Как прописать в учетной политике порядок проведения переоценки основных средств в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как прописать в учетной политике порядок проведения переоценки основных средств в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В связи ФСБУ 27/2021 в Учетной политике на 2022 году изменений не много. Нужно откорректировать всего несколько пунктов.

  1. Вписать сам факт перехода на ФСБУ 27/2021.
  2. Изменить срок хранения документов.
  3. Описать порядок исправления документов.

Применение нового ФСБУ в учетной политике на 2022 можно записать так:

Организация ведет документооборот и оформляет первичные бухгалтерские документы в соответствии с ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете».

20 важных формулировок для Учетной политики на 2022 год

В учетной политике на 2022 год по ФСБУ 27/2021 нужно скорректировать срок хранения документов. Теперь он составляет 5 лет.

В учетной политике на 2022 год можно записать так:

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

С учетом ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» внести изменения в учетную политику нужно всем арендаторам. Нужно либо отредактировать имеющие пункты, либо внести новые, где прописаны:

  • счета бухучета, где отражаются права пользования активами (ППА);
  • случаи для упрощенного способа аренды по пункту 11 ФСБУ 25/2018, когда не признаются права пользования активами и обязательства по аренде;
  • порядок признания доходов от операционной аренды;
  • применение упрощенного перехода на новые правила вместо ретроспективного;
  • неприменение новых правил к договорам, истекающим в 2022 году.

Перейти н ФСБУ 6/2022 можно одним из трех способов:

  • ретроспективно (нужно пересчитать прежние данные по новому стандарту);
  • перспективно (с 01.01.2022 вносим новые сведения) – для тех, кто ведет учет упрощенно;
  • альтернативно (нужно самостоятельно описать как именно).

В учетной политике на 2022 год это можно сформулировать так:

Организация применяет ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (выбрать один из трех ниже):

ретроспективно;

альтернативно;

перспективно.

ФСБУ 6/2020 разрешает не учитывать в составе ОС, имущество и ценности, стоимость которых ниже установленного лимита. Ранее лимит для ОС был установлен в размере 40 000 рублей. Теперь лимит не ограничен. В учетной политике на 2022 год можно установить свой лимит, больше 40 000 рублей.

В учетной политике на 2022 год это можно сформулировать так:

Организация принимая к учету актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относит его к объектам основных средств.

с учетом стоимостного критерия. Объект принимается в состав основных средств, если его стоимость больше _________________________ тыс. рублей.

Если его стоимость не превышает установленного лимита, то актив не признается, а затраты на приобретение, создание такого актива отражаются в составе расходов периода, в котором они понесены.

Для обеспечения контроля за сохранностью активов со сроком использования более 12 месяцев, не отнесенных в состав ОС, стоимость таких активов принимается на забалансовый учет.

Основание. п. 5 ФСБУ 6/2020

Учетная политика на 2022 год. Что отразить по новым ФСБУ

По ликвидации ОС пункт учетной политике можно сформулировать так:

Объекты основных средств, выведенные из эксплуатации, по которым принято решение о ликвидации (демонтаже), списываются с бухгалтерского учета. Остаточная стоимость таких ОС относится на прочие расходы организации. До момента фактической ликвидации (демонтажа) данное имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается за балансом.

Основание п. 40 ФСБУ 6/2020

Формулу расчета амортизации нужно закрепить в учетной политике, в том числе и при применении способа уменьшающего остатка (п. 35 ФСБУ 6/2020).

В учетной политике можно сформулировать так:

Для расчета суммы амортизации за отчетный период применяется следующая формула: остаточная стоимость ОС на начало отчетного года умножается на норму амортизации, исчисленную исходя из срока полезного использования ОС, и на коэффициент _____________.

Годовая сумма амортизация распределяется равномерно в течение года, а в последнем году срока полезного использования — равномерно в течение остатка этого срока.

Основание: п. 35 ФСБУ 6/2020

Прежде чем говорить об изменениях учетной политики 2022, напомним ее общие правила. В соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а изменение учетной политики может производиться только в случаях:

  • изменения требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  • разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенном изменении условий деятельности организации.

