Какие виды ответственности за нарушение санитарного законодательства предусматриваются законом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие виды ответственности за нарушение санитарного законодательства предусматриваются законом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

среда обитания человека (далее — среда обитания) — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

факторы среды обитания — биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

вредное воздействие на человека — воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

благоприятные условия жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

безопасные условия для человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее — санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами; (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

социально-гигиенический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 221-ФЗ)

санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

проведения социально-гигиенического мониторинга;

научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

создания, эксплуатации и развития федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера, обеспечивающей получение информации, характеризующей санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 357-ФЗ)

2. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Граждане имеют право:

на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Граждане обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Административное наказание – наиболее распространенный вид ответственности за нарушения в сфере санитарного контроля. Ответственность определяется статьей №6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и применяется в следующих случаях:

  • организацией или отдельным физическим лицом нарушены действующие на момент совершения правонарушения санитарные нормы или не выполнены мероприятия по предотвращению подобных нарушений;
  • был доказан факт несоблюдения установленных санитарных норм по использованию и эксплуатации жилых и нежилых помещений и зданий, сооружений общественного предназначения, пассажирского транспорта;
  • были выявлены факты существенных нарушений в порядке обеспечения (подачи и снабжения) питьевой водой населения или отдельного предприятия;
  • выявлены недостатки в организации и проведении мероприятий по уничтожению отходов производственного характера (захоронению пищевых отходов) и прочее;
  • не выполнены или выполнены с нарушениями условия организации подвоза, доставки, хранения и выдачи (реализации) продуктов питания для населения.

Это лишь обобщенные условия применения административного наказания, каждый из перечисленных пунктов имеет множество подпунктов, включающих детализированные требования к каждому разделу.

Например, при организации питания учитывается не только порядок хранения, приготовления и выдачи продуктов на руки, но и соблюдение требований к самому зданию (место расположения, фундамент, пол, организация септика и прочее).

За одно и то же правонарушение, попадающее под раздел административной ответственности, могут быть назначены различные виды наказания.

Вид наказания определяется статьей №3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и, в зависимости от тяжести нарушения, причин и последствий, может подразделяться на:

  • Вынесение официального предупреждения – как правило, применяется при незначительном правонарушении, допущенном по неосторожности, без злого умысла или при совершении нарушения в первый раз в единичном случае.
  • Применение штрафных санкций. Размер штрафа варьируется в зависимости от обстоятельств:
    • для граждан Российской Федерации размер штрафа, в зависимости от совершенного правонарушения, может составлять от 100 и до 500 рублей;
    • для лиц, совершивших правонарушение в период исполнения должностных обязанностей (если правонарушение является следствием профессиональной деятельности), размер штрафа составляет от 500 рублей до 1 тысячи рублей;
    • для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, размер штрафа составляет от 500 до 1000 рублей, может быть заменен приостановкой деятельности на 90 дней;
    • для установленным образом зарегистрированных юридических лиц штраф накладывается в диапазоне от 10 до 20 тысяч рублей. Штраф может быть заменен на меру по приостановлению деятельности предприятия сроком до трех месяцев.
  • Конфискация или изъятие предмета, послужившего причиной правонарушения. К примеру, загрязняющего атмосферу строительного инструмента, если иными способами добиться сознательности от его владельца невозможно.
  • Отстранение от права (специального права) на осуществление определенного вида деятельности.
  • Применение административного ареста – наиболее жесткий, но и наиболее действенный метод, может применяться как основное наказание или как следствие невыполнения условий основного наказания, например, за длительную неуплату штрафа по административному правонарушению.
  • Депортация за пределы Российской Федерации – применима только к гражданам-нерезидентам России, иностранным подданным, туристам и т. д.
  • Дисквалификация.

Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ

Дисциплинарной ответственности подвергаются действующие сотрудники организаций по ходатайству (представлению) главного врача, его заместителя, председателя санитарно-эпидемиологической комиссии или иного органа контроля, выявившего нарушение.

Под дисциплинарной ответственностью понимается наложение на сотрудников внутриведомственных взысканий: выговор, строгий выговор, лишение премии и др. вплоть до отстранения от должности (увольнения по несоблюдению условий трудового договора) включительно.

