Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоставление земельных участков с 1 марта 2022 года без аренды». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу в 2022 году
Земельный кодекс содержит правило для арендаторов, которые без торгов получили участки для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 года. Если такой арендатор продолжает пользоваться земельным участком, а арендодатель не возражает против этого, то договор после истечения его срока продлевается на тех же условиях на неопределенный срок. При этом арендатор имеет право подать заявление о заключении нового договора аренды без торгов (п. 3 Обзора).
Орган местного самоуправления определяет площадь выкупаемого участка из земель сельскохозяйственного назначения с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков. Эта площадь не ограничена только площадью участка, необходимого для использования находящегося на нем объекта недвижимости (п. 6 Обзора).
ПРИМЕР 6. Компания захотела выкупить без торгов весь арендуемый участок сельскохозяйственной земли. Но местные власти отказали. Они считали, что достаточно предоставить арендатору в собственность землю, необходимую для эксплуатации размещенного на ней склада. Компания обратилась в суд с заявлением о признании отказа органа МСУ незаконным. Суды удовлетворили заявление истца. Законодательство не содержит ограничений по площади выкупаемого земельного участка.
Орган местного самоуправления может выставить на торги только земельный участок, который сформирован из невостребованных земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Сами земельные доли на торги не выставляйте (п. 10 Обзора).
ПРИМЕР 7. Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия местной администрации, которая не проводила торги по продаже земельной доли. Истец указал, что он наряду с другой компанией использует земельный участок, находящийся в долевой собственности. Поскольку имеется несколько заинтересованных лиц, которые вправе претендовать на приобретение земельной доли у муниципалитета, то местные власти должны выставить эту долю на торги.
Суды отказали истцу. На торги можно выставить только сформированный из невостребованных долей земельный участок, а не сами доли.
В соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», 1 марта 2022 года истечет срок действия временного статуса объектов недвижимости. По истечении данного срока Росреестр исключит сведения о земельных участках, которые носят временный характер из ЕГРН, в соответствии с предусмотренным порядком ведения ЕГРН.
Напомним, что «временными» считаются участки, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года до 1 января 2017 года, но права или аренда на эти участки до сих пор не зарегистрированы.
По словам руководителя Управления Росреестра по Тульской области Светланы Калмыковой, если вы не зарегистрировали право или аренду на «временный» земельный участок, чтобы не «потерять» внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения, необходимо оформить права или аренду на него и зарегистрировать их в Росреестре до 1 марта 2022 года.
После 1 марта 2022 года «временные» земельные участки снимутся с кадастрового учета. Чтобы снова поставить земельный участок на учет, весь процесс необходимо будет пройти заново. Сначала обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана, а после подать заявление в Росреестр о государственном кадастром учете участка. На государственный кадастровый учет земельный участок будет поставлен с новым кадастровым номером.
