Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен страховать автомобиль собственник или водитель». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Визит владельца в СК не требуется. Но его данные непременно записывают в документ.
Для приобретения полиса потребуются документы:
- заявление;
- ВУ водителя;
- паспорт водителя и владельца ТС;
- ПТС;
- оформленный ранее полис;
- доверенность.
Для приобретения полиса предоставлять транспорт на осмотр не требуется. Необходимо помнить, что страхованию подлежит не ТС, а ответственность человека застрахованного транспорта перед иными участниками ДД.
Кто кроме владельца может застраховать машину по ОСАГО
Законом предусмотрен десятидневный срок после приобретения нового ТС для процесса страхования.
Откладывать с оформлением не рекомендуется, т. к. при аварии без полиса компенсаций не будет, а только одни лишь убытки. В соответствии с законом, в частности, оформления новой машины, автовладелец, при получении регистрационного номера, обязан посетить СК и указать эти данные в договоре.
Написать комментарий
Для оформления ОСАГО выберите компанию и обратитесь в офис или подайте заявку через интернет. Для получения полиса понадобятся:
- Водительское удостоверение собственника ТС и всех лиц, которые будут допущены к его управлению.
- Паспорт автомобиля (ПТС).
- Результаты технического осмотра (диагностическая карта) с положительным заключением.
- Свидетельство о регистрации автотранспорта, если транспортное средство поставлено на учет в ГИБДД.
- Заявление о заключении договора ОСАГО.
- Паспорт или иной удостоверяющий личность документ. Для юрлиц вместо паспорта нужно свидетельство о постановке юрлица на налоговый учет.
- Документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство, если оно не зарегистрировано в ГИБДД. Либо документ, подтверждающий право владения транспортным средством, если оно в аренде.
ВСЕГДА ЛИ ПОТЕРПЕВШИЙ ПО ОСАГО ДОЛЖЕН БЫТЬ СОБСТВЕННИКОМ?
Договор ОСАГО является публичным: для его заключения достаточно желания одной из сторон. Пункт 14 Правил ОСАГО однозначный: каждый автовладелец выбирает страховую компанию по своему желанию, и при соблюдении всех требований она не имеет права отказать в предоставлении услуг.
На основании п. 7 ст. 15 Закона об ОСАГО и Порядка уведомления об отказе, выданном РСА, существует перечень причин для отказа в оформлении полиса:
- отсутствует связь с АИС РСА;
- подан неполный комплект документов;
- владелец ТС не прошел техосмотр;
- нет доверенности на заключение договора от лица ИП или юрлица.
Марка и возраст автомобиля, вождение мотоцикла, малый водительский стаж, деревенская прописка и другие причины не могут быть поводом для отказа страховой компанией в оформлении полиса ОСАГО.
Отказ можно обжаловать. Для этого нужно получить от страховой компании письменный отказ — отказ на словах доказать не получится.
Обжаловать отказ можно, подав жалобу в:
- РСА;
- Районный суд по месту жительства;
- Территориальное подразделение Центрального банка РФ;
- Федеральную антимонопольную службу.
Для этого вам нужно предоставить:
- заявление с печатью, подписью и датой принятия представителем страховщика или уведомление о получении, если документы направлены по почте;
- отказ в оформлении полиса ОСАГО в письменной форме.
С 1 января 2017 года все страховые компании продают электронные полисы ОСАГО на своих официальных сайтах. На оформление потребуется всего 10-15 минут.
Оформление ОСАГО онлайн:
- Выберите подходящую страховую компанию.
- На сайте страховой в специальной форме заполните обязательные данные: марку автомобиля, год выпуска, мощность двигателя, количество водителей, стаж и т. д.
- Загрузите требуемые документы (аналогично пакету оформления в офисе).
- Оплатите страховую премию банковской картой.
- На вашу электронную почту придет полис в PDF-формате. Распечатайте его и положите к водительскому удостоверению и другим документам.
Если нужен бумажный полис, но ехать в офис страховой не хочется, есть еще один вариант оформления ОСАГО через интернет. Водитель оставляет заявку на сайте страховщика. Консультант перезванивает, уточняет данные и выставляет счет на оплату. В течение пары дней курьер привозит полис в удобную для клиента точку. Кроме того, страховщики сами часто обзванивают клиентов и напоминают, что у них подходит срок замены полиса ОСАГО и предлагают дистанционно его оформить и доставить.