Условия необходимости применения норм Уголовного кодекса Российской Федерации наступают при выявлении нарушений в сфере санитарного состояния, которые могут повлечь или уже повлекли тяжкие последствия в виде:

  • массового отравления людей;
  • тяжелых экономических последствий (порча продуктов питания в результате несоблюдения условий хранения);
  • тяжелой болезни, явившейся следствием отравления;
  • смерти человека, причиненной в том числе и по неосторожности в результате нарушения санитарно-эпидемиологических норм или создания предпосылок к таким нарушениям, а также не принятия действенных и своевременных мер по противодействию (устранению и недопущению) ставших известными нарушений.

Экономической ответственности подвергаются организации и предприятия, допустившие нарушения законодательства, выразившиеся в:

  • создании условий загрязнения окружающей среды в результате профессиональной деятельности организации;
  • сознательное (несознательное) производство или реализация населению продукции и товаров, потребление которых повлекло массовые отравления или заболевания.

После установления факта вины предприятия оно выплачивает компенсации пострадавшим лицам, возмещает ущерб (оплачивает лечение).

За счет собственного экономического фонда проводит комплекс противоэпидемиологических мероприятий, направленных на устранение последствий нарушения и предотвращение дальнейшего распространения инфекций.

Функционал по контролю за соблюдением норм и правил санитарно-эпидемиологического состояния, взысканию штрафов и принуждению к исполнению требований нормативных правовых актов возложен на Роспотребнадзор. Физические лица попадают под ответственность по факту совершения правонарушения и установлению обоснованных доказательств принадлежности к конкретному виду проступка.

В части, касающейся юридических лиц, Роспотребнадзор наделен правом проведения проверок состояния санитарных норм. Проверки делятся на два типа:

  1. Плановый контроль – как правило, проводится с четко прослеживаемой периодичностью по обоюдно согласованным планам и графикам. При проведении проверки комиссия руководствуется текущими положениями законодательства и проверяет всю полноту соблюдения норм.
  2. Внеплановые проверки – в подавляющем большинстве случаев внеплановые проверки инициированы сообщениями об имеющихся на предприятии нарушениях или фактах свершившихся аварий.

Как плановые, так и внезапные проверки не могут длиться более 30 календарных дней (установлено, что за это время вполне возможно проверить любую организацию в полном объеме, а затягивание времени создает предпосылки к возникновению коррупционных отношений в среде комиссии). Плановые проверки проводятся не чаще, чем раз в два года, и должны быть подкреплены приказом (выпиской из приказа) Роспотребнадзора.

Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:

Определение 1

Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.

Рассмотрим каждый из видов ответственности за совершение санитарного правонарушения подробнее.

Так, уголовная ответственность в рассматриваемой сфере наступает ввиду совершения таких санитарных правонарушений, последствия которых выражаются в реальном или потенциальном возникновении массовых заболеваний, эпидемий, а также отравлении или гибели людей.

Виды ответственности за санитарные правонарушения

За нарушение законодательства в рассматриваемой нами области установлен не такой широкий спектр санкций. Предполагается назначение таких видов наказаний, как:

  • Предупреждение;
  • Административный штраф;
  • Приостановление деятельности ИП или юрлица.

Размеры штрафов варьируются в зависимости от статуса субъекта, привлекаемого к административной ответственности, от 100 рублей при привлечении гражданина, и до 1 миллиона рублей при привлечении организации в виде юридического лица по различным статьям КоАП, рассмотренным нами выше.

При назначении наказания должностными лицами, принимающими решение о привлечении к ответственности, учитываются различные моменты и факторы, такие как:

  • общественная опасность правонарушения (нескошенная трава у забора частного дома или загрязнение водоема сточными водами предприятия);
  • субъект привлечения (значительно строже наказывается должностные и юридические лица);
  • наступившие в результате правонарушения последствия (незначительное отравление гражданина в ресторане или массовое отравление граждан населенного пункта в результате сброса предприятием химических отходов в водозабор);
  • повторность правонарушения (нередко за совершение правонарушений впервые субъекту выносится предупреждение).

В случае выявления факта совершения правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушения санитарных норм, уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении, возбуждается административное дело.

Фиксируются все обстоятельства нарушения (составляется осмотр места происшествия), при необходимости отбираются объяснения у пострадавших, правонарушителя, лиц, возможно являющимися свидетелями.

