Законом № 4015-I, обходится минимальным участием иностранных инвесторов. Юридические лица, желающие заниматься страховой деятельностью, соискатели лицензии, должны иметь:

  • определенный минимальный объем уставного капитала — зависит от вида страхования;
  • установленную законом организационно-правовую форму;
  • высокий уровень подготовки кадров в сфере страхования;
  • не более 49% участия иностранных инвесторов в уставном капитале.

Лицензирование страховой деятельности в РФ

Чтобы субъекту страхового дела, включая общества взаимного страхования, получить лицензию для осуществления деятельности по взаимному, добровольному или обязательному страхованию, необходимо представить в орган страхового надзора:

  • заявление на выдачу лицензии;
  • документ о регистрации в качестве юрлица, которому необходима лицензия;
  • пакет учредительных документов;
  • информацию о составе участников или акционеров;
  • протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов, утверждении на должности единоличного исполнительного органа;
  • подтверждение оплаты уставного капитала в полном размере;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования;
  • сведения о страховом актуарии;
  • правила страхования по различным видам предусмотренного законодательством страхования с образцами применяемых документов;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • информацию о руководителях, главном бухгалтере, ревизоре соискателя;
  • заключение аудитора при необходимости.

В соответствии с действующим законодательством РФ, установлена определенная форма лицензии, содержащая реквизиты:

  • наименование юрлица-страховщика, владеющего лицензией, юридический адрес;
  • территория осуществления субъектом страхового дела страховых операций;
  • наименование отрасли, видов и форм проведения страховой деятельности с приложением, в котором указан вид страхования, доступный для деятельности страховщика;
  • регистрационный номер субъекта страхового дела согласно госреестра страховщиков;
  • подпись руководителя, гербовая печать федерального органа по надзору за страховой деятельностью, которым выдается лицензия;
  • номер, дата выдачи лицензии.

Осуществление страховой брокерской деятельности подразумевает получение лицензии соискателем на посредническую деятельность в страховании. Для получения нужно подать следующие документы в орган страхового надзора:

  • заявление на выдачу лицензии;
  • учредительные документы соискателя;
  • документы о госрегистрации ИП или юрлица;
  • документы о квалификации сотрудников страховой брокерской организации или ИП-страхового брокера;
  • типовые договоры для осуществления страховой брокерской деятельности.

В случае, если страховая компания является дочерней по отношению к иностранной основной организации или доля участия иностранных инвесторов составляет более 49%, на территории России она не получает лицензии, поскольку не имеет права заниматься:

  • страхованием жизни;
  • обязательным государственным страхованием;
  • страхованием имущественных интересов муниципалитетов и государственных организаций;
  • имущественным страхованием при поставках, выполнении подрядных работ для государственных нужд.

Лицензирование деятельности страховых организаций — сложный правовой вопрос. Мы рекомендуем для получения лицензии и решения всех вопросов о выдаче необходимых документов обратиться за помощью к нашим юристам.

Требования к руководящему аппарату этой финансовой организации очень строгие:

  1. Гендиректор должен иметь соответствующее высшее образование и более 2 лет стажа работы на руководящей должности страховой организации.
  2. Главбух – должен иметь, кроме образования, стаж работы более лет, 2 из которых в данной сфере.
  3. У руководящего состава не должно быть моментов, при которых отзывалась лицензия у организаций, где они до этого работали.
  4. Ни у кого из работников не должно быть и намека на судимость.

Контрольная работа на тему «Лицензирование страховой деятельности»

В отличие от других лицензий, в страховании по каждому виду СД нужно заполнять разные бланки заявлений. На осуществление страхования бланк отличается от бланка заявления на деятельность по перестрахованию и, тем более от бланка заявления на соискание лицензии страхового брокера.

Все образцы практически не отличаются друг от друга, не считая специфических перечней видов деятельности. Для удобства эти данные уже есть в бланках.

В остальном, заявление должно содержать практически всю, кратко изложенную информацию, которая находится в прилагаемых документах. Кроме этого, вы должны знать свой домен, если собираетесь организовать сайт компании (сейчас это обязательно).

Срок рассмотрения заявления – 30 рабочих дней. После этого срока ЦБ РФ вышлет письменный ответ с обоснованием.

Перед тем как отправлять запрос, вы должны знать в каких случаях могут отказать в выдаче лицензии и исправить досадные неточности:

  • если в документах не совпадают данные;
  • допущены ошибки и опечатки;
  • есть судимость;
  • грозит банкротство или выявлено шаткое финансовое положение;
  • экономическое обоснование недостаточно;
  • квалификация руководителей не соответствует требованиям.

Заполнять бланк заявления нужно внимательно, чтобы данные совпадали с документальными.

Конкретный порядок лицензирования определен 32 статьей ФЗ «Об организации страхового дела». Основной задачей соискателя является сбор необходимой документации. Причем в зависимости от субъекта страхового дела Закон устанавливает разные требования к документации, предоставляемой в орган страхового надзора. Так, согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 32 ФЗ «Об организации страхового дела», в орган страхового надзора необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • Для страховых и перестраховочных организаций:

    • заявление на лицензирование;
    • устав организации;
    • выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
    • протокол заседания учредителей, где было принято решение об утверждении устава и об утверждении руководящего органа;
    • данные об акционерах;
    • документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
    • выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации на имя учредителя (учредителей) организации, иных юридических лиц (если таковые имеются), и заключение о достоверности финансовой отчетности таких лиц за последний период, если для них предусмотрена обязательная аудиторская проверка;
    • сведения о лицах, назначенных на ответственные должности (руководитель организации, член совета директоров, член исполнительного органа, главный бухгалтер и т.д.) и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
    • документы, подтверждающие законное получение средств, внесенных учредителями в уставной капитал организации;
    • положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
    • документы, которые подтверждают, что соискатель соответствует требованиям законодательства о государственной тайне (если это необходимо);
    • документы, которые подтверждают, что соискатель, претендующий на осуществление обязательного страхования, соответствует иным требованиям, установленным действующими законами (если таковые требования имеют место быть).
  • Для обществ взаимного страхования:

    • заявление на лицензирование;
    • устав общества;
    • выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
    • сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
    • сведения о юрлицах, ставших участниками общества взаимного страхования, и об их интересах, в целях страхования которых было создано общество;
    • положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
    • сведения об актуариях по форме, установленной Приложением 8 Указания Центробанка № 4656 от 2017 года.
  • Для страховых брокеров:

    • заявление на лицензирование;
    • устав организации (если брокер является юридическим лицом);
    • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о государственной регистрации;
    • сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
    • подтверждение наличия собственного страхового резерва (по состоянию на 2018 год минимальный размер резерва для страхового брокера — 3 000 000 рублей).

Если в качестве соискателя выступает юридическое лицо, где доля иностранных инвесторов превышает 49%, в дополнение к указанному перечню документов необходимо также предоставить письменное согласие органа страхового надзора из страны инвестора, на осуществление деятельности таковым инвестором на территории Российской Федерации. Аналогичное требование действует в отношении дочерних компаний, которые являются представителями зарубежных фирм.

Итак, страховая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с нормативной базой, установлена форма лицензии, которая должна содержать следующие реквизиты:

  • территория проведения субъектом страховых операций;
  • наименование страховщика, который владеет лицензионным документом, его юридический адрес;
  • название отрасли, форм и видов проведения страховой деятельности с особым приложением, где указывается вид страхования, доступный для страховщика;
  • номер регистрации объекта лицензирования согласно госреестру страховщиков;
  • дата выдачи и номер лицензии;
  • гербовая печать органа по надзору за страхованием, который выдает лицензию, подпись руководителя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.