Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за отсутствие регистрации по месту жительства иностранного гражданина». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Ответственность за проживание без регистрации
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Минимальный срок, на который может быть зарегистрирован квартирант — 3 месяца. Максимальный — 5 лет. Бессрочной временной регистрации не бывает. Как только указанный срок заканчивается автоматически отменяется и временная регистрация. Поэтому ее необходимо своевременно продлевать. Для этого опять потребуется письменное согласие собственника жилья.
Если собственник дал разрешение на временную регистрацию только одному жильцу, а у него есть несовершеннолетние дети, то тот сможет их прописать без отдельного согласия владельца квартиры. Но это не должно пугать собственника.
В интернете немало информации о том, что выселить квартиранта с детьми невозможно. Потому что якобы таким образом несовершеннолетние лишаются «угла». Но это неправда. У ребенка в любом случае есть постоянная прописка, а временная ее не заменяет. Поэтому никакие запугивания или увещевания на этот счет ни имеют никакого юридического обоснования.
Кроме того судебная практика показывает, что судьи встают на сторону владельца жилья, а не временных арендаторов. Но чтобы избежать таких ситуаций и судебных тяжб, лучше заранее посмотреть документы будущего квартиранта и убедиться, что у него нет несовершеннолетних детей. Если ребенок рождается в период аренды, то собственнику следует проконтролировать все этапы регистрации младенца и получения им постоянной прописки в другом месте.
Собственник жилья должен учесть, что если квартиранты вносят арендную плату за съем, то он должен платить налоги. Кроме того дополнительные расходы будут и при платежах за коммунальные услуги.
Доходы, которые получает собственник за аренду жилья, входят в перечень налогооблагаемых прибылей. Плату за съем надо указывать в налоговой декларации. Не все собственники составляют контракт на наем с жильцами и не делают им временную регистрацию. Другие пытаются обезопасить себя и временную регистрацию делают, но не подписывают договор аренды. В этом случае у налоговых служб может возникнуть вопрос к собственнику: почему регистрация есть, а дохода нет.
У налоговых служб могут запрашивать данные из Росреестра, но такую информацию отслеживают не везде. Повсеместных проверок квартир, где были бы прописаны временные квартиранты, но собственники жилья не платят налоги на доходы, пока нет.
Количество прописанных человек повлияет на те коммунальные платежи, которые учитывают не по счетчикам. В некоторых случаях это квартплата, лифт, вывоз мусора и другие услуги, связанные с нормативами. В других регионах эти платежи не зависят от количества жильцов, их платят по фиксированному тарифу. Тогда число прописанных лиц, не отразится на суммах оплаты.
Количество прописанных человек может повлиять на расчеты за электричество, воду, газ, и тепло, если в доме нет приборов индивидуального учета. В этом случае число прописанных лиц напрямую влияет на итоговую сумму платежей. И совершенно неважно постоянная у квартиросъемщика прописка или временная.
Невозможно сделать временную регистрацию в жилье, которое определено под снос. Как только госадминистрация выносит решение о сносе, то в территориальные органы приходит постановление о том, что по указанному адресу регистрация жильцов запрещена.
В апартаментах сделать временную регистрацию можно, хотя они и не относятся к жилому фонду. В апартаментах запрещена только постоянная регистрация.
Иностранному гражданину в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
До получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность; вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Иностранный гражданин (лицо без гражданства), прибывший на территорию РФ, обязан обратиться в ОВД в течение трех рабочих дней для оформления разрешения на временное проживание, которое выдается территориальным органом МВД России по предполагаемому месту проживания в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.
В ст. 7 указанного Федерального закона перечислены основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание. ОВД рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия таких оснований, для чего направляет запросы в соответствующие органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и др., а они в свою очередь в двухмесячный срок представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче заявителю разрешения на временное проживание.
Разрешение на временное проживание выдается на три года, а срок рассмотрения заявления не должен превышать шести месяцев со дня его подачи.
Иностранный гражданин (лицо без гражданства), проживший на территории РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, может получить вид на жительство, который выдается территориальным органом МВД России по месту проживания на основании письменного заявления, поданного в орган внутренних дел лично дееспособным иностранным гражданином (лицом без гражданства) не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его временного проживания в РФ. По окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия.
Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный их решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб (ст. 34, 35 Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). Иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд.
Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 308-АД17-1731 по делу N А53-1965/2016
индивидуальный предприниматель Карапетян Гоар Сережаевна (далее — предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее — управление, административный орган) от 13.08.2015 N 6114/149218 о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде 250 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 308-АД17-5061 по делу N А32-12786/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Никуша» о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю от 25.02.2016 N 656347/134, 656343/137, 656345/133, 656351/136, 656349/135 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей по каждому из постановлений,
Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2017 N 302-АД17-8461 по делу N А33-10011/2016
общество с ограниченной ответственностью Кадровое агентство «Перспектива» (далее — общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю в Октябрьском районе города Красноярска (далее — управление, административный орган) от 20.04.2016 N 14553 о привлечении общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде 250 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 21.07.2017 N 308-АД17-8841 по делу N А53-1968/2016
индивидуальный предприниматель Карапетян Гоар Сережаевна (далее — предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее — управление, административный орган) от 13.08.2015 N 6114/149221 о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением наказания в виде 250 000 рублей штрафа.
Определение Верховного Суда РФ от 16.08.2017 N 308-АД17-11887 по делу N А32-35366/2016
по заявлению предпринимателя к Управлению по вопросам миграции Главного Управления Министерства внутренних дел по Краснодарскому краю (далее — административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 410 000 руб., решения от 08.02.2016 по жалобе на данное постановление, вынесенного в административном порядке,
Ответственность заявителя за нарушение миграционного законодательства
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
- Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2022 N 7-П «По делу о проверке конституционности статей 14.8 и 51 Федерального закона «О защите конкуренции» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Медэксперт»
- Федеральный закон от 28.01.2022 N 2-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 28.01.2022)
- Информация МВД России «В Госавтоинспекции разъяснили порядок прохождения технического осмотра и ответственности за управление транспортным средством без диагностической карты»
- Распоряжение Правительства РФ от 21.01.2022 N 53-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Республики Коми о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность»
- Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2022 N АКПИ21-936 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 4 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утв. Приказом ФАС России от 15.08.2016 N 1145/16»
- Письмо ФНС России от 14.01.2022 N БВ-4-7/[email protected] «О внесении изменений в письмо ФНС России от 19.06.2019 N СА-4-7/11762»
- Письмо ФНС России от 19.06.2019 N СА-4-7/11762 (ред. от 14.01.2022) «Об административных штрафах»
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
- Федеральный закон от 30.12.2021 N 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 3 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Верховный суд смягчил подходы к фиктивной прописке близких родственников
В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, организацию незаконной миграции, фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (статьи 322, 3221, 3222, 3223 Уголовного кодекса Российской Федерации) Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. Обратить внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 322, 3221, 3222, 3223 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), учитывать требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, проезда через территорию Российской Федерации, пребывания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации, содержащиеся в Законах Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральных законах от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также в принятых в их развитие актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. Общественно опасные деяния, предусмотренные статьей 322 УК РФ, состоят в пересечении Государственной границы Российской Федерации (далее — Государственная граница) с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска либо в пересечении Государственной границы вне таких пунктов при обстоятельствах, указанных в части 1 или части 2 данной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.
3. В части 1 статьи 322 УК РФ под действительными документами на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации следует понимать выданные в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (паспорт, заграничный паспорт, дипломатический или служебный паспорт, вид на жительство в Российской Федерации и др.), а также иные документы, признаваемые в этом качестве международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (например, временный документ, удостоверяющий личность владельца и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию или в другое государство (свидетельство на возвращение), проездной документ беженца).
Под надлежащим разрешением, полученным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, понимается, в частности, выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации или транзитный проезд через территорию Российской Федерации (виза), разрешение на местное приграничное передвижение, разрешение Правительства Российской Федерации либо пограничного органа (в целях неоднократного пересечения Государственной границы, для проведения работ на Государственной границе и др.).
4. Как пересечение Государственной границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 322 УК РФ, надлежит квалифицировать указанные действия лица, совершенные с использованием заведомо поддельных (подложных) документов (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения, а равно документов, подделанных иным способом) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу, а равно совершенные при отсутствии у лица каких-либо документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.
1. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 2.6 Кодекса устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами). Особые правила пребывания и регистрации иностранных граждан на территории РФ могут быть предусмотрены международным договором, заключенным Российской Федерацией.
2. В интересах обеспечения общественного порядка, создания для иностранных граждан нормальных условий во время их пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию нашей страны устанавливаются определенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц без гражданства. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими эти правила, являются: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) и Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.).
3. Объектом посягательств являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства.
4. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в следующих действиях (бездействии): нарушение установленных правил въезда в РФ, проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, утрата документов, подтверждающих право на проживание без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
5. Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены условия и порядок временного пребывания, временного и постоянного проживания и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, передвижения этих лиц в пределах России. Предусмотрена возможность принудительной высылки (депортации) указанных лиц в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в России, а также привлечения этих лиц к установленной законодательством ответственности. Конкретным видом этой ответственности являются санкции данной статьи и других статей настоящего Кодекса.
6. В гл. V Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» указано, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете. С 15 января 2007 г. вступил в действие Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с данным Законом Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (с изм. и доп.).
7. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая подлежит возврату в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России (ст. 25.9). Основания для привлечения такого лица к ответственности установлены ст. 25.10 указанного Закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России, могут передвигаться по территории РФ и избирать место жительства в РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Общее правило состоит в том, что иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами.
Временно проживающий в России иностранный гражданин (и лицо без гражданства) не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ (ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
8. Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (см. ст. ст. 25.7, 29 и др. Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ).
Как зарегистрировать иностранца в арендной квартире?
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ
«О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О рекламе»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной службе российского казачества»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
После того, как выявлено нарушение, составляется протокол. В нём указывается сумма штрафа и реквизиты получателя. Если штраф выписан без достаточных оснований, его можно обжаловать в суде. На это отводится десять дней с момента вручения.
Оплатить штраф необходимо в течение двух месяцев. Для этого существует несколько способов:
- В кассе миграционного отделения, если она есть.
- Лично в любом банковском отделении.
- В терминале самообслуживания. Их не только размещают в банках, но и в торговых центрах, станциях метрополитена и других местах с большим потоком людей.
- Онлайн через интернет-банкниг.
Важно! Предоставлять квитанцию или чек не обязательно. Но их желательно сохранить для подтверждения оплаты на случай каких-либо сбоев и т. п.
Временная регистрация от собственника
Просроченная регистрация — наиболее часто встречающееся нарушение. Но бывает и так, что иностранца наказывают штрафом, в то время как он уверен, что имеет прописку, так как зарегистрировался по приезде в Россию.
Даже при малейших подозрениях на отсутствие регистрации необходимо предпринять действия по проверке факта ее достоверности. Сайт ГУВМ МВД на данный момент не располагает инструментами для проверки того, зарегистрирован иностранец или нет.
Чтобы удостовериться, заинтересованное лицо может позвонить в территориальный орган ГУВМ МВД РФ. Это способ получения неофициальной информации. Он не всегда действенный, так как у миграционных служащих есть право отказать, мотивируя свои действия законом о защите персональных данных.
Не смогут отказать, если обратиться в ГУВМ МВД РФ письменно, указав, по какой причине необходима проверка достоверности регистрации.
Размер штрафа колеблется в рамках от 2000 до 7000 рублей. Чаще всего наказывают за просрочку по месту пребывания или проживания. Всегда учитываются обстоятельства.
Если у иностранных граждан просрочена регистрация, их могут не привлечь к ответственности, если нарушение было допущено по уважительной причине, к примеру, болезни, смерти близкого родственника и т. п.
Случаи злостного нарушения миграционного законодательства (повторяются неоднократно, длительная просрочка и т. п.) наказываются не только штрафами в предусмотренных размерах, но и депортацией.
Кодекс административных правонарушений не рассматривает такие обстоятельства, как просрочки.
Наказание предусмотрено за те факты, когда гость не обратился за регистрацией по месту пребывания или месту жительства в отделения управления по вопросам миграции.
