Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отразить излишки при инвентаризации бюджет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с п. 6 ФСБУ «Обесценение активов»[4] в рамках годовой инвентаризации проводится анализ наличия признаков обесценения активов (далее – тест на обесценение).
Тест на обесценение не проводится в отношении запасов, финансовых активов (п. 3 ФСБУ «Обесценение активов») и прав пользования активами (Письмо Минфина РФ № 02-06-07/2736, Федерального казначейства № 07-04-05/02-932 от 21.01.2019).
При выявлении инвентаризационной комиссией признаков обесценения по объектам основных средств, нематериальных или непроизведенных активов определяется их справедливая стоимость и рассчитывается убыток от обесценения.
Справедливая стоимость актива рассчитывается с применением метода рыночных цен либо метода амортизированной стоимости замещения (п. 11 ФСБУ «Обесценение активов»). Порядок применения данных методов предусмотрен в п. 54 – 56 ФСБУ «Концептуальные основы»[5]. Учреждение использует тот метод, который позволяет наиболее достоверно оценить справедливую стоимость актива.
Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости комиссией оценивается необходимость корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования (п. 13 ФСБУ «Обесценение активов»).
Если по результатам анализа выявленных признаков обесценения актива инвентаризационной комиссией принимается решение об учете актива на забалансовых счетах, в дальнейшем проведение теста на обесценение такого актива (определение справедливой стоимости) не осуществляется (п. 14 ФСБУ «Обесценение активов»).
В бухгалтерском учете убыток от обесценения актива признается, когда остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого актива.
В отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, приобретенного автономным учреждением за счет средств учредителя, решение комиссии о признании убытка от обесценения подлежит согласованию с собственником имущества (п. 15 ФСБУ «Обесценение активов»).
Расчет убытка осуществляется следующим образом: остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату уменьшается до его справедливой стоимости, определенной согласно решению инвентаризационной комиссии (комиссии по поступлению и выбытию активов), за вычетом затрат на выбытие такого актива, но не более остаточной стоимости актива на годовую отчетную дату. При расчете учитываются особенности признания убытков от обесценения, предусмотренные п. 16, 17 ФСБУ «Обесценение активов».
Отражаем результаты инвентаризации
В случае, если при проведении инвентаризации комиссия выявила признаки снижения ранее начисленного убытка от обесценения актива, необходимо учитывать, что если с момента последнего признания убытка метод определения справедливой стоимости в отношении данного актива не изменился, то он не подлежит восстановлению. В этом случае комиссией принимается решение только о корректировке оставшегося срока полезного использования актива (п. 23 ФСБУ «Обесценение активов»).
Восстановление убытка производится в случае изменения метода определения справедливой стоимости актива с момента последнего признания убытка от обесценения (п. 24 ФСБУ «Обесценение активов»).
Восстановление убытка от обесценения актива отражается в составе доходов текущего финансового года. Наряду с этим по данному активу корректируются нормы амортизации, чтобы его измененная остаточная стоимость списывалась равномерно в течение оставшегося срока его полезного использования (п. 25, 26 ФСБУ «Обесценение активов»).
Необходимо отметить, что в настоящее время в Инструкции № 183н[6] корреспонденция счетов по восстановлению убытка не указана. Автономное учреждение вправе предусмотреть в учетной политике необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 183н, по согласованию с финансовым органом и (или) с органом, осуществляющим полномочия учредителя (п. 5 названной инструкции).
Факт проведения годовой инвентаризации отражается в текстовой части разд. 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).
Результаты инвентаризации в части выявленных расхождений отражаются в таблице 6 пояснительной записки. При этом при отсутствии расхождений по результатам инвентаризации, проведенной в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской отчетности, таблица 6 не заполняется.
По суммам убытка от обесценения актива, признанного или восстановленного в течение отчетного периода, в пояснениях (в текстовой части пояснительной записки) раскрывается следующая информация (п. 32 ФСБУ «Обесценение активов»):
Дата публикации
Цель проведения инвентаризации — выявление фактического наличия имущества и его сопоставление с данными бухгалтерского учета, а также выявление объектов, которые не соответствуют понятию актива.
Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проверках и (или) инвентаризациях, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости. Эта стоимость признается справедливой стоимостью объекта.
Поскольку излишками, выявленными при инвентаризации, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, они принимаются к учету по коду вида финансового обеспечения 2.
В соответствии с п. 9.9.9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, доходы учреждения в виде излишков имущества отражаются по подстатье 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления» КОСГУ. В пункте 12 порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее — Порядок № 132н), приведен перечень аналитических групп подвидов доходов бюджетов. Однако Порядок № 132н направлен, прежде всего, на кассовое исполнение бюджетов, в то время как в ситуации принятия к учету имущества речь идет о неденежных доходах. Соответственно, учреждение может предусмотреть иной порядок формирования разрядов 15 — 17 номера счета 2 401 10 199. По нашему мнению, в таком случае целесообразно указывать нули (000). Такой подход содержится в пп. «е» п. 3.1 совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 21.01.2019 №№ 02-06-07/2736, 07-04-05/02-932.
В обновленных практических статьях справочника хозяйственных операций по «1С:БГУ 8» для бюджетных и автономных учреждений показано, как в программе оприходовать излишки основных средств, выявленные при инвентаризации.
Сопоставление информации о материальной базе, поставленной на баланс и отраженных в первоначальном документе и их состояние на тот день, когда произошла сверка, является обязательным. Срок и порядок операции определяется руководителем, за исключением тех случаев, когда это предписано законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» за номером 402 и приказом Министерства Финансов № 34-н от 1998 года. Если есть расхождения, то назначаются для устранения разницы меры, которые возможно предпринять по заранее составленному и утвержденному плану.
Факт избытка отмечается в бухгалтерии, складских бумагах, где вскрылось несоответствие.
Инспектирование помогает обнаружить нарушения между учтенными деньгами и фактическим их наличием на сегодняшний день. Они могут быть в виде денег, ценностей, сырья для производства, движимого и недвижимого имущества. Инвентаризационная, не заинтересованная в финансовом обороте, комиссия составляет ведомость и отдает ее на рассмотрение директору. А тот, в свою очередь, ставит перед бухгалтерией задачу, чтобы отдел правильно оприходовал и провел в учетной книге избыток. Нужна подводка при инвентаризации выявленных излишков основных средств и материалов.
Основные причины:
- Если была неточно проведена сверка.
- К ошибкам могут привести большие объемы продукции. При распределении изделий на складе клиентам возникает большая вероятность неучтенных поставок.
- Недостаточное количество оборотных финансов вводит компанию в режим «экономии».
- Ошибки на складах при учтении отпуска материалов и продукции. То есть выдали меньший объем партии, чем полагалось.
- Во время отпуска товара одни модели были нечаянно заменены на другие.
Все должно осуществляться по плану, составленному руководителем. Причем этапность соблюдают в следующем порядке:
- Подготовительный период. Издается приказ директора, где прописывается срок проведения, что считают. Создается специальная комиссия из нескольких человек, где назначается главный. Определяются те лица, которые будут нести ответственность, если будут найдены нестыковки во время проверки.
- Все начинается с формирования описи имеющейся производственной собственности с описанием внешнего вида на сегодняшний день.
- Создается ведомость для сличения, где отражается информация, которая получилась при инспектировании, а также сведения, запечатленные в первоначальных документах.
- При несоответствии составляется акт, где будет все указано.
- По полученным данным оформляется справка. Помимо этого, вносятся преобразования в баланс, где отсутствующие деньги или другие ценности списываются. А оприходованные излишки, выявленные при инвентаризации в бюджетном учреждении, НДС и прибыль отражаются проводкой бухгалтера.
Инвентаризационная компания должна отчитываться на каждом этапе перед руководителем компании и главным экономистом.
Недочеты случаются практически у всех. Поэтому после проведения всех действий директора готовы к тому, что могут обнаружиться недостача или избыток, хищение и поломка, пересортица изделий (это товар с одним названием, но с разными присвоенными номерами). Результаты путаницы имущества приводятся в аналитическом документе, где находятся ведомость учета, сличительный акт и пояснительная записка.
