Проверка расчетов по налогам и сборам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка расчетов по налогам и сборам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
5. Запрашиваем у ИФНС справки по расчетам с бюджетом

Налоговый аудит (или аудит расчетов с бюджетом по налоговым платежам) — проверка правильности начисления, отражения в учете и отчетности, уплаты налогов, сборов и страховых взносов (п. 2.1 Методики аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги…», одобренной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11.07.2000, протокол № 1).

Вышеупомянутая методика регламентирует проведение подобных проверок при аудиторском контроле, который может быть обязательным или добровольным для налогоплательщика. Аналогичные методы использует при проверке правильности расчета налоговых платежей налоговый орган. И такую же методику может применять налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий налоговый аудит перед направлением отчетности в ИФНС.

Для выполнения подобной проверки аудитору требуется специальное четко сформулированное задание (пп. 2.6, 2.7 Методики), поскольку закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ не относит ее к числу обязательных, упоминая о ней только в связи с прочими услугами, связанными с аудиторской деятельностью (п. 7 ст. 1). Вместе с тем с учетом важности правильного исчисления налогов этот раздел контроля имеет особую значимость для налогоплательщика. Благодаря ему удается не только выявить факт отсутствия ошибок в расчетах, но и своевременно внести исправления в отчетность, имеющую недочеты, а также получить рекомендации по оптимизации налоговых баз и предупреждения о возможных налоговых рисках.

В процессе налогового аудита (пп. 2.9-2.9.4 Методики):

  • ведущаяся налогоплательщиком деятельность и применяемая им система налогообложения анализируются с точки зрения значимости для целей исчисления налогов;
  • проверяются наличие и достоверность исходных данных, необходимых для налоговых расчетов;
  • оцениваются правильность используемой методики исчисления и обоснованность применения налоговых льгот;
  • проводятся дублирующие подсчеты налогов;
  • проверяются правильность применения форм налоговой отчетности и корректность внесения данных в них.

По итогам проверки аудиторы в заключении высказывают свое мнение по кругу вопросов, сформулированных в задании на налоговый аудит (пп. 2.7, 5.6 Методики).

Особую значимость при налоговом аудите приобретает проверка тех исходных данных, на основе которых формируется база для расчета каждого из налогов. При этом следует иметь в виду, что для большинства налогов данные для этой базы берутся из регистров бухгалтерского учета. Это обстоятельство требует контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью отражения нужных сведений в бухучете. Именно поэтому до начала налоговых расчетов бухгалтеру необходимо убедиться в том, что все документы приняты к бухучету и все необходимые бухгалтерские учетные операции, влияющие на исчисление соответствующего налога, выполнены, причем корректно.

Говорить об аудите именно налогового учета можно лишь в отношении начислений, требующих ведения специальных налоговых регистров, в которых будут собраны данные, формирующие налоговую базу. Это касается:

  • налогов, начисляемых от прибыли;
  • НДС;
  • налогов при УСН;
  • НДФЛ.

Аудит налоговой отчетности позволяет выявить правильность разнесения данных по строкам отчета, а также обнаружить возможные опечатки и арифметические ошибки.

Сложность проведения аудита налога на прибыль обусловлена:

  • существованием особой учетной системы, предполагающей ведение большого количества специальных налоговых регистров, отличающихся от регистров бухучета;
  • наличием не только особых методик для внесения сведений в эти регистры, но и своих правил принятия объектов к учету, которые изначально могут приводить к существенным расхождениям между бухгалтерскими и налоговыми учетными данными;
  • необходимостью отражения в бухучете сумм налога, отвечающих расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом.

Последний момент требует выполнения аудита отложенных налоговых активов и обязательств, а также постоянных разниц, возникающих между двумя учетами.

Порядок проведения налогового аудита в компании

Если налогоплательщик зарегистрирован на сайте ФНС и имеет личный кабинет, то он может получить акт сверки с налоговой в нём. Рассказываем, как его запросить:

  • выбираем раздел «Запросить справки и другие документы»;
  • выбираем «Акт совместной сверки расчётов…»;
  • указываем дату, на которую проводится сопоставление данных;
  • указываем налоговый орган (или опцию «в целом по налогоплательщику»), а также при необходимости нужные КБК;
  • указываем формат ответа;
  • проверяем данные и заказываем сверку с бюджетом по налогам и сборам, не забыв подключить носитель электронной подписи.

Результат должен быть не позднее трёх рабочих дней с даты регистрации электронного заявления. Его получение можно отслеживать в разделе ЛК «События».

Представление акта совместной сверки по ТКС регулируется приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/[email protected] Нюансы составления запроса в данном случае зависят от того, какая программа или сервис используется. Однако принцип тот же, что и при формировании заявления в ЛК. Например, в системе «1С:Отчётность» нужно:

  • перейти в раздел «Сверки»;
  • выбрать «Запросить сверку»;
  • выбрать «Акт сверки расчётов»;
  • заполнить форму запроса на сверку по правилам, указанным выше.

Получить акт заявитель сможет в течение трёх рабочих дней с даты запроса.

Форма акта сверки расчётов относительно налогов и сборов утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/[email protected] В ней есть титульный лист, раздел 1 и раздел 2.

На первом этапе налогоплательщик должен вникнуть только в раздел 1. Он заполняется ИФНС по каждому виду платежа отдельно. В строках акта информация сгруппирована по типам платежей, то есть отдельно задолженность по налогу, по пеням, по штрафам, по процентам. Также указаны средства, списанные с расчётных счетов, но не дошедшие по назначению, и невыясненные суммы.

По каждому типу платежа может быть указана задолженность (отрицательное сальдо) или переплата (положительное сальдо), а также данные об отсроченных, приостановленных ко взысканию платежах и реструктуризированной задолженности. Эта информация отражается в графе 3.

