Кто является налоговым резидентом РФ по общему правилу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто является налоговым резидентом РФ по общему правилу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В некоторых обстоятельствах подтвердить резидентность может потребоваться и налогоплательщику-организации. Обращаться по такому поводу следует в ИФНС, в которой она стоит на учете. Заявление для налогового резидента — это способ получить нужный документ, который затем будет представлен в иностранное государство, для избежания двойного налогообложения.

Налоговики не установили обязательной формы для заявления. Есть лишь рекомендации, какую информацию следует приводить в таком обращении, а именно:

  • надо указать, за какой год требуется подтвердить, что налоговый резидент — это для данной компании заслуженный статус;
  • каково название страны, налоговики которой потребовали подтверждение статуса;
  • данные заявителя;
  • ИНН;
  • для ИП налогового резидента — это еще и регистрационный номер по реестру;
  • список приложенных документов и контактные данные.

Я являюсь резидентом РФ и одновременно другой страны

Итак, кто такой резидент и нерезидент РФ? Налоговый резидент. Статусом налогового агента физическое лицо, которое в соответствии с законодательством РФ имеет право на пониженную ставку НДФЛ (13%). Чтобы получить статус налогового резидента РФ, необходимо провести в стране большую часть времени в течение года и подтвердить это соответствующими документами.

Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».

Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.

Также могут использоваться следующие критерии:

  • недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
  • наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
  • гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).

Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:

  1. Резиденты России; и
  2. Нерезиденты России.

Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.

Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:

  1. Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  2. Страховые выплаты;
  3. Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.

Объектом налогообложения НДФЛ является полученный налогоплательщиком доход, т.е. экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить (ст. 41 НК РФ).

Для определения суммы налога, подлежащего уплате, необходимо определить налоговую базу, от которой в дальнейшем и рассчитывается сумма налога по той или иной ставке. Налоговую базу формируют все доходы физических лиц, кроме тех, которые не облагаются налогом в соответствии с нормами НК РФ.

Важно различать понятия дохода и прибыли. Последняя – финансовый результат, определяемый как разница доходов и расходов, и являющийся объектом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для физических лиц речь идет о валовом доходе, т.е. по общему правилу при определении налоговой базы налогоплательщик не может учесть понесенные расходы.

При этом в НК РФ установлен ряд исключений. Так, в отношении некоторых видов доходов предусмотрена возможность учета определенных расходов (например, при продаже акций в ст. 214.1 НК РФ).

Кроме того, в НК РФ также предусмотрен перечень доходов, которые не облагаются НДФЛ. Например, не облагаются налогом доходы (п. 17.1 ст. 217 НК РФ) от продажи:

  • Недвижимости, если резидент или нерезидент владели ею не менее 5 лет (в некоторых случаях не менее 3 лет);
  • Иного имущества (кроме ценных бумаг, для которых установлены особые условия), если резидент или нерезидент владели ими не менее 3 лет.

Указанные выше принципы определения налоговой базы доступны как резидентам, так и нерезидентам.

Важно отметить, что налоговая база определяется отдельно для разных налоговых ставок. Это важно, например, для определения необходимости применения повышенной ставки НДФЛ, но об этом ниже.

НК РФ предусмотрен еще один способ уменьшения размера налоговой обязанности – налоговые вычеты. Однако применять их могут только налоговые резиденты России (Письмо Минфина России № 03-04-05/30162 от 21.04.2021).

НК РФ предусматривает несколько видов налоговых вычетов, в зависимости от основания, формы предоставления и момента получения:

  1. Стандартные вычеты уменьшают налоговую базу по НДФЛ для отдельных категорий лиц на предусмотренную законом сумму. Вычет предоставляет налоговый агент (например, работодатель) на основании заявления (ст. 218 НК РФ);
  2. Социальные вычеты уменьшают налоговую базу по НДФЛ на сумму определенных категорий расходов, в т.ч. образование, медицина и т.д. При этом размер доступных к вычету расходов ограничен. Для получения вычетов нужно подать декларацию в конце налогового периода (ст. 219 НК РФ);
  3. Инвестиционные вычеты предоставляются по заявлению (ст. 219.1 НК РФ);
  4. Имущественные вычеты уменьшают налоговую базу при продаже имущества. Существуют в нескольких вариантах, предоставляются по заявлению или применяются налогоплательщиком при расчете налоговой базы самостоятельно (ст. 220 НК РФ);
  5. Профессиональные вычеты уменьшают НДФЛ на сумму понесенных расходов для отдельных категорий лиц (ст. 221 НК РФ).