Страховую компанию нужно уведомить о страховом случае в течение 5 рабочих дней.
Заявление на страховую выплату и другие документы подает потерпевшая потерпевшего. Нужно предоставить:
- заявление о компенсации ущерба;
- копию определения об отказе в возбуждении административного дела или постановления по делу об административном правонарушении;
- извещение о ДТП;
- банковские реквизиты для получения денежной компенсации;
- доверенность, если за выплатой обращается представитель;
- копию документа, удостоверяющего личность
Полный список документов можно найти на сайте РСА.
- Машина не подлежит ремонту (полная гибель транспортного средства).
- Восстановление ТС обойдется дороже максимальной страховой суммы.
- В случае, если потерпевший предложил вариант выплаты деньгами и получил согласие страховой компании (редко, но бывает).
- В случае обоюдной вины, когда пострадавший отказывается доплачивать из своего кармана.
- Сорваны сроки ремонта, и водитель отказываетесь ждать.
- В пределах 50 км от дома потерпевшего или места аварии нет партнерской СТО или дилера (для новых машин до 2 лет). Но с оговоркой: если страховщик готов оплатить эвакуатор и доставить машину на СТО за 250 км и обратно, выплату деньгами получить нельзя.
- Если потерпевший погиб или его здоровью причинен тяжкий или средней тяжести вред.
- Если потерпевший — инвалид.
Законодательство допускает несколько причин для досрочного расторжения договора ОСАГО и возмещения части страховой премии. К ним относятся:
- смерть собственника или страхователя транспортного средства;
- утилизация машины или гибель авто после ДТП;
- смена собственника транспортного средства — продажа, дарение, мена;
- отзыв лицензии у страховщика
Предусмотрена и компенсация по ОСАГО в случае банкротства страховой компании. В этом случае есть возможность получить выплату от Союза автостраховщиков.
Все об ОСАГО — как купить, как проверить, как работает, размеры выплат
Что такое ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, при котором объектом страхования выступает ответственный за урон, нанесенный водителем во время дорожно-транспортного происшествия чужому авто и/или водителю. Лечение, ремонт и другие значимые расходы оплатит страховая компания виновника.
Все владельцы авто приобретают полис автогражданской ответственности у компании, имеющей лицензию на ведение страховой деятельности. Название «Обязательное страхование автогражданской ответственности» и его аббревиатура утверждены законодательно.
Принципы автогражданской ответственности:
- у каждого владельца есть ОСАГО = каждый получит компенсацию, если не является виновником аварии,
- страхователь – тот, кто страхует ответственность,
- страховщик – лицензированная страховая компания,
- страховая гарантирует возмещение ущерба потерпевшему,
- закон запрещает езду без обязательного полиса,
- предусмотрен штраф за вождение без автогражданки.
Рассмотрим на примере: утром вы едете на работу, подъезжая к светофору, вдруг замечаете, что машина перед вами резко тормозит. На дороге гололедица, и вы не успеваете затормозить, в результате – прямое попадание в бампер переднего автомобиля. Ваша машина пострадала меньше, ее вы отремонтируете сами, если нет каско, а вот машину потерпевшего починят за счет вашей страховой компании. По закону, у вас должно быть ОСАГО, вы предъявляете его инспектору или в ГИБДД, если оформите аварию по европротоколу.
Специфика ОСАГО:
- страховка действует 12 месяцев, действие заканчивается сразу, заключить следующий договор надо заблаговременно;
- полис предъявляют инспектору или сотруднику ГИБДД в бумажном/электронном виде,
- объект страховки – ответственность виновника ДТП,
- в документ вписывается до 3-х водителей, есть вариант купить страховку без ограничений (стоит дороже).
КБМ, коэффициент бонус-малус показывает, сколько водитель проехал без аварий. Его рассчитывают для каждого автолюбителя, исходя из информации о компенсации за ДТП, которые были выплачены по его договорам.
Коэффициент позволяет учесть риск того, что авто попадет в аварию по вине страхователя. Чем дольше водитель избегает аварий, тем ниже КБМ и дешевле полис. Минимальный бонус-малус – 0,5, его обладателям гарантированы низкие цены на страховку, самый высокий – 2,45, что увеличивает базовую ставку почти в 2,5 раза.