Налогоплательщику нужно сверить представленные ФНС сведения со своими данными. Если они совпадают, достаточно подписать акт сверки на последнем листе раздела 1 и указать, что он согласован без разногласий. Готовый акт возвращается в налоговый орган.

Акт сверки с налоговой, образец заполнения

В случае расхождений нужно заполнить графу 4 раздела 1 по строкам, по которым они имеются, проставив рядом с цифрами ИФНС свои данные. При подписании акта нужно указать «Согласовано с разногласиями».

Получив такой документ, налоговый орган будет делать проверку. В процессе от налогоплательщика могут быть затребованы платежки и иные документы. В итоге должно выясниться, кто допустил ошибку. Если это ИФНС, то исправления будут внесены на основании служебной записки в течение 5 рабочих дней.

Если же выяснится, что всё-таки ошибся налогоплательщик, то ему будет направлено уведомление об этом. Нужно безотлагательно всё исправить. Например, если выяснилось, что налог не доплачен из-за ошибки в расчётах, надо его пересчитать, доплатить и подать уточнённую декларацию.

Далее всё повторяется – ФНС снова направит акт сверки. Хорошо, если все несоответствия удалось устранить. В этом случае при подписи акта указывают «Согласовано без разногласий», документ направляет в ИФНС, и история заканчивается. Если расхождения вновь найдены, их следует отразить в разделе 2.

Налоговый аудит

При необходимости по желанию клиента аудит может быть проведен в отношении всех или конкретных налогов за любой период (месяц, квартал, год и более). Такой подход позволяет локализировать проблемную область для глубокого анализа и устранения всех нарушений.

Аудит НДС

Самый сложный с точки зрения учета и наиболее контролируемый налог. Именно он чаще всего приводит к доначислениям по результатам проверок. В ходе аудита НДС проверяется правильность определения налоговой базы, применения льготных ставок, своевременность оплаты и обоснованность освобождения от него.

Проверка правильности исчисления налога на прибыль необходима организациям, применяющим общую систему налогообложения. При определении налоговой базы важно учитывать все расходы, так как они уменьшают налогооблагаемую базу. Для этого должны быть правильно оформлены расходные документы.

Аудит налога на прибыль важен для организаций, привлекающих финансирование из-за рубежа и ведущих бизнес с иностранными партнерами. Аудиторы проверяют правомерность использования ставок и исполнение обязанностей налогового агента.

Если у юридического лица есть недвижимость, возникает обязанность уплаты налога на имущество организаций. Аудит позволяет выявить случаи занижения налоговых сумм из-за неправильного определения стоимости объектов; устранить переплаты в бюджет из-за исчисления налога по недвижимому имуществу, не являющемуся объектом обложения.

Аудит НДФЛ и страховых взносов

Законодательством установлено, что наниматель обязан выполнять функции налогового агента, удерживая из заработной платы и уплачивая за работников в бюджет НДФЛ и обязательные, и страховые взносы. Аудит позволяет проверить правильность их исчисления и своевременность уплаты, применение налоговых вычетов и льгот как в отношении граждан России, так и иностранных сотрудников.

Перед началом проведения аудита специалисты «Кроу Аудэкс» знакомятся с особенностями структуры проверяемого субъекта и видами его деятельности. Определяется состав команды аудиторов, методы и объем проверки. Согласуется стоимость услуг. Далее стороны подписывают договор и соглашение о конфиденциальности. Это гарантирует неразглашение аудиторами коммерческой и иной информации клиента третьим лицам.

Налоговый аудит проводится в административном офисе организации-заказчика, где находятся все документы. На продолжительность проверки влияет объем и глубина исследования поставленных вопросов. Комплексный аудит годовой отчетности обычно длится от одной до двух недель.

В процессе работы аудиторы проверяют:

  • устав, договоры и первичные учетные документы;
  • налоговую политику;
  • правовую оценку организационной структуры предприятия;
  • порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Сбор информации сопровождается анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по устранению найденных проблем.

Результаты исследований оформляются аудиторским заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:

  • сведения об аудиторской компании и аудиторах, проводящих проверку;
  • перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
  • оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
  • возможные риски и их суммовое выражение;
  • выявленные финансовые резервы;
  • рекомендации по устранению ошибок, оптимизации налогообложения и минимизации рисков.

Результаты налогового аудита обсуждаются с заказчиком. Это позволяет урегулировать спорные моменты и прояснить возникающие вопросы с целью эффективного исправления найденных ошибок, исключения их повторения в будущем.

  1. Комплексный аудит — масштабная проверка, которая включает в себя глубокий анализ всей отчетности за год. Это трудоемкая и дорогостоящая процедура, которая позволяет выявить значительные ошибки и упущения. Но при масштабной проверке велик риск, что аудиторы не смогут выявить небольшие неточности, которые как могут быть незначительными, так и могут иметь серьезные последствия. Чаще всего услугу заказывают для оптимизации затрат и определении скрытых резервов, перед проведением плановой налоговой проверки или перед тем, как провести налоговое планирование. Для каждой фирмы объем работ определяется индивидуально.
  2. Тематический аудит — проверка части налоговой отчетности за определенный период. Заказывается для анализа определенных направлений, которые определены компанией заранее. В ходе проверки аудиторы проводят анализ и выявляют «узкие места». Также проводится оптимизация налогообложения. Одно из главных достоинств — на проведение тематического аудита затрачивается значительно меньше времени, чем на проведение комплексного.
  3. Структурный аудит — проверка отчетности по отдельным налогам, которые организация оплачивает по месту расположения филиалов. Заказывается предприятиями, имеющими разветвленную структуру, позволяет сбалансировать налоговую нагрузку подразделений и проанализировать систему налогообложения компании в общем, качественно провести налоговое планирование.
  4. Существует также экспресс-аудит, который представляет собой масштабную проверку всей отчетности, которая проводится в кратчайшие сроки. Он включает в себя элементы комплексного и тематического аудита. Услуга востребована среди организаций, которым необходима оптимизация налогообложения, но при этом нет времени или средств для проведения полномасштабной комплексной проверки. Экспресс-аудит используется при поглощении или слиянии компаний. В таких ситуациях не обойтись без оперативной проверки, позволяющей оценить налоговые риски при проведении сделки.
    1. Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта.

