Раздельный учет правило 5 процентов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздельный учет правило 5 процентов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Нередко хозяйственные субъекты (юридические и физические лица) в ходе своей деятельности сталкиваются с необходимостью совершать операции, как облагаемые НДС, так, согласно условиям законодательства, освобожденные от начисления этого налога. Также встречаются случаи наличия одновременно двух действующих режимов налогообложения у одного плательщика, например общей системы и ЕНВД или общей системы и патентной.

При такой работе обязателен к применению раздельный учет по НДС. Отсутствие подобной методики не позволяет налогоплательщику как учитывать входной НДС по отношению к налогооблагаемым операциям, так и брать полученные суммы для уменьшения базы по налогу на прибыль.

За экономическим субъектом остается право на выбор конкретной методики по ведению раздельного учета НДС. Действующее законодательство не запрещает разработку и применение собственного норматива. Но при этом принятый порядок не должен нарушать основных принципов работы, при которых возможно достоверное определение, к какому виду операций относится та или иная сумма входного налога.

Подробнее о принципах и способах ведения раздельного учета вы узнаете из материала «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

Раздельный учет НДС в 2021-2022 годах

Отсутствие раздельного учета не позволяет также использовать льготы по налогообложению, на что обращает внимание п. 4 ст. 149 НК РФ. Этого же мнения придерживаются Минфин и ФНС, периодически указывая в своих письмах на неправомерность применения льготы при отсутствии раздельного учета НДС. Арбитражная практика в таких случаях тоже подтверждает правомерность действий финансового и налогового ведомств, которые не признают подобные льготы за налогоплательщиками и расценивают их применение в подобной ситуации как нарушение ст. 149 НК РФ.

Однако в п. 4 ст. 170 НК РФ допускаются и моменты, когда раздельный учет вести необязательно даже при наличии операций, которые относятся к разным режимам или отличаются между собой необходимостью в налогообложении.

Подробно о случаях, когда раздельный учет НДС необязателен для применения, вы узнаете из публикации «Когда раздельный учет «входного» НДС не ведется?».

К необлагаемым НДС операциям относят и реализацию за пределами РФ. Поставка товаров, оказание услуг в этом случае не являются объектами для начисления налога. То есть, если российская организация осуществляет работы на территории иностранного государства, необходимости для начисления НДС не возникает. При оказании услуг или отгрузке товаров рекомендуется в договоре дополнительно прописывать место реализации товаров или выполнения работ для предотвращения претензий со стороны проверяющих. Однако при этом документы следует подготавливать по правилам российского законодательства.

В случае наличия как не облагаемых НДС экспортных операций, так и прочих облагаемых этим налогом операций требуется вести раздельный учет по НДС, главной целью которого является распределение входного налога для дальнейшего правомерного принятия его к вычету.

Экспортерам также необходимо вести раздельный учет НДС по операциям со ставкой налогообложения 0% и прочим.

При расчете пропорции реализация работ или услуг за рубежом теперь приравнена к облагаемым операциям. Если работы или услуги подпадают под освобождение по ст. 149 НК РФ, послабление не действует, и они считаются необлагаемыми.
Напомним: если доля необлагаемых операций не превышает 5%, можно принять к вычету весь «входной» НДС. В противном случае ставить налог к вычету или учитывать в стоимости нужно согласно пропорции.

Раздельный учет НДС. Правило 5 % – обязательно для всех или можно забыть о нем

Для того чтобы составить необходимую пропорцию, используемую для определения доли входного налога, приходящегося на облагаемые и необлагаемые операции, выделяют несколько видов расходов:

  • расходы, относящиеся только к налогооблагаемым операциям;
  • расходы, относящиеся лишь к необлагаемым операциям;
  • прочие расходы, отнести которые к какой-либо категории сложно или не представляется возможным.

При создании записей бухгалтерского учета целесообразно ввести субсчета к счету 19, отражающие входной налог по операциям разного вида. При этом проводки для определения налога при закупке товара с использованием субсчета для налогооблагаемых и не облагаемых НДС операций будут выглядеть следующим образом:

  1. Дт 41 Кт 60 ― отражена сумма поступления товара от поставщика без учета налога.
  2. Дт 19 Кт 60 ― выделена сумма НДС, которую впоследствии возможно взять к уменьшению налога.
  3. Дт 68 Кт 19 ― входящий НДС принят к вычету.
  4. Дт 41 Кт 19 ― отражена сумма НДС, используемая при необлагаемых операциях и входящая в стоимость приобретенного товара (материала, услуги).

В зависимости от вида деятельности организации использоваться, наряду со счетом 41, могут счета 25, 26, 10 и прочие.

В некоторых случаях налогоплательщики изначально принимают всю сумму налога к вычету, совершая фактически операции, относящиеся к разным видам налогообложения по НДС. А после этого часть налога, которая идет на необлагаемые действия, восстанавливается.

Однако у органов ФНС существует свое мнение по отношению к этой методике. Налоговики настаивают на том, что раздельный учет НДС необходимо фиксировать в момент принятия товара на учет. В некоторых случаях при появлении конфликтных ситуаций с органами контроля налогоплательщикам удается отстоять свою позицию, закрепленную в учетной политике организации.

Примеры составления пропорций, учитывающих все требования законодательства и налоговых структур, а также сопутствующие им проводки вы найдете в статье «Какой порядок распределения входного НДС?».

На появление особых методов подсчета пропорциональных соотношений в п. 4 ст. 170 повлияло принятие закона от 01.04.2014 № 420-ФЗ. Новые правила предназначены для подсчета пропорциональной доли в следующих налогооблагаемых операциях:

  • предоставление займов;
  • продажа ценных бумаг;
  • операции РЕПО.

В качестве дохода при продаже берется разница между ценами реализации и приобретения. Если имел место факт предоставления займов, то в качестве доходов берутся начисленные проценты.