Изымаются документы. Лицо, совершившее правонарушение, может быть отстранено от работы, доставлено в орган, осуществляющий надзор и контроль для составления протокола, может быть приостановлена деятельность объекта.

После проведения всех необходимых мероприятий, материал административного дела направляется на рассмотрение уполномоченному статьей 23 КоАП РФ лицу.

Рассмотрев административный материал, должностное лицо выносит постановление о назначении административного наказания. В нашем случае в виде штрафа.

По рассматриваемым нами составам правонарушений решение о наложение штрафа принимается в соответствии со статьей 23.13 в основном органы Роспотребнадзора (иногда, например, по ст. 6.24 – курение, решение может принято сотрудниками ОВД – полиции).

В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ статья 236 УК подследственна органам внутренних дел – полиции. Расследованием уголовного дела будет заниматься следствие ОВД.

Информация о наличии признаков преступления по ст.236 УК поступает в ОВД из различных источников:

  • Медицинские учреждения (в случаях массового отравления или смерти граждан).
  • Органы Роспотребнадзора (полученная при проведении ими плановых ли проверок, осуществляемых по жалобам).
  • Заявления, жалобы и обращения граждан.
  • Обращения муниципальных служб и органов (как правило перенаправляемые обращения жителей).
  • Прокуратура (при проведении проверок в рамках общего надзора за законодательством).
  • СМИ.

До возбуждения уголовного дела проводится предварительная проверка в целях выявления признаков рассматриваемого состава УК. Проводятся все необходимые действия, в том числе санитарно-эпидемиологическая экспертиза (если нужно). Расследованное уголовное дело направляется для рассмотрения и принятия решения в суд.

В ходе расследования потерпевшая сторона может также заявить иск о возмещении имущественного и морального вреда.

  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
    • Глава I. Общие положения
    • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды
    • Глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды
    • Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды
    • Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций
    • Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной
    • Глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)
    • Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды
    • Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
    • Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
    • Глава XVI. Заключительные положения
    • Глава ХI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

    Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

    • Отзывы
    • Форум
    • Все материалы
    • Типовые бланки, договоры
    • Законодательство РФ
    • Законодательство Москвы
    • Законодательство Московской области
    • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
    • Постановления и Указы
    • Медицинское законодательство
    • Законопроекты
    • Документы СССР
    • Международное законодательство
    • Комментарии к законам
    • Общая судебная практика
    • Судебная практика: Москва и Московская область
    • Судебная практика: Поволжье
    • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
    • Судебная практика: Северо-Запад
    • Судебная практика: Урал
    • Судебная практика: Волговятский регион
    • Судебная практика: Восточная Сибирь
    • Судебная практика: Западная Сибирь
    • Юридические статьи
    • Бухгалтерские консультации
    • Финансовые консультации
    • Статьи бухгалтеру

    По закону рассматриваемый вид взыскания разрешается налагать на сотрудника исключительно в ситуации, если последний совершает дисциплинарный проступок. Проще говоря, это целесообразно, лишь когда работник либо совсем игнорирует возложенные на него обязанности или исполняет не в полной мере.

    Какие дисциплинарные взыскания имеет право применить работодатель к сотруднику

    В перечень таких деяний входят в общих случаях следующие:

    • прогулы, то есть неоправданное отсутствие служащего на работе более 4-х часов (причем подряд!);
    • неисполнение обязанностей, перечисленных либо в трудовом соглашении или же в должностной инструкции;
    • отказ от обязательных действий.

    Перечень последних приводится в:

    • том же трудовом договоре;
    • внутренних регуляторных актах, действующих на предприятии;
    • должностных инструкциях.

    Самыми распространенными санитарными нарушениями следует считать:

    • непрохождение медицинского освидетельствования;
    • игнорирование правила требующего от персонала ношения спецодежды.

    В перечне общих взысканий, налагающихся на сотрудников, числятся следующие:

    • выговор;
    • предупреждение;
    • увольнение.

    Кроме того, дисциплинарная ответственность может заключаться и в:

    • отстранении от работы;
    • снятии с должности.

    Впрочем, в некоторых случаях допустимо практиковать такого рода взыскание и за действия, не имеющие отношения к трудовой дисциплине, но рассматриваемые в Административном или Уголовном кодексах.