На данном этапе анализируется система налогообложения экономического субъекта; проверяются методики исчисления налоговых платежей; проводится правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений; оценивается документооборот и изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Выполнение данных процедур позволяет изучить специфику основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

    1. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

На данном этапе осуществляется:

      • проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам;
      • проверка правильности формирования налогооблагаемой базы;
      • проверка правильности применения налоговых ставок;
      • проверка обоснованности применения налоговых льгот, применяемых вычетов и иных механизмов, позволяющих снизить налоги;
      • проверка своевременности и полноты перечисления налогов и страховых взносов;
      • проверка возможности (либо обязанности) и обоснованности применения специальных налоговых режимов.

По итогам проведенного аудита аудируемое лицо получит информацию о степени точности налогового учета и формируемых в итоге налоговых деклараций (расчетов), наличии либо отсутствии искажений в начислении налогов, возможных последствиях при наличии выявленных искажений и способах их устранения.

В настоящее время проведение налогового аудита становится все более популярным.

Если перед налоговой проверкой в организации проведён налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления налоговых санкций существенно снижаются.

Квалифицированная помощь и профессиональный подход наших аудиторов минимизируют возможные негативные последствия.

По закону, доступ к информации о состоянии расчета с бюджетом — это право налогоплательщика провести сверку с ИФНС. Для получения документа установленного образца требуется обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции. Налогоплательщик пишет заявление о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам и сборам 2021 г по результатам сверки. Унифицированной формы письменного обращения не существует. Но предусмотрены рекомендованные бланки.

О том, как запросить информацию для сверки взаиморасчетов с бюджетом, мы рассказывали в отдельной статье «Как провести сверку с налоговой».

По пунктам, что такое справка о состоянии расчетов и для чего она нужна:

  1. Определить наличие задолженностей, переплат по всем фискальным платежам, которые организация обязана уплачивать в бюджет.
  2. Подтвердить отсутствие долгов перед государством, если этого требуют заказчики или контрагенты.
  3. Провести зачет или возврат излишне уплаченных денежных средств в пользу ФНС.
  4. Исключить возможность штрафов при недоимках и долгах по фискальным платежам.

Налоговики рекомендуют систематически проводить такие контрольные мероприятия. Это позволит исключить возможные проблемы с ФНС. Обратите внимание, что запрос справки о состоянии расчетов в налоговой — это не обязанность, а право налогоплательщика. Законодательно не установлена периодичность таких действий. По собственному желанию налоговики такие данные налогоплательщикам не сообщают.

Действующий порядок предоставления сведений о взаиморасчетах с бюджетом по филиалу, организации или ИП предусматривает, что налоговики направляют налогоплательщику информацию о взаиморасчетах на утвержденном бланке в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса (заявления) (статья 32 НК РФ, п. 80, 97 Административного регламента ФНС, утвержденного приказом ФНС № ММВ-7-19/[email protected] от 08.07.2019).

Документ формируют при помощи специализированного программного обеспечения, на основании учетных данных ИФНС. Учитывается вся информация о произведенных расчетах, начислениях и взысканиях, причем сведения формируются в разрезе налогов, сборов, взносов и прочих обременений. Информация подается за период, который указан в письменном запросе. Если таких сведений в запросе нет, то информация готовится на дату получения официального запроса от предпринимателя или организации.

Если компания имеет филиалы и (или) обособленные подразделения, то в запросе необходимо указать КПП конкретного структурного подразделения, по которому требуется справка. Если в обращении КПП не указан, то справку сформируют отдельно по каждому филиалу, подразделению и головному учреждению.

Как получить справку о состоянии расчетов с бюджетом

Многие компании заказывают справки для внутреннего использования. Например, бухгалтеру нужны эти сведения, чтобы провести самостоятельную проверку. В таком случае запрашивать унифицированный документ нецелесообразно, поскольку он формируется 5 рабочих дней.

Если сведения нужны для внутренних ревизионных мероприятий, то бухгалтеру достаточно запросить простую распечатку. Такой бланк — это информация о текущих расчетах, долгах, переплатах и прочих сведениях. Этот документ формируется сразу, то есть получить его вы можете в день обращения в ФНС.

Формат документа зависит от того, какой статус имеет заявитель. Чиновники предусмотрели два бланка, которые содержатся в приложениях к приказу ФНС № ММВ-7-17/[email protected] от 28.12.2016. Первый формируют для организаций и индивидуальных предпринимателей (приложение № 1 к приказу), он имеет КНД 1160080.

Чтобы получить справку о расчетах с бюджетом, нужно подать в свою ИФНС по месту учета соответствующий запрос.

Предприниматели и компании оформляют бумажный запрос справки о состоянии расчетов по форме, рекомендованной Минфином в приложении № 8 к приказу от 02.07.2012 № 99н (ред. от 26.12.2013). В нем необходимо указать свои реквизиты (наименование/ФИО ИП, ИНН, адрес), дату, по состоянию на которую требуется справка, способ получения ответа (лично или по почте), а в конце поставить подпись с расшифровкой.