Измененная учетная политика должна применяться с начала года, с которого компания вносит изменения (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008)

Так с 1 января 2022 года станут обязательными к применению четыре новых стандарта по бухгалтерскому учету:

  • по основным средствам,
  • по капитальным вложениям,
  • по аренде,
  • по документообороту,

а ранее действующие стандарты и методические рекомендации к ним утрачивают силу. Таким образом, необходимо в учетной политике на 2022 год кардинально пересмотреть ранее установленные нормы с учетом требований новых ФСБУ.

Для начала напомним общий алгоритм формирования положений учетной политики организации:

  • если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается этот способ;
  • если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается один из возможных;
  • если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь, в первую очередь, к стандартам МСФО, затем к федеральным (ПБУ, ФСБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

ФСБУ 25/2018 с 1 января 2022 года стало обязательным к применению также всеми компаниями, за исключением организаций госсектора, при отражении в учете операций по сдаче или получении имущества в аренду и лизинг.

Стандарт не применяется при отражении операций по аренде:

  • участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых;
  • результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены;
  • объектов концессионного соглашения.

Отметим наиболее важные моменты, которые необходимо отразить в учетной политике:

1. Возможность у арендатора не отражать предмет аренды в качестве ППА

В п. 11 ФСБУ 25/2019 отражены условия при которых арендатор может не признавать предмет аренды и не признавать обязательство:

  • срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
  • рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб.
  • если компания-арендатор вправе вести упрощенный бухучет и не планирует выкупать предмет аренды (по условиям договора) или сдавать его в субаренду.

2. Использование исключений, упрощений и допущений, отраженных в п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018.

При применении ФСБУ 25/2018 разрешен только ретроспективный переход, с предусмотренными для ряда случаев исключениями из этого порядка, облегчающими переход на новый порядок учета и применяемыми в добровольном порядке (п. 50 — 52 ФСБУ 25/2018).

Например, разрешено не применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца 2022 г. (п. 51 ФСБУ 25/2018).

Или применять стандарт только в отношении договоров аренды, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года (для компаний, которая вправе применять упрощенные способы учета).

Только арендаторы вместо ретроспективного пересчета, могут по каждому договору аренды единовременно признать на конец года, предшествующего переходу, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль.

3. Порядок учета операций по договорам аренды и описание методики оценки показателей у арендатора и арендодателя.

  • Арендодателю нужно отразить:
    • порядок признания доходов при операционной аренде — равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.
    • при наличии права применять упрощенные способы учета — решение учитывать любую аренду как операционную (за исключением договоров, по которым право собственности на объект аренды переходит к арендатору или которые он имеет право выкупить по цене значительно ниже справедливой стоимости) (п. 28 ФСБУ 25/2018).
  • Арендатору:
    • порядок признания арендных платежей в качестве расхода (равномерно или иным способом) по договорам, по которым организация воспользовалась правом не признавать предмет аренды в качестве ППА и не признавать обязательство по аренде;
    • порядок определения фактической стоимости ППА и первоначальной оценки задолженности по аренде в случае применения упрощенных способов ведения бухучета (п. п. 13, 14 ФСБУ 25/2018).

4. Способы амортизации, сроки полезного использования, последующая оценка, переоценка права пользования активом (ППА) у арендатора.

Учет права пользования активом у арендатора осуществляется в том же порядке, что и учет основных средств организации, схожих по характеру использования (п. п. 10, 16, 17 ФСБУ 25/2018, п. 38 ФСБУ 6/2020).

То есть необходимо установить порядок определения срок полезного использования и начисления амортизации, за исключением случаев, когда схожие по характеру использования активы не амортизируются, такие как: земельные участки, если предусмотрен переход права собственности по окончании аренды, активы, попадающие под определение инвестиционной недвижимости и оцениваемые по переоцененной стоимости. Амортизация по таким ППА не начисляется (п. п. 10, 17 ФСБУ 25/2018, п. 28 ФСБУ 6/2020). По мнению, отраженному в письме Банка России от 24.10.2019 N 17-1-2-6/865, МСФО (IFRS) 16 не предусматривает исключения в отношении амортизации актива, представляющего собой право пользования земельным участком. Земельный участок имеет неограниченный срок полезного использования, срок полезного использования актива в форме права пользования строго ограничен сроком аренды.

Таким образом, актив в форме права пользования, являющийся земельным участком, должен амортизироваться в течение срока аренды.