Рассчитывают бонус-малус раз в год, 1 апреля, он сохраняется неизменным до конца марта будущего года. Любая авария за этот промежуток времени отразится на расчете стоимости страховки в следующем страховом периоде.
12 месяцев без аварий – коэффициент увеличивается на 0,05%, а значит позволит получить скидку 5%.
Страховщики берут значения бонус-малус из автоматизированной информационной системы обязательного страхования Российского союза автостраховщиков.
С апреля 2022 года вводятся нововведения при расчете КБМ:
- если за год вы побывали в трех и более авариях, где признаны виновником, основной тариф нужно будет умножить на 3,92 (ранее сумма умножалась на 2,45);
- если вы 10 лет не попадали в аварии по своей вине, то ваш коэффициент составит 0,46 (ранее – 0,5);
- для новичков без истории вождения начальный коэффициент составит 1,17 (ранее – 1).
Новые правила расчета бонус-малуса были поддержаны Банком России: проект закона, представленный Министерством финансов, предполагает увеличение выплат при уроне здоровью и жизни потерпевших до 2 млн, также теперь выплачивают стоимость запчастей без учета возраста авто. Это потенциально увеличит траты на ОСАГО почти вдвое.
Но есть хорошая новость – увеличение стоимости будет проходить поэтапно: сначала увеличат компенсации при ущербе физическому состоянию потерпевших, а далее – выплаты на восстановление авто без учета его возраста.
Обязательную страховку авто можно оформить в компании лично или онлайн, на сайте страховой. Сначала вы выбираете страховщика, Центробанк рассчитывает базовую ставку и коэффициент, устанавливая коридор, в рамках которого компания рассчитает цену для вас. Сравните цены у нескольких надежных поставщиков страховых услуг, они могут значительно отличаться.
С августа 2021 года водители могут приобрести обязательную страховку без техосмотра. Правило действует для физлиц.
Какие документы нужны для оформления страховки:
- российский паспорт,
- права собственника машины и тех, кто будет вписан в страховку,
- ПТС,
- свидетельство о регистрации,
- доверенность, паспорт доверенного лица.
Люди с ограниченными возможностями могут получить компенсацию за покупку страховки автоматически, без подачи заявлений и документов, размер компенсации – 50% от стоимости услуги.
При продлении уже имеющегося полиса привезите копию старого документа или распечатку электронной версии.
По правилам, обязательное страхование нужно оформить не позднее, чем через 10 дней после покупки авто до постановки на учет. Самое правильное решение для начинающих – ни одного километра без OSAGO.
Мошенники работают преимущественно с сайтами страховых компаний: создают копии платежных страниц, вы вводите данные карты, проводите оплату несуществующего полиса.
В офисе компании агент может вписать в договор дополнительные услуги, что увеличит сумму страховки. Внимательно следите за тем, что подписываете и куда переводите средства.
После оформления документов проверьте, есть ли он в списках действительных страховых полисов:
- зайдите на сайт РСА,
- выберите вкладку онлайн-проверки,
- введите серию и номер, дату оформления,
- подтвердите, что вы не робот,
- запустите поиск.
Что такое ОСАГО: все, что нужно знать
Если собственник юр. лицо, то также не применяется условие о том, что нужно лично находиться в офисе при составлении акта. Однако, имя собственника обязательно требуется указать в оформляемой документации. Сведения о себе гражданин указывает в качестве лица, которое наделено правомочиями относительно управления средством передвижения. Именно это лицо вносит оплату и заключает соглашение с представителем страховой компании.
Такой гражданин в автоматическом порядке указывается в ряду тех, в отношении кого будет действовать покрытие по страховому соглашению. Когда происходит процесс формирования бумаги в рассматриваемой ситуации, ему не обязательно указывать собственное имя в качестве того, кто может ездить на машине. Правомочием на обращение за данным актом наделяется любой гражданин. Необходимо взять доверенность, не обязательно, чтобы данный акт был заверен при использовании надлежащего способа. Обратиться потребуется в нотариат. У собственника машины есть право относительно выдачи доверенности разового типа. Также есть специальные и генеральные виды доверенностей. С любым из них удастся оформить рассматриваемый акт.
ВНИМАНИЕ !!! Важно отметить, что допустимо использовать документ в рукописном варианте. Необходимо также собрать другую документацию для формирования рассматриваемого акта. Это заявление, в котором отражена просьба о страховании средства передвижения, а также документация всех лиц, получающих правомочие на использование машины.