Запрос на бумаге можно представить в налоговую:

  • лично явившись в инспекцию – это может сделать сам руководитель фирмы или ИП, либо его представитель (при наличии доверенности); в этом случае лучше сделать 2 экземпляра запроса, на одном из которых сотрудник ИФНС поставит отметку о приеме;
  • отправив его по почте – запрос направляется ценным письмом с описью вложения и уведомлением о получении.

Справка о состоянии расчетов может быть получена и после подачи электронного запроса. Для этого нужно войти в «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС, заполнить требуемую форму с указанием формата, в котором будет составлен ответ (RTF, XML, Excel) и направить ее в ИФНС. Ответ от налоговиков в этом случае придет тоже в электронном виде.

Написать комментарий

      Не всегда своевременная оплата налогов гарантирует отсутствие у организации (ИП) задолженностей и прочих неприятностей в виде пеней и штрафов, которые Акт сверки как раз и выявляет. Например, бывают ситуации, когда оплата налога или взноса попадает в невыясненные поступления или вообще не доходит до ФНС. По недополученным налогам начисляются пени или штрафы. В любом случае надо выяснять, почему так произошло, причем как можно скорее.

      Теперь пользователям облачного сервиса 1С:Fresh «1С:Бухгалтерии 8» не обязательно ехать в налоговую, чтобы разбираться с проблемами. Проверить, дошли ли платежи до ФНС, можно напрямую из программы в онлайн-режиме начиная с версии 3.0.68.

      Встроенный в программу помощник Сверка налогов с ФНС сравнивает данные по взаиморасчетам из учетной системы ФНС с аналогичной информацией из «1С:Бухгалтерии 8» и автоматически отражает результат сверки по каждому платежу. Для сверки налогов с ФНС требуется подключить сервис 1С-Отчетность.

      Помощник Сверка налогов с ФНС доступен в сервисе 1C:Fresh:

      • в простом интерфейсе — в разделе Налоги — Сверка налогов с ФНС;
      • в полном интерфейсе — в разделе ОтчетыАнализ учета — Сверка налогов с ФНС.

      Через 10 рабочих дней после оплаты налога в программе появится баннер с предложением проверить, дошел ли платеж до ФНС. Такой баннер отображается:

      • на главной странице;
      • в мониторе налогов и отчетности;
      • в списке банковских выписок (рис. 3).

      Учтите, что, как и ранее, рассматриваемая справка как документ не подтверждает исполнение организацией/ИП/физлицом обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

      Справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения по данным налогового органа и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).

      Справку о состоянии расчетов налоговая формирует на дату, указанную в запросе. Если же в запросе она не указана или указана будущая дата, справку выводят на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.

      Информационная база аудита расчетов по налогам и сборам, включает:

      — приказ об учетной политике организации;

      — регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам, используемые в организации;

      — бухгалтерскую и налоговую отчетность.

      Аудитор должен ознакомиться с методологией учета, а также с применяемым на предприятии методом определения выручки от реализации и налога на добавленную стоимость для целей налогообложения. В частности, необходимо знать, что с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ налогоплательщики получили четкое определение понятия «реализация». Согласно ст.39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары (работы, услуги) одним лицом для другого лица.

      Согласно ПБУ 9/99 выручка — это сумма поступлений денежных средств и иного имущества или дебиторской задолженности. Поэтому даже если отгруженная продукция (работы, услуги) оплачена не полностью, выручка отражается исходя из полной стоимости отгруженной продукции (работ, услуг) [6].

      Порядок определения суммы выручки от реализации для целей налогообложения установлен главой 25 Налогового Кодекса [1]. Выручка от продаж может определяться для целей налогообложения двумя способами:

      — методом начисления;

      — кассовым методом.

      При методе начисления выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете в момент перехода права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) от продавца (исполнителя) к покупателю (заказчику).

      При кассовом методе выручка от продаж отражается в учете по мере оплаты покупателями отгруженных товаров (т.е. в момент фактического поступления денежных средств или зачета взаимных требований) [14,с.63].

      Метод определения выручки по НДС установлен ст.167 Налогового Кодекса [1]. Налогоплательщик вправе выбрать метод по отгрузке или по оплате. Выбранное решение отражается в учетной политике.

      В случае если налогоплательщик не решил, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения даты реализации по отгрузке (п.12 ст.167 НК РФ).

      Для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, дата реализации определяется как наиболее ранняя из следующих дат:

      — день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

      — день оплаты товаров (работ, услуг).

      Для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств, дата реализации определяется как день оплаты товаров (работ, услуг) (значение термина «оплата» раскрыто в п.2 ст.167 НК РФ) [17, с.22].

      Регистры синтетического и аналитического учета, используемые для отражения хозяйственных операций по расчетам с бюджетом по налогам и сборам и привлекаемые аудитором для проведения проверки, зависят от применяемых форм бухгалтерского учета. К ним относятся регистры синтетического учета по счету 68 « Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по субсчетам.

      Бухгалтерская и налоговая отчетность, используемая аудитором при проверке, включает: бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу (ф. N 5), отчет о прибылях и убытках, налоговые декларации и расчеты по налогам [12,с.61].

      Таким образом, можно сделать вывод, что к нормативной базе бухгалтерского учета и налогообложения относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов, на основании которых налогоплательщиком определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, и ведется учет расчетов с бюджетом по налогам.

      Все методы аудита условно можно разбить на две группы: методы организации аудита в целом; конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п.

      Методы организации аудита в целом:

      — сплошная проверка;

      — выборочная проверка;

      — документальная проверка;

      — фактическая проверка;

      Запрашиваем у ИФНС справки по расчетам с бюджетом

      Собирая аудиторские доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур независимо от того, проверяется одна или группа хозяйственных операций. К числу наиболее распространенных способов получения аудиторских доказательств, которые аудиторские организации могут применять на конкретных участках аудита, относятся:

      1. Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет). Пересчет заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов.

