Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как организовать аудиторскую проверку управляющей компании?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Мария Стажкова:
Зависит от вида и цели проверки, пожеланий заказчика, иных факторов. Обычно аудиторы изучают бухгалтерскую и налоговую отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные учётные документы, договоры, правоустанавливающие, разрешительные документы.
Елена Васильева:
Список достаточно большой. Например, аудиторская организация запрашивает: учредительные и регистрационные документы, все протоколы заседаний, все решения. Также, запрашивает данные о структуре бухгалтерии, компании, учетную политику, методики и стандарты ведения бухгалтерского учета, налоговые регистры. Документы, регламентирующие выдачу заработной платы, кадровые документы, материалы проверок в налоговых органах, данные о расчетных счетах, документы по разделам бухучета, трудовые договоры и материалы судебных дел.
Казалось бы, аудит, тем более инициативный – это лишние расходы собственников ТСЖ, которые можно не осуществлять, тем более, что в ТСЖ есть ревизионная комиссия. И именно к ее функциям относится проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ. Однако самостоятельно провести проверку не только наличия документов, но и правильности ведения бухгалтерского и налогового учета могут только профессионалы.
Профессионалы, имея накопленный опыт в области аудита ЖКХ, могут выявить нецелевое использование денег, проверить взаимоотношения ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями.
Ревизоры ТСЖ навряд ли смогут оценить состояние бухгалтерского учета и налоговые риски, которые могут возникнуть вследствие неправильного учета доходов и расходов.
Заключение, выданное независимым аудитором, может возвратить и утраченное доверие жильцов к председателю ТСЖ либо наоборот. Если выявляются факты растраты денег собственников жилья, заключение фиктивных договоров, некачественного оказания услуг, попустительство, то это является поводом для последующего обращения жильцов в правоохранительные органы.
Все зависит от цели аудита. Если председателя ТСЖ и правление подозревают в растрате денег, то перед аудитором ставится задача отследить все денежные потоки ТСЖ за определенный период времени: сколько поступило денег и куда они были потрачены.
При проведении аудита в этом ключе аудитором анализируется соблюдение норм жилищного законодательства, выявляются случаи нецелевого использования денежных средств.
Например, председатель ТСЖ заключал фиктивные договоры с фирмами-однодневками на ремонт дома. Деньги обналичивались, а жители так и не увидели следов преобразования многоквартирного дома.
Аудит может вскрыть такие злоупотребления, как приписки для завышения объема выполненных работ, прием и подписание актов выполненных работ по завышенным расценкам, банальное хищение денег путем выплаты себе премий, не предусмотренных системой оплаты труда (определение ВС РФ от 22.07.2020 № 305-ЭС20-4513).
Такие проверки могут заканчиваться вполне реальными уголовными сроками.
В иных ситуациях возникает необходимость провести кадровый аудит: посмотреть, как документально оформлен наем работников, обслуживающих многоквартирный дом, как проводятся начисления заработной платы.
Инициативный аудит ТСЖ может быть направлен на поиск эффективной работы с дебиторской задолженностью. Ведь непоступление денег от должников влечет дефицит оборотных средств, невозможность оплачивать деньги подрядчикам за благоустройство территории и иные нужды.
Аудит деятельности ТСЖ включает в себя блок бухгалтерских и налоговых вопросов.
ТСЖ формируют бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность в установленном порядке. Инициативный аудит можно провести в отношении очерченного «узкого» круга вопросов.
Например, аудит документации, связанный с проведением текущего ремонта в ТСЖ.
Аудитор рассматривает вопросы: как принималось решение о проведении текущего ремонта, утвержден ли перечень работ и размер их финансирования, создан ли фонд для осуществления текущего ремонта (п. 5 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).
Немало ошибок выявляется и при проведении аудита налога на прибыль.
ТСЖ, являясь НКО, должно учитывать ряд особенностей, обусловленных характером поступивших денежных средств.
ТСЖ может применять ОСНО либо УСНО. При этом очень важно разграничить средства целевого финансирования от прочих доходов ТСЖ.
