Налоги в странах мира в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги в странах мира в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Место в рейтинге Название страны Ставка подоходного налога (в %)
1 Албания 10
2 Босния и Герцеговина 10
3 Болгария 10
4 Казахстан 10
5 Беларусь 12
6 Макао 12
7 Россия 13
8 Иордания 14
9 Коста-Рика 15
10 Гонконг 15
11 Литва 15
12 Маврикий 15
13 Сербия 15
14 Судан 15
15 Йемен 15
16 Венгрия 16
17 Румыния 16
18 Ангола 17
19 Украина 18
20 Черногория 19
21 Словакия 19

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Налоги в мире

В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.

Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.

Как определяется уровень эффективности и конкурентоспособности налоговой системы? Стоит сразу отметить, что идеальной схемы налогообложения на сегодняшний день не существует. Но есть такие, которые можно назвать оптимальными. В идеале такая система должна была бы оставаться неизменной и полностью удовлетворять интересы обеих сторон – и тех, кто платит налоги и тех, кто их получает. Однако на практике чаще всего отмечается определенный дисбаланс – правительство хочет получить больше налогов от доходов бизнеса, например, а бизнес ищет место, где бы эти налоги были меньше. Более того, практически каждая налоговая система подразумевает наличие налогообложения разных типов, предусматривающих разнообразные льготы относительно налогов для определенных видов бизнеса и определенного уровня дохода. Поэтому для одного вида бизнеса конкретная система может быть подходящей, а для другого – нет.

Определить оптимальность и конкурентоспособность системы налогообложения конкретной страны можно, изучив соответствует ли существующая система актуальным ожиданиям и стандартам общества государства, по крайней мере, для ее большинства. Среди основных качеств хорошей системы уплаты налогов можно выделить ее конкурентоспособность, эффективность, предсказуемость, стабильность, прозрачность, понятность.

Итак, характеристики лучшей системы налогообложения – это:

Наличие понятного и прозрачного налогового кодекса;

Минимальный уровень налогов для предприятий и физических лиц;

Уровень конкурентоспособности на международном рынке;

Эффективность и справедливость для всех сторон.

При этом оптимальная система налогообложения должна обеспечивать достаточный уровень дохода государству для покрытия его расходов. Зачастую система оплаты налогов в одной стране может быть выгодна для физических лиц, но очень обременительная для бизнеса.

Структура налогового кодекса страны является определяющим фактором ее экономических показателей. Налогоплательщикам легко соблюдать хорошо структурированный налоговый кодекс, который может способствовать экономическому развитию и в то же время обеспечивать достаточный доход для приоритетов правительства. Напротив, плохо структурированные налоговые системы могут быть дорогостоящими, искажать процесс принятия экономических решений и наносить ущерб национальной экономике.

Международный индекс налоговой конкурентоспособности (ITCI) предназначен для измерения степени, в которой система налогообложения страны придерживается двух важных аспектов налоговой политики: конкурентоспособности и нейтральности.

Чтобы определить, является ли налоговая система страны нейтральной и конкурентоспособной, ITCI рассматривает более 40 переменных налоговой политики. Эти переменные измеряют не только уровень налоговых ставок, но и структуру налогов. Индекс рассматривает корпоративные налоги страны, индивидуальные подоходные налоги, налоги на потребление, налоги на имущество и порядок учета прибыли, полученной за границей. ITCI дает всесторонний обзор сравнения налоговых кодексов развитых стран, объясняет, почему определенные системы налогообложения выделяются как хорошие или плохие модели для реформ.

Хотя обычная ставка налога на доходы от бизнеса или попросту корпоративного налога в Эстонии составляет 20%, но система налогообложения страны уже восьмой раз названа наиболее конкурентоспособной в рамках индекса налоговой конкурентоспособности. По данным Налогового фонда, высшая оценка Эстонии в 2021 году обусловлена ​​главным образом некоторыми положительными особенностями ее системы налогообложения:

  • 20% ставка на доход от бизнеса применяется только в случае распределения прибыли. Это означает, что эстонская система налогообложения с предприятий позволяет компаниям реинвестировать свою прибыль без налоговых выплат.
  • Налог на имущество применяется только к стоимости земли, а не к стоимости недвижимого имущества или капитала.
  • Наличие территориальной системы налогообложения, которая освобождает 100% иностранной прибыли, полученной отечественными корпорациями, от внутреннего налогообложения с некоторыми ограничениями.

К тому же простая и понятная система налогообложения означает меньше хлопот для бизнеса.

Явным преимуществом системы налогообложения Эстонии является то, что компании тратят меньше времени на соблюдение налогового законодательства, чем в любой другой стране ОЭСР. Например, в средней стране ОЭСР компании тратят 42 часа в год только на уплату корпоративного подоходного налога. В Эстонии этот показатель составляет пять часов. В отчете также подчеркивается, что другие налоги, такие как налог на добавленную стоимость (НДС), также несут низкое бремя соблюдения.

В десятку стран с лучшими системами налогообложения, согласно индексу ITCI, вошли также Латвия, Новая Зеландия, Швейцария, Люксембург, Литва, Чешская Республика, Австрия, Швеция и Норвегия.