Есть один неоднозначный случай налогового вычета (п. 3.1 ст. 210 НК РФ), когда нерезидент все же может попытаться при определении налоговой базы доходы от продажи долей в уставном капитале общества уменьшить на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2.5 п. 2 ст. 220 НК РФ (данное правило относится к узкому кругу долей в уставном капитале, подробнее см. в указанной статье).

Размер налогового вычета зависит от суммы ранее уплаченного НДФЛ, а его максимальный размер может быть ограничен. Получить вычет можно как до уплаты налога (фактически уменьшить налоговую базу), так и после (вернуть часть уплаченных ранее налогов).

Если налогоплательщик является налоговым резидентом одного государства, а доход получает от источников в другом государстве, возникает риск двойного налогообложения дохода, т.е. ситуации, когда налог придется платить как в государстве-источнике дохода, так и в государстве, в котором получатель дохода является резидентом.

Снизить этот риск помогают соглашения об избежании двойного налогообложения («СИДН»), которые могут устанавливать определенные льготы: пониженные ставки, специальный порядок определения налоговой базы, право зачета уплаченного за рубежом налога и т.д. СИДН имеют преимущественную силу перед положениями НК РФ.

Такие льготные положения на практике лишь смягчают последствия двойного налогообложения, но не позволяют полностью его устранить. В частности, российский налоговый резидент вправе зачесть в счет уплаты российского НДФЛ с зарубежных доходов уже уплаченный за рубежом доход, но сумма такого зачитываемого налога в любом случае не может превышать налог к уплате. Например, если в иностранном государстве, с которым у России заключен СИДН, российский резидент получил доход в размере 100 000 рублей и уплатил с него налог по ставке 18% (18 000 рублей), то в России он не будет уплачивать налог с указанного дохода, но при этом и не сможет вернуть налог в части, превышающей 13% (или 15%), то есть в той части, в которой сумма налога за рубежом превышает сумму налога к уплате в России.

Плохая новость состоит в том, что СИДН у России заключены не со всеми странами (например, с Эстонией СИДН нет), и в отсутствие СИДН налог придется платить в обоих государствах.

Права нерезидентов в части уменьшения налоговой базы ограничены. Налоговые вычеты для нерезидентов по общему правилу запрещены. Они имеют право лишь уменьшать свои доходы, на сумму понесенных расходов только в том случае, если это предусмотрено в НК РФ, как правило статьями, регулирующими особенности определения налоговой базы тех или иных видов доходов (например, от продажи ценных бумаг – ст. 214.1 НК РФ).

В этом вопросе нерезиденту может помочь СИДН. Если СИДН нет, или в нем отсутствуют какие-либо выгодные для нерезидента положения, нерезидент может попробовать прибегнуть ко второму, но неоднозначному (скорее даже рискованному) способу. Мы не рекомендуем его использовать, но такая теоретическая возможность все же имеется.

Логика этого способа объясняется следующим образом. Доход в терминологии НК РФ – это экономическая выгода. Тем не менее, на практике сложился иной подход определения дохода для целей уплаты НДФЛ, когда под доходом понимаются любые поступления граждан без учета их расходов. Учесть можно только те расходы, которые прямо предусмотрены в НК РФ.

В самом общем смысле такой подход объясняется тем, что изначально при написании главы 23 НК РФ, устанавливающей НДФЛ, авторы (законодатели) исходили из того, что по общему принципу получаемый физическими лицами доход, за редкими исключениями, не предполагает осуществления самостоятельных затрат. В этом заключается основное отличие от правил налогообложения индивидуальных предпринимателей и организаций, где, наоборот, подразумевается наличие постоянных расходов на бизнес.

Фактически при буквальном прочтении закона правила главы 23 НК РФ устанавливают запрет резидентам и нерезидентам уменьшать свои доходы на сумму понесенных расходов, если такая возможность не закреплена в НК РФ. Есть точка зрения, что это противоречит определению дохода, как экономической выгоды (ст. 41 НК РФ) – наличие дохода не гарантирует наличия экономической выгоды. Более того, в таком случае нарушаются базовые принципы налогообложения (ст. 3 НК РФ), согласно которым налог должен иметь экономическое основание и учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.

Описанная выше позиция не поддерживается практикой. Тем не менее, нерезидент может занять такую позицию и попытаться на основании приведенной аргументации задекларировать доход, уменьшенный на сумму произведенных затрат – с обязательным приложением доказательств. В худшем случае (с первого взгляда) в качестве налоговой базы будет определен доход без учета расходов – тогда решить этот вопрос без суда вряд ли получится, да и не факт, что суд встанет на сторону нерезидента.