К целевому финансированию относятся: вступительные и членские взносы, различного рода пожертвования, отчисления на формирование резерва под предстоящий ремонт (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Эти средства выводятся из-под налогообложения налогом на прибыль либо единым налогом при УСН. А поступившая оплата за жилищно-коммунальные услуги – это выручка, которая облагается налогами (ст. 249 НК РФ). Аудитор проверяет организацию раздельного учета поступивших средств.
На самом деле всесторонняя проверка деятельности ТСЖ выгодна обеим сторонам. В результате проверки, аудитор не выносит никаких предписаний, не штрафует ТСЖ. В отчете аудитор дает рекомендации по устранению выявленных нарушений, подтверждает правильность ведения учета и т. п.
Поэтому проведение аудита – это доверие и к председателю ТСЖ, и спокойствие за состояние учета.
Снижение стоимости коммуналки и аудиторская проверка управляющей компании
МКД в управлении ТСЖ, собственники не проводили собрание по вопросу проведения аудита. Может ли правление ТСЖ организовать аудиторскую проверку без согласия собственников?
Ответ
По общему правилу, бухгалтерская отчетность ТСЖ не подлежит обязательному аудиту. Считаем, что решение о проведении аудита в ТСЖ может быть принято либо общим собранием членов ТСЖ, либо правлением. Правление вправе принимать решение, если им предоставлено на это право уставом, решением общего собрания, а также если в утвержденной на текущий год смете предусмотрены денежные средства на оплату услуг аудитора (аудиторской организации).
Аудиторская проверка предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства не преследует исключительно поиск проступков для последующего наказания. Комплекс экспертиз – эффективный инструмент оптимизации, с помощью которого можно снизить риски неосторожного нарушения законодательства, повысить финансовую и налоговую грамотность бухгалтеров, а также качество работы руководящего состава.
Функционирование организаций ЖКХ имеет ряд специфических особенностей, что нужно учитывать при проведении аудита.
Цены на тарифы ЖКХ прямо зависят от стоимости топливно-энергетических ресурсов и экономической ситуации в стране. Однако предприятия не могут действовать полностью самостоятельно – на федеральном и региональном уровнях государство регулирует тарифы, чтобы обеспечить законные права граждан на получение качественных коммунальных услуг по доступным ценам. Обоснование тарифов должно подтверждаться вневедомственной финансово-технологической экспертизой факторов, влияющих на формирование цен.
Существует целый ряд мер, позволяющих снизить тарифы. Например, работа предприятия по упрощенной системе налогообложения (УСН) дает возможность уменьшить тарифы на 10–15%. В ходе аудита удается проанализировать финансово-экономическую информацию о компании и выявить точки для оптимизации ценообразования оказываемых услуг.
Потребности отрасли в финансовых ресурсах огромны – нужно восстанавливать и менять изношенные основные фонды, внедрять современные технологии. Ввиду низкой платежеспособности население не может оплатить все потребности, поэтому организации ЖКХ получают деньги из территориальных (региональных и местных) бюджетов. Дороги, системы уличного освещения, общие территории содержатся исключительно на бюджетные ассигнования. Сегменты водоснабжения и водоотведения получают господдержку на строительство и капитальный ремонт инфраструктуры. Для жилищного хозяйства, теплоэнергетики жилого сектора, городских пассажирских перевозчиков предусмотрены бюджетные дотации.
Одна из основных целей текущей реформы ЖКХ – переход к рыночным отношениям, поэтому соответствующие органы стараются минимизировать бюджетные отчисления и ведут строгий контроль над расходованием государственных средств. С одной стороны аудит поможет выявить и своевременно устранить нарушения, с другой – проверить полноту дотаций для стабилизации работы предприятия.
Порядок проведения аудиторской проверки
Федеральный закон №294-ФЗ разрешает проводить любые плановые проверки юридических лиц и ИП, в том числе организаций ЖКХ, 1 раз в 3 года. Однако на общем собрании собственники помещений вправе принять решение о неплановом аудите. Также инициировать экспертизу могут органы власти и местного самоуправления по факту заявлений о нарушениях.
Ответственные руководители самостоятельно заказывают аудиторскую проверку, чтобы оценить и оптимизировать работу структурных подразделений, упорядочить ведение финансовой документации, при необходимости получить грамотный план антикризисных мероприятий.