Как уже было сказано ранее, универсальной системы налогообложения, которая подошла бы любому без исключения бизнесу, не существует. Однако есть набор факторов, которые следует учитывать, при выборе оптимальной для бизнеса и уплаты налогов страны:

  • Если у вас уже есть компания, то необходимо проанализировать ее с точки зрения наличия связей с определенной страной, а также изучить структуру доходов;
  • Определить наличие элементов бизнеса, которые могут быть потенциально реструктуризированы;
  • Рассмотреть юридические и прочие последствия при переносе бизнеса в страну с более выгодными налогами;
  • Сопоставить усилия и затраты, которые будут приложены, с потенциальной выгодой;
  • Взвесить все риски и преимущества от переноса бизнеса в страну с более лояльной системой налогообложения.

Чтобы выбрать наиболее подходящую для бизнеса налоговую систему, необходимо учитывать целый ряд факторов, среди которых тип компании, сфера ее деятельности, направление и прочие тонкости. По вопросам международного налогового планирования рекомендуем обращаться к экспертам нашего портала.

В мире не существует единой идеальной юрисдикции для открытия бизнеса, которая подошла бы каждому. Но есть страны, законодательная и налоговая система которых идеально подходит конкретно под ваш случай.

Очень часто к нам обращаются клиенты с запросом «Быстро зарегистрировать компанию в ЕС и платить низкие налоги». Но на консультации со специалистом выясняется, что, например, клиент также хочет более длительное время находиться в стране бизнеса или вовсе постоянно проживать там, а это означает, что нужно дополнительно оформлять ВНЖ за рубежом.

В связи с данной ситуацией, мы всегда рекомендуем подойти к выбору страны для открытия бизнеса комплексно, учитывая как налоговое, так и иммиграционное законодательство совместно с целями и задачами, которые хочет достичь предприниматель.

При выборе юрисдикции для регистрации бизнеса необходимо учесть следующие критерии:

Корпоративный налог на прибыль — это прямой налог, который взимается с прибыли от деятельности организации. Прибыль чаще всего рассчитывается как доходы от деятельности организации минус расходы организации. При этом далеко не все расходы уменьшают налоговую базу.

Налоги в бюджеты различных уровней обязаны платить как компании, так и граждане. Именно эти средства впоследствии участвуют в финансировании различных сфер общественной жизни: здравоохранения, образования, дорожной отрасли и т.д. Налоги физлиц и организаций отличаются, некоторые из них удерживаются автоматически, другие необходимо платить самостоятельно.

Ставка налога и способ его уплаты определяются Налоговым кодексом и зависят от вида.

Налога с конкретно таким названием в российском законодательстве не существует. Обычно под ним понимается налог на доходы физлиц в части заработка. Им облагается зарплата физического лица при условии официального трудоустройства. Подоходный налог составляет 13% для годового дохода менее 5 млн рублей и 15%, если он выше. Рассчитывать и платить НДФЛ по зарплате самостоятельно не нужно, работодатели сами вычитают налог в пользу ФНС.

С 2021 года действуют новые правила для налогов на вклады. Ранее ими облагались депозиты, процентная ставка которых превышала ключевую ставку ЦБ на 5%. К примеру, ставка ЦБ 4,25%, тогда со всех вкладов, процентная ставка которых выше 9,25% необходимо было заплатить налог в 35%. Сейчас это правило убрали и облагается только часть прибыли. Выглядит это так: с 1 млн рублей рассчитывается ставка ЦБ и получившаяся сумма – это та часть, которая налогом не облагается. С дохода выше получившейся суммы необходимо заплатить 13%. Самостоятельно ничего высчитывать не надо, банк сам передаст данные в ФНС.

Он появился только в 2021 году, его сумма составляет 13% для резидентов (физлицо, фактически находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 подряд месяцев) и 30 % для нерезидентов. Налог относится к любым облигациям, независимо от их суммы и года выпуска. В этом случае в ФНС все данные передаст брокер и самостоятельно высчитывать ничего не нужно. Тем не менее такие нововведения, установленные законом № 102-ФЗ от 01.04.2020, не распространяются на купоны, которые были получены инвестором до 31 декабря 2020 года.

Если физлицо является резидентом РФ и сдает квартиру, то на него ложится обязательство платить с такого дохода 13 %, для нерезидента – 30 %. Облагается налогом не только сумма арендной платы, но и коммунальные платежи (кроме счетчиков), если их оплачивают арендаторы. Рассчитывать и платить налог необходимо самостоятельно, но не каждый месяц. До 30 апреля нужно подать декларацию 3-НДФЛ с информацией обо всех доходах за прошедший год, и после этого рассчитаться по налогу.

В случае продажи недвижимости резидент должен заплатить 13 %, а нерезидент – 30 %. Но есть много нюансов, подробнее об этом рассказала Екатерина Цепова, руководитель агентства налогового консалтинга.

«При расчете этого налога доходы от продажи недвижимости можно либо уменьшить на сумму расходов, связанных с ее приобретением, либо воспользоваться имущественным налоговым вычетом в размере не более 1 млн рублей для жилой недвижимости и земельных участков. Для остального имущества сумма вычета составляет не более 250 000 рублей.