В учетной политике на 2022 год по ФСБУ 27/2021 нужно подкорректировать буквально пару пунктов:

1. Порядок исправления первичных учетных документов и регистров бухучета.

Выбор способов исправления бумажных и электронных документов приведен в п. 18-22 ФСБУ 27/2021.

Например, исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, допустимо только корректурным способом: путем зачеркивания ошибочного текста или суммы и указания исправленного текста или суммы над зачеркнутым. Исправление в первичном учетном документе, составленном на бумажном носителе, путем составления нового (исправленного) документа не допускается.

Исправление в регистре бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, допустимо корректурным способом, либо путем исправительной записи по счетам бухгалтерского учета.

Исправление первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, составленных в виде электронного документа, допустимо путем составления нового (исправленного) электронного документа.

2. Порядок хранения документов и доступ к ним.

Срок хранения нужно увеличить до 5 лет. (ч. 1 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете). Конкретные сроки хранения нужно установить на основании Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.

Запрещен перевод документов, составленных на бумажном носителе, в электронный вид с целью последующего хранения.

Должно быть обеспечено информирование главного бухгалтера (иного соответствующего лица) о доступе к архивам документов.

3. К учетной политике нужно приложить график документооборота.

Требования к организации документооборота в компании отражены в п. 28-30 ФСБУ 27/2021.

График документооборота в учетной политике 2022 должен обеспечить, в частности, своевременное отражение в учете объектов бухучета, в том числе передачу первичных учетных документов для регистрации сведений из них в регистрах бухучета и бухгалтерской отчетности.

При проведении аудита в АКГ «ПРАВОВЕСТ Аудит» эксперты и аудиторы консультируют по вопросам применения новых ФСБУ. Также мы оказываем услуги по актуализации учетной политики.

Узнать об изменениях по НДС, налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ и налогу на имущество организаций вы можете в Шпаргалке от аудиторов и экспертов «Самые важные изменения по налогам и взносам с 1 января 2022 года».

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

\n\n

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

\n\n

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

\n\n

\n\n

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

\n\n

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

\n\n

\n\n\n\n

СПРАВКА

\n\n\n

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

\n\n\n\n\n

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

\n\n

\n\n

По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

СПРАВКА

Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

Как перейти на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: пошаговая инструкция

Определить момент начала и окончания амортизации. ФСБУ 6/2020 предписывает начислять амортизацию с даты признания ОС в бухучете. Но в учетной политике можно прописать, что амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично определяется момент окончания начисления амортизации.

Выбрать формулы для расчета. Если ОС амортизируется с момента принятия к учету, следует самостоятельно определить формулу для расчета амортизации за первый (неполный) месяц.

Инвестиционная недвижимость. ФСБУ 6/2020 ввел новую группу ОС — инвестиционная недвижимость. При этом ни Стандартом, ни другими НПА не установлено, на каком счете ее учитывать. Этот порядок нужно определить в учетной политике, например использовать счет 03.

Также желательно установить, как отразить инвестнедвижимость в балансе. Представляется, что можно ввести отдельную строку в разделе «Внеоборотные активы» или использовать строку «Доходные вложения в материальные ценности» (в последнем случае этот порядок нужно раскрыть в пояснениях).

Неотделимые вложения в арендованные ОС. Исходя из взаимосвязанных положений ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018 их лучше отражать как увеличение стоимости права пользования активом. Однако НПА не содержат прямого запрета на учет таких вложений в качестве отдельного объекта ОС.

Способ оценки и частота переоценки. ФСБУ 6/2020 устанавливает два «равноправных» способа оценки ОС: по первоначальной или по переоцененной стоимости. В 2022 году для каждой группы ОС нужно выбрать один из этих способов.

Проводить переоценку ОС по Стандарту допустимо с любой периодичностью, даже чаще раза в год. Поэтому частоту переоценки тоже закрепите в учетной политике. Исключение сделано только для инвестнедвижимости: если она учитывается по переоцененной стоимости, переоценка проводится на каждую отчетную дату.

Закрепить порядок исправления документов бухучета (первичных учетных документов и регистров бухучета). Такое закрепление скорее формальность, этот порядок достаточно четко определен самим стандартом, добавить в него что-то новое вряд ли получится.

Хранение документов и доступ к ним. В учетной политике нужно закрепить порядок доступа к первичным учетным документам, отраженным в бухучете, и бухгалтерским регистрам. Также рекомендуется отразить порядок хранения документов бухучета: без него установить порядок доступа и соответствующие ограничения будет очень сложно.

