Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соглашение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Написать комментарий
Госдума одобрила новый порядок выплат компенсации за изъятие недвижимости
- Видео от 16.12.2021 «Проведение электронного аукциона по аренде земельного участка»
- Госдума РФ приняла в I чтении законопроект о проведении торгов по предоставлению земельных участков в электронной форме
- Письмо Минфина России от 22.01.2018 № 24-03-07/3060 «О заключении заказчиком договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение»
- Письмо Минэкономразвития России от 03.04.2017 № Д28и-2171 «О закупке услуг по аренде земельного участка»
- Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 № ОГ-Д28-5264 «О порядке заключения государственных (муниципальных) контрактов на оказание услуг по аренде земельных участков»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2018 года N 0433/13-01
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СВЯЗИ С ПРИЗНАНИЕМ РАСПОЛОЖЕННОГО НА ТАКОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Уставом городского округа Чехов постановляю:
1. Утвердить Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Чехов (прилагается).
2. Организационному отделу организационного управления администрации городского округа Чехов (Минина А.В.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте администрации городского округа Чехов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации городского округа Чехов Пруцакова И.Ю.
Глава городского округа Чехов
М.В. Кононова
ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В СВЯЗИ С ПРИЗНАНИЕМ РАСПОЛОЖЕННОГО НА ТАКОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ
1. Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Чехов (далее — Порядок) устанавливает процедуру изъятия у собственников помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, земельного участка и помещений многоквартирного дома для муниципальных нужд, а также процедуру взаимодействия структурных подразделений администрации городского округа Чехов (далее — Администрация) при изъятии земельного участка.
2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иным действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы жилищных и земельных правоотношений.
3. Настоящий Порядок регламентирует последовательность действий структурных подразделений Администрации по вопросу изъятия помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащими сносу, а также земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, для муниципальных нужд (далее — изъятие недвижимости).
На месте моей дачи государство собирается строить высокоскоростную магистраль
1. Управление земельно-имущественного комплекса Администрации городского округа Чехов (далее — Управление земельно-имущественного комплекса) осуществляет:
а) организацию фактического осмотра земельного участка с целью выявления объектов недвижимого имущества нежилого фонда, находящихся на нем и не входящих в общее имущество многоквартирного дома. Осмотр земельного участка оформляется актом осмотра, проводится фотофиксация;
б) направление запроса в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в целях выявления лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным (далее — помещения);
в) мероприятия по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным, и подлежащего изъятию для муниципальных нужд.
2. В случае если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на помещения, подлежащие изъятию для муниципальных нужд, Управление земельно-имущественного комплекса не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд обязано:
1) запросить сведения об имеющихся правах на помещения, подлежащие изъятию для муниципальных нужд, в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых помещений;
2) обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков для муниципальных нужд в печатном издании средства массовой информации;
3) обеспечить размещение на официальном сайте Администрации городского округа Чехов в сети Интернет сообщения о планируемом изъятии земельных участков для муниципальных нужд;
4) обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельного участка и помещений, которое должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4, 6 и 7 пункта 3 настоящей статьи, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах городского округа Чехов.
3. В сообщении о планируемом изъятии помещений, земельного участка для муниципальных нужд, подлежащем опубликованию согласно пп. 2, 3, 4 пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны:
1) цели изъятия земельных участков для муниципальных нужд;
2) перечень кадастровых номеров земельных участков, подлежащих изъятию, и их адреса или описание местоположения, перечень и адреса расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества (при наличии кадастровых сведений о них);
3) адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии недвижимости и подать заявления об учете прав на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, а также срок подачи указанных заявлений;
4) официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых размещается сообщение о планируемом изъятии недвижимости;
5) наименование органа местного самоуправления, осуществляющего выявление лиц, недвижимость которых подлежит изъятию для муниципальных нужд.
4. Собственники помещений, подлежащих изъятию, собственники объектов недвижимого имущества нежилого фонда, находящихся на земельном участке под многоквартирным домом, и не входящих в общее имущество многоквартирного дома, права которых не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, подают заявления в Администрацию об учете их прав на помещения, объекты недвижимости (далее также — заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права. В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес.
1. Собственникам помещений многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, управление градостроительной деятельностью, руководствуясь ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предъявляет требование о его сносе или реконструкции с установлением разумного срока. Требование направляется собственнику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу жилого помещения, расположенного в подлежащем сносу либо реконструкции многоквартирном доме. Требование может быть вручено собственнику нарочным.