Для того чтобы распределить между облагаемыми и необлагаемыми операциями сумму входного налога, налогоплательщик НДС использует пропорциональный метод расчета. Пропорция высчитывается исходя из общих данных стоимости проданного товара, имущественных прав. Причем в расчет берутся все операции по реализации, совершенные как на территории РФ, так и за ее пределами. На это неоднократно указывали вынесенные судебные решения в ходе арбитражных разбирательств, а также чиновники Минфина.

Последние обращают внимание также и на необходимость включения в доходы стоимости всех реализованных активов, в том числе ценных бумаг и основных средств. Для точного определения пропорции используют как выручку субъекта, так и его внереализационные доходы.

Ранее, до внесения поправок в НК РФ на основании принятого закона от 01.01.2014 № 420-ФЗ, судебные органы не раз становились на сторону налогоплательщиков, поддерживая их позицию о том, что вести раздельный учет при выдаче займов обязанности не возникает. Аргументы в пользу этой точки зрения вы найдете в публикации «Вести или не вести раздельный учет НДС при выдаче займов?».

Нередко организации предоставляют процентные займы сторонним лицам. Какое в этом случае стоит принять решение относительно ведения раздельного учета по НДС? Все ли операции, содержащие входной налог, в данном случае подлежат распределению? Или же целесообразнее в качестве расходов учитывать лишь общехозяйственные? О том, как правильнее будет организовать учет при данных обстоятельствах, читайте в статье «Порядок ведения раздельного учета НДС по выданным займам».

Итак, если компания одновременно осуществляет облагаемые и необлагаемые операции, то в налогообложении могут возникнуть проблемные ситуации. В первую очередь споры касаются НДС. К примеру, как применять входной налог к вычету при совмещении операций разного рода? С этого года чиновники скорректировали правила.

При таких обстоятельствах компания обязана вести раздельный учет. То есть отдельно учитывать доходы и расходы по облагаемым операциям, и отдельно — по необлагаемым.

Но не все так просто. К примеру, отдельные виды издержек могут быть направлены на оба вида деятельности: облагаемые и нет. Например, общехозяйственные затраты, которые осуществляются для обеспечения жизнедеятельности субъекта в целом, независимо от конкретного вида сделки. Для расходов такого характера применяется раздельный учет входного НДС: правило 5 процентов.

Как это понимать? Допустим, организация оказывает два вида услуг. Первый отнесен к необлагаемым, а второй подлежит полному обложению НДС. Так, предприятие имеет право принять входной НДС по общехозяйственным издержкам в полном объеме, если расходы на необлагаемые операции не превышают 5 % от общих (совокупных) трат за соответствующий квартал.

ВАЖНО! Правило 5 процентов по НДС с 2020 применяется, только если расходы направлены на оба вида операций: облагаемые и необлагаемые. А вот если траты направлены только на осуществление необлагаемых видов деятельности, то воспользоваться правилом 5 % уже нельзя. В таком случае сумму входного налога включите в стоимость услуг, товаров, работ, освобожденных от обложения налогом на добавленную стоимость.

Отметим, что до 2020 года чиновники придерживались иной позиции. То есть раньше можно было принять входной НДС к вычету, если траты в пределах 5 % направлялись только на необлагаемые сделки.

Рассмотрим, как определяется правило 5 процентов по НДС, пример расчета.

Совокупные расходы ООО «Весна» за 3 квартал 2020 года составили 1 550 000 рублей, в том числе на:

  1. Реализацию консультационных услуг — 1 300 000 рублей.
  2. Оказание образовательных услуг (не облагаются НДС) — 50 000 рублей.
  3. Общехозяйственные затраты — 200 000 рублей.

Согласно действующей учетной политике ООО «Весна», общехозяйственные затраты компания решила распределять пропорционально полученной выручке, по каждому виду услуг. Так, за 3 квартал выручка составила 4 млн руб., в том числе:

  1. Консультационные услуги — 3 500 000 рублей.
  2. Образовательные услуги — 500 000 рублей.

Распределяем ОХР.

На консультации:

200 000 × (3 500 000 / (3 500 000 + 500 000)) = 175 000 руб.

На образовательные услуги:

200 000 × (500 000 / (3 500 000 + 500 000) = 25 000 рублей.

Теперь исчисляем долю затрат на необлагаемые услуги:

(50 000 + 25 000) / (1 300 000 + 50 000 + 200 000) × 100 % = 4,84 %.

Так как 4,84 % менее 5 %, значит, ООО «Весна» вправе принять к вычету весь входной налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиками и подрядчиками, за 3 квартал 2020 года.

Что является совокупными расходами: правило пяти процентов

  • Как воспользоваться правом применения правила 5 процентов в 1С?
    • Аналитика при ведении раздельного учета
    • Соответствие правилу 5 процентов
    • Изменение способа учета НДС при выполнении правила 5 процентов
    • Принятие НДС к вычету общего входящего НДС

Выполнение правила 5 процентов — единственное причина, которая разрешает не распределять НДС по товарам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых операциях.

Но раздельный учет операций все равно нужен. Именно он поможет понять, какая сумма налога к каким операциям относится. Если его не вести, налоговая может восстановить весь входной НДС. Тогда появится недоимка, на которую начислять штрафы и пени.

Суть правила: входной НДС, который поставщики предъявили вам в течение квартала по товарам для облагаемых и необлагаемых операций, можно полностью принять к вычету, если доля расходов на покупку товаров для необлагаемых налогом операций не превышает 5 % (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Помните, что правило работает именно для НДС с товаров, которые приобретены для использования в обоих типах операций. Даже если правило выполняется, оно не будет действовать в отношении товаров, которые заведомо куплены для использования только одном виде операций.

Это правило работает только так и не может применяться при обратной ситуации — когда доля расходов на покупку товаров для облагаемых операций не превышает 5 %. В этом случае налог нельзя будет полностью принять к вычету и нельзя будет полностью списать в расходы. Придется распределять его в стандартном порядке.