Для максимальной объективности и во избежание сговора между проверяющими, обычно приглашаются незаинтересованные специалисты из разной сферы деятельности. Например, если проверяется складское помещение, то разрешено присутствовать работнику склада, который знает, что и где лежит. Кроме него привлекаются два человека, работающие в других отделах. Это могут быть: мастер цеха, товаровед или специалист по финансам. В последнее время часто приглашают для освидетельствования сторонних лиц, так как за вознаграждение они не совершат преступление и проведут качественную проверку.
Обычно обнаруживается преувеличенное количество денег в месте, где хранится наличность. Тогда они надлежат учтению законным образом. Наиболее часто случается обратный сценарий, в процессе которого теряются и пропадают финансы. Тогда недостающую сумму вносят люди, наделенные материальной ответственностью.
Что делать, если в ходе проверки выявляются излишки
При раскрытии факта расхождений созданный проверочный комитет внимательно изучает выписки проверки, узнает, по каким причинам это произошло, составляет акт о нарушениях. Далее сотрудники составляют протокол, где прописывается итог по сделанной работе, причины, объяснительная от материально-ответственных лиц и выводы специалистов.
Далее документ относят к руководителю, который изучает вопрос. И уже с главным бухгалтером решает, как лучше осуществить проводки. В отчетности указываются те данные, которые были зафиксированы во время проведения сравнений. В годовом отчете надо также отразить и оформить излишки, выявленные в кассе при инвентаризации.
Если имеются расхождения, то следует провести учет денежных средств по рыночной, действительной на сегодня цене. Поднимаются все накладные, полученные от подрядчиков. Если таковых нет, то можно узнать расценки иным путем, например, посмотреть объявления или запросить сведения в отделе статистики.
Для правильной отчетности бухгалтеру следует оприходовать полученные данные при помощи проводок.
Как оприходовать излишки при инвентаризации
Такая ситуация возникает при неправильном учете. Редко, но выявляются хищения. Нужно правильно разобраться со всей документацией. Для этого бух отдел недостачу списывает или вносит в раздел «Расходы», а избыток оприходовается. Очень важно всю процедуру провести в день контроля. Кроме того, распоряжение директора об инициации проверки является основным документом для урегулирования вопроса.
Образец приказа об оприходовании излишков при инвентаризации не предусмотрен государственными структурами. Поэтому форма может быть разнообразной и утверждена в соответствии с внутренним уставом предприятия.
В условиях повышенной опасности распространения коронавирусной инфекции провести обязательную инвентаризацию перед годовой отчетностью не так просто. Ведь Россия и мир в целом впервые сталкиваются с такой ситуацией. Со стороны Минфина комментариев о том, как действовать бухгалтеру и комиссии учреждения в сложившихся условиях, не поступало. Поэтому нужно обеспечить максимальную безопасность и минимизировать риски заражения сотрудников.
Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.
Возможные основания для дифференциации:
- Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
- Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.
Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.
Чтобы быстрее провести инвентаризацию:
- сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
- оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.
Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.
Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:
- например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.
Инвентаризация перед составлением бюджетной отчетности за 2020 г.
Для организаций бюджетной сферы формы инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) утверждены Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н. Часто учреждения ошибочно принимают в свой оборот формы из Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, например инвентаризационную опись основных средств (ф. ИНВ-1) или товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3). Эти описи аналогичные, но не могут заменить формы, подготовленные Минфином именно для учреждений госсектора.
- В конце статьи есть готовый перечень нужных форм инвентаризационных описей с подробными пояснениями.
Если для результатов инвентаризации недостаточно описей из Приказа № 52н, можете разработать свои формы или взять их из Постановления № 88. Главное, закрепить это в учетной политике учреждения:
- например, для инвентаризации драгметаллов можно использовать Инвентаризационную опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях (ф. ИНВ-8а). А для расходов будущих периодов — Акт инвентаризации расходов будущих периодов(ф. ИНВ-11).
По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.
Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:
- статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
- целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.
Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ
Особенности инвентаризации, которые бухгалтер бюджетного учреждения будет проводить перед отчетностью за 2020 г., связаны:
- с вступлением в силу поправок к Приказу 52н. По мере организационно-технической готовности организации вправе начать применение электронных первичных документов и электронных регистров учета, в том числе Инвентаризационных описей. Дата перехода на электронный документооборот должна быть зафиксирована в учетной политике;
- с ограничительными мерами по нераспространению COVID—19. А именно, в соответствии с закрепленными в учетной политике положениями, инвентаризация временно может проводиться средствами видео и аудиофиксации с учетом положений, предусматривающих соблюдение ограничений по социальной дистанции;
- с изменениями в Инструкции № 157н и связанные с ним изменения в Инструкциях№ 162н, № 174н и № 183н. Изменения в Едином плане счетов уточнили требования к аналитическому учету балансовых и забалансовых счетов, внесли изменения в счета и их назначение. Причем часть изменений необходимо применять при составлении отчетности за 2020 г., часть изменений вступают в силу с 2021 г.;
- с вступлением в силу с 2021 г. новых стандартов учета. Особо стоит выделить стандарты 181н «Нематериальные активы» и 34н «Непроизведенные активы», так как именно в процессе инвентаризации предстоит выявить в учете объектов НМА и земельных участков, соответствующих требованию новых стандартов.
В связи с особенностями инвентаризации 2020 г. и вступлением в силу Стандартов, ответственным за ведение учета лицам и инвентаризационной комиссии следует:
1. Провести анализ учета на использование рабочих счетов и дополнительной аналитике к счетам, не отвечающим требованиям органа, которому подается отчетность и/или не соответствующих вступившим в силу изменениям в Единый план счетов.
Согласно новой редакции Инструкции № 157н, дополнительные забалансовые счета и/или аналитика к счетам Единого плана счетов должны быть не только закреплены в учетной политике учреждения, но и соответствовать требованиям органа власти, которому сдается отчетность.
2. В процессе инвентаризации доходов будущих периодов разделить доходы будущих периодов по датам признания в финрезультате. Новая редакция Инструкции № 157н детализировала счет 401.40 «Доходы будущих периодов» на 401.41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году» и 401.49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года». Также необходимо провести сверку в разрезе контрагентов и правовых оснований.
3. В процессе инвентаризации основных средств определить основные средства, находящиеся в личном пользовании сотрудников, в целях принятия их к забалансовому учету на счете 27. По согласованию с органом, которому подается отчетность, возможно ведение субсчетов к счету 27. Информацию о применяемом субсчете и его аналитике необходимо отразить в Учетной политике.
4. Уточнить дополнительные данные для аналитического учета на балансовых и забалансовых счетах, подвергшихся изменению. В Инструкции № 157н скорректировали требования к аналитическому учету на балансовых счетах 101 00, 103 00, 106 00, 107 00, 108 00, 205 00, 206 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 304 01, 304 03, 502 00, а также на забалансовых счетах 01, 02, 04, 05, 08, 20, 21, 22, 25, 26, 27.
Например, при инвентаризации расчетов по доходам следует уточнить показатели счета 205 00 в части видов валюты и правовых оснований возникновение доходов, идентификационных номеров расчетов по доходам, уникальным идентификаторам начислений (УИН) (при наличии). Если принято решение вести учет на счете не по плательщикам доходов, а в разрезе групп плательщиков доходов, то при инвентаризации необходимо уточнить состав таких групп и провести сверку с персонифицированным учетом расчетов с плательщиками доходов в разрезе контрагентов (плательщиков доходов).
При инвентаризации задолженности на счетах 206 00, 302 00, 208 00 уточнить аналитический учет в части учетных номеров денежных обязательств (идентификационным номерам расчетов по выплатам). При инвентаризации сомнительной дебиторской задолженности (счет 04) и не востребованной кредиторской задолженности (счет 20) необходимо уточнить такие аналитические показатели, как КПС, КЭК, КФО. При инвентаризации сомнительной задолженности так же важно уточнить правовое основание, идентификатор начислений (УИН). А по счетам 25, 26, 27 необходимо уточнить аналитику, в том числе и по кодам КОСГУ.