2. В случае невыполнения собственниками помещений в многоквартирном доме требования о его сносе или реконструкции в целях принятия постановления Администрации об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции управление градостроительной деятельностью направляет в управление земельно-имущественного комплекса информацию об истечении срока выполнения требования о сносе или реконструкции многоквартирного дома и неисполнении собственниками помещений указанного требования.
1. Управление градостроительной деятельностью осуществляет подготовку проекта постановления Администрации об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, расположенного на нем, аварийным и подлежащим сносу и изъятии каждого помещения в указанном доме, за исключением помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию городской округ Чехов (далее — постановление об изъятии), в соответствии с требованиями действующего земельного и жилищного законодательства Российской Федерации.
2. В постановлении об изъятии указываются изымаемый земельный участок, расположенные на нем объекты недвижимого имущества, помещения многоквартирного дома, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
3. В течение десяти дней со дня принятия постановления об изъятии организационное управление Администрации городского округа Чехов:
1) осуществляют размещение постановления об изъятии на официальном сайте Администрации городского округа Чехов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
2) обеспечивает опубликование постановления об изъятии (за исключением приложений к нему) в печатном издании средства массовой информации.
4. Управление градостроительной деятельностью:
1) направляет копию постановления об изъятии с проектом соглашения об изъятии недвижимости собственникам помещений для подписания заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам помещений, подлежащих изъятию вместе с земельным участком.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии постановления об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» заказного письма.
В случае отсутствия сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты собственника помещений данный собственник считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи;
2) направляет копию постановления об изъятии в орган регистрации прав.
5. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
6. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд.
1. Размер возмещения за изымаемую недвижимость определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
2. Рыночная стоимость недвижимости должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости помещений, является отчет об оценке каждого изымаемого помещения.
3. Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме (включая земельный участок) с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение.
4. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления собственнику помещения соглашения об изъятии.
5. Размер возмещения за принадлежащее нескольким лицам на праве общей собственности помещение определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое помещение.
Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, действителен вплоть до подписания соглашения об изъятии либо до решения суда о принудительном изъятии недвижимости.
Настоящая форма разработана в соответствии с положениями ст. ст. 279-281 ГК РФ, ст. 49, главы 7.1 ЗК РФ
Соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд
[ место заключения соглашения ]
[ число, месяц, год ]
[ Наименование органа местного самоуправления ] в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], именуемый в дальнейшем «Орган местного самоуправления», с одной стороны и
[ фамилия, имя, отчество правообладателя полностью ], [ число, месяц, год ] года рождения, именуемый(ая) в дальнейшем «Правообладатель», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Предмет соглашения
1.1. Орган местного самоуправления на основании [ наименование и реквизиты правового акта, в соответствии с которым производится изъятие земельного участка ] (далее — решение об изъятии) изымает у Правообладателя земельный участок площадью [ значение ] кв. м, кадастровый номер [ значение ], находящийся по адресу: [ вписать нужное ], и предоставляет возмещение за изымаемый земельный участок в соответствии с условиями настоящего соглашения.
1.2. Изымаемый земельный участок принадлежит Правообладателю на праве собственности на основании [ указать правоустанавливающий документ и его реквизиты ], что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права [ серия, N ], выданным [ число, месяц, год, наименование выдавшего органа ].
Изъятие объектов недвижимого имущества
Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.
Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.
Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.
Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.
Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.
Земли у собственника могут быть отобраны в пользу муниципалитета либо же государства – это прописано в статьях 49 и 55 ЗК РФ. Владелец недвижимого имущества должен получить письмо о том, что будет проведена процедура изъятия. Сообщить необходимо не позже чем за 1 год до ее проведения.
Причинами могут выступить:
- Государство выполняет свои международные обязательства;
- Проводится процедура отчуждения земли, чтобы в дальнейшем на этой территории можно было разместить федеральные и государственные объекты, если нет иных для этого возможностей;
- Другие случаи регулируются согласно действующему законодательству.
Обычно процесс изъятия земельных наделов происходит из-за того, что государство в них нуждается. Основаниями может послужить строительство значимых сооружений с заранее созданным проектом. Другого способа, кроме изъятия земельных участков просто нет. К примеру, в процессе подготовки олимпийских объектов на территории Сочи пришлось прибегнуть к этому методу. Подобные ситуации могут произойти при строительстве магистралей, водопроводов, железнодорожных веток и т.д.