      2. Инвентаризация — прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвентаризации подлежат имущество клиента и его финансовые обязательства.

      В ходе аудиторской проверки аудиторы могут наблюдать за процессом проведения инвентаризации. Такое наблюдение может помочь аудиторской организации правильно оценить надежность системы бухгалтерского учета и действенность системы внутреннего контроля. Если аудиторская организация оценит надежность системы внутреннего контроля в целом или надежность отдельных средств контроля как высокую, она вправе разумным образом снизить количество элементов учета, проверяемых в ходе аудиторской выборки.

      — выяснить периодичность проводимых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств;

      — проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся экономическим субъектом инвентаризациям;

      — ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей;

      — выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности;

      В случае наблюдения за проведением инвентаризации экономическим субъектом аудиторской организации следует:

      — принять участие в проведении контрольных измерений (взвешивание, пересчет) с целью проверки надежности средств контроля;

      — изучить, имеются ли устаревшие, неиспользуемые или мало используемые товарно-материальные ценности;

      Сверка по налогам и взносам: что про нее нужно знать бухгалтеру

      Такой вид аудита проводится в том случае, если у руководства организации есть подозрения в неправильности учета отдельных налогов. Проверка изучает полноту расчетов и соответствие финансовых операций нормам законодательства.

      Проверяется правильность начисления и уплаты отдельных видов налогов. Изучаются определенные периоды, указанные руководством организации в договоре. По итогам ревизии высказывается мнение о соответствии операций законодательству, даются рекомендации по правильному ведению учета.

      Такие проверки проводятся не столько для выявления рисков, а для того, чтобы рекомендовать более выгодную систему налогообложения. Выбор предусмотрен законодательством. Проведение мероприятия по такому аудиту позволит фирме снизить общую нагрузку по уплате обязательных платежей в бюджет.

      По итогам аудиторской проверки компании могут быть предложены несколько видов оптимизации налогообложения. Некоторые из них:

      • выделение подразделений для перевода на упрощенный режим налогообложения;
      • перевод части сотрудников на условия работы по гражданско-правовым договорам;
      • использование налоговых льгот, предусмотренных законодательством.

      Такие проверки проводятся при начальном этапе деятельности фирмы, для выявления законных методов, позволяющих уменьшить налоговую нагрузку. Эти мероприятия также способны найти скрытые финансовые резервы в виде неоправданных отчислений в бюджет, на которых компания может сэкономить.

      После подписания договора о проведении проверки компании-заказчику направляется перечень документов, копии которых необходимо предоставить. Их изучение проводится до начала контрольных мероприятий. Это могут быть:

      • учредительные документы компании;
      • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и внебюджетных фондах;
      • лицензии и разрешения на ведение определенной деятельности;
      • учетная политика предприятия по налогообложению.

      На основании этих документов работниками фирмы формируются опросные листы. Они служат для ознакомления с налоговым учетом. Разрабатывается стратегия проведения контрольных мероприятий. После составления этих документов, дополнительно запрашиваются:

      • налоговые декларации и расчеты по уплате обязательных платежей;
      • бухгалтерская отчетность, направляемая в налоговые органы;
      • внутренние документы компании, связанные с расчетом и уплатой налогов и сборов.

      После ознакомления с запрашиваемыми документами и заполненными опросными листами, аудитор может получить информацию по вопросам:

      1. Система налогообложения предприятия.
      2. Какие налоги, сборы и обязательные платежи оплачиваются в бюджет.
      3. Налоговая нагрузка.
      4. Организация расчетов. Проработана ли учетная политика по налогообложению.
      5. Автоматизация учетного процесса.
      6. Объем документооборота.
      7. Распределение обязанностей между работниками бухгалтерии.
      8. Есть ли налоговая оптимизация. Противоречат ли ее методы нормам законодательства.

      Один из самых важных вопросов – оценка системы внутреннего контроля (СВК). Чтобы ее оценить, аудитором заполняются специальные тесты. По их результатам можно разработать стратегию проверки. К мероприятиям СВК, проводимым на предприятии, можно отнести:

      • разработка внутренних должностных инструкций финансовых работников;
      • распределение обязанностей по контролю над учетным процессом;
      • участие руководства предприятия в мероприятиях СВК.

      Квалификация работников бухгалтерии, их опыт, компетентность, улучшают состояние внутреннего контроля. Чем выше эффективность СВК, тем меньше риск неточностей и ошибок в учете. После ознакомительного этапа, когда разработана стратегия контрольных мероприятий, начинается основная часть проверки.

      Для более эффективной работы, когда объем документооборота велик, аудитор выезжает на предприятие. Другой вариант – направление сканированных копий запрашиваемых документов по электронной почте. Однако, этот метод не всегда эффективен из-за большого количества предоставляемой информации.

      Аудитор проверяет первичные документы, учетные ведомости и регистры. Определяет правильность формирования налоговой базы. Сравнивает полученный результат с декларациями и расчетами, направленными в ИФНС.

      При проведении второго этапа по каждому налогу разбираются следующие вопросы:

      1. Правильность формирования и расчета налоговой базы.
      2. Наличие и оформления первичных документов согласно установленных норм.
      3. Правильность выбора налоговой ставки. Соответствие указаниям НК РФ.
      4. Обоснованность применения налоговых льгот. Документальное подтверждение этого права.
      5. Правильность заполнения налоговых деклараций и расчетов. Своевременность их направления в ИФНС и другие фискальные органы.
      6. Подача уточненных расчетов. Причины их направлений.
      7. Своевременность перечислений налогов и взносов.
      8. Применение предприятием специальных налоговых режимов. Обоснованность перехода, соблюдение правил и условий, согласно НК.
      9. Является ли организация налоговым агентом. Выполнение обязанностей.