Новый ФСБУ 6/2020: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
  • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.
№ п\п Элемент учетной политики Возможные способы учета Нормы законодательства
1.1 Порядок принятия НДС к вычету по косвенным (общим) расходам, если присутствуют облагаемые и необлагаемые НДС операции

Варианты учета:

  • входящий НДС по косвенным (общим) расходам принимается к вычету, если доля совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию ТРУ в операциях, не подлежащих налогообложению не более 5% общей суммы совокупных расходов. Иначе – общий входящий НДС подлежит распределению в соответствии с раздельным учетом
  • входящий НДС принимается к вычету в соответствии с раздельным учетом, независимо от доли расходов на необлагаемые НДС операции в общей сумме совокупных расходов
  • Параметры учетной политики для целей Бухгалтерского учета
    • Учет основных средств
    • Учет НМА
    • Учет запасов
    • Учет затрат, НЗП и готовой продукции
    • Учет объектов аренды
    • Учет расчетов с сотрудниками и контрагентами
    • Учет финансовых вложений
    • Учет процентов по займам и кредитам
    • Учет доходов и расходов
    • Государственная помощь
    • Оценочные значения
    • Учет расчетов по налогу на прибыль
    • Исправление ошибок
    • Применение ПБУ
    • Форма представления бухгалтерской отчетности
  • Параметры учетной политики для целей Налогового учета по налогу на прибыль
    • Основные моменты
    • Учет основных средств
    • Учет НМА и НИОКР
    • Учет материалов
    • Учет товаров
    • Учет доходов и расходов
    • Оценочные значения
  • Параметры учетной политики для целей Налогового учета по НДС

Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.

П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:

1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.

В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.

Если вы ведёте учёт основных средств на основе переоценённой стоимости, потребуется провести переоценку на дату корректировки и признать дооценку. Результат дооценки нужно отнести в состав капитала.

3. Основные средства со стоимостью ниже установленного лимита нужно списать, а объекты с попадающей в лимит стоимостью включить в ОС

Из состава основных средств нужно убрать объекты, стоимостью ниже планки, установленной учётной политикой.

По общему правилу списывается нераспределённая прибыль (п. 49 ФСБУ 6/2020). Но объект ОС можно переклассифицировать и в другой актив.

Если объект не был в составе ОС, но согласно новой учётной политике должен туда попасть, также потребуется отразить переклассификацию и применить требования учёта по ФСБУ 6/2020.

По ФСБУ 6/2020 амортизация не начисляется по:

  • объектам с неизменными потребительскими свойствами (водные и земельные ресурсы и т.п)
  • инвестиционной недвижимости;
  • объектам, предназначенным только для выполнения законодательства РФ в сфере мобилизации и мобилизационной подготовки и не используемых в иной деятельности.

На предмет определения ликвидационной стоимости необходимо проанализировать объекты, образовавшие перечень ОС, подлежащих учёту по новому стандарту.

В ряде случаем ликвидационная стоимость может быть равной нулю:

  • если возможная сумма поступлений от будущего выбытия объекта ОС не существенна согласно критериям уценки, установленных учётной политикой.
  • не ожидается поступлений от выбытия объекта ОС по завершению срока полезного использования
  • нельзя определить возможную к получению сумму выбытия (например, для новых объектов, ранее не присутствовавших на рынке).

Ликвидационная стоимость влияет на расчёт амортизации.

Сопоставьте, насколько установленные ранее способы начисления амортизации и срок полезного использования соответствуют новой учётной политике. Выделите объекты, по которым амортизацию нужно пересчитать.

Можно оставить как есть объекты, по которым:

  • способ амортизации менять не требуется;
  • не нужно пересматривать срок полезного использования;
  • признана равной нулю ликвидационная стоимость.

По остальным ОС нужно пересчитать накопленную амортизацию. Для ежемесячного расчёта амортизации по убывающему остатку можно пользоваться формулой:

СА(мес) = (БС — ЛС)/ СПИ, где:

СА(мес) — Сумма амортизации за месяц;

БС — балансовая стоимость;

ЛС — ликвидационная стоимость;

СПИ — срок полезного использования в месяцах.

