Регистрация права хозяйственного ведения недвижимого имущества за муп

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация права хозяйственного ведения недвижимого имущества за муп». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Госпошлина за регистрацию права хозяйственного ведения

      В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Администрация муниципального образования «Майнский район» постановляет:

      1. Утвердить Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (прилагается).

      2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания.

      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы администрации района по экономическому развитию Волкова А.Д.

      Глава администрации района
      О.В.ШУЕНКОВ

      Прекращение права хозяйственного ведения производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности (ст. 235 ГК РФ), то есть на эти отношения распространяются правила главы 15 ГК РФ. Кроме того, предусматривается специальное основание прекращения права хозяйственного ведения — правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ прекращение права хозяйственного ведения подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

      1. В п. 1 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или права оперативного управления при создании УП или учреждения. По общему правилу имущество становится объектом названных прав не с момента принятия собственником решения о его закреплении, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению. Понятие «передача» раскрывается в ст. 224 ГК (см. коммент. к ней).

      2. На практике факт закрепления государственного или муниципального имущества на балансе УП или учреждения признается передачей имущества и создает презумпцию наличия у этих юридических лиц одного из рассматриваемых прав. Аналогичное правило должно действовать в отношении учреждений, создаваемых иным собственником. При этом необходимо учитывать следующее:

      а) из законодательного или иного правового акта либо из решения собственника может следовать, что имущество предоставлено предприятию (учреждению) временно с условием последующего возврата собственнику либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением данного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае момент перехода имущества предприятию (учреждению), а также характер прав на него определяются законодательным (иным правовым) актом или решением собственника;

      б) комментируемая норма носит диспозитивный характер. Это означает, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организации.

      3. В п. 2 статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления после создания предприятия (учреждения), т.е. в процессе их хозяйственной деятельности. Этот момент определяется по общим правилам перехода права собственности. При этом имущество, приобретенное УП за счет своей прибыли, остается государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива предприятия (информационное письмо ВАС РФ от 31 июля 1992 г. «О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности» // Вестник ВАС РФ. 1993. N 1. С. 96).

      4. Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК).

      В случае приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной или муниципальной собственности. Выкуп приватизируемым предприятием занимаемого им нежилого помещения является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, на балансе которого помещение находилось (п. 13 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав).

      • Арбитражный процессуальный кодекс

      • Бюджетный кодекс

      • Водный кодекс

      • Воздушный кодекс

      • Градостроительный кодекс

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

      • Жилищный кодекс

      • Земельный кодекс

      • Кодекс административного судопроизводства

      • Кодекс внутреннего водного транспорта

      • Кодекс об административных правонарушениях

      • Кодекс торгового мореплавания

      • Лесной кодекс

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс

      • Таможенный кодекс Таможенного союза

      • Трудовой кодекс

      • Уголовно-исполнительный кодекс

      • Уголовно-процессуальный кодекс

      • Уголовный кодекс

      Проверка регистрации движимого и недвижимого имущества бюджетного учреждения

      • ФЗ об исполнительном производстве

        Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

      • Производственный календарь 2017

        Для пятидневной рабочей недели

      • Закон о коллекторах

        Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

      • Закон о национальной гвардии

        Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

      • О правилах дорожного движения

        Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

      • О защите конкуренции

        Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

      • О лицензировании

        Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

      • О прокуратуре

        Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

      • Об ООО

        Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

      • О несостоятельности (банкротстве)

        Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

      • О персональных данных

        Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

      • О контрактной системе

        Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

      • О воинской обязанности и военной службе

        Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

      • О банках и банковской деятельности

        Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

      • О государственном оборонном заказе

        Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

      • Закон о полиции

        Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

      • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

      • Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением

        (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

      • Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О рынке ценных бумаг»

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ

        «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

      • Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

      • Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)

        «О банках и банковской деятельности»

      • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

        «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

      • Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ

        «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

      Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом. Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.

      Примерные условия, которые могут содержаться в решении:

      • вид передаваемого объекта собственности;
      • классификационные (идентификационные) номера, адрес расположения;
      • назначение имущества;
      • номер и дата регистрации в реестре;
      • имеющиеся обременения.

      Для движимого имущества это может быть:

      • идентификационный номер;
      • номер кузова;
      • государственный регистрационный знак;
      • марка, модель имущества.

      Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.

