Ответственность безработного за нарушение законодательства о занятости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность безработного за нарушение законодательства о занятости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

18.08.2020 Обычная важность


Центр занятости населения – это посредник между работником и работодателем, помогает им найти друг друга. Основной показатель, по которому определяют возможность получения статуса безработного, это отсутствие ежемесячного дохода. Права, гарантии и обязанности безработных установлены законом Российской Федерации «О занятости населения в РФ». Официально безработный — это не любой человек, который не работает, а только тот, кого служба занятости не смогла трудоустроить и поставила на учет.

Новосибирской области

09.07.2018 Обычная важность


Правовой статус безработного, его права и обязанности закреплены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации»

В соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам выплату пособий по безработице в период поиска работы, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, выплату стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Большинство граждан, получающих пособие по безработице, как правило, добросовестно пользуются предоставленными им правами и выполняют свои обязанности. Однако в практике работы службы занятости нередки случаи предоставления гражданами недостоверных сведений о себе, сокрытия факта трудоустройства или других обстоятельств, влияющих на размер, продолжительность выплаты пособия по безработице или возможность его назначения. К случаям получения пособия по безработице обманным путем относятся:

  • предоставление справки с завышенным средним заработком;
  • сокрытие гражданином факта занятости при постановке на учёт в качестве безработного либо в период получения пособия по безработице;
  • предоставление поддельных документов – трудовой книжки с поддельными записями; документов, оправдывающих неявку в установленный срок на прохождение очередной перерегистрации (например, поддельный лист временной нетрудоспособности) и т.п.;
  • сокрытие факта назначения пенсии, обучения по очной форме в различных учебных заведениях и других обстоятельств, которые влияют на возможность получения пособия по безработице.

В соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам выплату пособий по безработице в период поиска работы, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, выплату стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Большинство граждан, получающих пособие по безработице, как правило, добросовестно пользуются предоставленными им правами и выполняют свои обязанности. Однако в практике работы службы занятости нередки случаи предоставления гражданами недостоверных сведений о себе, сокрытия факта трудоустройства или других обстоятельств, влияющих на размер, продолжительность выплаты пособия по безработице или возможность его назначения. Иногда состоящий на учете безработный гражданин, считает, что если он работает без оформления, то он имеет полное право быть зарегистрированным в качестве безработного и работать. Но это является большим заблуждением и неисполнением Уголовного Кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», нарушение которых влечет за собой уголовную и административную ответственность.

Под попыткой получения либо получением пособия по безработице, стипендии, досрочной пенсии, материальной помощи и иных социальных выплат обманным путём следует понимать такие действия гражданина, в результате которых у него появляется возможность незаконно получать выплаты за счёт федерального бюджета.

министерства труда и социального развития Краснодарского края

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные законодательными актами РФ. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту.

Приостановление выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев применяется как мера ответственности за невыполнение безработным обязанности по рассмотрению двух подходящих вариантов работы, предлагаемых органами службы занятости населения, отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ и др. (п.3 ст.35 ФЗ «О занятости населения в РФ»).

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях: неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Существует категория гражданин, желающих получать пособие по безработице, но которые в соответствии с ФЗ «О занятости населения в РФ» не имеют права на регистрацию в органах службы занятости в качестве безработных и соответственно на получение пособия по безработице. В эту категорию входят граждане, указанные в ст. 2 ФЗ «О занятости населения в РФ» (работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и др.).[17]

То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т. д.[18] Вопрос о привлечении к уголовной ответственности решает суд. При вынесении приговора одновременно решается вопрос о возмещении материального вреда, причиненного государству. В случае попытки получения пособия по безработице обманным путем, согласно п.2 ст.35 ФЗ «О занятости населения в РФ», прекращается выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Юридическая обязанность — это мера должного поведения обязанного субъекта, т.е. обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит», что подчеркивает неразрывность прав и обязанностей личности.

В случае же нарушения норм права наступает юридическая ответственность — негативное воздействие государства на правонарушителя. Таким образом, юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

В судебной практике много дел с наложением крупных штрафных санкций, связанных с начислением финансовой помощи по безработице в результате обмана и недействительных документов.