По своей сути просроченный документ из ГУВМ МВД РФ больше не может считаться временной регистрацией, так как теряет силу. К его владельцу применяется статья 18.9 КоАП РФ, предусматривающая определенный размер штрафа как для иностранца, лишившегося временной прописки, так и для владельца жилой площади, на которой продолжает свое пребывание нарушитель.
Штраф за просроченную регистрацию не избежать и в тех случаях, когда иностранец уже был зарегистрирован, но несвоевременно обратился за продлением временной регистрации. ГУВМ МВД РФ официально установила сроки рассмотрения заявлений: 7 рабочих дней — обращаться по поводу продления регистрации следует заблаговременно.
Несоблюдение российских правил учета иностранцев дает право представителям ГУВМ МВД РФ оштрафовать нарушителя.
Если ваши документы на временную регистрацию просрочены, действовать нужно в зависимости от ваших дальнейших планов.
Те, у кого есть желание остаться в РФ, должны немедленно обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД РФ и объяснить, по какой причине регистрационный бланк оказался просроченным. В таком случае штрафы, если нет веских уважительных причин, все равно полагаются, но избежать депортации на срок до 5 лет в ваших силах.
Окончательное решение по каждому вопросу принимает инспектор. За ним закреплено право депортировать нарушителя или ограничиться штрафными санкциями к нему и принимающей его стороне. Как правило, если подобная ситуация возникла впервые, иностранцу идут навстречу.
Размер штрафа и за что он полагается, установлены в статье 18.8 КоАП РФ. Если гражданином или гражданкой, въехавшими на территорию РФ, не были предприняты никакие действия для регистрации на территории страны, а срок допустимого нахождения в России без уведомления властей подошел к концу, предусмотрены штраф и депортация.
В большинстве областей размер санкций колеблется в пределах 2000–5000 рублей. Если речь идет о таких городах, как Санкт-Петербург и Москва, — от 5000 до 7000 рублей.
Если у вас по каким-либо причинам нет документов, дающих право находиться в России (к примеру, утерян), это нарушение также предусматривает штрафные санкции и предъявление требования в установленный срок выехать за пределы России.
Размеры штрафов довольно лояльны: от 2000 до 7000 рублей.
Если обнаружили утерю уведомления о регистрации, немедленно сообщите в ГУВМ МВД РФ, это позволит избежать наказания. Важно знать, что, если факт нарушения обнаружен в Ленинградской или Московской области, а также в Москве или Санкт-Петербурге, размер штрафа будет выше, чем в других регионах РФ.
Заплатить придется от 5000 до 7000 рублей, а также в этом случае предусмотрено выдворение нарушителя за пределы РФ в административном порядке.
В таком же размере полагается штраф иностранцам, которые дважды в течение одного года нарушили миграционное законодательство.
Высылка иностранца может быть контролируемой (миграционные служащие фиксируют передвижение гражданина к границе или сопровождают его), при этом она осуществляется за счет государства или не контролируемой (нарушителя обязуют за свой счет выехать из РФ на определенный срок).
Наниматели и собственники, допустившие проживание на своих жилых площадях незарегистрированных иностранцев, штрафуются на сумму от 2000 до 4000 рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).
Иные расценки предусмотрены для юридических лиц. С них за неисполнение обязанностей принимающей стороны взимается штраф от 400 000 до 500 000 руб. (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).
Место пребывания иностранцев приравняют к месту их нахождения
Для граждан различных государств предусмотрены разные сроки постановки на регистрационный учет. Они составляют не более 90 дней максимально. В некоторых случаях возможно оформление разрешения на временное проживание (РВП), дающее право на проживание в стране более длительный срок – до 1 года. Для этого личность заявителя должна соответствовать ряду требований и имеет законные основания для пребывания в стране долгий период.
Рекомендация эксперта
Самые крупные суммы штрафов установлены для организаций, которые выдали иностранцам приглашения на приезд в РФ с целью осуществления трудовых функций. Они несут полную ответственность за них, в том числе по предоставлению жилой площади, выплате заработной плате, оформлению страхового медицинского полиса. Представители работодателя обязаны являться в отделения ГУ МВД для подачи извещения о пересечении сотрудником границы РФ. Предоставить трудовой договор, разрешение на работу, выданное миграционной службой. Выдача карт на работу осуществляется на основании квоты, утвержденной государством. Срок его действия ограничен, максимально он составляет 3 года.