Здесь также можно попытаться сослаться на Постановление Президиума Верховного Суда РФ № 8ПВ15 от 22.07.2015, хотя данный пример не является идеальным и на самом деле немного о другом – о том, что если не предусмотрен специальный порядок определения каких-либо доходов, то необходимо руководствоваться ст. 41 НК РФ, которая дает понятие дохода, как экономической выгоды. Президиум в этом деле признал, что при исчислении НДФЛ от реализации имущественных прав должен применяться принцип налогообложения чистого дохода. Такой вывод был сделан в силу положений п.п. 3, 7 ст. 3 и ст. 41 НК РФ исходя из того, что в НК РФ отсутствуют специальные нормы, устанавливающие порядок определения налоговой базы при переуступке права требования по договорам займа.

Даже после положительного для налогоплательщика решения Верховного Суда, Минфин продолжает придерживаться «профискальной» позиции и в официальных письмах исходит из формального подхода, согласно которому налогоплательщик вправе уменьшить размер доходов только в прямо предусмотренных НК РФ случаях.

Для резидентов установлены следующие ставки:

  • 13%, если доход составляет менее 5 млн рублей или равен 5 млн рублей за год (налоговый период);
  • 15%, если сумма определенных доходов, уменьшенная на налоговые вычеты, составляет более 5 млн рублей за год (налоговый период), при этом такая ставка применяется только к доходу, превышающему 5 млн рублей.

По отдельным ставкам считаются следующие доходы (они не включаются в налоговую базу по ставкам, указанным выше):

  • 13% или 15% при превышении суммы дохода от дивидендов в размере 5 млн рублей (абз. 2 п. 3 ст. 214 НК РФ);
  • 13% – продажа имущества (за исключением ценных бумаг) или доли (долей) в нем, доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных резидентами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению;
  • 35% – от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4 000 рублей;
  • 35% – от суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ, например, если учредитель получает от своей организации (независимо от организационно-правовой формы) беспроцентный заем;
  • 35% – от доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, налоговая база по которым определяется в соответствии со ст. 214.2.1 НК РФ;
  • 9% – от доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;
  • 30% – от доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 214.6 НК РФ.

Резидентство юридического лица определяется принадлежностью к налоговой системе РФ. Юрлицо должно состоять на учете в соответствующих органах и уплачивать налоги в бюджет. Для присвоения этого статуса учитывайте место регистрации фирмы, месторасположение управляющего органа и место деятельности. Юридическим лицом — резидентом РФ считаются:

  • организации, зарегистрированные в России;
  • иностранные организации в соответствии с международным договором;
  • международные организации, головной офис которых располагается в России, и управление осуществляется с территории РФ.

Если юрлицо ведет деятельность в России, но при этом создано и зарегистрировано за границей, оно не может быть резидентом.

От того, является ли лицо резидентом страны, зависит, в какой стране оно будет платить налог на доходы и какие правила налогообложения будут для него применяться. Статьи 207, 209, 210 и 224 Налогового кодекса регулируют вопросы резидентства в России.

Резидент РФ обязан декларировать все доходы, в том числе полученные за пределами страны и уплачивать с них налоги; налоговая база рассчитывается как сумма всех доходов облагаемых налогом, за исключением сумм положенных налоговых вычетов. Сумма налога для резидента исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца. Нерезидент уплачивает налог только с тех доходов, которые получены на территории России; налоговый вычет не предоставляется. Сумма налога для нерезидента исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода (за месяц).

От налогового статуса физлица зависит ставка НДФЛ, по которой облагаются получаемые доходы. По статье 224 Налогового кодекса резидент РФ уплачивает стандартный НДФЛ по ставке 13%. Для лиц нерезидентов пункт 3 статьи 224 устанавливает специальную ставку НДФЛ 30%, которая может быть снижена при определенных условиях:

  • если нерезидент получил в качестве дохода дивиденды от вложений в российские организации, ставку налога можно снизить до 15%;
  • для особых категорий нерезидентов налоговая ставка составляет 13%.

Особыми категориями нерезидентов признаются: работники по патенту, высококвалифицированные специалисты, переселенцы и беженцы, граждане ЕАЭС, члены экипажей судов.

В течение года физическое лицо может изменить свой статус. Каждый раз, когда выплачивается доход, уточняйте статус сотрудника, чтобы не удерживать с него лишнюю сумму налога. Для этого каждый месяц при начислении зарплаты проверяйте, сколько времени работник провел на территории России в течение предшествующих 12 месяцев. Дополнительно по итогам налогового периода (календарного года) уточните статус работника и при необходимости сделайте перерасчет НДФЛ за год.