Также не забудьте зафиксировать в учетной политике возможность применять правило 5 %, порядок распределения общехозяйственных расходов и порядок учета расходов. Для этого подойдут предложенные формулировки.

  1. Использование правила «пяти процентов» (в части деятельности, облагаемой налогами в рамках ОСНО

    «ООО ______ применяет правило пяти процентов, установленное п. 4 ст. 170 НК РФ, и не распределяет входящий налог, саккумулированный на счете 19-р, в кварталах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализация которых не облагается НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы «входного» НДС, учтенные на субсчете 19-р в соответствующем квартале, подлежат вычету в полном объеме в соответствии с порядком, установленным в ст. 172 НК РФ».

  2. Порядок ведения учета расходов в целях применения правила пяти процентов

    «В целях применения правила пяти процентов организация ведет учет расходов на специальных субсчетах, открываемых к счетам учета расходов»

    или

    «Организация ведет учет расходов в специальном налоговом регистре по НДС, форма которого приведена в Приложении N 10 к настоящему Положению об учетной политике».

  3. Распределение общехозяйственных расходов

    «Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле поступление от необлагаемых операций в общих поступлениях от продаж»

    или

    «Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле прямых расходов по необлагаемым НДС операциям в общей сумме прямых расходов по всем операциям, связанным с реализацией».

Правило 5 процентов для ведения раздельного учета входящего НДС

ООО «Забота» за квартал купило товары для разных видов операций на следующие суммы:

  • 480 000 рублей (в т.ч. НДС — 80 000 рублей) — стоимость товаров для обоих типов операций.
  • 30 000 рублей (в т. ч. НДС — 5 000 рублей) — стоимость товаров для необлагаемых операций.

Объем реализации в облагаемых операциях составил 870 000 рублей (в т. ч. НДС — 145 000 рублей), в необлагаемых операциях — 210 000 рублей.

Посчитаем долю операций, освобожденных от налогообложения:

210 000 рублей / (870 000 — 145 000 + 210 000) × 100 % = 22,5 %.

Чтобы понять, надо ли распределять НДС в сумме 80 000 рублей с товаров, приобретенных для обоих типов операций, надо посчитать долю расходов на реализацию освобожденных от НДС товаров в общей сумме расходов.

Например, общая сумма прямых расходов, которые списаны на проданные товары, составила 540 000 рублей. Из них 522 000 рублей на реализацию облагаемых НДС товаров, 18 000 рублей — на реализацию освобожденных товаров.

Общехозяйственные расходы, списанные на реализованные товары, составили 240 000 рублей. Их нужно распределить пропорционально прямым расходом в соответствии с методом, утвержденным в учетной политике. Например так:

  • На продукцию, облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 522 000 рублей / 540 000 рублей = 232 000 рублей.
  • На продукцию, не облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 18 000 рублей / 540 000 рублей = 8 000 рублей.

Итак, общая сумма расходов на реализацию составила 780 000 рублей (540 000 + 240 000).

Доля расходов на продажу не облагаемой НДС продукции:

(18 000 рублей + 8 000 рублей) / 780 000 рублей × 100 % =3,33%.

У нас получилось, что в ООО «Забота» доля расходов на продажу необлагаемой продукции оказалась меньше 5 %. Отсюда следует, что входящий НДС (80 000 рублей) по товарам, приобретенным одновременно для обоих типов операций, можно не распределять, а принять к вычету в полном размере.

Из положений статьи 170 Налогового кодекса, как из любого почти что правила, найдется исключение. В нашем случае это так называемое «правило 5 процентов». Согласно ему, если в общем объеме расходов за квартал доля расходов, связанных с освобождаемыми от НДС операциями, составляет не более 5 процентов – весь «входящий» налог можно принимать к вычету.

ЧТО НУЖНО ИМЕТЬ ДЛЯ ВЫЧЕТА «ВХОДЯЩЕГО» НДС ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ «ПРАВИЛА 5 ПРОЦЕНТОВ»
• Справку-расчет по методике, закрепленной в учетной политике для целей налогообложения. Документ должен соответствовать статье 169 НК РФ и постановлению Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914;
• платежное поручение с отметкой банка (выпиской по счету) или другой документ, подтверждающий оплату (квитанцию к приходному кассовому ордеру);
• другие документы, подтверждающие фактическое получение товаров (работ, услуг) в зависимости от специфики расходов (например, акты выполненных работ в строительстве или гостиничные счета за проживание командированных работников).

Порядок учета операций, которые облагаются и не облагаются НДС, необходимо закрепить в учетной политике. Что конкретно нужно прописать в документе? Специалисты рекомендуют следующее.

В первую очередь, необходимо отразить порядок раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС операций, а именно:

  • что учет необлагаемых доходов ведется в учетной программе с применением аналитических характеристик по счетам 90.01 «Выручка»;
  • что учет входного НДС ведется в учетной программе раздельно по облагаемым и необлагаемым операциям на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Также необходимо прописать «правило 5%», установленное в пункте 4 статьи 170 НК РФ. Оно гласит, что в тех налоговых периодах, когда доля совокупных расходов на не подлежащие обложению НДС операции не превышает 5% от общей величины совокупных расходов, к вычету принимается весь входной НДС.

Участвуют ли косвенные расходы в «правиле ли 5%»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Специалисты ФНС считают, что доля расходов по необлагаемым операциям должна рассчитывается с учетом всех расходов, в том числе и косвенных. Однако в судебной практике есть примеры, когда арбитры признавали за налогоплательщиком право рассчитывать барьер в 5% только по прямым расходам.

Обратите внимание! Понятие «совокупные расходы» в налоговом законодательстве не определено. Это значит, что его необходимо прописать в учетной политике. Минфин в своем письме от 29 мая 2014 г. № 03-07-11/25771 рекомендует определять такие расходы по данным бухгалтерского учета.