    Помимо общих видов наказаний, есть и специальные – они налагаются в соответствии с законодательством либо положениями, относящимися к конкретному виду службы. При этом работодателю категорически запрещается использовать санкции, не приведенные нормативными документами. Нарушивших это требование ждет кара, предусмотренная в Административном кодексе (статья 5.27).

    В числе обязанностей руководства учреждения или же предприятия есть и наложение дисциплинарных взысканий на сотрудников, уличенных в совершении санитарного правонарушения. В серьезных случаях реализовывать свое право они должны исключительно по представлению, которые издает либо главный санврач или же его первый заместитель.

    Налагаться взыскание может только в течение определенного срока – обычно речь идет о месячном периоде. Момент отсчета – день выявления проступка. При этом в данный отрезок времени не входят:

    • отпуска;
    • больничные;
    • периоды, требуемые для получения согласия профсоюза.

    Кроме этого, нельзя использовать дисциплинарное наказание, если:

    • с момента нарушения дисциплины прошло больше 6 месяцев;
    • факт вскрылся в ходе проверки или ревизии через 2 года.

    В упомянутые сроки не стоит включать время, потраченное на расследование, проводимое в рамках уголовного производства.

    ТК РФ сообщает – приказ о наказании работника допустимо составлять не ранее, чем будет однозначно доказана его виновность.

    Провинившегося сотрудника в обязательном порядке (в следующие после написания 3 дня) под расписку знакомят с приказом. Когда же работник не желает его читать, об этом также составляется акт. Важный момент – пропуск названного срока, разрешает подчиненному имеет оспорить наказание.

    Согласно принятому Федеральному закону «О санитарном обеспечении населения», за неисполнение или ненадлежащее выполнение санитарных нормативов введены такие варианты наказания: дисциплинарный вид наказания, административный, гражданско-правовой и уголовный.

    В ситуации не соблюдения дисциплины на рабочем месте сотрудником руководитель привлекает его к дисциплинарному наказанию.

    За ненадлежащее исполнение санитарных норм работодатель имеет полномочие сделать выговор в устном или в документальном виде с занесением в личное дело, сделать замечание или уволить.

    Гражданско-правовое наказание имеет под собою наказание за причинённый ущерб лицу, имуществу физического и юридического лицу в сфере санитарных норм. Ущерб в обязательно возмещается согласно законам России.

    В ситуации нанесения морального ущерба полагается возмещение убытка. Сумма возмещения убытка решается путем выяснения уровня вины виновного.

    Также во внимание берутся сведения потерпевшей стороны: уровни физического и психологического страдания, перенесенные пострадавшим. Свод законов про админ.нарушения России регламентирует такой список проступков:

    • невыполнение законодательных актов в области санитарного обеспечения населения, выражающееся в форме неисполнения гигиенических норм, неисполнение задач профилактического типа;
    • несоблюдение эпидемиологических задач по отношению к городским и квартирным зданиям, городским учреждениям, в том числе и к транспорту;
    • невыполнение санитарных норм к питьевому оборудованию и к питьевой воде непосредственно;
    • невыполнение эпидемиологических мероприятий в учреждениях общественного питания.

    За невыполнение санитарных законов предусматривается административное наказание, которое характеризуется вынесением инспектором замечания или начислением штрафной санкции административного вида в сумме от 110 до 3 000 рублей для физических лиц; от 6 000 до 200 тыс. рублей для юридических лиц.

    Также инспектор имеет право остановить работу предприятия длительностью до 90 дней. Что касается уголовного наказания за невыполнение эпидемиологических требований, понесшее за собою заражение массового характера, в такой ситуации вступает в силу ответственность за содеянное, а именно:

    • наказание в виде штрафа в сумме до 90 000 рублей;
    • лишение права работать по определенной профессии до трех лет;
    • гражданские работы длительностью 190 часов;
    • исправительные мероприятия длительностью в один год;
    • ограниченная возможность передвижения длительностью до трех лет.

    Невыполнение санитарных требований, которое привело за собою летальный исход населения, наказывается в форме гражданских работ до 250 часов, исправительных работ на полгода или три года.

