Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие сведения могут составлять коммерческую тайну заемщика юридического лица». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Понятие коммерческой тайны (КТ) регулируется в нашей стране законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. КТ — это особый режим, который сохраняет конфиденциальность информации, обладатель, которой может получить какую-либо коммерческую выгоду, например, получить дополнительные прибыли или сократить расходы, занять долю рынка и т. д. Данные, которые попадают под КТ, могут быть любого вида и должны иметь коммерческую ценность в связи с их засекреченностью от третьих лиц.
Кто же вправе определять, какая информация может попадать под режим КТ, и есть ли ограничения на это? Согласно п. 1 ст. 4 закона № 98-ФЗ обладатель информации имеет право отнести эту информацию к попадающей под режим КТ. Обладателем информации является тот, кто владеет ей на законных основаниях. Обладатель может дать доступ к секретной информации на условиях неразглашения, может передать третьему лицу по договору, может предоставить госорганам. Однако существует установленный законодательно перечень данных, распространение которых не может ограничиваться КТ.
Такие сведения оговорены в ст. 5 закона № 98-ФЗ и включают в себя информацию:
- указанную в учредительных документах и документах о регистрации юрлица или ИП в госорганах;
- указанную в разрешениях на коммерческую деятельность;
- об использовании бюджетных средств и об имуществе госучреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
- влияющую на безопасность отдельных граждан или всего населения (о влиянии на окружающую среду, о соблюдении противопожарной, санитарной техники безопасности, безвредность пищевых продуктов и т. д.);
- относящуюся к кадровой (количество работников, их состав, система оплаты труда, условия и охрана труда, травматизм и проф. заболевания, имеющиеся вакансии, задолженность по зарплате и соцвыплатам);
- о противозаконных действиях и понесенных за это наказаниях;
- об условиях приватизации госсобственности;
- для некоммерческих организаций: о доходах, расходах, имуществе, о количестве сотрудников и их зарплате, об использовании бесплатного труда;
- о списке лиц, которые выступают от имени организации без доверенности;
- прочая информация, необходимость раскрытия которой указана в других законах.
Доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, может даваться работнику только с его согласия, если это заранее не было оговорено в трудовом договоре или инструкциях к нему. Ознакомление сотрудников с режимом КТ и с перечнем закрытой информации проводится под расписку. В перечень составляющих коммерческую тайну сведений необходимо включить все виды информации, попадание которых в руки третьих лиц может нанести вред организации, но необходимо также учитывать, что закон ограничивает этот список.
О прочих кадровых документах читайте в наших статьях:
- «Внутренняя опись документов личного дела — образец»,
- «Положение о персональных данных работников — образец».
Конкретный и детальный перечень информации, составляющей коммерческую тайну, в законодательстве не приведен. Но примерный или ориентировочный список можно сформировать на основании Федерального закона №98-ФЗ от 29.07.2004 и правоприменительной практики. В законе (№98-ФЗ) есть определения терминов и список сведений, к которым ограничить доступ нельзя.
В ст. 3 закона №98-ФЗ указано, что коммерческая тайна — это определенный режим использования служебных, операционных, производственных, экономических или технических данных, когда доступ к ним ограничен или наложены ограничения на распространение такой информации. Ее сохранение в секрете от третьих лиц позволяет компании объективно снизить расходы, увеличить прибыль, сохранить положение на рынке, избежать затрат, то есть эти сведения обладают ценностью для предприятия и его конкурентов.
Любая фирма вправе сама установить перечень информации, относящейся к коммерческой тайне, с учетом ограничений, данных в ст. 5 ФЗ №98.
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну
В соответствии с действующим законодательством полный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, определяет локальный нормативный акт — например, соответствующий приказ.
В список обычно включают:
- список партнеров, клиентов;
- условия контрактов, договоров, соглашений;
- данные о потенциальных сделках;
- данные о методике ценообразования, структуре себестоимости;
- данные о кредитах;
- деловую переписку;
- планы развития, условия инвестиционных проектов, результаты маркетинговых исследований;
- информацию о незапатентованных изобретениях, разработках, модернизациях, технологических характеристиках продукции;
- информацию о системах безопасности, охране, внутренних проверках;
- показатели заработной платы сотрудников;
- показатели используемого программного обеспечения;
- структуру кадров;
- уровень запасов, активов, готовой продукции.
В соответствии со ст. 4 ФЗ №98 определить перечень ограниченной к распространению информации вправе ее обладатель. С учетом установленных в компании правил субординации положение, закрепляющее перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, утверждается уполномоченным в учредительных документах лицом. С лицом, имеющим доступ к тайне, составляется соглашение о неразглашении.
Этот список приведен в ст. 5 ФЗ №98, он включает в себя следующие данные:
- содержащиеся в учредительных документах и ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- приведенные в разрешительных документах, позволяющих осуществлять предпринимательскую деятельность;
- о составе имущества государственных или муниципальных предприятий и об использовании ими бюджетных средств;
- о загрязнении окружающей среды, безопасности пищевых продуктов, других факторах, оказывающих негативное воздействие на безопасность населения и производственных объектов;
- о штате, системе оплаты труда, условиях деятельности, охране труда, вакансиях, о производственном травматизме и профзаболеваниях;
- о задолженности перед работниками;
- о допущенных нарушениях законодательства и привлечении за это к ответственности;
- об условиях конкурсов по приватизации объектов госсобственности;
- об активах некоммерческих организаций, об их штате;
- о составе лиц, выступающих представителями от имени юрлица без доверенности;
- иных данных.