      Передача имущества в оперативное управление

      Основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение данного права. Для приобретения права собственности необходимо существование вещи (имущества), которая может быть собственностью данного лица, выражение его воли иметь в собственности эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства (ст. 235 ГК РФ).

      Способы возникновения права собственности принято разделять на следующие:

      • первоначальные способы;
      • производные способы.

      Первоначальные способы характеризуются тем, что право собственности возникает (устанавливается) либо впервые, либо независимо от воли прежнего собственника. К ним относятся следующие основания:

      • приобретение права собственности на вновь созданную вещь. Вновь создаваемое недвижимое имущество (ст. 218 ГК);
      • приобретение права собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества (ст. 218 ГК);
      • приобретение права собственности в результате переработки вещи: если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь приобретается собственником материалов; если стоимость переработки вещи значительно превышает стоимость материалов, то собственником является переработчик, если он действовал добросовестно и осуществлял эту работу для себя (ст. 220 ГК);
      • обращение в собственность общедоступных для сбора вещей, например сбор ягод, лов рыбы и др. (ст. 221 ГК);
      • приобретение права собственности на бесхозяйное имущество то есть вещи, от которых собственник отказался или неизвестен: находка, безнадзорные животные, клад (ст.225, 226, 228, 230, 233 ГК);
      • приобретение права собственности в результате приобретательной давности: если лицо не является собственником, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет имуществом как своим (недвижимым – в течение 15 лет, иным – в течение 5 лет). До истечения указанных сроков это лицо пользуется защитой своего владения от всех иных лиц (ст. 234 ГК);
      • приобретение права собственности на самовольную постройку может быть признано судом, если участок в установленном порядке будет предоставлен под возведенную постройку (ст. 222 ГК).

      Производными признаются основания, связанные с переходом вещи (имущества) из собственности одного субъекта к другому, на основе правопреемства или волеизъявления предшествующего собственника, являясь результатом договора, односторонней сделкой.

      К ним относятся следующие основания:

      • приобретение права собственности по договору купли-продажи, мены, дарения или в результате иной сделки об отчуждении имущества;
      • приобретение права собственности на имущество юридического лица при его реорганизации;
      • наследование по завещанию или закону;
      • приобретение права собственности членом жилищного, гаражного или иного потребительского кооператива на соответствующее помещение после внесения всей суммы паевого взноса.

      Основаниями прекращения права собственности (ст. 235 ГК) являются:

      • прекращение права собственности по воле собственника путем передачи этого права другим лицам (по договорам купли-продажи, поставки, дарения и др.) либо путем отказа от права собственности.

      До приобретения права собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Это означает возможность не только возврата данной вещи прежнему собственнику (поскольку он и так не утратил на нее своего права), но и возложения на него ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами, как, например, старый холодильник, машина);

      • прекращение права собственности в результате событий: смерти собственника, гибели или уничтожения имущества вследствие стихийных бедствий, пожаров, аварий и других непредвиденных обстоятельств.

      В случае гибели вещи подразумевается, что это произошло при отсутствии чьей-либо вины, в силу случайных причин или действия непреодолимой силы, за результаты которых никто, как правило, не отвечает. Тогда риск утраты имущества по общему правилу лежит на самом собственнике. Если же вещь уничтожена по вине иных (третьих) лиц, они несут перед собственником имущественную ответственность за причинение вреда;

      • прекращение права собственности вследствие принудительного изъятия у собственника имущества производится по конкретным основаниям, которые предусмотрены законодательством.

      Изъятие имущества у собственника может быть возмездным и безвозмездным.

      Конфискация – это безвозмездное изъятие имущества, то есть санкция, применяемая к собственнику за совершенное им правонарушение. Производится в административном и судебном порядке (ст. 243 ГК).

      Законодательством закреплен принцип равенства всех форм собственности и равной защиты прав всех собственников.

      Принято выделять два вида исков о защите права собственности:

      • обязательственно-правовые;
      • вещно-правовые.

      Первые предъявляются собственником к нарушителю его права, с которым собственник состоит или состоял в правовых отношениях, т. е. нарушение права собственности явилось результатом невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательства), продавец уклоняется от передачи вещи покупателю; хранитель не возвращает вещь поклажедателю и т. д.). В то время как вторые – вещно-правовые – это иски собственника к нарушителю его права, с которым собственник не состоял и не состоит в правоотношениях по поводу объекта права собственности. Эти иски носят название соответственно: виндикационные и негаторные.