Изменения учетной политики — 2022

Имущество предприятия с течением времени меняет свою стоимость в результате износа (физического и/или морального). Параллельно протекают рыночные процессы, с разной скоростью изменяющие цену различных активов: недвижимости, оборудования, инструментов, транспортных средств и т.п. Переоценка проводится как раз для того, чтобы привести эти данные к единому показателю.

Динамика рыночной стоимости активов очень неравномерна, ее трудно оценить с точки зрения определенных факторов, поэтому стоимость имущества в каждый отдельно взятый момент не отражает его реальной цены в современных условиях рынка. Отсюда возможны существенные искажения в разных параметрах активов:

  • себестоимости;
  • амортизационных отчислений;
  • рентабельности фондов;
  • базы для налогообложения.

Итак, переоценка основных фондов организации – это уточняющие мероприятия по приведению остаточной стоимости активов к уровню фактической их цены на рынке, то есть установление полной цены, которая понадобилась бы на их восстановление или реновацию до первоначального состояния в современных реалиях.

НАПРИМЕР. Два года назад предприятие приобрело новое оборудование, стоившее 50 000 руб. За два года оно утратило в результате амортизации 7 тыс. руб. Таким образом, его остаточная стоимость по бухгалтерским документам составит 43 тыс. руб. Но в результате определенных рыночных процессов (производитель выпустил усовершенствованную модель) реальная стоимость такого оборудования данного уровня износа на рынке составляет только 35 тыс. руб. Это значит, что на сегодняшний день его можно продать именно за эту сумму. Необходимо произвести переоценку, в результате которой на бухгалтерском балансе это оборудование будет отражено по стоимости 35 тыс. руб., что является его реальной рыночной ценой, достоверной при финансовом учете.

Согласно п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденных приказом Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. № 26н, предприятие имеет право, но не обязано производить переоценку своего имущества. Обязательность этой процедуры в Российской Федерации упразднена в 1997 году.

Законодательный порядок переоценки имущественных фондов излагается в Налоговом Кодексе РФ в ст. 256 «Амортизируемое имущество», а также в ст. 257 «Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества». По регламенту нужно соблюдать следующие условия:

  • единожды проведя переоценку, фирма должна делать эту процедуру регулярно, но не чаще 1 раза в год (это становится обязанностью);
  • результат проведенной переоценки в документах нужно отражать на конец отчетного периода (до 2011 года было – на начало);
  • объекты переоценки должны находиться в собственности организации;
  • порядок переоценки должен утверждаться в учетной политике организации;
  • начало процесса переоценки инициируется приказом по предприятию и составлением ведомости переоцениваемых объектов;
  • коммерческие предприятия оставляют вопрос о самостоятельности проведения переоценки или привлечения для этого сторонних организаций на собственное усмотрение.

В практике учета переоценку основных фондов предприятия производят для того, чтобы:

  • определить адекватную рыночную стоимость данного основного актива;
  • для привлечения инвестиционных партнеров (например, для залоговой стоимости при кредитовании);
  • при перспективах увеличения уставного капитала;
  • при планах на реструктуризацию;
  • для уточнения себестоимости и цены производимой продукции (в рамках финансового анализа);
  • для избегания падения рыночной стоимости активов ниже уставного фонда (это грозит ликвидацией фирмы);
  • если нужно предоставить финансовую отчетность по международным стандартам;
  • при страховке имущества (уточняется страховая база);
  • возможность сократить налог на имущество (для компаний с низкой прибылью), поскольку уменьшится стоимость ОС по балансу;
  • уменьшение базы налога на прибыль (для рентабельных организаций) в результате роста амортизационных отчислений, если стоимость ОС после переоценки повысится.

Переоценка основных средств может производиться в отношении:

  • рабочего оборудования;
  • недвижимости – зданий и сооружений, в том числе и незавершенных;
  • приборов, станков, инструментов;
  • вычислительной техники;
  • транспортных средств;
  • различного инвентаря;
  • оборудования, которое только подготовлено для установки;
  • любых основных фондов, которые на данный момент не действуют, но не списаны с баланса (на консервации, в резерве, подготавливаются к списанию и пр.).