1. Уволившись с фермы, Елена встала на учет на бирже. На время поиска работы ей назначили пособие в размере восемь тысяч девятьсот рублей.

Через два месяца Елене нашла работу, но не сообщила об этом работникам биржи, продолжая получать гос.помощь. Общая сумма начислений составила сорок пять тысяч рублей.

Желание получать пособие с помощью обмана обернулось для нее возвратом денег в сумме пятьдесят пять тысяч рублей и штрафом — сто девяносто тысяч рублей.

2. Михаил, будучи безработным, вышел на досрочную пенсию, но по незнанию не уведомил об этом биржу труда. В результате образовалась переплата — сорок две тысячи рублей. Суд обязал его вернуть долг и возместить штраф восемьдесят четыре тысячи рублей.

  • с недостоверной информацией, предоставляемой в Центр занятости населения;
  • с сокрытием информации или несвоевременным уведомлением Службы занятости о трудоустройстве.

Недобросовестные люди разработали четыре способа мошенничества.

1. Уволившись с основной работы, и получив об этом запись в трудовой книжке, гражданин обращается на биржу с целью признания его безработным и получения пособия.

  • Мошенники могут скрыть информацию о наличии другой работы по договору ГПХ, так как записи в трудовой книжке нет. Таким образом, человек не признается безработным, а назначенное и выплаченное пособие незаконным.
  • Иногда граждане вводят в заблуждение сотрудников ЦЗН, предъявляя поддельные документы: недействительные дубликаты трудовых книжек или справки о зарплате для получения социального пособия с завышенными суммами.

2. Признанный безработным, человек трудоустраивается, регистрируется, как частный предприниматель или поступает на дневное отделение в учебное заведение. Но скрывает этот факт либо вовремя не уведомляет биржу, чтобы и дальше получать поддержку от государства.

3. Мошенник досрочно уходит на пенсию, а этот статус также является причиной прекращения выплат по безработице. Если эта информации скрыта от работников биржи, то начисленные средства с момента выхода на заслуженный отдых — недействительны.

4. Безработный предъявляет поддельный документ, оправдывающий его неявку на перерегистрацию в установленную дату. Такие лица не признаются безработными и не претендуют на поддержку государства.

Штрафные санкции и возврат полученного пособия

  • Взыскание полной суммы пособия, полученного обманным путем (статья 1102 ГK PФ).
  • Привлечение к административной ответственности. Так как по статье 7.27 KоAП действия расцениваются, как причинение имущественного ущерба. На нарушителя накладываются штрафные санкции в размере до 5-тикратной стоимости ущерба, но не меньше 5 тысяч рублей.
  1. Снять обманщика с учета в Службе занятости.
  2. Прекратить выплату средств.
  3. Предложить добровольно вернуть переплату.

Пункт 5.2. Приказа Федеральной службы по труду и занятости № 302 от 08.08.2005 обязывает руководителя биржи труда ставить в известность правоохранительные органы о таких случаях. Это является обязательным, даже если человек вернул всю сумму переплаты.

Права и обязанности безработных граждан

  • Отключение электроэнергии в правобережье
  • Отключение электроэнергии в левобережье
  • Отключение электроснабжения за неуплату

Уважаемые клиенты Службы занятости! Обращаем ваше внимание! С 1 января 2022 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2022 года года №1940, регламентирующее размеры максимальной и минимальной величин пособия по безработице на 2022 год.

Ссылка для ознакомления

«Я стою на учете в центре занятости г. Ирбита, а проживаю в Екатеринбурге. Можно ли будет перерегистрироваться в качестве безработного дистанционно? Ехать к ним на перерегистрацию для меня затратно».