5. Выявить в учете объекты НМА и земельные участки, соответствующих требованию новых Стандартов. В состав непроизведенных активов включены участки, государственная собственность на которых не разграничена, сведения о которых внесены в ЕГРН (п. 70 Инструкции № 157н). В части инвентаризации непроизведенных активов следует уточнить их идентификационные номера (кадастровые, реестровые, учетные), а также местонахождение (адреса).
Результатами инвентаризации подтверждаются как показатели, отраженные на балансовых счетах, так и на забалансовых счетах. Так же результаты инвентаризации подтверждают определение объектов учета, уточнение дополнительной аналитики объектов учета на счетах учета при изменении Единого плана счетов, Стандартов учета и прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение учета учреждений государственного сектора.
Инвентаризации подлежат имущество, финансовые активы и обязательства учреждения. Перечень случаев, при наступлении которых проведение инвентаризации является обязательным, установлен п. 81 Стандарта 256н.
Порядок проведения инвентаризации должен быть закреплен в учетной политике (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней). Локальным документом определяются перечень объектов, подлежащих инвентаризации, а также случаи и сроки проведения (Письмо Минфина № 02—07—10/8553 от 10.02.20, п. 80 Стандарта 256н, п. 9 Стандарта 274н, п. 6 Инструкции № 157н, Приказ Минфина РФ № 49). Нормы, содержащей указания на обязательность проведение инвентаризации исключительно по завершению отчетного (финансового) года, нет, однако по мнению Минфина РФ, проведение годовой инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов (письмо Минфина РФ № 02—07—10/81064 от 22.10.19).
Непроведение инвентаризации не влечет штрафа, но является поводом для проверки имущества в рамках контрольных мероприятий. Выявленные излишки или недостачи в результате данных мероприятий свидетельствуют об искажении показателей учета и отчетности и является основанием для наложения штрафа по ст. 15.15.6 КОАП.
Если инвентаризация проведена с нарушениями, то ревизоры могут признать ее недействительной, что также влечет к наложению штрафа. Примером такого нарушения может служить заполнение сведений о фактическом наличии объектов в описях до проведения инвентаризации и проверки их фактического наличия, проведение инвентаризации по нескольким складам одновременно без приостановки их деятельности на время пересчета, взвешивания.
Отсутствие отражения результатов проведенной инвентаризации в учете — это прямой повод для наложения штрафа по ст. 15.15.6 КОАП.
Излишек товаров в результате инвентаризации
1. Инвентаризация проводиться на основании приказа (№ ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»).
2. Инвентаризационные ведомости формируются из бухгалтерской программы учета на дату инвентаризации, в количестве 3 экземпляров, по экземпляру для каждого члена комиссии.
3. Отпуск и приемка товара во время инвентаризации проводиться в присутствии членов инвентаризационной комиссии. На документах прихода ставиться виза — «принято во время инвентаризации», подписи МОЛ и председателя комиссии. На документах отгрузки ставиться виза «отпущено во время инвентаризации», подпись МОЛ и председателя комиссии.
4. Все документы за период, предшествующий инвентаризации, должны быть сданы в бухгалтерию.
5. Инвентаризация проводиться по местам хранения ценностей.
6. На весь период инвентаризации помещение опечатываются.
7. Ведомости всех членов комиссии сверяются и подписываются всеми членами.
8. Если председатель присутствует не постоянно, он проводит контрольные проверки.
Унифицированные формы документов по оформлению инвентаризации утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.
В целях инвентаризации объектов основных средств применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись).
