Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как определить класс водителя при ОСАГО в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Класс – это показатель надежности и уровня вождения автомобилиста для страховых компаний. Чем он выше, тем ниже коэффициент «Бонус-малус». Соответственно, уменьшается стоимость ОСАГО.
Кроме того, цена страховки зависит от:
-
стажа и возраста водителя (чем они выше, тем ниже статистический риск попадания в ДТП и меньше стоимость ОСАГО);
-
региона страхования;
-
типа автомобиля (легковые, грузовые, мотоциклы, автобусы, трамваи и так далее);
-
марки, модели авто, мощности двигателя.
Класс водителя в ОСАГО: таблица 2022 года
Существует 15 классов страхования. Первый обозначается буквой «М», последующие – числами от 0 до 13. Чем выше класс, тем ниже «Бонус-малус», влияющий на цену ОСАГО.
КБМ может как увеличить, так и уменьшить стоимость. Например, полис для водителей самого низкого класса «М» будет стоить в 2,45 раза больше, чем для автомобилистов 3-го уровня. Последние покупают ОСАГО по базовому тарифу.
Классность водителя изменяется каждый год. Показатель зависит от числа аварий. Если страхователь за указанный период не был виновен ни в одном в ДТП и не обращался за выплатами, то его класс повышается на один пункт.
Если водитель был признан инициатором хотя бы одном происшествии, то его «уровень профессионализма» для страховой уменьшается. Данные приведены в таблице класса аварийности, представленной ниже.
Если автолюбитель виновен в четырех или более ДТП (за один страховой год), то его класс опускается до «М».
На следующий год стоимость ОСАГО составит:
было ДТП | новая цена ОСАГО | переплата |
---|---|---|
без аварий | 7512 руб | |
авария с 1 выплатой | 12257 руб | 4745 руб |
авария с 2 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
авария с 3 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
С 2007 года были приняты и стали действительными поправки к закону «Об ОСАГО». Поэтому КБМ больше не прикрепляется к автотранспортному средству, а закрепляется за водителем.
Иными словами, автолюбитель теперь может свободно покупать и продавать автомобили. Это никоим образом не повлияет на размер КБМ. Он напрямую зависит только от того, насколько долго ездит автовладелец без попадания в ДТП.
Впервые оформляющий полис ОСАГО класс страхования получает автоматически. Это начальный класс – 3. При этом его КБМ= 1. В том случае, когда на протяжении всего срока страхования (до 1 года) водитель не попадал в аварии, его класс увеличивается на единицу, становясь равным 4. Тем самым его коэффициент уменьшается на 5%, становясь 0,95. Так продолжается до тех пор, пока значение КБМ не снизится до 0,5 (что относится к 13 классу).
Если после ДТП клиент обратится в компанию за компенсацией, его КБМ вновь поднимется до своего максимального значения – 1, или перешагнет нейтральное значение (1). Максимально он может увеличиться до 2,45.
Следит за назначением и регистрирует коэффициенты Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Каждый раз при оформлении нового полиса, КБМ водителя с новым значением вносится в специальный реестр, объединяющий данные внутри российских регионов.
Зная свой КБМ, каждый автовладелец может самостоятельно просчитать, во сколько ему обойдется приобретение автогражданки у той или иной страховой компании. Это полезно знать, чтобы избежать мошенничества со стороны недобросовестных страховщиков.
Как определить класс страхования ОСАГО в 2022 году
Не только КБМ оказывает влияние на стоимость ОСАГО. Водительский класс формируется под влиянием целого ряда факторов.
На него прямо либо косвенно повлияет:
- Величина базовой ставки, которую государство назначает для каждого типа транспортного средства (легковой автомобиль, автобус и т.д.).
- Место регистрации клиента, так как в каждом регионе действует своя статистика ДТП.
- Марка автотранспортного средства (для каждой из них рассчитана определенная частота попадания в ДТП).
- Возраст клиента: чем старше, тем опытнее считается водитель.
- Стаж вождения: чем он выше, тем больше скидка.