До того, как начать процедуру переоценки ОС, нужно провести ряд подготовительных мероприятий, таких как:

  1. Проверка наличия объектов основных активов, подлежащих переоценке. Этот этап завершается составлением ведомости с перечнем переоцениваемых объектов.
  2. Принятие решения о переоценке и оформление его документально. Издание приказа по организации для всех служб, которые будут принимать участие в этом процессе. В тексте приказа должны быть отражены такие особенности:
    • объекты, подлежащие переоценке;
    • методика проведения переоценки (метод, способ отражения на бухгалтерском балансе);
    • лица, несущие ответственность за проведение и оформление переоценки.
  3. Сбор и взятие на вооружение необходимой сопутствующей информации:
    • сведений об уровне рыночных цен на аналогичные объекты ОС (по статистическим данным, информации от торговых инспекций и др.);
    • данные о рыночной стоимости из СМИ и специальных литературных источников;
    • сведения о стоимости продукции партнеров и конкурентов;
    • экспертные заключения.

Закон определяет два возможных метода для изменения балансовой стоимости ОС:

  • индексация – стоимость ОС корректируется на основании специальных статистических индексов-дефляторов;
  • прямой перерасчет относительно реальных рыночных цен – используется чаще, поскольку в настоящее время Росстат не публикует на регулярной основе статистические индексы, необходимые для применения первого метода.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если то или иное основное средство уже подвергалось переоценке, то в дальнейшем для этой процедуры нужен перерасчет по его восстановительной стоимости с учетом начисленной суммы амортизации за время использования этого имущества.

Объекты основных средств принимаются к учету по цене приобретения. Но по п. 14 ПБУ 6/01, первоначальная стоимость может меняться с течением времени в связи с проведением различных процедур: достройки, реконструкции, модернизации, оценки. Переоценка основных средств 2020 уточняет первоначальную стоимость объектов. Проводят ее в связи с изменением текущего уровня рыночных цен. На основании переоценки определяется текущая (восстановительная) стоимость основных фондов в соответствии с установленными условиями воспроизводства и рыночными ценами на момент переоценки (п. 41 Приказа Минфина РФ № 91н от 13.10.2003).

Правовое регулирование переоценки обеспечивают нормативные акты:

  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств — Приказ Минфина РФ № 91н от 13.10.2003;
  • Приказ № 186н от 24.12.2010.

Каждая организация имеет право на проведение переоценки, но это не является обязанностью. Но если учреждение единожды организовало переоценку, то в дальнейшем ей придется санкционировать ее регулярно, чтобы динамика восстановительной стоимости не была резкой. Если существенные изменения цен за отчетный год выявлены не были, то процедуру можно не проводить (п. 44 Приказа № 91н).

ВАЖНО! Организуется переоценка не более одного раза в год по состоянию на конец финансового периода, то есть 31 декабря (п. 15 ПБУ 6/01). В 2020 году переоценка основных средств должна проводиться 31.12.2019. На процедуру нужно отправлять все имущественные фонды, которые входят в одну классификацию (группировку).

Порядок и способы проведения переоценки каждое учреждение должно прописывать в своей учетной политике. Чтобы организовать переоценку и отразить итоги в бухгалтерском учете, необходимо подготовить информацию:

  • о первоначальной или восстановительной стоимости, определенной при предыдущей переоценке, по данным на 31 декабря отчетного периода;
  • о величине начисленной амортизации за весь срок полезного использования объекта — на 31.12;
  • документы, закрепляющие величину текущей восстановительной стоимости переоцениваемых основных средств — на 31.12.

Затем необходимо определиться с методами:

  1. По первоначальной стоимости — выявляется объем фактической цены фондов за минусом НДС и прочих налогов.
  2. По текущей (восстановительной) стоимости — высчитывается величина воспроизводства основных средств.

Когда процедура завершена, ее результаты необходимо отразить проводками в бухгалтерском учете.

Если после проведенной переоценки изменяется первоначальная или восстановительная стоимость основного средства, то бухгалтер должен пересчитать амортизацию по состоянию на 31 декабря того расчетного периода, в котором переоценивался имущественный объект.

Представим пошаговые действия специалиста в таблице:

Шаг Формула Расшифровка
1 КП = ВС по результатам переоценки / восстановительная (первоначальная) стоимость до процедуры Определяем коэффициент пересчета
2 Пересчет амортизации = начисленная на 31.12 сумма амортизации × КП Пересчитываем амортизацию на 31 декабря
3 Сумма изменения амортизации = пересчитанная амортизации – амортизация на 31.12 Вычисляем сумму изменения (увеличения или уменьшения) амортизации

Величина изменения проводится по счету 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со следующими счетами:

  • 83 «Добавочный капитал»;
  • 91.2 «Прочие доходы и расходы».