Если лицо получает резидентство, у него возникает возможность возвратить сумму переплаты по НДФЛ, накопленную в текущем календарном году (с 1 января). Работодатель должен провести перерасчет НДФЛ по ставке 13% с начала года и зачесть излишне уплаченную сумму налога. Если до конца года зачесть всю сумму переплаты невозможно, сотрудник может подать заявление в налоговый орган, чтобы налоговая провела перерасчет и вернула излишне уплаченную сумму. Для этого необходимо предоставить справку 2-НДФЛ, декларацию и документ, подтверждающий резидентство.

При утрате сотрудником в течение года резидентства страны, с начала текущего года производится перерасчет НДФЛ по ставке 30% без предоставления налоговых вычетов. При начислении зарплаты, помимо налога необходимо удерживать сумму долга с начала года (но не более 50% от зарплаты). Если год уже закончился нужно подать в органы ФНС справку 2-НДФЛ по ставке 30% и передать долг на взыскание в налоговый орган. Во избежание этого можно договориться с работником о внесении наличных средств и за их счет погасить задолженность по налогу.

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция

Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.


Налоговый резидент

Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:

— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/[email protected]).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/[email protected]

Путеводитель по личному налоговому и валютному резидентству России 2021

13.08.2021 Итоги семинара «Средний заработок. Пособия за счет ФСС. Расчеты с подотчетными лицами»

18.06.2021 Итоги семинара » НДС-2021. «

Революция в бухгалтерии: от документа до банковского кабинета

В целях исчисления налога с доходов физических лиц налоговые резиденты — это граждане, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Если гражданин выехал за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья, то период его нахождения в РФ не прерывается.

Также независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов госвласти и местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Отсчет 183 дней начинается с даты пересечения границы РФ.

Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ. Это могут быть, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др. При этом, наличие или отсутствие у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ.

Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства.

В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ.

Налоговое законодательство РФ не устанавливает каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения гражданина в РФ и не предусматривает специального порядка определения его налогового статуса.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение граждан на территории РФ, являются:

  • сведения из табеля учета рабочего времени;

  • копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

  • данные миграционных карт;

  • документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Присвоение каждому налогоплательщику статуса резидент (не резидент) устанавливает его обязанности по выплате налога в бюджет со своего дохода, влияет на виды и методы отчислений.

В общем случае доходы физических лиц независимо от их размера облагаются по ставке 13%.

Доходы от источников в РФ, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат налогообложению по ставке в размере 30%.

В отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных таким физическим лицом, применяется налоговая ставка в размере 15%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки при определении налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая стандартные вычеты, не применяются. То есть доход физического лица, не признаваемого налоговым резидентом РФ, облагается по повышенной ставке и не уменьшается на налоговые вычеты.

Для целей уплаты налога на прибыль налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

  1. российские организации;

  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

  3. иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

При этом, российскими организациями признаются — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранными организациями признаются — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

При этом налоговые резиденты — организации исчисляют налог на прибыль исходя из прибыли, полученной не только на территории России, но и в иностранных государствах.

Кто такой резидент и нерезидент?

Прежде чем рассуждать о критериях, определяющих институт налогового права, необходимо сформулировать определение (понятие) такого института. Именно понятие налогового резидентства физических лиц должно определять, каким образом это состояние (статус) можно установить (какие критерии необходимы). Иной подход не может иметь содержательного и логического основания, так как критерии будут определять понятие (или понятие вообще не будет сформулировано).

По нашему мнению, понятие налогового резидентства можно сформулировать как связь лица и государства, выражающаяся в преимущественном использовании лицом или наличии преимущественной заинтересованности (со стороны лица) использовать публичные блага конкретного государства (например, дороги, защита права собственности, охрана правопорядка и пр.) и несении соответствующим государством некоторых расходов для поддержания существования таких благ, в силу которой первое финансирует деятельность последнего посредством осуществления общеобязательных и безвозмездных платежей (уплаты налога)[3]. Указанная связь определяется на основании критериев, закрепленных в налоговом законодательстве соответствующего государства.

Единого подхода к критериям налогового резидентства нет, но можно выделить следующие наиболее распространенные:

  • место преимущественного пребывания (Россия, Грузия[4]),

  • домициль / наличие постоянного жилища (Франция[5]),

  • центр жизненных интересов (Испания[6]),

  • гражданство (США).

