Платные парковки во дворах жилых домов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платные парковки во дворах жилых домов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Парковочные баталии около многоквартирных домов не стихают много лет. Напротив, они нарастают, потому что машин с каждым годом становится всё больше. Житель многоквартирного дома на улице Культуры в Сормовском районе забил себе место с помощью блокирующего устройства ещё несколько лет назад. Претензии к нему соседи не предъявляют – не хотят скандалить. На вопрос о том, знает ли он, что это незаконно, потому что придомовая территория общая, отвечает просто: «Знаю. Но меня это не волнует. Я здесь паркуюсь много лет и продолжу это делать. Если уберу блокирующее устройство, то, приехав с работы, будут до утра кататься в поисках места. Их просто на всех не хватает».

Хорошо, когда всё обходится мирно. Но в других дворах дело доходило до драк и прокалывания шин. А ведь вопрос вполне можно решить законно. Например, запретить парковаться около своего дома владельцам авто, проживающим в других многоэтажках, огородив территорию. Правда, для этого нужно будет предпринять несколько шагов.

– Если земельный участок относится к общему имуществу многоквартирного дома, жители на общем собрании вправе решить, что на нём будет парковка, и все собственники будут иметь к ней одинаковый доступ, – консультирует юрист Светлана Царёва. – Кроме этого необходимо получить согласование органов местного самоуправления. Его дадут, если установка шлагбаумов, столбов, бетонных плит не создаёт препятствия или ограничения проходу пешеходов, проезду автотранспорта или проведению уборочных работ на территории общего пользования.

Именно таким образом поступили жители дома на улице Льва Толстого в областном центре. Их территория огорожена цепочками – ключи только у собственников дома. И всё это по закону.

Во дворах домов запретили ставить машины. Жильцы квартир в панике!

Ну а те, кому нечего огораживать, скупают машино-места. Так, по итогам исследований, специалисты «Авито» пришли к выводу, что спрос на машино-места в 2021 году в среднем по России увеличился на 35%, на гаражи – на 13%. В Нижнем Новгороде – на 33% и 8% соответственно. На фоне дефицита парковочных пространств рынок машино-мест растёт: на продажу выставлено на 17% больше, чем годом ранее. При этом россияне не торопятся распродавать гаражи – их на продажу выставляли на 11% реже, чем в 2020‑м.

– Рост спроса может быть связан со снижением доступности стихийной парковки во дворах, а также распространением платных парковок в крупных городах России. Появляется всё больше жилых комплексов с концепцией «двор без машин», что делает покупку собственного машино-места единственной возможностью парковаться рядом с домом. На рынок влияет и то, что россияне не спешат отказываться от личного транспорта: за последние 10 лет число автомобилей в стране выросло примерно на треть, – полагает Дмитрий Алексеев, руководитель направления первичной и загородной недвижимости в «Авито».

B фeвpaлe пpoшлoгo гoдa poccийcкиe aвтoмoбилиcты oбcyждaли инициaтивy Гocдyмы зaпpeтить пpoдaжy мaшин людям, y кoтopыx нeт в coбcтвeннocти гapaжa или пapкoвoчнoгo мecтa.

Этoт пpoeкт дoлжeн нeмнoгo paзгpyзить пapкoвки. Oфициaльный зaкoн eщe нe пpиняли, пapкoвoчнaя пpoблeмa ocтaлacь. Ecть pяд cтaтeй в ПДД, CaнПиН, КoAП, в кoтopыx yпoминaeтcя пapкoвкa oкoлo дoмa: зaкoннocть и пpaвилa пpимeнeния.

Пo зaкoнy, нa oкoлoдoмoвыx тeppитopияx нeльзя:

  • Ocтaвлять aвтo c paбoтaющим мoтopoм.
  • Пapкoвaть гpyзoвыe aвтo вecoм бoлee 3,5т.
  • 3aкpывaть пpoeзд дpyгим мaшинaм, cпeцтpaнcпopтy.
  • Пapкoвaтьcя нa гaзoнax, клyмбax, дeтcкиx плoщaдкax и тpoтyapax.
  • Cтaвить мaшинy ближe чeм в 10 мeтpax oт cлyжeбныx выxoдoв, зaкpытыx вopoт, гapaжeй.
  • Пapкoвaтьcя вoзлe мycopныx кoнтeйнepoв.
  • Пapкoвaть мaшинy пoд oкнaми здaния. Нa кaкoм paccтoянии oт дoмa мoжнo cтaвить мaшинy, зaкoн oт 27.09.2007 N74 CaнПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 чeткo пpoпиcывaeт.

Ecли oтcyтcтвyeт пapкoвкa вoзлe дoмa, пpaвилa пapкoвaния, дoпycкaют cтoянкy лeгкoвыx мaшин нa тpoтyapax, ecли для пpoxoдa пeшexoдoв ocтaeтcя минимyм 2 мeтpa.

B КoAП PФ и ПДД пpaвилa пapкoвки вo двopax жилыx дoмoв oпиcaны бoлee пoдpoбнo. Нapyшитeли дoлжны зaплaтить aдминиcтpaтивный штpaф oт 1000 дo 3000 pyблeй. Штpaф для дoлжнocтныx и юpидичecкиx лиц бoльшe: 7000-10000 pyблeй, 120000-150000 pyблeй cooтвeтcтвeннo.

Пapкoвки вo двopax cтpoят пo caнитapным нopмaм и пpaвилaм дopoжнoгo движeния.

Bcя тeppитopия вoкpyг мнoгoквapтиpнoгo дoмa нaxoдитcя в oбщeм pacпopяжeнии жильцoв. Bce peшeния кacaтeльнo oбycтpoйcтвa cтoянoк нyжнo пpинимaть пo peзyльтaтaм oбщeгo гoлocoвaния. Ecли 2/3 coбcтвeнникoв «3a», peшeниe пpинятo.