Какой именно вариант использовать, решает сам налогоплательщик. Например, если гражданин в 2022 году продал за 3 млн рублей квартиру, которую приобрел в 2020 году за 2 млн рублей, то в случае, если он воспользуется правом на вычет расходов, налог составит: (3 000 000 — 2 000 000) х 13 % = 130 000 рублей, а если имущественным налоговым вычетом, то налог составит: (3 000 000 — 1 000 000) х 13 % = 260 000 рублей. В этом случае выгоднее использовать вычет расходов.

Но если, например, гражданин в 2022 году продает комнату стоимостью 1 млн рублей, которую приобрел менее 5 лет назад за 500 000 рублей, то ситуация будет другой: в случае если он выберет право на вычет расходов, налог составит: (1 000 000 — 500 000) х 13 % = 65 000 рублей, при имущественном вычете: (1 000 000 — 1 000 000) х 13% = 0 рублей.

“Сумму сделки по продаже необходимо сравнить с кадастровой стоимостью недвижимости, умноженной на коэффициент 0,7. Если она окажется меньше, то налог придется заплатить с величины кадастровой стоимости, умноженной на 0,7 и уменьшенной на сумму понесенных расходов или на сумму налогового вычета», — отметила эксперт.

Им облагаются выигрыши в гослотереях, у букмекеров, в казино и других азартных играх, он составляет 13%. Согласно ст. 217 п. 28 НК РФ выигрыши до 4000 рублей в год налогом не облагаются. Если общая годовая сумма вознаграждений больше, то из этой суммы необходимо вычесть 4000 и получившийся результат будет объектом налогообложения. Например: за победы в лотереях за год было получено 10 000 рублей. Из них надо вычесть 4000 рублей и с получившихся 6000 рублей надо заплатить 13%.

Лотереи организовывает только государство, все остальное считается рекламными акциями. Выигрыш в таких акциях облагается налогом в 35%, но, как правило, организатор изначально включает налог в сумму выигрыша и платит его вместо физлица.

Налоги по-новому: что изменится для россиян в 2022 году

Он составляет 13%, но платить его при продаже абсолютно любого товара не нужно. В частности, налог не придется платить, если соблюдается одно из условий:

  • —вещь была продана дешевле стоимости, за которую изначально покупалась. К примеру, если физлицо продает куртку за 4000, хотя покупал за 5000, то по факту он не имеет никакого дохода с этой сделки, поэтому и налог платить не нужно;
  • —вещь стоит меньше 250 000 рублей и находилась в личном пользовании;
  • —вещь находилась в личном пользовании не менее трех лет.

Оплатить налоги можно оффлайн:

  • —через отделения банков;
  • —через банкоматы (с помощью штрих-кода на квитанции);
  • —через терминалы самообслуживания в отделениях налоговой;
  • —через отделения многофункциональных центров;
  • —через отделения почтовой связи.

Сроки уплаты налогов зависят от их вида. Некоторые из них удерживаются автоматически, об оплате других необходимо позаботиться самостоятельно.

Вид налога

Срок оплаты

Налог на вклады

до 1 декабря 2022 года (за доходы в 2021 году)

НДФЛ

до 15 июля 2022 года (за доходы в 2021 году)

Налог с выигрышей

до 15 июля 2022 года (за выигрыши в 2021 году)

Налог на имущество

до 1 декабря 2022 года (за недвижимость, которой владели в 2021 году)

Земельный налог

до 1 декабря 2022 года (за земельные участки, которыми владели в 2021 году)

Транспортный налог

до 1 декабря 2022 года (за транспорт, которым владели в 2021 году)

Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:

  • —стандартный (на детей и самого налогоплательщика);
  • —социальный (на лечение, обучение);
  • —имущественный (на приобретение жилья);
  • —инвестиционный;
  • —вычет при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
  • —вычет при переносе на будущее убытков от участия в инвестиционном товариществе;
  • —профессиональный вычет.

С 2021 года будут повышенная ставка НДФЛ будет применяться при следующих условиях:

  1. сумма дохода в год превысила 5 млн руб;
  2. доход входит в список, утверждённый законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ.

Эти списки отличаются для налоговых резидентов и нерезидентов. К налоговым резидентам РФ в общем случае относятся те, кто находился на территории страны более 183 календарных дней в течение 12 месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

В 2021 году из-за пандемии коронавируса перемещаться через государственные границы было намного сложнее, чем обычно. Поэтому лимит для признания физического лица налоговым резидентом РФ в 2020 году был снижен до 90 дней (п. 2.2 ст. 207 НК РФ). Не исключено, что это распространят и на 2021 год, но пока такой информации нет.

Что изменится в налогах в 2022 году?

С доходов до 5 млн руб. нужно будет платить по стандартной ставке 13%. Повышенная ставка действует только для доходов свыше этого лимита.

Для резидентов в доходы включают зарплату, премии, больничные и т.п., а также доходы:

  1. От долевого участия.
  2. В виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях.
  3. По различным операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
  4. От участия в инвестиционном товариществе.
  5. В виде прибыли контролируемой иностранной компании.