Земли, которые попадают в категорию изъятия, будут выявлены еще на стадии подготовки строительного проекта.
Со стороны государства будет проведено серьезное исследование относительно прав владельца на землю с последующим определением денежной суммы, которая станет достойной компенсацией финансового возмещения за изымаемый участок. Проанализированное законодательство выявило ряд несоответствий, которые выступили поводом для дальнейшего изменения в Земельном Кодексе.
1 апреля 2015 года в силу вступил новый закон, который определяет порядок изъятия земельных участков у граждан для государственных нужд. Теперь ст.279 ГК РФ регламентирует данную процедуру: владельца просто лишают права собственности.
Согласно новому закону, теперь к правообладателям относятся не только собственники, но и землепользователи и арендаторы. У каждого правообладателя есть право на замещение, поэтому в выкупную цену входит рыночная стоимость с понесенными убытками и упущенной выгодой.
Статья 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации обеспечивает процедуру правового регулирования возмещения убытков, которые были нанесены из-за изъятия земельных наделов. В ней прописано, что компенсацию за лишение земель владелец получит в соответствии с установленной рыночной стоимостью.
Объекты, которые не подлежат возмещению:
- Недвижимость, которая была возведена с рядом нарушений, в том числе правил пользования и аренды;
- Строительные объекты, которые появились после того, как о них уведомили собственника.
Возмещение убытков, которые возникли при правомерном изымании земли, может быть проведено согласно общим основаниям предоставленных данных до направления их владельцу. Размер компенсации согласно действующему законодательству должен быть установлен не менее чем за 2 месяца до того, как соглашение будет отправлено собственнику.
Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости.
В предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса России случаях принадлежащий частному лицу земельный участок может быть изъят для публичных нужд. Основанием для таких действий может послужить необходимость прокладки трубопровода, натяжения линий электропередач, размещения автотрассы или иного общественного значимого объекта именно в месте нахождения частного участка.
Инициатор изъятия, будь то государство или территориальная община, обязаны возместить правообладателям не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Они рассчитываются по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 262 от 07.05.03 г.
Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости. В случаях, когда в собственности одного лица пребывают несколько объектов (например: два смежных участка, жилой дом, гараж на фундаменте, стационарные коровник и свинарник), договор заключается в отношении каждого из них.
Ключевой особенностью соглашений подобного рода является наделение публичного образования возможностью понуждения частного собственника к заключению сделки. В гражданском праве действует принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).
Возможность принуждения к заключению сделок (ст. 445 ГК РФ) обычно касается субъектов властных полномочий, монополистов и коммерческих компаний, предлагающих свои услуги неопределенному кругу лиц. Принуждение физических лиц к заключению сделок для отечественной правовой системы в целом не характерно.
Согласно ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд содержит следующую информацию:
К числу существенных условий соглашения об изъятии недвижимости относят:
- выкупную цену объектов, принадлежащих гражданам или организациям;
- размер убытков, подлежащих возмещению землевладельцам, землепользователям, сервитутодержателям, арендаторам;
- рыночная стоимость предоставляемого имущества взамен изымаемого (если такое предоставление оговорено соглашением).
Продавцом или лицом, недвижимость которого отчуждается по решению суда, может выступать частный собственник (физическое, юридическое лицо). Применительно к земле участником договора может быть гражданин, которому участок принадлежит на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.
В случаях, когда объекты муниципальной собственности необходимы государству или наоборот, речь обычно идет не о принудительном изъятии, а о заключении публичных договоров. Примечательно, что Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель государственной собственности муниципалитету.
Передача муниципальных земель государству может быть только платной.
Покупателем по гражданской сделке или приобретателем по вердикту суда выступает публичное образование в лице соответствующего органа власти. Если участок изымается в пользу государства, решение об изъятии принимает орган, уполномоченный Правительством РФ.
В качестве примера можно привести Постановление №1527 от 31.12.15 «Об определении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения об изъятии земельных участков для госнужд РФ в целях строительства линейных объектов федерального значения на территории Таманского полуострова». В их числе Минкомсвязи, Минэнерго, Федеральное дорожное агентство, Федеральным агентство железнодорожного транспорта.