Пpaвa жильцoв пoдкpeпляютcя двyмя дoкyмeнтaми:

  • Пpoтoкoлoм coбpaния влaдeльцeв пoмeщeний c peшeниeм oб oбycтpoйcтвe cтoянки и пoдпиcями.
  • 3aвepeннoй cпpaвкoй o плoщaди и cocтaвe пpидoмoвoгo yчacткa.

Правила парковки, стоянки, остановки в 2022 году

Ecли вo двope нeпpaвильнo пpипapкoвaлиcь, и мaшинa мeшaeт дpyгим выexaть, мoжнo кyльтypнo пoпpocить xoзяинa пepecтaвить aвтo. Инoгдa этo пoмoгaeт.

Бывaeт, чтo вoдитeль нe peaгиpyeт нa пpocьбы, пpoдoлжaeт нapyшaть пpaвилa пapкoвки, и eгo мaшинa мeшaeт дpyгим людям вo двope. Toгдa нyжнo cфoтoгpaфиpoвaть нapyшeниe и вызвaть дeжypнyю бpигaдy ГИБДД.

Дворы редко оборудуются парковочными местами, что совсем не облегчает жизнь и автомобилистов, и других жильцов.

Двор – это территория, окруженная жилыми зданиями, с зелеными посадками, детскими площадками и местами отдыха.

Правила парковки во дворах запрещают:

  • Оставлять машину с работающим двигателем более чем на 5 минут;
  • Ставить грузовой транспорт;
  • Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам;
  • Использовать для парковки машины газоны, тротуары, детские площадки (если данные места не оборудованы под такие цели).

Расстояние от автомобиля до близлежащего дома должно быть не менее 10 метров.

Кроме того, парковочная зона должна быть отделена забором, если она рассчитана на 50 и более машин.

Нельзя ставить во дворах грузовой транспорт массой более 3,5 тонн, а также иной транспорт, если он создает препятствие движению других машин или закрывает проезд.

Чтобы не припарковаться в неположенном месте, водитель должен руководствоваться дорожными знаками, разметкой и ПДД.

Например, знаки 3.29 и 3.30 запрещают парковку машин в зоне установки в определенные даты, по четным или нечетным числам.

Если знак 6.4 применяется с табличкой 8.17 «Инвалиды», парковка разрешается только водителям с инвалидностью либо перевозящим их. Водитель, не относящийся к данной социальной категории граждан, получит штраф за парковку в этом месте.

Кроме того, нельзя парковаться:

  • в местах, где останавливается маршрутный транспорт и в 15 метрах до них;
  • на трассах с ограниченной видимостью, перед поворотами или за ними;
  • перед перекрестками и пешеходными переходами, в 5 метрах до них;
  • на дорогах, где расстояние от бордюра до разделительной полосы менее 3-х метров;
  • на ж/д переездах, эстакадах, трамвайных путях;
  • вторым рядом.

Вы не запутаетесь, если будете обращать внимание на знаки. Запомните, что знак 6.4 обозначает место, где разрешено парковаться. Знаки 8.4.1-8.4.8 обозначают транспорт, которому позволена парковка. А знаки 8.6.1-8.6.9 – способ, которым разрешено поставить машину.

Итак, п. 2.3 упомянутых выше СанПиН 2.1.2.2645-10 предусматривает возможность организации на придомовой территории гостевой стоянки автотранспорта. Требований к ее размещению и удаленности от жилых объектов законодательство не предусматривает. Рядом с детской площадкой? Пожалуйста! Вблизи от окон пенсионера-инвалида? Нет проблем!

Конечно! Главное, чтобы это было действительно специально оборудованное место для машин, а не участок газона или территория для прогулок. И, да, только при условии, что автомобили там паркуют временно, а не для постоянного хранения. На этом и акцентировал внимание ВС РФ: жильцы не могут использовать гостевую стоянку для ежедневного размещения своих автомобилей. Как же им быть?

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Документом, регламентирующим правила парковки во дворе являются санитарные нормы. Именно в них четко прописаны основные нюансы размещения парковочных мест, а также нормы поведения владельцев транспортных средств.

Санитарные нормы, касающиеся парковки во дворах жилых домов гласят, что:

  • Расстояние между парковочным карманом и стоянкой для автомобилей (не превышающей 10 единиц ТС) не может составлять менее 10м.
  • Если на парковке могут разместиться до 50 единиц транспортных средств, то необходимо соблюдать все требования нормативных актов и обустроить специализированную территорию для парковки автомобилей. Она должна располагаться не ближе 15 м от окон жилого дома.
  • При количестве ТС от 51 до 100 этот интервал составляет не менее 25м.
  • 101-300 автомобилей следует припарковывать не ближе 35м от жилого дома.
  • А для стоянки, которая вмещает в себя свыше 300 транспортных средств, это расстояние не может быть менее 50м.

Парковка на придомовых территориях — решение проблемы на муниципальном уровне

Законодательство РФ предусматривает возможность для собственников жилья приватизировать парковочное место во дворе дома. Если грамотно подойти к решению проблемы, то уже спустя непродолжительное время вы станете обладателем личного пространства для собственного транспортного средства.

Необходимо выполнить следующие действия:

  • Получить кадастровый номер, который выделяется участку при постановке на кадастровый учет.
  • Разработать проект стоянки.
  • Приватизировать придомовую территорию.
  • Провести общее собрание собственников жилья, на котором не менее 75% жильцов дадут свое согласие на организацию парковки.
  • Написать в УК заявление с просьбой оборудовать парковку.
  • Получить согласие надзорных органов (Роспотребнадзора и т.д) на оборудование стоянки во дворе жилого дома.

Помимо этого потребуется оплатить государственную пошлину в размере 100р для получения о кадастровом номере.