Следует пояснить, что, например, Франция и Испания определяют статус налогового резидентства путем последовательного применения нескольких критериев (во Франции — домициль, место пребывания, осуществление профессиональной деятельности, центр экономических интересов; в Испании – место пребывания, центр жизненных интересов). В Грузии предусмотрен заявительный порядок самопризнания налогового резидентства. В США помимо критерия гражданства (резидентства) также предусмотрено правило 183 дней.

Аналогично правилам приобретения налогового резидентства существуют и правила его утраты. В то время как в РФ «выход» из налогового резидентства достаточно прост, так как действует правило 183 дней за 12 месяцев, в некоторых государствах ситуация обстоит иначе. К примеру, в США если лицо (не являющееся гражданином США или не обладающее резидентством) провело в течение календарного года на территории страны 31 день и более (но менее 183 дней), то такое лицо может быть признано налоговым резидентом США, если совокупное количество дней, проведенных в течение последних 3 лет составляет 183 дня. Учитывается количество дней, проведенных в текущем году, количество дней, проведенных в предыдущем году, умноженное на коэффициент 1/3, и количество дней, проведенных в позапрошлом году, умноженное на коэффициент 1/6. Иными словами, США считают, что определенная ранее связь между государством и лицом может сохраняться и в периодах, в которых лицо проводит менее 183 дней в стране, при соблюдении определенных условий.

В испанском законодательстве установлена норма, согласно которой испанские граждане, заявляющие о смене налогового резидентства с испанского на резидентство иностранного государства, признаваемого оффшорной юрисдикцией[7]; не утрачивают испанское налоговое резидентство в течение года совершения соответствующего заявления и четырех следующих лет. Думается, что данная норма соответствует общемировой практике борьбы с международным неналогообложением доходов и капиталов (в духе преамбулы к MLI[8]).

Если обратиться к тексту НК РФ, то мы обнаружим фундаментальное положение об экономическом основании налогообложения и о недопустимости произвольного налогообложения (п.3 ст.3 НК РФ). Данная норма-принцип должна регулировать все аспекты налогообложения, в том числе правила налогового резидентства. В отношении физических лиц налоговое резидентство определяется через критерий, закрепленный статьей 207 НК РФ, и заключается исключительно в 183 дневном нахождении на территории РФ в течение 12 следующих подряд месяцев.

Данная публикация не могла бы быть полноценной, если бы она не представляла анализа некоторой судебной практики зарубежных стран по вопросу применения критерия центра жизненных интересов. Сразу оговоримся, что любое мнение иностранного суда сформулировано на основании норм и доктрины налогового права соответствующего государства, следовательно, имплементация таких позиций в российский правопорядок может осуществляться только после глубочайшего исследования условий и мотивов принятия таких решений и с учетом российского права. Разберем некоторые из дел.

Начнем с достаточно известного (возможно «заезженного») испанского дела, в котором одной популярной певице были доначислены суммы налога, так как Испания была признана центром жизненных интересов[10]. Певица переехала в Испанию в 2015 году и с этого года признала себя налоговым резидентом Испании, и стала уплачивать налог с общемирового дохода в казну Испании. По мнению налоговой службы, певица приобрела налоговое резидентство Испании в 2012 (2011) году, так как с 2010 года вступила во взаимоотношения с одним из игроков футбольного клуба «Барселона», за которого вышла замуж и родила 2 детей, которые живут в Испании. Более того с 2011 года певица регулярно посещала страну.

Указанное свидетельствует о том, что налоговыми органами Испании был занят подход, согласно которому в определенных случаях центр жизненных интересов может быть определен по месту проживания ближайших родственников (с учетом их частого и регулярного посещения, при отсутствии иного налогового резидентства) вне зависимости от места получения основных доходов лица.

В реальной жизни (на основании судебной практики) бывают случаи, в которых суд не может однозначно определить центр жизненных интересов лица (который, казалось бы, должен учитывать все аспекты, необходимые для определения налогового резидентства). Такая ситуация сложилась в одном канадском деле (Mr. Davis and Her Majesty the Queen[12]).

Фабула была следующей. Лицо канадского происхождения жило, работало, обладало жилищем, банковскими счетами, пенсионным фондом в США и разрешением на проживание (green card) в США, действующим до 2020 года. В 2009 году лицо совместно со своей романтической подругой приобрело дом, расположенный в Канаде (в регионе Новая Шотландия). В декабре 2012 года лицо прекратило работать в США. В период с 09.04.2013 по 06.05.2013 лицо запросило выдачу около 700 000 $ из своего пенсионного фонда. При выдаче данных средств в период с 06.05.13 по 08.05.13 были удержаны суммы налогов согласно законодательству США. 9 мая 2013 года лицо покинуло США и обосновалось в Канаде.