В начале апреля 2020 г. Правительство предусмотрело возможность дистанционного режима работы центров занятости населения из-за пандемии коронавируса. Дистанционный формат работы предполагает электронную регистрацию безработных с помощью портала «Работа в России» и оформление пособий по безработице через личный кабинет на портале госуслуг. То есть гражданам не нужно предоставлять копии трудовой книжки, приказ об увольнении, справки о среднемесячном заработке от предыдущего работодателя. Необходимые сведения центры занятости получают из государственных информационных систем. Кроме того, до 8 апреля прошлого года граждане, стоявшие на учете в центре занятости, должны были соблюдать условия перерегистрации в качестве безработных: посещать центр занятости в назначенный день, каждый раз предъявлять инспектору центра трудовую книжку и удостоверение клиента службы занятости. Однако после введения Правительством временных правил у граждан появилась возможность проходить перерегистрацию в качестве безработных и получать направления на новую работу в режиме онлайн. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2021 г. № 1278 срок действия этих временных правил был продлен до 31 декабря 2021 г. Поэтому перерегистрация онлайн по-прежнему возможна.

Вместе с тем правила перерегистрации в качестве безработного во время очного приема сохранены и действуют, если на момент перерегистрации не введены ограничения, которые этому препятствуют. В случае если в центре занятости вам назначили личную встречу, но явиться на нее вы не сможете, нужно сообщить об этом сотрудникам центра. Можно обратиться к ним с просьбой изменить очную форму перерегистрации на онлайн в связи с продлением временных правил перерегистрации безработных граждан.

При нарушении условий и сроков перерегистрации возможна приостановка выплаты пособия по безработице начиная со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию. Выплата пособия прекращается в случае длительной, более месяца, неявки в центр занятости без уважительных причин.

Наличие уважительной причины пропуска дня очной или онлайн-перерегистрации должно быть подтверждено документами. Такими документами могут быть:

  • листок нетрудоспособности;
  • документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу, военных сборов или участия в мероприятиях, связанных с подготовкой к военной службе;
  • документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
  • документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;
  • документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке в центр занятости населения;
  • документы, подтверждающие факты противоправных действий третьих лиц, препятствующие явке в центр занятости населения;
  • документы, подтверждающие смерть близких родственников (свидетельство о смерти и документы, подтверждающие родство);
  • документы, подтверждающие выезд из места постоянного проживания в связи с обучением в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очно-заочной и заочной формам обучения;
  • решение суда по заявлению гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, или безработного гражданина об установлении факта наличия уважительной причины неявки в государственное учреждение службы занятости населения.

Если вы не смогли явиться в центр занятости из-за того, что проживаете в другом городе, можно обратиться в суд с просьбой признать причину неявки уважительной. Но если вы переехали, лучше заново встать на учет в центре занятости по месту регистрации. Сотрудники центра будут предлагать работу именно по месту регистрации. При этом законодательство допускает возможность зарегистрироваться в качестве ищущего работу в любом центре занятости населения по временной регистрации (регистрация по месту пребывания). В таком случае вам будут содействовать в поисках работы, но без выплаты пособия по безработице.

Каждая крупная организация обязана соблюдать квоту по приёму на работу сотрудников с инвалидностью. Это необходимо, чтобы инвалиды не были ущемлены в своих трудовых правах.

Квота для приёма в организацию людей с ограниченными возможностями зависит от среднесписочной численности работников (СЧР):

Да, имеет.

Статьей 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) определены гарантии государства в реализации права граждан на труд.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации, в том числе гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

В целях реализации данной гарантии органами службы занятости оказывается, в том числе государственная услуга по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников (абзац второй подпункта 3 пункта 1 статьи 7.1. Закона о занятости).

Названная государственная услуга оказывается органами службы занятости в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 г. № 513 (зарегистрировано в Минюсте России 6 сентября 2006 г. № 8219).

Для постановки на учет в центре занятости населения необходимы следующие документы:

1. Заявление-анкета о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

Заявление-анкета заполняется разборчиво от руки, на русском языке. При заполнении заявления-анкеты не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы на содержащиеся в заявлении-анкете вопросы должны быть конкретными и исчерпывающими. Заявление-анкета заверяется личной подписью гражданина.

2. Паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, — граждане Российской Федерации;

документы, удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, — иностранные граждане;

документы, удостоверяющие личность, — лица без гражданства.

Документы, составленные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально удостоверены.