      Это примерный список вопросов, которые аудитор изучает в процессе проверки. Количество мероприятий может значительно возрасти, если компания совмещает несколько налоговых режимов. У нее есть экспортные и импортные операции. Осуществляется торговля подакцизными товарами.

      Пристальное внимание уделяется операциям, которые содержат большие риски нарушения налогового законодательства:

      • расчеты с аффилированными лицами;
      • операции с наличными денежными средствами;
      • дробление бизнеса с целью уменьшения налоговой нагрузки.

      Изучаются договоры, учредительные документы. Делается их оценка и сравнение с нормами законодательства.

      Аудитором может быть произведены самостоятельные расчеты для сверки с декларациями, направленными в фискальные органы. Внимательно изучается каждый отчет. Составляется проверочные тесты – чек листы.

      Наиболее сложными для учета являются НДС и налог на прибыль. Расчеты связаны с множеством вопросов по нормам законодательства. ИФНС всегда пристально осуществляет контроль за этими налогами.

      В чек-листе по налогу на прибыль могут быть указаны обоснования для принятия расходов к зачету при определении налогооблагаемой базы. Поверяющий сверяет положения НК с данными учета.

      Примерный перечень вопросов в чек-листе по налогу на прибыль:

      Расходы Подтверждающие документы Чем регламентировано
      Командировочные расходы
      1. Приказ о направлении сотрудника в командировку.
      2. Утвержденный авансовый отчет.
      3. Расчет суточных, приказ о выплате.
      4. Документально подтвержденные расходы по найму помещения.
      5. Билеты на самолет, поезд.
      Пункт 1 статьи 252 НК. Статья 168 ТК РФ. Письма Мин Фин.
      Расходы по рекламе.
      1. Договоры с контрагентами.
      2. Акты выполненных работ, эфирные справки.
      Пункт 1 статьи 252 НК.
      Расходы по обучению персонала
      1. Приказ о направлении на учебу.
      2. Акт выполненных работ, свидетельство о прохождении курсов.
      Пункт 1 статьи 252 НК.

      В процессе контрольных мероприятий проверяются декларации, расчеты, бухгалтерская отчетность. Предприятием предоставляются регистры учета. В зависимости от вида налога или сбора, запрашиваются определенные первичные документы.Каждая статья расходов предприятия проверяется на правильность ее подтверждения первичными документами. Выявляются сомнительные операции, неоформленные согласно законодательству.

      2) регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам, используемые в организации;

      Регистры синтетического и аналитического учета, используемые для отражения хозяйственных операций по расчетам с бюджетом по налогам и сборам и привлекаемые аудитором для проведения проверки, зависят от применяемых форм бухгалтерского учета. К ним относятся регистры синтетического учета по счету 68 « Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по субсчетам.

      3) бухгалтерскую и налоговую отчетность.

      Бухгалтерская и налоговая отчетность, используемая аудитором при проверке, включает: бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о прибылях и убытках, налоговые декларации и расчеты по налогам.

      Таким образом, можно сделать вывод, что к нормативной базе бухгалтерского учета и налогообложения относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов, на основании которых налогоплательщиком определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, и ведется учет расчетов с бюджетом по налогам.

      3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЁТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

      3.1 Общий план и программа аудиторской проверки по налогам и сборам.

      Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основе сводного общего плана и свободной программы аудита экономического субъекта.

      Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. Например, в качестве направлений проверки можно выделить следующие:

      1) проверка начислений и уплаты федеральных налогов.

      2) проверка начислений и уплаты региональных налогов.

      3) проверка начислений и уплаты местных налогов.

      Ниже представлен план и программа аудита по налогам и сборам в ООО «Восток».

      Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой

      Целью аудита расчетов с бюджетом являются формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по счетам учета расчетов по налогам и сборам (счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”) и НДС по приобретенным ценностям (счет 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”), а также проверка соответствия их учета требованиям законодательства РФ и нормативных документов.

      Основные задачи аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются:

      • • подтверждение правильности расчетов по налогам и сборам, уплачиваемым в бюджет;
      • • установление полноты и своевременности перечислений в бюджет сумм налоговых платежей;
      • • оценка синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам;
      • • контроль правильности начисления и отражения в учете штрафных санкций за неуплату или несвоевременную уплату налоговых платежей и др.

      Объектом особого внимания для аудитора является проверка взаимоотношений с бюджетом, потому что аудиторское заключение, в котором подтверждаются достоверность расчетов и реальность задолженности в бюджет, налоговые органы могут принять, а могут поставить под сомнение и назначить налоговую проверку.

      С учетом того, что в бюджет уплачивается большое количество налогов и сборов, а российское налоговое законодательство постоянно совершенствуется, вопросы правильности начисления налогов и уплаты налоговых платежей в бюджет для аудитора являются наиболее сложными.

      Аудиторская практика показывает, что далеко не все организации правильно начисляют и уплачивают налоги. Отчасти это связано с тем, что расчеты по начислению налогов и перечислению их в бюджет являются довольно трудоемкими. Аудитор должен уточнить, какие нормативные документы имеются, какие выходят новые и какие упразднены, чтобы при необходимости можно было правильно применить соответствующий нормативный документ к конкретному случаю.

      Исчисление и уплата названных налоговых платежей в бюджет производятся в соответствии с положениями части 2 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

      В этих условиях важной задачей аудитора является тщательная проверка правильности формирования налогооблагаемой базы и расчетов сумм налоговых платежей в бюджет с целью избежать переплат и предупредить штрафные санкции за неправильное исчисление и несвоевременную уплату в бюджет налогов и сборов.