      Виндикационный иск связан с лишением права владения (ст. 301 ГК). Это иск собственника об изъятии вещи из чужого незаконного владения. Условия, которые необходимо соблюдать при их предъявлении:

      1. Они могут быть заявлены только в отношении индивидуально-определенных вещей, которые сохранились в натуре.
      2. Истребовать свое имущество собственник вправе только в том случае, если иное лицо владеет им незаконно. При наличии же законных оснований закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, ином ограниченном вещном праве, пользование имуществом на основе договора аренды, срочного возмездного пользования и т. п. Истребование его собственником в порядке виндикации не допускается.
      3. Даже в тех случаях, когда соответствующее имущество истребуется собственником у лица, владение которого незаконно (беститульно), то такое требование подлежит безоговорочному удовлетворению (естественно при соблюдении первых двух условий) лишь в отношении недобросовестного приобретателя.

      Добросовестным признается только тот приобретатель, который приобрел его возмездно и при этом не знал и не мог знать, что лицо, реализовавшее ему имущество, не имело права на его отчуждение. У добросовестного приобретателя имущество может быть истребовано собственником лишь в исключительных случаях, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому оно передано собственником во владение, либо похищено у них или выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Отсутствие данных обстоятельств не позволяет собственнику истребовать имущество от добросовестного приобретателя, поскольку поведение того с юридической точки зрения должно быть признано безукоризненным. В отношении таких видов имущества, как деньги и предъявительские ценные бумаги, установлено специальное правило, в соответствии с которым они не могут быть истребованы собственником у добросовестного приобретателя ни при каких условиях.

      Негаторный иск связан с нарушением права пользования (ст. 304 ГК). Это иск собственника об устранении любых нарушений его права, не связанных с лишением владения. Иск удовлетворяется, если ответчиком совершены незаконные действия, приводящие к нарушению права собственности.

      Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении права собственности или иных вещных прав, не связанных с изъятием имущества у собственника (законного владельца). Следует отметить особенности негаторного иска, отличающие его от виндикационного иска.

      1. Собственник или иной титульный владелец, обращающийся в суд, сохраняет имущество в своем владении. Нарушение права собственника состоит в том, что ему чинятся препятствия в пользовании им.

      2. Необходимым условием для предъявления негаторного иска служит нарушение прав собственника или иного титульного владельца со стороны другого лица. Иными словами, действия нарушителя должны носить противоправный (то есть незаконный) характер. Если же препятствие в осуществлении права собственности созданы правомерными действиями, собственник не может использовать негаторный иск для защиты своих законных интересов.

      3. Существо требования по негаторному иску составляет устранение длящегося нарушения, сохраняющегося к моменту предъявления иска. Поэтому негаторный иск не подвержен действию исковой давности и может быть предъявлен в любой момент, пока сохраняется нарушение. В случаях, когда речь идет о защите права законного владения, владелец вправе в целях своей защиты использовать как виндикационный, так и негаторный иски и против собственника имущества.

      Далеко не во всех случаях нарушенное право или иное ограниченное вещное право может быть защищено указанными способами. Выбор остается за лицом, право которого нарушено. Критериями для такого выбора могут служить: характер нарушения; субъект, допустивший нарушение; предусмотренные законодательством последствия применения того или иного способа защиты нарушенного права.

      К иным способам защиты права собственности относятся:

      1. Иск о признании права собственности хозяйственного ведения, оперативного управления и т. п. – как эффективный способ защиты в ситуациях, когда иное лицо посягает на это право или оспаривает его, а правоустанавливающие документы собственника не носят бесспорного характера.
      2. Иск о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права собственности. Он может быть применен собственником, в частности, в случаях, когда его иму��ество незаконно удерживается другим лицом, а защита нарушенного права путем предъявления виндикационного иска по каким-либо причинам для собственника невозможно или нецелесообразно.

      Приватизация – это возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и (или) юридических лиц.

      Приватизация регламентируется следующими основными нормативными актами: ФЗ от 30.11.01 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»; Государственная программа приватизации (Указы Президента РФ от 24.12.93 г. и 22.07.94 г.); Постановления правительства РФ от 9.11.98 г., 27.03.98 г., которыми утверждены Положения о продаже имущества на аукционах и конкурсах; иные федеральные законы, устанавливающие порядок приватизации объектов, на которые не распространяется действие ФЗ от 21.07.97 г. (приватизация жилого фонда).