- Число вписанных в страховку лиц: чем их больше, тем выше повышающий коэффициент.
- Статистика ДТП данного клиента.
Чтобы купить полис ОСАГО, необходимо произвести расчет КБМ. Это нужно водителю и страховщику.
Для этого потребуется водительское удостоверение, по которому определяется стаж вождения. Поскольку все мы регулярно обновляем свои удостоверения по истечении срока их действия, каждое новое содержит информацию из старого.
По закону стаж вождения определяется не с того момента, когда человек впервые сел за руль автомобиля. Отсчет ведется от даты оформления его первого в жизни водительского удостоверения. Поэтому часто реальный стаж вождения выше номинального, но для страховщика это не имеет значения.
С увеличением числа аварий на счету водителя, его коэффициент бонус-малус увеличивается, а класс повышается.
Максимальный водительский класс – М, которому соответствует коэффициент КБМ=2,45. Всего на данный момент существует 15 классов водителей, из которых нейтральный – третий. Он присваивается впервые получающему полис автогражданки водителю. Достигнув 13 класса, клиент сможет покупать страховку ОСАГО с максимальной скидкой 50%, так как его КБМ составит 0,5.
Всем владельцам автотранспортных средств полезно знать, как узнать класс водителя ОСАГО онлайн. Государство утвердило единую таблицу присвоения классов, которая учитывает количество дорожно-транспортных происшествий с участием данного автовладельца за истекший год. По ней можно легко определить, каков будет класс, присваиваемый клиенту при следующем расчете стоимости страхования.
Можно воспользоваться для расчета и онлайн-ресурсами, например, сайтом РСА. Простой калькулятор, расположенный здесь быстро определит класс автовладельца и размер его КБМ.
Чтобы получить данные, занесенные в единый реестр, необходимо заполнить онлайн-форму и внести в нее следующие данные:
- фамилия с именем и отчеством водителя или наименование юридического лица.
- Число водителей, которые были допущены к управлению транспортным средством водителей.
- Дату начала действия страховки ОСАГО.
- фамилии с именами и отчествами, датами рождения и номерами водительских удостоверений допущенных к управлению транспортным средством лиц.
- Если оформляется полис без ограничения числа водителей, то указываются не только данные клиента, но и VIN, а также регистрационный номер транспортного средства.
- Юридические лица должны указывать свой ИНН, VIN и государственные знаки страхуемых ими транспортных средств.
Если все данные внесены верно без ошибок, то после нажатия кнопки «Пуск» будет сразу же получен искомый коэффициент. Но бывает, что в ответ на запрос появляется ответ: «запрашиваемый коэффициент не найден».
Такой результат может быть, когда:
- Страхование оформляется водителем или юридическим лицом впервые.
- При введении запроса была допущена ошибка со стороны запрашивающего, либо со стороны того страховщика, который последний раз вносил данные в реестр об этом клиенте.
При обнаружении любых ошибок, следует немедленно составить официальный запрос и отправить его в адрес руководства РСА. К запросу прилагаются копии полисов за предшествующие периоды.
При смене страховщика можно столкнуться с ошибочным определением коэффициента. В тех случаях, когда автовладелец уверен в размере КБМ, но в ответ на запросы получаете ошибочные данные, а компания-страховщик отказывается исправлять допущенную ошибку, следует обращаться в прокуратуру с соответствующим заявлением.
В заявлении в прокуратуру необходимо включить:
- Суть предъявляемой претензии: перечислить ваши права, нарушенные страховщиком.
- Описание обстоятельств выявленного нарушения.
- Просьбу принять меры к страховщику, а также возбудить дело в отношении указанных в заявлении лиц, допустивших ошибку.
- Персональные данные заявителя, его контактный номер телефона.
Срок рассмотрения заявления – 1 месяц.
Как показывает практика, отправления заявления в прокуратуру достаточно для того, чтобы страховщик очень быстро устранил ошибку.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайки. Оставляйте комментарии, делитесь своим опытом и историями. Не забудьте поделиться информацией в социальных сетях. Подписывайтесь на обновления и всегда узнавайте новости из мира страхования первыми.