Если все этапы были осуществлены в соответствии с законодательной базой РФ, то спустя непродолжительное время во дворе дома будет оборудована стоянка для транспортных средств жильцов. В дальнейшем, собственники жилья в добровольном порядке определяют количество и расположение мест на новой парковке.

К числу наиболее противоречивых и ожидаемых нововведений специалисты относят проект «Справедливой России» о соотношении парковочных мест и размеров собственности. Суть проекта заключается в следующем:

  • Для классической однокомнатной квартиры со средней площадью 30-33 кв.м предусматривается наличие 1 парковочного места. Если же площадь собственности превышает 50 кв.м, то его владельцу положено 2 места на стоянке.
  • В многоквартирном доме (свыше 1000 квартир) необходимо наличие 40 гостевых мест для стоянки. Если же речь идет о крупном жилом комплексе, где количество квартир более 2000, то необходимо наличие 80 мест.

Данный законопроект находится в стадии разработки. Он далеко не совершенен, ведь некоторые собственники однокомнатной квартиры имеют 2 автомобиля, а владельцы двухкомнатной квартиры могут обходиться без личного транспортного средства. Следовательно, одним жильцам будет катастрофически не хватать мест для стоянки, а другие парковочные места будут пустовать. Единственным решением станет добровольные договоренности между собственниками.

Нормативные акты жестко регламентируют правила парковки автомобилей во дворах. Но существует несколько нюансов, которые необходимо учитывать автовладельцам. Это позволит отстаивать свои права в случае неправомерных действий других собственников или же представителей власти. К таким моментам следует отнести:

  • Штраф за парковку на тротуаре составляет 2000р и грозит эвакуацией ТС. Но ПДД разрешают парковку на тротуаре в том случае, если расстояние для прохода пешеходов составляет не менее 2 м между домом и припаркованной машиной.
  • Также КоАП запрещает сквозное движение через придомовую территорию. Но чтобы избежать штрафа за принятое решение необходимо двигаться со скоростью не более 20 км/ч. А также совершить остановку на несколько секунд в разрешенном для этого месте. В этом случае автомобилист не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда». А лишь двигается с разрешенной скоростью по придомовой территории, соблюдая правила стоянки во дворах многоквартирных домов.

В Москве сосредоточено самое большое количество автомобилей в РФ. Ежегодно водители тратят здесь порядка 127 часов на борьбу с пробками. Правила парковки в столице в 2022 году регламентируют нормы ПДД РФ и местное законодательство. Оставлять машину можно везде, где это не запрещено правилами и соответствующими знаками. Ряд торговых центров предоставляет бесплатные парковочные места. Однако большинство парковок платные. Существуют организации, на стоянке которых можно оставлять машину без внесения платы лишь первые 1-2 часа. Последующее время оплачивается.

Данный вопрос оставался открытым еще с 2017 года, а толчком для его принятия стали многочисленные жалобы жильцов, которые не могли найти место для парковки автомобиля в своем же дворе, а также невозможность работы спецтранспорта.

Нередки случаи, когда припаркованный грузовик во дворах с узкими проездами может занять сразу два места. Из-за этого у специализированного транспорта нет возможности подъехать для сбора мусора или снега.

Интересно, что в ФЗ нет определения «коммерческий транспорт». Судя по строкам законопроекта, под приказ Минтранса №199 попадают все автомобили, использующиеся для бизнеса, то есть оформленные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В данный перечень входят:

  • автомобили каршеринга;
  • фургоны;
  • ГАЗели и прочие грузовики;
  • любая спецтехника;
  • такси;
  • автобусы/микроавтобусы.
  1. Штраф за парковку коммерческого транспорта во дворах начнет действие с 1 января 2020 года.
  2. Сумма взыскания составит 1000 – 5000 рублей.
  3. Водители считают закон сырым, так как непонятна градация по взысканию и коснется ли запрет физлиц. Также остается неясным момент с наличием достаточного числа парковочных мест на спецстоянках.
  4. Автомобилисты надеются, что власти не будут уделять особое внимание этому вопросу, а при возникших инцидентах можно будет обойтись простым предупреждением.

До недавнего времени законную силу имел специальный СанПин, а также определение Верховного суда РФ о том, что якобы ставить машину во дворе жилого дома запрещается. Именно так и указал ВС России. Правда ли это или фейк? О запрете стоянки автомобилей на придомовых территориях, который некогда существовал – сущая правда. Вот только в 2022 году это правило не действует. Шутка ли, но как раз на сегодня этот «новый» закон отменён. Но давайте выясним всё это по порядку со ссылками на официальные источники информации. А также узнаем, можно или нельзя парковать авто во дворах, прогревать двигатель, ставить на стоянку грузовые автомобили, ремонтировать, сливать и заправлять топливо, мыть и просто протирать и так далее.

А теперь что касается проезжей части и дороги в целом во дворах. Многие автолюбители считают, что двор – это прилегающая к дороге территория. Следовательно, сам по себе он дорогой не является и не содержит их. Это неверное суждение, и оно противоречит мнению Верховного суда, которым как раз руководствуются инспекторы и нижестоящие судьи.

Однако, расширенное толкование слова «мойка» в этом документе не содержится, поэтому определять критерии этого процесса уполномочен тот, кто вправе составлять протокол о соответствующем нарушении. Отсюда возникают спорные ситуации. Конечно, вряд ли вам выпишут штраф, если вы будете просто протирать автомобиль тряпкой. Но вопросы возникают относительно сухой мойки, если вы не сливаете воду и так далее.

  • вы обязаны уступать дорогу пешеходам даже в пределах проезжей части во дворе (пункт 17.1 ПДД), а пешеходы имеют право ходить по ней,
  • при выезде со двора необходимо уступать дорогу также пешеходам и автомобилям как при покидании прилегающей территории,
  • кроме того, Правила запрещают сквозное движение и учебную езду на жилых территориях.