Общество с ограниченной ответственностью «Нинтендо РУ» в октябре 2016 года обратилось в «РосКо – Консалтинг и аудит» за аудиторскими услугами. Несмотря на небольшой период взаимодействия, мы успели по достоинству оценить деловые качества ваших специалистов: профессионализм, ответственность, пунктуальность, соблюдение всех условий договора, но самое главное – простую человеческую теплоту и внимание к нуждам клиентов.
Сотрудники компании «РосКо» всегда находились на связи, давали подробные консультации по каждому интересующему вопросу, а также обеспечили индивидуальный подход к решению наших задач. Обязательная аудиторская проверка была проведена с соблюдением всех сроков и договоренностей.
На основании ее результатов специалисты разработали подробный план мероприятий, который за короткое время существенно повысил производительность труда, позволил эффективно избегать прошлых ошибок и вывел процедуру ведения бухгалтерского учета на более высокую ступень.
Мы очень довольны качеством и слаженностью работы коллектива «РосКо». Выражаем большую благодарность за оказанную профессиональную помощь и надеемся продолжать сотрудничество в будущем.
С уважением, Генеральный директор ООО «Нинтендо РУ» Хаддажи Яша.
Мы сотрудничаем с Компанией «РосКо» в сфере предоставления аудиторских и консалтинговых услуг на постоянной основе с 2012 года, и довольны профессиональным подходом и высоким уровнем квалификации специалистов компании.
Мы остановили свой выбор на данной компании, так как увидели в ней надежного партнера по бизнесу, которому действительно можно доверить конфиденциальную бизнес-информацию, и который готов брать на себя ответственность за качество выполняемых работ. Кроме высокого уровня услуг, предоставляемых компанией, хотелось бы отметить четкое соответствие запланированных и реализованных сроков выполнения работ.
Рекомендации аудиторов позволили избежать ошибок при ведении и составлении отчетности. Практическая помощь и консультации специалистов Компании «РосКо» помогают оперативно реагировать на изменения в действующем законодательстве, и позволяет решать проблемы оптимизации налогообложения.
Качество услуг и высокий профессиональный уровень специалистов Компании «РосКо» оправдали наши ожидания, и мы готовы рекомендовать компанию потенциальным клиентам.
Генеральный директор.
На этом этапе проведения аудита разрабатывается стратегия и тактика проведения аудиторской проверки предприятия, согласовывается с клиентом программа и график проверки, проводятся работы по организации взаимодействия со структурными подразделениями организации, формируется группа аудиторов, которые будут проводить проверку и проводится ряд других подготовительных мероприятий. Подготовка позволяет получить информацию о деятельности организации, ее специфике, что позволит определить проблемные направления в работе и более качественно, эффективно провести аудиторскую проверку.
Проведение инициативной аудиторской проверки предприятия осуществляется по запросу клиента за любой отрезок времени и в тех объемах, которые будут установлены инициаторами аудита. Возможно провести как проверку всего учета, так и отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу, а также определить период, который подлежит проверке. Инициаторами аудита могут выступать собственники, руководитель, главный бухгалтер организации.
Аудит помогает выявить риски и на основе рекомендаций специалистов принять правильные административные решения.
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, определены Приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.
Аудит может проводить аудиторская организация или индивидуальный аудитор, внесенные в реестр, который можно найти на сайте Минфина.
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):
- государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
- иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.
Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?
Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.
Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.
«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:
- существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
- новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Если говорить просто, то аудит системы управления — это набор действий по сбору и анализу информации о текущей ситуации в компании. С помощью аудита руководитель компании может выявить:
— задвоенные функции — когда 2 или более людей делают схожую работу, тратят на это время, а значит и деньги работодателя;
— упущенные функции — когда выясняется, что какая-то очень важная операция никому не поручена и ее делает тот, «кому больше всех надо» либо никто. Это обычно какие-то маленькие функции: «проверить наличие росписей в ТТН перед выездом машины с территории», «позвонить заказчику в течение 1 рабочего дня после отправки документов и счета на оплату» и т.д. Но практика показывает, что именно эти маленькие функции при многократном невыполнении часто приводят к огромным потерям: недостача ТМЦ, просроченная дебиторская задолженность и т.д.