Кроме того, в учетной политике необходимо прописать, как распределяются расходы, которые относятся как к облагаемым, так и к необлагаемым операциям. Распределение должно производиться на основе пропорции, но за компанией остается выбор — пропорционально расходам либо пропорционально доходам.

Следующий пункт — учет входного НДС с приобретения основных средств и нематериальных активов, которые используются и в облагаемых, и в необлагаемых операциях. У компании есть выбор:

  • вести учет в общем порядке;
  • вести учет на основании подпункта 1 пункта 4.1 статьи 170 НК РФ.

Выбор второго варианты означает, что по ОС и НМА, принимаемым к учету в первом или втором месяце квартала, пропорция определяется исходя из стоимости подлежащих обложению НДС товаров, которые были отгружены в этом месяце, в общей стоимости отгруженных товаров.

Крупным компаниям целесообразно привести в учетной политики перечень актуальных видов деятельности, а также расходов, которые она несет при осуществлении облагаемой и необлагаемой деятельности.

Порядок учета расходов, относящихся к облагаемым и необлагаемым операциям, зависит от того, каким видом деятельности занимается организация. Так, производственные предприятия учитывать такие расходы в составе общехозяйственных (счет 21.06), а торговые предприятия — составить торговых издержек (счет 44.01).

Есть еще один вариант распределения расходов, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым НДС операциям. Можно утвердить список подразделений, работа которых носит обслуживающий характер, например, юридический отдел, бухгалтерия и другие. Расходы, понесенные этими отделами, будут считаться относящимися как к облагаемой, так и к необлагаемой деятельности.

Напомним, что операции, которые не облагаются НДС, перечислены в статье 149 НК РФ. Помимо этого, не попадает под налог деятельность, переведенная на ЕНВД. Также не стоит забывать, что НДС облагается лишь выручка от реализации. То есть иные доходы компании, не связанные с реализацией, НДС не облагаются. В частности, это следующие виды дохода:

  • дивиденды и прочие доходы, полученные от участия организации в уставных капиталах других компаний;
  • проценты по банковским депозитам и остаткам на счетах;
  • дисконты по векселям.

Что касается ЕНВД, то налоговики долгое время не могли прийти к единому мнению, входят ли расходы по деятельности, переведенной на эту систему налогообложения, в «правило 5%». Бытовало мнение, что поскольку на плательщиков ЕНВД нельзя распространить порядок из пункта 4 статьи 170 НК РФ, то для расходов по облагаемой этим налогом деятельности применять указанное правило нельзя. Однако такая точка зрения неоднократно оспаривалась судами. В результате ФНС в своем письме от 17.02.2010 № 3-1-11/[email protected] указала, что поскольку в пункте 2 статьи 170 приводятся в том числе и операции, которые осуществляют плательщики ЕНВД, то положение пункта 4 и той же статье применяется и в отношения операций, которые переведены на ЕНВД.

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса, входной НДС по товарам, работам и услугам, применяемым для осуществления облагаемых и необлагаемых НДС операций, принимается к вычету (учитывается в стоимости) пропорционально объему их использования для производства и реализации ТРУ, облагаемых и необлагаемых НДС.

При этом пропорция рассчитывается исходя из отношения стоимости отгруженных товаров как подлежащих, так и не подлежащих налогообложению, в общей стоимости отгруженных за период товаров. Такое правило установлено в пункте 4.1 статьи 170 НК РФ. Обратите внимание, что в этом же пункте приведены некоторые особенности составления указанной пропорции.

В результате получается дробное выражение в процентах, где в числителе выручка от реализации, не подлежащая налогообложению, а в знаменателе — общая сумма выручки от реализации. Это и есть доля НДС по необлагаемым операциям. Доля НДС, подлежащего вычету, определяется по формуле: 100 — доля НДС по необлагаемым операциям.

Его ведут не все. Вот кто должен вести раздельный учет по гособоронзаказу (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ):

  • головной исполнитель — тот, кто заключил контракт с заказчиком по государственному оборонному заказу;
  • исполнитель — тот, кто находится в кооперации с головным исполнителем и подписал с ним соглашение на исполнение ГОЗ.

Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования целевых средств бюджета и составления отчетности для Казначейства и заказчиков. В 2022 году работу исполнителей регламентируют:

  • закон № 390-ФЗ от 06.12.2021;
  • приказ Минфина № 210н от 10.12.2021;
  • приказ Минпромторга № 334 от 08.02.2019;
  • ПП РФ № 47 от 19.01.1998;
  • ПП РФ № 2024 от 24.11.2021.

Основной закон для исполнителей ГОЗ — это 275-ФЗ от 29.12.2012, ст. 8. Приведем пример раздельного учета по гособоронзаказу для исполнителя третьего уровня. Исполнители третьего уровня (равно как и второго, и всех последующих уровней) обязаны вести раздельный учет по каждому государственному контракту. Если исполнитель находится в кооперации с головным исполнителем, то он регистрирует результаты ФХД отдельно по каждому госконтракту. Но есть важное уточнение: эти правила касаются только юридических лиц (п. 2 ПП РФ № 47). То есть, если исполнителем третьего уровня выступает ИП или физлицо, им вести раздельный учет не надо.

Головные исполнители и исполнители организуют раздельный учет следующим образом:

  1. Открывают специальные счета в ФК (инициируют казначейское сопровождение).
  2. Создают отдельные аналитические счета бухучета для регистрации расходов по каждому контракту.
  3. Раскрывают структуру цены по статьям калькуляции (расчет цены единицы продукции ведется по форме из приложения № 1 к порядку, утвержденному приказом Минпромторга № 334 от 08.02.2019).
  4. Составляют перечни общепроизводственных и общехозяйственных затрат по типовым номенклатурам (приложения № 5, 6 к приказу № 334).
  5. Фиксируют другие расходы в отдельных калькуляциях.

Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации. Обязательно распределение общехозяйственных затрат при отсутствии выручки при гособоронзаказе, но следует изменить формулы и пропорции.

ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, то ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных контрольных мероприятий.

В п. 4 ПП РФ № 47 о правилах ведения раздельного учета доходов и расходов указано, что исполнителям необходимо его вести, даже если нет казначейского сопровождения. Но есть исключение. Правила из ПП № 47 не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федерального бюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.

При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. При казначейском сопровождении целевых средств необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу распределения накладных расходов по ГОЗ, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса. Это делается для:

  • государственных и муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
  • договоров и соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, предоставлении взносов в уставной капитал за счет субсидий и бюджетных инвестиций;
  • контрактов и договоров учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Для головного исполнителя (исполнителя) установлена обязанность вести отдельный бухучет результатов ФХД по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения.

К каждому госконтракту оформляют:

1. Расчет суммы накладных расходов (приложение № 1 к приказу № 210н).

Обычно НДС делят на основе одного из двух объемных показателей:

  • приобретенные товары (работы, услуги) используются только в деятельности, облагаемой НДС – вся сумма входного НДС принимается к вычету, если же товары (работы, услуги) используются в не облагаемой НДС деятельности – входной НДС учитывается в стоимости купленных товаров (работ, услуг), т.е. увеличивают «прибыльные» расходы (ст. 149, п. 2 ст. 170, 172 НК РФ);
  • приобретенные товары (работы, услуги) в течение квартала одновременно используются и в облагаемых, и в не облагаемых НДС операциях (речь идет об общехозяйственных расходах) – необходимо вести раздельный учет входного НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). Такой учет НДС позволяет определить, какую часть входного налога можно принять к вычету, а какую – учесть в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) либо в расходах (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Раздельный учет операций, необлагаемых НДС, в тему нашего материала не входит, мы рассматриваем только различные возможности относительно самого НДС.

Организация раздельного учета НДС имеет два направления, в основе которых лежит возможность компании делать раздельные закупки по видам деятельности (в зависимости от их налогового режима). Наличие или отсутствие раздельных закупок определяет порядок вычета:

  • входной НДС можно полностью принять к вычету по облагаемым операциям (по необлагаемым – целиком отнести к увеличению стоимости закупки);
  • необходимо использовать особый расчет НДС, поскольку при отсутствии раздельных закупок только часть НДС может стать вычетом.

Особенность указанного расчета в том, что он представляет собой пропорцию для определения суммы, которая будет отражена в Книге покупок по конкретному счету-фактуре. Пропорцию рассчитывают за квартал (письмо Минфина от 12.11.2008 № 03-07-07/121, письмо ФНС от 27.05.2009 № 3-1-11/[email protected]).

Распределение осуществляют в квартале, когда произошло оприходование предмета закупки, подтвержденное соответствующими проводками (письмо Минфина от 18.10.2007 № 03-07-15/159). Как и в любом правиле, здесь есть свои исключения. Они затрагивают:

  1. Основные средства и нематериальные активы. По указанным объектам компания производит расчеты в первом или втором месяце квартала. Если указанные объекты были поставлены на баланс в заключительном месяце квартала – действует обычный порядок.
  2. Операции, связанные с финансовой сферой (продажа ценных бумаг, предоставление займов ценными бумагами, операции с финансовыми инструментами срочных сделок и др. операции, названные в п. 4.1 ст. 170 НК РФ).

Примеры раздельного учета по таким пусть многочисленным, но не слишком типичным операциям для большинства компаний мы оставляем за рамками статьи.

При исполнении ГОЗ нужно четко понимать кто в этом процессе принимает участие:

• государственный заказчик — федеральный орган исполнительной власти (Минобороны, МВД, ФСБ и т. д.), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» и т. д.;

• головной исполнитель — юридическое лицо, заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по ГОЗ (контракт прямой без посредничества);

• исполнитель — лицо, входящее в кооперацию по ГОЗ, т. е. лицо, которое заключило контракт с головным исполнителем (по факту исполнитель является соисполнителем любого звена ГОЗ).

У соисполнительства по ГОЗ есть много преимуществ, но есть и обязательства, например, открыть специальный счет в определенном банке и проводить расчеты строго через него — это необходимо для контроля за использованием средств.

Задача банковского сопровождения — обеспечить прозрачность и защиту взаимных расчетов между сторонами сделки, защитить информацию при использовании банковских инструментов для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта[3].

Отчет об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей ГОЗ, составляется по каждому контракту. Отчетным периодом при этом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком.

Отчет (см. таблицу) составляется нарастающим итогом по всем хозяйственным операциям, отраженным на дату составления отчета отдельно по каждому контракту. Отчет составляется включительно по месяц полного исполнения организацией и заказчиком своих обязательств по контракту.

К сведению

Под полным исполнением контракта понимается полное выполнение обязательств как исполнителем по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), так и заказчиком по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Компания, выполняющая работы по ГОЗ, контролируется не только налоговыми, но и многими другими контролирующими органами, такими, как:

• военное представительство заказчика (далее — ВП МО РФ) контролирует:

– изготовление изделий на всех этапах производства;

– технологический процесс производства;

– ценообразование, обоснованность включения затрат в себестоимость и т. д.;

• Федеральная антимонопольная служба (ФАС) контролирует:

– ценообразование;

– закупки;

– наличие/отсутствие нарушений законодательства в рамках ГОЗ;

– использование бюджетных средств и т. д.;

• прокуратура следит за исполнением законодательства;

• банки отслеживают платежи, их назначение;

• казначейство контролирует расходование бюджетных средств.