Для нерезидентов РФ в доходы включают (п. 3 ст. 224 НК РФ):

  1. Доходы иностранцев, которые работают по патенту.
  2. Доходы высококвалифицированных иностранных специалистов.
  3. Доходы участников госпрограммы по переселению соотечественников.
  4. Доходы членов экипажей судов, плавающих под государственным флагом РФ.
  5. Доходы иностранцев, признанных беженцами или получивших временное убежище в РФ.

Вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз.

Для налоговых резидентов РФ основная налоговая база состоит доходов по которым применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК (подпункт 9 пункта 21 статьи 210 НК РФ).

Для налоговых резидентов РФ совокупность налоговых баз состоит из следующих доходов (пункт 21 статьи 210 НК РФ):

  • от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации;
  • в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей;
  • по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами;
  • по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги;
  • по операциям займа ценных бумаг;
  • по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счете;
  • полученные участниками инвестиционного товарищества;
  • в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;
  • иных доходов, по которым применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК (к примеру, заработная плата).

Каждую из этих налоговых баз нужно рассчитывать отдельно.

По общему правилу (пункт 3 статьи 210 НК в новой редакции) стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе. Однако возможны исключения. Так, доходы по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами можно уменьшить на положительный финансовый результат от реализации обращающихся ценных бумаг и на вычеты при переносе на будущее убытков.

Другой особенностью для стандартных, социальных вычетов и имущественных вычетов на покупку жилья и проценты по ипотеке являются случаи, когда их не могут учесть при расчете основной базы. На неучтенные суммы таких вычетов можно уменьшить облагаемые доходы от продажи имущества, стоимость подаренного имущества либо страховые выплаты, выплаты по пенсионному обеспечению за этот же год (п. 6 ст. 210 НК РФ).

Для резидентов РФ в лимит 5 млн руб. не войдут доходы:

  1. От продажи имущества, кроме ценных бумаг.
  2. От стоимости подарков, также за исключением ценных бумаг.
  3. От выплат по страхованию и пенсионному обеспечению.

То есть для таких доходов ставка всегда будет 13% независимо от суммы (п. 1.1 ст. 224 НК РФ в редакции закона № 372-ФЗ).

Также для резидентов РФ продолжат действовать специальные ставки НДФЛ по отдельным видам доходов:

  1. 35% по доходам в виде выигрышей и призов, полученных в рамках рекламных акций, а также в виде процентов.
  2. 30% по некоторым видам доходов от ценных бумаг.
  3. 9% по доходам от облигаций с ипотечным покрытием.

Для нерезидентов сохраняются следующие ставки, предусмотренные п. 3 ст. 224 НК РФ вне зависимости от размера дохода:

  1. 15% для полученных дивидендов.
  2. 30% для всех остальных доходов, кроме дивидендов и доходов нерезидентов, облагаемых по ставке 13% (15%) из списка, приведённого в предыдущем разделе.

Какие налоги платят физлица: виды, ставки, что освобождается от обложения

У человека может быть несколько работодателей. Может случиться так, что на каждом месте работы доход меньше 5 млн руб., а в сумме больше.

В таких случаях каждый работодатель начисляет НДФЛ по обычной ставке 13%.

Налоговики соберут всю информацию о доходах физического лица за год и если окажется, что общая сумма доходов превысила 5 млн руб., направят физическому лицу уведомление. Налогоплательщик сам должен будет заплатить недостающую сумму до 1 декабря следующего года (п. 6 ст. 228 НК РФ в редакции закона № 372-ФЗ).

Форму уведомления и порядок её направления пока не утвердили. Но для этого ещё есть время: полная информация о доходах физических лиц за 2021 год появится у налоговиков не ранее 30 апреля 2022 года, когда истекут сроки сдачи отчётности налоговых агентов и деклараций 3-НДФЛ.

Раньше налог по депозитам нужно было платить только в том случае, если процентная ставка по вкладу превышала ключевую ставку ЦБ на 5 процентных пунктов. В таком случае с этого «превышения» резидентам нужно было заплатить налог в 35%, нерезидентам — 30%. При ставке ЦБ 4,25%, налогооблагаемая база начиналась бы с 9,25% и выше. Однако таких высоких процентов по банковским вкладам давно нет, поэтому налог почти никто не платил.

Налоговый резидент — тот, кто платит налоги в бюджет той или иной страны. В России это люди, которые находились на территории страны 183 дня в течение года.

Для процентных доходов от вкладов государство ввело необлагаемую сумму дохода. Все, что окажется выше этой суммы, облагается налогом. Вот как рассчитывается необлагаемая сумма: ключевая ставка ЦБ на 1 января умножается на сумму в ₽1 млн.

К примеру, ключевая ставка ЦБ на 1 января 2021 года составляла 4,25%. В этом случае налогообложению будет подлежать весь процентный доход, превышающий ₽42,5 тыс. Сколько у вас вкладов и на какую сумму — не имеет значения. Важно, превышает ли общая сумма полученных вами процентов необлагаемый минимум. Если да, то налог придется заплатить.

Если ваша общая сумма вкладов меньше или равна ₽1 млн, еще не значит, что налог платить не придется. Когда банки предлагают вклады с процентной ставкой, превышающей ключевую ставку ЦБ, доход по таким вкладам может превысить необлагаемую сумму.

Представим, что на вашем банковском депозите лежит ₽900 тыс. по ставке 5,5% годовых. А ключевая ставка ЦБ на начало налогового периода (в нашем случае — на 1 января 2021 года) составляла 4,25%.

Используем следующую формулу

(Ваш доход по вкладу — Необлагаемая сумма) * 13% = Налог на доход от вклада

Считаем сумму, с которой будет взиматься налог

₽900 тыс. * 5,5% (ставка по вкладу) — ₽1 млн * 4,25% (ставка ЦБ) =

₽49 500 — ₽42 500 = ₽7000

Считаем налог с получившейся суммы

₽7000 * 13% = ₽910

Итого: налог на вклад ₽900 тыс. под 5,5% при ключевой ставке ЦБ 4,25% на начало налогового периода составит ₽910.

В это уравнение можно подставить свои значения и понять, сколько вам нужно будет заплатить налогов по вкладам в 2021 году. Важный момент, который следует учесть: если вы открыли вклад в 2020 году, а закончится он в 2021 году, то стоит проверить, как выплачиваются проценты — по истечению срока вклада, ежеквартально или ежемесячно.

Допустим, человек открыл вклад 1 апреля 2020 года на один год. В таком случае налогооблагаемая база может рассчитываться по-разному, предупреждает старший менеджер Ernst & Young Анна Савон: «Если проценты по вкладу выплачиваются ежемесячно или ежеквартально, НДФЛ за 2020 год необходимо будет уплатить по прежним правилам, за три месяца 2021 года — по новым. Если же по договору банковского вклада проценты выплачиваются в конце срока, то вся сумма процентов облагается налогом уже по новым правилам».

Платить налог по вкладам нужно самостоятельно. Но подавать декларацию не придется. Банки сами направят информацию о ваших вкладах и доходах в Федеральную налоговую службу. Они должны отчитаться до 1 февраля следующего года.

Если ваши доходы превысят необлагаемую базу, ФНС пришлет вам уведомление. Налоги за 2021 год нужно будет заплатить до 1 декабря 2022 года.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Налоги на земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения устанавливаются местными органами самоуправления штатов. Размер отчислений здесь не имеет фиксированной ставки, и зависит от вида недвижимости:

  • Жилые помещения — около 0,35%.
  • Коммерческие здания и сооружения — от 1%.
  • Сельскохозяйственные объекты — 0,2%.

В некоторых штатах местное самоуправление практикует сбор за «качество» земельного участка, на котором стоит недвижимое имущество. Также существуют следующие категории налогов: на прирост капитала, товары и услуги, наследство, роялти, товары и услуги.

  • Путин подписал «антикризисный пакет» мер по поддержке граждан и бизнеса
  • Двойная выплата: названы условия получения новых детских пособий
  • В ПФР напомнили о возможности получить пенсию в 60 и 55 лет
  • Назван размер выплат на детей от 8 до 16 лет в России
  • Зеленский согласился обсудить Крым с Россией
  • Киев представил Москве и Красному Кресту маршруты гуманитарных коридоров
  • В России запретили вывоз иностранных медицинских изделий
  • Утверждено постановление об оказании бесплатной медпомощи беженцам из ДНР и ЛНР
  • Путин анонсировал новые выплаты семьям с детьми
  • Переговоры России и Украины завершились

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2021-2023 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, перечня инициатив в сфере социально-экономического развития.

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022-2024 годы.

В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. В части бюджетной политики это обеспечивалось за счет:

1. Сохранения предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры.

Этому способствовало систематическое проведение бюджетной политики на основе «бюджетных правил» (наряду с инфляционным таргетироеанием и свободным курсообразованием). Так, несмотря на беспрецедентное падение цен на нефть в 1 полугодии 2020 года, национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем. В отсутствии ценовой и финансовой стабильности проведение эффективной контрциклической экономической политики — как бюджетной, так и денежно-кредитной — было бы невозможным.

2. Обеспечения контрциклической направленности бюджетной политики в целях минимизации влияния краткосрочного падения экономической активности на средне-долгосрочный потенциал экономики.

— Дополнительные расходы на финансирование антикризисных программ наряду со встроенными контрциклическими механизмами обеспечили соразмерность бюджетного импульса масштабам краткосрочного шока.

Совокупный фискальный импульс по бюджетной системе составил ~8% ВВП.

— Фокус антикризисных программ на укреплении системы здравоохранения, поддержке наиболее уязвимых граждан и пострадавших отраслей наряду с их своевременностью повысил действенность бюджетного импульса.

Это позволило не допустить неконтролируемого ухудшения эпидемиологической обстановки, избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, а также содействовало быстрому восстановлению деловой активности уже во втором полугодии 2020 года.

По мере укрепления системы здравоохранения, восстановления деловой активности и в целом повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития вновь вышли на первый план единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной).

Достижению этой цели содействует постепенная нормализация бюджетной политики и реализуемые структурные изменения: как в структуре доходов — структурный маневр в налоговой системе по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП; так и в структуре расходов — стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджетов публичной власти на достижении национальных целей развития — как в рамках национальных проектов и мер по реализации Посланий Президента Федеральному Собранию, так и других мероприятий госпрограмм.

Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021 гг. по отдельным целям и направлениям.

Учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерной бюджетной поддержки потребовало выхода за рамки встроенных контр циклических механизмов (см. врезку «Встроенные контрциклические механизмы бюджетной политики»).

— В 2020 году был реализован беспрецедентный антикризисный пакет в стоимостном эквиваленте более 4,5% ВВП (вкл. налоговые меры: каникулы, отсрочки и др.). Финансирование принятых мер потребовало существенного расширения структурного (при базовой цене на нефть) первичного дефицита федерального бюджета: по итогам 2020 года он составил 2,8% ВВП (3,8% ВВП без учета поступления разовых доходов, связанных с поступлением части прибыли Банка России от продажи пакета акций ПАО «Сбербанк»)

— С учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса достиг порядка 8,0% ВВП.

— 2021 год стал переходным периодом, когда бюджетная политика сохранила контрциклическую направленность в масштабах, соразмерных ожидаемой траектории восстановления деловой активности. В этих целях размер структурного первичного дефицита в переходный период 2021 года повышен до 1,3% ВВП (1,5% ВВП без учета поступления разовых доходов, связанных с поступлением части прибыли Банка России от продажи пакета акций ПАО «Сбербанк»), а его увеличение финансируется за счет дополнительных заимствований — в т.ч. осуществленных в 2020 году.

Основными задачами антикризисных программ с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией были:

— с одной стороны, повышение устойчивости системы здравоохранения и экономики в целом к эпидемиологическим шокам;

— с другой стороны, создание условий для быстрого восстановления деловой активности по мере смягчения «карантинных» ограничений.

Соответственно, антикризисные программы фокусировались на укреплении системы здравоохранения, поддержке уязвимых слоев населения и компаний пострадавших отраслей.

По мере повышения устойчивости к эпидемиологическим шокам и восстановления деловой активности акцент экономической политики смещается с «антиковидной» повестки к среднесрочным задачам достижения национальных целей развития.

Этому содействует реализуемая в текущем году постепенная нормализация бюджетной политики, а также предусмотренные в бюджете структурные изменения в доходах и расходах.

Предусмотренная в бюджете 2021-2023 гг. траектория нормализации бюджетной политики (сокращение структурного первичного дефицита до 1,3/1,45% ВВП в 2021 году) масштабирована соразмерно ожидавшейся осенью 2020 года траектории постепенного восстановления деловой активности.

Фактическое восстановление деловой активности оказалось более динамичным, чем ожидалось ранее, что по мере приближения ситуации на рынке труда к полной занятости привело к появлению признаков перегрева на потребительском рынке. Внутренний спрос в текущем году растет опережающими по отношению к производственным возможностям темпами, что наряду с внешними причинами -бюджетно-кредитная «накачка» в развитых странах, глобальный дефицит производственных мощностей в отдельных товарных группах и др. — формирует повышенный инфляционный фон.

В 2020 году и начале 2021 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование экономической и инвестиционной активности:

1. Меры, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства:

— расширение применения патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности, где ранее применялся режим ЕНВД (с возможностью дальнейшего расширения по решению региона);

— продление до 2024 года права регионов вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки (УСН, ПСН) для впервые зарегистрированных ИП;

— предоставление права налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов ИП на ПСН;

— расширение применения УСН за счет повышения пороговых значений доходов (со 150 до 200 млн рублей) и занятости (со 100 работников для 130).

2. Стимулирующие меры в сфере нефтедобычи и нефтегазопереработки:

— в целях стимулирования инвестиций в добычу нефти с 2021 года введены вычеты рентных налогов (НДПИ) для отдельных участков недр (месторождения сверхвязкий нефти в Татарстане, Приобское, Ванкорский кластер); дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в 2021-2024 гг. ожидается в размере около 700 млрд рублей, а за период их действия (2021-2028 гг.) может превысить 1,2 трлн рублей.

— в целях стимулирования инвестиций в увеличение глубины переработки нефти введена инвестиционная надбавка для отдельных НПЗ (14 НПЗ), заключивших с Правительством соответствующие инвестиционные соглашения; дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в период действия инвестиционной надбавки в 2020-2030 гг. ожидается в размере более 700 млрд рублей.

— в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки с 2022 года введен налоговый вычет по акцизам на сырье (этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности (введённых в 2022-2027 гг.), заключивших с Правительством соответствующие инвестиционные соглашения. дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) ожидается в среднем на уровне 20-40 млрд рублей в год.

3. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

— для резидентов Арктической зоны с 2021 года установлена нулевая ставка по федеральной составляющей налога на прибыль и предоставлено право регионам устанавливать пониженную ставку по региональной составляющей налога;

— для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе с 2020 года установлен пониженный тариф страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

4. В рамках мер по деофшоризации российской экономики:

— в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения с ключевыми «транзитными юрисдикциями»;

— в целях упрощения администрирования и привлечения в Россию налоговых резидентов с высокими доходами предоставлено право уплачивать НДФЛ с доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере 5 млн рублей; с одновременным усилением контроля для лиц, не перешедших на уплату налога с прибыли КИК в фиксированном размере (документальное подтверждение размера прибыли, ужесточение ответственности за непредставление и др.).

— повышена эффективность обмена финансовыми данными (между организациями финансового рынка и налоговыми органами) в рамках работы по приведению законодательства — международном автоматическом обмене информацией в соответствие с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard).

Более 140 стран мира предусматривают применение налога на добавленную стоимость (НДС), что также касается Европейского Союза (ЕС). В 2021 году ставки НДС не имеют единого тарифа в Европе и настраиваются каждым государством-членом ЕС в зависимости от внутреннего налогового законодательства, экономических ресурсов и предложенных льгот.

Сегодня налог играет важную роль в международной торговле и корпоративном планировании. Чтобы правильно оценить риски и понимать, какая нагрузка ожидает инвестора в случае регистрации торговой/коммерческой компании в одной из стран Европы, рекомендуем изучить актуальную информацию из официальных источников, предоставленную по каждой юрисдикции в отдельном разделе и в общей таблице ниже.

Больше 130 стран договорились о единой ставке налога с корпораций не ниже 15%

НДС – это налог, начисляемый на добавленную стоимость товара или услуг на каждом этапе производства и реализации.

Каждый участник бизнеса в общей цепочке создания товара/услуг (от производителя до точки реализации), уплачивает НДС и может воспользоваться налоговым кредитом.

Конечный потребитель такой выгоды не имеет (исключение – возврат НДС для туристов в некоторых странах), что делает ставку на продукцию максимально высокой.

На сегодняшний день страны с самыми высокими ставками по НДС:

  • Венгрия – 27%
  • Хорватия, Швеция, Дания – 25%

Государства-члены ЕС, в которых НДС взимается по самому низкому тарифу:

  • Люксембург – 17%
  • Мальта – 18%
  • Кипр – 18%
  • Германия и Румыния – 19%.

Средняя ставка налога на добавленную стоимость в странах Европы составляет 21%.

Однако, не всегда было так, как сегодня. До пандемии COVID-19, некоторые юрисдикции предусматривали более высокие платежи, которые были снижены на фоне экономических последствий 2019-2020 годов, в том числе на самые популярные секторы экономики – гостиничный бизнес, товары общего пользования, услуги.

Какие страны Европы пересмотрели ставки НДС:

  1. Германия – понизила стандартную ставку с ранее установленной 19% до 16%, но только до 1 января 2021 года. Сегодня данные нормы более не применяются.
  2. Ирландия изменила ставку НДС на общих условиях с 23% до 21%, что будет действовать на все товары/услуги с 1 сентября 2020 года по 28 февраля 2021 года.

Получить больше информации о льготах по НДС в Европе можно, обратившись к экспертам портала по указанным контактным данным.

Страна Пониженная Ставка НДС для отдельных лиц, товаров/услуг (%) Стандартная Ставка НДС (%)
Австрия (AT) 10 / 13 20
Бельгия (BE) 6 / 12 21
Болгария (BG) 9 20
Хорватия (HR) 5 / 13 25
Кипр (CY) 5 / 9 19
Чешская Республика (CZ) 10 / 15 21
Дания (DK) 25
Эстония (EE) 9 20
Финляндия (FI) 10 / 14 24
Франция (ФР) 5.5 / 10 20
Германия (DE) 7 19
Греция (GR) 6 / 13 24
Венгрия (HU) 5 / 18 27
Ирландия (IE) 9 / 13.5 21
Италия (IT) 5 / 10 22
Латвия (LV) 5 / 12 21
Литва (LT) 5 / 9 21
Luxembourg (LU) 8 17
Мальта (MT) 5 / 7 18
Нидерланды (NL) 9 21
Польша (PL) 5 / 8 23
Португалия (PT) 6 / 13 23
Румыния (RO) 5 / 9 19
Словакия (СК) 10 20
Словения (SI) 5 / 9.5 22
Испания (ES) 10 21
Швеция (SE) 6 / 12 25
Великобритания (GB) 5 20

До недавнего времени в странах ЕС действовали льготы по НДС на импортируемые грузы, стоимость которых не превышала 22 евро. Начиная с 1 июля 2021 года, данные правила отменяются и вводятся общие условия для всех покупателей – клиентов ЕС, получающих товары, посылки из любых стран, включая Китай, не входящих в список членов Европейского Союза.

Что изменится:

  • С 1 июля 2021 года в ЕС отменяется льгота на НДС на импортируемые товары любой стоимостью.
  • Торговые площадки или интернет-продавцы, которые предлагают удаленный сервис гражданам Евросоюза и находятся за пределами ЕС, обязаны сдавать декларации и уплачивать налог на добавленную стоимость на все отправляемые в Европу товары.
  • Продавцы вне зоны ЕС, которые имеют покупателей из Европы, также обязаны вести соответствующий учет по импорту и налоговым платежам, сохраняя его в своем офисе в течение 10 лет.

Схема отчетности и уплаты налогов не самая радужная, но имеет свои послабления. Так, на посылки стоимостью до 150 евро, продавец может подать декларацию от имени покупателя в электронном формате.

Для этого потребуется отправить данные (товар, цена, адрес доставки, данные декларанта) в Import One Stop Shop (IOSS), зарегистрированную в ЕС, где и происходит обмен налоговой информацией между налоговыми органами других стран Евросоюза.

Уплата начисляемого НДС осуществляется ежемесячно в то же ведомство, куда отправляется электронная Декларация.

  • Оффшорная компания Бесплатная консультация
  • информация от специалиста о налогах и возможных налоговых льготах юрисдикции,
  • подходящей структуре компании.
  • информация от специалиста о налогах и возможных налоговых льготах юрисдикции, подходящей структуре компании.

Европа всегда была, есть и будет привлекательной частью света для туристов и иностранных предпринимателей. Но, прежде чем выбрать страну для переезда и регистрации бизнеса, советуем внимательно изучить коммерческий и налоговый кодекс государства. Это позволит исключить высокие риски и платежи, а также позволит применять доступные скидки, в том числе по налогу на добавленную стоимость.

Получить развернутую консультацию по бизнес-планированию и оптимизации налогов в Европе можно у экспертов нашего портала.

В 2022-м вы заплатите новые налоги с вкладов. Рассказываем, сколько и как

По словам Вязовского, обесценивание отечественной валюты выгодно компаниям-экспортёрам и правительству, так как в таких условиях проще получать прибыль и пополнять федеральную казну.

Как пояснил специалист, способы борьбы российских властей с ростом цен являются достаточно спорными.

Как только за рубежом растёт инфляция, это для них плохо, а для России — вдвойне плохо, так как вдобавок к нашей инфляции растёт общемировая.

Центробанк стремится бороться с этим, повышая ключевую ставку и ужесточая кредитно-денежную политику. В результате дорожают потребительские кредиты и ипотека.

Однако, по мнению экономиста, одним повышением ключевой ставки вопрос с ростом инфляции не решить. Поэтому регулятору придётся ущемлять интересы крупнейших монополий.

Согласно законопроекту, текущая ставка налога на добавленную стоимость сохраняется на уровне 15%. Для обеспечения непрерывности цепочки НДС и предотвращения уклонения от его исчисления и уплаты вне зависимости от размера выручки расширяется категория плательщиков НДС:

  • фермерские хозяйства с площадью орошаемой земли более 25 га;
  • налоговые консультанты и аудиторские организации;
  • некоммерческие организации, в том числе бюджетные.

В Налоговом кодексе планируется отменить льготы по НДС на услуги в сфере физической культуры и спорта (кроме финансируемых из бюджета), а также на доходы от оказания услуг по проведению занятий физкультуры в спортивных сооружениях, культурно-массовых мероприятий и банковские услуги с фиксированными суммами.

Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.

Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:

  • здания — с 3% до 5%;
  • сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины и т. д.) — с 5% до 10%;
  • передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
  • Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
  • Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.

Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом отменяется требование о том, чтобы совокупная сумма переносимого убытка не превышала 60% налоговой базы текущего налогового периода.

Исходя из задач, поставленных указом президента от 6 октября 2021 года (УП-6319), в налог за пользование недрами вносятся следующие изменения.

В частности, вводится налог на рентный доход для недропользователей, осуществляющих добычу (извлечение) нефти, природного газа, газового конденсата, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов на новых месторождениях, с учетом капитальных расходов недропользователей. Он уплачивается через три года после инвестирования за вычетом дохода от продажи металлов или углеводородов и затрат, непосредственно связанных с их добычей (извлечением).

Кроме того, планируется освободить от налога на имущество новых нефтяных и газовых скважин в первые два года, начиная с месяца ввода их в эксплуатацию, в последующие три года — применение ставки налога на имущество юридических лиц, сниженной на 50% от установленной налоговой ставки.

Проектом предлагается снижение ставок налога за пользование недрами по нефти и природному газу до 10% (сейчас — 20% и 30% соответственно), золоту и меди — до 7% (10%), вольфраму — до 2,7% (10,4%), урану — до 8% (10%). При этом для предприятий с государственной долей, осуществляющих добычу углеводородов, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов (НГМК, АГМК и «Узбекнефтегаз») действующие ставки могут сохранить.

Также с 1 января 2022 года ставка налога за 1 тонну известняка для производства цемента планируется снизить в два раза — с 45 тысяч до 22,5 тысяч сумов за тонну.

Ставки налога на водопользование (без учёта ставок на орошение земель сельскохозяйственного назначения) будут проиндексированы на уровне инфляции (10%) для предприятий всех отраслей экономики (за исключением промышленных предприятий, электростанций и ЖКХ) и для индивидуальных предпринимателей — в 30%.

Проектом сохраняется ставка налога за пользование водными ресурсами в части объёма воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель, размере 40 сумов за 1 кубометр, в том числе порядок применения коэффициента 1,05 для покрытия стоимости объема воды, поставляемой поставщиками воды, к ставке налога.

для орошения сельскохозяйственных земель составляет 40 сумов, включая применение коэффициента 1,05 для покрытия затрат на доставку поставщиками воды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.