Статус получателя дохода определяют по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент – это человек, который находился в России 183 дня и более в течение 12 следующих подряд месяцев.

Тот, кто был в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, обладает статусом «налоговый нерезидент».

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 НК.

Исключение предусмотрено только для российских военных, которые служат за границей, и тех сотрудников органов госвласти и местного самоуправления, кто командирован на работу за пределы России. Таких граждан признают резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 НК.

Соглашения об устранении двойного налогообложения России с другими государствами могут устанавливать другой порядок, как установить резидентство.

Важно: резидента иностранного государства могут не признать резидентом РФ в целях НДФЛ независимо от срока нахождения в России. Это случаи, когда иностранные государства приняли ограничительные меры в отношении этих физлиц. Перечень мер определит Правительство РФ. Чтобы такого человека не признали налоговым резидентом, ему нужно подать в ФНС заявление по форме из приказа ФНС от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318. К заявлению нужно приложить документ, который подтверждает резидентство иностранного государства (п. 4 ст. 207 НК).

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата возникновения дохода. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 НК (письма Минфина от 25.05.2011 № 03-04-06/6-122, от 19.03.2007 № 03-04-06-01/74).

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 НК, письмо Минфина от 25.04.2011 № 03-04-05/6-293.

Нет, сотрудник не утрачивает статус резидента.

Но при условии, если он исполняет свои обязанности на российских месторождениях углеводородного сырья, а не зарубежных. Компания должна отслеживать статус сотрудников, которые по ее заданию выезжают за рубеж.

Статья 207. Налогоплательщики

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране.

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы.

Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей.

Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения. Это следует из писем Минфина от 13.01.2015 № 03-04-05/69536, ФНС от 25.05.2011 № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина либо лица без гражданства на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны.

Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Вид на жительство подтверждает право гражданина жить в России и удостоверяет его личность, но не является документом о том, сколько фактически человек находится на территории страны. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина от 24.06.2019 № 03-04-05/46120, от 25.12.2014 № 03-04-05/67311, от 17.07.2009 № 03-04-06-01/176 и пр.

Ситуация

Это юридические и физические лица, которые обязаны уплатить налог с полученного дохода в России. К ним относятся:

  • общества, зарегистрированные на территории РФ;
  • иностранные фирмы, которые обязаны уплатить налог согласно положениям международного договора;
  • компании, орган управления которых находится в России.

Применительно к физическим лицам действует такое правило: резиденты — это те, кто 183 календарных дня на протяжении года находятся на российской территории. В расчет не принимаются короткие поездки для обучения или учебы.

Если работник нерезидент, то работодатель должен правильно рассчитать НДФЛ (размер будет повышенным). Кроме того, такой работник не может воспользоваться детскими, а также имущественными вычетами.

Об определении статуса физлица для расчета НДФЛ рассказано в Письме Министерства финансов от 15.02.2017 № 03-04-05/8334.

Кто является налоговым резидентом

  • По общему правилу налоговыми резидентами РФ признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Международные соглашения могут устанавливать иной порядок определения резидентства. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Подтвердить статус налогового резидента РФ может понадобиться в связи с обязанностью гражданина по исчислению и уплате НДФЛ, в том числе для избежания двойного налогообложения в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, а также при оформлении налогового вычета по НДФЛ (так как большинство налоговых вычетов могут получить только налоговые резиденты РФ).

  • Документ о статусе налогового резидента РФ выдается по заявлению налогоплательщика, поданному в налоговый орган лично, по почте или в электронной форме. Заявление может быть подписано и подано представителем по доверенности.
  • Дополнительно к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие приобретение статуса налогового резидента РФ. Например, документами, подтверждающими время нахождения на территории РФ, могут являться, в частности, загранпаспорт со штампами о пересечении государственной границы РФ, миграционная карта.
  • Срок выдачи документа о статусе налогового резидента РФ — 10 календарных дней со дня его поступления заявления (если заявление подано в электронной форме) или 20 календарных дней (если заявление подано лично или по почте).
  • Документ о налоговом резидентстве выдается за один календарный год, в том числе предыдущий, а для международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения выдается по каждому источнику дохода и объекту имущества.
  • Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, направляется налогоплательщику (его представителю) выбранным им способом получения документа: на бумажном носителе по почте или в электронной форме. При этом факт выдачи документа может быть подтвержден путем ввода проверочного кода в сервисе на официальном сайте ФНС России.
  • Если по итогам рассмотрения заявления не подтверждается статус налогового резидента РФ, налогоплательщик (его представитель) информируется об этом выбранным им способом.