В ходе проверок могут запросить:

• внутренние регламентирующие и отчетные документы (нормы и нормативы, учетную политику, внутренние положения, штатное расписание);

• первичные учетные документы бухгалтерского, управленческого учета и раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности, отчетную бухгалтерскую документацию;

• документы по исполнению государственных контрактов (копии государственных контрактов, сводные аналитические справки по себестоимости продукции, отчетные калькуляции с подписью ВП МО РФ, платежные поручения о переводе авансов и оплате поставленной продукции);

• оборотно-сальдовые ведомости по счетам:

– 20 «Основное производство» в разрезе заказов с разбивкой по номенклатуре затрат;

– 25 «Общепроизводственные расходы»;

– 26 «Общехозяйственные расходы»;

• ведомости амортизации;

• анализ счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

За нарушение законодательства в сфере ГОЗ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена санкции за нарушения законодательства в сфере ГОЗ в части использования средств и ведения раздельного учета:

• за включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией), — административный штраф:

– на должностных лиц —50 000 руб.;

– на юридических лиц — в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции 14.55.2);

• за совершение действия (бездействия), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта, — административный штраф:

– на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

– на юридических лиц — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ст. 14.55.2);

• за грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — административный штраф:

– на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

– на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб. (ст. 15.37).

К сведению

Под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10 %.

Уголовным кодексом РФ предусмотрены более серьезные наказания.

Например, за расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере, должностное лицо получателя бюджетных средств наказывается (ч. 1 ст. 285.1):

• штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,

• либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

• либо арестом на срок до шести месяцев,

• либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, совершенное: группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается (ч. 2 ст. 285.1):

• штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,

• либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

• либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

К сведению

Крупным размером признается сумма, превышающая 1 500 000 руб., особо крупным размером — 7 500 000 руб.

  • ГОЗ: практический опыт внедрения раздельного учета
  • ГОЗ: калькулирование себестоимости продукции

«Правило 5 процентов» по уплате НДС: «подводные камни» налоговой оптимизации

Государственный оборонный заказ осуществляется по правилам 275-ФЗ от 29.12.2012. Для всех предприятий, выполняющих ГОЗ, обязательна организация ведения раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по госконтрактам. В нормативах разъясняется, что такое раздельный учет по ГОЗ, — детализированный бухучет подразумевает фиксацию оперативных результатов по разным аналитическим счетам и регистрацию расходов по каждому контракту. Отдельно учитываются заработная плата, налоги, аренда, закупка продукции и остальные затраты.

По правилам, раздельный учет затрат по гособоронзаказу ведут при выполнении работ и оказании услуг для заказчиков, представляющих оборонный комплекс. Целевые деньги выделяют, в том числе, и на поставку товаров в рамках государственного оборонного заказа, поэтому практика применения раздельного учета по 275-ФЗ в торговых организациях (если предприятие является исполнителем) не только распространена, но и обязательна.

Организация может совершать операции, облагаемые и необлагаемые НДС. В этом случае необходимо вести раздельный учет. Цель такого учета — правильно рассчитать НДС к уплате в бюджет. Так как принять к вычету входной НДС можно только в части облагаемых НДС операций. По необлагаемым операциям, входной НДС нужно включить в стоимость имущества (работ, услуг). Пример расчета по правилу 5 процентов вы найдете ниже в статье или сразу скачайте файл с примером.

Пример расчета по правилу 5 процентов

В налоговом кодексе не прописана методика ведения раздельного учета в компании, поэтому ведите учет в любом порядке, который позволит разграничить операции по НДС. Например, учет облагаемых и необлагаемых операций по НДС можно вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Пример учетной политики в части ведения раздельного учета можно посмотреть здесь:

Пример учетной политики (фрагмент)

Обязанность вести раздельный учет обоснована тем, что по таким операциям НДС нужно учитывать по-разному. Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для облагаемых операций, принимается к вычету. Входной НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для необлагаемых операции, нужно включить в стоимость приобретенного товара (работ, услуг). Кроме того, существует третья категория, если организация одновременно совершает как облагаемые, так и необлагаемые операции по товару (работам, услугам), то такой НДС нужно распределять.

Не распределять НДС можно только в том случае, если за квартал доля расходов на покупку, производство или продажу объектов, освобожденных от НДС, не превышает 5 процентов. Это и называется правилом 5 процентов. Если данное правило соблюдается, то входной НДС можно полностью принять к вычету, не распределяя.

Данное правило применяется только для тех покупок, которые предназначены одновременно для облагаемых и необлагаемых операций по НДС. Если имущество приобретается сразу для необлагаемых НДС операций, то входной налог принять к вычету нельзя, даже если доля расходов по необлагаемым операциям меньше 5 процентов от совокупных расходов. Такую сумму налога включите в стоимость покупки.

Важно! Правило 5 процентов не освобождает организацию от ведения раздельного учета, лимит в 5 процентов дает лишь право принимать к вычету весь входной НДС, не распределяя. Вести раздельный учет организация должна независимо от того, какой процент составляет доля расходов на приобретение, производство или реализацию, освобожденных от НДС.

Компании часто осуществляют операции по безвозмездной передаче имущества. Нужно ли в данном случае вести раздельный учет по НДС?

Безвозмездная передача признается реализацией. Поэтому с нее нужно начислить НДС. Значит, в общем случае, раздельный учет по таким операциям вести не нужно, так как НДС начисляется в общем порядке.

Однако, в некоторых случаях безвозмездная передача НДС не облагается:

  • оказание безвозмездной помощи в соответствии с Законом от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ;
  • передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) которых с учетом входного НДС не превышают 100 руб. за единицу.

В таком случае, раздельный учет ведите.

Нужно ли вести раздельный учет зависит от того, какие товары экспортирует организация. Если реализуете несырьевые товары, то входной НДС приминайте в обычном порядке при соблюдении всех условий.