Если сумма изменения увеличивает начисленную ранее амортизацию, то снижается величина добавочного капитала. Если амортизационные начисления после переоценки уменьшаются, то растет значение прочих доходов.

Итоги проводятся в бухучете исходя из результата процедуры — производится дооценка либо уценка. Если начисляется дооценка по объектам ОС, то ее величина относится к добавочному капиталу, если уценка — то к прочим расходам.

Если ранее проводилась переоценка, то дооценка проводится следующим образом (п. 15 ПБУ 6/01):

  • при уже начисленной ранее дооценке новая учитывается на добавочном капитале;
  • если при предыдущей была уценка, то дооценка, проводимая в отчетном периоде, размер которой не превышает прошлую уценку, учтенную на прочих расходах, в действующем отчетном периоде увеличивает прочие доходы, а величина, превысившая уценку, проводится на добавочном капитале.

По аналогии при уценке:

  • при наличии предыдущего снижения ПС текущую уценку отражают на прочих расходах;
  • при произведенном ранее увеличении цены текущее уценивание снижает размер добавочного капитала, а сумма, превысившая предыдущую дооценку, относится к прочим расходам.

Бюджетные учреждения должны проводить переоценку по иному регламенту. Процедура по пересчету стоимости бюджетными организациями осуществляется в определенных случаях:

  1. Если есть соответствующее решение со стороны Правительства РФ (п. 28 Инструкции № 157н).
  2. Если имущественный актив отчуждается не в пользу учреждений, принадлежащих государственному сектору (п. 29, 30 Федерального стандарта № 257н, п. 28 Инструкции № 157н).

Правила и сроки по процедурам утверждает Правительство Российской Федерации. Проведение переоценки для бюджетных учреждений регулируется единым порядком, закрепленным в Приказах Минэкономразвития России № 25, Минфина России № 6н, Минимущества России № 14, Госкомстата России № 7 от 25.01.2003 (в ред. от 02.10.2006).

Процедура осуществляется по состоянию на начало нового финансового года (п. 28 Инструкции 157н). В процессе переоценки производится пересчет балансовой стоимости и амортизационных начислений по каждому объекту ОС.

Некоторые категории активов являются исключением. К примеру, ценности Государственного Фонда РФ переоценивают специалисты Гохран РФ. В таких случаях пересчитывается оценочная стоимость ценностей Госфонда по ценам и официальному курсу доллара США, актуальным на дату пересчета.

К исключениям относятся:

  1. ОС, являющиеся имуществом казны. Они переоцениваются непосредственно на дату проведения операции или составления бюджетной отчетности.
  2. ОС, отчуждающихся не в пользу организаций государственного сектора. В этом случае балансовая стоимость доводится до величины справедливой стоимости на момент проведения переоценки.

Для проведения переоценки в бюджетном учреждении необходимо определиться со способом процедуры, а затем закрепить его в учетной политике организации (п. 41 Федерального стандарта № 257н, Методические указания по Федеральному стандарту № 257н). Существуют два способа выявления переоцененной стоимости имущества:

  1. Пересчет накопленных амортизационных начислений прямо пропорционально изменению первоначальной или балансовой стоимости имущественных объектов. При этом результатом процедуры должны быть равенство остаточной и переоцененной стоимостей.
  2. Разница первоначальной или балансовой стоимости и накопленной амортизации. Величина остаточной стоимости должна быть доведена до значения переоцененной стоимости. В бухучете формируются одновременные проводки по уменьшению балансовой стоимости актива на величину начисленных ранее амортизационных отчислений (Кт 0 101 00 000) и по увеличению остаточной цены фонда на величину дооценки до справедливой стоимости (Дт 0 101 00 000).

После проведения результатов пересчета амортизация должна начисляться на оставшийся срок полезного использования объекта по нормативам, действовавшим до начала процедуры.