Если у вас остались вопросы, непременно задайте их нашему онлайн-юристу. Запишитесь на бесплатную консультацию в соответствующей форме.
Как считается коэффициент бонус-малус
Причин для ошибочного снижения класса бывает несколько:
- Технические сбои в системе, в результате чего она теряет сведения о водителе, либо по ошибке понижает его рейтинг.
- Человеческий фактор, когда сотрудники страховой компании допускают ошибки при внесении данных о водителе в систему КБМ.
- Замена прав или изменение паспортных данных водителя. В этих случаях система не может автоматически идентифицировать его, и присваивает начальный 3-й класс, как впервые застрахованному человеку.
- Задержка при внесении информации о клиенте в систему «бонус-малус» страховщиком. Возникает по техническим причинам, или из-за нерасторопности сотрудников компании-автостраховщика.
Ваш стаж (полных лет)
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10+
Если у вас было ДТП
Результат может отличаться в зависимости от наличия ДТП по вашей вине.
После первого года действия ОСАГО у застрахованного водителя не было аварий. При расчете нового договора страховщик использует 4 класс, которому соответствует скидка 5%.
Для определения выполняется несколько простых шагов:
- Смотрится по таблице класс по полису ОСАГО, у которого заканчивается срок действия и необходимо продлить. В данном случае он равен 3 классу.
- После в верхнем разделе таблице определяется количество ДТП по вине застрахованного. Согласно приведенному примеру клиент управлял машиной без аварий.
- По столбику вниз следует опуститься до класса, который действовал на момент страхования и посмотреть новый. В нашем случае – это 4 класс.
- Посмотреть первый столбец таблице, где видно, что 4 классу соответствует коэффициент 0,95. Простыми словами, за год без аварий клиент получил бонус в размере 5%.
Клиент проездил год и по ранее оформленному бланку у него был 11 класс. За весь срок действия страховки водитель стал виновником аварии три раза. При оформлении автогражданки на новый срок страховщик использует КБМ равный 1,55. Получается, ни о каком бонусе не может быть и речи. Наоборот, предусмотрен повышающий.
Для расчета выполняется несколько простых шагов:
- Смотрится по таблице класс, который был у водителя на момент ранее купленного договора. В нашем случае это 11 класс.
- После по верхней таблице определяется количество случаев. Данный водитель 3 раза был виновником аварии.
- Находясь на столбце с количеством аварий спуститься вниз до строчки с действующим классом и смотрится новый. В нашем примере это 1 класс аварийности.
- В первом столбце таблицы определяется новый показатель, который равен 1 КБМ. Клиент получает повышающий в размере 1,55. Получается, застрахованный участник движения на 55% переплатит от базовой стоимости договора за свою аварийность.
Страховой полис ОСАГО — это обязательный документ любого водителя. Не допускается управление авто без соответствующей страховки. Получают полис через любую страховую компанию, которая имеет соответствующую лицензию и предлагает такие страховые услуги.
На сумму страховки влияет ряд факторов. Это и водительский стаж, и возраст, и марка транспортного средства. Есть даже дополнительная скидка или надбавка за вождение без аварий и нарушений. Например, если водитель в прошлом году ни разу не воспользовался страховкой, то есть не попадал в аварии, то для него стоимость ОСАГО существенно снижается. И наоборот. Если за прошедший год за автолюбителем числились аварийные случаи, то коэффициент увеличит сумму страхования.
Следовательно, коэффициент напрямую влияет на конечную цену ОСАГО. Он определяется в зависимости от наличия страховых случаев в прошедшем страховом периоде.
Коэффициенты определяются в прямом отношении к количеству страховых случаев. Чем чаще автолюбитель обращается в страховую компанию за выплатами, тем выше его коэффициент аварийности. А следовательно, и выше стоимость страховки. Если водитель продолжительное время не обращался за страховыми премиями, не допускал оплошностей на дороге и не становился участником ДТП, следовательно, ему положена скидка. И чем больше период безаварийности, тем выше бонусы.