Если организация реализует сырьевые товары как на экспорт, так и внутри России, то необходимо вести раздельный учет. Это связано с тем, что
предъявленный поставщиками НДС, который относится к сырьевым товарам, реализованным на экспорт, принимается к вычету на дату, когда определили налоговую базу по экспортной операции. Если такой налог по ошибке принят к вычету раньше срока, то его необходимо восстановить.

Раздельный учет входного НДС предусмотрен НК РФ только в случае, когда организация проводит операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от этого налога. Ставка 0% не является освобождением от налога.

Однако, и в этой ситуации организации нужно вести раздельный учет. Это связано с тем, что порядок принятия НДС к вычету по операциям, облагаемым по ставке 18% и по операциям, облагаемым по ставке 0%, различен. Так, по товарам (работам, услугам), использованным для реализации, облагаемой по ставке 18 процентов, принимается к вычету в момент принятия активов к учету. НДС по товарам (работам, услугам), использованным для операции, облагаемой по ставке 0 процентов, принимается к вычету последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки НДС. Входной НДС, принятый к вычету раньше указанного срока, восстанавливается

Если организация занимается ведением операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость на постоянной основе, то для того чтобы рассчитать доли расходов по этим операциям, следует организовать ведение бухгалтерского учета таким образом, чтобы нижеперечисленные сведения формировались отдельно:

1. О себестоимости продаж, которые подлежат обложению НДС.
2. О себестоимости продаж, которые не подлежат обложению НДС.
3. О других расходах, которые связаны с реализацией:

  • облагаемой НДС (к примеру, по реализации ОС);
  • не облагаемой НДС (к примеру, реализации ценных бумаг).

4. О других расходах, которые не связаны с реализацией (к примеру, проценты, полученные предприятием по займам).

Для того чтобы вести учет операций было удобнее, рекомендуется открыть отдельные субсчета. Кроме того, можно вести отдельные регистры.

Добавим, что организации следует определиться с оптимальным порядком расчета доли общехозяйственных расходов, которые приходятся на операции, не облагаемые налогом на добавленную стоимость.

К примеру, доли общехозяйственных расходов, приходящиеся на операции, которые не облагаются НДС, можно принять равной одному из таких соотношений:

  • доле прямых расходов по операциям, которые не подлежат обложению НДС в общей величине прямых расходов по всем операциям, которые связаны с продажей;
  • доле выручки по операциям, которые не подлежат обложению НДС в общей сумме выручки от продаж.

Не менее важным является вопрос налоговой политики раздельного учета в отношении операций, которые не подлежат обложению НДС. Стоит обратить внимание на такие моменты, которые связаны с основаниями совершения такого рода операций, а именно:

1. Какие льготные режимы связаны с налогообложением.
2. Присутствуют ли операции по налогообложению, которые не предусмотрены статьей 149 Налогового кодекса РФ.
3. Наличие права на освобождение от НДС в случае недостаточного размера полученной выручки.
4. Продажа продукции (услуг или работ) в другие страны.

Подавляющее большинство организаций имеют дело как с облагаемой, так и с не облагаемой налогом на добавленную стоимость продукцией.

Напомним, что раздельное ведение учета по этому налогу осуществляется по исходящему НДС – по стоимости продукции, которая была отгружена. При этом продукция может быть обложена НДС или освобождена от него. НДС, включенный в цену продукции, тоже необходимо учитывать.

Тем не менее, какой-либо единой методики по ведению раздельного учета по НДС не существует. Именно поэтому можно пользоваться удобным для организации порядком. Самое главное, чтобы при ведении раздельного учета операции по облагаемые и не облагаемые по НДС операции четко разграничивались.

Выбранный организацией порядок ведения раздельного учета по НДС обязательно должен быть закреплен в общей учетной политике фирмы.

Отказ от ведения корректного раздельного учета по НДС может привести к тому, что налоговики начнут восстанавливать весь входной налог по единицам, приобретенным для использования в операциях, которые подлежат и не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Такие действия сотрудников налоговой службы приведут к тому, что у организации появятся недостачи в НДС, а значит, штрафов и пеней избежать не получится.

Минфин считает, что если операции по освобожденным единицам товаров от НДС полностью отсутствуют, то это является основанием для освобождения организации от ведения раздельного учета по налогу на добавленную стоимость.

В случае если организация ведет операции, которые подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и лишь изредка получает доход по займам (или осуществляете расчет векселями третьих лиц), то в учетную политику рекомендуется внести такие положение об использовании «Правила пяти процентов» по НДС.

Использование этого правила позволяет организации определить величину общехозяйственных расходов, которые приходятся на необлагаемые операции пропорционально доле прямых расходов на данные операции в общей величине расходов, которые связаны с реализацией продукции.

При применении «Правила пяти процентов», если организация будет предоставлять займы, доля расходов, на необлагаемые НДС операции, будет равно 0. Таким образом, можно будет принять весь НДС по общехозяйственным расходам к вычету.

Как вести раздельный учет в 2022 году

Подавляющее большинство организаций имеют дело как с облагаемой, так и с не облагаемой налогом на добавленную стоимость продукцией.

Напомним, что раздельное ведение учета по этому налогу осуществляется по исходящему НДС – по стоимости продукции, которая была отгружена. При этом продукция может быть обложена НДС или освобождена от него. НДС, включенный в цену продукции, тоже необходимо учитывать.

Тем не менее, какой-либо единой методики по ведению раздельного учета по НДС не существует. Именно поэтому можно пользоваться удобным для организации порядком. Самое главное, чтобы при ведении раздельного учета операции по облагаемые и не облагаемые по НДС операции четко разграничивались.

Выбранный организацией порядок ведения раздельного учета по НДС обязательно должен быть закреплен в общей учетной политике фирмы.

Отказ от ведения корректного раздельного учета по НДС может привести к тому, что налоговики начнут восстанавливать весь входной налог по единицам, приобретенным для использования в операциях, которые подлежат и не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Такие действия сотрудников налоговой службы приведут к тому, что у организации появятся недостачи в НДС, а значит, штрафов и пеней избежать не получится.