3. Трудовая книжка или документ, ее заменяющий, — кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших)

Дополнительно для подтверждения опыта работы по профессии (специальности) можно представить трудовые договоры, служебные контракты, договоры гражданско-правового характера.

4. Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), представляют документ об образовании.

5. Индивидуальная программа реабилитации инвалида — граждане, являющиеся инвалидами.

6. Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы — кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших).

Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (скачать)- кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 года № 926 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год» с 1 января 2010 г. минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.

С 1 января 2009 г. сняты ограничения по размеру пособий по безработице для уволенных по собственному желанию без уважительных причин.

Таким образом, размер пособия по безработице гражданам, уволенным по собственному желанию устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (при условии, что они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

города Севастополя

В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» безработными не могут быть признаны граждане, в том числе не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных. Следовательно, центр занятости населения по месту жительства гражданина принимает законное и обоснованное решение об отказе в признании безработным. Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 вышеуказанного Закона, безработными признаются трудоспособные граждане…..

На основании пункта 4 статьи 3 Закона граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными. То есть, гражданин имеет право повторно обратиться в целях поиска подходящей работы (для последующей регистрации в качестве безработного в случае нетрудоустройства) через месяц со дня вынесения решения об отказе (приказ), с которым должны ознакомить в центре занятости населения под роспись.

Листок временной нетрудоспособности является уважительной причиной в случае неявки для перерегистрации в качестве безработного, а в данном случае гражданин такого статуса еще не получил в соответствии с требованиями законодательства.

Кроме того, сообщаем, что в соответствии с законодательством о социальном страховании (Федеральный закон № 255-ФЗ) гражданин имеет право на оплату периода временной нетрудоспособности у бывшего работодателя по предъявлению ему листка временной нетрудоспособности. Оплата производится всем лицам независимо от основания увольнения, если временная нетрудоспособность наступила в течение одного месяца со дня увольнения. Размер выплаты по листку временной нетрудоспособности для этих граждан составляет 60 процентов их среднего заработка.

В связи с вышеизложенным, пособие по безработице будет назначено при повторном обращении гражданина в случае нетрудоустройства.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина.

ЦЗН выделяет несколько случаев, которые считаются «получением пособия обманным путем».

Самый распространенный случай – сокрытие занятости. Часть граждан делают это сознательно, оправдывая это тем, что пособие невелико, кто-то делает это бессознательно. Например, заключают договор ГПХ.

Так недавно Центр занятости населения в Верхнем Уфалее сообщал: «Гражданка Л. обратилась в центр занятости населения в конце 2016 года, через три дня после обращения трудоустроилась и не сообщила об этом своему инспектору, в установленный срок была признана безработной, ей было назначено пособие по безработице. Она посещала службу занятости в установленное инспектором время, получала пособие по безработице, при этом так и не сообщила о своем трудоустройстве. В 2017 году в центр занятости населения поступил звонок. По телефону сообщили, что гражданка Л., состояла на учете, одновременно работала. Факт мошенничества был доказан правоохранительными органами. Назначено наказание в виде исправительных работ сроком на восемь месяцев с удержанием 10% из заработной платы в доход государства и возмещение ущерба в пользу Центра занятости в полном объеме».

Ответственность безработного за нарушение законодательства о занятости

С точки зрения действующих нормативно-правовых норм, трудоспособность физического лица представляет собой его возможность полноценно заниматься профессиональной деятельностью, без ущерба собственному здоровью. На наличие трудоспособности также может влиять и возраст. Например, если человеку еще не исполнилось 16 лет, он не сможет быть признан безработным гражданином, так как данный возраст отведен государством для прохождения соответствующего обучения.

Что касается иных категорий граждан, которым не может быть присвоен статус безработного лица, сюда можно отнести:

  • пенсионеров, которые уже получают регулярный доход в виде ежемесячных выплат от государства;
  • граждан, которые также вышли на пенсию, но не по причине достижения определенного возраста, а на основании достижения необходимого трудового стажа;
  • физических лиц, которые рано ушли на пенсию, по причине длительной трудовой деятельности в опасных либо вредных условиях.

Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.

Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.

С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.