Земельные участки, которые поставлены на кадастровый учет после 1 января 2017, имеют статус «актуальные» автоматически.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях (частях территорий) следующих субъектов Российской Федерации:
1) Республика Бурятия;
2) Республика Карелия: муниципальное образование «Беломорский муниципальный район», муниципальное образование «Калевальский национальный муниципальный район», Кемский муниципальный район, муниципальное образование «Костомукшский городской округ», Лоухский муниципальный район, муниципальное образование «Сегежский муниципальный район»;
3) Республика Коми: муниципальное образование городского округа «Воркута», муниципальное образование городского округа «Инта», муниципальное образование городского округа «Усинск», муниципальный район «Усть-Цилемский»;
4) Республика Саха (Якутия);
5) Забайкальский край;
6) Камчатский край;
7) Красноярский край: муниципальное образование город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, муниципальное образование Туруханский район, сельское поселение «Поселок Суринда», сельское поселение «Поселок Тура», сельское поселение «Поселок Нидым», сельское поселение «Поселок Учами», сельское поселение «Поселок Тутончаны», сельское поселение «Поселок Ессей», сельское поселение «Поселок Чиринда», сельское поселение «Поселок Эконда», сельское поселение «Поселок Кислокан», сельское поселение «Поселок Юкта» Эвенкийского муниципального района;
8) Приморский край;
9) Хабаровский край;
10) Амурская область;
11) Архангельская область: муниципальное образование «Город Архангельск», муниципальное образование «Мезенский муниципальный район», муниципальное образование городской округ «Новая Земля», муниципальное образование «Город Новодвинск», муниципальное образование «Онежский муниципальный район», муниципальное образование «Приморский муниципальный район», городской округ «Северодвинск», муниципальное образование «Лешуконский муниципальный район», муниципальное образование «Пинежский муниципальный район»;
12) Магаданская область;
13) Мурманская область;
14) Сахалинская область;
15) Еврейская автономная область;
16) Ненецкий автономный округ;
17) Чукотский автономный округ;
18) Ямало-Ненецкий автономный округ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 июля 2021 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 226-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1 марта 2022 года завершается срок бесплатной приватизации садовых участков
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицу, указанному в статье 1 настоящего Федерального закона (далее — гражданин), на основании его заявления однократно (за исключением случая, предусмотренного частью 1_1 настоящей статьи) может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации (далее — земельный участок), площадь которого не превышает одного гектара.
(Часть в редакции, введенной в действие с 28 марта 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 503-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2021 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 226-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1_1. Гражданину, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом земельный участок предоставлен в аренду, в собственность бесплатно или в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 9 и пунктом 2 части 10 статьи 10 настоящего Федерального закона, в собственность за плату, в том числе в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, дополнительно однократно может быть предоставлен в соответствии с настоящим Федеральным законом в безвозмездное пользование земельный участок, площадь которого не превышает одного гектара
(Часть дополнительно включена с 1 августа 2021 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 226-ФЗ)
2. Площадь земельного участка, предоставляемого в безвозмездное пользование на основании заявления, поданного несколькими гражданами, исчисляется исходя из расчета не более одного гектара на каждого гражданина.
3. Законами субъектов Российской Федерации, указанных в пунктах 1, 4-6, 8-10, 12, 14, 15 и 17 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут быть определены территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2016 года Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 502-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 июля 2021 года Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 226-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
3_1. Высшее должностное лицо соответствующего субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) вносит проект указанного в части 3 настоящей статьи закона субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 29 декабря 2016 года Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 502-ФЗ)
1. В федеральной информационной системе для предоставления гражданам земельных участков (далее — информационная система) содержится следующая информация, доступ к которой обеспечивается посредством официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 247-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
1) о порядке и об условиях предоставления гражданам земельных участков в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) о местоположении границ территорий, земель, зон, которые указаны в части 3 статьи 2 и статье 7 настоящего Федерального закона и в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3) о местоположении границ земельных участков, которые не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) о земельных участках, которые принадлежат гражданам, юридическим лицам и (или) на которых расположены принадлежащие гражданам, юридическим лицам объекты недвижимости и права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 247-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)
5) о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории, охотничьих угодий, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) о поступлении заявления гражданина о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование;
7) о местоположении границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на кадастровой карте, предназначенной для использования неограниченным кругом лиц (далее — публичная кадастровая карта);
После того, как землевладельцы стали получать большие штрафы за то, что используют свой участок не по целевому назначению (например, разводят кур на садовом участке), вопрос о том, как определять виды разрешенного использования земли, дошел до Конституционного суда РФ.
И он постановил, что следует учитывать основной и вспомогательный виды его разрешенного использования, которые указаны в Правилах землепользования для соответствующей территории.
Причем вспомогательный вид следует применять независимо от того, указан он в ЕГРН или нет (Постановление от 16.10.2020 № 42-П). Теперь это правило включили в закон:
— собственник не обязан вносить в ЕГРН сведения о вспомогательных видах использования своего участка, но они, тем не менее, все равно учитываются при решении вопроса о целевом использовании земли (Закон от 30.12.2021№ 493-ФЗ).