Нет времени заниматься самостоятельно получением документов о статусе налогового резидента РФ? Обратитесь к юристам компании “Двитекс”, мы быстро оформим все необходимые документы для подтверждения или признания статуса налогового резидента РФ, защитим ваши интересы в налоговом органе и получим оперативно подтверждающие документы.

Еще один важный документ, который определяет разницу между резидентом и нерезидентом – Налоговый кодекс РФ. Он определяет специфику налогообложения и тех, и других как получателей дохода и налогоплательщиков.

Согласно ст. 207 НК РФ, резидент – человек, который:

  • находится в РФ не менее 183 дней в году;
  • независимо от фактического времени нахождения в России — российские военнослужащие, которые служат за границей, и госслужащие, командированные заграницу.

При этом срок нахождения человека в РФ прерывается на момент выезда за границу, кроме случаев лечения и обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ). То есть, чтобы проверить статус, необходимо взять произвольный период в 12 месяцев и посчитать, сколько дней в году человек был в РФ. Как это проверить? По отметкам о въезде и выезде в загранпаспорте.

Все остальные граждане признаются нерезидентами РФ.

Напоминаю, что итоговый статус налогового резидента/нерезидента РФ физического лица определяется путем сложения дней его нахождения на территории РФ / за пределами РФ за период с 1 января по 31 декабря каждого года. Таким образом, в настоящее время тем, кто еще не провел 183 дня в 2021 году в РФ/ за пределами РФ рекомендуется спланировать свой итоговый налоговый статус за 2021 год .

Налоговый резидент РФ по итогам 2021 (более 183 дней в 2021 году на территории РФ):

  • представляет отчет о движении средств и иных активов (ОДС) по зарубежным счетам за 2021 год
  • представляет уведомление о КИК за 2021 год (в котором учитывается прибыль 2020 фин периода КИК)
  • представляет налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год

Налоговый НЕрезидент РФ по итогам 2021 (более 183 дней в 2021 году за пределами РФ):

  • НЕ представляет отчет о движении средств и иных активов (ОДС) по зарубежным счетам за 2021 год
  • НЕ представляет уведомление о КИК за 2021 год (в котором учитывается прибыль 2020 фин периода КИК)
  • представляет налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2021 год ТОЛЬКО при наличии доходов от источников в РФ

Налоговый резидент Российской Федерации – физическое, либо юридическое лицо, подлежащее налогообложению в пределах РФ на основании установленных законом признаков.

Согласно положениям Налогового кодекса, резидентство РФ присваивается:

  1. Физ. лицам, находящимся в пределах РФ не менее полугода (суммарно 183 дня в течение 1 года);
  2. Юр. лицам, относящимся к налоговой системе РФ по установленным признакам.

Согласно законодательству РФ, условие признания физ. лица налоговым резидентом РФ – проживание на территории РФ в течение вышеозначенного срока. Гражданам РФ рассматриваемый статус присваивается автоматически (если не доказано обратное).

Иностранцы же (как граждане, так и апатриды) по умолчанию считаются нерезидентами – но лишь при условии отсутствия доказательств соответствия вышеозначенному критерию. Наличие ВНЖ не считается достаточным основанием для присвоения статуса.

Стать резидентом можно по заявлению через 90 дней жизни в России. Что это даст?

Ключевые различия данных статусов заключаются в:

  • Размерах ставок налогов на доход и прибыль (для физ- и юрлиц соответственно);
  • Перечне объектов налогообложения;
  • Порядке определения налоговой базы;
  • Возможности предоставления налоговых вычетов;
  • Порядке исчисления налога на доход или прибыль.

Резидентам, при условии наличия на то законодательно установленных оснований, может быть предоставлен определенный налоговый вычет. Для нерезидентов данная возможность отсутствует.

Для резидентов сумма налога рассчитывается последовательно – с начала календарного года, с нарастанием общего итога по результатам каждого прошедшего месяца. Для нерезидентов данная сумма рассчитывается по каждой отдельной сумме полученного дохода.

Условия:

  • Оклад сотрудника – 20 тыс. руб.;
  • С 01.01 по 31.07 отчетного года сотрудник не являлся налоговым резидентом (следовательно, ставка НДФЛ за данный период – 30 %):
  • С 01.08 сотрудник получил статус резидента (что означает снижение ставки до 13 %).

Т.о., за семимесячный период суммарный доход сотрудника – 140 тыс. руб. При этом суммарный налог с его дохода – 42 тыс. руб. (140 × 30 %).