По сути, расчет коэффициента бонус-малус по ОСАГО производится на основании присвоенного класса водителя. Затем уже учитывается количество аварий и страховых случаев.
Например, за один год вождения без аварий покупателю ОСАГО причитается скидка в 5%. Дисконт начисляется нарастающим итогом. Максимальное значение скидки — 50%, при которой КБМ равен 0,5. Это нижняя позиция бонус-малус ОСАГО, таблица актуальных значений приведена ниже.
Наличие страховых случаев увеличивает стоимость страховки. Максимальная сумма накрутки составляет 145%, КБМ равен 2,45.
Водителю, который заключил договор впервые, присваивается класс 3, для которого КМБ равен 1. Рассчитывать на скидки не стоит. Но и ждать надбавки к цене тоже не придется.
Актуальные значения для бонус-малус: таблица на 2020 год.
Класс |
КБМ |
Удорожание или скидка |
Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО |
||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Присваиваемый класс |
|||||||
M |
2,45 |
145% |
0 |
M |
M |
M |
M |
0 |
2,3 |
130% |
1 |
M |
M |
M |
M |
1 |
1,55 |
55% |
2 |
M |
M |
M |
M |
2 |
1,4 |
40% |
3 |
1 |
M |
M |
M |
3 |
1 |
нет |
4 |
1 |
M |
M |
M |
4 |
0,95 |
5% |
5 |
2 |
1 |
M |
M |
5 |
0,9 |
10% |
6 |
3 |
1 |
M |
M |
6 |
0,85 |
15% |
7 |
4 |
2 |
M |
M |
7 |
0,8 |
20% |
8 |
4 |
2 |
M |
M |
8 |
0,75 |
25% |
9 |
5 |
2 |
M |
M |
9 |
0,7 |
30% |
10 |
5 |
2 |
1 |
M |
10 |
0,65 |
35% |
11 |
6 |
3 |
1 |
M |
11 |
0,6 |
40% |
12 |
6 |
3 |
1 |
M |
12 |
0,55 |
45% |
13 |
6 |
3 |
1 |
M |
13 |
0,5 |
50% |
13 |
7 |
3 |
1 |
M |
Работать с таблицей предельно просто:
- Первая графа — это уровень водителя, который присваивается застрахованному лицу. Проверьте класс водителя на сайте РСА. Информацию о классе уточняйте в страховом договоре. Некоторые компании прописывают такие сведения отдельно. А вот остальные источники считаются недостоверными.
- Вторая графа — это непосредственное значение КБМ. Определяется в зависимости от присвоенного уровня водителя.
- Третья графа определяет размер скидки или надбавки к конечной стоимости полиса. Исходя из этого значения, можно рассчитать бонус-малус и стоимость полиса.
- Четвертая графа — это значение класса, который присваивается при определенном количестве страховых случаев при следующем заключении договоров.
Страховую компанию интересуют только страховые случаи и фактические выплаты премий. То есть если небольшая авария не была зарегистрирована в ГИБДД и гражданин не обращался за страховкой, то такие случаи не влияют на КБМ — коэффициент бонус-малус.
В расчете учитываются только оформленные ДТП, повлекшие за собой страховые выплаты, то есть расходы компании. Каждый случай значительно снижает класс водителя. Например, одна аварийная ситуация отбрасывает автовладельца сразу на несколько позиций. А это приводит к удорожанию полиса.
За каждый год вождения без страховых случаев автолюбитель может рассчитывать на 5% скидки. Определите конечную стоимость полиса и сумму накрутки или дисконта самостоятельно. Для этого сумму коэффициента вычтите из единицы и переведите полученный результат в проценты.
Пример.
Водителю присвоен класс 9. Это КБМ 0,7. Рассчитываем скидку:
(1 — 0,7) × 100% = 30%.
Следовательно, при заключении договора ОСАГО гражданин получить 30% скидку на стоимость страховых услуг.