Кобзев Л.Л., сотрудник отделения ГУ МВД по Иркутской области
Закон регламентирует право на нахождение в России по трем законным основаниям:
- при наличии временной регистрации;
- при оформлении разрешения на временное проживание (РВП);
- с видом на жительство (ВНЖ).
Таблица с указанием сроков разрешенного пребывания в России иностранцев на основании представлена ниже:
Категория | Временное пребывание | РВП | ВНЖ |
Срок действия | От 90 дней до 6 месяцев | 3 года | 5 лет |
Порядок оформления | Уведомление | По квоте и разрешению ГУ МВД | При согласовании с ГУ МВД |
Продление | В пределах максимального срока до 6 месяцев | Невозможно | Допускается |
Нарушением миграционных правил в России являются следующие ситуации:
- Отсутствие регистрации в подразделении ГУ МВД – производится любым доступным образом.
- Истечение срока действия разрешенного пребывания в РФ – прекращение ВНЖ или РВП.
- Утеря документов – при таком факте следует обратиться за восстановлением в течение 3 дней с даты, когда было зафиксировано указанное обстоятельство. Заявление пишется в произвольной форме.
- Фиктивная регистрация – мошенничество, подделка документов, предоставление недостоверных сведений. Наличествует заведомый обман либо допущена случайная ошибка или не сообщено о юридически-значимых фактах.
Важно: недействительной может быть также регистрация по адресу пребывания, где зарегистрировано множество лиц, и нарушена норма жилой площади, то есть в квартире или общежитии живет больше людей, чем положено по стандарту.
При выявлении факта нарушения миграционных правил составляется протокол о наложении административной санкции уполномоченным лицом. В документе указываются:
- личные данные гражданина, привлеченного к ответственности;
- ссылка на норму закона об административном правонарушении – основание для наложения санкции;
- размер штрафа;
- предупреждение о возможности обжаловать постановление ГУ ФМС РФ в течение 10 дней с момента получения бумаги в официальном порядке – вручением лично на руки, Почтой России.
При прибытии туристов в гостиницы регистрацию осуществляют сотрудники отеля. Они обращаются в ГУ МВД РФ с уведомлениями о постановке на учет. Иностранцам выдаются на руки квитки от извещений. Они должны сохранять их на руках и предъявлять при необходимости стражам порядка, контролирующим пребывание мигрантов на определенных территориях. Не допускается переезд в другой регион РФ без предварительного уведомления миграционной службы.
Внести средства в счет оплаты штрафа есть возможность несколькими способами:
- через банковское учреждение – при предъявлении банковских реквизитов;
- через ГУ МВД РФ – через кассу;
- в терминале – его можно найти в банке или торговом центре, в метро, других общественных местах;
- в режиме онлайн при использовании услуги интернет-банкинга.
После оплаты счета нужно предоставить квитанцию в миграционную службу, лучше лицу, ответственному за контроль наложения административных штрафов. Сведения о покрытии задолженности сразу поступают из банка в базу ГУ МВД РФ, однако квитанцию следует сохранять в течение 3 лет. Именно столько составляет срок привлечения к ответственности. Чеки в это время следует оставлять у плательщика во избежание проблем в связи с возможными техническими сбоями для подтверждения оплаты в любой момент.
Под фиктивной постановкой на учет понимается проживание гражданина по другому месту, чем указано в уведомлении о регистрации. Такое деяние квалифицируется по ст.322.2 УК РФ и считается уголовным правонарушением, то есть образует состав преступления.
В качестве санкций по такому составу рассматриваются:
- наложение штрафа;
- лишение свободы;
- принудительные работы.
Привлекается к ответственности при допущении такого нарушения владелец жилья, в котором был прописан иностранец, если он оформил за своей подписью регистрацию. На практике выделяются следующие признаки фиктивности:
- нарушение нормы жилой площади в расчете на одного человека – для каждого региона стандарт определяется разный, к примеру, в Москве и Московской области на каждого жителя должно приходиться не менее 10 кв.м.;
- временная прописка в жилье, не пригодном для проживания – если оно признано аварийным, грозящим обвалом по распоряжению местной администрации;
- оформление иностранца или лица без гражданства на маленькой площади – если собственнику принадлежит незначительная доля, к примеру, 1/20 или меньше.