К безработным гражданам в нашей стране могут быть отнесены следующие физические лица:

  • молодые специалисты, которые недавно окончили свое обучение и не могут найти подходящего места работы по профилю, по причине отсутствия соответствующего опыта;
  • физические лица, которым недавно, по каким-либо причинам, пришлось покинуть последнее место работы и которые не могут найти новую, подходящую организацию;
  • работники, чье увольнение произошло на основании появления особых обстоятельств, например, из-за полной ликвидации организации либо по причине проведения работодателем вынужденных массовых сокращений;
  • сотрудники, которые потеряли свое постоянное место работы, на основании признания работодателя банкротом в судебном порядке.

Все вышеуказанные категории граждан будут обладать законным правом на обращение в уполномоченную организацию, с целью оформления пособия по безработице. При этом в их обязанности будет входить представление всех необходимых документов, для подтверждения факта отсутствия постоянной занятости и дохода.

Сам факт постановки безработного лица на официальный учет в Центр занятости вовсе не означает, что теперь гражданину не нужно будет искать будущего места работы. Это все равно нужно будет делать, хотя бы для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойное существование. Что касается специалистов из уполномоченной организации – они также будут активно содействовать поиску подходящей работы для своего клиента. При этом должны учитываться следующие факторы: имеющееся у гражданина образование, существующий стаж и опыт, квалификация и т.д.

Иногда сотрудники Центра занятости могут предложить безработному дополнительные курсы повышения квалификации или получение определенного образования. В таком случае, на время обучения, гражданин будет получать не пособие по безработице, а стипендию, установленную учебным заведением.

Безработные граждане спрашивают…

Безработица – это трагедия и безработного, и членов его семьи. выходят за пределы материального достатка. При долгом отсутствии работы теряется квалификация и становится невозможным найти профессию по специальности.

Отсутствие источника существования приводят к потере самоуважения, снижению моральных принципов и другим отрицательным последствиям.

Существует прямая зависимость между ростом психических, сердечнососудистых заболеваний, самоубийств, убийств и большим уровнем безработицы.

Теперь официально безработному нужно посещать центр занятости в установленные сроки, но не более двух раз в месяц, продолжил юрист Владислав Ким. Дату первой явки назовут в день постановки на учёт в качестве безработного, затем даты будут назначать при каждом посещении.

Пособие официальному безработному будут начислять с того дня, когда он получил этот статус, на протяжении всего периода официальной безработицы ежемесячно (при условии регулярной явки и перерегистрации). Выплачивать авансом его не станут.

    Трудовой кодекс Республики Беларусь. Основные признаки понятия безработного. Деятельность районных служб занятости и социальной защиты. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных. Назначение пособия по безработице.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2012

    Понятие безработного гражданина, его права и обязанности. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице. Определение размера пособий. Пути совершенствования законодательства о защите граждан от безработицы. Социальная поддержка безработных граждан.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства. Понятие пособия по безработице и условия регистрации безработного. Порядок определения размера пособия по безработице, условия и сроки его выплаты, сокращения или приостановления.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития. Сфера деятельности органов социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Ведомства.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Теоретические аспекты исследования правовых вопросов социальной защиты граждан, имеющих детей. Социальная защита как система мероприятий. Положение детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. Социальные пособия семьям в Астраханской области.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Государственные и негосударственные организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации: льготы, доступное здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение в РФ. Добровольное социальное страхование и благотворительность.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2011

    Понятие, сущность и правовые основы социальной адаптации безработных. Анализ социальной адаптации безработных как государственной услуги в Белгородской области. Исследование мероприятий по социальной адаптации безработных в период массовой безработицы.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2010

    Основные гарантии безработным. Условия получения статуса безработного в Российской Федерации. Общие требования к подходящей работе. Гарантии для ищущих работу лиц. Государственная поддержка граждан. Пособие по безработице. Период выплаты пособия.

    реферат , добавлен 11.01.2014

    Право на социальное обеспечение как одно из социально-экономических прав человека. Порядок назначения пособия по безработице. Прекращение и приостановка выплаты пособия по безработице. Признание гражданина инвалидом, установление группы инвалидности.