— перегрузка отдельных звеньев системы — когда один или несколько сотрудников «тащат» на себе по несколько очень важных процессов. Да они справляются. Но что происходит когда они увольняются или уходят на больничный? Если компания маленькая, то такое положение вполне объяснимо. Но если в компании есть несколько отделов, в каждом из которых по несколько сотрудников, то как правило находятся те, кому «делать нечего» и те, кто «зашивается».
— отсутствие четко прописанного порядка, технологии работы. Это чаще характерно для молодых компаний, когда все работают «как директор сказал». Но мозг владельца (директора) не может расти с той же скоростью, как его бизнес. Поэтому возникает необходимость на бумаге прописать правила и инструкции. Это и является главной целью аудита системы управления — определить все процессы в компании, которые нужно регламентировать при помощи инструментов управления.
Регламент в данном случае — это подробное описание того, как выполнять те или иные действия чтобы получить нужный результат. На все основные бизнес-процессы в компании должны быть регламенты. Например компании, занимающейся установкой окон могут быть:
- регламент продаж,
- регламент предоставления услуг по монтажу,
- регламент контроля качества,
- регламент по маркетингу,
- регламент по найму и адаптации,
- регламент по работе с финансами.
Если в компании нет регламентов и должностных инструкций, но при этом компания успешно продает и предоставляет свои товары или услуги, то как Вы думаете — где сосредоточены знания о том КАК и ЧТО нужно делать в тех или иных ситуациях? В голове владельца и ключевых сотрудников. Тогда возникает несколько логичных вопросов:
- Что делать если ключевой сотрудник заболел или вообще уволился?
- Как передавать знания новым сотрудникам — устно?
Если в компании все же есть какие-то регламенты, то в ходе аудита системы управления нужно проверить, на сколько они актуальны, отражают они действительно правильный порядок действий, который приводит к нужному результату.
Управлять бизнесом без цифр, все равно что ехать на машине с закрытыми глазами. Поэтому обязательно нужно проверить — какие показатели регулярно собираются для принятия управленческих решений. Таких показателей может быть от нескольких штук до нескольких десятков в зависимости от размеров компании. Очень важно в каком виде они предоставляются директору — иногда это огромная таблица, где 90% цифр являются технической информацией и не нужны для управленческих решений. В такой таблице очень сложно увидеть главное. Или это будет график и маленькая таблица из 4 — 5 самых важных для директора цифр. Как в Вашей компании предоставляется управленческая отчетность, позволяет она спокойно принять верные решения?
Как минимум необходимо регулярно видеть доходы и прибыль по каждому направлению деятельности, размер дебиторской и кредиторской задолженности, объем отгруженного товара или предоставленных услуг в натуральном выражении или в рублях. Но вообще, следует еженедельно контролировать результаты работы всех подразделений компании.
Чтобы система управления работала, сотрудники должны знать и выполнять требования должностных инструкций и регламентов. В ходе аудита системы управления обязательно нужно проверить — как часто сотрудники сдают экзамены на знание инструкций и регламентов, кто и как проверяет ведение ключевых статистик компании.
Если в компании нет системы обучения и адаптации, то существующие и новые сотрудники по своему будут понимать должностные обязанности и результаты, которые Вы от них ждете. Мы уже много раз сталкивались с такими ситуациями, когда руководитель понимает задачи и результаты совсем не так как это видит сотрудник.
В ходе аудита системы управления нужно проверить, на сколько четко прописаны бизнес-процессы в компании, как они взаимосвязаны между собой. Очень часто бывает так, что сбои в работе предприятия происходят именно из-за того, что передача информации между владельцами разных процессов не настроена, либо происходит очень медленно. Например в случае поломки оборудования заявка в ремонтную службу может поступать через 3-5 человек: мастера основного участка, начальника основного участка, начальника ремонтной службы, мастера ремонтной службы, бригадира ремонтников. Конечно, в такой длинной цепочке обязательно произойдет сбой, кто-то промедлит, закрутится и забудет. В результате станок во время не починят и продукция не будет выпущена.