Органы, уполномоченные изымать недвижимость в региональную собственность, устанавливаются региональными властями; в пользу территориальной общины – соответствующим муниципалитетом.
Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:
- При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
- Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
- Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
- Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
- Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
- Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
- строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
- проведения работ в рамках недропользования;
- исполнение РФ международных обязательств;
- в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
- иные основания по законодательству РФ.
Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.
Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:
- Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
- Поиск собственника.
- Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
- Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
- Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
- Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.
Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.
Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:
- рыночной оценки самого участка;
- недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
- упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
- иных сумм убытков.
В случае когда объекты недвижимости не были оформлены в собственность по закону, никакого возмещения по ним не предусмотрено. Так как будут признаны самостроем и подлежат сносу.
Если по стоимости в распоряжении органов власти имеется иное имущество, оно может быть предложено собственнику взамен утраченному при изъятии. Другой вариант – денежные средства, сумма которых сложилась из вышеперечисленных составляющих.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2022 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
Ст. 284 ГК России устанавливает, что допускается изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием 3 или более лет в том случае, если целевое предназначение земли – это:
- сельское хозяйство;
- индивидуальное жилищное строительство.
Важно! Критерии неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения перечислены в Постановлении Правительства № 369 от 23. 04. 2012 года “О признаках…”.
Течение указанного 3-летнего срока прерывается, если использование участка в соответствии с его назначением было невозможно в связи со:
- стихийными бедствиями;
- чрезвычайными ситуациями;
- иными подобными случаями.
При этом срок освоения участка в указанный 3-летний период:
- включается, если участок предназначен для целей ведения сельского хозяйства (ч. 4 стат. 6 ФЗ № 101 от 24. 07. 2002 года “Об обороте…”);
- не включается в иных случаях, в том числе, и при ИЖС.
Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд.
В стат. 285 ГК РФ сказано, что может производиться изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования или нарушения требований нормативно-правовых актов.
В частности, изъятие может быть произведено по следующим основаниям:
- допущение значительного уменьшения плодородности почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Правительства № 612 от 22. 07. 2011 года “Об утверждении…”;
- использование земли не в соответствии с ее категорией, определенной по ч. 1 ст. 7 ЗК РФ;
- возведение на участке самовольной постройки и неосуществление ее сноса или приведения в состояние, соответствующее установленным требованиям;
- несохранение межевых, геодезических и других спецзнаков, установленных на участке;
- несоблюдение требований градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих нормативов и регламентов (аб. 7 стат. 42 ЗК России).
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2022 в порядке изъятия предусмотрены:
- сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
- далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
- затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
- потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
- наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.
На основании ч. 1 стат. 281 ГК РФ, правообладатель земли может претендовать на компенсацию, выплачиваемую за изымаемую землю.
В компенсационную выплату включаются (ч. 2 стат. 56.8. ЗК России):
- действительная рыночная цена самого участка земли, определяемая в соответствии с 135-ФЗ от 29. 07. 1998 “Об оценочной…”;
- денежные убытки, которые были нанесены изъятием;
- упущенная выгода.
Если на участке находятся здания или сооружения, принадлежащие правообладателю, то в размер компенсации включается и их рыночная цена (аб. 2 ч. 2 ст. 56.8. ЗК России).
Итак, органы местной, региональной и федеральной власти могут забирать участки земли себе. Порядок изъятия регулируется ГК РФ и ЗК РФ. Несогласие собственника на изъятие дает право органу, инициировавшему процесс, на обращение в суд с соответствующим иском о принудительном изъятии.
Прочтите также: Как получить налоговый вычет за покупку земельного участка
Реестр решений об изъятии земельных участков
Нормативная база изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд основывается на земельном и гражданском законодательстве, с учетом последних изменений, действующих в 2021 году.
Земельный кодекс (гл. 7.1), а также Гражданский кодекс (ст. 279-282) подробно расписывают, каким образом должно проводиться изъятие земельных участков.
После того, как решение об изъятии земельного участка принято, отчет о стоимости подготовлен, местная администрация отправляет собственникам (иным правообладателям) проект соглашения в письменном виде. Проект содержит в себе отчет об оценке недвижимости, предлагаемый взамен земельный участок (с указанием его рыночной стоимости). В проекте указывается срок передачи недвижимости и иные важные сведения.