      Приступая к проверке, аудитору полезно ознакомиться с результатами предыдущей налоговой проверки организации органами Федеральной налоговой службы, затем выяснить, по каким налогам и сборам аудируемая организация ведет расчеты с бюджетом. После этого целесообразно оценить состояние внутреннего контроля расчетов с бюджетом.

      На следующем этапе необходимо определить перечень вопросов, подлежащих проверке. Общими вопросами при проведении аудита расчетов с бюджетом по всем установленным видам налогов и сборов являются:

      • • правильность определения налогооблагаемой базы (аудитор может установить это с помощью сверки документов и регистров аналитического и синтетического учета, а также применяя такие приемы, как прослеживание, пересчет и т. п.);
      • • правильность применения ставок налогов и сборов (определяется путем прослеживания и пересчета);
      • • законность применения льгот (можно установить путем сверки с соответствующими положениями НК РФ и других нормативных документов, изучения категории организаций, характера ее деятельности и т. п.);
      • • правильность и обоснованность возмещения из бюджета НДС по приобретенным материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам (устанавливается путем изучения первичных документов (счетов-фактур, накладных, платежных документов и регистров бухгалтерского учета, а также путем пересчета);
      • • полнота и своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет (определяется на основании данных налоговых деклараций и платежных документов);
      • • отражение в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате налогов и сборов и др.

      1) проверка соответствия методов хозяйствования и выбранных методов учета налогов и сборов по всем основаниям соответствующих статей НК РФ:

      · проверка наличия утвержденного приказа «Учетная политика» в части налогообложения и его соответствие выбранным методам хозяйствования;

      · проверка наличия распоряжения руководителя (главного бухгалтера) об ответственном за расчеты по налогам и сборам;

      · проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы;

      · проверка правильности алгоритма расчетов при наличии компьютеризованного учета по расчетам и сборам;

      2) проверка федеральных налогов:

      · определение объектов налогообложения по уплате каждого вида налога и величины налоговой ставки;

      · проверка наличия льгот с соответствующими ссылками на нормативно-законодательные документы;

      · проверка правильности и своевременности уплаты федеральных налогов и предоставления соответствующих деклараций;

      3) проверка региональных налогов:

      · определение объектов налогообложения по уплате каждого вида налога и величины налоговой ставки;

      · проверка наличия льгот с соответствующими ссылками на нормативно-законодательные документы;

      · проверка правильности и своевременности уплаты региональных налогов и представления соответствующих деклараций;

      4) проверка местных налогов:

      · определение объектов налогообложения по уплате каждого вида налога и величины налоговой ставки;

      · проверка наличия льгот с соответствующими ссылками на нормативно-законодательные документы;

      · проверка правильности, своевременности уплаты и предоставления деклараций;

      5) проверка наличия и целевого использования налогового кредита:

      · проверка правильности получения отсрочки и налогового кредита;

      · проверка наличия инвестиционного налогового кредита;

      · проверка наличия отсрочек или рассрочек по уплате налогов и сборов.

      К наиболее часто встречающимся ошибкам относят:

      · отсутствие приказа руководителя/распоряжения главного бухгалтера об ответственном за ведение учета по налогам и сборам;

      · отсутствие утвержденного приказа «Учетная политика» экономического субъекта в части налогообложения;

      · отсутствие утвержденного перечня федеральных, региональных и местных налогов, уплачиваемых конкретным экономическим субъектом;

      · отсутствие утвержденного перечня сборов;

      · неумение использовать налоговые льготы (безосновательное использование налоговых льгот или уплата налогов в полном объеме без учета налоговых льгот);

      · несоблюдение сроков уплаты налогов и сборов;

      · отсутствие квалифицированного специалиста в области налогообложения с учетом специфики деятельности экономического субъекта.

      Расчеты по начислению налогов и сборов являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском учете используется сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет по сч. 68 ведется по видам налогов. К сч. 68 могут быть открыты следующие субсчета: «Расчеты по доходам физических лиц», «Расчеты по при­были», «Расчеты по НДС», «Расчеты по налогу на имущество», «Расчеты по налогу на рекламу» и др.

      Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность исчисления налого­облагаемой базы, применения ставок налогов и платежей, расче­тов сумм налогов, применения льгот при расчете и уплате нало­гов, полноту и своевременность уплаты платежей в бюджет, пра­вильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей, безошибочность составления и своев­ременность представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей, точность ведения аналитического и синтетического учета по сч. 68.

      Цель аудиторской проверки — определить правильность и обоснованность начисления налогов по всем основаниям, предусмотренным соответствующими статьями Налогового кодекса РФ.

      Аудитор должен знать, что для учета расчетов по налогам и сборам Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 68 «Учет расчетов по налогам и сборам». К нему открываются субсчета, соответствующие различным налогам, плательщиком которых является конкретный экономический субъект.

      [3]

      Основные методы получения аудиторских доказательств при аудите расчетов по налогам и сборам:

      · сканирование — прослеживание взаимосвязей по бухгалтерским документам разного уровня;

      · наблюдение — наблюдение за процессом или процедурой расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

      · пересчет — контрольная проверка правильности арифметических расчетов;

      · аналитические процедуры — анализ и оценка полученной аудитором информации с целью выявления искажений, ошибок по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами, а также выявление причин таких ошибок и искажений.

      В настоящее время организации со всех сторон «обложены» многочисленными налогами и платежами. Это связано с фискальной политикой государства и является необходимой мерой в условиях переходного периода к рыночной экономике, сопровождающегося такими негативными явлениями, как экономический кризис, инфляционные процессы и рост дефицита бюджетов различных уровней.

      Часть налогов и платежей в виде начислений относят на себестоимость продукции (работ, услуг), однако увеличение себестоимости в конечном счете означает снижение прибыли.