Представить требуется также акты, посредством которых удостоверяется личность обоих участников данных отношений. Для машины также предоставляются бумаги. Это СТС и паспорт. Если ранее заключался договор страхования, то его также требуется представить.
Потребуется в уполномоченную организацию дополнительно принести доверенность, указывающую на наличие права относительно оформления рассматриваемого акта. Установлено, что перечисленные акты гражданин вправе представить в виде копий. Однако, узнать о такой возможности нужно непосредственно в компании.
На стоимость данного акта влияет несколько факторов. Это опыт, присущий конкретному гражданину, его возрастная категория, коэффициенты КБМ. Важно обратить внимание, что при вычислении суммы учитываются и те, сведения о ком внесены в рассматриваемый акт. Они также наделяются правом на езду за рулем. Стоимостное выражение страховки также меняется под действием данного фактора. По этой причине говорят о том, что вписать в полис следует только тех, кто планирует ездить на машине. К примеру, если оформлением занимается не хозяин, то допустимо хозяина не указывать как лицо, которое может перемещаться на выбранном ТС. Несмотря на наличие данного акта, у гражданина не появляется автоматического права на вождение данной машины.
Сам факт такого оформления никак не сказывается на ценовой категории. Законодательство указывает на то, что при сочетании хозяина и того, кто составляет соглашение в одном лице, также не отразится на цене. Однако, важно знать о необходимости несения дополнительных расходов, что связывается с оформлением доверенности.
Если автомобиль участвует в аварии, при этом вины водителя нет, для страхователя предусматривается гарантия, что ему будет компенсирована вся сумма или ее часть, необходимая для проведения ремонтных работ. Когда оформлением полиса занимался не владелец, то образуются некоторые нюансы. К примеру, кто наделяется полномочием на получение денег при аварии. Законодатель указывает на то, что поступить средства могут владельцу имущества. Средства выдаются в наличной или другой форме. В последнем случае требуется указать реквизиты счета, куда переведут деньги. Именно собственник может посетить компанию с просьбой о выплате возмещения.
По этой причине необходимо данный нюанс рассмотреть прежде, чем оформлять страховку. Однако, допускается оформить доверенность на другое лицо. Тогда оно сможет обратиться в компанию страховщика и требовать возмещения. Тот же самый гражданин, что оформлял полис может сделать это. Предусматривается необходимость составления доверенности при обращении в нотариальную контору. У страховой компании есть право заключать соглашения не только с хозяевами ТС. Данное действие является законным.
- Автомобильное право
- Что делать если наложили запрет на регистрационные действия с автомобилем и можно ли его продать в этой ситуации?
- Если не заплатил штраф 30000 за лишение прав
- Как узнать куда эвакуировали машину по номеру автомобиля в 2022 году?
- Можно ли поменять права не по месту прописки?
- Наказание за отказ от медицинского освидетельствования
- Разрешается ли перевозка людей в кузове грузового автомобиля?
- Как поменять водительские права через Госуслуги?
- Можно ли садиться за руль после безалкогольного пива?
- Можно ли оспорить судебную экспертизу по ДТП?
- Что такое ОСАГО?
Все, что нужно знать о страховании транспорта
Оформить ОСАГО может и не собственник автомобиля. А вот денежное возмещение в таком случае получает именно собственник машины. Есть возможность и в этом случае не беспокоить владельца при ОСАГО по доверенности. Но для этого нужно уже выписать нотариальную доверенность, причем не обязательно на страхователя, в которой обязательно должно быть прописано право получения страхового возмещения.
Страхователь – это лицо, на которое оформляется ОСАГО, и непосредственно внёсшее оплату.
Хозяину ТС, при оформлении соглашения по страхованию не на собственника, допускается не вносить себя в полис как водителя.Напомним, что страхователь – это человек, заключивший соглашение об ОСАГО с определённой организацией. Это лицо обязано соблюдать все требования, указанные в условиях договора.
В число главных обязанностей страхователя входят:
- передача комплекта документов и правдивых сведений об авто в СК для оформления соглашения;
- оплата цены полиса;
- своевременное внесение изменённых данных, если такие будут.
Страхователь отвечает за сохранение полиса в удовлетворительном состоянии. Непосредственно он имеет возможность запросить в страховой дубликат полиса при его потере или деформации. Он также может расторгнуть договор со СК, если будет такая потребность.