И если там, к примеру, указано «птицеводство», то за разведение кур даже на садовом участке его владельца оштрафовать не могут.
Теперь она будет действовать до 1 марта 2031 года (Закон от 30.12.2021 № 478-ФЗ). До этой даты граждане могут оформить в свою собственность государственные и муниципальные земельные участки, если на них есть жилые дома, возведенные не позднее 14 мая 1998 г.
Для этого нужно представить в муниципальную администрацию документ о предоставлении участка, схему его расположения, а также документ о технической инвентаризации жилого дома, подтверждающий его создание и регистрацию заявителя в нем до этой даты, выписку из похозяйственной книги и технический план дома.
Одновременно продлевается упрощенный порядок для оформления дома, построенного на участке для садоводства, ИЖС или ЛПХ.
Для регистрации права собственности понадобится только документ, подтверждающий законность владения земельным участком, и технический план возведенного на нем дома (как жилого, так и садового).
С 1 марта 2022 года появится Государственный реестр земель сельхозназначения, где будут отражаться достоверные сведения о плодородии и других показателях качественного состояния земель, их использовании и т. д.
Ответственным за ведение реестра будет Министерство сельского хозяйства РФ.
Владельцы участков из состава земель сельхозназначения смогут бесплатно получать сведения из этого реестра в виде специального паспорта земельного участка (Закон от 30.12.2021 № 475-ФЗ).
Позже будут утверждены правила ведения реестра и предоставления сведений из него.
«Временные» земельные участки снимут с учета 1 марта 2022 года
С 2022 года вступают в силу поправки в НК РФ, согласно которым ФНС будет ежегодно получать от органов земельного контроля и надзора информацию о привлечении собственника участка к ответственности:
— за неиспользование сельскохозяйственных земель для производства сельхозпродукции,
— или за использование не по целевому назначению участков, выделенных для ИЖС, ЛПХ, садоводства или огородничества (в т.ч. за использование их в предпринимательской деятельности).
За эти правонарушения предусмотрена административная ответственность (ст. 8.8 КоАП РФ).
А теперь собственнику грозит еще и доначисление земельного налога: вместо льготной ставки 0,3% будет применяться общая — 1,5% (т. е. налог вырастет в 5 раз).
Кроме того, не будет действовать 10%-ное ограничение ежегодного роста налога, что опять-таки выльется в его увеличение.
Вернуться к льготной налоговой ставке собственник земли сможет лишь после того, как орган земельного надзора подтвердит ФНС, что нарушения были устранены (Закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ).
Кроме присвоения временного статуса землевладению могли присваиваться статусы: «учтенный» и «ранее учтенный». В первом случае имелось в виду, что объект поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 года. Ко второй категории «ранее учтенный» принадлежал участок, права на который были зарегистрированы до марта 2008 года. Земля могла существовать в статусе ранее учтенной только при наличии плана межевания и присвоения ей официального кадастрового номера.
Для понимания, что значит статус земельного участка «временный», в настоящий момент, нужно ознакомиться законодательной базой и последними изменениями, произошедшими в ней за год.
Изначально правовое регулирование производилось на основе ФЗ № 221 от 2007 года. Закон регламентировал правила учета кадастровой недвижимости в России. Ему на смену в 2015 году пришел новый закон № 218, в котором временный статус земельного участка в Росреестре уже не был предусмотрен. С 2017 года в Российской Федерации существует Единый реестр прав собственности (ЕГРН). В связи с этим, необходимость во временной регистрации прав и возможность включения в перечень объектов собственности в таком виде отпали автоматически.
Власти позволяют гражданам привести документы на неоформленные должным образом земельные владения в порядок. Произвести необходимые действия разрешается до 1 марта 2022 года, после этого зарегистрировать право временного пользования земельным участком будет невозможно.