Минфин считает, что если операции по освобожденным единицам товаров от НДС полностью отсутствуют, то это является основанием для освобождения организации от ведения раздельного учета по налогу на добавленную стоимость.

Раздельный учет по НДС при экспорте продукции обязателен. При этом сырье, которое применялось в процессе проведения операций по экспорту (сумма операций) должна быть подана в ФНС в виде декларации с нулевой ставкой.

Нормы действующего российского законодательства не предусматривают четко прописанной методики по определению входного НДС товаров на экспорт. Удобный способ учета выбирается организацией самостоятельно. Порядок учета следует закрепить в соответствующих документах (в приказах, относящихся к ведению учетной политики предприятия).

Если организация ранее не предполагала, что будет заниматься экспортом товаров, и применяла на общих основаниях обычный входной НДС, то налог, который был уплачен, может быть восстановлен. Чтобы это сделать, организация подает декларацию (уточненную) и уплачивает налог.

Если за квартал общая доля расходов на приобретение, а также на производство продукции — не более 5% (от всех общих расходов, которые направлены на производство и реализацию товаров), то организация освобождается от ведения раздельного учета по НДС. То есть, входной НДС, предъявляемый поставщиками (в одном или другом квартале), можно принимать к вычету.

К таким расходам можно отнести затраты на приобретение товаров, затраты на производство товаров, затраты на реализацию товаров. К товарам в данной ситуации относятся также работы, услуги и имущественные права.

Как распределять совокупные затраты, каждая организация должна решить самостоятельно и отразить свое решение в учетной политике. Предоставление самостоятельности в решение этого вопроса связано с тем, что в НК РФ порядок распределения совокупных затрат не определен.

Если расходы по деятельности, не облагаемой НДС, составляют менее 5%, то по смешанным расходам НДС полностью может быть принят к вычету.Однако, когда расходы полностью относятся к необлагаемой деятельности, НДС учитывают в расходах организации. Если расходы по деятельности, не облагаемой налогом, составляют более чем 5%, то НДС по общим расходам может быть принят к вычету пропорционально доли доходов за квартал от операций, облагаемых налогом.

ООО «ВЕГА» осуществляет два вида деятельности, одна из которых подлежит обложению НДС, а вторая – нет. Расходы ООО «ВЕГА» по деятельности, облагаемой НДС, составляют 3 млн. рублей, НДС с расходов – 600 тыс. рублей.

Расходы ООО «ВЕГА» по деятельности, не облагаемой НДС, составляют 100 тыс. рублей, НДС с расходов 20 тыс. рублей.

Общие расходы компании равны 300 тыс. рублей, НДС 60 тыс. рублей.

Выручка компании от деятельности, облагаемой НДС составляет 4,5 млн. рублей без (НДС), а выручка компании от деятельности, не облагаемой НДС составляет 450 тыс. рублей.

Все расходы ООО «ВЕГА», приходящиеся на необлагаемую деятельность составляют:

300 000 х (450 000 / (4 500 000 + 450 000)) = 27 272,73 рублей

Общие расходы по необлагаемой деятельности составляют:

100 000 + 27 272,73 = 127 272,73 рублей

Определим долю расходов по необлагаемой деятельности:

127 272,73 / (3 000 000 + 100 000 + 300 000) х 100% = 3,74%

Расходы компании по деятельности, не облагаемой НДС, составляют менее 5%, поэтому НДС можно принять к вычету полностью в общих расходах.

НДС к вычету будет равен:

600 000 + 60 000 = 660 000 рублей.

В учетную политику для целей налогообложения потребуется внести изменения для того, чтобы можно было НДС делить по новым правилам. Пункт, в котором было прописано правило о 5% необходимо изменить так, чтобы НДС к вычету можно было принять по смешанным затратам.Сделать это можно следующим образом:

«Если расходы на необлагаемые операции не превышают 5% от общей суммы расходов ООО «…..» за квартал, суммы НДС, предъявленные продавцами по товарам (работам, услугам), используемым одновременно для облагаемых и необлагаемых операций, принимаются полностью к вычету».

Таким образом, организация должна самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике следующие положения:

  1. Порядок учета доходов, облагаемых НДС, указав счета учета 90.01 «Выручка» и 91.01 «Прочие расходы».
  2. Раздельный учет входного НДС – счет 19 «НДС по приобретенным ценностям», включая субсчета.
  3. Правило «5%».
  4. Операции, которые исключаются из налогообложения.
  5. Операции, поступления по которым не относятся к выручке.
  6. Порядок учета расходов для операций, облагаемых и необлагаемых НДС (счета 26.01 «Общехозяйственные расходы», 44.01 «Издержки обращения в организациях…», 25 «Общепроизводственные расходы», 20 «Основное производство»).
  7. Порядок расчета расходов по необлагаемым операциям.
  8. Порядок определения доли распределения налога.
  9. Порядок определения НДС с целью увеличения стоимости ТМЦ.
  10. Иные положения.

В бухгалтерском учете по сделкам, облагаемым НДС, изменений нет. Операции отражают следующими проводками:

Хозяйственная операция Проводка
Начислен НДС Д90 (91) К68
НДС учтен и принят к вычету Д19 К60

Д19 К76

Д68 К19

НДС учтен и отнесен на увеличение стоимости Д19 К60

Д19 К76

Д41 Д19

НДС восстановлен Д60 К68

Д91 К68

НДС уплачен в бюджет Д68 К51

Важно! Что касается учета операций, необлагаемых НДС, то компании применяют такие аналитические счета, как 19.1 и 19.3. НДС на субсчете 19.1 по правилам пропорции распределяется для вычета.

На субсчете 19.3 учитывают входной НДС, суммы на данном субсчете уменьшают налогооблагаемую базу для отчисления прибыли.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.