По закону, собственником авто выступает гражданин, владеющий им на основании закона РФ. В действительности это человек, на которого зарегистрировано ТС и поставлено на учёт в ГИБДД.
Необходимо понимать, что если хозяин машины не собирается получать выплаты и выполнять ремонт, а передаёт собственные полномочия другому лицу, то такую передачу прав необходимо грамотно выполнить.
Закон Российской Федерации разрешает автовладельцу передать управление авто иному лицу. Но тогда важно разобраться, может ли не владелец автомобиля застраховать автомобиль по ОСАГО и кого можно вписать в полис, как страхователя.
Это человек, заключивший соглашение по ОСАГО с определённой компанией. Он оплачивает полис, имеет право на изменение периода страхования, может вписывать новых лиц в полис и т. д.
Итак, рассмотрим может ли быть страхователем не собственник автомобиля.
Согласно законов РФ, сторонами договора автострахования выступают:
- непосредственно владелец;
- его доверитель;
- водитель, эксплуатирующий ТС по доверенности;
- родственник или приятель.
Поэтому может выступать не автовладелец. Одновременно с этим, гражданину не требуется доверенность на транспорт, заверенная у нотариуса. Страхователь обязан выполнять условия договора, а именно предоставлять достоверные данные, действующие документы или их копии.
Страхователем имеет право стать один гражданин, автовладельцем другой, а водить ТС может вообще третье лицо.
Документ ОСАГО гарантирует страхователю, что при ДТП траты на восстановление повреждённого авто возьмёт на себя СК.
Законодательно, страховая компенсация положена хозяину автомобиля. Деньги возможно получить наличкой в организации или по безналу, передав в банк данные получателя. Непосредственно хозяин автотранспорта является выгодоприобретателем.
Может ли страхователем по ОСАГО быть не владелец авто?
После продажи ТС часть цены страховки разрешено вернуть. Это предусмотрено ФЗ об ОСАГО в период расторжения договора. Случаи расторжения соглашения рассмотрены в п.1,13-1,16 правил автострахования.
В этой статье возврат части цены страхования возможен при:
- продаже ТС владельцем;
- утере автомобиля;
- ограничение работы организации по страхованию.
Процедура возвращения денег чаще всего не вызывает каких-либо сложностей, споры возникают лишь по размеру суммы, подлежащей возврату.
Чтобы вернуть часть денежных средств, неиспользованных по страховке, человеку нужно обратиться в СК, где приобретался полис и подать заявление.
Страхователь и собственник транспортного средства — это разные лица по ОСАГО. В бланке страховки для них отводится две отдельные графы, что подтверждает право на оформления полиса другим человеком. Это может быть любой водитель, допущенный к управлению автомобильным средством.
- Заявление о страховании.
- Водительские права всех лиц, которые допускаются к вождению автомобилем по полису ОСАГО.
- Удостоверение личности водителя и копия паспорта собственника машины.
- Документы на машину — ПТС и свидетельство о регистрации.
- Заключенный ранее полис автогражданки.
- Непосредственно, сама доверенность на заключение договора ОСАГО.
Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства; договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В ГИБДД ни каких вопросов не возникло при оформлении документов! А меня развернули.
- Все вклады
- Накопительные счета
- Вклады онлайн
- Дебетовые карты
- Страхование вкладов
- Журнал
- Кредиты наличными
- Кредитные карты
- Ипотека
- Автокредиты
- Микрозаймы
- Журнал
Несмотря на то, что страхователь платит за полис, это отнюдь не дает ему права на получение страхового возмещения по ОСАГО и возможности вернуть деньги за неиспользованный период страхования при продаже авто. Для того чтобы получить от страховщика деньги без присутствия собственника ТС, требуется предъявить в страховой компании нотариально заверенную генеральную доверенность, в которой есть фраза «с правом получения денежных средств от организаций и частных лиц» или «с правом получения страховых возмещений».
Еще одна важная деталь. Если раньше право на прямое возмещение (возможность обратиться за выплатой по ОСАГО в свою страховую компанию) имел только собственник, с 14 февраля 2010 года в процедуру возмещения убытков была внесена существенная поправка. Согласно ей, право получать прямое возмещение ущерба получили все водители, которые были записаны в полисе ОСАГО. И конечно, имели озвученную выше нотариальную доверенность от собственника ТС.