      Целями и задачами, определенными Государственной программой приватизации, являются: повышение эффективности деятельности предприятий, создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства, привлечение иностранных инвестиций, социальная защита народа и развитие инфраструктуры, содействие процессу стабилизации финансового положения, создание широкого слоя собственников.

      Принципами приватизации провозглашены:

      • возмездность;
      • равенство покупателей государственного и муниципального имущества;
      • открытость деятельности государственных и муниципальных органов;
      • самостоятельное осуществление приватизации местными органами самоуправления.

      Продавцами государственных и муниципальных предприятий являются Российский фонд федерального имущества и его отделения на местах. Покупателями могут быть граждане и (или) юридические лица, которые могут действовать через своих посредников и представителей.

      1. Понятие и элементы права собственности, правомочия собственника.
      2. Какие способы возникновения и прекращения права собственности установлены законодательством?
      3. Какие способы защиты применяются хозяйствующими субъектами в случае нарушения права собственности?
      4. В чем состоит различие правового режима хозяйственного ведения и оперативного управления?
      5. Какими способами можно провести приватизацию?

      Тема 4. Право на имущество субъектов хозяйственной деятельности

      В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

      Таким образом, общим основанием возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения выступает момент передачи ему имущества. С учетом правила ст. 224 ГК РФ о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон об унитарных предприятиях).

      Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав. На основании п. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

      Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это разные виды ограниченных вещных прав, в рамках которых собственник, сохраняя свой статус, передает имущество созданному им юридическому лицу.

      Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК РФ). Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям;

      Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.

      В случае, если право государственной собственности на объект недвижимого имущества, переданный в оперативное управление (хозяйственное ведение) возникло до момента вступления в силу Закона о регистрации, то государственная регистрация права хозяйственного ведения (оперативного управления) предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты осуществляется без проведения государственной регистрации права государственной собственности на данные объекты.

      В случае, если объекты недвижимого имущества поступили в государственную собственность после вступления в силу Закона о регистрации, то государственную регистрацию права хозяйственного ведения (оперативного управления) необходимо осуществлять с обязательной государственной регистрацией права государственной собственности на данные объекты.

      Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.

      Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.

      Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

      Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

      • Налог
      • Бухгалтерский учет
      • Бухгалтерский баланс
      • Юридическое лицо
      • Оборотные активы
      • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
      • Инфляция


      РАЙОННАЯ ДУМА
      МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
      4 созыва

      Р Е Ш Е Н И Е

      21 ноября 2013 г. № 195
      г. Тарко-Сале


      О Положении о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления и признании утратившим силу решения Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 31 мая 2007 года № 182



      В соответствии с главой 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 части 1 статьи 23 Устава муниципального образования Пуровский район, Районная Дума муниципального образования Пуровский район

      Р Е Ш И Л А:

      1. Утвердить прилагаемое Положение о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления.
      2. Признать утратившим силу решение Районной Думы муниципального образования Пуровский район от 31 мая 2007 года № 182 «О Положении о закреплении имущества муниципального образования Пуровский район на правах хозяйственного ведения и оперативного управления».
      3. Опубликовать настоящее решение в районной газете «Северный луч».
      4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
      5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную планово-бюджетную комиссию Районной Думы муниципального образования Пуровский район (А.Г. Полонский).

      Председатель Районной Думы А.Э. Мерзляков
      Глава муниципального образования Пуровский район Е.В. Скрябин

      Приложение
      к решению Районной Думы муниципального образования Пуровский район
      от 21 ноября 2013 года № 195


      Хозяйственное ведение – форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

      Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

      Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

      Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

      В перечень прав собственников имущества входят:

      • создание организации;
      • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
      • назначение руководителя юридического лица;
      • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.

      Лицо, получившее право хозяйственного ведения, не может свободно распоряжаться имуществом – нельзя передавать объекты в аренду, продавать, отдавать в качестве залога. Для распоряжения имуществом необходимо согласие собственника.

      Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа – это юридические лица, которые не имеют прав собственности. Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства. В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

      Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

      • имущество неделимо, как и сама организация;
      • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
      • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.

      Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

      Муниципальные унитарные предприятия

      Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

      Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

      Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

      В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

      Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

      Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

      Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

      Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

      Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

      По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

      Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

      Вопросы и ответы юристов

      В соответствии с законодательством, которое действует в 2019 году, субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения, которые финансируются собственником.

      Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться любой формой собственности, как государственной, так муниципальной или частной.

      К объектам права оперативного управления относят:

      1. Сами предприятия, рассматриваемые, как имущественные комплексы. Кроме того, к объектам права оперативного управления относится имущество, которое входит в состав этих имущественных комплексов, необходимое для осуществления деятельности предприятий.
      2. Денежные средства.

      Что такое право оперативного управления имуществом?

      Для официального оформления права оперативного управления, нужно подготовить такой перечень документов:

      1. Оригиналы и нотариально заверенные копии учредительных документов.
      2. Кадастровый паспорт или план производственных и непроизводственных помещений.
      3. Договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления.
      4. Документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации.
      5. Акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.

      Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

      Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

      Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

      1. Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
      2. Назначать руководство государственной компании.
      3. Осуществлять реорганизацию предприятия.
      4. Использовать часть прибыли от применения активов.

      В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

      Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

      Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.

      Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:

      1. Использование имущества не по назначению.
      2. В случае, когда имущество не используется.
      3. Предприятие или учреждение использует имущество с нарушением норм законодательства.

      По закону, правомерным считается изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях, вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

      Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия состоит в первую очередь из имущества, закрепленного за ним собственником (публично-правовым образованием). Изначально собственник формирует уставный фонд унитарного предприятия. Его размер с учетом минимума, установленного Законом, а также порядок и источники формирования должны быть отражены в уставе. Также Законом допускается увеличение размера уставного фонда, например, за счет дополнительно передаваемого собственником имущества. Однако решение об увеличении уставного фонда предприятия принимается в регламентированном Законом порядке (в частности, только после утверждения годовой бухгалтерской отчетности) и обуславливает необходимость вносить изменения в учредительные документы и регистрировать их.

      Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

      Также унитарное предприятие можно наделить имуществом, обойдя процедуру увеличения уставного капитала. Для этого публично-правовое образование принимает решение о закреплении имущества за предприятием, представитель собственника публичного имущества и унитарное предприятие подписывают соответствующий договор, имущество передается по акту. Чаще всего в договоре о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения указывается срок его действия. Как отметил ФАС СКО в Постановлении от 24.01.2007 N Ф08-6855/2006, истечение данного срока не имеет юридического значения для существования вещного права, возникшего с момента передачи предприятию имущества.

      И в том и в другом случае право хозяйственного ведения на имущество, закрепляемое собственником, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (п. 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ, также см. п. 1 ст. 299 ГК РФ). Так, п. 1 ст. 131 ГК РФ предписано осуществлять государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество, в том числе право хозяйственного ведения. Одновременно следует учитывать п. 2 ст. 8 ГК РФ, согласно которому права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, если иное не установлено законом.

      К сведению: вопрос о моменте возникновения права хозяйственного ведения на недвижимое имущество в судебной практике неоднозначен (он возникает в связи с установлением правомерности распоряжения имуществом и взыскания за счет имущества задолженности предприятия). Большинство окружных судов придерживается мнения, что приведенные выше нормы (п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131 ГК РФ), истолкованные в своей взаимосвязи, свидетельствуют о том, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает только с момента его государственной регистрации . В то же время есть судебные акты, в которых арбитры указывают, что в отношении недвижимого имущества применяется общий порядок: для возникновения права хозяйственного ведения достаточно принятия собственником решения о закреплении имущества, а также факта его передачи .

      Итак, большая часть имущества унитарного предприятия поступает от собственника — публично-правового образования. В отношении этого имущества первично право собственности. Другая группа имущества — это плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям. Такое имущество поступает в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном для приобретения права собственности (п. 2 ст. 299 ГК РФ). В этом случае возникает право хозяйственного ведения предприятия, которое влечет возникновение права публичной собственности на это имущество. Именно поэтому государственную регистрацию права хозяйственного ведения унитарного предприятия на объекты недвижимого имущества, приобретенные по договору или иным основаниям, рекомендовано осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты .

      Пункт 2 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утв. Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113.