    контрольная работа , добавлен 11.08.2016

    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства. Порядок регистрации безработного. Определение размера пособия по безработице, условия и сроки его выплаты. Сокращение, приостановление и прекращение выплаты пособия по безработице.

  • Кто имеет право на получение финансовой помощи?
  • Условия для получения материальной помощи от службы занятости
  • Периодичность и сроки получения помощи по безработице
  • Размер материальной помощи от службы занятости
  • Документы для получения государственных выплат
  • Заполнение заявления на получение финансовой компенсации

Для граждан, которые временно не имеют работы либо проходят профессиональную подготовку от центра занятости, предусмотрена материальная помощь безработным. В эту категорию людей попадают и люди, которые проходят курсы повышения уровня квалификации по направлению из данной организации. Выплаты денежного пособия осуществляются за счет федерального бюджета, то есть той его части, которая имеется в распоряжении ЦЗ.

Получить денежную поддержку может каждый безработный, который согласен с выполнением всех условий, предусмотренных Российским Законодательством. Кроме того, гражданин должен подходить по всем критериям.

В первую очередь высчитывается доход на каждого члена семьи.

Если общая прибыль семьи, разделенная на каждого человека, не превышает прожиточного минимума, безработному, обратившемуся в службу занятости, положена финансовая поддержка.

Ответственность граждан за незаконное получение пособия по безработице

1. Квотирование рабочих мест

Это определение органами МСУ в процентном отношении среднесписочной численности организации минимального количества рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве: инвалидов; лиц предпенсионного возраста; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников образовательных учреждений; одиноких, многодетных родителей; несовершеннолетних; беженцев; вынужденных переселенцев; лиц, уволенных с военной службы и членов их семей; лиц, продолжительное время не имевших работы.

3. Оказание материальной поддержки (оплата коммунальных услуг, питание, обеспечение услугами здравоохранения и др.)

4. Компенсация затрат в связи с переездом в другую местность по направлению службы занятости

5. Выплата пособия по временной нетрудоспособности

6. Оплата отпуска по беременности и родам, а также иных отпусков, связанных с рождением либо усыновлением ребенка

7. Пособие по безработице

Выплачивается гражданам, признанным в законном порядке безработными. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Работники, уволенные по сокращению численности или штата либо по ликвидации организации, получают выходное пособие в течение определенного времени (ст. 178 ТК). По окончании выплаты выходного пособия безработным будет выплачиваться пособие по безработице.

По общему правилу, продолжительность выплаты пособия не должна превышать 12 месяцев. Пособие состоит из основной части, надбавок на иждивенцев, районного коэффициента и прочих доплат.

Согласно законодательству Российской Федерации, безработным может быть признан трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка и обратившийся в службу занятости по месту проживания. Регистрации в качестве безработных подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.

По общему правилу, для постановки на учет в качестве безработного гражданин должен предоставить в службу занятости паспорт; трудовую книжку; документ, подтверждающий квалификацию; справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Для инвалидов и лиц, впервые ищущих работу (ранее никогда не работавших) данный перечень несколько изменен. Также гражданином могут быть предоставлены документы, заменяющие паспорт и трудовую книжку.

В настоящий момент законодательно закреплены следующие виды выплат:

1) Пособие по безработице . Выплачивается гражданам, зарегистрированным в качестве безработных и имевшим оплачиваемую работу на условиях полного рабочего дня на протяжении 26 недель в течение 12 месяцев до начала периода безработицы. В случае, если безработный гражданин в течение того же периода имел оплачиваемую работу на условиях неполного рабочего дня, протяженность периода работы на условиях неполного рабочего дня должна составлять 26 недель в пересчете на полный рабочий день.

Максимальный срок получения пособия по безработице составляет 24 месяца.

Размер пособия по безработице рассчитывается в зависимости от заработка безработного гражданина в последние 3 месяца работы на последнем месте работы: на первые 1-3 месяца — 75% среднемесячного заработка, 4-7 месяцы — 60% среднемесячного заработка, 8-12 месяцы — 45% среднемесячного заработка, 13-24 месяцы — в минимальном размере, установленном Правительством РФ (Закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1).