У пользователей законно появляется вопрос, почему земельные участки со статусом временный могли существовать ранее, а сейчас не существуют.
До принятия нового закона ситуация оставалась двоякой, так как существовали два реестра: кадастровый и недвижимости. Гражданин имел право приобрести, арендовать или объединить наделы, а затем заключить с властями соглашение о временном занятии земельного участка. Это соглашение оставалось в правовом поле, такие договоры подписывали многие покупатели земель, следуя закону.
Далее гражданину предоставлялась право поставить земельный участок на временный кадастровый учет. По истечении пяти лет он был обязан официально зарегистрировать собственность в реестре прав на недвижимость. Если сведения в реестр не поступали, то они автоматически удалялись из кадастрового перечня. Гражданину нужно было заново оформлять свои права.
Сейчас ситуация изменилась в сторону унификации прав на недвижимость и создания единственного перечня земельных наделов на правах собственности. Власти стараются исключить другие варианты обладания недвижимостью, кроме прав собственности, чтобы не создавать путаницу.
Временные земельные участки снимутся с учета 1 марта 2022 года.
В связи с нововведениями, которые вступят в силу уже весной следующего года, многие задумались, как снять временный земельный участок с кадастрового учета, и придать ему новый статус.
Ситуация осложняется тем, что многие владельцы давно не заглядывали в документы о собственности на землю. Граждане не интересовались, в каком состоянии находится их земля, а теперь это нужно сделать срочно. Велика вероятность, что собственности можно лишиться.
Для начала нужно произвести снятие временного земельного участка с кадастрового учета. Для этого в срок до марта 2022 года нужно подать заявление в Росреестр с просьбой произвести эти действия. Нововведения касаются в полной мере частных и муниципальных собственников земельных наделов.
Власти предупреждают, что каждый участок обладает уникальным номером. Если владелец решит снять с учета временный земельный участок, то сведения о нем удалятся навсегда, восстановлению не подлежат.
Чтобы вновь поставить надел на учет, о нем нужно заново собирать сведения и документы, которые требует при регистрации Росреестр. Затем собственник должен подать заявление о постановке на учет: это можно сделать через МФЦ или на приеме в отделениях Росреестра. Документы для постановки на учет размещены на сайте государственной организации.
Представители власти обязаны оповестить хозяина надела о том, что собираются снять надел с учета, если не будут произведены действия с ним. Если ответ от гражданина не последует, то участок будет снят с учета.
Эксперты рекомендуют заранее узнать, в каком статусе находится земля. Для этого есть несколько способов: официальный сайт Росреестра, раздел «Справочная информация», публичная кадастровая карта. Можно сделать запрос сведений из ЕГРН в МФЦ.
Не стоит исключать и мошеннические действия, которые, к сожалению, часто совершаются против граждан, живущих вне правового поля. Это касается как продавцов, так и покупателей земли. Многие граждане приобрели земли со статусом временного пользования, которые нигде не были зарегистрированы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что вокруг этих земельных объектов есть спорные территории, наделы не размежеваны, принадлежат сразу нескольким лицам.
Мошенники проявляют интерес и к собственникам таких землевладений, убеждая их переписать на них землю через нелегальные схемы. Обмануть официального собственника землевладения гораздо сложнее, чем человека с устаревшим набором документов и давно не проявлявшим интерес к законодательным изменениям в стране.
Если гражданину посчастливилось получить земельный участок в безвозмездное пользование, то через 5 лет он имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.
При этом, счастливчику важно соблюсти 2 условия:
- использовать земельный участок только по целевому назначению,
- успеть подать заявление о бесплатном предоставлении участка по истечении 5 лет, но до окончания 6-летнего срока безвозмездного пользования.
Проверьте мои выводы в пункте 4 статьи 39.5 ЗК РФ.
Вас наверняка интересует вопрос:
Тем не менее, с уверенностью могу сказать, что в солнечном Краснодарском крае принят такой закон от 06.04.2015 N 3155-КЗ.