Собственнику дается 90 дней на то, чтобы подписать соглашение, в противном случае администрация может обратиться в суд. Принудить собственника к тому, чтобы соглашение было подписано суд не вправе. Суды в случае сопротивления собственника выносят решение о принудительном изъятии.
Земельное законодательство предоставляет гражданам ряд гарантий, в виде денежной компенсации или иных способов возмещения ущерба, причиненного изъятием земель в пользу муниципалитета или государства.
В статье 56.8 Земельного кодекса прописаны особенности расчета и предоставления компенсации в процессе изъятия. Согласно закону, возмещение полагается в следующих случаях:
- если изымаются частные территории в пользу государства или муниципалитета;
- в том случае, когда на территории расположены частные постройки;
- если собственник территории понес убытки, связанные с представлением собственности в аренду.
Возмещение убытков, причиненных изъятием земельных участков оплачивается за счет средств того ведомства, в чье распоряжение должен поступить участок. Если это федеральный орган, то оплачивает ущерб госбюджет, а если территорией завладел муниципалитет, то оплата должна происходить за счет местного бюджета.
Определение суммы компенсации за принудительное отчуждение земель производится в соответствии с законом. Стоимость массива выясняется в процессе оценки. Специалисты, которые занимаются данным вопросом, руководствуются ФЗ «Об оценочной деятельности».
В общую сумму выплаты могут быть включены:
- Стоимость участка, определенная в процессе оценки по рыночным показателям.
- Цена строения, находящегося на участке или права на эту площадь.
- Ущерб, нанесенный собственнику, включая убытки, причиненные третьим лицам, подтвержденные соответствующими документами.
- Упущенная выгода.
Некоторые суммы не подлежат возврату. Законом определены такие виды расходов, связанных с выполнением:
- строений, возведенных вразрез целевой эксплуатации, а также неотделимые от постройки улучшения, которые произведены в нарушение арендного соглашения;
- улучшений, неотделимых от земельной зоны или постройки, которые были произведены после принятия акта об изъятии;
- построек, возведенных уже после получения уведомительного письма владельца территории об изъятии, кроме случаев, когда на это имеется специальное разрешение;
- сооружений, строительство которых было начато после оповещения об изъятии, несмотря на то, что разрешительный акт на это не требуется;
- сделок, заключенных собственниками наделов, после получения уведомления об отчуждении.
В том случае, если изымается лишь часть участка, размер выплаты снижается на рыночную стоимость той части, которая остается в распоряжении владельца. Для выяснения реальной цены земли, и всех прав с ней связанных, производится официальная оценка территории на дату, предшествующую вынесению постановления об изъятии. Это необходимо, потому что после публикации данных об изъятии стоимость земли на рынке резко снижается. Размер компенсации должен быть определен не позже чем за 60 суток до направления собственнику земли постановления изъятии.
В итоге можно сделать несколько выводов:
- Возмещение выплачивается в том случае, если изымается частная собственность в виде земли или постройки, а гражданину или компании нанесен ущерб.
- Размер компенсации зависит от конкретной ситуации. В сумму могут входить: стоимость участка, упущенная выгода, убытки, связанные с отчуждением.
- Выплата средств осуществляется после того, как будет подписано соглашение между участниками отношений или по решению суда.
- Законом предусмотрен порядок выплаты ущерба в процессе отчуждения территории в пользу государства или муниципалитета.
Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.
Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.
Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.
При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.
Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:
- чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
- были утверждены проектами планировки территории.
Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:
- если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
- для выполнения международных обязательств;
- для разработки недр;
- признании жилого помещения аварийным.
Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:
- принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
- решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.
Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.
Отдельно следует упомянуть конфискацию. Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации. Общих черт изъятие и компенсация не имеют.
Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.
В 2022 году изъятие включает несколько этапов:
- вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
- поиск правообладателей;
- вынесение постановления компетентной комиссией;
- уведомление собственника;
- подготовка соглашения;
- отчуждение земли и регистрация перехода права.
Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.
Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд в 2022 году
После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.
Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.
В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.
Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.
Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.
Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:
- Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
- Принятие решения и составление соответствующего постановления.
- Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
- Выплата компенсации за землю.
- Регистрация перехода вещного права в Росреестре.
Земельные участки, принадлежащие гражданам РФ по официальному праву собственности, могут быть конфискованы государством или муниципалитетом. Для этого должен быть актуален веский перечень оснований, которые в свою очередь подтверждаются установленными законодательными нормативами.