      Основные средства унитарного предприятия

      Любое имущество, находящееся у предприятия на праве хозяйственного ведения (как полученное от собственника, так и приобретенное на доходы от хозяйственной деятельности), может быть изъято по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ) , например, с целью последующей передачи на праве хозяйственного ведения другому унитарному предприятию. Закон не предусматривает единственно возможного порядка проведения подобной передачи, поэтому возможны два варианта: изъять имущество с последующей передачей из казны другому предприятию либо оформить передачу напрямую — между двумя унитарными предприятиями. В последнем случае прекращение права хозяйственного ведения у одного унитарного предприятия и возникновение такого права у другого нельзя трактовать в качестве сделки дарения и применять п. 4 ст. 575 ГК РФ, запрещающий дарение между коммерческими организациями . Федеральный арбитражный суд ПО полагает, что в этом случае какие-либо правоотношения между унитарными предприятиями отсутствуют, следовательно, нельзя говорить о безвозмездной передаче (и соответствующем начислении НДС) — на самом деле это распоряжение имуществом его собственником (Постановление от 06.07.2006 N А65-22938/2005-СА1-19).

      Средства и иное имущество, которое получено унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, не включаются в доходы, облагаемые налогом на прибыль (пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ). Однако материалы списываются в расходы , а основные средства амортизируются, тем самым уменьшая налогооблагаемую прибыль. Так, гл. 25 НК РФ к амортизируемому отнесено имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности и используемое для извлечения дохода. Ограничения установлены в части срока полезного использования (более 12 месяцев) и первоначальной стоимости (более 10 тыс. руб., а начиная с 2008 г. — более 20 тыс. руб.). Для унитарных предприятий есть особое правило (абз. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ): амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном настоящей главой.

      Постановление ФАС ПО от 04.09.2007 N А72-755/07.

      Полагаем, что унитарное предприятие наравне с имуществом, полученным от собственника, вправе амортизировать имущество, приобретенное за счет собственных доходов по договору, несмотря на то, что права собственности у налогоплательщика не возникает. Это подтверждается Письмом УФНС по г. Москве от 20.12.2005 N 19-08/93722. При этом имущество унитарного предприятия, приобретенное за счет бюджетных средств целевого финансирования, не является амортизируемым (пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ).

      К сведению: стоимость имущества, передаваемого унитарным предприятием собственнику либо по его распоряжению другому унитарному предприятию, не включается в состав расходов на основании п. 16 ст. 270 НК РФ как безвозмездно переданное имущество. Такие выводы содержатся в Письмах Минфина России от 20.02.2007 N 03-03-06/4/16, УМНС по г. Москве от 17.03.2003 N 26-12/14731. В Постановлении ФАС СЗО от 02.05.2007 N А05-10186/2006-26 отмечено, что прекращение права хозяйственного ведения предприятия на имущество не влечет возникновения у собственника долговых обязательств, значит, остаточная стоимость переданного имущества не формирует задолженности и не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

      Согласно п. 6 ст. 258 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей главой. В свою очередь, п. 1 ст. 257 НК РФ установлено, что первоначальная стоимость ОС — это сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Это правило справедливо для случая, когда унитарное предприятие приобретает имущество по договору либо строит основное средство самостоятельно.

      Однако в отношении имущества, полученного от собственника напрямую либо через прежнего балансодержателя, им руководствоваться нельзя. Для этого случая есть другая, казалось бы, подходящая норма: если основное средство получено безвозмездно, то его первоначальная стоимость оценивается по рыночным ценам, но не ниже остаточной стоимости (абз. 2 п. 1 ст. 257, п. 8 ст. 250 НК РФ). Но в Письме от 02.04.2007 N 03-03-06/4/34 чиновники Минфина провели анализ отдельных норм гражданского законодательства и заключили, что закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения федеральное (муниципальное) имущество не является безвозмездно полученным и, соответственно, не может рассматриваться таковым в целях определения его налоговой учетной стоимости и начисления амортизации. Минфин рекомендует принимать амортизируемое имущество к налоговому учету по остаточной стоимости, отраженной предыдущим балансодержателем в акте приема-передачи основных средств по унифицированной форме, оформленном в соответствии с установленным порядком . Заметим, в указанном документе будут фигурировать данные бухгалтерского учета передающей стороны.