Бухгалтерский и налоговый учет
На сегодняшний день, пожалуй, не осталось уже предприятий где не начался процесс автоматизации производства. В том или оном виде процессы переносятся в программную среду. Руководители понимают, что чем больше процессов будет оцифровано, тем
- меньше будет влияние «человеческого фактора» на результат процесса
- меньше времени будет требоваться выполнение задач
- легче контролировать ход и результаты процессов
- более простым и понятным для всех сотрудников станет процесс производства.
Однако, степень автоматизации очень сильно отличается на разных предприятиях. В ходе аудита уровня автоматизации необходимо определить
- точки перехода физических процессов в цифровые;
- конкретные логические связи между действиями сотрудников внутри программной среди и в физическом пространстве;
- наличие оцифрованных целей;
- степень оцифровки процесса планирования и подготовки производства;
- возможность выдачи производственных заданий в автоматическом режиме;
- наличие автоматизированного расчета фактических показателей за период (смену,неделю, месяц, год) не только по всему предприятию, но и по каждому участку, смене и сотруднику;
- наличие и работоспособность системы кадрового учета и расчета заработной платы;
- наличие и работоспособность системы приемки готовой продукции.
Мы разработали специальный интерактивный тест чтобы провести аудит системы управления. Тест охватывает все сферы управления и показывает на сколько хорош работают инструменты управления в компании. Его нужно заполнять в спокойной обстановке. Потребуется примерно 10-15 минут. Отвечайте честно как есть. Чтобы получить ссылку на тест заполните форму.
С уважением, Елена Масалова — основатель и руководитель консалтингового агентства «Цифровое управление».
Деятельность компании, будь то огромный холдинг с разветвленной структурой дочерних организаций и филиалов, или малое предприятие с мизерным оборотом и штатом, строится на базовых принципах. Среди них: планирование, регулирование, учет, анализ и контроль.
Финансовый контроль или аудит финансово-хозяйственной деятельности — это элемент общей системы контроля на предприятии. Он производится наряду с иными видами и формами контроля:
- входным контролем сырья;
- пооперационным контролем технологических процессов;
- приемочным контролем готовой продукции;
- контролем за исполнением внутренних и внешних регламентов качества и т. д.
Финансовый аудит позволяет оценить экономическую эффективность деятельности предприятия в целом или отдельных его участков и подразделений. С помощью финансового аудита в деятельности компании выявляются проблемные сегменты, причины низких финансовых показателей, оцениваются потенциальные риски и угрозы, намечаются пути их преодоления. По его результатам принимаются управленческие решения руководством компании и ее собственниками, а в некоторых случаях и другими заинтересованными лицами.
Как провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, детально рассказываем в материалах специальной рубрики.
Несмотря на то что в законодательстве отсутствуют жесткие требования к процедуре проведения аудита хозяйственной деятельности предприятия своими силами, начинать такое мероприятие лучше с определения цели проводимой проверки и составления детального плана.
При планировании аудита финансового состояния организации, проводимого без привлечения внешних специалистов, нет необходимости всецело опираться на аудиторские стандарты. Они предусматривают специфические подходы к проверке: риск-ориентированный способ организации контроля, определение уровня существенности, выборочный метод проверки и т. д. Проверка собственными силами может проходить сплошным способом и не требовать расчета существенности.
В первую очередь определяется объем проверки:
- по конкретным подразделениям или в целом по предприятию;
- отдельным направлениям деятельности;
- проблемным учетным сегментам и т. д.
Исходя из запланированных объемов рассчитывается число задействованных в проверке специалистов, которые распределяются по участкам, подлежащим контролю; назначается руководитель проверки.
Затем устанавливается оптимальный период проверочных мероприятий с учетом не только длительности контрольных процедур, но и времени на обсуждение результатов проверки, их анализ и оценку, а также на подготовку итогового документа по результатам аудита для представления руководству и собственникам компании.
Далее определяются методики проверочных процедур и детально расписываются по времени и задействованным специалистам. Здесь уже используются наработки и опыт аудиторов, а также их рабочие программы по отдельным участкам контроля. Или разрабатываются собственные проверочные алгоритмы, учитывающие специфику работы компании. Но этот процесс трудоемкий и затратный по времени, поэтому его лучше проводить заранее.