Порядок оформления пересчета аналогичен тому, как проводят переоценку в коммерческих и некоммерческих организациях. Сначала оформляется приказ или распоряжение, затем его утверждает руководство. В распорядительную документацию включают следующие сведения (Письмо Минфина России № 02-14-07/274 от 08.02.2007):

  • состав комиссии и регламент, по которому она действует;
  • порядок осуществления процедуры — этапы проведения с указанием ответственных сотрудников;
  • период проведения;
  • сроки подписания итоговых актов;
  • перечень первичной документации и правила оформления таких документов.

Первоначальной информацией выступают данные бухгалтерского учета бюджетного учреждения и результаты проведенной ранее инвентаризации. Все данные должны строго соответствовать друг другу.

После завершения пересчета ответственные сотрудники оформляют итоговый акт, в котором и будут отражаться результаты процедуры. Унифицированной формы законодательством не предусмотрено, поэтому организация вправе разработать бланк самостоятельно, воспользовавшись нормативами из п. 25 Федерального стандарта № 256н. Регистр необходимо утвердить в учетной политике учреждения.

К акту прикладываются все подтвердительные документы, отражающие итоговый результат.

Все операции отражаются в бюджетном учете обособленно, в строгом соответствии со сведениями, приведенными в бухгалтерской справке по форме 0504833.

Бухгалтерские записи, отражающие в учете результаты переоценки, приведем в таблице.

Проводки Нормативы Описание операции
Для бюджетных учреждений

Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 401 30 000

Пункт 13, пункт 29 Инструкции № 174н Учет дооценки ОС
Дт 0 401 30 000 Кт 0 104 ХХ 411 Отражение дооценки суммы амортизационных начислений
Дт 0 401 30 000 Кт 0 101 ХХ 410 Учет уценки ОС
Дт 0 104 ХХ 411 Кт 0 401 30 000 Отражение уценки по суммам начисленной амортизации
Для казенных учреждений
Дт КРБ 1 101 1Х 310, Дт КРБ 1 101 3Х 310 Кт КБК 1 401 30 000 Пункт 10 Инструкции № 162н Учет дооценки ОС
Дт КБК 1 401 30 000 Кт КРБ 1 401 1Х 411, КРБ 1 104 3Х 411 Отражение дооценки суммы амортизационных начислений
Дт КБК 1 401 30 000 Кт КРБ 1 101 1Х 410, КРБ 1 101 3Х 410 Учет уценки ОС
Дт КРБ 1 104 1Х 411, КРБ 1 104 3Х 411 Кт КБК 1 401 30 000 Отражение уценки по суммам начисленной амортизации
Для автономных учреждений
Дт 0 101 ХХ 310 Кт 0 401 30 000 Пункт 13, пункт 29 Инструкции № 183н Учет дооценки ОС
Дт 0 401 30 000 Кт 0 104 ХХ 411 Отражение дооценки суммы амортизационных начислений
Дт 0 401 30 000 Кт 0 101 ХХ 410 Учет уценки ОС
Дт 0 104 ХХ 411 Кт 0 401 30 000 Отражение уценки по суммам начисленной амортизации

При признании в бухгалтерском учете объект ОС оценивается по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью объекта ОС считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта ОС в бухгалтерском учете (п. 12 ФСБУ 6/2020). После признания объект ОС можно оценивать (п.п. 13-15 ФСБУ 6/2020):

  • по первоначальной стоимости, когда стоимость ОС и сумма накопленной амортизации не подлежат изменению, за исключением случаев, установленных ФСБУ 6/2020. Например, первоначальная стоимость объекта ОС увеличивается на сумму капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением этого объекта (п. 24 ФСБУ 6/2020);

  • по переоцененной стоимости, когда стоимость ОС регулярно переоценивается таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от их справедливой стоимости. Справедливую стоимость необходимо определять по правилам МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н).

Выбранный способ последующей оценки должен применяться ко всей группе основных средств.

В «1С:Бухгалтерии 8» поддерживается способ оценки ОС после признания по первоначальной стоимости.

Балансовая стоимость объекта основных средств представляет собой его первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения (п. 25 ФСБУ 6/2020). Таким образом, ФСБУ 6/2020 вводит обязательную проверку основных средств на обесценение, которую следует выполнять по правилам МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н). Под обесценением понимается состояние актива, при котором его балансовая стоимость превышает сумму, которая может быть получена при использовании актива или в результате его продажи.

Организация с упрощенным учетом может отказаться от проверки основных средств на обесценение. В этом случае балансовая стоимость ОС на отчетную дату представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.