      Акт о приеме-передаче объекта ОС (формы N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.Обратите внимание: для отражения первоначальной стоимости приобретенного ОС в реквизитах налогового учета необходимо, чтобы ОС было принято к учету и введено в эксплуатацию (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-04/2/247).

      Пункт 1 ст. 258 НК РФ предписывает распределить амортизируемое имущество по амортизационным группам в соответствии со сроками полезного использования объектов. Этот срок следует определить самостоятельно на дату их ввода в эксплуатацию с учетом Классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Если конкретное ОС не упомянуто в ней, то при определении срока следует руководствоваться техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Это правило действует в отношении новых объектов ОС.

      Регистрация права хозяйственного ведения, оперативного управления

      Цель обращения: государственная регистрация права хозяйственного ведения, право оперативного управления.

      Государственная пошлина: регистрация права оперативного управления производится бесплатно. За право хозяйственного ведения — 22 000 рублей.

      Срок государственной регистрации: 10 рабочих дней.

      Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

      • Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.
      • К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:
      • жилищный фонд;
      • организации массовой культуры и спорта;
      • учебные заведения;
      • научно-просветительские учреждения;
      • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
      • медицинские учреждения;
      • и т. д.

      Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

      Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

      • муниципальной;
      • государственной;
      • принадлежащей частным организациям и лицам;
      • находящейся во владении сельских и городских образований.

      Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

      Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:

      • выписку из ЕГРЮЛ;
      • заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно скачать здесь или получить у сотрудника госоргана);
      • учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
      • действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
      • бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
      • удостоверение личности заявителя;
      • техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
      • правоустанавливающие бумаги на помещение;
      • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.

      Довольно распространена практика владения имуществом на правах оперативного управления. Это способ пользования собственностью, который используют различные компании. Для этого им необходимо произвести передачу недвижимости и зарегистрировать права на них. О целях и особенностях оформления таких прав и поговорим далее.

      Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

      При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

      Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

      • Непрерывность для достижения результатов;
      • Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
      • Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
      • Лежит в основе долгосрочных планов.

      Как проходит регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости?

      Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.

      Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:

      • Рост финансовых показателей;
      • Производительности труда;
      • Снижение риска и травматизма на предприятии;
      • Профилактика девиантного поведения среди молодёжи, если речь идёт об управлении собственностью муниципальных учреждений, переданной школам и другим образовательным организациям.

      Все цели формулируются в зависимости от типа деятельности организации и вида собственности, которую она получила на правах оперативного управления.

      Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.

      Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».

      На праве оперативного управления имущество закрепляется для безвозмездного использования и осуществления собственной деятельности. В частности, таким образом государственное имущество передаётся бюджетным организациям – детским садам, школам и т.п.

      Но только лишь передачи собственности недостаточно. Нужно зарегистрировать сами права, то есть подтвердить их переход. Закон №218 определяет регистрацию как внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.

      Получатель – юридическое лицо

      Необходимые документы:

      1. заявление о государственной регистрации права (оригинал);
      2. документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица (оригинал);
      3. документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия, а если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления — надлежаще заверенная копия, 2 экз.);
      4. учредительные документы юридического лица либо нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица копии этих учредительных документов (оригинал либо нотариально заверенная копия или копия, заверенная лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица и копия; не представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если ранее в указанный орган были представлены учредительные документы юридического лица вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами и проведена государственная регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости, а также если с момента проведения государственной регистрации права юридического лица федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не регистрировались изменения учредительных документов юридического лица));
      5. документы, подтверждающие возникновение права хозяйственного ведения (права оперативного управления) на имущество:
      • закрепление имущества за государственным или муниципальным предприятием (казенным предприятием, государственным или муниципальным учреждением) (решение собственника о закреплении имущества с указанием пообъектного перечня передаваемого имущества — надлежаще заверенная копия, 2 экз.);
      • приобретение имущества иным способом, предусмотренным гражданским законодательством (вступивший в законную силу судебный акт (надлежаще заверенная копия, 2 экз.); разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления (оригинал и копия, представляется самостоятельно до 1 июля 2012 г.); договор, совершенный в простой письменной форме (оригинал, не менее 2 экз.), нотариально удостоверенный договор (не менее 2 экз., один из которых оригинал) (в случае государственной регистрации прав, возникших на основании договоров, заключенных до введения в действие Закона о регистрации, представляются оригинал и копия договора);
      1. документы, подтверждающие передачу имущества собственником государственному или муниципальному предприятию (казенному предприятию, государственному или муниципальному учреждению) на праве хозяйственного ведения (на праве оперативного управления) (при закреплении имущества) (оригинал, не менее 2 экз.);
      2. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное федеральным органом государственной власти или органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство (оригинал и копия).
      3. иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации.

      Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

      Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.

      Такие документы по истечении восемнадцати календарных дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

      О доступности возможности получения Росреестром подтверждения об уплате государственной пошлины в порядке межведомственного взаимодействия уточняйте на сайте или в территориальном органе Росреестра.
      При государственной регистрации права оперативного управления государственная пошлина не уплачивается.

      Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федер��льным законом.

      Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе могут быть представлены:

      Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п. 5 постановления «О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22).

      Данная процедура производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

      Для получения услуги необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр лично или через уполномоченного представителя. Можно подать заявление и представить документы через многофункциональный центр.

      Сформировать заявление в электронном формате можно на странице сайта Росреестра. Однако подавать его все равно придется в бумажном варианте — по почте или путем личной явки в Росреестра, МФЦ.

      Электронной подачи заявлений на регистрацию права оперативного управления не предусмотрено.

      Обратите внимание! Заявителем в данном случае по общему правилу выступает юрлицо, получающее названное вещное право (подп. 1 п. 3 ст. 15 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

      Срок предоставления услуги составляет максимум (п. 1 ст. 16 указанного закона):

      • 7 рабочих дней, если документы подавались непосредственно в регистрирующий орган;
      • 9 рабочих дней при представлении документации через многофункциональный центр;
      • 3 рабочих дня — на основании заверенных нотариусом документов;
      • 1 рабочий день, если указанные в предыдущем пункте списка документы представлены в электронной форме.

      Субъектами. Учет и регистрация муниципальной собственности

      Список необходимых документов для получения данной госуслуги:

      1. Заявление (рекомендуем ознакомиться с правилами его заполнения, см. приказ Минэкономразвития от 08.12.2015 № 920).
      2. Документы — основания возникновения права. К ним относятся (п. 1 ст. 17 закона «О госрегистрации»):
        • акт или иной распорядительный документ собственника о закреплении имущества за бюджетной организацией;
        • договор оперативного управления, если имущество передавалось на основании соответствующей сделки.
      3. Документы, подтверждающие личность (например, паспорт) и полномочия представителя правообладателя (например, доверенность, приказ и т. д.).
      4. Учредительная документация юрлица (по желанию).
      5. Документ, подтверждающий передачу недвижимого имущества (например, акт приема-передачи).
      6. Документ, подтверждающий закрепление имущества за бюджетным предприятием или приобретение права на него иным способом (договор, решение суда и т. д.).

      Важно! Предоставление выписки из ЕГРЮЛ со стороны заявителя необязательно — Росреестр может сам запросить ее в порядке межведомственного взаимодействия в ФНС.

      ***

      Итак, госрегистрация рассматриваемого в статье вещного права осуществляется на основании заявления правообладателя Федеральной службой госрегистрации, кадастра и картографии. Общий срок проведения процедуры — до 10 рабочих дней. Госпошлина не уплачивается, если в оперативное управление передается имущество из муниципальной или госсобственности.

      Согласно «Административного Регламента федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 292 сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются по запросам любых лиц.

      Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое имущество является документальное подтверждение наличия права государственной или муниципальной собственности. Таким документальным подтверждением может послужить выписка из реестра государственной или муниципальной собственности. Если право государственной (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г (т.е.

      Документ об уплате государственной пошлины (госпошлина юридическим лицом уплачивается в безналичном порядке, в регистрирующий орган представляется платежное поручение). 3. Документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (нотариально удостоверенная доверенность). 4.

      решение собственника о закреплении имущества (постановление, распоряжение, приказ и т.д.) с приложением пообъектного перечня передаваемого имущества либо иные правоустанавливающие документы (например, вступивший в законную силу судебный акт, договор о приобретении имущества по договору купли-продажи, акт ввода объекта в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.д.). 6.

      свидетельства о государственной регистрации права (статья 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), удостоверяющего право федеральной собственности на недвижимое имущество»

      Однако наша местная юстиция требует выписку из реестра (из Москвы, т.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.