      Научные исследования показали, что если выразить в абсолютном выражении все налоги и платежи и отнять эту сумму из стоимости всей реализованной продукции, то получится, что у отдельных организаций в виде налогов и платежей изымается вся прибавочная стоимость, а также часть оборотного капитала, вследствие чего у организации не остается средств не только для ведения расширенного процесса производства, но и для простого воспроизводства. Поэтому на практике организация использует законные и незаконные методы «оптимизации» налогов.

      В этих условиях важнейшей задачей аудитора является тщательная проверка правильности расчетов сумм налогов и других обязательных взносов (сборов) и платежей в бюджет. Здесь важную роль играет консультирование организации-заказчика по вопросам налогообложения с целью своевременного и правильного расчета по этим налогам с бюджетом, а также с целью избежания переплат и предупреждения финансовых санкций.

      Как отправить запрос на сверку с налоговой через Контур.Экстерн

      1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ
      2. Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02»
      3. Баранов П.П., Шапошников А.А., Баранова Н.В. Налоговый аудит в России: особенности генезиса и альтернативные интерпретации // Аудиторские ведомости. 2015. N 9. С. 15 — 31.
      4. Жолболдуев П.Б. Вопросы организации учета и аудита расчетов с бюджетом // Известия Иссык-кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран центральной Азии. – 2014. – №1 (4). – с.54-72.

      Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы:

      1) первичные документы бухгалтерского учета;

      2) регистры бухгалтерского учета;

      4) расчеты, справки, сведения;

      5) договоры с контрагентами;

      6) протоколы решений общего собрания учредителей, акционеров;

      7) протоколы решений совета директоров;

      8) приказы исполнительной дирекции;

      9) учетная политика организации в целях налогообложения;

      10) другие, например, первичные налоговые документы, реги­стры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

      Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выделить следующие проверки начисления и уплаты налогов:

      Для составления плана и программы проверки аудитору необхо­димо получить ответы на следующие вопросы, касающиеся тех налогов и сборов, обязанность по которым возникает у проверяемого экономического субъекта, а именно:

      1) Кто отвечает за налоги и сборы на проверяемом экономиче­ском субъекте?

      2) Имеется ли утвержденная приказом учетная политика в об­ласти налогообложения?

      3) Имеется ли приказ о назначении ответственного за расчеты по налогам и сборам?

      Методика аудита налогообложения — это перечень способов практических действий, осуществляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в процессе аудита налогообложения.

      Аудит расчетов по налогам и сборам – является одним из наиболее востребованных видов аудиторских услуг. Сегодня задачами бухгалтерского учета являются не только регистрации фактов хозяйственной деятельности, а также предоставление иноформации для принятия решений финансовых служб предприятия. Это относится и к учету расчетов по налогам и сборам — раньше бухгалтер производил лишь несколько бухгалтерских записей, в настоящее время кроме этого требуется выполнить налоговые расчеты с учетом различных вариантов исчисления налогов, а также отразить текущие и отложенные налоги.

      Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.

      Аудит расчетов по налогам и сборам имеет следующие задачи:

      — проверка состояния расчетов с бюджетом;

      — проверка правильности налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов;

      — проверка соответствия систем бухгалтерского и налогового учета предприятия действующему законодательству.

      Организации обязаны уплачивать налоги и сборы в соответствии с законодательством. Часть налогов и платежей в виде начислений относят на себестоимость продукции (работ, услуг), однако увеличение себестоимости в конечном счете означает снижение прибыли.

      На практике организации используют законные и незаконные методы «оптимизации» налогов.

      В этих условиях важнейшей задачей аудитора является тщательная проверка правильности расчетов сумм налогов и других обязательных взносов (сборов) и платежей в бюджет. Здесь важную роль играет консультирование организации-заказчика по вопросам налогообложения с целью своевременного и правильного расчета по этим налогам с бюджетом, а также с целью избежания переплат и предупреждения финансовых санкций.

      Расчеты с бюджетом по налогам учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», и кредитуется этот счет на сумму налогов, причитающуюся к взносу в бюджет. По дебету этого счета отражаются суммы налогов, фактически перечисленные в бюджет, или задолженность бюджета данной организации. Аналитический учет по счету 68 ведется по каждому виду налогов (платежей):

      — «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

      — «Расчеты по налогу на прибыль»;

      — «Расчеты по акцизному налогу»;

      — «Расчеты по налогу на имущество»;

      — «Расчеты по налогу на операции с ценными бумагами»;

      — «Расчеты по различным сборам и платежам» и другие.

      При проверке расчетов с бюджетом по налогам аудитор должен помнить, что условия начисления, ставки и другие параметры ряда налогов менялись в предыдущем и текущем году, вследствие чего необходимо иметь под рукой все законы и инструкции.

      Поэтому нет необходимости излагать все вопросы, условия, ситуации и т.д. и порядок проведения аудита по расчетам с бюджетом по каждому налогу, сбору или платежу. Остановимся лишь на основополагающих вопросах, которые должен изучить аудитор и которые останутся предметом контроля в любом случае.

      Аудит налога на при быль

      Аудитору рекомендовано воспользоваться Методическими рекомендациями по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ, Протокол от 22.04.2004 № 25).

      Актуальность методики по проверке налога на прибыль при проведении аудита связана с тем, что налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта.

      Цели аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль определяются по таким качественным аспектам отчетности.

      Существование – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду.

      Полнота – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме.

      Оценка (измерение) – расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельности организации.

      Классификация – налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное.

      Представление и раскрытие – обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации. Критерии, используемые аудитором в оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом:

      1) требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;

      2) налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;

      3) международных стандартов финансовой отчетности.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован.