Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что лучше выплата или ремонт по ОСАГО в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Получить выплату по ОСАГО вместо восстановления автомобиля после аварии возможно, если соблюдены несколько условий. Их мы озвучим чуть позже. Однако такая выплата не позволяет полностью покрыть расходы на восстановление автомобиля после аварии.
Всё началось с введения единой методики расчёта ущерба. До внедрения этой методики сумма рассчитывалась на основе цен региона, в котором произошла авария.
Сотрудник страховой компании, производивший расчёт, звонил в магазин и выяснял, сколько стоят те или иные детали. Суммировал необходимые позиции, из чего формировалось понимание о размере выплаты за восстановление пострадавшего авто.
Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?
В 2021 году Центральный Банк ввёл единую методику расчёта суммы страховой выплаты. И сейчас цены берутся не из магазина, а из справочника. Данный справочник разработан Российским союзом автостраховщиков. Стоимость в нём запасных частей серьёзно занижена.
Например, если ваш бампер стоит 30 000 рублей, то в справочнике его цена будет 15 000 рублей. Практика показывает, что занижение стоимости в справочнике Российского союза автостраховщиков в среднем составляет 50% от стоимости новой детали.
Причина такого занижения состоит в износе автомобиля. Поскольку запчасть, бывшая в употреблении, не может иметь стоимость, равную новой, и оплачиваться в 100% объёме.
Выходит, что автолюбитель не может получить компенсацию в том размере, в котором она ему нужна. И это законно. Как же быть? Допустим, вы пострадали в аварии. И суммы, возмещённой страховой компанией, не достаточно для ремонта вашего автомобиля. Разницу между возмещённой и реальной суммой по закону должен будет вернуть виновник происшествия.
Перечислим несколько условий, при которых возможно получить денежную компенсацию вместо ремонта:
- Автомобиль уже не подлежит восстановлению – произошла полная гибель транспортного средства. Либо нанесённый ущерб превышает 400 000 рублей;
- В аварии пострадали люди (нанесён вред здоровью или жизни);
- Пострадавший в аварии является инвалидом I или II группы. В этом случае пострадавший имеет право выбрать: получить денежную выплату или ремонт автомобиля.
Расскажем о важных правилах, которые помогут без проблем получить компенсацию:
Фиксируйте все обстоятельства произошедшего и соблюдайте правила поведения после аварийной ситуации. Забудьте об эмоциях и скрупулёзно соберите все детали происшествия, снимите всё на телефон.
Составьте европротокол в случае, когда оба участника ДТП согласны с тем, кто виноват в аварии, и сумма ущерба не превышает 400 000 рублей. Либо, если европротокол вам не подходит, вызовите ГИБДД.
Прежде, чем обратиться в страховую компанию, проверьте, все ли документы, необходимые для страховой выплаты по ОСАГО, у вас есть. К таким документам относятся:
- Документы, фиксирующие объёмы и характер повреждения автомобиля;
- Медицинские документы, если в аварии пострадали люди. Обязательно собирайте все выписки, назначения, чеки на лечение. Важно сохранить документы, связанные с затратами как на лечение, и в период восстановления.
Откажитесь от самодеятельности. Например, не ремонтируйте автомобиль самостоятельно. Иначе ни о каком возмещении или ремонте по страховому полису не может идти и речи.
Важно как можно скорее посетить страховую компанию виновника аварии. Сделать это нужно не позднее 5-ти дней с момента регистрации вашего ДТП. Если срок упущен, вы рискуете остаться без возмещения ущерба.
Размер выплаты по страховому полису ОСАГО в 2022 году
Законодательство в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности указывает нам следующий размер максимальной страховой выплаты:
- 500 000 рублей – за здоровье и жизнь пострадавших в автокатастрофе;
- 400 000 рублей – за причинение вреда имуществу.
В Москве и Петербурге, по сообщению РСА, средний размер страховой выплаты по ОСАГО снизился на 5%. Сейчас такая премия равняется 7 855 рублям и 7 359 рублям соответственно.
Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно
Техцентр ремонтирует пострадавший автомобиль в течение 30-ти дней. СТО даже дают гарантию качества на свои работы, действующую в течение года.
Для автовладельцев, желающих скорее устранить причинённый автомобилю ущерб, подобные условия могут быть, безусловно, выгодны.
Как получить направление на ремонт по ОСАГО
Процедура обращения за возмещением ущерба стандартна. Автовладелец, попавший в аварию, должен позвонить страховщику, в которой он приобрёл ОСАГО. А страховщик в свою очередь обязан выдать ему направление на ремонт.
Первичный осмотр автомобиля проводится в страховой компании. Далее вместе с представителем страховщика необходимо приехать в автосервис. Здесь автомобиль вновь осматривают, выявляют скрытые дефекты и приступают к ремонту.
Закон об ОСАГО предусматривает преимущественный способ возмещения вреда путём направления на ремонт в ту СТО, с которой у страховщика заключён договор. Подавляющее большинство водителей интересуется тем, как получить деньги.
На что указывает закон? Выплата деньгами производится в 3х, уже перечисленных нами случаях. Средства можно получить лишь в этих ситуациях при согласовании такой замены со страховой компанией.
Однако существуют варианты, когда компенсацию получить всё же возможно:
- Договориться, чтобы автосервис самостоятельно отказался от проведения работ;
- Указать на затянутые сроки проведения работ (если машину ремонтируют более 30-ти дней).
В этих случаях вы можете написать заявление на замену ремонта автомобиля денежной компенсацией.
Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.
«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.
Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.
Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:
- Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
- Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.
Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.
Страховые ремонтные работы осуществляются при условии, что восстановление авто еще возможно, то есть гибель транспортного средства не наступила. В противном случае машина отправляется на утилизацию, а потерпевшая сторона может получить денежные выплаты.
Как это происходит?
При наступлении страхового случая представитель страховой компании осматривает автомобиль, а после завершения экспертизы выдает владельцу машины направление на ремонт.
Страховка ОСАГО: ремонт или выплата. На что рассчитывать?
Расчет стоимости ремонта осуществляется страховщиком по методике Центробанка – и здесь есть свои нюансы. Например, стоимость запчастей покрывается, как правило, не на основании чеков из специализированных магазинов, а на основании среднестатистических данных. То же самое касается и оплаты работы мастеров автосервиса. Это значит, что если страховые выплаты не покроют расходы техцентра по приведению авто клиента в должное состояние (максимальная сумма выплат по ОСАГО не превышает 400 тысяч рублей), то разницу ему придется доплатить.
Предполагается, что работы должны быть произведены в течение 30 рабочих дней. Точка отсчета – момент передачи машины в мастерскую. Срок может быть увеличен только в том случае, если это предусмотрено технологией выполнения ремонтных работ и потерпевшая сторона не предъявляет претензий. В противном случае страховщику придется выплатить страхователю неустойку.
К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:
- Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
- Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
- Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
- Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.
На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.
- Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
- Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
- Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
- Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.
По закону об ОСАГО ремонт — это приоритетный способ возмещения вреда. Но есть исключения, когда страховщик должен заплатить деньгами (пункт 16.1 статьи 12). Это:
- полная гибель автомобиля;
- смерть потерпевшего или причинение тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью;
- если стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму (400 тыс. рублей) или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции;
- если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт СТО;
- если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на проведение восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами и требованиям конкретного потерпевшего.
Неужто все 80% автовладельцев, которые получили возмещение деньгами, оказались в этих категориях? Или выбор все-таки есть?
Изменений здесь немного. Приоритетная форма возмещения ущерба по закону об ОСАГО — восстановительный ремонт. Это касается легковых автомобилей физлиц. Водители остальных категорий транспортных средств, включая такси и общественный транспорт, могут сразу выбрать — получить деньги или ремонт.
Автомобили отправляют в ремонт на партнерские станции техобслуживания автомобилей ( СТОА). Если машине меньше двух лет, страховщик обязан направить авто в официальный дилерский центр, а если его нет в списке страховой компании — выплатить денежную компенсацию.
По правилам ОСАГО, ремонт автомобиля не должен занимать больше 30 дней, а в случае просрочки страховщик платит неустойку. Также на ремонт распространяется гарантия от 6 до 12 месяцев в зависимости от работ.
Помимо вышеупомянутого случая с новым автомобилем денежная компенсация по ОСАГО вместо ремонта выплачивается в следующих ситуациях:
- В пределах 50 км от вашего дома или места аварии нет СТОА, а вы не согласны транспортировать автомобиль за счет страховщика в автосервис, который находится дальше.
- Машина не подлежит ремонту.
- Страховая не может направить автомобиль на станцию техобслуживания, с которой у нее заключен договор.
- Потерпевший — инвалид, и он передвигается на специализированном транспортном средстве.
- Владелец автомобиля погиб.
Также страховая обязана выплатить денежную компенсацию в случае, если ущерб от дорожно-транспортного происшествия превышает 400 000 руб., а клиент не согласен доплачивать за ремонт на СТОА. Эту позицию недавно принял Верховный суд (ВС) России, рассмотрев дело водителя, попавшего в подобную ситуацию: мужчина просил компенсировать ущерб деньгами, но страховая компания упорно отправляла водителя на СТОА. Суд напомнил нижестоящим инстанциям, что владелец авто может запросить выплату максимальной компенсации по полису, если стоимость восстановления превышает 400 000 руб.
ВС рассмотрел дело водителя, автомобиль которого серьезно пострадал в аварии. Независимый эксперт оценил, что ремонт обойдется дороже, чем может компенсировать страховщик по ОСАГО. Поэтому клиент попросил выдать ему деньги, а не направление на ремонт. Однако страховая компания раз за разом отказывала в выплате и снова посылала водителя на станцию техобслуживания.
Владелец авто обратился в суд. Но суды разных инстанций отказали ему: сочли, что страховая компания действовала добросовестно. Поэтому водитель обратился в Верховный суд. ВС согласился с его доводами и вернул дело на повторное рассмотрение.
ВС пояснил, что в большинстве случаев по закону об ОСАГО страховая компания вправе направить машину своего клиента на ремонт. Но, когда восстановление авто стоит больше 400 000 руб., владелец машины может запросить выплату максимальной компенсации по полису. Получить деньги вместо ремонта можно также по согласованию со страховой компанией.
Поправки к закону об ОСАГО в 2022 году устанавливают гарантийный срок на произведенный ремонт: 12 месяцев на кузовные работы, 6 месяцев на прочие работы. В поправках прописана ответственность страховщика, в том числе материальная, за некачественный ремонт транспортного средства.
В случае возникновения претензий со стороны автовладельца, он должен написать заявление в страховую компанию предоставляющую полис ОСАГО и потребовать исправить недостатки или возместить ущерб. При отказе водитель может обратиться в суд.
ЦБ РФ имеет право обязать страховщика выплачивать денежные компенсации вместо оплаты работ ремонта, если жалобы от автовладельцев начнут поступать часто.
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2022 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
Ремонт или деньги по ОСАГО — что лучше?
В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.
На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.
Страховые компании уверены, что в новых условиях автосервисам будет невыгодно затягивать работы. Оплату СТО получат сразу, поток клиентов не позволит занимать место надолго.
Закон предусматривает, что автомобили не старше 2 лет должны быть направлены на ремонт по ОСАГО к официальному дилеру. Если в списке компаний подходящего сервиса нет, владелец может рассчитывать на денежную компенсацию.
Чтобы избежать недоразумений, необходимо сразу оповестить страховую компанию, что автотранспортное средство на гарантии и приложить к документам сервисную книжку.
Если автомобиль старше 2 лет, но находится на гарантийном сроке, страхователь ОСАГО по закону может направить в обычный, неспециализированный сервис. В случае согласия автовладельца официальный дилер прекратит срок гарантии, так как условия были нарушены.
По новым правилам, в 2022 году компенсация ущерба по ОСАГО будет производиться в натуральном выражении. Прежде чем выбрать страховую компанию и оформить полис, нужно внимательно ознакомиться со списком сотрудничающих с ней СТО. В случае аварии эти компании будут производить ремонт машины. Если автовладелец постоянно обращается в один и тот же сервис и доволен качеством обслуживания, лучше узнать, с какой страховой компанией он сотрудничает.
При текущем ремонте транспортного средства необходимо сохранять все чеки, подтверждающие стоимость запчастей. Они будут являться доказательством при возникновении спорных моментов со страховщиком.
Закон запрещает использовать запчасти, бывшие в употреблении, при восстановлении машины после аварии. Стоимость ремонта будет рассчитываться исходя из цены новых деталей. За восстановление запчастей, не входящих в штатную комплектацию, доплату прозводит пострадавший.
Страховщик должен соблюдать сроки ремонта и качество оказываемых услуг. При возникновении нарушений ответственность будет нести не автосервис, а страховая компания ОСАГО.
Нововведения 2022 года в закон об обязательном страховании в части компенсации ущерба пострадавшему в ДТП владельцу автотранспортного средства имеет своей целью избавить водителей от дополнительных затрат на ремонт, так как теперь сервис устанавливает новые детали, без учета амортизации. Кроме этого, страховые компании надеются сэкономить на недобросовестных водителях, получающих выгоду от денежных выплат по ОСАГО.
ОСАГО – обязательный продукт, в рамках которого предусмотрена гарантированная выплата пострадавшей в ДТП стороне. Что касается виновной стороны, то она будет ремонтировать машину за счет собственных средств.
Максимальный размер выплаты предусмотрен на законодательном уровне и составляет на каждого пострадавшего:
- не более 160 тыс рублей, если причинен вред жизни и здоровью;
- не более 400 тыс рублей, если причинен ущерб ТС.
Возместить ущерб по ОСАГО страховая компания сможет в случаях, которые оговорены в правилах:
- Полная гибель. В данном случае производится выплата рыночной стоимости. Если выплата превышает оговоренный лимит в рамках обязательного продукта, то разницу обязан выплатить виновник.
- Частичное повреждение. При получении частичного повреждения компания выплачивает средства, которые необходимы для проведения ремонтных работ.
- Дополнительные расходы. В эту группу включены дополнительные расходы, которые возникают у пострадавшего, в результате наступления страхового случая: расходы на эвакуацию или хранение вещей.
Что выгоднее в ОСАГО: выплата деньгами или ремонт?
Как уже было сказано, при страховании автогражданской ответственности страховая компания обязана возместить убытки потерпевшей стороне. При этом, начиная с 2014 года страховщик может как выплатить средства, так и выдать направление на станцию.
Процедура ремонта на станции:
Согласование ремонта | Первым делом необходимо обратиться в офис страховой компании и получить направление на станцию. Однако прежде чем выдать направление, уполномоченный сотрудник страховой компании:
· осмотрит ТС на наличие повреждений; · определит, на какой станции смогут произвести ремонт; · согласует со станцией стоимость ремонтных работ; · выдаст направление. На практике процедура согласования длится до 5 рабочих дней. |
Предоставление авто | Получив направление потерпевшему необходимо проехать на станцию и предоставить авто для проведения ремонтных работ. Сроки ремонта напрямую зависят от характера повреждений. |
Подписание акта | Как только машина будет восстановлена, потерпевшей стороне необходимо подписать акт приема-передачи. Ставя подпись, каждый водитель должен понимать, что претензий к качеству работ не имеет. |
Доплата | На практике бывают случаи, когда клиенту необходимо произвести доплату, поскольку сумма ущерба превышает лимит выплат. Такие вопросы обговариваются прежде, чем выдать направление. |
Поскольку страховщики предлагают два варианта возмещения компенсации после ДТП по ОСАГО, рассмотрим, какой способ будет наиболее выгодным.
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим положительные и отрицательные стороны каждого варианта.
Вид компенсации | Плюсы | Минусы |
Ремонт | Нет необходимости самостоятельно искать станцию, которая сможет провести ремонтные работы. | Новое ТС могут отправить на станцию неофициального дилера или пункт, который территориально находится далеко. |
Деньги | Право выбора, поскольку на практике водители самостоятельно устраняют мелкие повреждения и экономят на ремонте. | Может не хватить на оплату ремонта, в результате чего, придется вкладывать собственные деньги. |
Получается, каждый клиент должен сам решить, что ему выгоднее. Как показывает практика, по новым автомобилям выгоднее вариант – выплата на станции. Благодаря этому автолюбители могут провести ремонт на станции официального дилера и сохранить гарантию.
Тем клиентам, которые открыли свое СТО или ремонтируют авто на станции знакомых, по минимальным ценам, подходит вариант – выплата деньгами. Такие автолюбители, в большинстве случаев, тратят деньги только на запчасти.
Не секрет, что на практике страховщики занижают сумму выплаты, с целью сокращения расходов. Необходимо знать, что согласно закону каждый пострадавший имеет право на получение полной выплаты, в рамках лимита.
Что делать, если выплаты не хватает для проведения ремонта:
Обратиться к независимому эксперту | Первым делом необходимо самостоятельно обратиться к независимому эксперту, который осмотрит автомобиль и укажет реальную сумму причиненного ущерба. Помимо официального заключения необходимо взять чек, подтверждающий оплату услуг. |
Взять справку с банка | Поскольку страховщики перечисляют средства на карту пострадавшего, предстоит обратиться в банк и взять выписку. В документе должна быть отражена:
· дата выплаты;· сумма; · организация, которая перечислила средства. На практике банки выдают выписку совершенно бесплатно, сразу в день обращения. |
Составить досудебную претензию | Составить претензию вы можете самостоятельно или обратиться за помощью к эксперту на нашем портале. |
Дождаться ответа | В течение 5 рабочих дней страховая компания должна предоставить официальный ответ или произвести выплату. |
На практике страховые компании неохотно выплачивают деньги по требованию клиента. Такое встречается только в крупных компаниях, которые дорожат не только своей репутацией, но и каждым клиентом.
Согласно закону, в рамках договора ОСАГО получить компенсацию сможет только пострадавшая сторона. Виновному придется компенсировать все расходы с восстановительным ремонтом за свой счет. Чтобы этого не произошло, опытные эксперты советуют при оформлении ОСАГО сразу заключать договор КАСКО.
Благодаря добровольной защите будут компенсированы все расходы, которые возникнут даже по вине страхователя. Как показывает практика, стоимость договора намного дешевле, чем расходы по восстановительному ремонту.
Узнать стоимость КАСКО вы можете даже не выходя из дома. Для этого необходимо воспользоваться калькулятором на нашем портале и указать несколько обязательных параметров. Вся информация предоставляется не только быстро, но и бесплатно.
Если страховая компания занизила сумму выплаты, необходимо составить претензию. Поскольку четких требований по составлению данного документа не существует, каждый автолюбитель может заполнить ее самостоятельно. Для удобства предлагаем скачать шаблон на нашем портале и внести все необходимые данные.
Важно! Составить претензию можно как от руки, так и на компьютере. Главное – чтобы на документе стояла подпись заявителя и дата.
Составляя претензию, следует учитывать, что в ней должна быть отражена информация следующего характера:
Наименование страховщика | В шапке документа следует указать:
· наименование страховой компании; · юридический адрес; · имя руководителя; · рабочий телефон и адрес электронной почты. |
Личные данные | Далее в шапке прописываются личные данные заявителя:
· фамилия, имя и отчество; · паспортные данные; · адрес регистрации; · номер мобильного телефона. |
Суть обращения | Это основной раздел, в котором необходимо четко прописать:
· когда случился страховой случай; · номер выплатного дела; · сумма выплаты; · реальная сумма убытка. |
Реквизиты | Дополнительно стоит указать полные реквизиты личного счета, куда просите перечислить недоплаченную разницу. |
Документы | Помимо самой претензии вам предстоит подготовить:
· паспорт; · заключение независимого эксперта. К претензии прикладываются копии документа, поскольку оригиналы должны всегда храниться у пострадавшего владельца автолюбителя, и при необходимости переданы в суд. |
Если же страховая компания признана банкротом, то направлять претензию стоит на имя Российского союза автостраховщиков (РСА). При этом отправить документ вы можете как лично, так и по почте, заказным письмом.
Важно! Составить претензию каждый пострадавший может в течение 3 лет, после получения компенсационной выплаты. Именно в течение указанного срока страховщик обязан пересмотреть условия выплаты и доплатить разницу. В противном случае страховщик имеет право отказать в приеме документа на законном основании из-за того, что срок исковой давности закончился.
Подводя итог, можно сделать вывод, что сегодня страховщики предлагают два варианта получения компенсации, при наступлении ДТП. При этом важно отметить, способ выплаты предлагает компания, а не выбирает клиент. На практике ремонт на станции предлагают только компании, которые находятся в крупных городах, таких как Москва.
Если вы являетесь клиентом по ОСАГО и попадали в ДТП, предлагаем поделиться своим опытом и рассказать другим читателям, как получили средства, в каком объеме и с какими сложностями вы столкнулись.
Дополнительно предлагаем всем читателям воспользоваться услугами опытного эксперта на нашем портале, который максимально быстро поможет в решение любого вопроса.
О том, сколько будет действовать повышающий коэффициент по ОСАГО, и что это такое вы узнаете далее.
Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».
Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».
По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.
«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.
Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.
«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.
По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».
По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.
По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.
Что такое ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, при котором объектом страхования выступает ответственный за урон, нанесенный водителем во время дорожно-транспортного происшествия чужому авто и/или водителю. Лечение, ремонт и другие значимые расходы оплатит страховая компания виновника.
Все владельцы авто приобретают полис автогражданской ответственности у компании, имеющей лицензию на ведение страховой деятельности. Название «Обязательное страхование автогражданской ответственности» и его аббревиатура утверждены законодательно.
Принципы автогражданской ответственности:
- у каждого владельца есть ОСАГО = каждый получит компенсацию, если не является виновником аварии,
- страхователь – тот, кто страхует ответственность,
- страховщик – лицензированная страховая компания,
- страховая гарантирует возмещение ущерба потерпевшему,
- закон запрещает езду без обязательного полиса,
- предусмотрен штраф за вождение без автогражданки.
Рассмотрим на примере: утром вы едете на работу, подъезжая к светофору, вдруг замечаете, что машина перед вами резко тормозит. На дороге гололедица, и вы не успеваете затормозить, в результате – прямое попадание в бампер переднего автомобиля. Ваша машина пострадала меньше, ее вы отремонтируете сами, если нет каско, а вот машину потерпевшего починят за счет вашей страховой компании. По закону, у вас должно быть ОСАГО, вы предъявляете его инспектору или в ГИБДД, если оформите аварию по европротоколу.
Специфика ОСАГО:
- страховка действует 12 месяцев, действие заканчивается сразу, заключить следующий договор надо заблаговременно;
- полис предъявляют инспектору или сотруднику ГИБДД в бумажном/электронном виде,
- объект страховки – ответственность виновника ДТП,
- в документ вписывается до 3-х водителей, есть вариант купить страховку без ограничений (стоит дороже).
КБМ, коэффициент бонус-малус показывает, сколько водитель проехал без аварий. Его рассчитывают для каждого автолюбителя, исходя из информации о компенсации за ДТП, которые были выплачены по его договорам.
Коэффициент позволяет учесть риск того, что авто попадет в аварию по вине страхователя. Чем дольше водитель избегает аварий, тем ниже КБМ и дешевле полис. Минимальный бонус-малус – 0,5, его обладателям гарантированы низкие цены на страховку, самый высокий – 2,45, что увеличивает базовую ставку почти в 2,5 раза.
Рассчитывают бонус-малус раз в год, 1 апреля, он сохраняется неизменным до конца марта будущего года. Любая авария за этот промежуток времени отразится на расчете стоимости страховки в следующем страховом периоде.
12 месяцев без аварий – коэффициент увеличивается на 0,05%, а значит позволит получить скидку 5%.
Страховщики берут значения бонус-малус из автоматизированной информационной системы обязательного страхования Российского союза автостраховщиков.
С апреля 2022 года вводятся нововведения при расчете КБМ:
- если за год вы побывали в трех и более авариях, где признаны виновником, основной тариф нужно будет умножить на 3,92 (ранее сумма умножалась на 2,45);
- если вы 10 лет не попадали в аварии по своей вине, то ваш коэффициент составит 0,46 (ранее – 0,5);
- для новичков без истории вождения начальный коэффициент составит 1,17 (ранее – 1).
Новые правила расчета бонус-малуса были поддержаны Банком России: проект закона, представленный Министерством финансов, предполагает увеличение выплат при уроне здоровью и жизни потерпевших до 2 млн, также теперь выплачивают стоимость запчастей без учета возраста авто. Это потенциально увеличит траты на ОСАГО почти вдвое.
Но есть хорошая новость – увеличение стоимости будет проходить поэтапно: сначала увеличат компенсации при ущербе физическому состоянию потерпевших, а далее – выплаты на восстановление авто без учета его возраста.
Обязательную страховку авто можно оформить в компании лично или онлайн, на сайте страховой. Сначала вы выбираете страховщика, Центробанк рассчитывает базовую ставку и коэффициент, устанавливая коридор, в рамках которого компания рассчитает цену для вас. Сравните цены у нескольких надежных поставщиков страховых услуг, они могут значительно отличаться.
С августа 2021 года водители могут приобрести обязательную страховку без техосмотра. Правило действует для физлиц.
Какие документы нужны для оформления страховки:
- российский паспорт,
- права собственника машины и тех, кто будет вписан в страховку,
- ПТС,
- свидетельство о регистрации,
- доверенность, паспорт доверенного лица.
Люди с ограниченными возможностями могут получить компенсацию за покупку страховки автоматически, без подачи заявлений и документов, размер компенсации – 50% от стоимости услуги.
При продлении уже имеющегося полиса привезите копию старого документа или распечатку электронной версии.
По правилам, обязательное страхование нужно оформить не позднее, чем через 10 дней после покупки авто до постановки на учет. Самое правильное решение для начинающих – ни одного километра без OSAGO.
Осуществление ремонта автомобиля по ОСАГО в 2022 году
С 2015 года появился электронный вариант полиса ОСАГО, его можно оформить на сайте организации не выходя из дома. Опция позволяет быстро и легко оформить страховку на сайте, предварительно сравнив цены от разных поставщиков на сайте-агрегаторе.
Электронный вариант вы получите на почту: распечатайте и возите с собой, как обычный документ, или скачайте на телефон, чтобы показать инспектору при необходимости. Заверять электронную страховку не нужно, она действительна с момента покупки.
В таблице приведены все «за» и «против» электронного варианта.
Преимущества | Недостатки |
Легко оформить | Опция не доступна новичкам – нужна история |
Можно найти вариант дешевле, чем на месте | Возможен отказ по надуманным причинам |
Электронный вариант легко открыть и скачать заново | Вы заполняете все сами, документ не оформят, если вы допустили ошибку |
Удобно, если в вашем населенном пункте нет выбора страховых |
По новым правилам владельцы авто смогут дистанционно разорвать договор со страховой, внести поправки и даже вернуть часть страховых средств.
Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:
- убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
- расходы на приобретение деталей и восстановление авто.
Благодаря автогражданке можно получить компенсацию различных видов ущерба, в том числе причинённый автомобилям в дорожно-транспортной ситуации. Пострадавший может получить выплаты, которые покрывают следующее:
- убытки, которые связаны с простоем коммерческого транспорта, потерей товарной стоимости и невозможностью выполнения взятых на себя ранее обязательств;
- расходы на приобретение деталей и восстановление авто.
Порядок проведения описанных выше процедур регламентирует Федеральный закон №40, изданный 25 апреля 2002 года. Он определяет суммы выплат, они зависят от метода оформления дорожно-транспортного происшествия, а также ситуации с возможным прямым возмещением. Положение Банка России №431 определяет правила и порядок оформления документов.
Пострадавший может рассчитывать на возмещение ущерба от каждого страховщика в том случае, если вред причинён из-за действий нескольких водителей, участвовавших в инциденте. Страховой нужно сообщить об аварии в указанные законодательством сроки, также необходимо в точности следовать установленной процедуре.
Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:
- ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
- выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.
Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.
В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:
- полная гибель транспортного средства;
- здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести;
смерть пострадавшего; - когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.
При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.
Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.
17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.
В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.
Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.
Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.
Как возместить ущерб по ОСАГО в 2022 году: ремонт или денежная компенсация
Законодательство устанавливает предельный срок выполнения восстановительных работ – 30 календарных дней. Отсчёт начинается со дня предоставления автомобиля на автосервис либо страховой компании для перемещения на место ремонта. Несоблюдение сроков либо неудовлетворяющее качество выполненных работ является основанием для подачи претензии страховщику. Именно он направляет транспортное средство на СТОА.
Если страховая компания не предоставит направление на автосервис на протяжении 20 дней, она будет обязана выплатить неустойку в размере 1% от стоимости восстановительных работ за каждый просроченный день. Если ремонт будет длиться больше 30 дней, штраф будет в 2 раза меньше. Если качество работ будет ненадлежавшим, пострадавший в ДТП имеет право потребовать компенсацию ущерба от своей страховой компании.
В правилах автогражданки указывается, что сроки определяет автосервис по согласованию с пострадавшим автомобилистом и страховой компанией.
Если величина выплаты заниженная, пострадавший может подать претензию страховой компании. Если она не будет удовлетворена, тогда можно подать судебный иск. Данное требование может предъявить страховая компания пострадавшего в случае суброгации (при переходе соответствующего права). Недостающую денежную сумму можно взыскать с виновного в аварии при реализации досудебной претензии либо судебного разбирательства. В соответствии со статьёй 1079 Гражданского кодекса возместить причинённый ущерб обязан виновный в ДТП в том случае, если ему не удастся доказать, что причинённый вред не был вызван злым умыслом потерпевшего либо непреодолимой силой.
Стоимость будущего ремонта страховая компания согласует с автосервисом. Все вопросы в отношении скрытых повреждений необходимо решать при участии пострадавшего. Данный факт должен отображаться в документе при приёме транспортного средства на автосервис. Клиент не обязательно должен общаться с сотрудниками СТОА, ведь он не подписывал с ними соглашение. Он может не переживать из-за реальных расходов на ремонт по ОСАГО, поскольку оплату производит страховая компания. Однако на практике подобное случается нечасто.
В правилах автогражданки в пункте 4.17 установлено, что в направлении на восстановительные работы должна быть указана возможность доплаты страхователем. К тому же они определяют, что страховщик не отвечает, если клиент обсудил сроки передачи восстановленного транспортного средства либо принял автомобиль без своих претензий. По этой причине перед подписанием бумаг на автостанции необходимо всё тщательно проверить.
Недостаточное качество ремонта по ОСАГО – это далеко не редкое явление в России. Исключительно результаты независимой экспертизы помогут установить предоставление услуг ненадлежащего качества. На основе этих данных можно составить и подать страховой компании претензию.
Обычно суд назначает данную процедуру в таких ситуациях:
- автосервис не признаёт собственную вину;
- истцу либо ответчику не хватает убедительности в собственных доводах;
- суд сомневается при вынесении решения после изучения материалов дела.
Практика показывает, что отказ страховой компании от ремонта или возмещения ущерба по ОСАГО может быть как законным, так и неправомерным. Для получения более объективного представления о вариантах возможного развития событий имеет смысл рассмотреть несколько наиболее частых ситуаций.
-
Виновник аварии скрылся с места ДТП. Основанием для отказа в выплате со стороны страховой компании в этом случае становится отсутствие виновной стороны. Но даже если нарушитель не указан в справке о дорожно-транспортном происшествии, практически всегда он устанавливается позднее. А потому отрицательное решение страховой компании является незаконным – возмещение должно быть выплачено пострадавшей стороне в соответствии с условиями полиса ОСАГО. Если виновник все-таки не был установлен, отказ автостраховщика становится обоснованным.
-
Отзыв лицензии у автостраховщика виновной стороны. Отечественный рынок страхования отличается высокой волатильностью. А потому подобные решения регулятора в лице Центробанка сложно назвать редкими. Но отсутствие лицензии не относится к числу законных причин для отказа в выплате страхового возмещения. Более того, действует процедура, по которой автостраховщик имеет возможность компенсировать понесенные расходы посредством обращения в РСА.
-
Получение страховки лицом, которое не является владельцем транспортного средства. В подобной ситуации право на получение компенсации имеет исключительно собственник, например, арендодатель в случае, когда машина повреждена по вине арендатора.
-
Отсутствие диагностической карты. Частая причина для отказа в выплате страхового возмещения, которая является незаконной. Действующая правовая база никак не увязывает наличие диагностической карты транспортного средства с выплатами по ОСАГО.
Приведенный перечень типовых спорных ситуаций, касающихся страхового возмещения по полисам обязательного автострахования, сложно назвать исчерпывающим. А потому самостоятельно разобраться в юридических нюансах конкретного случая удается далеко не всегда. Намного проще и правильнее при возникновении проблем с получением страховки обращаться к профессионалам, способным эффективно защитить законные интересы автовладельца.
Комплекс юридических услуг по оформлению полиса ОСАГО и получению страхового возмещения в рамках обязательного автострахования. Доступные цены и оперативная правовая поддержка. Большой опыт успешного решения проблем клиентов.
Введение нового института для обжалования действий страховой компании в лице финансового уполномоченного не освобождает от необходимости получать письменный отказ в выплате компенсации. Если автостраховщик не отвечает на заявление автовладельца, последний должен подождать 20 дней, после чего получает право на подачу претензии или другие действия, предусмотренные актуальной редакцией отечественного законодательства.
Подача искового заявления производится до истечения 30 дней с момента вступления в действие решения финансового омбудсмена. Несоблюдение срока становится основанием для отказа принятия иска к рассмотрению.
Участие в судебном разбирательстве требует существенных расходов – как денежных, так и временных. А потому прибегать к этому способу решения проблем следует только в случае твердой уверенности в обоснованности претензий к страховой компании. Для получения объективного представления о перспективах дела требуется обязательная консультация грамотного и опытного юриста.
Восстановление автомобиля в сервисе СК осуществляются в несколько этапов:
- получение направления на ремонт;
- оплата страховой компанией запланированных работ;
- доставка машины и запчастей в сервис;
- проведение работ, согласно ранее установленному перечню;
- возврат транспорта владельцу.
Если хотите при проведении восстановительных работ исправить повреждения автомобиля, не имеющие отношения к страховому случаю, можете предложить заплатить сервису за дополнительные услуги отдельно.
Пунктом 15.2 статьи 12 Закона № 40-ФЗ установлены требования к ремонтным мероприятиям по ОСАГО:
- срок проведения – не более 30 рабочих дней с момента предоставления машины в сервис;
- расстояние от места жительства пострадавшего до СТО должно быть не более 50 км;
- на выполненные работы предоставляется гарантия не менее полугода.
Если после проведения работ обнаружены недостатки, направьте претензию в СК и автосервис повторно отремонтирует авто в течение 7 дней.
Достоинства восстановления авто по ОСАГО:
- все хлопоты по доставке машины до автосервиса возложены на СК;
- отсутствие споров между страховщиком и пострадавшим по компенсационной сумме;
- ответственность за плохо сделанные ремонтные работы возложена на страховую фирму.
Недостатки восстановления транспорта у СК:
- пострадавший не может самостоятельно выбрать автосервис, в котором отремонтируют машину;
- нельзя получить деньги на руки по ОСАГО и распорядится ими по собственному усмотрению;
- невозможно контролировать проведение мероприятий.
Согласно п. 2 ст. 1083 ГК РФ если в ДТП виновны оба водителя, то выплаты по ОСАГО должны производиться пропорционально степени вины. В подобных ситуациях страховые признают обе стороны виноватыми в равной степени, и пострадавшему приходится оплачивать половину стоимости запчастей и услуг в автосервисе.
При обоюдной вине доказать большую или меньшую степень виновности одной из сторон можно в суде. Если судебный орган установит другое соотношение виновности, например, 40/60, 30/70 и т.д., то пострадавший заплатит за ремонтные работы согласно определенной пропорции.