В процессе изъятия не имеет значения, кто и на каких основаниях владеет участком земли. В подавляющем большинстве случаев земли изымаются из частной собственности для реализации общественных интересов.
Закон об изъятии земельных участков в 2022 году имеет характерные особенности. Для их досконального понимания следует ознакомиться с важными нюансами, с новым порядком осуществления процедуры, с поиском правообладателей, с составлением постановления, с возможными компенсациями, а также с судебной практикой.
Соглашение об изъятии земельного участка
Статья 56.6 действующего Земельного Кодекса РФ содержит в себе исчерпывающую информацию об особенностях изъятия участков под государственные нужды. Соответствующее решение может приниматься в отношении одного или нескольких участков земли. Важно помнить о том, что решение принимается и по отношению ко всем имущественным объектам, располагающимся на конкретной территории.
Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
К постановлению об изъятии в каждом конкретном случае прикрепляется специальная схема расположения участка. Органы местного самоуправления, которые участвовали в процессе принятия решения, имеют законные основания для утверждения прочего варианта схемы расположения земли.
Образец постановления об изъятии земельного участка:
Это означает государственную инициативу, представляющую несколько вариантов лишения земли, находящейся в частной собственности, имеющей кадастровый номер. Ознакомиться с подобной нумерацией можно в публичной карте через онлайн-версию сервиса Kartagov.
Аналогичные законодательные правила действуют и в других странах. Например, Правительство Беларуси вынесло схожее постановление №667 об изъятии и предоставлении земельных участков.
В России по условиям законодательных актов:
- у владельца аннулируются права на недвижимое имущество в виде земельного надела;
- перестают действовать права на владение землей без определенных сроков;
- прерывается наследование с пожизненным обеспечением;
- следует досрочный разрыв договора аренды;
- теряет силу акт на пользование земли в безвозмездной форме.
Различают лишение права на землю по вине собственника и изъятие земельного участка для муниципальных нужд и государственных. Это важно понимать, поскольку второй случай гарантирует компенсации от государства.
Федеральный закон №234-ФЗ направлен на плановые и внеплановые проверки (мониторинг) земель сельскохозяйственного и иного назначения с целью охраны, предотвращения загрязнений, истощения почвы, полного уничтожения плодородного слоя. По этому же закону выстраивается контроль, представляющий обнаружение, фиксацию правонарушения в рамках административного обследования объектов, где фигурируют земельные отношения. Здесь не соблюдается специальная процедура назначения, как при обследовании планового, внепланового характера.
При предоставлении и изъятии земельных участков проводится обязательная проверка. Инспектор, действующий в рамках требований, изложенных в законодательстве РФ, наделен правом заниматься административным обследованием земельного участка, неограниченное число раз, не затрагивая хозяйственную деятельность собственника.
Методы обследования земли различны:
- применяется аэрокосмическая съемка;
- проводится почвенное, агрохимическое, фитосанитарное обследование;
- задействуется экологотоксикологический метод и ряд других способов.
Выявленные по итогам нарушения земельного законодательства, фиксируются в акте, который дает возможность назначить полноценное разбирательство с более углубленным изучением нарушений. Именно они в дальнейшем становятся основаниями для изъятия земельного участка у собственника за ненадлежащее использование.
Административное обследование раскрывает ряд нарушений, трактующихся инспектором как причины, чтобы провести внеплановую проверку:
- Использование земли не связано с целевым назначением согласно присвоенной категории и вида разрешенной эксплуатации.
- Земли с назначением сельскохозяйственного характера, с обязательным регулированным оборотом по закону № 101-ФЗ, не задействованы по условиям целевого назначения. Период — один год начиная с официального утверждения собственника в правах.
- Земельный надел, где должны проводиться жилищное, промышленное или иное строительство, садоводческая, огородническая деятельность не эксплуатируется, согласно указанным целям аренды.
В законе об изъятии земельных участков указан пункт 2 ст. №7 ЗК РФ, требующий придерживаться целевого назначения и территориального зонирования.
Если владелец земли игнорирует установленные требования, то его административное правонарушение будет характеризоваться пунктом 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Он оговаривает административный штраф.
Юридические лица штрафуются на сумму в размере 1,5-2% от кадастровой стоимости всей принадлежащей земли, без превышения максимального размера в 100 тыс. руб.
Физлица получают штраф в размере 0,5-1%, учитывая кадастровую цену участка.