В этом законе перечислены муниципальные образования Краснодарского края, на территориях которых земельные участки предоставляются гражданам в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Подобный закон принят в Адыгее и в других регионах.
Проверить любой регион на предмет наличия закона о безвозмездном пользовании землей можно в течение 2 минут.
то вам нужно:
- найти регион, в котором принят закон о безвозмездном пользовании землей,
- изучить закон и выбрать муниципальное образование, в котором хотите получить земельный участок,
- через 5 лет после добросовестного, безвозмездного использования земли получить участок в собственность бесплатно.
Выглядит все достаточно просто.
Но это не означает, что все сложится гладко.
С местными чиновниками наверняка придется повозиться.
Чтобы чиновники своей тупостью и алчностью не растоптали мечту о земельном участке, используйте пошаговую инструкцию:
Часто мы слепо верим чиновникам, которые преследуют собственную выгоду.
В итоге, получаем не участок, а разочарование.
Инструкция поможет обойти чиновничье лукавство и получить земельный участок не по блату, а по закону.
Готовые образцы документов защитят от манипулирования со стороны хитроумных слуг народа.
Переходим ко второму случаю.
Данный случай бесплатного предоставления участка очень похож на предшествующий.
Разница состоит в том, что в законе региональная власть определяет не только муниципальные образования, но и трудовые специальности.
Работа по этим специальностям дает право получить земельный участок в безвозмездное пользование.
Проверьте мои выводы в пункте 5 статьи 39.5 ЗК РФ.
Предоставление участка в собственность также осуществляется бесплатно по окончании 5 лет.
В течение 5-летнего срока специалист обязан работать по указанной специальности по основному месту работы.
Специалисты могут получить землю по данному основанию для следующих целей:
- индивидуального жилищного строительства,
- ведения личного подсобного хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство не попало в данное основание, потому что КФХ относится к предпринимательской деятельности.
Труд фермера слабо совместим с наемным трудом по основному месту работы.
Не буду подробно описывать данное основание, потому что служителей культа едва ли заинтересует моя статья.
А для нас, простых обывателей, это не очень интересно.
Отмечу только, что религиозная организация может получить бесплатно земельные участки под зданиями религиозного и благотворительного назначения, а также земли для сельхозпроизводства.
См. пункт 2 и 8 статьи 39.5 ЗК РФ.
Данное основание касается земельных участков, которые образуются в результате раздела земли, предоставленной некоммерческой организации для ведения садоводства и огородничества.
Получить можно землю, которая относится к общему имуществу (дороги, подъезды, и т.д.).
Есть два варианта получить данную землю:
- в собственность некоммерческой организации,
- в общую собственность членов этой организации.
Кого интересует данное основание, смотрите пункт 3 статьи 39.5 ЗК.
В каких случаях можно предоставить сельхозпроизводителю землю без торгов
До 1 марта 2026 года государственный кадастровый учёт и государственная регистрации прав на фермерский жилой дом будет проходить по правилам «дачной амнистии».
Основания для для проведения регистрационных действий:
- технический план строения
- правоустанавливающий документ на ЗУ и технический план:
- для случая, когда право на ЗУ, на котором расположен объект недвижимости (жилой дом) в ЕГРН не зарегистрировано
При этом не требуется направлять в администрацию:
- уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства
- уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства
Сведения об объекте недвижимости (жилом доме) в техническом плане указываются на основании:
- проектной документации (при её наличии)
- декларации
за исключением сведений:
- о площади дома
- местоположении дома на земельном участке
Дом, построенный на фермерской земле, входит в состав имущества КФХ.
5. Дополнительные права региональных властей
Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.
Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:
- прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
- резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю
По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:
- зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
- это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
- необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли
С учётом того, что фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на с/х землях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:
- не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
- будут застраиваться фермерскими домами
- Блоги
- Инструктаж
- Экспертное мнение
- Спецпроекты
- Вопрос-ответ
- Календарь
- Каталог
- Объявления
- Статьи
До 1 марта 2022 года строить дома на сельскохозяйственных землях было нельзя. Но большое хозяйство требует постоянного надзора, поэтому фермеры устанавливали времянки на территории хозяйства. Однако они не могли их зарегистрировать как жилые строения, были сложности в проведении и оформлении коммуникаций. Кроме того, владельцы КФХ опасались проверок и решений о сносе этих временных багончиков.
Федеральный закон, разрешающий в составе сельхозземель иметь участок с жилым домом, принимали долго — более двух лет. Однако теперь фермер может строить, реконструировать или эксплуатировать один жилой дом на земле сельскохозяйственного назначения. При этом законом предусмотрены ограничения, чтобы сельхозземли не превратились в коттеджные поселки.
Список ограничений, согласно 299-ФЗ, выглядит таким образом
- Ограничения на размер и вид строения. Фермерский дом должен быть не более трёх этажей. Общая площадь – не больше 500 квадратных метров. Площадь застройки – 0,25 % от всего площади участка.
- Ограничение на деятельность. Фермер, чтобы оформить дом на сельхозземле, реально должен вести деятельность в сфере сельского хозяйства. При этом разрешено строить на всех видах с/х земель – их разрешенное использование может быть как общее (например, для ведения крестьянского хозяйства), так и специализированное (например, растениеводство или свиноводство).
- Ограничения на право распоряжаться собственностью. Дом, построенный фермером, остается в составе имущества КФХ.
С новыми налогами, с новыми законами: что поменяется с 2022 года?
Закон о фермерских домах многие встретили с радостью. Для одних селян – это способ перестать наматывать круги из посёлка на ферму и обратно. Для желающих открыть экотуристическое направление – это пусть к новому бизнесу, так как в жилом доме фермера можно будет размещать отдыхающих. Кто-то надеется зарегистрировать свою времянку как жилой дом или сделать реконструкцию.
За ответом на вопрос, может ли человек зарегистрировать уже построенный дом на сельхозземлях, мы обратились к федеральному юристу – эксперту по земельным и налоговым спорам в области АПК Анне Соловьевой.
— Необходимо понимать, что закон коснётся только официально зарегистрированных КФХ, которые осуществляют свою деятельность на землях сельхозназначения. Принятие этого закона нацелено на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств. Обычных дачников и физических лиц, этот закон не коснётся.
То есть если у вас есть в собственности земли сельхозназначения, но нет КФХ, зарегистрировать строение не получится. Кроме того, Анна Соловьева обратила внимание, что законодательство дало право местным муниципалитетам самостоятельно накладывать на некоторые земли запрет на строительство на них фермерских домов.
— В первую очередь это касается тех участков, которые находятся в непосредственной близости к большим городам. При этом закон не содержит указание на срок, в течение которого местные муниципалитеты обязаны наложить этот запрет.
Эксперт таким образом выделила вторую причину, по которой не каждый дом получится зарегистрировать.
Также наша собеседница напомнила, что ранее построенные дома на землях сельхозначения должны быть зарегистрированы и поставлены на учет до 1 марта 2026 года, как объекты нового строительства, но при условии соблюдения указанных в законе нормативов для дома. При регистрации уже построенных домов, применяется аналогия дачной амнистии по регистрации нового объекта – уведомление для строительства не требуется, дом оформляется в местном регистрационном органе (Росреестре).
Кадастровый учет и регистрация прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускаются на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (не представляется, если в ЕГРН зарегистрировано право заявителя на данный земельный участок). Наличие уведомлений о планируемом строительстве и об окончании строительства такого объекта недвижимости не требуется. Право выбора порядка оформления указанного объекта недвижимости принадлежит его правообладателю (ч. 12 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 13.08.2019 N 26559-ВА/Д23и; Письмо Росреестра от 08.02.2021 N 13-0775-АБ/21).