После получения сотрудником статуса резидента налог, вычтенный работодателем за означенный семимесячный период, подлежит пересчету (поскольку для резидентов сумма налога рассчитывается последовательно – с начала года и с нарастанием общего итога).

По новой ставке суммарный размер налога составит 18,2 тыс. руб. (140 × 13 %). Следовательно, налоговая переплата за означенный период составляет 23,8 тыс. руб. (42 – 18,2).

Т.о., работодатель обязан компенсировать сотруднику переплату, поскольку до конца года его (сотрудника) статус поменяться не может (183 дня за отчетный период уже проведены в РФ).

Часть компенсации переплаты может быть перечислена работодателем в счет уплаты последующих налоговых платежей за оставшиеся 5 месяцев (с 01.08 по 31.12, при этом сумма налога – 13 тыс. руб.). Остаток же по переплате составит 10,8 тыс. руб. (23,8 – 13), получить которые сотрудник сможет обратившись в территориальное отделение ФНС с соответствующими подтверждающими документами.

Наличие, равно как и отсутствие статуса налогового резидента РФ имеет для налогоплательщика как положительные, так и отрицательные стороны. Однако состояние в данном статусе поможет избежать многих нежелательных ситуаций, связанных с уплатой налогов на доход.

В течение последнего года в СМИ активно муссируется информация о присоединении России к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В ее рамках более сотни стран обязуются обмениваться информацией о налоговых резидентах. Чем это грозит для состоятельных людей, имеющих два и более гражданства или ВНЖ? В общем-то, ничем. Вам просто нужно определиться, в какой стране вы платите налоги.

Оформление второго паспорта в Европе или на Карибах автоматически не делает вас налоговым резидентом. Чтобы стать им, нужно проживать в стране более 6 месяцев в году, точнее – более 183 дней. Если же вы провели за рубежом меньше времени, то по-прежнему будете считаться налоговым резидентом России (Украины/Белоруссии/Казахстана).

Резидент и нерезидент: кто это такие и чем они различаются?

Документы, подтверждающие статус резидента, нужны как иностранцам, так и россиянам, часто выезжающим за границу. Чаще всего используются следующие документы:

  • копия загранпаспорта с отметками о пересечении границы;
  • миграционная карта;
  • табель учета рабочего времени;
  • другие документы, подтверждающие нахождение физлица в России.

Если физлицо признано нерезидентом, то оно платит НДФЛ только с тех доходов, которые получены от источников в РФ. Это могут быть: зарплата, оплата за услуги и работы, дивиденды от российской организации, доход от продажи имущества и т.д.

Налоговая база по НДФЛ с оплаты услуг нерезидента рассчитывается по каждой выплате отдельно.

По общему правилу ставка НДФЛ для нерезидента — 30%. Однако имеются следующие исключения.

  1. Ставка 15% применяется к доходам нерезидента, если это дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций.
  2. Ставка 13% применяется к доходам от трудовой деятельности для следующих категорий нерезидентов:
  • работающие по патенту;
  • высококвалифицированные специалисты;
  • граждане государств – членов ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении),
  • участники Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей;
  • члены экипажей судов, плавающих по Государственным флагом РФ;
  • беженцы или получившие временное убежище в РФ.

Для нерезидентов налоговые вычеты не применяются. Важно заметить, что вычеты не вправе применять и те физлица — нерезиденты, по которым установлена ставка НДФЛ 13%.

Иностранец получает право на налоговый вычет только в том случае, если он приобретает статус налогового резидента.

В течение года статус налогоплательщика может поменяться, например, из-за командировок. Так как от статуса зависят ставки НДФЛ и права на налоговые вычеты, при его смене сумму НДФЛ нужно пересчитать.

  • Работник был нерезидентом, а стал резидентом
  • Работник был резидентом, а стал нерезидентом

Если физлицо стало резидентом, то НДФЛ надо пересчитать по ставке 13%.

  1. Налоговая база пересчитывается нарастающим итогом с начала года, т.е. доходы, начисленные с начала года, уменьшаются на налоговые вычеты.
  2. Рассчитывается НДФЛ по ставке 13%.
  3. Определяется сумма переплаты по НДФЛ.
  4. Полученная переплата засчитывается в счет НДФЛ с последующих выплат.
  5. Остаток налога, который не удалось зачесть до конца года, физлицо может вернуть, обратившись в налоговую инспекцию. При этом работодатель должен отразить эту сумму в справке 2-НДФЛ как излишне удержанный налог.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.