При этом Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 г. N 1382) установлены минимальная и максимальная величина пособия по безработице, что составляет в 2015 году:

минимальная величина пособия — 850 рублей,

максимальная величина пособия — 4 900 рублей.

Все выплаты, а также минимальная и максимальная величина пособия по безработице увеличиваются на размер районного коэффициента, в случаях, когда он применим.

2) Стипендия, выплачиваемая гражданам в период профессионального обучения или получения дополнительного образования по направлению органов занятости. По общему правилу, гражданам, соответствующим требованиям к выплате пособия по безработице, при этом уволенным в течение 12 месяцев, предшествующих началу обучения выплачивается стипендия в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца работы. Данный порядок отличен для лиц:

➢ впервые ищущие работу — такие лица получают стипендию, равную минимальному размеру пособия по безработице;

➢ потерявших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в таком случае гражданин, направленный на обучение, будет получать 100% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца работы. Как и в случае с пособием по безработице, любая выплата увеличивается на размер районного коэффициента.

Постановка на учет осуществляется в Центре Занятости по месту регистрации соискателя. Человек должен принести с собой документы, перечень которых зависит от наличия или отсутствия у него рабочего стажа.

Для тех, кто работал:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • диплом;
  • документ о среднем заработке (за последние 3 месяца работы);
  • для инвалидов – реабилитационная программа.

Для тех, кто не работал раньше, не имеет специальности:

  • паспорт;
  • диплом или другой документ об образовании;
  • для инвалидов – реабилитационная программа.

Решение о поставке человека на учет в статусе безработного принимается не позднее 11 дней с момента обращения, в случае если Центр Занятости пока не может предложить человеку подходящую ему вакансию.

Объем прав безработных реализуется в предоставленных им гарантиях. Исчерпывающий перечень представлен в ст. 28 закона:

  1. Выплаты пособий по безработице. Это гарантия финансового обеспечения граждан. Размер зависит от среднего заработка на последнем месте работы, а также от трудового стажа.
  2. Стипендия, которая выплачивается, если соискатель был направлен на обучение. Выплата осуществляется в течение всего срока.
  3. Оплата общественных работ. Человек принимает в них участие, но только на добровольных началах. Получать деньги можно одновременно с пособием по безработице.
  4. Медицинская проверка гражданина, если это требуется при приеме на найденную работу.
  5. Материальная поддержка безработного, а также членов его семьи.
  6. Возмещение затрат, который понес соискатель при переезде в другую местность. Но при условии, что на работу человека направил Центр Занятости.
  7. Возмещение затрат, которые были понесены безработным во время учебы в другой местности. Обычно к расходам относят проезд и проживание.

Права безработных граждан в Центре Занятости завершены, когда они находят себе место работы. При этом принимается во внимание трудовая деятельность любого характера. Это может быть работа временная, сезонная, неполного графика, по договору подряда. А также на полный рабочий день, согласно подписанному между человеком и работодателем трудовому договору. С этого момента статус безработного с гражданина снимется. Если он вновь потеряет работу, то вправе повторно обратиться в Центр Занятости.

Одним из нововведений является изменение, внесенное в понятие «занятые граждане». Ранее ими считались:

  • работающие по найму;
  • индивидуальные предприниматели;
  • обучающиеся по очной форме, в том числе, направленные по линии центра занятости.

С выходом поправок последние, то есть обучение по направлению от ЦЗН, таковыми не считаются.

Важная новость как для работодателей, так и для тех, кто остался без работы, признание портала «Работа в России» единой цифровой платформой. Что это даст безработному?

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

Пособие по безработице назначается и выплачивается до 6 месяцев, если безработный не поменял статус и не устроился на работу. Размер зависит от среднего заработка на последнем месте работы.

Процент выплаты:

  • первые три месяца – 75%;
  • с 4 по 6 – 60%.

Предпенсионеры могут рассчитывать и дальше получать выплату до года или двух лет, в зависимости от срока выхода на пенсию. При этом процент пособия от заработка снижается до 45%.

Максимальный размер пособия в 2022 году – 12 792 рубля, а минимальный – только 1 500 рублей.