При страховании КАСКО ситуация примерно такая же, как и при оформлении автогражданки. Страхователем может выступить любой человек или юридическое лицо. Отличие заключается в следующем. Кто бы ни оформил полис ОСАГО, выгодоприобретателем, по умолчанию, становится владелец пострадавшего авто. Поэтому, понятие «выгодоприобретатель» в страховании ОСАГО отсутствует. В полисе автокаско же, кроме понятий «страхователь» и «собственник», есть пункт договора, называемый «выгодоприобретатель». Поэтому, при страховании каско возникает несколько вариантов условий заключения договора:
- Страхователь и собственник – одно и то же лицо. Право на получение выплат принадлежит только ему.
- Страхователь и собственник – одно и то же лицо, но в качестве выгодоприобретателя в договоре указывается вписанный в полис водитель, который обязательно должен иметь нотариально оформленную генеральную доверенность от собственника, оговаривающую его право на получение страхового возмещения.
- Страхователь – человек, владеющий и распоряжающийся ТС по генеральной доверенности с правом получать страховое возмещение. В этом случае, он либо сам будет являться выгодоприобретателем (автоматически), либо может указать в качестве выгодоприобретателя собственника ТС.
- Страхователь и выгодоприобретатель – собственник ТС. Но при этом заключает и подписывает договор КАСКО лицо, имеющее от собственника нотариальную доверенность с правом заключать договор страхования от имени и в интересах собственника.
Итак, страхователь по КАСКО – это лицо, заключающее договор страхования. Только ему принадлежит право рассчитывать КАСКО, выбирать условия страхования и назначать выгодоприобретателя. Но выгодоприобретателем страхователь может назначить только лиц, имеющих по закону интерес в сохранении страхуемого транспортного средства. Причем, часто имеют место и такие случаи, когда интерес к имуществу есть не только у собственника. Например, при страховании кредитного авто, когда банк кровно заинтересован в сохранении страхуемого автомобиля и при заключении договора по КАСКО обязательно выступает одним из выгодоприобретателей.
Для оформления ОСАГО личное присутствие владельца автомобиля не обязательно. Процесс оформления полиса и порядок его расчета при этом отличаются незначительно. Вам, как и обычно, нужно будет подготовить требуемые документы, заполнить заявку и уплатить страховую премию.
Рассмотрим подробнее некоторые нюансы оформления и использования полиса без присутствия собственника.
Для оформления ОСАГО на третье лицо страхователю потребуется доверенность от собственника. Доверенность может быть одноразовой, специальной или генеральной. Заверять ее у нотариуса не обязательно, но желательно — иначе документ могут не принять.
Остальной список документов — тот же, что и обычно. Вам потребуются:
- Паспорт страхователя
- Водительские права всех лиц, которые будут вписаны в страховку
- Копия паспорта собственника автомобиля
- ПТС автомобиля, при наличии — СТС
- Диагностическая карта (если автомобиль проходил плановый техосмотр)
Кто должен страховать автомобиль собственник или водитель
Принцип работы ОСАГО, если за рулем не хозяин, а лицо, вписанное в страховку, не изменяется. При проверке сотрудником ГИБДД достаточно будет предъявить водительское удостоверение и сам полис — они подтвердят право на управление автомобилем. При необходимости можно также предъявить доверенность.
При наступлении страхового случая вам нужно будет связаться с собственником автомобиля. Он, в свою очередь, обратится в страховую компанию и оформит компенсацию пострадавшим по вине водителя в аварии. Его присутствие при оформлении документов по ДТП не требуется.
Для оформления ОСАГО необходим оригинал паспорта страхователя. Для собственника оригинал паспорта не требуется — достаточно заверенной копии. Паспорта водителей для получения страховки не нужны — им нужно предоставить только водительские права
При отсутствии этих документов страховая компания имеет право отказать в заключении договора.
При наступлении страхового случая право на оформление компенсации имеет право только собственник автомобиля. Ему необходимо будет собрать документы о ДТП и передать их в страховую компанию. Страховщик рассчитает и выплатит возмещение пострадавшим в аварии по вине вписанного в полис водителя.
С 2010 года оформить страховую выплату имеет право не только собственник, но и водитель или страхователь. Для этого ему потребуется заверенная нотариусом доверенность. Порядок оформления компенсации остается прежним.
Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.
Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.
Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.
Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.
Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
В заявлении на заключение договора страхования автогражданской ответственности предусмотрено несколько строк для внесения данных страхователя, собственника транспортного средства и водителей. Соответствующая информация указывается и в договоре ОСАГО и в страховом полисе.
Статья 1 закона «Об ОСАГО» раскрывает значение понятий и указывает кто такой страхователь в полисе ОСАГО, а кто собственник. Страхователем является лицо, которое заключает договор обязательной «автогражданки» со страховой компанией и ставит в документе свою подпись. Собственником транспортного средства является лицо, которое владеет автомобилем на праве собственности, полученном путем заключения договора купли-продажи, получения наследства и т.д. Еще одна категория, которая фигурирует в страховке — водитель. Им признается лицо, которое имеет право на законных основаниях управлять машиной.
Страхователь и собственник по ОСАГО могут быть одним и тем же лицом, а могут быть разными людьми. Первый заключает страховой договор, а второй является субъектом, в отношении которого заключается этот договор. Лицо, оплатившее страховку после подписания сделки, имеет полномочия и права, предусмотренные условиями договора — продлевать, досрочно прекращать и изменять договор. Собственник машины таких прав не имеет.
Кто такой «страхователь» при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО?
Процедура оформления страхового полиса, когда страхователь и собственник по ОСАГО не являются одним и тем же лицом, практически не отличается от стандартной. Обычно в таких ситуациях страхователем выступает водитель автомобиля, принадлежащего другому лицу. К примеру, муж может заключить договор обязательного страхования на автомобиль, который находится в собственности у его жены.
Приобретение полиса ОСАГО без собственника автомобиля осуществляется в соответствии с Правилами ОСАГО. Процедура подразумевает выбор страховщика, обращение к нему за расчетом стоимости страховки. Если сумма страховой премии и условия, которые предлагает данная страховая компания, подходят, то далее заключается договор. После оплаты страхового взноса страхователь получает свой экземпляр соглашения, полис ОСАГО, извещение о ДТП и правила страхования.
Для оформления ОСАГО необходимо, чтобы собственник транспортного средства выдал лицу, которое будет заключать договор и оплачивать страховку, доверенность. Согласно ст. 185 ГК РФ доверенность на автомобиль необходима, если в отношении его будут совершаться юридически значимые действия. Оформление полиса ОСАГО таковым является. Остальной список документов будет стандартным, предусмотренным ст.15 закона «Об ОСАГО»:
- Заявление;
- Копия паспорта собственника, паспорт страхователя;
- Водительские удостоверения всех лиц, которые будут иметь право управления автомобилем;
- Диагностическая карта с ТО;
- ПТС, СТС.
У тех, кто может застраховать автомобиль, страховщик не вправе требовать иные документы, поскольку список необходимых закреплен на уровне федерального законодательства. Но в Правилах ОСАГО, установленных Положением ЦБ №431-П, сказано, что если договор заключается в новой страховой компании, то страхователь должен предоставить сведения о предыдущих полисах страхования «автогражданки». Поэтому при подаче заявления лучше иметь при себе копии старого договора и полиса.
Стоимость страховки не будет зависеть от того, кто заключает соглашение — страхователь или собственник транспортного средства. Расчет будет зависеть от вида страховки. Если оформляется полис с ограниченным количеством водителей, имеющих право управлять автомобилем, то считать страховая компания будет по наихудшим показателям. То есть если у одного водителя стаж составляет 7 лет, а у второго 2 года, то при расчете будут приниматься коэффициенты именно второго водителя.
Если страховка оформляется без ограничений, то будут применяться коэффициенты собственника транспортного средства. Если полис покупает юридическое лицо, то при определении КБМ используются данные автомобиля — были ли с его участием аварии в предыдущие периоды страхования или нет, а при определении территориального коэффициента будет учитываться место регистрации юридического лица. Все расчеты должны осуществляться в соответствии со значениями, представленными в Указании ЦБ №3384-У.
Автовладельцы нашей страны и те, кто следит за изменениями автомобильного законодательства, наверняка уже знают, что в течение предыдущих лет в правила обязательного страхования автогражданской ответственности и выдачи ее полисов были внесены существенные коррективы. В этой статье мы рассмотрим, кто может быть страхователем по ОСАГО в 2018 году, и уточним, не изменились ли положения закона в отношении лиц, оформляющих страховые полисы.