В инвентаризационной описи отражается следующая информация:
Графа |
Информация, отражаемая в инвентаризационной описи по объектам основных средств |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Порядковый номер |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Наименование объекта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Для инвентарных объектов бухгалтерского учета – инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект (серия, партия, заводской номер или иная информация) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Единица измерения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Оценочная стоимость, которая определяется в отношении объекта: – предназначенного для реализации; |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Фактическое наличие (состояние) количества объектов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Информация о состоянии объекта на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот (например, для объектов основных средств: «эксплуатация», «требует ремонта», «находится на консервации», «не соответствует требованиям эксплуатации», «не введен в эксплуатацию»)* |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Информация о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо – при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта (например, для объектов основных средств: «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация») |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10* |
Номер (код) счета бухгалтерского учета |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11* |
Количество объектов по данным бухгалтерского учета |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12* |
Балансовая стоимость объекта Признаки, указывающие на обесценение активов (снижение убытка от обесценения), могут быть внешними (п. 7, 19 ФСБУ «Обесценение активов»)ивнутренними (п. 8, 20 ФСБУ «Обесценение активов»). В случае выявления признаков снижения стоимости актива инвентаризационной комиссией принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости актива с учетом существенности влияния на нее выявленных признаков обесценения. Справедливая стоимость актива определяется комиссией, на которую возложены такие полномочия (при необходимости – с привлечением сторонних специалистов), с применением метода рыночных цен либо метода амортизированной стоимости замещения (п. 11 ФСБУ «Обесценение активов»). Порядок применения данных методов предусмотрен в п. 54 – 56 ФСБУ «Концептуальные основы». Учреждение использует тот метод, который позволяет наиболее достоверно оценить справедливую стоимость актива. Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости комиссией оценивается необходимость корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования (п. 13 ФСБУ «Обесценение активов»). Если по результатам анализа выявленных признаков обесценения актива инвентаризационной комиссией принимается решение об учете актива на забалансовых счетах, в дальнейшем тест на обесценение такого актива (определение справедливой стоимости) не проводится (п. 14 ФСБУ «Обесценение активов»). В бухгалтерском учете убыток от обесценения актива признается, когда остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого актива. Расчет убытка производится в следующем порядке: остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату уменьшается до его справедливой стоимости, определенной согласно решению инвентаризационной комиссии (комиссии по поступлению и выбытию активов), за вычетом затрат на выбытие такого актива, но не более остаточной стоимости актива на годовую отчетную дату. При расчете учитываются особенности признания убытков, предусмотренные п. 16, 17 ФСБУ «Обесценение активов». Обратите внимание! Решение о признании убытка от обесценения подлежит согласованию с собственником имущества (п. 15 ФСБУ «Обесценение активов»):
В случае выявления признаков, указывающих на снижение убытка, признанного в предыдущих периодах, инвентаризационной комиссией принимается также решение об определении справедливой стоимости актива (порядок приведен выше) (п. 18 ФСБУ «Обесценение активов»). Убыток от обесценения актива не подлежит восстановлению, если с момента последнего признания убытка метод определения справедливой стоимости в отношении данного актива не изменился. В этом случае комиссией принимается решение только о корректировке оставшегося срока полезного использования актива (п. 23 ФСБУ «Обесценение активов»). Восстановление убытка от обесценения актива, признанного в предыдущие периоды, производится в случае изменения метода определения справедливой стоимости актива с момента последнего признания убытка от обесценения (п. 24 ФСБУ «Обесценение активов»). Основанием для отражения в учете излишков и недостач имущества, выявленных при проведении инвентаризации, являются первичные учетные документы, составленные на основании результатов инвентаризации, содержащихся в соответствующих регистрах бухгалтерского учета. Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н порядок проведения инвентаризации закрепляется в учетной политике казенного учреждения. Как правило, такой порядок устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации. Если в учреждении не предусмотрено каких-либо особенностей, то в учетной политике можно просто сделать ссылку на указанный нормативный акт. При этом следует учитывать, что отдельные документы по оформлению инвентаризации в казенных учреждениях отличаются от тех форм, которые указаны в Методических указаниях по инвентаризации, так как в государственных (муниципальных) учреждениях применяются формы, утвержденные Приказом Минфина России N 173н. В таблице представлены основные документы, в которых отражаются результаты инвентаризации нефинансовых активов, их предназначение и порядок составления:
Далее рассмотрим последовательность оформления этих документов.
|