Таким образом, вырисовывалась лазейка – достаточно было просто договориться с жителями соседних домов, чтобы поменяться местами. Приехавшим штрафовать нерадивых автолюбителей сотрудникам органов местного самоуправления тогда бы можно было предоставить документы, что вы не живёте там, где припарковались. И штраф за стоянку во дворе дома был бы незаконен. Конечно, о таком способе мало кто догадывался.

Правила парковки и стоянки во дворе многоквартирного дома

На стоянке ТС и имущество, находящееся в салоне, всегда под наблюдением. Но обходится она гораздо дороже даже платной парковки. Стоянка возможна только в специально отведенных местах, а нарушение правил грозит штрафом. Гараж и территория под навесом тоже считаются стоянкой. Здесь автомобиль защищен от осадков, а его внешний вид поддерживается в нормальном состоянии. Часто парковки организуются именно во дворах админзданий или МКД. Они необходимы гражданам для оставления машины на время рабочего дня или на ночь, совершения покупок или гостевого визита.

Чтобы получить кадастровый номер, придется оплатить госпошлину в сумме 1000 рублей. Если все действия были осуществлены согласно законодательству, то в кратчайшие сроки должна быть организована стоянка для ТС. Далее собственники квартир самостоятельно решают вопрос о количестве и расположении мест на парковке.

Чтобы это понять, следует руководствоваться нормами Градостроительного кодекса и Правилами дорожного движения. В первом случае машина помещается на хранение «автоматически», а во втором владелец мест не несет за нее ответственности. Разберемся, что еще говорит закон о парковке и стоянке.

С такой же суммой, по принятым поправкам в ПДД, придется расстаться водителям большегрузных машин. Их нельзя ставить в парковочный карман дома, для фур и транспорта массой выше 3,5 тонны существуют специальные парковки. В 2022 году возможна эвакуация машин, которые стоят на тротуарах. Специальная техника сейчас работает и во дворах жилых домов.

Как таковых норм, касающихся парковочных мест во дворах многоквартирных домов, нет. Должны соблюдаться санитарные правила и нормы 2.2.1/2.1.1.1200-03. В соответствии с ними, от здания до парковки должно быть не меньше 10 метров. Открытые площадки до 50 машин допускаются только при наличии элементов благоустройства, озеленения.

Грузовики – это большие и тяжелые машины. В городской черте для них действует ряд ограничений: нельзя ездить по центральным улицам, жесткий скоростной режим и т.д. Грузовики во дворах преграждают проезд и ухудшают экологическую обстановку. Но, увы, припаркованная возле многоэтажки фура у нас не редкость. Особенно, если ее водитель живет в этом доме.

Дело в том, что в правилах дорожного движения нет прямого запрета на парковку в жилых зонах автомобилей с полной массой меньше 3,5 т. Нет там и градации юридической принадлежности транспорта. Запрет Минтранса проходит не как изменения в ПДД и не как дополнения в автомобильные статьи КоАП РФ, он оформлен прямым приказом по эксплуатации дорожной сети. А значит, контроль над исполнением могут осуществлять только надзорные органы, такие, как транспортная прокуратура, а также городские префектуры или особые отделы муниципальных администраций.

Прибегать к ним, конечно, не стоит. Иначе уже вас привлекут к ответственности за вредительство. Напомним, норм запрещающих парковать во дворе легковые, а также небольшие грузовые, автомобили нет. Как тогда быть? На наш взгляд, выход – установить шлагбаум. Согласно жилищному законодательству, если дворовая территория размежевана, жильцы могут на общем собрании принять решение об установке заградительных сооружений во дворе. Для этого необходимо получить разрешение и обратиться в управляющую организацию.

«Много корпоративных автомобилей можно увидеть во дворах жилых домов и около них,— обращает внимание директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов.— Обычно у водителей таких машин есть и личный легковой автомобиль, который большую часть недели стоит без движения, и коммерческий. Часто кузова старых транспортных средств используются как место для размещения рекламных материалов. Такие автомобили могут стоять без движения месяцами, приносить прибыль за счет рекламы и снижать пропускную способность парковки».

В Подмосковье уже есть подобный опыт: с 2022 года действует запрет на парковку коммерческой техники во дворах. Статья 6.22 Кодекса Московской области об административных правонарушениях под названием «Нарушение требований к размещению транспортных средств» гласит, что размещение (за исключением погрузки или разгрузки) и хранение транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов (за исключением прицепов к легковым пассажирским транспортным средствам), на дворовых и внутриквартальных территориях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  • Ocтaвлять aвтo c paбoтaющим мoтopoм.
  • Пapкoвaть гpyзoвыe aвтo вecoм бoлee 3,5т.
  • 3aкpывaть пpoeзд дpyгим мaшинaм, cпeцтpaнcпopтy.
  • Пapкoвaтьcя нa гaзoнax, клyмбax, дeтcкиx плoщaдкax и тpoтyapax.
  • Cтaвить мaшинy ближe чeм в 10 мeтpax oт cлyжeбныx выxoдoв, зaкpытыx вopoт, гapaжeй.
  • Пapкoвaтьcя вoзлe мycopныx кoнтeйнepoв.
  • Пapкoвaть мaшинy пoд oкнaми здaния. Нa кaкoм paccтoянии oт дoмa мoжнo cтaвить мaшинy, зaкoн oт 27.09.2007 N74 CaнПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03 чeткo пpoпиcывaeт.

B КoAП PФ и ПДД пpaвилa пapкoвки вo двopax жилыx дoмoв oпиcaны бoлee пoдpoбнo. Нapyшитeли дoлжны зaплaтить aдминиcтpaтивный штpaф oт 1000 дo 3000 pyблeй. Штpaф для дoлжнocтныx и юpидичecкиx лиц бoльшe: 7000-10000 pyблeй, 120000-150000 pyблeй cooтвeтcтвeннo.