Сообщение о планируемом изъятии земельных участков для муниципальных нужд
Статья № 6 ЗК РФ связана с землями сельскохозяйственного назначения. На ее основании принудительное изъятие земельного участка наступает в случаях, когда ухудшаются полезные свойства грунта и если период игнорирования эксплуатационной деятельности превысил 3 года.
При негативных данных по плодородию и экологическому состоянию внимание обращается на критерии. Закрепленные в правительственном постановлении № 612 касаются снижения качества плодородного слоя. Критерии по значительному ухудшению экологического состояния содержаться в постановлении № 736.
Плодородный уровень земли сельскохозяйственного предназначения проверяется на числовые значения элементов, содержащихся в почве. Рассматриваются критерия, при снижении которых дается ход постановлению об изъятии земельного участка:
- на 15 и более процентов снижается органическое вещество, которое содержит пахотный горизонт;
- на 10 процентов или выше понижается почвенная кислотность;
- от 10% или с превышением установленного значения повышается щелочность грунта;
- в равной степени от 25% или более снижаются количественные значения подвижного фосфора и обменного калия (мг/кг почвы).
Экологическая обстановка меняется в худшую сторону в итоге нерационального использования земли с сельскохозяйственным назначением. Нарушаются установленные требования:
- химические вещества загрязняют почву. Катастрофическое положение возникает при суммарной концентрации данных веществ в пределах значения 30 или более, что выше предельно допустимого нормативного уровня;
- производственные отходы и относящиеся к группе потребления от 1 до 4 класса опасности размещены на земельном участке и занимают общую площадь от 0,5 гектара и выше.
Судебный порядок принудительного изъятия земельного участка у собственника за нецелевое использование задействуется в случае, когда по прошествии трех лет с момента вступления в права владения земля так и не была задействована по назначению, совпадающему с условиями законодательства. На участке не велось сельскохозяйственное производство, не осуществлялись связанные с ним процессы.
В данные 3 года не входит «заморозка» участка по объективным причинам, в число которых входят стихийные бедствия или иные схожие обстоятельства.
Также исключение распространяется на предварительное освоение земли. На это дается ровно 2 года.
Статья 284 ГК РФ рассматривает условия изъятия земельных участков, в которые входят ответные действия на трехлетнее бездействие арендодателя. В данном случае у тех, кто принимает решение об изъятии земельных участков, появляется право предъявить требование по расторжению договора аренды земли.
Изъятие также может происходить, когда участок предназначается для строительства, но за три года на нем так ничего и не построили. Исключение составляют объекты, требующие более длительного периода на возведение, подтвержденного законом.
Не задействование земли в строительных целях в срок, установленный законом, считается административным правонарушением. Виды наказания определены статьей 8.8 КоАП РФ, характеризуются серьезными рисками утратить право обладанием участка.
Гарантированное, с одной стороны, право собственности на землю может быть ограничено, когда возникает необходимость использования надела государственными и муниципальными органами, а также в иных случаях, прямо предусмотренных правовыми нормами. Государство не может забрать землю у владельца просто так, причина должна быть действительно веской.
Предусматривается два основных варианта:
- Выкуп участка по соглашению. Используется первоначально.
- Принудительное изъятие.
Первый вариант предполагает, что за землю гражданин получит выкупную стоимость, то есть определённую компенсацию, в которую включается:
- рыночная стоимость;
- стоимость строений, которые располагаются на участке;
- убытки, связанные с реализацией, переездом и так далее.
Государство предлагает компенсацию стоимости тех строений, которые располагаются на участке на законных основаниях. Несогласованные строения оплачиваться не будут.
На практике госорганы руководствуются стоимостью на основании проведённой оценки, но не всегда такая цена будет адекватной. Собственнику предлагается определённая сумма, но он вправе предложить свою. В итоге стороны обычно находят компромиссный вариант, который устроит всех.
В первую очередь, правообладатель извещается о необходимости изъятия его участка в срок, не превышающий семи дней с момента, когда такое решение было принято. Ему предоставляется проект договора, в котором указывается и цена компенсации. На ответ владельца земли закон отводит срок до трёх месяцев с момента вручения соответствующего оповещения.
На практике договориться о цене удаётся не всегда. Иногда госорган оценивает участок в меньшую стоимость, чем его оценивает собственник. Если компромиссный вариант труднодостижим, применяется процедура принудительного изъятия.