Грамотно спланированный аудит проходит эффективно и в оптимальные сроки.
Сбор исходных данных — ответственный этап аудиторской проверки.
Источники данных:
- бухгалтерская первичка;
- учетные регистры;
- отчетность (управленческая, производственная, налоговая, бухгалтерская).
Необходимую информацию может дать инвентаризация активов и обязательств. С ее помощью получают наиболее полное и точное представление об имеющихся на предприятии материалах, сырье, иных видах активов и обязательств, их количестве, состоянии и т. д.
Сбор данных не должен быть хаотичным: каждый специалист на своем участке собирает те сведения, которые затем тщательно проверяются и анализируются.
При проведении аудита финансовой деятельности своими силами можно отказаться от отдельных процедур по сбору данных, применяемых обычно в аудиторских проверках. Например, нет смысла опрашивать исполнителей, наблюдать за технологическими процессами или отдельными операциями, если задействованные в проверке специалисты досконально знакомы с технологией производства и для понимания деятельности предприятия в дополнительной информации не нуждаются. Хотя в определенных ситуациях для достижения поставленных перед проверяющими задач требуются такие мероприятия, как хронометраж или фотография рабочего времени.
Не следует пренебрегать также изучением результатов предыдущих внешних проверок предприятия (ИФНС и иных надзорных органов), независимых аудиторских проверок (если они проводились), внутренних проверок, проведенных силами самой компании.
Собранная информация систематизируется, при необходимости агрегируется или детализируется для дальнейшего анализа и оценки.
Создание и лицензирование управляющей компании
Аудит финансового состояния и в целом всей деятельности компания может проводить как с помощью привлеченных экспертов, так и собственными силами. В любом случае проверка требует тщательного планирования, качественного сбора информации, анализа и оценки. По результатам аудита принимаются различные управленческие решения, в том числе повышающие эффективность деятельности предприятия.
Есть несколько основных этапов.
Главное условие здесь — независимость. Скажем, просить бухгалтера проверить финансовые отчёты по очевидным причинам странно. Он же сам их составлял. Нужен кто‑то с независимым взглядом. Но при этом важно, чтобы человек разбирался в вопросе, который будет инспектировать.
Внутренним аудитом могут заниматься сотрудники предприятия, отдельное подразделение, если оно есть, или сам руководитель. Можно также привлечь подрядчика.
Если аудит проводится не для галочки, полученную информацию надо проанализировать и понять, как быть. Например, привести документы в соответствие с законами или перестроить процессы в неэффективном подразделении.
Однако важно не рубить сплеча. Надо не только изучить отчёт, но и понять, как и почему могли появиться описанные в нём ошибки. Стоит также учитывать, что иногда проверяющие слишком стараются найти недочёты и в результате обнаруживают проблемы там, где их нет. В общем, не спешите карать и миловать не разобравшись.
Федеральный контроль регламентируется статьями 13, 20 и 196 Жилищного кодекса, СанПиНами 2.1.2.2645-10 и 42-128-4690-88, Постановлениями Правительства № 493 и № 322, статьями 6.4, 14.6, 14.7, 14.24 Кодекса об административных правонарушениях.
Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК, Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ, ФЗ № 210.
Покупка и продажа управляющей компании ПИФ
Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:
- соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
- правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
- эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).
По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).
В ходе проверки внимание обращается на такие документы:
- сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
- отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
- отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;
Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.
Итак, кому подчиняются управляющие компании?
УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.
Необходимость проверки ТСЖ обусловлена регулярным поступлением на счета организации денежных средств. Отсутствие должного контроля чревато растратой, что является нарушением действующего законодательства.
Наиболее часто встречающиеся вариации обмана и их последствия таковы:
- Подписание фиктивных договоров, и последующий вывод средств на счета заинтересованных лиц через сторонние компании. В итоге под управлением ТСЖ остается лишь часть средств из общего фонда. Недостаток денег негативно сказывается на обслуживании дома и прилегающей территории.
- Игнорирование законов и требований к аудиторской проверке. Члены правления ТСЖ берут средства наличными, что можно расценить как воровство и уклонение от уплаты налогов.