Важно: регистрация должна строго осуществляться по месту фактического проживания иностранца. Теперь формальный учет работников российских предприятий, прибывших из-за рубежа, не допускается юридическим лицом по месту своего нахождения. Для этого обязательно должно быть выделено отдельное помещение, пригодное для жилья.
Штраф за просроченную регистрацию иностранных граждан
В некоторых случаях возможна амнистия в отношении наложенной ответственности, как при осуждении на основании Уголовного кодекса РФ, так и при указании в протоколе норм административного права. К таким ситуациям можно отнести, например, тяжелую болезнь или смерть родственника, нахождение в командировке в удаленном районе длительное время. При подаче ходатайства обязательно предоставляются доказательства указанных обстоятельств.
Обжаловать штраф, если обвиненный граждан, пригласивший иностранца, пребывал за границей, можно через 7 дней после пересечения государственной границы РФ. Подать заявление можно в прокуратуру и/или суд. В жалобе указываются все обстоятельства дела с приложением подтверждающих обстоятельства документов.
Амнистия возможна по распоряжению высших лиц государства – Президента РФ. Также допускается освобождение при раскрытии преступления при содействии гражданином раскрытию дела и поиску виновных лиц.
Обязанность регистрироваться по месту проживания определяется на основании Постановления Правительства №713. Раздел II определяет обязанность зарегистрироваться по месту своего пребывания и порядок, в котором эта процедура происходит (речь идёт о временной регистрации), а раздел III посвящается регистрации по месту жительства.
Ответственность за нарушение данного требования установлена в статье 19.15.1 КоАП РФ. Статья 19.15 определяет ответственность за проживание без документа, идентифицирующего личность. Нарушение правил, установленных законодателем наказывается на основании статья 19.15.2.
С одной стороны, Конституция РФ устанавливает свободу передвижения. Так, статья 27 устанавливает, что каждый имеет право выбирать место жительство на территории России и свободно передвигаться. Однако, право выбора места жительства не противоречит обязанности уведомления органов о выборе.
Постановление Правительства №713 накладывает на граждан ряд обязательств:
- если лицо проживает на территории, которая не является его место регистрации, оно обязано обратиться в регистрирующий орган, но только в том случае, когда срок пребывания составляет от 90 дней (пункт 9);
- срок пребывания определяется по соглашению с лицом, которое предоставляет помещение (пункт 10);
- регистрация по месту пребывания в медицинских и санаторных учреждениях, гостиницах, а также в местах лишения свободы, реализуется представителями организаций (пункт 14);
- при регистрации по месту пребывания не нужно сниматься с учёта по месту жительства (пункт 15);
- при изменении места жительства, лицо должно обратиться в регистрирующий орган в течение семи дней (пункт 16).
Фактически, закон позволяет проживание в квартире без изменения места регистрации или постановки на учёт по месту пребывания в срок, не больше 90 дней. Если планируется более длительное пребывание, то регистрация обязательна.
В некоторых случаях граждане имеют законные основания для освобождения от санкций. Данные основания прямо указываются в статьях, определяющих ответственность за нарушения, в примечаниях к ним:
- если гражданин проживает в помещении, но имеет регистрацию в ином месте, но на территории того же населённого пункта. Многие считают, что достаточно иметь место регистрации на территории того же субъекта, но данное правило действует лишь в отношении городов федерального значения и не распространяется на прочие субъекты;
- если лицо проживает на территории Москвы или Санкт-Петербурга, но имеет регистрацию в соответствующих областях и наоборот. Исключение распространяется также на Севастополь и Республику Крым;
- если лица являются близкими родственниками и проживают на территории, принадлежащей таким родственникам, например, сын живёт у родителей, бабушка — у внука и так далее. Исключение распространяется и на супругов.
Данные основания позволят освободить лицо от ответственности, при условии предоставления документов, подтверждающих родство или факт регистрации по определённому адресу.