До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 12 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 267-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.12.2020 N 404-ФЗ, от 02.07.2021 N 299-ФЗ).
При этом объект недвижимости должен соответствовать установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан, градостроительному регламенту и др. (п. 39 ст. 1 ГрК РФ; ч. 12, 13 ст. 70 Закона N 218-ФЗ; п. п. 3, 3.1 Письма Росреестра от 05.03.2021 N 14-1578-ГЕ/21; Письмо Минстроя России от 05.03.2021 N 5336-ОГ/08).
Земля сельхозназначения – особая. Её могут отобрать по решению суда. Мы задали два вопроса Анне Соловьевой на эту тему.
— В каких случаях земельный участок с домом может быть отобран у фермера?
— Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
В соответствии со ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации. В частности, если происходит один из случаев:
- участок используется не по целевому назначению;
- его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
- на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в п. 2 ст. 222 ГК РФ, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
В этом случае земельный участок в соответствии со ст. 286 ГК РФ подлежит продаже с публичных торгов.
— Как именно отберут ту землю, на которой построен дом? И что будет с домом?
— Как будет происходить изъятие у аграриев земельного участка с расположенным на нем жилым домом, нам только предстоит узнать. На законодательном уровне эта процедура не закреплена, а это значит, что впереди период ошибок, неоднозначных решений, многочисленных обжалований и становления судебной практики.
Полагаю, будущее может развиваться по одному из двух вариантов.
- Первый: межеванием из основного земельного участка будет выделен земельный участок (площадью не более 0,25 % от основного) с находящемся на нем жилым домом. Большая часть земельного участка будет изъята, оставшуюся часть вероятнее всего передадут в аренду фермеру с условием уплаты арендных платежей.
- Второй: полное изъятие земельного участка с расположенным на нем жилым домом. По логике фермеру должны выплатить компенсацию за объект строительства. Здесь вероятнее обложение агрария штрафами за ненадлежащее использование или за использование земельного участка с нарушениями. Верно понимаете, что размер штрафа будет равен размеру компенсации за изъятый дом.
Одно могу сказать точно. Изъятие земельного участка происходит только в судебном порядке, и только на основании решения суда, что предусмотрено действующим законодательством. Не исключаю, что впереди нас ждут новые поправки в Земельный Кодекс РФ, которые закрепят процедуру изъятия у фермеров участка с находящимся на нем жилым домом.
- АПК-органы управления
- ветеринарные препараты, ветеринарные учреждения
- ГСМ, биотопливо
- корма, добавки для животных
- оборудование для АПК, промышленное, весовое
- обучение
- сельхозпроизводители / сельхозпредприятия
- сельхозтехника, запчасти
- семена, посадочные материалы
- средства защиты растений, удобрения
- страхование
- строительные материалы
- финансовые учреждения
- элеваторы, мелькомбинаты
- Аграрные СМИ
Упрощённый порядок ввели в 2006 году и первоначально рассчитывали на 3 года. Однако кадастровые органы не смогли справиться с лавиной обращений, поэтому власти несколько раз продлевали сроки и вносили поправки в законы.
Дачная амнистия 2022 не только увеличивает срок, но и расширяет действие на кадастровую сферу, градостроительный кодекс.
ФЗ№267 действует с августа 2019 г. По закону о дачной амнистии до 2022 года можно бесплатно получить участки в публичной собственности и земли общего пользования в СНТ.
В связи с ситуацией по коронавирусу Госдума рассматривает законопроект о продлении дачной амнистии до 1 марта 2022 года. Ожидается, что упрощённый порядок будет распространяться на жилые и садовые дома, расположенные на участках под садоводство.
А вот на землях без установленного регламента строить жилые дома не получится, так как власти на это разрешения не дают.
Проще всего оформить земельный участок.
С постройками придётся разбираться в нюансах закона. Например, встречается много строений:
- не отвечающих нормам пожарной безопасности
- не соблюдающих отступы от границ
- нарушающих ширину проездов
Как поступать в таких случаях? Кадастровые инженеры ГАИГ разбираются с документами, правилами в каждой ситуации.