Осенью законодатели обещают пересмотреть Закон от 1991 года, адаптировав его под условия современного рынка. Планируется пересмотреть порядок выплаты пособий и меры по борьбе с теневой занятостью.

Безработные граждане имеют ряд прав, которые обеспечиваются сотрудниками центр службы занятости:

  • прохождение тестирования на профориентацию;
  • переподготовка для другой специальности;
  • повышение уже имеющейся квалификации;
  • отсутствие предложений о работе, предполагает выплаты пособия по безработице;
  • компенсация, если для получения должности необходимо сменить место проживания;
  • бесплатное медицинское обслуживание, а также оформление медицинской книжки при трудоустройстве.

Органы службы трудоустройства могут предложить срочный трудовой договор, например, общественные работы.

Перечень прав безработного гражданина не ограничивается вышеперечисленными, однако отсюда вытекает и ряд обязанностей, за невыполнение которых следуют санкции.

Человеку, который числится на бирже труда, необходимо посещать соответствующие заведения для ознакомления с предложениями о работе или для прохождения специальных профессиональных курсов. Главные условия являться точно в установленные сроки, нельзя приходить в состоянии опьянения.

Учёт на бирже труда предоставляет некоторый ряд прав.

Помимо того, что граждане получают перечень предложений об открытой рабочей вакансии, они также имеют право пройти курсы профессиональной переподготовки, а в случае надобности работать в другом городе, получить выплаты по компенсации. Также есть возможность заключить срочный договор. Если предложений о работе не поступает, то оформляется пособие по безработице.

Права, гарантии и обязанности безработной части населения определяются настоящим законодательством «О занятости населения в РФ». Обеспечение прав людей, которые обращаются за помощью, является прямой обязанностью органов центра занятости населения. Среди социальных гарантий можно отметить:

  • возможность получения дополнительных выплат, величина которых первый год зависит от средней зарплаты за последние три месяца;
  • бесплатное медицинское обслуживание, а при трудоустройстве, получение медицинской книжки за счёт государства.

У пенсионеров, продолжающих свою профессиональную деятельность, есть ряд преимуществ перед неработающими в области получения дополнительных доходов (к пенсии), а также и на самом рабочем месте:

  • работодатель может предоставить пенсионеру дополнительный двухнедельный отпуск за счёт сотрудника;
  • бесплатно пройти курсы повышения профессиональной квалификации в любом отделении города.

особенность работы с безработными состоит в постановке их на учет. Государство стремится контролировать данный момент. И для этого существует отдельная организация — Центр занятости населения.

В этом учреждении ведется учет всех безработных, которые обращаются за помощью. Здесь можно получить социальную поддержку и помощь в дальнейшем трудоустройстве. Также действуют программы самозанятости.

Но если не подавать документы на учет в этой организации государственного образца, то помощь не предусматривается.

И через определенный период времени гражданин теряет возможность официально иметь статус безработного даже после обращения в Центр занятости. Поэтому лучше сразу встать на учет и искать подходящее место труда официально.

При разборе правовой составляющей этой темы следует понимать основной лексикон:

Термин Обозначение
Безработный Гражданин, который не имеет места труда и официально получил статус в контролирующем органе
Пособие Государственная помощь, которая выражается в денежном виде и предназначена для нуждающихся категорий граждан
Субсидии Выплаты, чаще всего в безналичном виде, которые позволяют реализовать проекты и покрыть часть стоимости предмета или услуги. Предоставляется за счет средств государственного или местного бюджетов — в зависимости от субсидиарной программы
Специальность Принадлежность рабочего гражданина к определенной профессии, по которой он получил специальное образование в среднем специальном или высшем образовательном учреждении

Статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным.

При этом регистрация гражданина с целью поиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанных документов.

Но в этом случае решение о признании гражданина безработным по истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с момента представления им перечисленных документов. При невыполнении данной обязанности гражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий орган и (или) в суд.

По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе в признании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращение в органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органы корреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованное решение.

При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этих органах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенного решения. Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации. Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения. Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости – корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными. Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей.

Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны. В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан. По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.