    В некоторых ситуациях предоставляется приговор в форме ограничения передвижения или лишения свободы длительностью до шести лет. Уголовное наказание регламентируется в таких законодательных статьях уголовного кодекса России, как:

    • статья 238 — сбыт товаров, услуг и работ, не отвечающих нормам безопасности здоровья и жизни потребителя;
    • статья 246 — невыполнение санитарных требований в области строительных работ;
    • статья 247 — неправильное обращение с бактериологическими, токсичными веществами;
    • статья 248 — невыполнение техники безопасности при работе с микроорганизмами;
    • статья 254 — неправильная эксплуатация удобрительных препаратов при сельскохозяйственных работах.

    За указанные виды деяний назначены следующие формы наказания, устанавливающиеся от степени отягощающих обстоятельств:

    • штрафные санкции суммой до 600 000 рублей или ежемесячные платежи, изымающиеся с заработной платы до четырех лет;
    • запрет работать по определенной профессии или на конкретный вид работы длительностью до четырех лет;
    • ограниченное передвижение на три года;
    • тюремный срок длительностью в десять лет, также к приговору по решению суда назначат выплатить сумму штрафных санкций или могут запретить работать по определенной специальности длительностью до десяти лет;
    • мероприятия исправительного характера до трех лет;
    • гражданские работы длительностью от 130 до 250 часов.

    Приняли Федеральный закон, вследствие которого было принято считать недействительными такую подборку законодательных статей:

    • «Закон о санитарной профилактики населения», статья 2.
    • Статья 14 Федерального законодательства «О внесении поправок и приложений в законодательный свод Российской Федерации в связи с изменением уголовного свода законов».
    • Статья 60 «О предоставлении нормативного свода законов согласно настоящему Федеральному закону».

    Юридическая ответственность осуществляется только уполномоченными на это государственными органами. За совершение нарушений санитарного законодательства предусматриваются следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая уголовная.

    для граждан – штраф 15 000 – 40 000 руб. для должностных лиц – штраф от 50 000 до 150 000 руб. для ИП – штраф от 50 000 до 150 000 рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток; для организаций – штраф от 200 000 до 500 000 руб.

    Какая установлена ответственность согласно статьи 55 ФЗ № 52?

    За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению …

    Какие меры ответственности предусмотрены при нарушении сотрудником санитарных требований?

    Законодательством предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение санитарных правил:

    • Дисциплинарная. Этот вид наказания подразумевает применение к правонарушителю мер со стороны его работодателя. …
    • Административная. …
    • Уголовная. …
    • Гражданско-правовая.

    3 дек. 2020 г.

    Административная и уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Федеральный закон от № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Санитарно-эпидемиологический контроль

    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) центры гигиенического и санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН).
    • Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)

    Интересные материалы:

    Синтезатор речи Google как пользоваться?
    Сколько академических часов в зачетной единице?
    Сколько американских самолетов было сбито во Вьетнаме?
    Сколько ампер в одном Киловатте 380?
    Сколько аргументов должно быть в сочинении егэ?
    Сколько армян в Китае?
    Сколько армян в мире по странам?
    Сколько артиклей в немецком языке?
    Сколько баллов было землетрясение в Ленинакане?
    Сколько баллов нужно для поступления на международные отношения?

    Наиболее известным и распространенным показанием сегодня считается штраф. Именно к нему прибегают специалисты вышеуказанного органа, если нарушение не имеет слишком серьезных последствий. Вся подробная информация о сумме штрафа, подлежащего к уплате, и о периоде, в течение которого виновное лицо обязано его уплатить, должна присутствовать в выписанном постановлении.

    Важно! Согласно КоАП РФ, штрафная сумма должна быть уплачена виновным лицом в течение шестидесяти суток с момента вступления постановления в законную силу. В отдельных ситуациях предусмотрена отсрочка платежа.

    Если деньги по штрафу не поступили, то виновное лицо также может быть привлечено к ответственности, и размер штрафа будет удвоен. Когда у нарушителя нет возможности внести нужную сумму, его могут приговорить к выполнению обязательных работ или к аресту на 15 суток.

    Подводя итоги изложенному, можно сделать несколько кратких выводов:

    1. За нарушение сан.норм виновное лицо или компания могут быть привлечены к определенному виду ответственности.
    2. С учетом тяжести совершенного деяния определяется степень ответственности и выбирается мера наказания.
    3. Самой распространенной мерой считается выписывание штрафных санкций.
    4. За несвоевременную уплату штрафа размер взыскания удваивается или применяются более строгие меры наказания.

    Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:

    • Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
    • Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
    • Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
    • Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.

    Если работник по факту совершил дисциплинарный проступок, связанный с нарушением санитарных нормативов, то работодатель в соответствии с ТК РФ вправе наложить на него дисциплинарное взыскание с соблюдением определенных условий.

    Так, общий порядок применения дисциплинарного взыскания за нарушение санитарного законодательства никак не отличается от иных случаев привлечения работника к дисциплинарной ответственности на работе. Так, работодатель должен назначить проведение расследования, затребовать объяснения от сотрудника и на их основании определить меру воздействия.

    Окончательные решения по поводу применения каких-либо взысканий, их размеров и конкретных последствий в Российской Федерации принимаются судом. Именно суд выносит решения по уголовным или административным делам, однако в некоторых случаях в части административной или гражданско-правовой ответственности достаточно составления постановления или заключения соглашения между сторонами, чтобы её избежать.

    Однако дисциплинарные взыскания в качестве одной из возможных мер воздействия на работников предполагают возможность их вынесения исключительно самим работодателем. При этом он не обязан в принудительном порядке подвергать работников наказанию и может отказаться от реализации своего права, либо же снять имеющиеся у трудящегося взыскания.

    Подвергать одного работника неоднократному наказанию за единожды совершенный проступок – недопустимо с точки зрения законодательства.Следует также помнить, что административная и уголовные меры воздействия могут предполагать и в том числе ограничение права осужденного лица заниматься какой-либо специфической деятельностью, что особенно актуально в вопросах соблюдения требований санитарного законодательства.

    ТК РФ сообщает – приказ о наказании работника допустимо составлять не ранее, чем будет однозначно доказана его виновность.

    Провинившегося сотрудника в обязательном порядке (в следующие после написания 3 дня) под расписку знакомят с приказом. Когда же работник не желает его читать, об этом также составляется акт. Важный момент – пропуск названного срока, разрешает подчиненному имеет оспорить наказание.

    Меры ответственности за нарушение сан. норм

    Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:

    Определение 1

    Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.

    Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    • Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
    • Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
    • Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.

    Рассмотрим каждый из видов ответственности за совершение санитарного правонарушения подробнее.

    Так, уголовная ответственность в рассматриваемой сфере наступает ввиду совершения таких санитарных правонарушений, последствия которых выражаются в реальном или потенциальном возникновении массовых заболеваний, эпидемий, а также отравлении или гибели людей.

    Субъектом уголовной ответственности в соответствии с действующим уголовным законодательством и существующей уголовно-правовой доктриной выступают только физические лица. В этой связи, за совершение общественно-опасных санитарных правонарушений ответственности подлежат только должностные лица, по вине которых описанные выше последствия наступили или могли наступить.

    Санитарным правонарушением, в соответствии с нормативными актами, является виновное нарушение санитарных требований и норм, если оно не повлекло последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.

    Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установлены следующие виды ответственности за санитарные правонарушения:

    • административная (глава 6 КоАП РФ);
    • уголовная (ст. 236 УК РФ) в случае, если последовала эпидемия, массовое заражение или отравление людей, либо смерть человека по неосторожности;
    • дисциплинарная ответственность, к ней конкретного сотрудника может привлечь руководство организации, в которой гражданин трудится на основании внутреннего расследования по нормам Трудового кодекса РФ.

    Сами требования содержатся в вышеуказанном законе (ФЗ-52) в общем виде и конкретные нормы можно найти в многочисленных санитарных нормах и правилах.

    Обращение с ТКО с 1 января 2021 года – что это за графа в квитанции ЖКХ

    Постулат о том, что медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи закреплен в статье 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения зависит от соблюдения санитарных норм и правил (СанПиН). В случае их умышленного или нечаянного нарушения и установления вины лица, совершившего противоправное деяние, предусматривается привлечение к ответственности, которая может быть не только административной, но ещё дисциплинарной или уголовной.

    Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.

    Виды административных правонарушений

    Это могут быть в первую очередь штрафы:

    • от 100 до 500 руб. для физических лиц;
    • от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
    • от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.

    Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.

    Главный санитарный врач РФ

    За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:

    • Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
    • Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
    • Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
    • Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
    • Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
    • Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
    • Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
    • Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
    • Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.

    Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.