- Халатность в оказании услуг. Чревата плачевным состоянием дома и близлежащих территорий.
Аудиторская проверка ТСЖ осуществляется не только специализированными организациями. Стать инициатором проверки может любой собственник жилья.
Для этого необходимо сначала тщательно изучить заключенный с организацией договор. На основании конкретных пунктов можно получить от членов правления максимально подробные сведения о деятельности ТСЖ.
Подбор персонала в управляющую компанию ДУ ПИФ
Закон о прокуратуре регламентирует ее права относительно контроля за действиями юридических лиц. Чтобы деятельность ТСЖ была в рамках закона, организация должна быть зарегистрирована.
Правильно оформленная жалоба в прокуратуру будет рассмотрена или передана по нужному адресу для инициирования проверки.
Провести аудит вправе такие организации, как:
- Роспотребнадзор.
- Жилищная инспекция.
В первом варианте большее внимание уделяется конкретным случаям неквалифицированного оказания услуг. При этом обязательно учитываются санитарные нормы и подписанный договор с жильцами дома.
Проверка, которая инициируется Госжилинспекцией, направлена на оценку таких показателей, как:
- Общее состояние объекта строительства.
- Имеющаяся инфраструктура и придомовая территория.
Важно, чтобы оба эти фактора соответствовали установленным нормам противопожарной и санитарной безопасности. Образец жалобы в жилищную инспекцию:
Если возникают сомнения касаемо честности председателей товарищества, следует направить соответствующую жалобу представителям компетентных органов. Последние проведут необходимую проверку ТСЖ (аудит). По ее результатам к организации будут применены взыскания.
Как провести самостоятельную проверку? Следует начать с обращения в ревизионную комиссию. Потребуется ознакомиться с такими бумагами, как:
- Отчеты бухгалтерского отдела.
- Результаты последней проведенной инвентаризации.
- Отчеты по выполненным работам.
Необходимо сопоставить полученные сведения и попробовать выявить несоответствие. Если какие-либо работы по заказу ТСЖ выполняли подрядчики, разузнайте информацию о них через ЕГРЮЛ.
Чтобы аудит был независимым и объективным, специальная комиссия выполняет следующие действия:
- Дает оценку деятельности ТСЖ с точки зрения законности.
- Проверяет списки инвентаризации.
- Делает запрос сведений по бухгалтерии.
Собственно, цель проверяющей комиссии – обнаружить случаи незаконной растраты денежного фонда. Превышение должностных полномочий членами правления так же не останется без внимания. Иногда для получения информации достаточно побеседовать с жильцами дома.
Иногда жильцы не знают, кто может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ. Такая правовая некомпетентность влечет за собой безнаказанность и ухудшение имеющейся ситуации.
Принять решение о проведении ревизии допустимо на общедомовом собрании. Последнее может быть созвано любым собственником по мере необходимости. Об этом свидетельствует Жилищный Кодекс РФ (ст. 45). Обратите внимание: внеплановое собрание засчитывается, если доля присутствующих – более 50 %.
Кто может выступать инициатором аудиторской проверки в товариществе собственников жилья? В ходе осуществления своей деятельности, такое объединение жильцов дома, как ТСЖ, должно быть абсолютно открыто ее участникам. В качестве одного из механизмов выполнения этой задачи является аудит данной некоммерческой организации.
В данной статье рассмотрим вопросы, кто инициирует аудиторскую проверку, кто имеет право ее производить, какова ее стоимость, а также какие способы защиты от злоупотреблений со стороны руководства товарищества.
Написание и внесение изменений в Правила ДУ ПИФ
Каждый собственник помещений в многоквартирном доме может столкнуться в некачественным обслуживанием общего имущества или прилегающего земельного участка под домом, независимо от того, кто управляет объектом недвижимости (управляющая организация или ТСЖ).
Если обслуживание жилым домом выполняет созданное товарищество владельцев квартир, то все денежные платежи, уплачиваемые жильцами за услуги ЖКХ, зачисляются на расчетном счете этой организации. Операции по счету совершаются на основании распоряжения правления ТСЖ.