Парковки во дворах часто становятся причиной скандалов и даже судебных разбирательств. Можно ли ставить под окнами, вблизи детских площадок, на газонах, тротуарах и т.д. – эти вопросы возникают в городах постоянно. Им и посвятим данную статью, внимательно разобрав все детали законности стоянок для транспорта. [1]

Правила парковки во дворах жилых домов, по всей видимости, действуют не для всех. Автомобилей с каждым днем становится все больше, а парковочных мест – меньше. Поэтому вопрос стоянки транспорта на придомовой территории популярен сегодня как никогда. Вообще, считается ли законной такая парковка?

Если возле дома стихийно образовалась незаконная парковка, и третьи лица установили объекты, которые ограничивают доступ собственников квартир к законным парковочным местам, лучше не избавляться от нарушителей самостоятельно. Оптимальный вариант – написать заявление в прокуратуру или ГИБДД.

Увидели, что на газоне припаркован автомобиль? Обратитесь в местную администрацию, ГИБДД, ОВД. Это серьезное нарушение правил, за которое могут выписать большой штраф. Штрафные санкции накладывают в соответствии с административным законодательством на простых граждан, должностных или юридических лиц.

Невозможно определить временный или постоянный характер носит стоянка, особенно при перманентной эксплуатации автомобиля. Однако действительно длительное хранение (например, на зиму) может привести к негативным последствиям, но и этот вариант не гарантирован.

Гостевую стоянку во дворе МКД устроить можно, однако использовать ее иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, нельзя. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос – можно ли в принципе устраивать такую стоянку под окнами жилого дома (Определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 1 ноября 2022 г. № АПЛ18-470).

  • фактически на придомовых территориях организуются самые обычные автостоянки под видом «гостевых», и пользуясь таким «прикрытием», разумеется, никто не соблюдает предписанные санитарные разрывы от стоянок до фасадов дома, детских, спортивных и игровых площадок. А раз эти разрывы не соблюдены, то – логично – не соблюдены гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне;
  • а стало быть, наличие автостоянки во дворе дома – хотя бы и со статусом «гостевой» –нарушает права обитателей ближайших домов на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
  • а также нарушает право на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
  • наконец, снижает антитеррористическую защищенность жилых МКД и граждан, проживающих в них, в связи с чем спорные положения СанПин вступают в противоречие с требованиями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

ВС РФ, рассматривая дело в первой инстанции, административному истцу отказал (Решение ВС РФ от 6 августа 2022 г. № АКПИ18-522). В сжатых и кратких формулировках ВС РФ объяснил, что оспоренные положения СанПин не противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу, приняты Главным государственным санитарным врачом РФ в пределах своей компетенции, правила подготовки и госрегистрации спорного акта соблюдены. И не добавил ничего о том, как установить баланс между жаждой тишины и чистого воздуха, с одной стороны, и необходимостью парковать автомобили горожан, – с другой.

Таким образом, поборники идеи «двор без машин» получили замечательный козырь в свои руки: при наличии упорства и настырности, опираясь на правовую позицию ВС РФ, они могут доказать, что так называемая «гостевая» стоянка постоянно используется вовсе не гостями, а жителями самого дома. Этот факт, в свою очередь, является основанием для привлечения жильцов (и, возможно, УК МКД) к ответственности по ст. 6.3 или 6.4 КоАП. И хотя это грозит нарастанием социальной напряженности и риском локальных «парковочных» войн, тактика «очищения» дворов от машин способствует улучшению урбанистической политики в целом.

Важная оговорка в законе — транспорт принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Например, если такси принадлежит частному лицу, но используется для работы — парковаться можно, если это машина организации — нельзя. То же самое с ГАЗелями. Она относится к коммерческому транспорту, но если оформлена на физическое лицо, то приказ на неё не распространяется.

В преддверии нового года СМИ вспомнили про приказ Минтранса от 2022 года, который запрещает парковку коммерческого транспорта во дворах жилых домов. Заголовки приводят в трепет: «Новые штрафы для водителей», «С 2022 запретят парковку во дворах» и прочее, прочее. Давайте же разбираться, что ждёт водителей в будущем году, стоит ли бояться приказа и где можно парковаться по закону. Удивительно, но личному транспорту во дворах парковаться тоже нельзя, но это уже другой закон.

Он раскопал санитарные нормы, по которым постоянная парковка во дворе многоквартирного дома запрещена. То есть, приехал в гости — ставишь машину по закону. Живёшь тут и оставил машину на все выходные — нарушил закон. Смотрите, какая ситуация — более 90% автомобилистов нарушители. Причём для гостевых парковок нет норм по удалённости от площадок и окон. Гражданин у Верховного суда требовал запретить гостевые парковки, что можно расценить как запрет парковок вообще. К счастью водителей, Верховный суд отказал, но суть не изменилась — по СанПиНу машины на длительную парковку во дворе ставить нельзя.

Верховный суд разъяснил правила парковки во дворах

Скорее всего, дворы, а значит, и парковки окажутся в ведении местных властей. Дело в том, что участки, на которых расположены дворы, обычно не выделены, то есть не стоят на отдельном кадастровом учете. А значит, согласно Земельному кодексу, ими распоряжается орган местного самоуправления, рассказывает Иван Лосев из юркомпании «Глазунов и Семенов». По словам юриста, в собственности жильцов, как правило, находится лишь участок под самим многоквартирным домом. Так или иначе, узнать точную информацию можно в ЕГРН. А определить границы на местности поможет кадастровый инженер, подсказывает Сязина.