Штрафы за иностранных работников в 2020 году
Предположим ситуацию: иностранец проживает в помещении, но не стоит на учете. Есть несколько причин, почему так происходит:
- Собственники не хотят, чтобы госорганы знали, что у них живут иностранцы;
- Миграционный учет часто называют временной регистрацией. И работодатели, и собственники путают его с пропиской, и не хотят прописывать иностранца в своей квартире. Но это совершенно разные процедуры, и поставить на миграционный учет, как и снять с него, дело нескольких часов.
Примечание редакции: подробнее о разнице этих терминов в статье «Смешение терминов: разбор всех понятий миграционного учета и регистрации иностранца».
Ставить и продлевать миграционный учет стало сложно, потому что во многих регионах ставить через МФЦ из-за пандемии нельзя, нужно делать это через МВД, а это очереди и время. Проще не ставить вовсе.
Такая ситуация ведет к тому, что иностранцы покупают регистрации. Рассмотрим, чем опасны эти 2 ситуации для собственников квартиры:
- Когда собственник квартиры не ставит живущего в его квартире иностранца на учет.
- Когда собственник квартиры ставит на учет иностранца за деньги, хотя иностранец фактически у него не живет.
Примечание редакции: подробнее о миграционном учете читайте в статье Базы Знаний «Миграционный учет».
Если иностранец живет в квартире, но не поставлен в ней на учет, то это административное правонарушение.
Если иностранец проживает в нежилом помещении, например, на складе или во временном сооружении типа бытовки, которое ему предоставил работодатель, но не поставлен там на учет, то это тоже административное правонарушение.
Или если у иностранца нет действующего миграционного учета, или он не продлен вовремя, то есть в течение 3 рабочих дней с даты изменения срока пребывания, то это тоже административное правонарушение.
Примечание редакции: о том, как продлевать миграционный учет, читайте в пошаговых инструкциях в нашей Базе Знаний «Продление миграционного учета при патенте» и «Продление миграционного учета для ЕАЭС».
Эти административные правонарушения влекут за собой штраф по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ:
- для граждан- от 2 до 4 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 40 до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 400 до 500 тысяч рублей.
Примечание редакции: больше информации о штрафах вы найдете в статье Базы Знаний «Нарушения принимающей стороны (в области миграционного учета)».
Непостановка на учет иностранца влечет за собой штраф. Но есть и другая ситуация, которая часто происходит с миграционным учетом, – фиктивная постановка на учет.
Под фиктивным миграционным учетом подразумевается постановка на учет по адресу, хотя иностранец фактически там не проживает.
Это может быть адрес квартиры, адрес компании, где иностранец не работает, — это не имеет значения. Главное — иностранец не живет по тому адресу, по которому поставлен на учет. Такие регистрации обычно оформляют, когда иностранец покупает миграционный учет.
Примечание редакции: подробнее о том, к чему такие регистрации могут привести иностранца и его реального работодателя, читайте в статье «Реальные проблемы купленных регистраций для иностранцев и их работодателей».
Обязанность оформлять и продлевать миграционный учет иностранцу лежит на собственнике помещения, в котором иностранец проживает. Но поскольку сейчас это во многом сделать непросто, собственники отказываются, а иностранцы вынуждены оформлять себе фиктивные миграционные учеты за деньги.
Но собственник может упростить себе задачу постановки и продления учета, не нарушая закон. Для этого достаточно обратиться к миграционным специалистам, которые заполнят все документы и подадут их в МВД лично с собственником или по доверенности. Требование личного присутствия зависит от региона. А оплату услуг миграционных специалистов можно переложить на иностранного гражданина. Если уж ему придется платить за регистрацию, то пусть она будет настоящая и по адресу, где иностранец действительно проживает.
Встать на учет по месту пребывания в гостинице гражданин России может по паспорту: гражданина РФ, СССР или по загранпаспорту. Основание: Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713.
Для ребенка, которому еще не исполнилось 14 лет, нужно свидетельство о рождении.
Гостиница может не поселить гостя по заграничному паспорту, так как он предназначен для тех, кто постоянно живет не в РФ. В связи с этим мы рекомендуем российским туристам брать с собой в поездки оба паспорта — и внутренний, и заграничный. Например, если гражданин РФ поедет в Германию с пересадкой в Москве, то московская гостиница вправе отказать ему в заселении по заграничному паспорту.