Наиболее эффективным способом надзора за деятельностью товарищества и обнаружения фактом недобросовестной траты денежных средств со стороны руководства объединения является его аудиторская проверка.
Аудиторская проверка ТСЖ – это проверка бухгалтерской и финансовой отчетности данной некоммерческой организации
Инициатором выполнения такой проверки могут быть:
- ревизионная комиссия (или ревизор);
- собрание членов ТСЖ (каждый член ТСЖ имеет право на проведение общего собрания, несмотря на противодействие этому со стороны правления. Чтобы собрание было признано состоявшимся (кворум) необходимо участие собственников помещений, обладающих более 50 процентами голосов);
- инициативная группа участников товарищества;
- непосредственно его правление;
- любой владелец квартиры в доме (посредством подачи заявления в Жилинспекцию или местную администрацию).
Проведение самой проверки осуществляется достаточно широким кругом субъектов, однако инициаторами, как правило, выступают жителями многоквартирного дома.
Проводить ревизию надо силами квалифицированных специалистов (аудиторов, ревизоров). Эффективнее всего совместить ревизию ТСЖ с процедурой аудиторской проверки. В результате, помимо отчета ревизора, вы получите аудиторское заключение, которое можно будет предоставлять третьим лицам, таким как банки и государственные органы. Кроме того, процедура аудиторской проверки поможет не просто выявить ошибки, неточности и нарушения в учете, но и предложить оптимальные варианты их исправления.
Счетная комиссия ТСЖ формируется собственниками жилья в доме на нерегулярной основе.
Основными задачами создания комиссии являются:
- Для определения кворума собрания членов товарищества;
- Для подсчета голосов в ходе голосовании из числа участников объединения;
- Разъяснение порядка голосования по вопросам, поставленным на повестку дня;
- Подведение итогов голосования, составление протоколов по результатам голосования.
Этот орган образуется из участников товарищества, которые не входят в состав правления. Выполнение функций счетной комиссии реализуется безвозмездно. В случае, если этот орган еще не создан, то в ходе проведения общего собрания собственников первоначально на повестку дня ставится вопрос о назначении этой комиссии.
После принятия решения собранием владельцев жилья о необходимости финансовой проверки товарищества, то руководство приступает к подбору лиц, которые будут производить аудит.
В контролировании финансово-хозяйственной деятельности и в проведении анализа финансового состояния ТСЖ, его платежеспособности В рассмотрении планов организации, которые разрабатываются на предстоящий год во внесении предложений, рекомендаций в правление относительно совершенствования финансовой деятельности В выявлении несоответствия осуществляемой хозяйственной деятельности положениям устава, учредительных документов в рассмотрении претензионных жалоб, поступающих от членов товарищества
Инициировать аудиторскую проверку в товариществе владельцев жилья могут сами жители дома, но само проведение инспектирования и анализ добросовестности выполнения своих функций руководством ТСЖ могут осуществлять определенные лица.
Аудит — это рассмотрение сведений бухгалтерской или финансовой отчетности на предмет ее достоверности и законодательству о бухгалтерском учете РФ.
- Обязательный либо инициативный аудит осуществляется аудиторами, которые состоят в СРО, что подтверждается выданным аттестатом, удостоверяющим право выполнять аудит бухгалтерских показателей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Ревизионная комиссия (или отдельный ревизор) – орган управления товарищества владельцев жилья, осуществляющий проверку текущей работы в порядке, установленном в Уставе ТСЖ. Но вмешиваться в деятельность некоммерческой организации она не вправе.
- Инициативная группа собственников жилья. Выполняется данной группой своими силами.
- Непосредственно жильцы помещений дома имеют право на истребование финансовой документации для проверки, которая относится к деятельности правления объединения.
- Правоохранительные органы обладают полномочиями проводить проверку в случае подачи кем-либо из жителей многоквартирного дома жалобы на руководство товарищества о нарушении им законодательных норм.
- Жилинспекция проверяет претензии жильцов по вопросам обслуживания дома ТСЖ.
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
- Местная администрация.
- Федеральная налоговая служба обладает компетенцией проинспектировать товарищество по своей инициативе. Основанием этого может выступать невыполнение налоговых обязанностей либо нарушения правил бухгалтерского учета.