Важно понимать, что принятые законы направлены на то, чтобы защитить от аварийного самостроя, легализовать строения для налогов и дать возможность гражданам законно распоряжаться недвижимостью.
Документация для оформления недвижимости включает паспорт владельца и свидетельство о праве.
Владельцу понадобится заплатить пошлину за подачу документов в Росреестр. Услуги кадастрового инженера оплачиваются по договору отдельно, после составления технического задания.
Технический план составляется после обмеров и определения координат строения. Поэтому кадастровые инженеры обязательно выезжают на местность.
Знаем по опыту работы, что разобраться в хитросплетениях дачной амнистии обычным людям бывает очень непросто.
- Поправки, нормы местного законодательства, ограничения вызывают шквал вопросов и желание отложить решение вопроса с недвижимостью в долгий ящик.
- Иногда список документов для регистрации меняется в зависимости от вида собственности, региона и состава объекта владения.
- Сложно разобраться, какие постройки относятся к недвижимости и требуют узаконивания, а какие – нет.
Знания и опыт помогают нам решать самые сложные и запутанные задачи. Мы ответственно заявляем, что проблему можно решить. Приходите к нам, мы поможем решить вопрос, сдвинуть дело с мёртвой точки.
Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2022 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:
- продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
- выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
- выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).
Федеральный закон определяет:
- сроки выделения земли;
- основания для отказа в выделении земли;
- список документов для выделения.
Земельные участки передаются в собственность:
- посредством проведения аукциона;
- продажи земли без процедуры торгов;
- на бесплатной основе.
Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.
Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:
- подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
- обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
- госрегистрация прав на землю;
- определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении аукциона.
Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:
- подготовка лицом схемы участка;
- подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
- проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
- проведение заявителем кадастровых работ;
- кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
- подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
- обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
- получение технических условий подключения к сетям ИТО;
- принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.
По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.
Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:
- для ИЖС;
- ведения ЛПХ;
- ведения дачного хозяйства, садоводства;
- осуществления фермерской деятельности.
Что изменится в законодательстве о недвижимости в 2022 году
Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:
- физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
- физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
- в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.
Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.
Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
Аукцион проходит в несколько этапов:
- подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
- подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
- проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ, передача земли в аренду без проведения торгов возможна в следующих случаях:
- по решению Президента РФ;
- возведение объектов социального и культурного назначения, реализация крупных инвестиционных проектов (перечисленные объекты отвечают критериям, определенным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года №1603);
- строительство объектов государственного и муниципального значения;
- проведение объектов тепло-, электро-, газо- и водоснабжения;
- правообладателям здания, под которым находится участок;
- религиозным организациям;
- для проведения бюджетных строек;
- льготникам, в т. ч. многодетным семьям;
- лицам для ИЖС, ЛПХ и КФХ в отдаленной сельской местности;
- физлицам для сенокошения и выпаса скота;
- переоформление из права бессрочного пользования;
- взамен земли, изъятой для реализации государственных нужд;
- участок образован из ранее предоставленной земли.
Участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок:
- не более шести лет – лицам для ведения ЛПХ и КФХ в МО, установленных законодательством субъекта;
- не более шести лет – лицам для ИХЖ и ЛПХ в МО, работающим по основному месту работы в этих МО по специальностям, определенным законодательством;
- не более десяти лет – малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока для возведения сооружений с целью сохранения традиционного образа жизни.
Прочие случаи описаны в статье 39.10 ЗК РФ.
Договор аренды ЗУ заключается на срок:
- от 3 до 10 лет для строительства и реконструкции сооружений;
- до 9 лет для строительства линейных объектов;
- до 20 лет гражданам для ИЖС и ЛПХ;
- на срок, не превышающий срок договора аренды земли, если выделяется участок, образованный из исходного земельного участка;
- до 49 лет – в прочих случаях.