Российских граждан, зарегистрированных в одном с гостиницей субъекте РФ, которые пробудут менее 90 дней, не нужно ставить на учет. Например, если человек живет и зарегистрирован в Красноярске и приехал в Новосибирск, то гостиница должна передать сведения об этом в УВМ МВД. Если же гость зарегистрирован в Сочи и заселяется в гостиницу в Краснодаре, об этом не нужно представлять данные в УВМ МВД.
Иностранного гражданина необходимо поставить на миграционный учет не позднее рабочего дня, следующего за днем въезда в гостиницу.
Если гость уже стоял на учете, то при регистрации в гостинице сведения о предыдущем адресе занесите в «Адрес прежнего места пребывания в РФ», сам отрывной талон прикладывать к уведомлению не обязательно.
Гостиница снимает иностранного гражданина с учета не позднее 12 часов рабочего дня, следующего за днем убытия.
-
По иностранным гражданам — 1 год с даты заселения гостя. Основание: ст. 4.5 КоАП РФ
Сотрудники УВМ МВД могут проверить гостиницу за любой период времени, но выписать штраф можно только за нарушения, по которым прошло менее года со дня совершения нарушения.
-
По гражданам РФ аналогичный срок давности — 2 месяца. Основание: ст. 4.5. КоАП РФ.
Фиктивный миграционный учет и его отсутствие: что грозит собственнику квартиры
Временем представления уведомления в МВД считается время, указанное в окне документооборота у статуса «Отправлено».
Это означает, что гостиница выполнила все требуемые от неё действия для постановки гостя на учет — отправила уведомление вовремя.
Однако, принятым уведомление будет считаться только тогда, когда получен статус «Поставлен на учет» и только тогда гость будет всё-таки поставлен на учет.
Для выполнения требований законодательства, Вам нужно лишь отправить уведомление вовремя, после отправки выдать гостю-иностранцу отрывной талон, заверенный подписью и печатью организации (при её наличии).
Гость появится в базе МВД только тогда, когда уведомление будет принято.
Получение протокола ошибок так же означает, что гость пока не поставлен на учет, т.е. исправление нужно отправить как можно скорее, чтобы у гостя не было проблем с регистрацией.
Незаконная регистрация иностранных граждан имеет место в двух случаях:
- если регистрационный учет иностранца осуществлен по адресу, по которому он не сможет фактически проживать;
- если учет произведен на основании недостоверной документации гражданина другого государства и/или сведений о нем.
На практике фиктивная регистрация в основном выражается в превышении допустимого числа «прописанных» лиц, которое определяется размерами жилплощади. Проверки нередко выявляют, что в рядовых квартирах небольшой площади оказываются временно зарегистрированными 10 и более граждан других государств. То есть налицо ситуация, явно указывающая на фиктивность регистрации, поскольку большое количество «прописанных» людей физически не может не то что проживать, а и просто одновременно находиться на определенных жилых площадях.
С этой целью используется несколько мероприятий разной направленности. Уполномоченное лицо может принять решение проверить временную регистрацию по базе ФМС (с лета 2016 ее функции переданы ГУВМ МВД РФ). Проверка регистрации граждан других стран при этом производится на основании единой базы данных, в которой ведется учет иностранцев, постоянно или временно проживающих в России.
В законодательстве РФ предусмотрена ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан без проживания двух видов: административная либо уголовная. Первый вариант наказания до недавнего времени являлся единственно возможным. Но в 2013 году был принят закон, предполагающий и уголовную ответственность.
Правовая база подразумевает возможность наказания для обеих сторон-нарушителей. А спектр наказаний, продуманных в отечественном законодательстве, позволяет более гибко подходить к выбору меры пресечения правонарушений. Их выбор зависит от степени «злостности», допущенной при совершении фиктивной регистрации, что дает возможность делать наказание более ощутимым и объективным.
Нормативно она прописана в ст. 19.15.2 и ст. 19.15.1 КоАП России, а также в законах №109-ФЗ (от 18.07.2006) и №115-ФЗ (от 25.07.2002) и правительственном Постановлении №9 от 15.01.2007.