Если же земля не оформлена, есть вероятность, что власти будут максимально уменьшать площадь придомовой территории, чтобы можно было без особых проблем организовать парковку на оставшейся части, опасается Закиян. Ведь для того, чтобы поставить участок на кадастровый учет, сейчас нужен утвержденный проект межевания территории квартала, в котором учитывается прилегающая к дому территория. Закиян советует следить за принятием проектов межевания и участвовать в публичных слушаниях, чтобы отстоять вариант, выгодный жильцам.

Владелец земли: или собственники, или муниципалитет. При этом в силу п. 1 ст. 2 закона владельцем парковки может быть только индивидуальный предприниматель или юрлицо. Это значит, что собственники смогут получать доход через ТСЖ, жилищный кооператив или управляющую организацию, комментирует Лосев. Если жильцы управляют домом непосредственно, им нужно будет зарегистрировать юрлицо (ИП) или обратиться к специальной организации, которая занимается платными парковками.

Да. По мнению Закиян, новый закон «нацелен на организацию платных парковок везде, где это возможно, для пополнения бюджета». Ключевой вопрос – это размер платы. Его, согласно законопроекту, установят власти регионального уровня (подп. 7 п. 1 ст. 6).

Именно тарифы – главный предмет споров уже сейчас, когда стоянку на придомовой территории организует ТСЖ (ст. 44–46 ЖК), говорит Закиян. По ее словам, обычно в этом случае жильцы недовольны размером платы, а не самим решением создать парковку.

Закон отдает этот вопрос на откуп региональных властей. Они могут запретить платные парковки на территориях близ детских садов, школ, спортивных учреждений, государственных больниц и поликлиник и т. д. Также они вправе разрешить бесплатно пользоваться государственными или муниципальными парковками в определенное время суток, конкретные выходные или праздничные дни.

Почему парковки во дворах могут стать платными, и как этого избежать

В чем разница между стоянкой и парковкой на придомовой территории многоквартирного дома с точки зрения законодательства? Оказывается, эти понятия регламентируются разными правовыми актами. Гражданский кодекс РФ гласит, что стоянка является местом хранения машин. На практике она представляет собой огражденную территорию, на которой за определенную плату владелец размещает свое транспортное средство на срок, обозначенный в договоре. В данном случае работники стоянки являются лицами, ответственными за безопасность машины.

Придомовые парковки закон рассматривает как место временной остановки автомобиля, ответственность за который возлагается только на его владельца. Поэтому, если речь идет о территории возле здания, применение термина «парковка» является наиболее корректным.

Правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома прописаны в государственных стандартах.

  1. Стандарт пожарной безопасности, в соответствии с которым такую стоянку необходимо оборудовать перегородками против огня первого типа — из бетона и кирпича.

Полный перечень требований пожаробезопасности изложен в № 123- ФЗ, вот лишь некоторые из них. Сооружения для хранения машин должны быть одно- либо двухместными, специальные помещения могут быть оборудованы для обслуживающего персонала. Если

  1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 регламентирует санитарнотехнические правила устройства придомовой парковки. Организация открытой стоянки, рассчитанной более чем на 50 автомобилей, запрещена законом. Парковки на 100 и более машин должны быть обеспечены дорожным выходом к общегородской сети транспорта.

Расстояние, допустимое между стоянкой автомобилей и жилым домом, определяется ее размером. Каким образом?

  • В 10 метрах от жилых зданий и в 25 метрах от объектов социальной инфраструктуры (школ, детских садов, поликлиник) может располагаться придомовая парковка на 10 и менее автомобилей.
  • На 50 метров от жилых домов и на такое же расстояние от объектов социальной инфраструктуры должна быть удалена стоянка на 300 и более машин.
  • Запрещено размещать рядом с жилой зоной парковки более чем на 500 автомобилей.

Весомым преимуществом обладает подземный гараж — его можно расположить на любом расстоянии от жилого объекта.

  1. Согласно СП 59.13330.2016 10 % мест на стоянке должны быть отведены для парковки инвалидов на придомовой территории. Необходим ли водителям-инвалидам отдельный метраж — информации об этом в нормативном документе нет. Однако на придомовой парковке для лиц с ограниченными возможностями должны быть предусмотрены подъемы и спуски на тротуар для колясочников, а также специальная разметка.

Согласно нормативно-правовым актам основные права и обязанности владельцев помещений в отношении придомовых парковок выглядят следующим образом.

  • Вся площадь вокруг дома является собственностью его жильцов, которые должны строго соблюдать правила дорожного движения и санитарные нормы.
  • Автовладельцы могут обустроить стоянку на территории около дома, если на это согласились 2/3 жильцов МКД.

Чтобы начать процедуру организации придомовой парковки, необходимы такие документы:

  • справка о размерах и составе территории около дома, полученная в Управлении инвентаризации и оценки объектов недвижимости или другом государственном ведомстве, который уполномочен предоставлять подобную информацию;
  • протокол общего собрания собственников по поводу организации парковки, оформленный и подписанный в соответствии с требованиями закона. Данный документ должен быть завизирован всеми жильцами, которые высказались за идею обустройства под названием «Придомовая парковка».

Если общее собрание жильцов проводится в заочной форме, в его протоколе отражаются следующие сведения:

  • вопросы повестки дня;
  • способ проведения мероприятия;
  • принятое решение об обращении в муниципалитет с заявлением о формировании участка;
  • паспортные данные и информация о лице, ответственном за сбор документов;
  • точное число собственников квартир, которые приняли участие в голосовании по тому или иному вопросу.

Если те или иные данные не были указаны в протоколе, он может быть возвращен на доработку заявителям, что сделает процедуру организации придомовой парковки более длительной.

Итак, протокол общего собрания составлен, и территория около многоквартирного дома выделена в общее долевое владение. После этого руководителю инициативной группы следует обратиться с заявлением, к которому прилагается копия протокола общего собрания жильцов, в районное ведомство по земельным ресурсам и землеустройству.

В заявлении указывают такие данные:

  • название и адрес контролирующего органа, Ф. И. О. и контактные данные лица, которое уполномочено жильцами вести дела;
  • текст заявления содержит адрес объекта, а также просьбу выделить земельный участок около МКД для организации стоянки.

В соответствии с регламентом срок рассмотрения подобных документов составляет 3 суток, однако на практике это правило соблюдается далеко не всегда. Задержки случаются из-за ошибок в протоколе общего собрания, которые квалифицируются как нарушения. Рассмотрение заявления может быть продлено по той причине, что на территории, где планируется размещение придомовой

Обращаться в комитет по земельным ресурсам и землеустройству не нужно лишь в том случае, если в период введения дома в эксплуатацию участок прошел регистрацию на владельцев квартир и получил кадастровый номер.

Вопрос организации стоянки около МКД следует заблаговременно согласовать с ГИБДД и местным государственным органом по вопросам архитектуры и градостроительства. Данное условие не является обязательным, однако при наличии разрешений этих организаций все конфликтные ситуации относительно придомовой парковки разрешаются значительно проще.

После того как формирование пакета документов завершено, встает вопрос о найме проектной фирмы и строителей. На данном этапе участникам инициативной группы следует организовать сбор денег с тех владельцев квартир, которые заинтересованы в том, чтобы была придомовая парковка.

Стоимость работ по проектированию и строительству определяется множеством факторов, среди которых:

  • площадь территории, выделенной для обустройства стоянки;
  • место расположения участка;
  • уровень престижности компаний, задействованных в проектировании и строительстве;
  • вид покрытия (асфальт, гравий, плитка, экосетка).

Составление проектной документации обойдется в пределах 70-300 рублей за 1 кв.м. площади.

В соответствии с законодательными требованиями, описанными выше, придомовая парковка может быть признана незаконной, если она:

  • противоречит ПДД;
  • нарушает санитарные нормы;
  • была образована путем стихийного захвата парковочных мест.

Нередки случаи, когда владельцы квартир в МКД решения об организации придомовой стоянки не принимали, и третьими лицами были натянуты веревки и установлены шлагбаумы, ограничивающие доступ жильцов к территории хранения автомобилей.

Часто в таких случаях обитатели дома пытаются через управляющую компанию либо своими силами повлиять на нарушителей. Однако самостоятельные меры борьбы не всегда оказываются эффективными, поэтому целесообразнее обратиться с заявлением в органы прокуратуры либо ГИБДД.

Срок рассмотрения обращения, установленный законодательством, составляет 30 дней. В большинстве случаев за это время нарушители получают предписание о необходимости ликвидации придомовой парковки, организованной незаконно.

В КоАП РФ (ч. 1 ст. 27.13, ст. 12.19, ч. 4 и ч. 5 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.10) прописана ответственность за нарушение правил стоянки или остановки в виде задержания транспортного средства либо административного штрафа от 500 до 5 000 рублей.

Эвакуация автомобиля возможна при следующих нарушениях:
  • парковка на местах для инвалидов, в том числе на придомовой территории;
  • стоянка вторым и далее рядом;
  • парковка на тротуарах, в том числе на придомовой территории;
  • создание препятствий для движения, въезда или выезда других транспортных средств;
  • стоянка на территории пешеходных переходов и на расстоянии менее 5 м перед ними.

Эвакуация автомобилей позволяет эффективно бороться с нарушением правил парковки и сегодня часто применяется во многих городах России. Мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении служит задержание ТС.

Где запрещено и где разрешено парковать машину в 2022 году?

Мы часто слышим о необходимости соблюдать ПДД и заботиться о безопасности детей на проезжей части и нередко забываем об этом во дворе собственного дома. Да, существуют преимущественные права для пешеходов и специальные нормы поведения для водителей во дворах. Однако, когда обстановка вокруг привычная и знакомая, а поток машин весьма незначительный, и те и другие часто лишаются бдительности.

Статистика свидетельствует о том, что до 80 % детей-пешеходов, которые получили травмы или погибли в ходе дорожно-транспортного происшествия, пострадали недалеко от своего дома (в радиусе до одного километра). Где это могло произойти? В большинстве случаев там, где автомобили передвигаются медленно, — во дворе, по пути в школу или магазин, на придомовой парковке. Детям всё вокруг кажется знакомым и безобидным, они не осознают опасность и страдают нередко из-за собственного любопытства. Как бы это ни прозвучало ужасно, но часто водителем, виновным в ДТП, оказывается кто-либо из ближайших родственников ребенка или его хороших знакомых. Выезжая задним ходом с территории придомовой парковки или из гаража, они могут не заметить малыша и даже не предвидеть, что он находится за автомобилем.

Большинство автомобилистов прекрасно знает, что за машиной, особенно если она движется задним ходом, есть мертвая зона с нулевой видимостью. Если ребенок находится вблизи или позади транспорта, его, скорее всего, не заметит ни сидящий за рулем, ни присмотра даже во дворе собственного дома.

Территория около многоквартирного здания уже давно перестала быть безопасным местом. Здесь много деревьев и кустов, гаражей и припаркованных машин, из-за которых возникают зоны с ограниченной видимостью. А ведь между всеми этими дворовыми «нагромождениями» часто играют дети!

К сожалению, ребята не всегда прилежно слушают наставления о том, как следует себя вести в той или иной опасной ситуации. Однако важно втолковать малышу, что нельзя прятаться за автомобили, играть около них, выбегать без оглядки из подъезда, из-за гаража. В соответствии с рекомендациями психологов объяснять ребенку эти правила лучше на примере конкретной придомовой парковки и реальной истории из жизни. Заведите привычку знакомить малыша с потенциально опасными местами и правилами поведения на проезжей части во время прогулки. Покажите ему заранее дорогу в школу и расскажите обо всех опасностях, которые могут подстерегать на ней.

В данном случае применяется ПДД и нормы санитарного характера. Устанавливаются разные требования к расположению машин. На региональном уровне есть отдельные акты, регламентирующие размещение транспортных средств.

К числу санитарных норм, регулирующих парковку, отнесены:

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 “О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”. В документе отражены правила относительно стоянки машин во дворах жилых домов.

Предусматривается, что расположить машину можно на определенном расстоянии от жилых помещений. Точные значения имеют зависимость от количества мест под авто в конкретном дворе:

  • если их не более 10, то расстояние должно быть не менее 10 метров;
  • когда на парковку вмещаются порядка 50 машин, то предельное значение по расстоянию повышается до 15 метров;
  • при наличии 100 мест – не более 25 метров;
  • если возле дома можно расположить до 300 машин, нужно соблюдать расстояние, равное 35 метрам;
  • при вместимости парковки не менее 300 авто – 50 метров.

Иными словами, расстояние от дома до парковки машины увеличивается пропорционально вместимости специальной стоянки.

Во дворе дома можно часто наблюдать, как машина располагается на газоне. В Кодексе об административных правонарушениях не предусматривается наказание за парковку в этом месте. Однако в региональных актах отражены меры ответственности за указанное деяние.

К примеру, в Санкт-Петербурге владельцы транспортных средств платят штраф за неправильно припаркованный авто в размере от 3000 до 5000 рублей. Сведения об установленных мерах наказания по субъектам отражены на информационном стенде в администрации конкретного муниципалитета.

Если гражданин наблюдает такое нарушение со стороны своего соседа, можно зафиксировать этот факт при использовании фото или видео камеры, после чего передать представителям местных органов. Кроме того, можно позвонить на номер администрации и сообщить, что во дворе жилых домов водитель неправильно припарковал авто.

Владелец автомобиля, который перекрыл проезд другому средству передвижения, совершает нарушение ст. 12.19 КоАП РФ. В данной ситуации применяется штрафная санкция в размере 2 000 рублей.

Исключение предусматривается для городов федерального значения. Для этих территорий величина штрафа составляет 3000 рублей. Нарушение требуется зафиксировать на фото/видео либо позвонить в дежурную часть ГИБДД и вызвать на место наряд.

Права у дома: новые штрафы для автомобилистов в 2022 году

Говоря о том, куда жаловаться при нарушении правил парковки, нужно отметить, что есть возможности пойти в суд. Часто данный вариант используется представителями управляющих компаний (УК) или товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Однако положительных решений мало, так как в большинстве случаев судья встает на сторону собственника авто. К примеру, Железнодорожный районный суд Алтайского Края 15 мая 2021 года пот делу №730/19 вынес решение о том, что гражданин размещал средство передвижения во дворе вполне законно.

Решение обосновано тем, что лицо является собственником жилого помещения, соответственно ему принадлежит право на использования придомовой территории. Кроме того, гражданин соблюдал правила, касающиеся минимального расстояния от дома до авто.

Данное решение было обжаловано представителями товарищества собственников жилья. Однако апелляционная инстанция, представленная Судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда, сформировала решение № 33-4601/19 от 07.07.2021 года о том, что первоначальное постановление остается без изменений.

Таким образом, несоблюдение правил парковки во дворах жилых домов влечет за собой использование санкций. Для установления факта нарушения требуется собрать доказательную базу.

Эти ГОСТы одобрены на федеральном уровне. Их должны учитывать не только строители и коммунальные службы, но и водители, которые хотят припарковать свои машины рядом с жилым домом.

Важно не нарушать санитарные требования СП к стоянкам, которые зависят от количества автомобилей:

  • на 10 машин – не менее 10 м от дома;
  • на 50 машин – 15 м от жилого здания;
  • на 51-100 мест – минимум 25 м;
  • на 101-300 автомобилей – не менее 35 м;
  • более 300 авто – не менее 50 м от дома.

На основании федеральных норм разрабатываются региональные требования к созданию автостоянок в конкретном населённом пункте.

Норма в 10 метров часто нарушается, в том числе и водителями коммерческого транспорта. Поэтому в действующий стандарт были внесены изменения, которые вступили в силу 1 января.

Стоянки, обустроенные с нарушением правил законодательства и государственных органов, сносят. Жильцы высоток могут обратиться в полицию, чтобы получить судебный запрет на строительство таких объектов.

Если органы власти дали согласие на появление парковки во дворе дома, тогда нужно помнить, что минимальное расстояние до неё рассчитывается от окна здания, а не от стены.

Самое главное правило – приватизация придомовой территории собственниками многоквартирного здания или жилого комплекса. Надо получить одобрение хотя бы двух третей жильцов.

Кроме того, важно собрать нужные документы, учесть требования экологической и инженерной служб, санстанции и пожарной инспекции к расстоянию от парковки до дома.

В эти государственные органы можно обращаться, если кто-то из жильцов не даёт согласия на строительство.

Застройщики на плане проектирования определяют, где на придомовой территории можно обустроить парковку. Во многих современных домах инфраструктура включает обязательное наличие наземного или подземного паркинга.

Гостевая парковка позволяет не отгонять машину на стоянку, которая находится в трёх кварталах от здания.

Закон разрешает ненадолго оставить транспорт во дворах многоэтажек, соблюдая требования:

  1. Легковые авто паркуют рядом с тротуарами, если пешеходам остаётся не меньше 2 м для прохода.
  2. Нельзя ставить машину прямо под окнами здания.
  3. Запрещено заграждать въезды во двор и перекрывать движение.

Оставлять надолго машину на тротуаре или рядом с детской площадкой не рекомендуется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.